Научная статья на тему 'Инструментализация средств развития человеческого потенциала страны посредством уточнения представлений об общественном здоровье'

Инструментализация средств развития человеческого потенциала страны посредством уточнения представлений об общественном здоровье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструментализация средств развития человеческого потенциала страны посредством уточнения представлений об общественном здоровье»

экзаменационных сессий), наличием стрессовых ситуаций и прогрессирующей гипокинезией; сопровождается рядом факторов неблагоприятно влияющих на здоровье, таких как: постоянное переутомление, связанное с высокой

интенсивностью учебной нагрузки, необходимость работы параллельно с учебой, неудовлетворительные жилищные условия, несбалансированное и

несвоевременное питание, вредные привычки, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур и пр. Все это, отрицательно отражается на состоянии здоровья студентов, приводит к снижению уровня физического развития, физической подготовленности и функционального состояния, а также приводит к увеличению числа болеющих студентов.

Сохранение здоровья студентов высших учебных заведений во многом зависит от форм и методов учебного процесса, психологического климата в учебном заведении и от организации специализированной системы воспитания, развития и сохранения здоровья. Причем последнее не сводится к традиционному медицинскому обслуживанию, а опирается на современные подходы к формированию культуры здоровья, здорового образа жизни, оздоровительного мониторинга.

О качестве образования можно судить по состоянию общественного сознания, состоянию здоровья и образу жизни молодежи, поэтому степень освоения культуры здоровья должна стать одним из основных критериев эффективности образовательного процесса. Важнейшим условием сохранения и улучшения здоровья является здоровый образ жизни, формирование которого составляет основу первичной профилактики заболеваний.

Реут Д.В.

ИНСТРУМЕНТАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ ПОСРЕДСТВОМ УТОЧНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова,

Москва, [email protected]. сот

Представления о населении как основном богатстве страны восходят, по меньшей мере, к трудам французской школы экономистов-физиократов XVIII века [1]. При повороте к сегодняшнемумейнстриму экономической мысли, совершенному А. Смитом, была произведена не замечаемая до сих пор подмена субъекта изучаемой

хозяйственной деятельности. Для физиократов это было государство, для А. Смита - отдельный работник. Рассматривая экономику страны, физиократы обращали пристальное внимание на количественное воспроизводство населения. В противоположность ему А. Смит (и - вслед за ним - К. Маркс) - сосредоточился на воспроизводстве лишь того аспекта субъекта деятельности, который позволял ему назавтра производить прибавочный продукт для обогащения капиталиста. Таким образом, воспроизводство населения выпало из поля зрения экономистов -тем более что буржуазная промышленная революция породила массовую безработицу - и оказалось предметом описательной науки (демографии). Механизмы воспроизводства способности трудиться и создавать национальное богатство для индивидуального и коллективного субъектов различны. Они лежат в разных временных горизонтах. Первый из них связан с индивидуальным здоровьем, второй - с общественным. Здоровье индивидуума объективно характеризуется в первую очередь качеством происходящего в живом организме метаболизма (обмена веществ), представляющего собой изучаемый биологией способ существования во времени белковых тел. Его временной горизонт определяется периодичностью питания, биологическими ритмами организма; он измеряется часами. Общественное здоровье характеризуется качеством существования во времени коллективного субъекта и резюмируется воспроизводством популяции. Если не обеспечивается хотя бы простое воспроизводство коренного населения (а такова картина во всех развитых странах европейской культуры с 1980-х годов [2]), то общественное здоровье нельзя считать удовлетворительным несмотря на все успехи западного здравоохранения. Если субстрат индивидуума - белковое тело - имеет клеточную структуру, то коллективный субъект состоит из организаций, групп, семей и отдельных индивидуумов. Способом их существования является коллективная деятельность, а продолжение существования коллективного субъекта во времени обеспечивается ее базовой составляющей - деятельностью прокреационной. Прокреационная деятельность коллективного субъекта является функциональным аналогом метаболизма индивидуума. Временной горизонт процесса воспроизводства популяции определяется сроками достижения и реализации женщиной детородного периода (16 - 49 лет). Таким образом, предлагается новое наполнение представления об общественном здоровье взамен прежнего, сформировавшегося еще во времена земской медицины, когда расширенное воспроизводство населения обеспечивалось структурными характеристиками традиционного общества и не требовало специальной заботы последнего [3]. Общественное здравоохранение завтрашнего дня должно отличаться от индивидуального по подходам, целям, методам, а также по способам управления, ибо эти два института имеют своим предметом разное. Общественное здравоохранение

183

должно иметь своей основной задачей обеспечение определенного уровня воспроизводства населения. Индивидуальное же здравоохранение имеет своим предметом исключительно здоровье отдельного человека и нисколько не забоится о том, в каком объеме он будет использовать свою репродуктивную способность. Базовым измерителем общественного здоровья оказывается коэффициент рождаемости коренного населения [4].

Литература.

1. Кенэ Ф., Тюрго А.Р.Ж., Дюпон де Немур П.С. Физиократы. Избранные экономические произведения. - М.: Эксмо, 2008. - 1200 с.

2. Реут Д.В. Здоровье в аспектах управления, контроллинга, экономики, прокреации. Saarbrucken:LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. 2012. - 336 с. www.morebooks.de ISBN-13:978-3-8473-3782-9.

3. Реут Д.В. Воспроизводство населения - междисциплинарная научная проблема // Экономическая наука современной России, 2011, № 4, с. 68 - 78.

4. Реут Д.В. Коэффициент рождаемости как базовый измеритель общественного здоровья // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 7. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей. - М., 2012. - Ч. 1. - с. 661 - 667.

Т.С. Грузева

РАВЕНСТВО И СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ НОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКИ «ЗДОРОВЬЕ-2020»

Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца,

Киев, Украина, gruzeva@mail. ru

Вопрос сокращения неравенства и обеспечения справедливости в здравоохранении является ключевой стратегией, отраженной в программных документах ВОЗ.

Известно, что несправедливость в отношении здоровья представляет собой системную зависимость между социально-экономическим положением людей и здоровьем, являясь градиентом здоровья. Ее уменьшение требует установки и реализации комплексной стратегической цели выравнивания шансов на здоровье всех социально-экономических групп, включая устранение неблагоприятных для здоровья факторов и уменьшения разрыва в показателях здоровья.

Справедливость и равенство в большинстве стран мира признаютсяосновными ценностями. Однако соблюдение этих ценностей является

184

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.