Научная статья на тему 'ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1810
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ / ПРАВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / АДВОКАТУРА / НОТАРИАТ / СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирсанов Алексей Юрьевич

В статье при анализе литературы и нормативных правовых актов об институтах гражданского общества высказано несколько суждений: гражданское общество является условием наделения Российской Федерации статусом «правовое государство»; гражданское общество в Российской Федерации может быть представлено совокупностью институтов, как-то: адвокатура, нотариат, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the literature and normative legal acts on civil society institutions and makes several judgments: civil society is a condition for granting the Russian Federation the status of a «legal state»; civil society in the Russian Federation can be represented by a set of institutions, such as the bar, the notary public, and the presidential Council for the development of civil society and human rights.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10445

ББК 67 © А.Ю. Кирсанов, 2020

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алексей Юрьевич Кирсанов, старший научный сотрудник НИИ образования и науки, кандидат юридических наук (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье при анализе литературы и нормативных правовых актов об институтах гражданского общества высказано несколько суждений: гражданское общество является условием наделения Российской Федерации статусом «правовое государство»; гражданское общество в Российской Федерации может быть представлено совокупностью институтов, как-то: адвокатура, нотариат, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Ключевые слова: государство, Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, право, гражданское общество, институт гражданского общества, адвокатура, нотариат, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

THE INSTITUTIONS OF CIVIL SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Aleksey Yu. Kirsanov, Senior Researcher of Scientific Research Institute of Education and Science, Candidate of Legal Sciences

(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house) E-mail: [email protected]

Abstract. The article analyzes the literature and normative legal acts on civil society institutions and makes several judgments: civil society is a condition for granting the Russian Federation the status of a «legal state»; civil society in the Russian Federation can be represented by a set of institutions, such as the bar, the notary public, and the presidential Council for the development of civil society and human rights.

Keywords: state, the Russian Federation, legislation, regulatory legal act, the Constitution, Federal law, law, civil society, civil society institutions, lawyers, notaries, the Council of the President of the Russian Federation on development of civil society and human rights.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кирсанов А.Ю. Институты гражданского общества в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):29-31.

Предметом данной статьи является институты гражданского общества в Российской Федерации1.

Первоначально о состоянии теории.

Так, В.Э. Полякова резюмировала следующее: «В доктрине под институтами гражданского общества понимаются: 1) направления деятельности граждан, ориентированные на решение социально значимых задач, реализованные через различные организационные формы; 2) организованные так или иначе объ-

1 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

единения граждан, действия которых направлены на реализацию каких-либо целей и задач, на разрешение собственных, общих для групп проблем. ... институт гражданского общества — это обусловленный конституционными принципами народовластия и приоритета прав и свобод человека и гражданина структурно-правовой способ легального самовыражения и социализации личности; способ непосредственного выражения мнений, предложений, позиций граждан по вопросам общественной жизни; способ прямого участия в принятии социально значимых решений. Среди характерных черт институтов гражданского общества называют следующие: наличие определен-

ной формы; наличие общей цели; внегосударственный порядок образования и функционирования; самоорганизация; самоуправление; добровольность; равноправные отношения, отсутствие иерархии в системе ... Таким образом, под институтами гражданского общества принято понимать способы организационно-правового участия в социально-политической жизни общества»1.

Л.Ю. Грудцына определяет содержание «важнейшей проблемы» следующим образом: «Как государство не может существовать без гражданского общества, так и гражданское общество немыслимо без государства. С учетом современных российских условий развития государства и общества возникает вопрос: можно ли российский народ считать основой или истоком формирования и развития активного гражданского общества? И можно ли считать гражданское общество высшей формой организации народа?»2.

А.В. Жалнина определяет адвокатуру как «важнейших институтов гражданского общества» («Итак, мы выяснили, что адвокатура — это важнейший институт правовой системы России. Она является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура не входит в число общественных объединений. Общественные объединения создаются для защиты интересов лиц, входящих в него. Адвокатура является негосударственным и некоммерческим профессиональным объединением квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданным для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов»)3.

Вероятно, противоречивые результаты научных изысканий об институтах гражданского общества предопределяют и несовершенство законодательства в Российской Федерации.

Первоначально обращается к Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.4, в которой в разных значениях упоминается гражданское общество: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и обще-

ства, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность» — ст. 751; «Президент Российской Федерации: ... ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом» — ст. 83; «1. Правительство Российской Федерации: ... е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики» — ст. 114).

Положения ст. 1 Конституции РФ детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой5.

Так, в Федеральном законе РФ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» от 10 июня 2016 г.6 термин «гражданское общество» употреблен в статьях 2, 4.

В Федеральном законе РФ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 4 июля 2014 г.7 установлены «правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия». Термин «гражданское общество» употреблен в статья 5, 18 Федерального закона РФ от 4 июля 2014 г.

В Федеральном законе РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 26 апреля 2002 г.8 определено содержание адвокатской деятельности: «1. Адвокатской деятельностью

1 Полякова В.Э. Институты «гражданского общества (СПС КонсультантПлюс. 2020).

2 Грудцына Л.Ю. Государство, народ и гражданское общество в России // Адвокат. 2011. № 6. С. 54 — 61.

3 Жалнина А.В. Адвокатура как институт гражданского общества // Мировой судья. 2011. № 9. С. 19 — 20.

4 См.: Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 04.07.2020. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

5 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

6 Полякова В.Э. Институты «гражданского общества (СПС КонсультантПлюс. 2020).

7 См.: СЗ РФ. 2014. № 30 (часть I). Ст. 42132016. № 27 (часть II). Ст. 4286; 2018. № 1 (часть I). Ст. 39; № 53 (часть I). Ст. 8424.

8 Грудцына Л.Ю. Государство, народ и гражданское общество в России // Адвокат. 2011. № 6. С. 54 — 61.

является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам . в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию» — п. 1 ст. 1).

И в подзаконных нормативных правовых актах также урегулированы отношения относительно гражданского общества.

Так, Указом Президента РФ «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека» № 120 от 1 февраля 2011 г.1 утверждено Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: «1. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека . является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества в Российской Федерации, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета» (п. 1 Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека); «4. Основными задачами Совета являются: а) оказание содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, рассмотрение по поручению главы государства вопросов, относящихся к компетенции Совета; б) содействие процессам гуманизации и модернизации российского общества, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по развитию указанных процессов; в) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития институтов гражданского общества и расширения участия граждан в модернизации страны, в том числе путем передачи отдельных функций государственных органов институтам гражданского общества; г) систематическое информирование Президента Российской Федерации о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом; д) организация проведения экспертизы проектов федеральных законов,

1 Жалнина А.В. Адвокатура как институт гражданского общества // Мировой судья. 2011. № 9. С. 19 — 20.

находящихся на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации, для определения их соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка по результатам экспертизы соответствующих предложений Президенту Российской Федерации; е) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам взаимодействия с правозащитными общественными объединениями и иными структурами гражданского общества; ж) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам становления институтов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; з) подготовка предложений к ежегодным посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Совета; и) содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту Российской Федерации; к) участие в укреплении международного сотрудничества в области развития гражданского общества, обеспечения прав и свобод человека и гражданина; л) содействие правовому просвещению населения путем активного взаимодействия Совета с представителями средств массовой информации и иных структур гражданского общества; м) анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; н) рассмотрение иных вопросов, относящихся к компетенции Совета» — п. 4 Положения о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека).

Таким образом, процесс формирования институтов гражданского общества еще не завершен и нуждается в продолжении научных исследований.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, гражданское общество является условием наделения Российской Федерации статусом «правовое государство».

Во-вторых, гражданское общество в Российской Федерации может быть представлено совокупностью институтов, как-то: адвокатура, нотариат, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.