с
N
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
И.Д. КОТЛЯРОВ, доцент Санкт-Петербургский филиал НИУ «Высшая школа экономики»
Инструмент формирования межпредметных связей
В статье предложена методика формирования межпредметных связей при подготовке дипломированных бакалавров и магистров. Методика заключается в разработке комплекта взаимосвязанных (посредством организации гипертекстовых ссылок) электронных учебно-методических материалов по каждой дисциплине, включенной в учебный план соответствующего направления подготовки бакалавров (магистров ). Предлагаемый комплект формирует учебно-методический комплекс нового типа, который предлагается называть интегральным электронным учебным комплексом.
Ключевые слова: межпредметные связи, учебно-методические материалы, интегральный электронный учебный комплекс (ИЭ УК).
Внедряемые в настоящее время ФГОС предусматривают освоение студентами комплексных общекультурных и профессиональных компетенций на основе межпредметных связей (МС). Поэтому преподаватель при чтении своего курса должен опираться на материал ранее пройденных дисциплин, что позволяет, с одной стороны, обеспечить лучшее закрепление этого материала, а с другой - дает возможность студенту лучше понимать и усваивать содержание курса, читаемого в настоящий момент, и составляет основу для изучения тех предметов, прохождение которых предусмотрено на более поздних этапах обучения. Благодаря этому обеспечивается сквозное усвоение предусмотренных стандартом компетенций в течение всего срока обучения в вузе, а результатом прохождения образовательной программы является специалист, обладающий комплексным пониманием задач, возникающих в сфере его профессиональной деятельности, и знанием инструментов, применяемых для их решения.
Выпускник вуза, у которого МС не сформированы, полноценным специалистом считаться не может: даже обладая хорошими знаниями по отдельным дисциплинам, он не сможет привлекать для решения возникающих перед ним задач знания из
остальных курсов, из-за чего в ряде случаев предлагаемые им решения будут неправильными или же страдать однобокостью. Имеющиеся у него знания будут разрозненными, т.е. не обеспечивающими наличия унего полноценныхкомпетенций. Очевидно, что наибольшие проблемы в освоении МС возникают у студентов вечерних и заочных форм обучения. С учетом того, что значительная часть людей, получающих высшее образование в нашей стране, делают это по заочной форме обучения, возникает социальная проблема выхода на рынок труда специалистов недостаточной классификации, не обладающих ни необходимыми знаниями, ни комплексными навыками их применения.
Надо признать, что современные образовательные программы строятся таким образом, чтобы создать МС. В начале обучения читаются базовые курсы, на которые студенты будут опираться в ходе своего дальнейшего обучения, дисциплины преподаются в логической последовательности, а взаимосвязанные курсы читаются параллельно. Разумеется, эти требования соблюдаются не всегда, но при разработке учебных планов им стараются соответствовать. Итогом обучения в вузе становится сдача междисциплинарныхгосударственных эк-
132 Высшее образование в России • № 8-9, 2012
заменов и написание дипломной работы, также призванной стимулировать студента задействовать весь комплекс знаний, полученных им за годы учебы. В ряде вузов стали активно внедряться межпредметные (не привязанные к какой-либо конкретной дисциплине) курсовые работы, позволяющие формировать у студента навыки комплексного подхода и готовить его к написанию междисциплинарной дипломной работы. Нельзя также не отметить то, что в настоящее время ведутся исследования в сфере оптимизации межпредметных связей [1-4], и по данной проблематике защищается большое число диссертаций (в качестве примера можно привести работу [5]).
И все же такой подход является формальным. Обеспечение МС при преподавании какой-либо дисциплины сегодня ограничивается перечнем тех дисциплин в рабочей программе того или иного предмета, на которые преподавание данного курса, на взгляд составителя, должно опираться (а также указанием тех дисциплин, для которых оно служит основой). Перечни этих предметов составляются, как правило, случайным образом и не согласуются между собой. Иными словами, если составитель рабочей программы по предмету А указал, что на знание этого предмета опирается преподавание предмета Б, это вовсе не означает, что составитель рабочей программы по предмету Б укажет предмет А в качестве основы: он вполне может упомянуть некий иной предмет. При сдаче государственного экзамена студенты отвечают не на междисциплинарные вопросы, а на вопросы по нескольким дисциплинам - разница между этими подходами очевидна. Наконец, при выборе темы дипломного проекта студент старается закрепить за собой то направление, которым он владеет лучше всего, а научный руководитель не следит за тем, чтобы дипломная работа приобрела подлинно междисциплинарный характер.
Организация полноценных МС не должна основываться на вере, что студенты в
полном объеме освоили ранее читавшийся им материал и потому могут полноценно опираться на него при изучении новых дисциплин. Ключевыми факторами успеха организации МС, на наш взгляд, являются:
• высокая квалификации преподавателя, который должен не только владеть полным объемом материала по своей дисциплине, но также иметь хорошее представление о других дисциплинах, предусмотренных образовательным стандартом соответствующей специальности (если несколько упростить ситуацию, можно сказать, что хороший преподаватель - это человек, в студенческие годы хорошо усвоивший МС в рамках читавшихся ему дисциплин). К сожалению, не все преподаватели высшей школы соответствуют этому требованию;
• постоянная работа преподавателей по взаимному согласованию программ учебных дисциплин для обеспечения их взаимосвязи, а также по согласованию графика преподавания материала курсов, читаемых параллельно. На наш взгляд, будет вполне разумно, если преподаватель какой-либо дисциплины специализации (читаемой в конце обучения) будет иметь возможность попросить преподавателя базовой дисциплины (читаемой на первых курсах) глубже рассмотреть какие-либо важные для его собственного курса вопросы. На практике, однако, такое согласование чаще всего отсутствует, а если проводится, то несистемно.
По сути дела, речь должна идти о формировании межпредметных связей на основе сотрудничества и общения в педагогическом сообществе с последующей трансляцией их учащимся.
В данной работе будет сделана попытка разработать - при помощи современных информационных технологий - алгоритм реализации описанных выше факторов.
На наш взгляд, оптимальным способом достижения указанной цели должна стать подготовка единого комплекта учебно-методических материалов по всем предметам, предусмотренным ФГОС и учебным планом
Обсуждаем проблему
133
вуза по соответствующему направлению подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра). Этот комплект должен быть реализован в электронном виде с обеспечением доступа к нему всех учащихся данного вуза, а также всех преподавателей. Такой комплект взаимосогласованных учебно-методических материалов предполагается назвать интегральным электронным учебным комплексом (ИЭУК). Необходимо разработать по одному комплекту ИЭУК для каждого направления подготовки бакалавров и магистров.
ИЭУК представляет собой комплект учебных материалов (рабочая программа, учебное пособие, методические указания для выполнения курсовых работ, примеры пробных тестов с ответами и т.д.) по каждому из предметов образовательного стандарта. Комплект материалов по каждой дисциплине должен быть оформлен в электронном виде и снабжен гиперссылками на материалы по другим дисциплинам (на которые данный курс опирается и основой для изучения которых служит). Это позволит студентам при изучении того или иного курса легко восстановить в памяти сведения из ранее пройденных дисциплин.
Кроме того, ИЭУК будет снабжен единым глоссарием всех использованных в нем терминов (все упоминания этих терминов в текстах ИЭУК снабжаются гиперссылками на их толкования в глоссарии). Сам глоссарий следует унифицировать в рамках всего набора дисциплин (чтобы избежать ситуации, когда один и тот же термин в раз-ныхотраслях науки понимается по-разному; в том случае, когда разные трактовки термина неизбежны, все они должны быть отражены в глоссарии). Глоссарий также должен выполнять функции указателя: у каждого термина должны быть ссылки на те разделы включенных в ИЭУК учебных курсов, где они упоминаются.
Учебные тесты, в свою очередь, должны быть снабжены гиперссылками на теоретические материалы, чтобы студент мог в
случае возникновения сложностей сразу же найти соответствующие разделы учебной программы.
Базовый компонент ИЭУК готовится на уровне Министерства образования и науки (возможно, соответствующие полномочия могут быть делегированы головным вузам УМО). Он играет роль учебного пособия по освоению данных дисциплин и (что не менее важно) роль базы для подготовки к федеральному тестированию. В настоящий момент унифицированные учебные пособия по базовым дисциплинам отсутствуют, что отрицательно сказывается на прохождении тестирования (нередко возникают ситуации, когда студент, готовившийся не по тому учебнику, по которому составлялся тест, получает по нему крайне низкие результаты из-за существенных различий в трактовке материала). Предлагаемый подход позволит унифицировать преподавание базовых дисциплин на всей территории России и обеспечить единообразие подачи материала. Речь, разумеется, идет о том, что в ИЭУК будет содержаться требуемый минимум, который в обязательном порядке должен быть усвоен учащимися. При этом преподаватель вправе дать студентам какие-либо дополнительные материалы, которые, однако, должны быть встроены в ИЭУК в виде отдельных модулей.
Учебные материалы для ИЭУК по дисциплинам специализации, на наш взгляд, должны готовиться в сотрудничестве с преподавателями этих дисциплин из профильных вузов страны до формирования единого стандарта преподавания соответствующих курсов.
Учебно-методические материалы по предметам, вводимым в учебный план по инициативе отдельных вузов («вузовский компонент »), должны включаться в ИЭУК в качестве дополнительных модулей, согласованных, хотя бы в одностороннем порядке, с базовым ИЭУК. Под односторонним порядком понимается то, что материалы по «вузовским » предметам должны содержать
134 Высшее образование в России • № S-9, 2012
ссылки на материалы базового ИЭУК, тогда как обратное не обязательно (это потребует слишком больших затрат ресурсов со стороны вуза на внесение изменений в ИЭУК с возможным ущербом для его качества).
Логичнее всего было бы создавать ИЭУК при помощи технологии Wiki, так как она наилучшим образом соответствует заявленной идеологии его разработки.
Таким образом, ИЭУК, применяемый в каждом конкретном вузе, имеет трехуровневую структуру:
1) федеральный компонент (единый для всех вузов, обеспечивающих подготовку бакалавров и магистров соответствующего направления);
2) отраслевой компонент (единый для всех вузов, обеспечивающих подготовку по определенной специализации в рамках соответствующего направления);
3) вузовский компонент (дисциплины, введенные самим вузом).
Как сказано выше, федеральный компонент готовится централизованно на уровне Министерства образования и науки, и передается вузам, затем над ним надстраиваются компоненты, разработанные профильными УМО или группами вузов, и, наконец, ИЭУК дополняется дисциплинами, читаемыми в отдельных вузах.
Благодаря такому ИЭУК студенты смогут активно усвоить не только дисциплины специализации, но и общеобразовательные курсы (философию, экономику, политологию, культурологию, высшую математику и т.д.), так как они будут увязаны с профильными предметами. В настоящее время общеобразовательные дисциплины зачастую не вызывают интереса у студентов, так как им неясна их роль в том комплексе знаний, которым должен обладать специалист по соответствующему направлению. При использовании ИЭУК эта роль станет очевидной благодаря организации между предметами логических связей, оформленных в виде гипертекстовых ссылок по соответствующим курсам.
Помимо основной задачи - обеспечения формирования МС - предлагаемый ИЭУК позволит решить и ряд других, в частности, снабдить студентов полным набором материалов по изучаемым ими дисциплинам, что улучшит методическое обеспечение учебного процесса и повысит качество подготовки.
Он также даст возможность преподавателям задавать студентам междисциплинарные задания и будет служить для профессорско-преподавательского состава опорным конспектом по дисциплинам учебного плана (т.е. источником информации по пройденным ранее и запланированным предметам), позволяющим оптимизировать преподавание своего собственного курса (за счет лучшего понимания того, что студенты уже изучили и какая информация будет для них особенно важна в будущем). Иными словами, он позволит преподавателям в достаточном объеме освоить или восстановить в памяти знания по всем предметам действующей программы.
Очевидно, что разработка ИЭУК опирается на тесное сотрудничество преподавателей разных дисциплин и согласование рабочих программ по всем предметам (то есть в качестве предварительного условия должно быть выполнено второе требование к организации МС из упомянутых выше), а его результатом станет наличие у преподавателей источника знаний по всем дисциплинам рабочей программы (что автоматически ведет к выполнению первого условия).
ИЭУК упростит усвоение МС студентами вечерней и заочной форм обучения, так как для работы с ним присутствие в вузе не требуется, а у учащегося в распоряжении будет комплект электронных взаимоувязан-ныхматериалов по всем дисциплинам. ИЭУК должен быть размещен в локальной сети вуза; кроме того, доступ к нему должен быть возможен для всех студентов (при условии регистрации в информационной системе вуза) с их домашних компьютеров.
Отметим, что речь ни в коем случае не
Обсуждаем проблему
135
идет о замене ИЭУК работы с преподавателем. Он должен выступать в качестве инструмента повышения эффективности обучения (особенно с учетом внедрения дистанционных образовательных технологий), но не средством замены преподавателя.
Подготовка ИЭУК связана с большими организационными трудностями, так как она требует перестройки преподавания: профессорско-преподавательский состав будет вынужден готовить свои курсы в тесной связке с преподавателями других дисциплин (в том числе и с других кафедр и из других вузов). Это может вызвать отторжение у педагогов, привыкших к высокой степени автономии и зачастую крайне болезненно относящихся к внешним попыткам повлиять на стратегию преподавания «их» дисциплин. Вместе с тем работа над составлением ИЭУК позволит самим преподавателям лучше усвоить сущность МС, что также будет способствовать повышению качества образования.
На взгляд автора, предлагаемая концепция ИЭУК представляет собой учебник нового типа, а ее применение позволит значительно улучшить качество подготовки специалистов за счет активного усвоения МС. Этот вопрос имеет особое значение в свете перехода к Болонской системе, в рамках которой большая часть выпускников вузов будут обучаться в течение четырех, а не пяти лет, и проблема поиска пути сохранения приемлемого качества образования (немыслимого без овладения МС) при сокращении срока обучения приобретает высокую степень актуальности.
Возможно, пионерами в области разра-
ботки и внедрения ИЭУК могли бы стать вузы, получившие статус национальных исследовательских и федеральных университетов. Именно эти вузы призваны стать флагманами отечественного высшего образования, и вопрос повышения качества подготовки студентов для них имеет особую актуальность.
Литература
1. Заграйская Ю.С. Теория и практика интег-
рации иностранного языка и зарубежной литературы в практическом курсе английского языка в лингвистическом вузе // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Теория и методика обучения. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2003. Вып. 8. С. 107-117.
2. Заграйская Ю.С. Формирование межкуль-
турной компетенции студентов в процессе интегрированного обучения иностранному языку и литературе // Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии: Материалы вуз. сб. научн. статей. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. Вып. 1. С. 621-623.
3. Логинова Л.А. Методологические основы
политехнизации курсов физики и математики в военных вузах // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: Материалы Х Всероссийской научнопрактической конференции. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. Ч. I. С. 312-315.
4. Окунева О.А. Роль предметов математичес-
кого цикла в формировании математической культуры будущих менеджеров // Вестник Казанского технологического университета. 2008. №5. С. 213-217.
5. Щербина Л.Д. Интенсивное обучение ино-
странным языкам в техническом вузе: Ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2007.
KOTLIAROVI. A NEW GENERATION OF TEXTBOOK: AN INTEGRAL ELECTRONIC STUDY COMPLEX
The present paper contains a method of building up interdisciplinary connections for graduate students. The basis of this method is a complex of interlinked (by hypertext links) electronic course materials for each course included in the programme of education of bachelors and masters. This complex represents a new generation of study materials that we call integral electronic study complex.
Key words: interdisciplinary connections, study materials, integral electronic study complex.