_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
управления. В данной ситуации необходимо создать механизм, который учитывал бы интересы людей, которые непосредственно связаны с конкретными проблемами местного масштаба. Список используемой литературы:
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//СПС «Консультант плюс»
2. Неустроев А.Н. Сити-менеджер как главное звено местного самоуправления//Проблемы современной науки и образования. 2015. № 1 (31). С. 87-95.
3. Очаковский В.А., Иваненко И.Н., Крутова Я.А., Коробков В.С. К вопросу о введении института сити-менеджера в Российской Федерации//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 113. С. 802-810.
4. Сологуб В.А., Хашева И.А. Роль гражданского общества в реализации государственной политики противодействия коррупции // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. №1. С. 70.
5. Сологуб В.А., Хашева И.А. Мэр или сити-менеджер: к проблеме выбора организационной модели муниципального управления // Проблемы повышения эффективности местного самоуправления в условиях современных реформ и политических процессов в России / Под ред. Понеделкова А.В. Изд-во: ЮРИУ РАНХиГС. 2015.
6. Шалашникова В.Ю. Взаимодействие населения с профессиональным управляющим местной администрации («сити-менеджера»), как фактор развития местного самоуправления//Материалы Афанасьевских чтений. 2015. Т. 1. № 13. С. 250-259.
© Таранова Л.А., 2016
УДК 311.219.1, 338.001.36
Трифунович Любомир
Заместитель генерального директора Союза инновационно-технологических центров России
г. Зеленоград, РФ. e-mail: [email protected] Митрофанов Александр Сергеевич К.т.н., руководитель группы мониторинга программы «Развитие»
г. Москва, РФ e-mail: [email protected]
ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ПРОЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ЗА СЧЕТ ПРОГРАММ ФОНДА СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются основные принципы предоставления государственной финансовой поддержки структурам, ориентированным на выполнение НИОКР, имеющих потенциал коммерциализации. Актуальность существующих инструментов поддержки инновационного развития структур малого бизнеса востребована динамическим курсом развития экономики страны. Это позволяет инициировать инновационную научно-проектную деятельность, направленную на результативность и коммерциализацию прикладных проектов малых инновационных предприятий.
Ключевые слова
инновационная инфраструктура, программы поддержки, финансирование, инновационные проекты,
государственное участие
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
Для развития любой компании одним из необходимых условий является наличие финансовых ресурсов. Особенно важное значение приобретают эти ресурсы для начинающих малых инновационных предприятий (МИП), которые не могут использовать для этих целей средства, полученные от своей деятельности. Кроме того, МИП очень сложно получить кредиты в банках в связи с отсутствием у них основных средств, необходимых для обеспечения кредита и высокими рисками, связанными с их деятельностью. Для начинающих МП, развитие которых связано с разработкой и использованием инновационных решений, преодоление имеющихся сложностей еще более непростая задача. Это связано, прежде всего, с тем, что разработка новой продукции и вывод ее на рынок значительно более сложный процесс, чем работа в уже устоявшихся сферах деятельности (торговля, сфера бытовых услуг и пр.).
В связи с важностью вопроса инновационного развития малого бизнеса и сложностями в его становлении в РФ создана государственная инфраструктура поддержки МП. Одним из элементов данной инфраструктуры является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее Фонд). Фонд создан в 1994 году и одной из основных его задач является финансовая, информационная и консультационная помощь малым и средним предприятиям, занимающимся инновационным развитием. В настоящее время Фонд финансово поддерживает значительно большее количество проектов, чем любая другая российская организация, входящая в инфраструктуру поддержки МИП.
Рассмотрим основные программы финансовой поддержки малых инновационных предприятий Фонда (по данным за 2015 год).
Финансовая поддержка МИП осуществляется ФСИ в форме грантового, то есть безвозмездного финансирования инновационных проектов в рамках реализации ряда программ.
Общий объем финансирования Фондом по перечисленным программам в 2015 году составил порядка 7.5 млрд. руб. Структура финансирования по основным программам Фонда в 2015 году показана на рис.2. Из этого рисунка видно, что наибольший объем поддержки был оказан МИП для содействия развитию высокотехнологичных секторов экономики и поддержки экспортоориентированных компаний (72%). Поддержка начинающих МИП составила 13%, а на вовлечение молодежи в инновационную деятельность было направлено 15% от общего объема финансирования.
Подробно остановимся на программах направленных на поддержку прикладных научных проектов, находящихся на стадии НИОКР и имеющих коммерческий потенциал.
Программа «Развитие». Программа ориентирована на поддержку действующих МИП, имеющих положительную деловую репутацию и опыт продаж наукоемкой продукции на рынке. При этом они ощущают необходимость проведения дополнительных НИОКР, позволяющих повысить эффективность работы путем диверсификации своего производства, а также создания и освоения новых рынков сбыта. В результате реализации проекта должны быть не только выполнены НИОКР, но и на основе полученных результатов созданы высокопроизводительные рабочие места, а разработанная продукция выведена на рынок. Программа рассчитана на 1 год. Общий размер гранта составляет не более 15 млн. руб. Основными особенностями программы являются:
- наличие у компании - заявителя оборота в каждом из двух предыдущих лет на уровне не менее размера запрашиваемого гранта;
- осуществление финансирования со стороны Фонда в два этапа по 6 месяцев равными долями. При этом финансирование второго этапа осуществляется только в случае успешного выполнения первого этапа;
- наличие соинвестора, который вкладывает в проект средства в размере не менее 50% суммы средств, предоставляемых Фондом. При этом средства соинвестора вкладываются поэтапно равными долями;
- использование средств Фонда только на проведение НИОКР.
Программа «Интернационализация». Целью программы является содействие международному сотрудничеству и поддержка проектов по разработке несырьевой экспортно-ориентированной продукции. Размер гранта не более 15 млн. руб. Кроме того, необходимо наличие софинансирования в размере не менее 50% от суммы средств, предоставляемых Фондом. Программа состоит из двух подпрограмм -
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
«Экспорт» и «Международные программы». Подпрограмма «Экспорт» направлена на поддержку действующих предприятий, которые имеют опыт продаж наукоемкой продукции за рубежом, и нуждаются в проведении дополнительных НИОКР, позволяющих расширить продуктовую линейку экспортно-ориентированной продукции для удержания или увеличения доли присутствия на конкурентоспособном зарубежном рынке. По условиям участия она схожа с программой «Развитие», в том числе в ней предусматривается выполнение следующих условий:
- проведение НИОКР в течение одного года;
- осуществление финансирования со стороны Фонда в два этапа по 6 месяцев равными долями. При этом финансирование второго этапа осуществляется только в случае успешного выполнения первого этапа;
- наличие соинвестора, который вкладывает в проект средства в размере не менее 50% суммы средств, предоставляемых Фондом. При этом средства соинвестора вкладываются поэтапно равными долями;
- использование средств Фонда только на проведение НИОКР.
Кроме того, при отборе проектов учитывается потенциал МИП по выводу отечественной наукоемкой продукции на зарубежные рынки (в том числе, опыт работы по реализации продукции за рубежом), по увеличению доли занимаемого зарубежного рынка, а также социально-экономический эффект от реализации проекта для региона, в котором расположен МИП
Участие в программах Фонда позволяет привлечь для реализации региональных инновационных проектов значительные дополнительные средства из федерального бюджета. Кроме того, привлечение этих средств способствует развитию малого бизнеса, что также является важной региональной задачей. В то же время в различных регионах к решению этой задачи относятся по-разному. Рассмотрим итоги привлечения в регионы в 2015 году дополнительного финансирования для реализации МИП инновационных проектов на примере программ «Развитие» и Интернационализация». Объем привлеченного финансирования зависел от количества поддержанных заявок, которое, в свою очередь, определялось следующими критериями:
- количеством поданных заявок;
- наличием и правильностью оформления документов, которые согласно условиям участия в программе, необходимо приложить к заявке. В случае, если документы не прилагались, или они были неправильно оформлены, заявка снималась без рассмотрения по существу. Для оценки этого критерия использовался коэффициент снятия заявок (КС), представляющий собой отношение количества снятых заявок по отношению к количеству поданных;
- оценкой содержательной частью заявки (ее научной составляющей, перспективами коммерциализации, рисками проекта, описанием команды и др.). Для оценки этого критерия использовался коэффициент общей поддержки заявок (КП), представляющий собой отношение количества поддержанных заявок по отношению к количеству поданных Кроме того, при анализе используется коэффициент поддержки рассмотренных заявок (КРС), представляющий собой отношение количества поддержанных заявок к количеству заявок, рассмотренных по существу (то есть количество поданных заявок за минусом количества заявок, снятых в связи с неправильной подачей документов).
Программа «Развитие». Из 85 регионов, по которым проводился анализ, из 29 регионов не было подано ни одной заявки от МИП, от 1 до 5 заявок было подано от МИП из 29 регионов, от 6 до 10 заявок -от МИП из 9 регионов, от 11 до 20 заявок - от МИП из 12 регионов и более 20 заявок -от МИП из 6 регионов. Распределение регионов в зависимости от количества поддержанных заявок приведено в Таблице 1
Таблица 1
Распределение регионов в зависимости от количества поддержанных заявок
№ Поддержанные заявки Количество регионов
1. Не поддержано ни одной заявки 42
2. Поддержана 1 заявка 8
2. Поддержано 2 заявки 17
3. Поддержано от 3 до 5 заявок 10
4 Поддержано от 6 до 8 заявок 4
5. Поддержано от 9 до 11 заявок 0
6. Поддержано более 11 заявок 4
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
Из Таблицы 1 видно, что половина регионов не использует возможность привлечения финансирования инновационных проектов по программе «Развитие». При этом заявки от МИП из 29 регионов вообще не подавались, а заявки от МИП из 13 регионов были или сняты, или отклонены после рассмотрения. Одновременно с этим 8 регионов активно используют возможности этой программы. В частности, в 2015 году поддержано 75 заявок от МИП г. Москвы, 19 заявок от МИП Московской области, 18 заявок от МИП г. Санкт-Петербурга и 15 от МИП Республики Татарстан. Необходимо отметить, что такая ситуация является итогом правильно организованной работы как по поддержке начинающих МИП, так и по подаче заявок на программу «Развитие». Эти четыре региона являются лидерами и по количеству поданных и поддержанных заявок практически по всем программам Фонда, что обеспечивает наличие в регионе значительного количества МИП, которые могут подать заявки для участия в программе «Развитие». В результате регионы являются лидерами по количеству поданных заявок, имеют значение коэффициента снятия на уровне среднего значения по РФ (за исключением Санкт -Петербурга). Что касается коэффициента общей поддержки, то его значение у регионов -лидеров также находится на среднем уровне. Так, при среднем значении по РФ 29% его значение для МИП г. Москвы и для МИП Московской области - - 32%, для МИП Республики Татарстан - 31%, для МИП г. Санкт-Петербурга - 20% (низкое значения этого коэффициента объясняется большим количеством заявок, снятым по формальным основаниям)
Несколько иная ситуация среди четырех регионов, у МИП которых было поддержано от 6 до 8 заявок. В эту группу входят:
-Новосибирская область (поддержано 8 заявок, подано 28);
- Ярославская область (поддержано 7 заявок, подано 16);
- Самарская область (поддержано 7 заявок, подано 28);
- Республика Башкортостан (поддержано 6 заявок, подано 12)
Результаты Новосибирской и Самарской областей достигнуты за счет большого количества заявок при значении коэффициента общей поддержки среднем или ниже среднего. Что касается заявок Ярославская области и Республики Башкортостан, то при достаточно небольшом для регионов, МИП которых участвовали в программе «Развитие», количестве заявок можно отметить низкий коэффициент снятия. Из 12 заявок, поданных МИП Республики Башкортостан, была снята только одна заявка, из 16 заявок, поданных МИП Ярославской области, не было снято ни одной. Кроме того, для МИП этих регионов моно отметить высокое значение коэффициента общей поддержки заявок, которое в Республике Башкортостан составляет 50%, а в Ярославской области - 44%.
Анализ итогов реализации программы «Развитие» и мониторинг отдельных проектов по этой программе экспертами Союза ИТЦ позволил определить три основных фактора, которые влияют на дополнительные объемы федерального финансирования, привлекаемые в инновационные проекты региона за счет участия региональных МИП в программе «Развитие». К ним относятся:
- наличие в регионе регионального представительства Фонда;
- уровень инновационного развития региона;
- уровень организации работы регионального представительства Фонда по привлечению федерального финансирования в инновационные проекты региональных МИП по программе «Развитие»
Выводы.
1.Для развития экономики региона за счет инновационных проектов, реализуемых МИП для своего развития, имеется возможность привлекать бюджетное финансирование из федеральных источников по программе «Развитие» Фонда содействия инновациям.
2.Анализ итогов реализации программы «Развитие» в 2015 году по различным регионам показывает, что разные регионы по - разному относятся к этой возможности. Наиболее активные регионы привлекли таким образом более 100 млн. руб. В то же время половина регионов РФ не использовали имеющуюся возможность, а еще порядка 25% использовали ее не в полной мере.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
Для привлечения бюджетного финансирования из федеральных источников по программе «Развитие» необходимо наличие как объективных факторов (высокий научно-технический потенциал региона; наличие действующих МИП, собирающихся развиваться с использованием инновационных решений), так и субъективных (прежде всего, активной и квалифицированной работы регионального представительства Фонда).
Результаты проведенного анализа позволят регионам и региональным представительства Фонда определить возможности дальнейшей активизации работы по привлечению финансирования из федеральных источников по программе «Развитие» для поддержки инновационно-активных МИП. Список использованной литературы
1. М.С.Чванова, М.В. Храмова, И.П. Митрофанова, Л.И. Осипова, Л. Трифунович Инновационный подход к проектированию профиля магистерской программы// ИННОВАЦИИ, 2015. № 9, стр. 16-22
2. И.П. Митрофанова, А.С. Митрофанов, А.В. Микитась Программа поддержки малого инновационного бизнеса «Кооперация» как инструмент реализации антикризисных мероприятии// КАЧЕСТВО ИННОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ 2015. №4(118) стр. 13-18
© Трифунович Л., Митрофанов А. С., 2016
УДК 338.432
Тубалец Анна Александровна
канд. экон. наук, ст. преподаватель КубГАУ Толмачев Алексей Васильевич докт. экон. наук, профессор КубГАУ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ДРАЙВЕРЫ ВНЕШНИХ ЗЕРНОВЫХ РЫНКОВ
Аннотация
Показаны рынки сбыта отечественной зерновой продукции, объемы импорта зерновых основными мировыми потребителям. Отмечается, что особенностью развития современного рынка зерна является высокая ценовая конкурентная борьба, где наша страна имеет определенные преимущества. Приводится и краткий интересный анализ импортных региональных позиций Краснодарского края по зерновым
Ключевые слова
Зерновые, экспорт, цена, конкуренция, преимущества, сегменты рынка.
Сегодня наша страна экспортирует зерновые в 50 стран мира и входит в топ-5 крупнейших экспортеров зерна наряду с США, Евросоюзом, Канадой, Австралией. В 2011-2012 маркетинговом году (МГ) мы входили в топ-3, экспортировав рекордные 27 млн т зерновых, при этом объем вывезенной пшеницы составил 21,6 млн т (данные USDA). Объем зерна, поставленного в 2013-2014 маркетинговом году на внешние рынки, составил 25,4 млн т. По предварительной информации Минсельхоза РФ в 20142015, 2015-2016 маркетинговых годах было экспортировано около 30 млн т. зерна и наша страна вышли на первое место в мире по экспорту пшеницы [3; 4].
В настоящее время торговля пшеницей в значительной степени привязана к транспортным издержкам и поделена по зонам. Черноморский и Европейские регионы поставляют зерновые крупнейшим покупателям на Ближнем Востоке и в Северной Африке, Соединенные Штаты и Канада доминируют на