Научная статья на тему 'Инструменты реализации конкурентной политики на региональном рынке молока'

Инструменты реализации конкурентной политики на региональном рынке молока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОК МОЛОКА / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТАНДАРТЫ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ / REGIONAL COMPETITION POLICY / MILK MARKET / ANTITRUST REGULATION / STANDARDS OF INFORMATION DISCLOSURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ниценко Артем Сергеевич

Дана оценка состояния конкурентной среды на региональном рынке молока в Алтайском крае, определены основные факторы, ограничивающие развитие конкуренции, рассмотрены инструменты реализации конкурентной политики на данном рынке, а также предложен инструмент егиональной политики в форме Стандартов раскрытия информации участниками агропродовольственных рынков, а также механизм его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ниценко Артем Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты реализации конкурентной политики на региональном рынке молока»

Экономическая эффективность производства льна-долгунца по интенсивной технологии гораздо выше, чем по традиционной. Расчет показателей экономической эффективности применения интенсивной технологии показал, что затраты на единицу площади оказываются в 1,5 раза выше. Однако получение дополнительного урожая и возможность его реализации в ранние сроки с более высоким качеством позволяют получить прибыль с 1 га в 2,8 раза больше. Уровень рентабельности при использовании интенсивной технологии равен 41%, что составляет 188,9% от уровня рентабельности по традиционной технологии.

Внедрение интенсивной технологии обеспечит повышение производительности труда в льноводстве на 37,5% и увеличение оплаты труда на 1 чел.-ч на 11%. Прямые затраты труда на 1 га снижаются на 27,3%.

Прибыль от реализации льнопродукции на 1 га возросла на 181,9% и составила 8901,7 руб. Реализация льносемян приносит наибольшую прибыль. Прибыль от реализации льносемян на 1 га по интенсивной технологии возросла на 237,4%. Уровень рентабельности при применении интенсивной технологии составил 41%, на 88,9% выше, чем при применении традиционной технологии. Таким образом, внедрение интенсивной технологии способст-

вует повышению производительности труда, росту прибыли и, соответственно, рентабельности производства, достаточной для полной окупаемости капитальных вложений и дальнейшего расширенного воспроизводства.

Полагаем, что совершенствование экономических взаимоотношений в льняном подкомплексе АПК, высокий уровень государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся выращиванием льна-долгунца, применение интенсивных технологий возделывания льна обеспечат рост эффективности функционирования льноводства Омской области.

Библиографический список

1. Об утверждении областной целевой программы «Развитие льнопроизводства в Омской области до 2010 года» // Закон Омской области от 03.11.2004 г. № 555-ОЗ.

2. Возделывание льна-долгунца в Омской области: рекомендации / под ред. И.Ф. Храмцова, В.В. Мороза и др. — Омск: Изд-во ТФ ОмГАУ, 2009. — 19 с.

3. Современная технология возделывания льна-долгунца в Сибири: рекомендации / под ред. Р.Р. Галеева, А.П. Креп-кова и др. — Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2003. — 22 с.

+ + +

УДК 62-5:334.75.009.12:637.1(571.15) А.С. Ниценко

ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ МОЛОКА

Ключевые слова: региональная конкурентная политика, рынок молока, антимонопольное регулирование, Стандарты раскрытия информации.

Введение

В системе рыночных отношений ключевым фактором, обеспечивающим воспроизводство товаров, является механизм ценообразования. Именно цена, выполняя регулирующую функцию, уравновешивает спрос и предложение на рынке. Однако в

сельском хозяйстве возможности функционирования равновесных цен ограничены монополизмом ресурсообеспечи-вающих отраслей промышленности и отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье [1]. Именно монополизмом I и III сфер АПК обусловлен диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, что большинство авторов справедливо считает одной из самых актуальных проблем аграрной экономики [2]. В результате диспаритета

или «ножниц цен» происходит неравномерное перераспределение валового продукта, созданного в сельском хозяйстве в пользу партнеров по АПК. Академик РАСХН И. Буздалов такую форму перераспределения назвал перекачкой и определил как угрозу не только продовольственной, но и общей национальной безопасности страны [3].

Несмотря на признание научным сообществом проблемы неразвитой конкурентной среды в сельском хозяйстве, большинство мероприятий Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2010 гг.» ориентированы только на государственную поддержку сельского хозяйства в форме бюджетного финансирования.

В то же время в условиях мирового финансового кризиса возникает объективная предпосылка для поиска резервов повышения эффективности сельского хозяйства, не связанных с увеличением бюджетного финансирования. На наш взгляд, одним из таких резервов может стать целенаправленная государственная конкурентная политика как на федеральном, так и региональном уровнях. И связано это с тем, что конкуренция обеспечивает:

- повышение эффективности распределения и перераспределения ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребительских предпочтений;

- развитие малого и среднего бизнеса;

- обновление технологии производства, модернизацию оборудования, разработку новых товаров.

Все вышеперечисленное в совокупности позволит создать экономический и социальный базис для развития среднего класса.

Основная часть

На государственном уровне имеется понимание того, что политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан, а в целом — инструментом достижения целей социально-экономического развития страны. В настоящее время распоряжением Правительства РФ № 691-р от 19.05.2009 г. утверждена Программа развития конкуренции (далее — Программа), разрабатываются и региональные Программы.

Реализация конкурентной политики предполагает определенный набор инст-

рументов, которые во многом зависят от основных угроз для конкурентной среды, существующих на том или ином товарном рынке и реализуются эти инструменты в соответствии со спецификой товара, обращающегося на этом рынке. В частности, специфические требования к перевозке молока, обуславливают особенности обращения этого товара на рынке, что неизбежно приводит к высокой степени локализации. Наши исследования показывают, что в 48 из 60 муниципальных районов Алтайского края молоко закупают от 1 до 3 покупателей, и лишь на территории 12 районов количество покупателей колеблется от 4 до 8. При этом, как правило, сбор молока осуществляют переработчики (покупатели молока).

Сельхозпроизводители в основной своей массе ограничены в возможностях транспортировки произведенного молока на дальние расстояния, что связано с отсутствием специального транспорта, высокой стоимостью ГСМ и т.д. Данные факторы, а также инфраструктурные ограничения и, прежде всего, транспортные ограничения, сложившиеся схемы реализации продукции, затрудняют сельхозор-ганизациям возможность расширять границы рынка сбыта молока, что и предопределяет формирование и закрепление локальных монополий.

В результате исследований академика РАСХН Б.И. Покшуса установлено, что главным фактором формирования розничной цены на молочную продукцию являются его переработка и реализация. В России переработчики и торговля забирают 52% от розничной цены [4]. Данные цифры сопоставимы с показателями по Алтайскому краю, где доля производителя молока в розничной цене оценивалась в 2008 г. в диапазоне 39-46%. По расчетам академика, закупочная цена на молоко в России может быть повышена на 15-20% без изменения розничных цен на молочную продукцию, что, собственно, и формирует возможности для конкуренции перерабатывающих предприятий.

Как следует из Программы до настоящего времени в качестве основного инструмента конкурентной политики в России использовались защитные механизмы в форме антимонопольного регулирования. Однако антимонопольное регулирование направлено на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции. Для преодоления монополизма необходимо комплексное использование как

защитных инструментов конкурентной политики, так и инструментов, направленных на развитие конкуренции. Использование данных инструментов должно способствовать выстраиванию рыночных отношений между товаропроизводителем и покупателем на принципах равенства и взаимной выгоды.

Поэтому мы считаем, что применительно к рынку закупа молока защитные инструменты конкурентной политики необходимо направлять на контроль над установлением монопольно низких закупочных цен на молоко, а также над соглашениями и согласованными действиями хозяйствующих субъектов, направленных на установление таких цен. Инструменты, обеспечивающие развитие конкуренции, необходимо применять в целях расширения географических границ рынков сбыта молока, а это требует развития транспортной и информационной инфраструктуры, обеспечения сельхозтоваропроизводителей спецтехникой и спецоборудованием, обеспечивающим охлаждение, хранение и перевозку молока на дальние расстояния.

Эффективность реализации региональной конкурентной политики во многом зависит от своевременного выявления монополизма на товарных рынках молока. Одним из инструментов повышения оперативности реагирования на нарушения антимонопольного законодательства, с одной стороны, и развитие информационной инфраструктуры рынка, способствующей расширению его границ — с другой, мы видим в разработке Стандартов раскрытия информации о хозяйственной деятельности участников рынка молока и молочной продукции. Их наличие может рассматриваться как важнейшее средство организации данного рынка, стабилизации его функционирования и развития механизмов саморегулирования всей сферы продовольственного обеспечения населения.

Выводы и предложения

В настоящее время действуют Стандарты раскрытия информации субъектами электроэнергетики, в планы мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009-2012 гг. включена разработка Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организаций коммунального комплекса. Существуют предложения по разработке подоб-

ных Стандартов в форме Регламентов применительно к рынку нефтепродуктов

[5].

Руководствуясь принципами их создания, мы адаптировали заложенные в них позиции и предлагаем в примерную структуру Стандартов, применительно к рынку молока, включить несколько этапов раскрытия информации его субъектами.

I этап — производство сырого молока, в ходе которого сельхозтоваропроизводители (коллективные сельхозпредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства) представляют информацию о производственной себестоимости продукции, коммерческих издержках.

II этап — переработка и производство молока и молочной продукции, в ходе которого молокоперерабатывающие предприятия, включая посреднические структуры по закупу молока, представляют информацию об объемах закупа сырого молока и условиях договоров поставки молока на переработку, в т.ч. порядок формирования цен на закупаемое сырье, условия заключения договоров переработки молока, сложившиеся затраты на переработку и минимально необходимую рентабельность, формы расчетов.

III этап — оптовая реализация готовой молочной продукции. Здесь оптовые покупатели (торговые дома, базы снабжения, торговые сети, посреднические структуры, мелкооптовые покупатели) представляют информацию об условиях заключения договоров купли-продажи продукции, о ценах покупки продукции, формах оплаты.

IV этап — розничная реализация молочной продукции. Розничные продавцы (отдельные магазины, индивидуальные предприниматели, розничные торговые сети, в т.ч. молокоперерабатывающие предприятия) представляют информацию о поставщиках, условиях покупки и продажи продукции, об объемах продаж, о формировании цен, условиях реализации.

Открытый доступ к информации для всех участников рынка позволит:

- повысить информированность других хозяйствующих субъектов относительно методов и способов осуществления хозяйственной деятельности конкурентов, механизмов и рычагов, лежащих в основе их деятельности, условиях приобретения и продажи молока и продуктов его переработки;

- принимать решения о свободном выборе поставщика или покупателя, выборе

условий заключения договоров купли-продажи сырого молока у сельских товаропроизводителей, условий переработки и поставки готовой молочной продукции.

То есть на практике будет реализовы-ваться информационная функция конкуренции, что будет способствовать эффективному функционированию региональных рынков молока, повышению эффективности саморегулирования всей сферы продовольственного обеспечения.

Внедрение Стандартов раскрытия информации также может рассматриваться как наиболее действенный инструмент повышения эффективности антимонопольного контроля за ценовой политикой хозяйствующих субъектов, функционирующих на товарных рынках сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки.

Комплексный анализ информации, проводимый антимонопольными органами, позволит сделать вывод о рациональности ценовой политики, осуществляемой хозяйствующими субъектами за определенный период времени; адекватности и обоснованности установления цен на закупаемое сельскохозяйственное сырье, в т.ч. сырое молоко и реализуемую в регионе готовую продукцию молокоперерабатываю-щих предприятий; оперативно устанавливать и доказывать факты ценового сговора хозяйствующих субъектов, установления и поддержания монопольно высоких (низких) цен на закуп молока у сельских товаропроизводителей.

Внедрение подобных Стандартов требует и создания организационного механизма по контролю за обеспечением их выполнения. В частности, необходимо на федеральном уровне закрепить за конкретным органом исполнительной власти полномочия по контролю за своевремен-

УДК 331.

Ключевые слова: Пензенская область, сельское хозяйство, государственная

ным и полным раскрытием информации. Такими органами власти могут быть Мин-сельхоз РФ и ФАС России. Кроме того, необходимо внесение дополнений в КоАП РФ в части ответственности за непредставление, несвоевременное или недостоверное представление информации. Только в таком случае данный инструмент будет реализован в полном объеме и не останется лишь формальностью.

Библиографический список

1. Сагайдак Э.А. Концептуальные основы ценовых отношений в АПК / Э.А. Сагайдак // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1998. — № 4. — С. 8-10.

2. Воропаев А. Пути преодоления «ножниц цен» на сельскохозяйственную и промышленную продукцию / А. Воропаев // АПК: экономика и управление. — 1996. — № 10. — С. 48-53.

3. Буздалов И. Перекачка как отражение социально-экономической ущербности аграрной политики / И. Буздалов // Вопросы экономики. — 2009. — № 10. — С. 121-130.

4. Буробкин И.Н. Мясомолочный подкомплекс России: проблемы развития / И.Н. Буробкин, В.Д. Гончаров, Б.Н. Каза-ринов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2009. — № 2. — С. 9-16.

5. Логвинова Е.П. Методы и механизмы регулирования цен на топливо / Е.П. Логвинова, В.Г. Садков // Управление общественными и экономическими системами [Электронный ресурс]: многопредметный научный журнал. — ГОУ ВПО ОрёлГТУ. — 2009. — № 1(13).

поддержка, субсидии, методика, анализ, эффективность.

+ + +

103 + 63 Н.Г. Барышников,

Д.Ю. Самыгин, Ю.С. Зарькова

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.