31 (220) - 2013
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 338
инструментарий ослабления
негативных влияний на потоковый процесс производственных предприятий оборонно-промышленного комплекса
К. В. АКСЕНОВ,
доктор педагогических наук, профессор E-mail: Akv1959@yandex. ru
Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского (Ярославский филиал)
В статье с позиций логистического подхода рассматриваются производственные оборонные предприятия как системы, которые объединяют все фазы воспроизводственного цикла. Слабая положительная динамика основных экономических показателей производственных предприятий обусловливает целесообразность разработки инструментария уменьшения негативного воздействия среды, основывающегося на концепции «Системной сбалансированности и обозримости потоков» и принципах развития логистической системы предприятий.
Ключевые слова: логистика, материалодвиже-ние, программа логистизации предприятий оборонно-промышленного комплекса; принципы развития логистической системы, концепция «Системной сбалансированности и обозримости потоков», программные мероприятия, материалопотоки.
Экономические показатели предприятий оборонно-промышленного комплекса отражают слабые положительные подвижки в их производственной деятельности. Если рассматривать производственные оборонные предприятия в сложившихся условиях функционирования как системы, которые объединяют все фазы воспроизводственного цикла, то становится очевидной необходимость применения логистического похода. Так, с позиций логистики нецелесообразно отождествлять потоковый процесс с отдельными невзаимосвязанными функциями по
производству, снабжению, транспортировке, хранению, производству и сбыту, ведь в противном случае из целостного процесса выхватываются произвольные части и ставятся частные задачи. При условии, что эти частные задачи решаются самым оптимальным образом, конечный результат в целом может быть отрицательным [1].
В обстановке существования препятствий, значительных по объему для потоков и мешающих оптимизации функционирования элементов в системе, интегрирующим фактором может стать усиление координирующей роли скооперированной системы управления предприятиями оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В этой системе все потоковые процессы координируются инфраструктурой управления, включающей подсистемы управляющую, функциональную, управляемую, целевую и обеспечивающую, а также отношениями, связывающими фазы воспроизводственного цикла [2, 6]. Указанные подсистемы также состоят из совокупности элементов, каждый из которых несет пропорциональную нагрузку при функционировании производственных предприятий. Вся структура функционирования предприятий может эффективно действовать при устранении или ослаблении воздействия на потоковый процесс негативных влияний. Для уменьшения негативного воздействия в качестве инструментария, по мнению
- 17
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
(на макро-, мезо-, микроуровнях) Основные функции: планирование, организация, мотивация, регулирование, координация, контроль
Федеральные
целевые программы:
• реализуют цели и стратегии развития;
• определяют пространственно-временные параметры ресурсного обеспечения
и планируемые результаты
опк-
предприятия
Отраслевые структуры
Межотраслевые структуры
Организационно-правовая перестройка:
• повышение
эффективности деятельности
предприятий;
• удовлетворение потребностей
ВС РФ;
• расширение военно-технического сотрудничества
СИСТЕМНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ:
• правовая сбалансированность;
• экологическая сбалансированность;
• информационно-коммуникационная сбалансированность;
• институциональная и инфраструктурная сбалансированность;
• инвестиционная сбалансированность;
• бюджетная сбалансированность;
• энергетическая сбалансированность;
• инновационная сбалансированность;
• сбалансированность трудовых ресурсов
Рис. 1. Схема концепции «Системная сбалансированность и обозримость потоков»
автора, целесообразно использовать обоснованную 1) комплексную программу логистизации предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Программные мероприятия возможно разра- 2) ботать на основе концепции «Системной сбалансированности и обозримости потоков» (рис. 1) и обоснованных принципов развития логистической системы предприятий.
Суть концепции заключается в обеспечении беспрепятственного потокового процесса путем 3) устранения барьерных ограничений. Достижение данной задачи предполагается осуществлять на основе сбалансированности базовых факторов-направлений, составляющих комплекс балансовых элементов системы, а обозримость потоков -организацией системы диспетчеризации в режиме реального времени путем создания единой
информационной среды.
Как видно из анализа принципиальной схемы предложенной концепции на рис. 1., на схеме отображен замысел предполагаемых преобразований, для реального воплощения которых необходимо на основе предложенной концепции разработать комплексную программу логистизации предприятий ОПК (рис. 2), обеспечивающую надлежащее совершенствование матери-алопроводящей системы.
К основным принципам развития логистической системы предприятий можно отнести следующие: принцип целеполагания, изначально основанный на придании системе высокой работоспособности в целом;
принцип системной оптимизации, обусловливающий необходимость или отсутствие необходимости расходования ресурсов и времени на улучшение определенного отдельного компонента, если это улучшение не приносит общей пользы системе;
принцип функциональной взаимосвязи между компонентами, обеспечивающий возрастание эффективности совместной работы в силу соединения, интеграции, слияния отдельных элементов в единую систему за счет системного эффекта. При этом положении комбинированное воздействие факторов характеризуется тем, что их объединенное действие существенно
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ЛОГИСТИЗАЦИП ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Анализ действующих условий и формирование необходимой базы развития ОПК:
разработка проектов необходимых правовых актов;
институциональные и инфраструктурные преобразования для удовлетворения потребностей бизнеса; учет макроэкономических, мезоэко-номических и микроэкономических условий;
устранение административных барьеров. Повышение качества управления;
учет преобразований в процессе экономически обоснованной военной реформы;
использования достижений фундаментальной и прикладной науки; развитие (воссоздание) необходимой системы подготовки кадров
Обеспечение системной
сбалансированности и обозримости потоков:
формирование соответствующего информационного пространства; правовая сбалансированность; экологическая сбалансированность; информационно-
коммуникационная сбалансированность;
институциональная и инфраструктурная сбалансированность; инвестиционная сбалансированность;
бюджетная сбалансированность; энергетическая сбалансированность;
инновационная сбалансированность;
сбалансированность трудовых ресурсов
Модификация самих логистических знаний, навыков, форм и методов применительно к предприятиям ОПК
Проектирование логистической системы предприятий ОПК
Логистическая система функционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса
Рис. 2. Комплекснаяпрограммалогистизациипредприятий оборонно-промышленногокомплекса
превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их простой суммы. Предлагаемые программные мероприятия имеют цель выработать предположения по созданию в системе скооперированных предприятий ОПК необходимых условий, которые обеспечат посредством использования методологии логистики устранение (или ограничение) негативных воздействий, препятствующих рациональному потоковому процессу. Для этого, по мнению автора, целесообразно решить следующие задачи:
1) обеспечение комплексной сбалансированности логистической системы в едином информационном пространстве;
2) формирование минимально необходимой инфраструктуры предприятий со всеми необходимыми элементами, география которых обеспечила бы оптимальные транспортные и складские затраты;
3) организация эффективного информационного обмена на основе развитой телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, накопление, обработку и передачу информации пользователям;
4) усовершенствование транспортной системы на основе современных мульти- и интермодальных технологий, способствующих оптималь-
ному географическому размещению запасов. Эту задачу необходимо осуществлять с учетом и во взаимодействии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» [8] с учетом того, что будет делаться на территории конкретного региона (области), а также во взаимодействии с областными планами развития транспортной системы, направленными на развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
5) обеспечение желательного уровня сервиса при минимальном объеме запасов [5], с которыми связаны оптимальные общие издержки;
6) усовершенствование работы складского хозяйства, грузопереработки и упаковки в целях обеспечения оптимальных решений по интегрированию функций: инфраструктуры, информационному обмену, транспортировке и управлению запасами;
7) обеспечение внедрения логистических принципов на скооперированных хозяйствующих субъектах, улучшающих параметры потоковых процессов от их первичного источника до места потребления [4].
- 19
Комплекс концептуальных мероприятий предполагается осуществить путем обеспечения баланса по следующим базовым факторам-направлениям: 1) правовая сбалансированность; 2) экологическая сбалансированность; 3) информационно-коммуникационная сбалансированность; 4) институциональная и инфраструктурная сбалансированность; 5) инвестиционная сбалансированность; 6) бюджетная сбалансированность; 7) энергетическая сбалансированность; 8) инновационная сбалансированность; 9) сбалансированность трудовых ресурсов. При таком подходе общесистемным критерием оптимизации потоковых процессов будет организационно-экономический баланс, структурно представленный в виде факторов-направлений, что позволит уменьшить затраты ресурсов в процессе материалодвижения и снизить негативные воздействия барьерных ограничений.
Реализация обеспечения «обозримости потоков» позволит оптимизировать процесс планирования распределения ресурсов и готовой продукции между участниками экономической деятельности на стратегическом и на оперативном уровнях. Разрешение проблемы обозримости потоков в основном сводится к несовпадению информации о ресурсах в звеньях логистической системы с реальными ресурсами в экономических субъектах и в пути, что часто приводит к ошибочному планированию выпуска объемов готовой продукции, поддержанию определенных уровней запасов, перевозок и др. Разрешение проблемы позволит решить задачи по учету и отслеживанию местоположения потоков во всех фазах воспроизводственного цикла. Необходимо заметить, что использование предлагаемой концепции «Системной сбалансированности и обозримости потоков» должно проводиться в совокупности с совершенствованием информационной среды.
Вся координация деятельности по управлению потоками в информационной среде осуществляется на двух уровнях, которые должны быть реально интегрированы. На первом уровне (стратегическом) необходимо соотнести уже имеющиеся, специально структурно измененные или создаваемые органы управления с функциями стратегического планирования, организации, контроля и координации потоковых процессов в интересах оборонного комплекса.
На втором уровне (оперативном) следует обеспечить интеграцию логистических функций и операций в границах функционального цикла. Этот
этап предназначен для обеспечения выполнения заказа в условиях сбалансированности факторов-направлений. В результате осуществления двух указанных уровней управление потоковыми процессами будет реально объединено, а сам поток будет сбалансирован и обозрим. Таким образом, в единой информационной среде предполагается интеграция и координация функций на стратегическом и оперативном уровнях.
Сбалансированность указанных выше базовых факторов-направлений предполагается осуществить следующим образом.
Правовая сбалансированность предусматривает анализ и изменение действующей нормативно-правовой базы в сфере деятельности предприятий и организаций ОПК, а также разработку и согласование проектов нормативных правовых актов федерального уровня и субъектов РФ, направленных на достижение цели концепции. Основными документами по модернизации являются федеральные целевые программы по реформированию и развитию оборонно-промышленного комплекса как наиболее технологичного в российской экономике. Реализация таких программ должна быть согласована по времени, ресурсам и месту с другими федеральными целевыми программами, что позволит улучшить оперативный правовой контроль и координацию.
Сбалансировать правовые взаимоотношения в ОПК, по мнению автора, позволит законодательное закрепление следующих институциональных мероприятий: а) потока как объекта управления; б) интегрированных управленческих структур как субъектов управления, а также формирование более совершенных информационно-правовых баз данных, чем «Гарант» и «Консультант-плюс». Кроме этого федеральная целевая программа по реформированию и развитию ОПК должна включать максимально возможное число правовых отношений, относящихся к оборонному комплексу, но в настоящее время рассредоточенных по другим федеральным программам.
Экологическая сбалансированность обусловливает возможность взаимной компенсации внешних издержек и внешней прибыли. Это возможно в случае, если страдает от внешних издержек и получает внешнюю прибыль одно и то же предприятие.
При возникновении внешних эффектов, и особенно внешних издержек, нарушается оптимальное распределение ресурсов между различными сек-
торами промышленности оборонного комплекса. Выявляется отклонение от оптимального состояния равновесия, когда в результате перераспределения ни одно из производственных предприятий ОПК не может оказаться в лучшем положении без ухудшения положения других предприятий. При регулировании качества окружающей среды должны вмешиваться соответствующие государственные структуры. Необходимость вмешательства государства целесообразна в следующих случаях: если хозяйственная деятельность ведет к возникновению внешних издержек, она должна облагаться налогом (например экологическим), а если приносит внешнюю прибыль, она может субсидироваться.
Информационно-коммуникационная сбалансированность заключается в предоставлении равных возможностей для субъектов воспроизводственной цепи предприятий. В этой связи главной задачей является обеспечение доступа к телекоммуникационной инфраструктуре и к базе информационных ресурсов субъектов оборонного комплекса и структур управления. Добиться решения задачи информационно-коммуникационной сбалансированности, по мнению автора, можно, если осуществить следующие мероприятия: 1) предоставить пользователю оборонного комплекса (юридическому лицу) равный доступ к сети специальной и общественной связи; 2) обеспечить для государственных предприятий бюджетное финансирование расходов на оплату услуг связи; 3) обеспечить снижение тарифов до уровня экономически обоснованных затрат; 4) создать условия для развитие рынка информационно-компьютерных технологий; 5) организовать противодействие поражению элементов информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также несанкционированному доступу к информационным ресурсам с последующим их искажением, уничтожением или хищением.
Отметим, что информационно-коммуникационная сбалансированность позволит на основе созданного единого информационного поля обеспечить беспрепятственный обмен информацией между субъектами оборонно-промышленного комплекса (преодолеть «островное мышление»), что, предположительно, должно улучшить: а) качество принимаемых решений; б) оперативный контроль за материальными и финансовыми потоками [7].
Институциональная и инфраструктурная сбалансированность предполагает приведение
институциональных условий и инфраструктуры в соответствие с потребностями оборонных производственных предприятий и соответственно с требованиями потребителей продукции.
Важной задачей является также обеспечение таких институциональных условий и формирование соответствующей инфраструктуры, которые бы обеспечили правовое, технологическое, информационное и финансовое взаимодействие предприятий ОПК с гражданскими секторами экономики. В тех областях, где оборонные предприятия теснее всего взаимодействуют с предприятиями гражданских сфер экономики, для эффективного ведения бизнеса необходимо культивировать конкуренцию, в том числе путем обеспечения институциональной и инфраструктурной сбалансированности (обеспечение доступности трудовых, финансовых, энергетических и информационных ресурсов).
Иначе обстоит дело с предприятиями оборонного комплекса, которые участвуют в обеспечении материальной основы безопасности и конкурентных преимуществ высокотехнологичных секторов. На этом уровне государство регулирует и обеспечивает необходимые макроусловия и создает конкурентные преимущества для производственных предприятий ОПК перед иностранными производителями.
Фактор-направление инвестиционная сбалансированность должен способствовать увеличению источников инвестирования и обеспечить эффективное использование инвестиций. Для разрешения проблем, связанных с неспособностью финансовой инфраструктуры в полной мере обеспечить функции финансового посредника, достижения инвестиционной сбалансированности и снижения финансовых рисков, целесообразно, по мнению автора, осуществить следующие мероприятия: 1) формирование финансовой инфраструктуры и системы финансового посредничества [5]; 2) развитие институциональных инвесторов; 3) реформирование банковской системы; 4) развитие фондового рынка и инвестиционных институтов; 5) развитие рынка страховых услуг.
Инвестиционный баланс позволит обеспечить предприятия ОПК главным ресурсом - инвестициями. При этом инвестиционная сбалансированность Исб должна отвечать следующему условию:
В
И сб =
В
> 1,
где Ввни - внутренние национальные инвестиции; Ввии - внешние интернациональные инвестиции.
- 21
В свою очередь бюджетная сбалансированность характеризуется зависимостью предприятий ОПК от государственного оборонного заказа (ГОЗ), при этом наиболее важна вертикальная сбалансированность. На этапе, когда головное предприятие или материнские компании получают денежные средства по ГОЗ, необходимо распределить их между смежниками, обеспечив этим синхронный производственный процесс во всей технологической цепи. На этапе горизонтального выравнивания должно обеспечиваться равенство доходов и расходов хозяйствующего субъекта, причем и за счет вертикального финансирования. При этом часто происходит субсидирование производственной деятельности.
В силу такого порядка в бюджетных отношениях ОПК существует ряд проблем: 1) несогласованность финансовых полномочий федерального бюджета, региональных и прочих бюджетов, не относящихся к государственным и влияющих на функционирование предприятий оборонного комплекса; 2) неблагоприятное налоговое законодательство, препятствующее инвестиционному развитию; 3) неопределенность в перераспределительной политике; 4) отнесение затрат по ГОЗ на себестоимость производимой продукции.
Разрешение представленных проблем может осуществляться по следующим основным направлениям: а) совершенствование налоговой политики; б) повышение эффективности бюджетных и внебюджетных расходов; в) оптимизация межбюджетных отношений; г) перевод предприятий на казначейскую систему исполнения бюджета; д) разработка методик отнесения и расчета затрат на себестоимость продукции. Совокупность всех этих направлений позволяет стимулировать структурную перестройку деятельности предприятий ОПК, диверсифицировать номенклатуру выпускаемой ими продукции, а также снизить фискальную нагрузку.
Фактор-направление энергетическая сбалансированность основывается на разработке обобщающего энергетического баланса - от полезного потребления всех видов энергетических ресурсов до источников их получения. Такой обобщающий баланс помогает определять направления и пропорции развития энергетического хозяйства ОПК. Важно, чтобы расходная часть частных и общего энергетического баланса характеризовала бы потребности в видах энергии на плановый период по секторам экономики, по конечным изделиям или образцам,
изготовляемыми предприятиями. При этом разработки должны вестись в направлении снижения себестоимости добычи, транспортировки, хранения, распределения, использования энергосберегающих технологий и увеличения коэффициента полезного действия. Приходная часть баланса должна разрабатываться на основе определения потребностей и отражать структуру ее производства и необходимые для этого мощности.
Фактор-направление инновационная сбалансированность обусловливает соответствие спроса на инновационные разработки и возможности эффективно удовлетворять этот спрос. Такое соответствие позволит объединить в цепочку звеньев фундаментальные исследования, прикладные исследования, производство, серийное производство и коммерческое использование.
Известно, что наиболее значимыми препятствиями инновационной сбалансированности [3, 10, 11] являются следующие: отсутствие в бюджете РФ раздела «Инновационная деятельность»; слабая развитость такого компонента, как «ноу-хау»; отсутствие возможности получения долгосрочных кредитов под невысокие проценты; фондовый рынок; требование закона ставить на баланс интеллектуальную собственность и платить за нее, что повышает стоимость основных фондов, облагаемых налогом; правовая неопределенность, не обеспечивающая интересов государства и научных коллективов, препятствующая инновационным инвестициям.
Преодоление указанных барьеров, как представляется автору, возможно путем реализации следующего комплекса мер: а) поддержка фундаментальных исследований; б) создание системы экономических и организационных стимулов внедрения инноваций; в) создание целостной национальной инновационной системы, включающей как инфраструктуру производства знаний (научные, учебные организации), сеть организаций (инновационные центры, фонды венчурного финансирования и др.), так и систему экономических и организационных мер, стимулирующих инновационную высокотехнологичную экономику; г) переход к системе государственного заказа в сфере научных исследований и разработок; д) поддержка ведущих научных школ и подготовка соответствующих кадров; е) содействие международному научно-техническому сотрудничеству и др.
Заключительный фактор-направление - сбалансированность трудовых ресурсов - представляет
собой систему показателей, отражающих источники трудовых ресурсов и их физическое использование по видам занятости. В целях его успешного функционирования необходимы: адаптированное трудовое законодательство, а также реализация концепции социально-трудовой направленности; законодательная реализация запрета увязки приема на работу с обязательной регистрацией в городе или регионе нахождения места работы; разработка среднесрочного и долгосрочного прогнозов профессионально-квалификационной структуры работников; поэтапное повышение размера оплаты труда; совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав работников; повышение эффективности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений; совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; содействия привлечению иммигрантов исходя из интересов обеспечения производственных предприятий ОПК необходимыми трудовыми ресурсами, а также оптимизация внутренних миграционных процессов.
Возвращаясь в ходе анализа к комплексной программе логистизации предприятий оборонно-промышленного комплекса (см. рис. 2), следует отметить, что реализация программы логистизации может решить комплекс таких важных задач, как:
1) трансформация сложившейся отраслевой структуры и превращение ее в структуру диверсифицированную, ориентированную на производство конечной продукции;
2) объединение ресурсов государственного оборонного заказа, возможностей военно-технического сотрудничества и использования технологий двойного и гражданского назначения для формирования научно-технического задела по созданию перспективных технологий и образцов продукции военного и гражданского назначения;
3) расширение практики использования передовых технологий, создаваемых в гражданском секторе экономики, которые можно применять при разработке вооружения и военной техники;
4) стимулирование производственных предприятий ОПК, участвующих в международной кооперации;
5) совершенствование механизмов финансирования перспективных проектов создания вооружения, специальной и военной техники;
6) повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями ОПК. Вместе с тем реализация концепции потребует разработки и претворения в жизнь следующих комплексных мер:
• оптимизация структуры путем формирования системообразующих интегрированных структур и повышение эффективности управления их деятельностью;
• обеспечение государственной социальной поддержки работников;
• определение механизма реструктуризации, акционирования и ликвидации предприятий, выводимых из состава ОПК;
• освобождение организаций от мобилизационных заданий на производство продукции военного назначения, для которой производственные мощности утрачены и их восстановление нецелесообразно;
• совершенствование конкурсного порядка размещения и реализации заданий ГОЗ и закупок для государственных нужд;
• развитие терминально-складской и транспортной инфраструктур;
• оптимизация механизма ценообразования по государственному оборонному заказу;
• возможность заключения среднесрочных контрактов на разработку и производство продукции с длительным циклом изготовления;
• создание единой системы ремонта и сервисного обслуживания вооружения, специальной и военной техники.
Таким образом, разработка комплексной программы логистизации предприятий оборонно-промышленного комплекса на основе рассмотрения производственного предприятия ОПК как системы, объединяющей все фазы воспроизводственного цикла, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, интегрирующим фактором, помогающим потокам преодолевать препятствия при оптимизации элементов в системе, может быть усиление координирующей роли скооперированной системы управления производственными предприятиями оборонно-промышленного комплекса, включающей: а) подсистемы: управляющую, управляемую, функциональную, целевую и обеспечивающую; б) отношения, связывающие фазы воспроизводственного цикла.
Во-вторых, программные мероприятия логис-тизации производственных предприятий ОПК раз-
рабатываются на основе предлагаемой концепции «Системной сбалансированности и обозримости потоков». Суть концепции заключается в обеспечении беспрепятственного потокового процесса путем устранения барьерных ограничений методом сбалансированности базовых факторов-направлений, составляющих комплекс балансовых элементов системы. Комплекс концептуальных мероприятий предполагается осуществить путем обеспечения баланса по следующим базовым факторам-направлениям: правовая сбалансированность; экологическая сбалансированность; информационно-коммуникационная сбалансированность; институциональная и инфраструктурная сбалансированность; инвестиционная сбалансированность; бюджетная сбалансированность; энергетическая сбалансированность; инновационная сбалансированность; сбалансированность трудовых ресурсов.
В-третьих, общесистемным критерием оптимизации потоковых процессов является организационно-экономический баланс, структурно представленный в виде факторов-направлений и позволяющий уменьшить затраты ресурсов в процессе материалодвижения и снизить негативные воздействия барьерных ограничений.
Список литературы
1. АфанасьеваН. В. Логистические системы и российские реформы. СПб: ГУЭФ, 1995.
2. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Российский оборонно-промышленный комплекс: финансово-экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1.
3. Военная экономика: теория и актуальные проблемы. М.: Воениздат, 1999.
4. Дудчак В. В. Система управления промышленностью региона с учетом особенностей развития оборонного комплекса // Проблемы федеральной и региональной экономики. Вып. 5. Ростов н/Д, 2001.
5. Зеваков А. М. Логистика материальных запасов и финансовых активов. М.; СПб; Нижний Новгород; Воронеж; Ростов н/Д; Екатеринбург; Самара; Новосибирск; Киев; Харьков; Минск: Питер, 2005.
6. Макаренко Д. И., Хрусталёв Е. Ю. Качественный подход к прогнозированию и управлению развитием оборонно-промышленного комплекса // Проблемы прогнозирования. 2007. № 5.
7. Пурлик В. М. Рынок инвестиционных товаров и логистика. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997.
8. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». URL: http://base. garant. ru/1587083.
9. Хрусталёв Е. Ю. Оборонно-промышленный комплекс России: предназначение, состояние и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 35.
10.ХрусталёвЕ. Ю., ЛавриновГ. А., Косенко А. А. Инновационный потенциал российского оборонно-промышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 22.
11. Хрусталёв Е. Ю. Экономические проблемы военной безопасности. М.: Наука, 2005.
Публикация годовой и квартальной отчетности
В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы
формата А4.
Тел./факс (495) 721-8575, e-mail:[email protected]