УДК 338.24
И.Н. Тюкавкин* ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
В статье рассматриваются функции управления промышленностью региона с позиций инструментов и методов управления каждой из них, исходя из общих принципов управления региональной системой экономики. Предлагаются новые методы и инструменты управления реализацией стратегии устойчивого развития региона.
Ключевые слова: экономика, регион, стратегии, функции, устойчивое развитие, концепция, цели, ресурсы, планирование.
В данной статье представлена система основных функций управления промышленными предприятиями региона с позиций инструментов и методов каждой функции управления, исходя из места управления развитием в организационной структуре предприятия и всей структуре управления предприятием, а также тех особенностей, которые накладывают на систему управления устойчивым развитием размеры предприятия и ассортимент выпускаемой продукции [7]. Разрабатывая концепцию управления устойчивым развитием предприятия, автор исходил из следующих принципов управления.
1. Устойчивое развитие предприятия — это его способность функционировать в будущих периодах, часть стратегического плана компании, часть экономического потенциала единой производственно-экономической системы предприятия, все элементы которой связаны единой ресурсной базой.
2. Управление данной системой осуществляется, исходя из миссии предприятия и системы долгосрочных, среднесрочных и текущих целей предприятия, реализация которых объединена единой стратегией, но может быть разделена особенностями функционирования компании [6].
3. В организационной структуре предприятии формирование и реализация стратегии развития возложены на отдел планирования. Как структурное подразделение он связан со всеми службами предприятия. Направления и формы реализации развития предприятия региона, определяемые миссией и системой стратегического планирования, определяются совместно с администрацией и собственниками предприятия.
5. После вступления России в ВТО плановый отдел является стратегическим производственным подразделением предприятия, так как его основное назначение — это продвижение предприятия на глобальных рынках сбыта продукции.
6. В структуре управления развитием регионального предприятия выделяются два уровня [1]:
— управление предприятием со стороны вышестоящих органов, которым оно подчинено;
— управление подразделениями и службами внутри предприятия.
7. Структура управления стратегическим развитием зависит от размера предприятия и объема выпускаемой продукции.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что формирование и реализацию стратегии развития регионального промышленного предприятия необходимо рассматривать как производственно-экономическую часть структурных подразделений объекта управления. Следовательно, управление развитием предприятия представляется как функциональная часть всей системы управления предприятием, а значит, принципы и функции управления будут применимы и к деятельности каждого его структурного элемента, участвующего в формировании и реализации стратегии устойчивого развития. Далее определим механизм формирования и реализации устойчивого развития в системе основных функций управления региональным предприятием. Деятельность любого предприятия невозможна без организации управления, организующего и координирующего действия людей в процессе создания товара или услуги. Управление — это неотъемлемая часть коллективного производства, средство максимизации прибыли, возрастания капитала [2].
В отечественной и зарубежной литературе приводится много определений процесса управления региональным предприятием, но практически не затрагиваются вопросы управления устойчивым развитием той или иной организации. Существует много определений процесса управления организацией: М.Х. Мексон, М. Альберт, Ф. Хедоу-ри, Д. Бодди, Р. Пейтон, Л.Д. Гительман и др. придерживаются «функционального» определения:
* © Тюкавкин И.Н., 2012
Тюкавкин Игорь Николаевич ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
«...управление это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» [5].
По нашему мнению, необходимо более системное определение управления, ориентированное на конечный результат, которое приводится П. Дру-кером: «.Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу»[4].
Исходя из того, что управление устойчивым развитием есть функциональная часть системы управления предприятием региона, автор предлагает следующее определение рассматриваемого понятия: «Управление формированием стратегии устойчивого развития промышленного предприятия — это целенаправленное воздействие на собственников компании, производственный коллектив и отдельных работников с целью планирования, организации и координации ее деятельности для достижения максимальных результатов при осуществлении функционирования предприятия согласно его миссии и оптимальном использовании имеющихся ресурсов» [6].
Функции управления устойчивым развитием предприятия представляют собой рациональную форму разделения труда в соответствии с характером и содержанием выполняемой работы. Так как функции управления устойчивым развитием являются частью функции управления предприятием, они вытекают из содержания производственного процесса, сущности его организации, а также задач, поставленных собственником предприятия.
Согласно однородности решаемых в процессе управления задач, выделяются общие функции управления: планирование, организация, мотивация и регулирование. Если рассматривать функции управления согласно основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности предприятия как объекта управления, то следует выделить конкретные функции: управление технической подготовкой производства, инновационным процессом, маркетингом, сбытовой деятельностью. Общие функции управления являются едиными для всех процессов принятия управленческих решений. На наш взгляд, их следует подразделить на ряд частных функций. В частных функциях управления проявляются специфические особенности реализации механизма функционирования подразделений предприятия. Частные функции управления устойчивым развитием должны быть согласованы и подчинены стратегическим целям общей функции управления предприятием. Частные функции имеют особенности, определяемые видом деятельности (ассортимент),
структурой, рынками деятельности, уровнем конкурентоспособности предприятия [3].
Рассмотрим функции управления формированием стратегии устойчивого развития предприятия региональной промышленности: [7]
1. Планирование. Под планированием формирования и реализации устойчивого развития понимается разработка совокупности технико-экономических показателей и организационно-экономических мероприятий, благодаря которым определяются направления, структура и производственная программа деятельности предприятия на определенный период времени. Формирование стратегии и ее реализация рассматриваются в совокупности. Планирование данной стратегии осуществляется исходя из целей стратегического планирования предприятия на конкретных сегментах рынка, определяемых миссией и маркетинговыми стратегиями ее реализации для каждого вида продукции применительно к реальным условиям рынка.
Классическая схема стратегического планирования деятельности предприятия изложена в трудах И. Ансоффа, Г. Гордона, Ф. Котлера, Г. Мин-зберга, П.Ф. Друкера, О. Виханского, А. Наумова, А. Томпсона, М.Х. Мексона. Согласно концепции, изложенной в трудах этих авторов, стратегическое планирование региона охватывает три уровня: глобальный, среднесрочный, текущий. Каждый их уровней требует определения целей деятельности предприятия, системы их количественной, качественной, временной и географической характеристики. Два первых уровня слабо поддаются формализации. Текущее планирование более четко формализуется, и в условиях деятельности предприятия оно существует в виде технико-экономического и оперативно-календарного планирования. Стратегическое планирование должно охватывать все направления деятельности предприятия. Отправной точкой стратегического планирования является миссия предприятия, которая определяет систему целей предприятия. Исходя из принципов целеполагания, маркетинговой службой предприятия проводится анализ рынков и на базе исследования параметров качества продукции, цен, номенклатуры, ассортиментной разбивки и объемов определяется уровень платежеспособного спроса. Далее предприятию необходимо исследовать свое предложение. Только анализируя степень соответствия параметров платежеспособного спроса конкретного рынка и предложения предприятия, можно разработать эффективную схему его стратегического планирования [4]. Она будет строиться по каждому рынку, исходя из следующих возможных вариантов:
— предложение продукции предприятия соответствует параметрам платежеспособного спроса;
— предложение продукции отклоняется от параметров платежеспособного спроса в меньшую или большую сторону.
В каждом случае от оценки параметров предложения, его объема и динамики зависят направления виды и уровни системы стратегического планирования. После разработки уровней системы стратегического планирования предприятие получает условия деятельности на уровне долгосрочного и среднесрочного планирования, а на уровне текущего планирования, полностью поддающегося формализации, разрабатывает целый ряд маркетинговых стратегий, которые реализуются системами технико-экономического и оперативно-календарного планирования.
2. Организация. Существует много элементов, которые необходимо упорядочить, организовать, чтобы предприятие могло выполнять свои планы и тем самым достигать свои цели. Учитывая важность работы на рынках и необходимость согласования ресурсов и объемов экономической деятельности применительно к формированию устойчивого развития, автор предлагает рассмотреть организацию производственного процесса, торговых операций и организационную структуру отдела планирования [5].
Организация производственного процесса представляет собой соединение в пространстве и времени средств труда, предметов труда и самого труда для производства продукции и своевременного выполнения всех обязательств предприятия на рынках. Пространственное сочетание элементов производственного процесса должно обеспечивать оптимальную производственную структуру предприятия, специализацию его производственных подразделений и их рациональное размещение. Сочетание во времени производственного процесса находит свое выражение в установлении порядка выполнения отдельных операций, рациональном совмещении времени выполнения различных видов работ, в создании календарно-плановых нормативов движения производства. Для успешного производства необходима такая организация основного, вспомогательного и обслуживающего производств предприятия, чтобы продукция была произведена с заданным уровнем качества, комплектности и объема.
Организация торговых операций предполагает применение оптимальных направлений, форм и методов осуществления данных операций. К направлениям можно причислить собственно тор-
говлю, научно- технический обмен, кооперацию, инвестиционное сотрудничество, транспортную и товарную логистику. К эффективным формам относят : экспорт, операции встречной торговли, франчайзинг, государственные заказы. К методам организаций торговых операций относятся прямой и косвенный методы реализации продукции [6].
Организационная структура отдела планирования зависит от размера предприятия, объемов выпускаемой продукции, ассортимента продукции, рынков сбыта. Варианты организационной структуры могут быть следующими: функциональная, географическая, производственная, продуктовая.
3. Мотивация. При управлении устойчивым развитием предприятия нельзя недооценить значение такой функции, как мотивация. Прежде всего мотивация касается производственных рабочих. Задача руководителя предприятия — мотивировать персонал, чтобы в процессе производства не нарушалась технология, параметры изделия, его комплектность. В отечественной и зарубежной литературе известно два метода мотивации: экономический (материальный) и неэкономический (моральный). В условиях России преобладает экономическая составляющая мотивации [7].
Библиографический список
1. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 17 июня 2002 г. 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации».
2. Абыкаев Н. Инвестиционный потенциал и экономический рост (методологический аспект) // Экономист. 2000. № 6. С. 58—66.
3. Бард В.С. Финансово-инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования российской экономики. М.: Финансы и статистика, 2008.
4. Закупень Т.В. Об информационном обеспечении управленческой деятельности госструктур // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. 2007. № 8. С. 12-18.
5. Тюкавкин Н.М. Вопросы объединения предприятий России [Текст] / Н.М. Тюкавкин // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2008. № 1 (39).
6. Тюкавкин Н.М. Анализ рисков в экономике России // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 4.
7. Тюкавкин Н.М. Региональная политика конкурентного федерализма // Регионология. 2008. № 3.
I.N. Tyukavkin* INSTRUMENTS AND METHODS OF MANAGEMENT OF FORMATION AND REALIZATION OF THE STRATEGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
In the article the author views the functions of management by the industry of the region with the help of instruments and management based on the general principles of management of regional system of economy and suggests new methods and instruments of management.
Key words: economy, region, strategies, functions, sustainable development, concept, aims, resources, planning.
* Tyukavkin Igor Nikolaevich ([email protected]), the Dept. of Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.