http://vestnik-nauki.ru/
2015, Т 1, №3
УДК 627.8
ИНСТРУМЕНТ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЙ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО И ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Б.Ю. Сербиновский, А.В. Марсуверский
TOOL OF THE CHOICE OF THE DIRECTIONS OF STIMULATION OF DEVELOPMENT OF BUSINESS BY MEANS OF THE ELECTRONIC AND OPEN
GOVERNMENT
Аннотация. Проанализирована проблема стимулирования развития бизнеса в регионе и районе. Предлагается строит новые институты, механизмы и инструменты стимулирования развития бизнеса на технологической базе электронного и открытого правительства. Виртуальные площадки рассматриваются как основные формы реализации таких институтов, механизмов и инструментов. Предложены направления стимулирования бизнеса с использованием IT-технологий, классификация направлений стимулирования и контролируемые показатели для оценки эффективности каждого из направлений. Направления позволяют создавать и поддерживать комплекс стимулов, ориентирующих людей на занятие предпринимательством, и создают благоприятную среду для предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: электронное правительство; открытое правительство; экономика; бизнес; предпринимательство; регион; район; развитие; классификация; показатели.
Abstract. The problem of stimulation of development of business in the region and the area is analysed. It is offered builds new institutes, mechanisms and instruments of stimulation of development of business on technological base of the electronic and open government. Virtual platforms are considered as the main forms of realization of such institutes, mechanisms and tools. The directions of stimulation of business with use of IT technologies, classification of the directions of stimulation and controlled indicators for an assessment of efficiency of each of the directions are offered. The directions allow to create and support a complex of the incentives focusing people on occupation by business and create the favorable environment for business activity.
Key words: electronic government; open government; economy; business; entrepreneurship; region; area; development; classification; indicators.
Сложная и многогранная проблема повышения эффективности власти, государственного управления развитием экономики и бизнеса разного масштаба остается актуальной и может решаться путем использования современных информационно-коммуникационных технологий (IT-технологий), предоставляющих для этого новые возможности, в том числе для ускоренного устранения возникающих противоречий и барьеров развитию бизнеса, расширения государственно-частного партнерства, использования инициатив и поддержки гражданского общества в решении ключевых вопросов социально-экономического развития страны, регионов и отдельных районов.
Проблема эффективности государственного управления в современных условиях при применении иерархической модели принятия решений и передачи информации обостряется ввиду постоянно нарастающей сложностью социальных и экономических процессов, а также неэффективности механизмов информационного обеспечения, подготовки, принятия и реализации решений. Информационные факторы снижения эффективности государственного
B.Yu. Serbinovskiy, A.V. Marsuverskiy
http://vestnik-nauki.ru/
2015, Т 1, №3
управления многими авторами считаются ключевыми и рассматриваются в качестве главного вызова для современной России [1].
Для повышения эффективности государственного управления экономикой и обществом, построения в России гражданского общества в последние годы активно используются IT-технологии, которые составляют технологическою базу электронного и открытого правительства.
Электронное правительство, с одной стороны, является способом представления информации и технологией оказания государственных услуг с использованием IT-технологии (см. сайт URL: https://www.gosuslugi.ru/), которая создана в соответствии со стратегией развития информационного общества (см. [2]) и представляет собой комплекс информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде и общегосударственную распределенную систему общественного управления, которая обеспечивает автоматизированное управлением документами и процессами их обработки. По планам Правительства РФ к 2018 г. 70 % всех государственных услуг будет предоставляться физическим и юридическим (в том числе бизнесу) лицам в электронном виде для минимизации времени на информационных обмен, взаимодействие и информационные услуги (за счет применения IT-технологии) при повышении качества содержательной стороны такого взаимодействия. Поскольку оно реализовано в форме автоматизированной системы электронного документооборота государственных органов, госучреждений, объединяющей все больше процессов государственного управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, то следует ожидать повышения качества информационного обмена и принимаемых решений, эффективности государственного управления, а также одновременного снижения управленческих и коммуникационных издержек государства, граждан, бизнеса, общественных организаций и других участников электронного взаимодействия.
С другой стороны, электронное правительство является частью электронной экономики и субъектом рынка электронной коммерции.
В настоящее время все уровни власти и субъекты РФ охвачены работой по расширяющемуся внедрению систем электронного правительства и комплекса услуг, предоставляемых посредством IT-технологии. Основной инструмент реализации технологических, процессных решений - это официальные сайты (порталы) органов власти федерального, регионального и местного (муниципального) уровней, а также министерств, ведомств, их организаций, учреждений и служб. Поэтому особенно важная составляющая комплекса работ по развитию электронного документооборота и совершенствованию процессов оказания электронных услуг связана с интеграцией информационных систем, принадлежащих органов власти, прежде всего, министерств, ведомств, их организаций, учреждений и служб, в единую систему документооборота в рамках электронного правительства РФ и ее территорий.
Например, электронное правительство Ростовской области представлено на страницах портала URL: http://rostov-gorod.ru/?ID=4588. Все органы власти муниципальных образований области имеют официальные сайты, которые при соответствующей доработке могут использоваться для решения задач открытого правительства, поэтому нами решались задачи исследования содержательной и технологической сторон этих сайтов, в том числе была дана расширенная типологическая характеристика.
Каждое министерство, их организации, учреждения и службы создали специальные сайты электронного правительства (см., например, Официальный сайт Минэкономразвития России URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/inforientedsoc/, сайт Ростелекома URL: http://www.rostelecom.ru/projects/egov/about/, Официальный Интернет-ресурс Микомсвязи России URL: http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/directions/484/ и др.). Из года в год увеличивается количество электронных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам. Так, в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010
http://vestnik-nauki.ru/
2015, Т 1, №3
годы)» портал государственных электронных услуг начал работу 15 декабря 2009 г. с размещения информации о 100 федеральных и 250 региональных услугах. К 2015 г. количество услуг увеличилось многократно (до 945 федеральных, свыше 11 тыс. региональных и 21 тыс. муниципальных). Работа по увеличению числа электронных госуслуг успешно продолжается. Например, в настоящее время общественность предлагает принимать заявления от потерпевших через официальные порталы госуслуг [3], а Минфин России планирует установить скидки на электронные услуги физическим и юридическим лицам [4]. Правительством РФ установлен целевой показатель, определяющий долю госуслуг, получаемых физическими и юридическими лицами электронном виде в 2018 г., равную 70 % (как это отмечено выше). По итогам 2014 г. электронные госуслуги получили 35,2 % граждан, а в 2015 г. запланировано достижение показателя 40 % [4]. Однако некоторые министерства пересматривают свои концепции и сужают ассортимент электронных услуг. Так, например, поступило Минэкономразвития России, уменьшившее до двадцати количество услуг, предоставляемых на портале электронного правительства [5].
В систему электронного правительства вплетены многофункциональные центры (МФЦ), которые призваны оказывать государственные и муниципальные услуги физическим и юридическим лицам и которые в той или иной мере могут оказывать или уже оказывают им помощь в налаживании электронного взаимодействия с субъектами электронного и открытого правительства.
Открытое правительство - это технологическая база для построения и эффективного использования институтов гражданского общества, позволяющая наладить оперативное взаимодействие органов и представителей власти с гражданами, общественными организациями и партиями, предпринимателями, союзами, объединениями, ассоциациями и другими организациями, которые представляют интересы крупного, среднего и малого бизнеса.
Создание открытого правительство началось с опубликования Указа Президента РФ от 8 февраля 2012 г. [6], которым созданы рабочая группа и десять подгрупп (по ключевым направлениям социально-экономического развития страны) и определены приоритетные направления деятельности: борьба с коррупцией; развитие конкуренции и предпринимательства; развитие кадрового потенциала и человеческого капитала. В этой связи открытое правительство работает по направлениям и выполняет функции, которые связаны с обеспечением высокого уровня прозрачности органов власти и свободного обмена информацией между государством и гражданским обществом, активного участия гражданского общества в развитии системы государственной власти, повышения эффективности работы органов государственной власти, улучшения доступности предоставляемых государством услуг, целевой ориентации органов власти на постоянный поиск и внедрение новых (инновационных) решений, на создание широких возможностей для участия гражданского общества в контроле органов власти по разным направлениям и видам государственного управления, например, в части формирования и реализации бюджета, эффективности бюджетных расходов.
В решениях Правительства РФ открытое правительство рассматривается как система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и общества для достижения высокого качества и сбалансированности принимаемых решений в условиях нарастания (в современной России и мире) динамики социальных, экономических и политических процессов. Открытое правительство призвано вовлечение гражданского общества и бизнеса в экспертизу и принятие государственных решений за счет информационной открытости (предоставления открытых данных, прозрачности и подотчетности государственных расходов, закупок, инвестиций и др.), «понятности» действий органов власти, реализации эффективной системы общественного контроля [7]. При этом открытое правительство является не дополнительной властной структурой, а именно технологической базой, системой механизмов и принципов для улучшения
взаимодействия власти и гражданского общества, повышения качества принимаемых решений и их исполнения, действенности государственного аппарата за счет вовлечения гражданского общества в процесс выявления и решения проблем социально-экономического развития страны, а также для формирования новой культуры взаимодействия общества и власти, в том числе при поиске компромиссов и взаимовыгодных решений.
Распоряжением Правительства РФ утвержден стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти, [8], который определяет концепцию и принципы открытости [9], обязывает министерства, ведомства, другие государственные органы и службы обеспечить информационную открытость, подотчетность органов власти, участие общества в разработке и экспертизе принимаемых решений, развитие механизмов общественного контроля, а также содержит методику мониторинга и оценки открытости органов исполнительной власти [10]. При работе с гражданами субъекты электронного и открытого правительства должны выполнять требования закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [11].
Однако реализация политики открытости находится на низком уровне, о чем свидетельствует статистика размещения открытых данных на сайтах органов власти (рис.). Можно говорить о том, что в 2015 г. политика открытости выполнена федеральными органами власти только на 48,7 %.
400 350 300 250 200 150 100 50 0
357
174
Подлежат размещению
Размешено фактически
Количество наборов открытых данных, подлежащих размещению на сайтах федеральных органов власти
Рисунок - Результаты размещения наборов открытых данных на сайтах федеральных органов власти (по данными «Открытого правительства» РФ, см. сайта URL: http://open.gov.ru/infografika/realization/)
По данным «Открытого правительства» РФ (см. сайты URL: http://open.gov.ru/openregion/#r2 и URL: http://open.gov.ru/openregion/#m2) только небольшая часть регионов страны выполнила начальный этап работ по созданию регионального открытого правительства (технология «Открытый регион»). Ростовская область не внедрила систему «Открытый регион» и механизмы открытого государственного регионального управления, т. е. результативность региональной власти по этому направлению деятельности нулевая. В области только муниципальные власти г. Таганрога внедрили в деятельности органов местного самоуправления систему «Открытый муниципалитет», принципы, инструменты и механизмы открытого государственного управления, приступили к созданию
http://vestnik-nauki.ru/
2015, Т. 1, №3
условий для повышения эффективности деятельности органов власти с использованием технологии «Открытого правительства» и решению задач:
- роста доверия между государством и обществом;
- повышения кадрового потенциала государственной гражданской службы, качества государственных услуг и решений органов государственной и муниципальной власти, эффективности предоставления бюджетных услуг путем развития конкурентной среды в их осуществлении и более полного использования потенциала общества при разработке государственных решений и реализации отдельных государственных функций;
- снижения уровня коррупции в органах власти, в том числе в процессе предоставления бюджетных услуг;
- достижения высокого уровня удовлетворенности населения качеством государственных услуг;
- увеличения инвестиционного потенциала региона и роста конкурентоспособности территорий за счет более понятной, благоприятной институциональной среды и инвестиционных возможностей;
- роста качества жизни за счет своевременного и оптимального ответа на социально-экономические вызовы.
Следовательно, оценка результативности региональных и муниципальных властей Ростовской области на поприще создания и развития систем открытого муниципалитета равна 1,8 % (1 муниципалитет из 55).
Важнейшие программные ориентиры в отношении путей развития электронного и открытого правительства определяют, во-первых, Стратегия развития информационного общества в РФ [2], во-вторых, Государственная программа развития информационного общества [12].
В России задача построения гражданского общества еще не решена на должном уровне, о чем пишут многие авторы, например [13]. Реализация проекта «Открытое правительство» позволяет создать высокотехнологичную базу для успешного становления гражданского общества в России, создает условия для повышения мотивации гражданского участия в решении проблем развития предпринимательства, бизнеса, коммерческих организаций в регионе и районе, а также развития культуры коллективных действий по поводу выявления проблем и поиска путей их решения, выстраивания действенных институтов гражданского общества (институциональных правил, средств, механизмов), улучшения условий функционирования институтов гражданского общества и участия граждан в решении проблем социально-экономического развития страны, региона, района.
Развитие электронного и открытого правительства непосредственно касается проблемы выбора уровня централизации власти и размеров делегирования власти с федерального уровня на региональный и местный уровни, а также проблемы целостности российской государственности. При этом официальная позиция Президента [14, 15] и Правительства РФ определена рядом документов, в том числе описана в федеральных законах и государственной программе, определяющей взаимоотношения по поводу региональной политики и развития регионов [16, 17].
Подход к решению этих проблем оказывает влияние на процессы развития предпринимательства, бизнеса, коммерческих организаций в регионе и района, на формирование и расширение рыночной и инновационной инфраструктуры, в том числе на развитие сети автодорог и железнодорожной сети, что особенно важно для приграничных регионов и районов, на территории которых с особой силой и высокой эффективностью может развиваться не только межрегиональное и межмуниципальное экономическое взаимодействие, но и межгосударственный товарный обмен, успешно формироваться национальный и межгосударственный трансграничный агломеративный каркас интегрированных производств, торговли, экономик. Например, для приграничного Миллеровского района потенциал развития транспортных сетей и межгосударственного
http://vestnik-nauki.ru/
2015, Т. 1, №3
экономического взаимодействия является важным фактором экономического роста и социально-экономического развития, но требует активной и согласованной позиции федеральной, региональной и местной власти, которым следует, используя технологическую базу электронного и открытого правительства (реализуемых на каждом уровне власти, но, прежде всего, на уровне местного самоуправления), совместно искать пути наращивания новых возможностей, усиления и рационального использования сильных сторон, технологических преимуществ экономик региона и района для ускоренного роста предпринимательства и социально-экономического развития.
Несмотря на расширение практики применения (в федеральном, региональном и муниципальном управлении) технологий электронного и открытого правительства, они еще не используется сколь-нибудь широко и значимо в решении задач развития бизнеса и экономики региона и района, следовательно, это направление совершенствования государственного (федерального, регионального и муниципального) управления целесообразно рассматривать как важное и перспективное. Поэтому функционирующая система электронного правительства может служить комплексным средством развития бизнеса в регионе и районе. На этой же технологической базе целесообразно создавать или развивать «Открытое правительство» в формах «Открытый регион» и «Открытый муниципалитет». Результаты настоящего исследования позволяю рекомендовать:
- включить в эту работу МФЦ, которые функционируют во многих регионах и районах (муниципальных образованиях);
- использовать официальные сайты (порталы) администраций регионов и/или районов в качестве основного средства (для решения задач развития бизнеса), но дополнить их целевыми, проблемно ориентированными виртуальными площадками. На таких площадках будут реализованы технологии и меры стимулирования развития предпринимательства (бизнеса) в регионе и/или муниципальном образовании, а также сопутствующие программы и меры проблемно ориентированного развития гражданского общества и инициативы, повышения активности граждан;
- исследовать, эффективно и проблемно ориентированно использовать мотивы и стимуляторы, способные вовлечь граждан и общественность в процессы развития предпринимательства и социально-экономического развития региона и/или муниципального образования.
Таким образом, в управлении развитием предпринимательства в регионе и муниципальном образовании средствами электронного и открытого правительства вопросам стимулирования целесообразно отвести особую и важную роль.
Хотя государство в последнее время в управлении бизнесом все чаще применяет прямые методы, но косвенное регулирование преобладает. Именно косвенные методы управления (регулирования) могут быть дополнены. Как отмечалось выше, технологии и средства электронного и открытого правительства поднимают на новый качественный уровень информационное обеспечение бизнеса, ускоряют процесс поиска и обмена информацией, принятия предпринимательских решений. Следовательно, они могут приносить предпринимателям выгоды в разных формах:
- выгоды от рациональных решений по поводу использования финансовой помощи государства, например, субсидирования процентах ставок по кредитам;
- экономия от снижения трансакционных издержек, использования легко и быстро доступного методического и информационного обеспечения;
- выгоды и экономия от бесплатных для предпринимателей форм обучения и повышений квалификации;
- выгоды от бесплатной методической, консалтинговой и экспертной поддержки при разработке бизнес-планов и проектов;
- снижение потерь при ускорении процессов решения проблем и устранения барьеров развития бизнеса, прежде всего, коррупционные и административные барьеры, поскольку
http://vestnik-nauki.ru/
именно такие барьеры по мнению более 70 % предпринимателей (как показали результаты проведенного исследования) существенно увеличивают предпринимательские риски и остаются весьма значимыми.
Современные 1Т-технологии представляют возможность создания и использования виртуальных площадок на портале администрации района (в рамках развития средств и технологии открытого правительства) для стимулирования развития предпринимательства (бизнеса) путем проведения необходимых мероприятий и кампании, а также выделить группы стимуляторов (табл.) по признаку их целевой направленности (ожидаемого результата). Результат регулирующего воздействия может быть измерен, следовательно, выделенные типологические группы имеют не только сущностное содержание и качественную характеристику, но операционализованы, то есть могут оцениваться количественно. Поэтому представленную классификацию следует рассматривать как основу методики исследования и измерения результатов работ по целевому, проблемно ориентированному развитию систем электронного и открытого правительства.
Таблица - Стимулирование развития бизнеса средствами электронного и открытого
Направление стимулирования Измеряемая характеристика
Стимулирование через экономические выгоды, получаемые предпринимателем, при использования новых возможностей обмена информацией Оценки выгод, получаемых предпринимателями, динамика показателей предпринимательской (экономической) активности, количества новых предприятий (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей (предпринимателей, ведущих бизнес без образования юридического лица)
Стимулирование через экономические выгоды, получаемые предпринимателем по программам обучения, методической, консалтинговой и экспертной поддержки Оценки выгод, получаемых предпринимателями, динамика показателей предпринимательской (экономической) активности, количества новых предприятий (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей (предпринимателей, ведущих бизнес без образования юридического лица)
Стимулирование активности и самоорганизации бизнеса, его вовлечение в реализацию программ и проектов социально-экономического развития региона, района, в том числе путем развития форм и принципов взаимодействия бизнеса с властью и обществом, создания виртуального центра развития бизнеса и института менеджеров по развитию бизнеса и социально-экономическому развитию региона, района Количество программ и проектов по развитию бизнеса, новых предприятий (с объемами производства), количество созданных рабочих мест
Стимулирование гражданских инициатив, направленных на развитие самоорганизации граждан, предпринимателей и общественных организаций, лоббирующих интересы бизнеса, для решения проблем, препятствующих развитию предпринимательства (бизнеса) Количество гражданских инициатив по развитию бизнеса
http://vestnik-nauki.ru/
Продолжение таблицы
Направление стимулирования Измеряемая характеристика
Стимулирование развития институтов государственной финансовой поддержки отечественного бизнеса Количество институтов и форм поддержки бизнеса, объемы и разнообразие финансовой поддержки
Стимулирование активности граждан и предпринимателей, их вовлечения в инициативы, проекты и программы развития предпринимательства (бизнеса), в том числе в создание и реализацию вовлекающих проектов (выполнение работ по грантам), проектов кооперации предпринимателей (предприятий), индивидуальных проектов (проектов создания и развития бизнеса, в том числе в форме индивидуальной предпринимательской деятельности) Количество реализованных проектов нового бизнеса, полученных и выполненных грантов, объемы производства товаров и услуг новыми предприятиями, предпринимателями
Стимулирование гражданской активности, обеспечивающей выбор и реализацию социально значимых проектов развития бизнеса и экономики региона и/или муниципального образования, в также направленной на создание условий и атмосферы, формирующей социально ответственный бизнес Количество реализованных проектов социально ответственного и значимого бизнеса
Стимулирование активного противодействия коррупции и бюрократии по всех структурах и на всех уровнях власти Количество выявленных и преданных гласности фактов коррупции и бюрократических барьеров развитию бизнеса
Стимулирование становления и развития общественного контроля за результатами реализации проектов и программ Количество фактов и (временных и постоянно действующих) групп общественного контроля
Стимулирование публичных мероприятий, в том числе ярмарок, конференций и др. Количество запланированных и проведенных мероприятий
Стимулирование развития информационной инфраструктуры, создания информационных агентств, интернет-сайтов, форумов, специализированных сетей и площадок для улучшения условий развития предпринимательства и гражданского общества, выдвижения и реализации инициатив, для лучшего информирования потенциальных покупателей и партнеров о проектах развития бизнеса в регионе и/или муниципальном образовании Количество созданных элементов информационной инфраструктуры
Стимулирование развития рыночной, инвестиционной и инновационной инфраструктуры в регионе и районе для обеспечения программ инновационного развития предприятий и экономики региона и/или муниципального образования Количество элементов рыночной, инвестиционной и инновационной инфраструктуры
Стимулирование развития технологий и средств обратной связи власти с бизнесом (в том числе лидерами бизнес-сообщества), обществом и гражданами (потребителями) Количество реализованных обратных связей органов власти с бизнесом и субъектами гражданского общества
Стимулирование, побуждение (власти и общественности) к выполнению исследований общественного мнения Количество исследований, их объем и результаты
http://vestnik-nauki.ru/
Окончание таблицы
Направление стимулирования
Измеряемая характеристика
Стимулирование мобильности граждан и предпринимателей в выявлении и решении проблем развития бизнеса в регионе и районе
Количество выявленных и решенных проблем в диалоге с бизнесом и субъектами гражданского общества
Стимулирование компетентного гражданского участия в решении экономических проблем и государственно-частного партнерства, выборе перспективных идей и инициатив, создании и реализации проектов и программ развития бизнеса в регионе и и/или муниципальном образовании_
Количество созданных и реализованных проектов и программ (с участием представителей бизнеса и гражданского общества)
Стимулирование процесса преодоления страха, тревоги власти перед гражданскими инициативами, гражданским обществом и участием граждан в контроле, выявлении, анализе и решении проблем развития бизнеса и экономики региона, и/или муниципального образования_
Уровень тревожности представителей власти
Стимулирование взаимодействия власти, граждан, бизнеса, неправительственных, общественных организаций и объединений для решения проблем развития бизнеса в регионе и районе, согласования государственных, частных и публичных, общественных целей, ценностей и интересов_
Количество согласованных решений
Стимулирование процессов преодоления изолированности и отчуждения бизнеса от власти и общественности путем создания эффективно действующих организационных форм: общественных советов и слушаний (как формы, процесса и результата); представительств бизнеса и обществе в структурах власти и партнерства; согласительных комиссий; контролирующих и мониторинговых (общественных), совещательных, дискуссионных (дискуссионных площадок), экспертных и консультативных структур; средств и информационных связей для действенного, быстрого, качественного информирования общественных палат (для развития диалога между гражданами, бизнесом, властью, общественными организациями и другими участниками взаимодействия) и СМИ_
Число представителей бизнеса и общественных организаций в созданных институтах взаимодействия с властью, количество налаженных информационных связей, каналов распространения информации, легко доступных для граждан, общественности и СМИ
Стимулирование повышения профессионализма, компетенций и культуры коллективного действия участников взаимодействия (со стороны власти, бизнеса, общественности), передачи опыта в части успешного решения проблем развития бизнеса в регионе и районе_
Количество методик оценки компетенций и периодическая оценка компетенции участников взаимодействия
Стимулирование процессов повышения доверия к власти со стороны граждан, бизнеса, неправительственных, общественных организаций и объединений
Уровень доверия к власти граждан, представителей бизнеса, неправительственных, общественных организаций и объединений
Мотивация человека к предпринимательству с преодолением предпринимательского риска подобна мотивации к трудовой деятельности, поэтому может быть представлена в совокупности трех типов стимулов: принуждение, вознаграждение и побуждение (как это показано в монографии [18, С. 21]). Эту совокупность предлагается дополнить когнитивным типом стимулов.
Принуждение и вознаграждение относятся к внешней мотивации (стимулированию), побуждение и когнитивные устремления - к внутренней мотивации человека.
Принуждение к предпринимательству проявляется, когда человек вынужден заняться предпринимательской деятельностью, поскольку не имеет других реальных вариантов обеспечения доходами себя и своей семьи. Так поступают многие сельские предприниматели, ограниченные в выборе или вовсе лишенные выбора удовлетворительного варианта трудоустройства по найму. Принуждение не создает высокий уровень удовлетворенности вынужденной предпринимательской деятельностью, но остается одним из совокупности одновременно, совместно и комплексно действующих стимулов.
Вознаграждение для предпринимателей - это предпринимательские доходы и прибыль, привлекающих, вовлекающих их в предпринимательство, несмотря на риск такой деятельности.
Внутреннее побуждение поддерживается системой ценностей предпринимателя, которую иногда связывают со стремлением и склонностью некоторых людей к предпринимательской деятельности, с их внутренним и достаточно четким выбором предпринимательства и отказом от менее рискованной трудовой деятельности по найму.
Когнитивные стимулы можно увязать с внутренним и специфическим побуждением, которое особым образом мотивируют и ориентирует деятельность предпринимателя в направлении инновационного изменения, совершенствования бизнеса.
Каждый предприниматель имеет индивидуальную картину приоритетов в ряду стимулов, но, несмотря на различия в приоритетах, их совместное действие проявляется всегда, что позволяет говорить о возможности общих подходов в стимулировании развития предпринимательства (бизнеса) в регионе и/или муниципальном образовании, использовании множества направлений стимулирующего воздействия на людей для вовлечения их в предпринимательскую деятельности и помощи в достижении успеха. Комплексное стимулирующее управленческое воздействие, регулирование может поддерживаться мерами, представленными и классифицированными в таблице.
Активное развитие и использование возможностей электронного и открытого правительства, прежде всего, «Открытого региона» и «Открытого муниципалитета» позволяет разрушать барьеры развитию бизнеса и экономики, к которым (как показали результаты опросов) следует отнести в первую очередь коррупцию и бюрократизм в структурах власти (это уже отмечалось выше) и неразвитость инфраструктуры предпринимательства, в том числе финансовой (инвестиционной), информационной и инновационной.
Таким образом, в результате анализа проблемы стимулирования развития бизнеса в регионе и районе (муниципальном образовании) предложено активно использовать современные 1Т-технологии, средства электронного и открытого правительства, чтобы создавать новые проблемно ориентированные институты, механизмы и инструменты в форме специальных виртуальных площадок. Их содержательное наполнение связывается с предложенными и классифицированными направлениям стимулирования бизнеса, которые позволяют сформировать и поддерживать комплекс стимулов, ориентирующих людей на занятие предпринимательством, и создавать благоприятную среду для предпринимательской деятельности.
Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
~~^ --2015, Т. 1, №3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Что такое открытое правительство // Экспертное сообщество. 21.10.2105. [Электронный ресурс]. URL: http://naar.ru/articles/chto-takoe-otkrytoe-pravitelstvo/.
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. 16.02.2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html.
3. Заявления от потерпевших предлагают принимать через портал госуслуг // Информационный портал НААР. 15.09.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://naar.ru/news/zaiavleniia-ot-poterpevshikh-predlagaiut-prinimat-cherez-portal-gosuslug/.
4. Минфин намерен сделать реальные скидки на получение электронных госуслуг // Информационный портал НААР. 17.09.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://naar.ru/news/minfin-nameren-sdelat-realnye-skidki-na-elektronnye-gosuslugi/.
5. Минэкономразвития распускает «Электронное правительство» // Известия. 09.10.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/55841.
6. Указ Президента Российской Федерации «О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы "Открытого правительства"» № 150 от 08.02.2012 // Открытое правительство. 20.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://open.gov.ru/upload/iblock/af3/af31ea0790823f5a83b4cdb1c1478a97.pdf
7. Что такое Открытое Правительство? // Открытое правительство. 20.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://open.gov.ru/opengov/.
8. Стандарт открытости // Открытое правительство. 20.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://openstandard.ru/.
9. Типовая концепция открытости органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Проект // Открытое правительство. 20.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://open.gov.ru/openregion/ ... b9be42805069b13804aa9b979330d576.
10. Методические рекомендации по внедрению принципов и механизмов открытого государственного управления в субъектах Российской Федерации: Проект. М.: Открытое правительство, 2013. 60 с. [Электронный ресурс]. URL: http:// http://open.gov.ru/openregion/ ... 00fe0e47c2b1d068ad07318689bb13c4.
11. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" № 59-ФЗ от 02.05.2006 // Экспертное сообщество. 21.10.2105. [Электронный ресурс]. URL: http://naar.ru/acts/federalnyiy_zakon_o_poryadke_rassmotreniya_obrascheniy_ grazhdan/.
12. Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020 годы) // Минкомсвязь. Официальный сайт. 27.08.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/.
13. Власть и общество в России: развитие взаимодействия и повышение эффективности гражданского участия. М.: Исследовательская группа ЦИРКОН, 2010. 21 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zircon.ru.
14. Путин В.В. Послание президента Федеральному Собранию 2012 года // Российская газета. 13.12.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/sujet/4840/.
15. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 06.02.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1866753.
16. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. 19.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
17. Государственная программа Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения», утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 15 апреля
2014 г. // Система ГАРАНТ. 19.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70644074/.
18. Озерникова Т.Г. Трудовая мотивация: институциональные и организационные аспекты. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. 315 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Сербиновский Борис Юрьевич Ростовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Ростов-на-Дону, Россия, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления на предприятии. SPIN: 4194-3404. E-mail: [email protected].
Serbinovskiy Boris Yurievich Rostov institute (branch) of FSB EI HPE «Plekhanov Russian University of Economics», Rostov-on-Don, Russia, PhD in Economics (Dr.Sci.Econ.), professor, professor of department of economy and management at the enterprise. SPIN: 4194-3404. E-mail: [email protected].
Марсуверский Андрей Витальевич Ростовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Ростов-на-Дону, Россия, магистрант. SPIN отсутствует.
E-mail: [email protected].
Marsuverskiy Andrey Vimalyevich Rostov institute (branch) of FSB EI HPE «Plekhanov Russian University of Economics», Rostov-on-Don, Russia, undergraduate. E-mail: [email protected].
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 346500, г. Шахты, Ростовская обл., ул. Шевченко, 110, кв. 7. Сербиновский Б.Ю.
8-9888991229