ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА ПОВЫШЕНИЯ ВКЛАДА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА С УЧЕТОМ СНИЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
TOOLS FOR ASSESSING THE POTENTIAL OF INCREASING CONTRIBUTION OF SMALL BUSINESSES TO THE REGION'S SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN TERMS OF REDUCTION OF THE ADMINISTRATIVE BURDEN ON BUSINESS
Мухаметова Диана Данияровна
ассистент кафедры «Экономика и менеджмент», ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»
Аннотация
В статье исследуются вопросы оценки потенциала повышения вклада малого предпринимательства в устойчивое развитие экономики региона. Обосновывается подход, согласно которому снижение совокупного (формального и неформального) административного давления на бизнес рассматривается как фактор обеспечивающий увеличение объемов вложений малого бизнеса в устойчивое социально-экономическое развитие региона. Моделируется инструментарий позволяющий определять потенциальные объемы увеличения легальной предпринимательской деятельности в случае нивелирования угроз неформального административного давления на субъекты бизнеса и оптимизации системы формального регулирования предпринимательской деятельности. Предлагается методика оценки эффективности мер административного регулирования предпринимательства на основе рейтингового мониторинга темпов прироста (снижения) показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в регионе.
Abstract
The article examines the questions to assess the potential of increasing the contribution of small business to the sustainable development of the regional economy. Substantiates the approach that the decrease in the total (formal and informal), the administrative burden on business is seen as a factor which increases the volume of investments in small businesses sustainable socio-economic development of the region. Simulated tool which allows to determine the potential volume increase in legal business activities in the case of leveling threats informal administrative burden on business entities and optimization of formal business regulation. A method of evaluating the effectiveness of the administrative regulation of business on the basis of the rating of monitoring the rate of increase (decrease) the performance of small businesses in the region.
Ключевые слова: малое предпринимательство, вклад малого бизнеса в устойчивое развитие экономики региона, административное давление на бизнес.
Key words: small business, small business contribution to sustainable development of the regional economy, the administrative burden on business.
Введение
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы формирования условий для устойчивого развития экономики, являющегося основным фактором обеспечения растущих запросов со стороны общества на улучшение качества жизни населения.
Как показывает мировая общественная практика, в условиях практического исчерпания традиционных ресурсов для обеспечения стабильности и устойчивости развития экономики в регионе, значительно возрастает роль предпринимательства как важнейшего инвестиционно-инновационного фактора и драйвера экономического роста в регионе. В этом контексте именно малый и средний бизнес многими экспертами и специалистами рассматривается как серьезный потенциал экономического развития территорий, способный на протяжении длительного времени поддерживать стабильные темпы наращивания социально-экономического развития регионов. При этом необходимо понимать, что во всех экономически развитых странах малое предпринимательство является ключевым элементом в системе экономических отношений и развитие малого предпринимательства властями этих стран традиционно рассматривается как приоритет государственной политики. То есть, если исходить из успешного мирового опыта, становиться понятным, что результативность развития малого предпринимательства, повышение его вклада в наращивании социально-экономического потенциала страны во многом определяется отношением государства к обозначенному сегменту национальной экономики. По нашему мнению в России, где власть (государство) традиционно занимает доминирующее положение и относительно общества и относительно бизнеса государственная политика в сфере регулирования предпринимательской деятельности является основным фактором, способным оказывать решающее влияние на уровень развития малого бизнеса. Представляется, что в современных условиях российский малый бизнес способен значительно увеличивать свою долю в структуре
экономики только при эффективно выстроенной и отлаженной системе государственного регулирования и государственной поддержки предпринимательства.
Проблемные аспекты ведения предпринимательской деятельности в контуре современной системы административного регулирования
бизнеса
Однако на современном этапе развития рыночных отношений в нашей стране система административного регулирования предпринимательской деятельности продолжает характеризоваться своей неэффективностью. Одним из самых негативных аспектов современного функционирования российского предпринимательства, сдерживающих поступательное развитие малого и среднего бизнеса, является высокий уровень неопределенности параметров административного воздействия на хозяйствующие субъекты. В российской деловой практике формальное давление (издержки, накладываемые на предпринимателя действующим законодательством) достаточно часто дополняются неформальными требованиями органов власти, выполнение которых в любом случае ведет к повышению издержек предпринимателя и требует от него перенастройки параметров ведения бизнеса с целью сохранения рентабельности своей деятельности. Следовательно, вполне справедливо говорить, что российский бизнес в настоящее время находиться под избыточным административным давлением формального и неформального характера, что в значительной мере сковывает предпринимательскую активность и не позволяет высокими темпами наращивать вклад малого предпринимательства в устойчивое социально-экономическое развитие регионов.
В таких условиях разработка инструментария количественной оценки общего уровня издержек предпринимателя на выполнение формальных и неформальных требований со стороны органов власти является важнейшей научно-исследовательской задачей. В целом количественную оценку
совокупного административного давления на малый бизнес можно
Т7ГЛ_ П ,Т . С Т7П
представит следующим образом: = , где - совокупное
о
административное давление на малое предприятие в год; - количество
действий, необходимых для выполнения требований возникающих в
процессе совокупного (формального и неформального) административного
т с
давления; - время на выполнение этих требований; - частота
с
возникновения требований; - средняя стоимость выполнения
формальных и неформальных административных требований.
т_Т) 'Т ' т
Данную формулу можно преобразовать в виде = , где -
количество человеко-дней необходимых для выполнения требований ад-
Lft
министративных органов: { - время затраченное на выполнение
формальных требований; ^ - время затраченное на выполнение
неформальных требований ; Lfp - время затраченное на формальные
контрольно-надзорные проверки, Lnp - время затраченное на
неформальные контрольно-надзорные проверки.
Совокупное административное давление на малое предприятие Сло
Олп={ Lt + Lnt + Lp + Lnp) ^ + Б s
определяется как А0 1 { п {р пр , где - стоимость одного часа
с
рабочего времени специалиста; - реальные стоимостные издержки
малого предприятия на выполнение совокупных административных
требований; (L{t+Lnt+L{p+Lпр) s - трансакционные издержки малого предприятия.
Совокупное административное давление, рассчитывается путем умножения средневзвешенной оценки бремени на одно малое предприятие на количество малых предприятий, которые обязаны выполнять конкретные
требования. Необходимая информация об определяющих факторах административного бремени в вышеприведенном уравнении собирается с помощью опросов.
Инструментарий моделирования оценки параметров экономической деятельности предпринимателя с учетом неформальной компоненты нивелирования избыточного административного давления
C точки зрения финансовой устойчивости малого предприятия, издержки, связанные с выполнением совокупных административных требований, могут формироваться за счет официально неучтенных («теневых») денежных поступлений в результате производства дополнительного объема неучтенной продукции, оказания дополнительного объема неучтенных услуг, выполнения дополнительного объема неучтенных работ и т.д. при той же структуре условно-переменных и накладных расходов (вариант А), или путем незаконной оптимизации налогооблагаемой базы (искусственное завышение условно-переменных издержек) (вариант Б).
В этой связи нами предложена модель оценки параметров функций изменения доли накладных издержек связанных с выполнением совокупных административных требований в цене продукции, услуги, работе опирающаяся на предположение сохранения безубыточности хозяйственной деятельности предпринимателя, в новом формате его деятельности, предполагающем формирование и аккумулирование дополнительных накоплений, идущих на выполнение совокупных административных требований.
Для целей моделирования предусматривается введение следующих
параметров:
™ =-^-'(1)
цде - начальный объем безубыточных продаж продукции,
оказания услуг, выполнения работ предприятий, ед.; требуемый
объем прироста выпуска продукции оказания услуг, выполнения работ для покрытия накладных издержек связанных с выполнением совокупных административных требований , т.е. скрываемый объем теневого
производства, оказания услуг, выполнения работ ед.; w - коэффициент
нарастания минимально необходимой предприятию выручки от продаж продукции, , оказания услуг, выполнения работ с учетом аккумулирования дополнительных средств для выполнения совокупных административных требований и первоначальной минимально необходимой предприятию выручки от продаж продукции, оказания услуг, выполнения работ;
ь= Вм+АВлр
Вм
где Вм - сумма накладных расходов, соответствующих первоначальному значению минимально необходимой предприятию выручки
от продаж продукции, оказания услуг, выполнения работ , ден. ед.;
АО - прирост накладных административных затрат на выполнение совокупных административных требований обеспеченных дополнительным
приростом , ден. ед.; ^ - коэффициент нарастания накладных
издержек предприятия при включении сумм для аккумулирования дополнительных средств на выполнение совокупных административных требований.
Ч = "м + "иАР, (3 ) им
цде м - начальный уровень удельных переменных издержек в цене
продукции, услуге, работе; Л и АО - прирост условно-переменных издержек, выводимый из под налогообложения с целью аккумулирования
дополнительных средств на выполнение совокупных административных
требований; ^ - коэффициент увеличения удельных условно-переменных
издержек для аккумулирования дополнительных средств на выполнение совокупных административных требований.
Г = "Г (4)
где 1 - удельная доля условно переменных издержек в цене
продукции услуге, работе; с - цена продукции услуги, работы.
Тогда для варианта А функция а изменения доли издержек на
выполнение совокупных административных требований в условиях дополнительного производства неучтенной продукции, оказания неучтенных
услуг, выполнения неучтенных работ и неизмененной цене с будет иметь вид:
а =
. ЬВы = (с-ик) = (^-1И1-£)
С'(ZN + ^ZAD) с 'W ' ZN *
(5)
Таким образом, прогнозируемый уровень изменения минимально необходимой предприятию выручки от продаж продукции, оказания услуг, выполнения работ для покрытия дополнительных издержек на выполнение совокупных административных требований вычисляется по следующей формуле:
*(6) (а + Г-1)1 '
При варианте В, с введением коэффициента ^ прироста условно-
переменных издержек идущих на покрытие издержек связанных с выполнением совокупных административных требований, получена
возможность оценки функции а общих административных издержек:
В В^ (И-1) * В*Ис (h-1) • (1 -¡•ц) (7)
а =^-=-1-=-й-(7)
ZAD•c сh
и построения соответствующих параметров: =(8)
ц-(1 )
и
ц = (9)
Г (1-И) 1 '
для анализируемых значений заданного порога роста дополнительных накладных издержек на выполнение совокупных административных И
требований .
Представляется, что в ходе обследования деятельности субъектов малого предпринимательства и получения необходимой информации
И а, {
позволяющей определять параметры , появляется
возможность уточнять совокупные оценки дополнительных выплат и объемы затрат направляемых на выполнение совокупных административных требований в деятельности предприятия.
Предложенный инструментарий дает возможность определять потенциальные объемы увеличения легальной предпринимательской деятельности в случае нивелирования угроз неформального административного давления на субъекты бизнеса и оптимизации системы формального регулирования предпринимательской деятельности.
Методика рейтингового мониторинга темпов прироста (снижения) показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в
регионе
С целью оценки эффективности мер оптимизации системы
административного регулирования условий хозяйствования субъектов малого бизнеса нами предложена методика мониторинга темпов прироста (снижения) показателей деятельности субъектов малого бизнеса на региональном уровне. В основу данной методики заложена рейтинговая оценка, рассчитываемая на основе показателей объективной статистики, отражающая показатели хозяйственной деятельности бизнес-структур. Такой подход позволяет достаточно легко проводить данный мониторинг ввиду доступности информации.
Рейтинговая оценка темпов прироста (снижения) показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в регионе проводится по следующим позициям, где каждому из исследуемых показателей соответствует балльная оценка, которая в зависимости от степени важности оцениваемого параметра может варьироваться от [-1] до 4 баллов (Таблица 1).
Таблица 1
Параметры оценки темпов прироста (снижения) показателей деятельности субъектов малого предпринимательства в регионе
1. Количество субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных в муниципальном образовании Уменьшилось -1
Не изменилось 0
Увеличилось до 3% 1
Увеличилось от 3 до 5% 2
Увеличилось от 5 до 10 % 3
Увеличилось более чем на 10% 4
2. Количество официально работающих на малых предприятиях Уменьшилось -1
Не изменилось 0
Увеличилось до 3% 1
Увеличилось от 3% до 5 % 2
Увеличилось от 5% до 10 % 3
Увеличилось более чем на 10 % 4
З.Количество субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных, но не ведущих финансово-хозяйственную деятельность, зарегистрированных и не отчитывающихся перед ИФНС Увеличилось -1
Не изменилось 0
Уменьшилось до 3% 1
Уменьшилось от 3% до 5 % 2
Уменьшилось от 5 % до 10 % 3
Уменьшилось более чем на 10 % 4
4.Средняя заработная плата в сфере малого предпринимательства (без учета инфляции) Уменьшилась -1
Осталась прежней 0
Увеличилась до 10% 1
Увеличилась от10 до20% 2
Увеличилась от 20 до 30% 3
Увеличилась более чем на 30% 4
5.Сумма налоговых поступлений от деятельности Уменьшилась -1
Осталась прежней 0
субъектов малого и среднего бизнеса в консолидированный региональный бюджет Увеличилась до 3 % 1
Увеличилась от 3 % до 5 % 2
Увеличилась от 5 до 10% 3
Увеличилась более чем на 10% 4
6.Сумма социальных начислений на фонд оплаты труда в сфере малого предпринимательства Уменьшилась -1
Осталась прежней 0
Увеличилась до 10 % 1
Увеличилась от 10 до 20% 2
Увеличилась от 20 до 40% 3
Увеличилась более чем на 40% 4
7. Налоговая отдача на 1 занятого в сфере малого предпринимательства Уменьшилась -1
Осталась прежней 0
Увеличилась до 3 % 1
Увеличилась от 3 % до 5 % 2
Увеличилась от 5 % до 10% 3
Увеличилась более чем на 10% 4
8. Размер социальных начислений на 1 занятого в сфере малого предпринимательства Уменьшился -1
Остался прежним 0
Увеличился до 10 % 1
Увеличился от 10 % до 20% 2
Увеличился от 20% до 30 % 3
Увеличился более чем на 30 % 4
Суммируя все полученные баллы по оцениваемым параметрам, мы получаем рейтинговую оценку темпов прироста (снижения) показателей деятельности субъектов малого бизнеса в регионе, которые, согласно нашему подходу, рассматриваются как индикаторы уровня вклада малого предпринимательства в социально-экономическое развитие региона (Таблица 2)
Таблица 2
Уровень вклада малого предпринимательства в социально-экономическое развитие региона
Уровень вклада малого предпринимательства в социально-экономическое развитие региона Параметры
Высокий От 21 до 32 баллов
Средний От 11 до 20 баллов
Низкий От (-8) до 10 баллов
Данную методику целесообразно использовать для ежегодного мониторинга эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе. Предложенный мониторинг может использоваться для обоснования мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе с целью повышения вклада
субъектов малого бизнеса в устойчивое социально-экономическое развитие региона.
Библиографический список
1. Маликов Р. Институциональное проектирование деловой предпринимательской среды / Р. Маликов // Научное издание. - Уфа. -УГАЭС.- 2011. - 164 с.
2. Чепуренко А. Что такое предпринимательство и какая политика в отношении предпринимательства нужна России? (Заметки на полях работ современных зарубежных классиков) / А. Чепуренко // Журнал Новой экономической ассоциации.- 2012, № 2 (14). С. 102-124.
3. Олейник А. О природе и причинах административной ренты: особенности ведения бизнеса в российском регионе N / А. Олейник // Вопросы экономики.- 2010, №5. С. 58-80.