УДК 338.246.2 ББК 65.261.8 Х 98
Р.Д. Хунагов
Доктор социологических наук, ректор Адыгейского государственного университета,
г. Майкоп. Тел.: (8 772) 5 7 02 73.
И.В. Сугаипова
Доктор экономических наук, профессор кафедры учета и финансирования
Адыгейского государственного университета. Тел. (928) 665 77 30, e-mail:
sugaipova@ram bler. ru.
Инструменты дебюрократизации и преодоления коррупционной составляющей региональной социально-экономической политики
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы коррупции и работа одного из самых действенных органов борьбы с коррупцией, располагающих эффективными инструментами отслеживания и предотвращения этого негативного явления, - Счетной палаты (на примере Краснодарского края); представлены оптимальные пути борьбы с коррупцией.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, социально-экономическая политика, коррупция, Счетная палата, бюджетные средства.
R.D. Khunagov
Doctor of Sociology, Rector of Adyghe State University, Maikop. Ph.: (8 772) 570 2 73.
I.V. Sugaipova
Doctor of Economics, Professor, Professor of Account and Financing Department of Adyghe
State University. Ph.: (928) 665 77 30, e-mail: [email protected].
Tools of debureaucratization and overcoming a corruption component in regional social and economic policy
Abstract. The paper examines problematic aspects of corruption on the basis of materials of the Krasnodar Territory and the work of the Audit Chamber, one of the most effective bodies of fight against corruption, which has effective tools of tracking and prevention of this negative phenomenon. The optimum ways of fight against corruption are presented.
Keywords: state financial control, social and economic policy, corruption, Audit Chamber, budgetary funds.
Сегодня активизация контроля в системе социально-экономической политики в регионах приобретает особую актуальность. В России тяжелейшее заболевание современного общества - коррупция - приобрела грандиозные масштабы. Она проявляется не только в отношениях между чиновниками и гражданами, чиновниками и предпринимателями, но и внутри самого бизнеса.
Современная коррупция - это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой Уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социальноэкономическое явление. Сегодня коррупция распространяется на все сферы общественной жизни.
Данная тенденция предъявляет высокие требования к организации работы контрольно-счетных органов страны. В новых условиях от контрольных органов требуется сократить административное давление на экономику и обеспечить качественный и своевременный анализ результативности расходования бюджетных средств. При этом важнейшими приоритетами работы остаются устранение системных причин коррупции и повышение прозрачности бюджетно-финансовой системы [1].
Один из самых действенных органов борьбы с коррупцией, располагающий эффективными инструментами отслеживания и предотвращения этого негативного явления,
- Счетная палата.
Счетная палата Краснодарского края, являясь региональной составляющей системы государственного аудита, с момента своего образования включилась в борьбу с коррупционными проявлениями в сфере управления бюджетом, собственностью и ресурсами края. Счетная палата Краснодарского края осуществляет свою деятельность в рамках федерального и регионального законодательства, совершенствуя методы предварительного контроля, экспертно-аналитической деятельности, при этом внедряются элементы аудита эффективности и стратегического аудита.
Осознавая эффективность мер предупредительного и профилактического характера в борьбе с коррупцией, Счетная палата Краснодарского края внесла предложения по совершенствованию ряда краевых законов с точки зрения повышения их прозрачности и подконтрольности обществу: о межбюджетных отношениях и бюджетном процессе в Краснодарском крае. Это важная и эффективная мера, поскольку охватывает и регламентирует деятельность в сфере формирования и распределения государственных ресурсов всех участников бюджетного процесса: от получателей до главных распорядителей.
Немаловажное значение имеет рассмотрение на заседаниях профильных комитетов Государственной Думы Краснодарского края итогов контрольных мероприятий, на которых присутствуют представители проверяемых организаций и ведомств. Такой подход позволяет обеспечивать более оперативное и полное исполнение представлений и предписаний, вынесенных после проведения проверок. Так, комитетами Государственной Думы Краснодарского края по земельным отношениям и землеустройству и социальной политике рассмотрены результаты контрольных мероприятий по проверке законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета края, выделенных государственным унитарным предприятиям на формирование и содержание регионального продовольственного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также законности, рациональности и эффективности использования средств бюджета Краснодарского краевого Фонда обязательного медицинского страхования.
Большое внимание уделяется также взаимоотношениям с органами исполнительной власти как с объектами контроля. Счетная палата ежегодно направляет несколько десятков представлений и предписаний в Правительство края, органы государственной власти и организации. При этом самой Счетной палатой ведется постоянный мониторинг реализации содержащихся в них предложений и рекомендаций. Таким образом осуществляется обратная связь между Счетной палатой и исполнительной властью по решению проблем совершенствования управления государственными финансами и повышения эффективности их использования [2].
Безусловно, что лишь одними усилиями на законодательной основе нельзя сформировать эффективную систему борьбы с коррупцией, важны и иные меры, в том числе контрольно-ревизионные.
Сам факт появления в крае независимого контрольного органа - Счетной палаты, вызвал среди ряда теперь уже прежних руководителей нескрываемое неудовольствие. Зачастую при проведении контрольных мероприятий встречалось откровенное противодействие со стороны должностных лиц отдельных ведомств, привыкших к неподконтрольности и безнаказанности. Огромный резонанс вызвали результаты уже первого контрольного мероприятия Счетной палаты - проверки дорожной отрасли края. По
результатам проведенного аудита управлению финансов Краснодарского края было предложено принять меры по возврату в краевой бюджет неправомерно израсходованных дорожниками средств.
Глобальная проверка была проведена в сфере государственных закупок в Краснодарском крае. Она вскрыла как системные нормативно-правовые недостатки, так и серьезные организационные недоработки ответственных должностных лиц. Проверка показала, что практически одна треть от общего объема государственных закупок проведена с нарушениями установленного порядка. Счетная палата смогла вскрыть и сформулировать основные проблемы размещения государственных заказов, привлечь к ним пристальное внимание органов власти и общественности и в определенной степени снизить коррупционную составляющую в этой сфере деятельности.
Не менее коррупционной оказалась сфера использования бюджетных средств края для формирования и содержания регионального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Независимый государственный аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятий, проведенный Счетной палатой Ставропольского края, вскрыл и наглядно показал масштаб нарушений и злоупотреблений, которые вынуждены были в рамках полномочий контрольного органа корректно назвать неэффективным использованием бюджетных средств. Более жесткие формулировки призваны давать правоохранительные органы, которым направляются материалы проверок.
Как показывают факты проведенных проверок, наиболее коррупционными являются процедуры, связанные с земельными и имущественными отношениями. Выявленные нарушения в данной сфере обернулись многомиллионными потерями доходов для бюджетов различного уровня.
Ощутимые изменения в организации работы и отношении к казенным средствам произошли после проведения контрольных мероприятий в краевом Фонде обязательного медицинского страхования и в министерстве физической культуры и спорта Краснодарского края. Для увода денег из казны, как правило, используются всевозможные изощренные схемы, квалифицировать которые как воровство вправе лишь правоохранительные органы. В компетенции контрольного органа оценивать нарушение как нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств.
Большинство нечистоплотных схем в Краснодарском крае проворачивается в сфере ЖКХ, дорожной отрасли, в сфере размещения госзаказов, в деятельности ГУПов и МУПов. Однако доказать нарушения бывает непросто. Крайне сложно проверить, сколько в прошлом году муниципальные власти вывезли на свалку мусора, сколько высыпали соли на дорогах города, постелили асфальта, а ведь результаты проверки должны иметь стопроцентную достоверность и объективность.
У самой Счетной палаты нет репрессивных функций, она только контрольный орган, и для принятия решений материалы проверок направляются в прокуратуру.
Сегодня деятельность органа независимого государственного финансового контроля находит поддержку не только общественности и органов власти, но зачастую и самих проверяемых структур. Современные грамотные руководители осознают насущную необходимость усиления контроля расходования казенных средств, использования госсобственности, земли. Общественное мнение единодушно и в том, что в равной степени государственному аудиту эффективности подлежат как средства регионов, так и федеральные средства: от бюджета муниципалитета до стабилизационного фонда и золотовалютных запасов страны.
В целях совершенствования системы межведомственного сотрудничества Счетной палатой заключены соответствующие соглашения с правоохранительными и надзорными органами, представленными на территории Краснодарского края.
Отдельным и очень важным направлением внешних связей Счетной палаты Краснодарского края является сотрудничество с контрольными органами, взаимодействие со Счетной палатой РФ.
Счетная палата Краснодарского края входит в состав Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. Значительная часть общенациональных инвестиционных и социальных проектов и программ реализуется по принципу софинансирования. Поэтому Счетной палатой осуществляется активное взаимодействие по контролю за реализацией приоритетных национальных проектов, которые нацелены на повышение качества жизни наших граждан и решение первоочередных проблем в социальной сфере. Это взаимодействие имеет ключевое значение с точки зрения создания в России единой системы сквозного контроля за реализацией стратегически значимых задач социально-экономического развития страны на всех уровнях бюджетной системы.
На основе анализа коррупционной составляющей в сфере формирования и расходования средств бюджета, использования государственного имущества и ресурсов Счетной палате РФ следует рассмотреть оптимальные пути борьбы с коррупцией:
1. В проект федерального закона «О внешнем финансовом контроле в Российской Федерации» внести для рассмотрения в Государственную Думу РФ следующие предложения:
- установить порядок взаимодействия и разграничения функций органов внешнего и внутреннего контроля;
- регламентировать порядок и периодичность проведения контрольных и экспертноаналитических мероприятий;
- в связи с непосредственным влиянием на формирование и расходование бюджетов всех уровней цен и тарифов, устанавливаемых на энергоресурсы, товары и услуги естественных монополий, распространить сферу подконтрольности органам внешнего государственного контроля на вопросы законности и обоснованности ценообразования в этих отраслях, оценки их влияния на экономику регионов и страны в целом;
- в целях обеспечения результативности взаимодействия органов внешнего контроля и правоохранительных органов установить более действенный регламент принятия решений и мер реагирования правоохранительными органами на материалы проверок, направленные органами внешнего финансового контроля;
- в целях обеспечения принципов открытости и гласности в деятельности органов власти, органов внешнего финансового контроля и правоохранительных органов регламентировать процесс информирования общественности о результатах проверок и принятых мерах реагирования.
2. Вынести для рассмотрения на заседание Государственной Думы РФ соответствующие изменения в действующее законодательство (с учетом норм, предусмотренных законопроектом «О внешнем финансовом контроле в Российской Федерации») в следующих целях:
- установления административной и уголовной ответственности за нерезультативное и неэффективное использование бюджетных средств в крупном и особо крупном размерах;
- установления мер ответственности должностных лиц, органов власти, правоохранительных органов, юридических лиц за непринятие мер реагирования на обращения, представления и предписания органов внешнего финансового контроля.
3. Вынести для рассмотрения на заседание Государственной Думы концепцию законопроекта «О государственном аудите в Российской Федерации».
5. Вынести для рассмотрения на заседание Государственной Думы проект изменения в действующее законодательство, регламентирующее сферу размещения государственного заказа и осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
4. Разработать:
- методические материалы по проведению антикоррупционной экспертизы законодательных и нормативных актов от этапа разработки законопроекта до правоприменительной практики;
- методические материалы по выявлению в ходе контрольных и экспертноаналитических мероприятий коррупционной составляющей в деятельности и принятии управленческих решений в органах государственного и муниципального управления,
предприятиях и организациях, являющихся получателями бюджетных средств;
- методические рекомендации по аудиту эффективности реализации наиболее значимых инвестиционных и социальных проектов и программ, реализуемых с участием государства, в том числе мер антикризисного государственного реагирования;
- провести курсы повышения квалификации сотрудников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по изучению антикоррупционных методик и обмену накопленным опытом;
- провести анализ коррупционной составляющей и коррупционных рисков в новой редакции Бюджетного кодекса РФ и трехлетнем бюджете Российской Федерации.
Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования контрольной деятельности в области борьбы с коррупцией следует обеспечить системный подход к ее организации с использованием всего арсенала предоставленных контролирующим органам средств, с широким внедрением новых форм и методов работы. Одновременно необходимо наладить надлежащее информационное взаимодействие, всесторонне развивать сотрудничество государственных контрольных органов, объединить усилия в деле создания в России по-настоящему современной и эффективной системы государственного контроля.
Примечания:
1. Бондарь В.В., Смирнова И.В. Оценка эффективности управления государственной собственностью / Московский государственный университет печати. М., 2008.
2. О роли и задачах органов внешнего государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией: материалы совещания отделения Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в Южном федеральном округе, 1 ноября 2008 г., г. Ростов-на-Дону. Ростов н/Д, 2008.
References:
1. Bondar V.V., Smirnova I.V Efficiency assessment of state ownership management. Moscow State University of Press. M., 2008.
2. A role and tasks of bodies of external state financial control in fight against corruption: materials of meeting of department of Association of control and calculating bodies of the Russian Federation in the Southern federal district, November 1, 2008, Rostov-on-Don. 2008.