ИНСТРУМЕНТ ДОВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДО
ПОТРЕБИТЕЛЯ - МАЛЫЙ БИЗНЕС
Шарипова Н.А
Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В.Плеханова»
Аннотация. В статье отражены основные проблемы, существующие в Омском регионе в области инновационной деятельности, а также меры, предпринимаемые руководством региона по их устранению. Автором рассматривается роль малого предпринимательства в совершенствовании инновационной политики.
Ключевые слова: инновационная деятельность, малый бизнес, научные разработки и исследования, инновационная инфраструктура, передовые технологии.
В связи с постоянно растущей конкуренцией, создаваемым и существующим предприятиям для завоевания рынка, долгого и успешного функционирования на нем, необходимо использовать совершенно новые методы организации своей деятельности. Неслучайно в настоящее время на первое место выходит проблема инновационного бизнеса.
Инновации должны быть основой достижения стратегического конкурентного преимущества компаний, не требует особых доказательств. Майкл Портер, признанный в мире специалист по конкурентной стратегии, прямо указывает: «Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию. Однако характер и эволюция всех успешных компаний оказываются в своей основе одинаковыми. Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций» [7].
В связи с этим резко растет значение инновационного бизнеса как основного вида деятельности фирм. Ведутся активные разработки новых идей, достаточно упомянуть о многочисленных НИИ, конструкторских бюро, консалтинговых фирмах, предложениях услуг по реинжинирингу бизнес-процессов и т.д. Однако их деятельность остается не столь эффективной, поскольку лишь 5% начатых НИОКР находят свое успешное завершение в виде признания новой продукции на рынке потребителей. В числе основных причин такого положения дел является, как правило, ошибочный выбор портфеля НИОКР и отсутствие комплексной проработки ключевых аспектов — маркетинговых, технических, экономических, инвестиционных и производственных.
Поэтому следует отследить какие существенные проблемы и какая ситуация сложилась на региональном уровне в области инновационной деятельности.
Из таблицы 1 видно, что научные организации Омского региона активно участвуют в создании новых инновационных технологий. По числу удовлетворенных патентных заявок на изобретения она занимает 3-е место, на полезные модели - 4-е.
Таблица 1 - Поступление патентных заявок и выдача патентов на интеллектуальную собственность за 2013 год по субъектам Сибирского федерального округа (единиц)
Подано патентных заявок Выдано патентов
на изобретения на полезные модели на изобретения на полезные модели на изобретения на полезные модели
Иркутская область 258 103 176 69 82 34
Кемеровская область 294 124 216 104 78 20
Новосибирская область 539 251 505 202 34 49
Омская область 255 199 205 171 50 28
Томская область 370 207 331 177 39 30
Если в области числа разработанных инновационных идей организации принимают достаточно активное участие, то в отношении созданных инновационных технологий наблюдается противоположная динамика. Данную ситуацию отражает Таблица 2. Таблица 2 -Число созданных и используемых передовых производственных технологий, (единиц)
2009 2010 2011 2012 2013
Созд. Исп. Созд. Исп. Созд. Исп. Созд. Исп. Созд. Исп.
Алтайский край 5 1776 2 1452 3 1349 2 1423 3 1457
Забайкальский край 10 113 2 675 1 814 1 894 1006
Красноярский край 17 948 223 1354 8 1446 116 1346 6 1937
Иркутская область 1454 1 754 116 1230 8 923 110 1031
Кемеровская область 8 1223 4 1166 10 1353 5 1507 7 1681
Новосибирская область 23 1635 222 1860 220 2016 225 2163 223 2483
Омская область 19 2712 6 3085 115 3144 7 3942 4 4165
Томская область 2 1393 1 624 3 890 4 1834 6 1818
Причиной такого огромного разрыва между разработанными патентами и созданными передовыми технологиями является, как было отмечено выше, недостаточная отработанность процесса доведения продукта технологий до потребителя.
В Омской области на сегодняшний день создаются все предпосылки для развития в инновационной сфере. В 2007 г. Правительством Омской области были приняты «Концепции развития инновационной инфраструктуры к 2015 году».
Целью данной программы является «создание и развитие единой системы инновационной инфраструктуры на территории Омской области, обеспечивающей устойчивое сбалансированное экономическое развитие Омской области за счет создания условий для увеличения инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки»[6].
На протяжении последних 6 лет в соответствии с разработанной концепцией были созданы следующие элементы региональной инновационной инфраструктуры:
1. Омский региональный бизнес-инкубатор, целью которого является создание благоприятных условий для развития инновационных фирм.
2. Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор на базе ГОУ ВПО Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
3. Некоммерческое партнёрство «Учебно-производственный центр высоких технологий машиностроения», в рамках которого планируется организовать подготовку высококвалифицированных специалистов с обучением на новейшем оборудовании зарубежных производителей.
4. Центры трансфера технологий на базе Омского госуниверситета. Целью его работы является обеспечение трансфера высокотехнологичных технологий со стадии разработки технологий до стадии их промышленного освоения.
5. Студенческий бизнес-инкубатор на базе ГОУ ВПО Омский государственный педагогический университет для осуществления консультирования, оказания методической поддержки и координации реализации студенческих бизнес-проектов.
6. Омский региональный ресурсный центр, являющийся своего рода площадкой для реализации постпрограммной работы с выпускниками Президентской программы и базой для их карьерного роста, международного и межрегионального экономического сотрудничества.
7. Инновационный центр ОмГУПС. В целях обеспечения трансфера разработок
8. Технопарк - СибАДИ, в основе работы которого заложено коммерческое освоение научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоёмких технологий и передача их на рынок научно-технической продукции.
В 2010 г. Правительство Омской области приступило к разработке принципиально важных стратегических документов: программы по модернизации и технологическому развитию экономики региона на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Их разработка является логическим продолжением и реализацией тех целевых ориентиров, которые заложены в основу областных стратегий социально-экономического развития. С их принятием будут определены приоритетные сферы развития инноваций, закреплены механизмы по их поддержке и дальнейшему развитию.
Также ведущую роль в инновационно-ориентированной экономике играют два элемента, находящиеся вне рыночного сектора: наука и образование. Активная поддержка фундаментальных исследований, а также поддержка со стороны государства системы образования и подготовки (или переподготовки) специалистов в инновационно- ориентированной экономике не менее важны для реализации новых технологий и глубокой технологической реструктуризации производства, создания конкурентных преимуществ национального бизнеса и укрепления его позиций на мировом рынке.
На наш взгляд научно-исследовательский потенциал Омской области характеризуется наличием академической (Омский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), Омская экономическая лаборатория Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Институт проблем переработки углеводородов) отраслевой (17 научно-исследовательских организаций, 12 конструкторских бюро и ряд промышленных предприятий) и вузовской науки (4 академии, 6 университетов, 9 институтов и 11 филиалов высших учебных заведений) и их тесным взаимодействием.
Законодательная база, регламентирующая поддержку инновационной деятельности в регионе, является основой для достижения поставленных целей. В настоящее время на территории региона приняты и действуют следующие нормативно-правовые документы, устанавливающие основные принципы инновационной деятельности региона, порядок государственной поддержки предприятий научно-технической сферы:
• Закон № 527-03 «Об инновационной деятельности на территории Омской области».
• Закон № 594-ОЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области»;
• Постановление Правительства Омской области № 43-п «О Концепции развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года»;
• Указ Губернатора Омской области № 71 «О Комиссии по модернизации и инновационному развитию экономики Омской области»;
• Указ Губернатора Омской области № 115 «О создании Научного координационного совета Омской области»;
• Указ Губернатора Омской области № 113 «О премиях Губернатора Омской области в сфере развития предпринимательства и инноваций».
Однако созданные региональным правительством меры по увеличению инновационной мощи области, особенно на стадии осуществления инновационного проекта, являются недостаточно эффективными и требуют всесторонней поддержки. Поэтому основную опору необходимо делать на малый бизнес, от состояния которого во многом зависит успех региональной инновационной политики, поскольку он является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий. Малый бизнес является инновационным по своей природе, однако в условиях экономики знаний это его качество усиливается, и он превращается в ключевой фактор трансформационных изменений. А самое главное, в силу гибкости малого бизнеса, на базе такого предприятия легче отслеживать процесс внедрения инновационной технологии и оперативно устранять возникающие проблемы.
Для функционирования малого необходимо создание государственной поддержки, которая должна способствовать осуществлению структурных изменений двояким образом: во-первых, стимулировать совершенствование структуры существующих отраслей, ускоряя их переход из неконкурентоспособных сегментов экономики в сегменты с более высоким потенциалом роста, во-вторых, помогать диверсификации благодаря внедрению новых производств и видов услуг.
По нашему мнению, для финансовой поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства весьма актуальны схемы смешанного финансирования программ и проектов, в которых предпринимателям предоставляются собственно не кредиты, а частичная компенсация «рыночного» процента за коммерческие кредитные услуги в форме инвестиционных вложений в предпринимательские проекты или региональные программы, а также лизинг, франчайзинг, факторинг, форфейтинг, венчурное кредитование.
Необходимо отметить, что на региональном уровне происходит непосредственное взаимодействие государственных и рыночных институтов с конкретными малыми предприятиями. В силу своей специфики малый бизнес в нашей стране имеет ярко выраженную региональную ориентацию и является важным фактором реализации инновационной экономики региона. Поскольку одним из главных его преимуществ является его подвижность и динамизм, которые способствуют быстрой коммерциализации результатов исследований и разработок, а также адаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказывает значительное влияние на ускоренные темпы инновационного развития. В связи с этим региональные власти должны обладать достаточно широкими возможностями влиять на развитие предпринимательских структур.
Литература
1. Закон Омской области от 13.07.2004 №527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области» (с изменениями на 26 февраля 2015 года)
2. Закон Омской области от 20.12.2004 №594-ОЗ «О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области» (с изменениями на 19 ноября 2010 г.)
3. Указ Администрации Омской области от 21.07.2010 № 71«О Комиссии по модернизации и инновационному развитию экономики Омской области»
4. Указ губернатора Омской области от 27.05.2004 №115 «О создании Научного координационного совета Омской области» (с изменениями на 26 октября 2012 г.)
5. Указ Губернатора Омской области от 20.09.2005 № 113 «О премиях Губернатора Омской области в сфере развития предпринимательства и инноваций» (с изменениями на 18 марта 2015 года)
6. Постановление Правительства Омской области от 11.04.2007 № 43-п «О Концепции развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года»
7. Портер М.Е. Конкуренция. Пер. с англ. - СПб., М., Киев: Изд. дом «Вильямс», 2008.
8. Метелев С.Е. Россия в ВТО: условия вступления и первые итоги // Власть. - 2013. - № 5. - С. 8-13.