ИССЛЕДОВАНИЕ
1
Бахарева О.В.
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Институты развития: долгосрочные инвестиции в региональную инфраструктуру
АННОТАЦИЯ:
Инновации и модернизация экономики являются важным актуальным вопросом региональной технической политики, мощным инструментом поддержки локальных производителей. В условиях кризиса 2014-2016 гг. в России инвестиции в развитие и модернизацию экономики ограничены, что проявляется в недостатке инвестиционных ресурсов для внедрения новых технологий и в отсутствии регулярного потока инвестиций для технического обслуживания имеющихся объектов региональной инфраструктуры. Автором проведен общий анализ институтов развития технической, институциональной и социальной инфраструктуры в России и Республике Татарстан. Основное внимание уделено социо-институциональным аспектам региональной поддержки внедрения новых BIM-технологий в строительстве. Обоснована возможность использования внутренних долгосрочных инвестиционных ресурсов институциональных инвесторов в объекты инфраструктуры в случае создания единого информационного пространства исполнения строительных и эксплуатационных контрактов на основе BIM-модели объекта строительства.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновации, региональная экономика, региональная техническая политика, институты развития, BIM-технологии, институциональные инвесторы, долгосрочные инвестиции
JEL: E22, L74, O38, R11
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Бахарева О.В. Институты развития: долгосрочные инвестиции в региональную инфраструктуру // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 21. — С. 2849-2864. — doi: 10.18334/rp.17.21.36885
Бахарева Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры муниципального менеджмента, Казанский государственный архитектурно-строительный университет ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 17.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 20.11.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.21.36885
(с) Бахарева О.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
2850
Введение
Инновации и модернизация в региональной экономике являются актуальным вопросом региональной технической политики, мощным инструментом поддержки локальных производителей в условиях макроэкономической нестабильности сырьевых рынков.
В условиях кризиса 2014-2016 годов в России возникла проблема недостатка инвестиций для развития регионов. Вместе с тем, по нашему мнению, регионы обладают потенциалом интенсивного развития экономики с использованием внутренних резервов экономического роста:
- во-первых, за счет внутренних долгосрочных источников
и Т к и и и
инвестиций. В мировой практике основой таких инвестиций являются средства квалифицированных институциональных инвесторов (страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных фондов, фондов медицинского страхования и др. финансовых институтов), которые могут инвестировать, например, в развитие инфраструктуры или в новые рынки. Значительный размер активов институциональных инвесторов позволяет им инвестировать в капиталоемкие или рискованные проекты, принимать допустимые акционерами риски, диверсифицировать направления инвестирования. Роль институциональных инвесторов в финансировании инфраструктуры, развитии национальной и региональной экономики, использовании благоприятной институциональной среды для инвестиций позволяет использовать различные модели в разных случаях и добиться развития экономики и региона [1];
- во-вторых, за счет снижения интегральных издержек производства. Снижение в условиях кризиса производственных и транзакционных издержек экономических агентов может позволить решить проблему нехватки инвестиционных ресурсов для развития отраслей региональной экономики. В мировой практике одним из действенных методов снижения издержек производства в строительной индустрии стало применение инновационных технологий BIM-моделирования объектов (сокр. Building Information Modeling). По оценкам экспертов, снижение издержек строительства объектов составляет от 20%, а издержек эксплуатации - от 15%. Преимущества использования BIM-технологий в строительстве заключаются в совершенствовании и оптимизации технологических процессов, контроле их качества, что позволяет ускорить и удешевить технологический процесс, кроме того, наблюдается сокращение общей продолжительности строительства, рост
2851
контроля над расходами, рост точности прогнозов, сокращение стоимости строительства, сокращение количества проектных изменений, улучшение имиджа компании, улучшение коммуникаций между руководителями и проектировщиками, сокращение ошибок, выход на новые рынки, при проектировании здания учитываются будущие эксплуатационные характеристики и расходы [2, 3].
Задача стимулирования экономического роста и разработки региональной политики, привлечения инвестиций в развитие отраслей экономики была исследована в разное время в национальной и региональной экономике.
Развитие национальной экономики является ключевым элементом социально-экономического развития, оно происходит в процессе внедрения нового товара, нового метода производства продукции, открытия нового рынка, завоевания нового источника сырья, внедрения новой организационной структуры в отрасли промышленности и оказывает влияние на экономический рост [4].
Анализ влияния на рост производительности технических изменений, увеличения технологической эффективности, возможности расширения границы производственных возможностей впервые изучены Р. Солоу [5].
Эконометрический анализ влияния технологического прогресса на экономический рост экономики с использованием производственной функции требует накопленных статистических данных наблюдений в рассматриваемой экономике, что позволяет использовать модели для анализа и прогнозирования экономических показателей [6].
Позднее было изучено взаимовлияние факторов финансового долга и экономического, который рассматривался как предвестник экономического роста [7].
Государственная политика традиционно фокусируется на значимых источниках экономического роста в отрасли: ценовые факторы на продукты отрасли, неценовые факторы за счет государственных инвестиций или частных инвестиций, повышения эффективности в результате технологических инноваций, повышения эффективности производителя вследствие информированности, роста производительности труда в результате технологических изменений посредством исследований или трансферта новой технологии [8].
Позднее было установлено, что ликвидность фондового рынка предшествует росту ВВП. Была выявлена зависимость между
2852
финансовым и экономическим развитием промышленного сектора экономики, что отразилось на технологической структуре экономики [9-12].
Исследования уязвимости экономики в результате финансовых инноваций, институциональной инфраструктуры и политики развития конкуренции, показывают институциональные особенности и влияние макроэкономических показателей на волатильность, кризисы и экономический рост, возможности эффективных инвестиций пенсионных фондов в развитие инфраструктуры, факторы экономического роста [14-17].
Отдельно проводился анализ роли пенсионной системы и негосударственных пенсионных фондов [18-19].
Следует обратить внимание на особенности внедрения технологических инноваций в России и исследования модернизации национальной экономики на основе технологических изменений в России [20]. Трансферт новой технологии может происходить с использованием различных механизмов (использование изобретений третьих лиц, информационная связь с другими предприятиями, покупка оборудования, найм квалифицированного персонала, использование услуг консультантов, контракты на выполнение работ по исследованию и развитию, покупка предприятия. Особенно полезно в российской практике может быть понимание значимой институциональной российской особенности: зависимости между покупателем и выбираемой формой трансферта технологии, а также эффективностью внедрения технологических изменений [21-28].
Анализ нормативно-правовых документов в области внедрения В1М-технологий показал, что технологические инновации в России оказываются эффективными в случае государственной поддержки механизма трансферта новых технологий, создания и поддержки отраслевых стандартов в дальнейшем. Процесс внедрения технологических изменений в строительной отрасли России происходит при поддержке органов государственной власти. В соответствии с распоряжением Правительства РФ сформирована государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», направленная на снижение административных барьеров ведения предпринимательской деятельности с использованием инновационных технологий информационного общества. В 2016 году Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России разработало
2853
План поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства, который позволил совместно с экспертами разработать первый отраслевой национальный стандарт в строительной индустрии России.
Цель исследования
Создание институциональной среды для экономического развития региона, формирования региональной политики роста требует поиска долгосрочных инвестиций на внутреннем рынке и разработки механизма снижения рисков инвестиций в строительство инфраструктурных объектов.
Методология исследования
Методологической основой исследования являются сравнительный анализ применения В1М-технологий в строительной отрасли на национальном и региональном уровне.
Исследование основано на эмпирическом анализе законодательных и нормативных актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - Республики Татарстан, статистических и аналитических данных Центрального банка Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, иных публичных источников статистической информации, опубликованных отчетов экспертов пенсионного рынка.
Научное исследование основано на институциональном анализе изменений, которые происходят в строительной отрасли, возможности применения теории контрактов для повышения эффективности строительной индустрии, а так же привлекательности отрасли для институциональных инвесторов в случае применения В1М-технологий в инфраструктурных проектах.
Результаты исследования
Разработка механизма снижения неопределенности и риска инвестиций институциональных инвесторов в объекты инфраструктуры возможна в случае создания единого информационного пространства исполнения строительных и эксплуатационных контрактов на основе В1М-модели объекта строительства.
2854
Применение предложенной автором методики создания единого информационного пространства может позволить снизить интегральные (транзакционные и производственные) издержки в строительной индустрии, что позволит повысить ее конкурентоспособность и привлекательность для институциональных инвесторов.
Предсказуемость результатов по инвестиционному проекту в инвестиционно-строительном комплексе позволит институциональным инвесторам направить внутренние долгосрочные инвестиционные ресурсы на развитие инфраструктуры регионов и будет способствовать экономическому росту.
Внутренние долгосрочные источники инвестиций
В настоящее время активы негосударственных пенсионных фондов в России составляют 3,2 трлн руб., совместно с активами Пенсионного фонда Российской Федерации - 4,98 млрд руб. (6,2% размера ВВП России 2015 года в текущих ценах) (рис. 1) [29].
Рисунок 1. Динамика активов негосударственных пенсионных фондов
в России 2004-6М 2016 Источник: составлено автором по: Субъекты рынка коллективных инвестиций [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации. - Режим доступа: Инр8://'№'^№.сЬг.ш/Гттагке18/?Рг1Ы=8У_со11_туе81
Снижение интегральных издержек производства
На российском рынке эффективные частные инвесторы первыми использовали В1М-технологии в процессе строительства новых объектов для бизнес-групп (нефтяная, газовая и химическая промышленность России). Особый интерес вызывает тщательный контроль качества
2855
строительства со стороны инвесторов в случае последующего использования объекта внутри группы компаний. К началу 2016 года технологические инновации информационного моделирования зданий и сооружений в строительной отрасли реализованы в реальной экономике России на многих построенных объектах. BIM-технологии использованы в инвестиционных проектах Олимпийского комплекса в городе Сочи, Быстринском горно-обогатительном комбинате в городе Чита, созданы высокоточные геопривязанные цифровые ЭБ-модели местности и рельефа с целью дальнейшего их использования при проектировании или мониторинге в интересах безопасности жизнедеятельности человека и другие объекты. Опыт применения BIM-технологий в уникальном, типовом строительстве в России показал эффективность инновационных технологий на всех этапах жизненного цикла объекта (архитектурное проектирование, проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт, реконструкция, снос здания).
На национальном уровне министр строительства и ЖКХ РФ М. Мень анонсировал разработку 231 стандартов в области строительства, которые будут иметь статус межгосударственных документов (ГОСТ) и национальных стандартов (ГОСТР). Подготовлено 87 национальных и межгосударственных стандартов, разработано 20 окончательных редакций и 124 первых редакций, из них 54 прямого введения ссылочных европейских стандартов к Еврокодам. Доля стандартов по промышленности строительных материалов составляет более 40%. На первом этапе работа по стандартизации была направлена на обеспечение безопасности зданий и сооружений, внедрение инновационных технологий информационного моделирования, энергоэффективных ограждающих конструкций и строительных материалов, современных полимерных композитных и геосинтетических материалов, создание межгосударственной нормативной базы в области строительства для ЕАЭС и стран СНГ, учет требований международных стандартов (ИСО и EN).
Государственная политика в области регулирования строительного производства предполагает поэтапное внедрение зарекомендовавших себя эффективных способов управления строительным производством на основе информационных моделей и BIM- технологий.
В 2016 году планируется завершение работы совместно с Автономной некоммерческой организацией «АСИ», ФАУ
«Главгосэкспертиза России» и Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), результатом которой станет подготовка пакета документов для утверждения предлагаемых изменений.
В конце 2017 года планируется завершение подготовки специалистов по использованию В1М-технологий в области промышленного и гражданского строительства, государственных экспертов.
В Республике Татарстан впервые применены В1М-технологии в процессе строительства общественных зданий (здание Арбитражного суда РТ-Татнвестгражданпроект, завод «Танеко»-ПИ «СоюзХимПромПроект»), а затем и жилых зданий (12-14 этажный двухсекционный крупнопанельный жилой дом в городе Казани). В 2015 году подведены первые итоги строительства нового города Иннополис, архитектурное проектирование и строительство которого осуществлялось с применением В1М-технологий. Достигнута эффективность использования инвестированных средств (табл.) [22].
Таблица
Анализ контрактов и общих издержек строительства города Иннополис, _за период 2012-2015 годов, (тыс. руб.)_
Объект строительства (в.ч. социальной инфраструктуры) Стоимость работ по договору на строительство Оплачено подрядчику авансом Остаток к оплате Принято по актам КС-2 и КС-3
Учебно-лабораторный корпус 2 068 525 1 982 717 85 808 1 768 667
Жилой и спортивный комплексы 1 780157 1 729 610 50 546 1 656 287
Надземный пешеходный переход 35 072 31 507 3 565 15 707
Благоустройство и внешняя инженерная инфраструктура 405 760 152 672 253 088 45 246
Итого 4 289 513 3 896 506 393 007 3 485 906
Источник: Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на создание территориально обособленного инновационного центра «Иннополис» в 2012-2013 годах» // Бюллетень Счетной палаты. - 2016. - № 1. - С. 3-53. - Режим доступа: http://audit.gov.rU/activities/bulleten/#869
2857
Следует отметить, что строительство города Иннополис для развития высоко технологичного сектора региональной экономики Республики Татарстан (РТ) имеет прямой эффект (рост высокотехнологичного сектора региональной экономики) и косвенный эффект (выигрыш от снижения издержек строительства объектов социальной и физической инфраструктуры).
Обобщая результаты проведенного теоретического исследования возможностей развития инфраструктуры для развития региональной экономики, исследований успешных практик применения инновационных В1М-технологий в российской практике строительства в процессе строительства объектов инфраструктуры в Российской Федерации, проведения региональной инновационной политики на примере Республики Татарстан, можно заключить следующее.
Долгосрочные инвестиции институциональных инвесторов в развитие региональной инфраструктуры могут быть эффективными в случае использования В1М-моделей как части конкурсной документации инвестиционного проекта, а также в дальнейшем могут стать инновационным инструментом управленческих решений в процессе эксплуатации, ремонта и реконструкции объектов инфраструктуры на основе контрактов с включением в них В1М-моделей.
Предложенная методика создания единого информационного пространства «Инвестор - Региональные органы власти - Исполнитель строительных и эксплуатационных контрактов на основе В1М-модели объекта региональной инфраструктуры» (рис. 2) обладает следующими качествами.
Эффективность управления стоимостью строительства:
- позволяет снизить интегральные издержки (производственные и транзакционные) в строительной отрасли;
- позволяет осуществить операционный контроль всех этапов, включая прединвестиционную фазу проекта;
- обеспечивает оперативный мониторинг возводимых объектов строительства;
- дает возможность обеспечить соблюдение планируемых сроков строительства.
2858
Рисунок 2. Авторская методика создания единого информационного пространства Инвестор - Региональные органы власти - Исполнитель исполнения строительных и эксплуатационных контрактов на основе В1М-модели объекта региональной инфраструктуры Источник: составлено автором
Эффективность управления эксплуатацией здания:
- позволяет перейти к эффективной эксплуатации зданий и снижению затрат на эксплуатацию;
- обеспечивает снижение рисков техногенных катастроф.
Эффективность тарифной политики на объектах инфраструктуры:
- дает прозрачность ценообразования, ремонтных, реставрационных и иных эксплуатационных работ на объекте инфраструктуры.
До заключения контракта строительства объекта инфраструктуры предлагается проводить конкурс (с применением В1М-модели) и анализ полученных конкурсных заявок для определения открытой цены конкурсантов и качества модели. Предоставление институциональному инвестору (в том числе концессионеру) от конкурсантов В1М-модели
2859
объекта позволит провести качественный сравнительный анализ заявок, предоставленных на конкурс, снизить цену контракта до резервной цены.
В процессе заключения контракта В1М-модель заявка победителя должна быть включена в контрактные документы (в составе приложения) для исполнения и контроля в процессе строительства.
Отдельного рассмотрения, по нашему мнению, требуют инвестиционные проекты, связанные с тарифным регулированием цен на блага, предоставляемые экономическими агентами после сдачи построенного объекта инфраструктуры в эксплуатацию, а также строительства жизненно важных или опасных объектов инфраструктуры региона (например, атомных электростанций). По нашему мнению, в таких случаях в процессе заключения контракта требуется закрепление в контракте на строительство объекта инфраструктуры обязанности институционального инвестора и исполнителя по контракту предоставить региональным органам власти итоговую В1М-модель для проведения эффективной тарифной политики в процессе эксплуатации объекта (контроля расчёта тарифов и их последующих изменений), а также надлежащего технического использования объекта инфраструктуры.
В процессе исполнения контракта на проектирование и строительство объекта инфраструктуры возможно снижение рисков инвестирования институциональных инвесторов в случае дополнения конкурсной документации В1М-разделом и использования В1М-модели на протяжении всего жизненного цикла объекта.
В период действия контрактов на обслуживание, ремонт, реконструкцию объектов инфраструктуры обеспечение устойчивости планируемых денежных потоков по проекту в процессе эксплуатации построенного объекта инфраструктуры возможно в случае передачи В1М-модели объекта экономическому агенту, управляющему объектом, для мониторинга состояния объекта после процесса строительства для контроля издержек и поступления доходов в процессе эксплуатации и реконструкции объекта в адрес владельца объекта инфраструктуры.
Результаты исследования!
Предложена методика создания единого информационного пространства (единой информационной модели) «Инвестор -Региональные органы власти - Исполнитель строительных и эксплуатационных контрактов на основе В1М-модели объекта региональной инфраструктуры». Основу модели составляет мониторинг
2860
планируемых в В1М-модели и реальных событий, затрат по проекту на протяжении всего жизненного цикла объекта. Использование инновационных В1М-технологий в инвестиционном процессе, процессе строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры может позволить институциональным инвесторам снизить неполноту контрактов до их заключения на протяжении жизненного цикла объекта, исключить риски несоблюдения сроков и превышения издержек по контрактам.
В результате применения предложенной автором методики можно повысить инвестиционную привлекательность строительной отрасли за счет эффективной структуры управления бизнес-процессами, снижения специфических строительных рисков, и тем самым обеспечить направление внутренних инвестиционных ресурсов российской экономики на развитие региональной инфраструктуры (социальной, институциональной, физической (технической)).
Заключение
В условиях кризисных явлений в России решение задачи модернизации реального сектора региональной экономики, использования потенциала региона и внутренних источников роста может быть обеспечено в процессе создания институциональной среды развития бизнеса, снижения издержек производства и транзакционных издержек в процессе внедрения в строительство и ЖКХ инновационных В1М-технологий.
Предложенная методика создания единого информационного пространства исполнения строительных и эксплуатационных контрактов на основе В1М-модели объекта строительства позволяет решить поставленную задачу экономического развития инфраструктуры, роста занятости и доходов населения региона.
Благодарности
Автор выражает признательность и благодарность проректору, заведующему кафедрой систем автоматизированных систем управления в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета Д.М. Кордончику, профессору кафедры Е.М. Удлеру за поддержку и помощь в исследовании.
2861
ИСТОЧНИКИ:
1. Inderst G., Stewart F. Institutional Investment in Infrastructure in Emerging Markets and
Developing Economies. - World Bank Group, 2014. - P. 60.
2. Талапов В.В. О некоторых принципах, лежащих в основе BIM // Известия высших
учебных заведений. Строительство. - 2016. - № 4. - С. 108-114.
3. Преимущества BIM // Информационное моделирование объектов промышленного и
гражданского строительства: Проектирование, строительство, эксплуатация [Электронный ресурс] // Autodesk. - С. 4-5. - Режим доступа: http://static-dc.autodesk.net/content/dam/autodesk/www/campaigns/BTT-RU/BIM%20for%20buildings_Autodesk.pdf
4. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской
прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. - М.: Прогресс, 1982.
5. Solow R. Contribution to the Theory of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics.
- 1956. - № 70. - P. 65-94.
6. Mankiw G., Romer D., Weil D. A Contribution to the Empirics of Economic Growth // The
Quarterly Journal of Economics. - 1992. - May. - P. 407-437.
7. Finance and growth: Schumpeter might be right / R. G. King [et al.] // The Quarterly Journal
of Economics. - 1993. - Vol. 108. - № 3. - P. 717-37.
8. Sadoulet E., De Janvry A. Quantitative Development Policy Analysis. - Baltimore: The Johns
Hopkins University Press, 1995. - P. 241.
9. Finance and the sources of growth / T. Beck [et al.] // Journal of Financial Economics. - 2000.
- Vol. 58. - № 1-2. - P. 261-300.
10. Financial dependence and growth / R. G. Rajan [et al.] // American Economic Review. -
1998. - Vol. 88. - № 3. - P. 559-586.
11. ArcandJ. L. Berkes E., Panizza U. Too Much Finance?: IMF Working Paper. - International
Monetary Fund, 2012. - P. 49.
12. Kuznets S. Economic Growth and Structure. - New York: Norton, 1965.
13. Gennaioli N., Shleifer A., Vishny R.W. Neglected Risks, Financial Innovation, and Financial
Fragility: NBER Working Paper № 16068. - NBER, 2010.
14. Tirole J. The Institutional Infrastructure of Competition Policy // Revue d'économie du
developpement. - 2000. - № 1-2. - P. 123-132.
15. Della Croce R. Trends in Large Pension Fund Investment in Infrastructure: OECD Working
Papers on Finance, Insurance and Private Pensions, № 29. - Paris: OECD Publishing, 2012.
16. Barro R. J. The Determinants of Economic Growth: A Cross-Country Empirical Study. -
Cambridge: MIT Press, 1997.
17. Yermo J. The Role of Funded Pensions in Retirement Income Systems: Issues for the Russian
Federation: OECD Working Papers on Finance, Insurance and Private Pensions, № 27. -Paris: OECD Publishing, 2012.
2862
18. Ahuja A., Yermo J., McTaggart G. studied the peculiarities of the Russian pension system
based on the data of the countries of the world and the implications for the Office of the Russian Federation OECD private pension insurance (Paris: OECD Publishing, 2013).
19. Асаул А.Н., Горбунов А.А., Заварин Д.А. Особенности инвестиционного планирования
инновационных инвестиционно-строительных проектов (часть 2) // Экономика строительства. - 2016. - № 1. - С. 32-43.
20. Асаул А.Н., Заварин Д.А., Иванов С.Н. Основные направления формирования
экономических эффектов от внедрения инноваций в инвестиционно-строительный цикл // Вестник гражданских инженеров. - 2015. - № 3. - С. 254-261.
21. Официальный сайт города Иннополис.
22. Применение технологий информационного моделирования (BIM) при разработке
шумозащитных мероприятий для автодорог / Е.П. Анисимов, М.В. Буторина, Н.В. Тюрина [и др.] // Бюллетень строительной техники. - 2016. - № 6. - С. 18-21.
23. Четверик Н.П. Оценка эффективности инноваций на этапе проекта // Наука и
безопасность. - 2014. - № 2. - С. 2-33.
24. Скворцов А.В. BIM для дорожной отрасли: что-то новое или мы этим уже занимаемся?
// САПР и ГИС автомобильных дорог. - 2014. - № 1. - С. 8-11.
25. Баранник С.В., Блинов Д.С. Создание ГИС автомобильной дороги «Обход г. Одинцово»
// САПР и ГИС автомобильных дорог. - 2014. - № 1. - С. 70-73.
26. Смирнов Е.Б. Типовые формы международных и национальных строительных
контрактов и их адаптация к условиям России // Транспортное дело России. -2011. - № 8. - С. 9-11.
27. Кимфельд Р.В. Проблемы реализации интегральных инжиниринговых проектов на
основе EPC/EPCM-контрактирования в России // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Серия: «Экономика». - 2014. - № 4. - С. 86-93.
28. Indicative Model of Socio-Economic Development of Small Towns/ G.M. Zagidullina [et al.]
// World Applied Sciences Journal. - 2013. - № 24. - P. 350-357. - doi: 10.5829/idosi.wasj.2013.24.03.13203
29. Таблица «Валовой внутренний продукт: Квартальные данные (в текущих ценах)»
[Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. -Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/kv/tab5.htm
2863
Olga V. Bakhareva, Candidate of Science, Economics, Associate professor of the Chair of Municipal Management, Kazan State University of Architecture and Engineering
The development institutes: long-range investments in the regional
infrastructure
ABSTRACT
Innovation and modernization of the economy are a relevant issue of the regional technical police, a strong instrument to support local manufacturers. In the conditions of crisis of 2014-2016 in Russia the investments in the development and modernization of the economy are limited, which manifests itself in the lack of investment resources for introducing new technologies in the absence of a continuous investment flow for technical maintenance of the existing objects of the regional infrastructure. The author has performed a general analysis of the institutes of technical, institutional and social infrastructure in Russia and the Republic of Tatarstan. The main attention is paid to socio-institutional aspects of regional support of the introduction of new BIM-technologies in the construction. The author has substantiated the possibility of using internal long-range investment resources of institutional investors in the infrastructure objects, provided the availability of a unified information space of the execution of the construction and exploitation contracts based on BIM-model of the construction object. KEYWORDS: innovations, regional economy, regional technical policy, the development institutes, BIM-technologies, institutional investors, long-range investments