663.5.004.15(470.62)
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ЭТАНОЛА
Т.В. СОТСКАЯ, В.В. СОТСКИЙ
Краснодарский университет МВД РФ
В работах [1, 2] рассматривались тенденции развития мирового рынка альтернативных видов топлива и сырья для их получения с точки зрения конъюнктурных воздействий со стороны спроса и предложения. В современных условиях эта проблема должна решаться не только на уровне предпринимательских, но и государственных структур. Например, в «Энергетический билль», подписанный президентом Дж Бушем в августе 2005 г, предусматривает производство к 2012 г. ежегодно 8 млрд галлонов этанола из зерна и 1 млрд галлонов из целлюлозы (стебли кукурузы, рисовая солома, отходы лесной промышленности).
В последние годы американские ученые особенно активно занимались энергетической проблематикой и добились существенных результатов [3-9].
Согласно прогнозам, около 25% урожая кукурузы в США может быть использовано в качестве сырья для производства этанола. К 2012 г. производство этанола в США должно выйти на уровень 28,4 млрд л.
Развитие рынка этанолового топлива в США стимулируется рядом факторов: правительственными субсидиями, резко растущим на него спросом, ожидаемыми позитивными для рынка правительственными мерами в сфере регулирования сельхозпроизводства и, самое главное, получением 100% прибыли на вложенный в производство этанола капитал максимум за два года. Поэтому «этаноловая гонка» ускоряется, несмотря на опасения, что широкомасштабное отвлечение сельхозпроизводителей на эти цели приведет к росту цен на пищевые продукты и корм для скота, а также к превращению заповедных мест в регионы сельскохозяйственного производства.
Это подтверждает тот факт, что котируемые на фондовом рынке NASDAQ акции небольших производителей этанола Pacific Ethanol и Xethanol выросли в цене в 3 раза с начала 2006 г. Несмотря на это, аналитики рынка ожидают, что акции этих компаний недооценены и их рост продолжится. Акции крупнейшего производителя этанола в США компании Archer Daniels Midland (ADM) выросли почти на 50% за тот же период. Разница в росте, по оценке аналитиков, связана с тем, что ADM в настоящее время, используя субсидирующие механизмы, предусмотренные законодательством США, прежде всего «Энергетическим биллем», и нормами законодательства США о поддержке сельскохозяйственного производства, осуществляет инвестиции в строительство дополнительных 4 предприятий по
производству этанола на базе использования у гольного топлива.
Сегодня уже в четырех штатах США законодательно предопределено обязательное использование 10% добавки этанола в бензины, применяемые на их территориях. Обоснованием этих законодательных требований является снижение вредных выбросов в атмосферу.
Американская организация Renewable Fuels Association пропагандирует использование возобновляемых видов топлива с целью формирования условий, при которых этанол смог бы стать альтернативой бензину в США.
Европейской комиссией изданы ряд директив, из которых важнейшее значение имеют Стратегия Европейского Союза в отношении биологического жидкого топлива (2006 г.), Концепция от 2003 г. «О расширении использования биологических видов топлива и других топлив из возобновляемого сырья для транспортного использования» (2003 г.) и План по увеличению производства биомассы (2005 г.). Все эти документы реализуют требования Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу газов, ответственных за глобальное потепление.
В Европе, как и в США, биотоплива рассматриваются как рынок товара заменителя нефти, и в перспективе - как переходный этап по более широкому применению водорода как источника энергии. При этом складывающаяся практика ЕС в сфере применения водорода движется в двух направлениях. Первое, стратегическое, связано с разработками по использованию энергии термоядерного синтеза в хозяйственных целях; второе, тактическое, - с созданием так называемых гибридных систем транспорта, использующих водородное топливо.
Аналитики ЕС обращают внимание на тот факт, что хотя большинство биологических топлив сейчас дороже, чем топлива из ископаемых ресурсов, использование заменителей все более расширяется и достигло в мире в 2005 г. более 35 млрд л.
Европейский Союз занимается мерами по поддержке производства биологических видов топлива с целью уменьшения вредных выбросов в атмосферу; замены в перспективе биологическими видами топлива, производимого из ископаемых энергоносителей; расширения новых экономических возможностей в сферах увеличения доходности сельхозпроизводства и создания дополнительных рабочих мест в зонах сельского хозяйства.
Ожидается, что эти меры, сопровождаемые налого -выми мероприятиями, окажут положительное воздей-
ствие на экономику развивающихся стран, позволив расширить их возможности на экспортных рынках. Производство биологического этанола может создать положительные факторы для некоторых стран-произ-водителей сахара, затронутых негативными последствиями режима по сахару, действующему в ЕС. Этот режим в течение последних лет снижал субсидирование свекловодства и производства сахара в ЕС в связи с требованиями ВТО. Следствием этого стала неконку-рентоспособность сахара, производимого в ЕС в основном из сахарной свеклы, по сравнению с продукцией Кубы и Бразилии, изготавливаемой из сахарного тростника. Рост цен на нефть в мире в 2005 г. привел к оттоку сырья в сферу производства заменителей топлива и к росту цен на сахар в мире. Российский рынок также находится в сфере указанных ценовых воздействий.
Хотя существующие в ЕС технологии не дают эффективных по соотношению цен и затрат решений по производству биологических топлив, экономисты полагают, что общие выгоды от поддержки развития производства биотоплива в Европе превысят соответствующие затраты.
Даже при использовании самых современных технологий произведенное в ЕС биологическое топливо конкурентно только при цене нефти 60 евро за 1 баррель, а этанол конкурентен при цене 90 евро за 1 баррель сырой нефти.
Так как ЕС является нетто-экспортером бензинов и одновременно нетто-импортером дизельного топлива, то по технологическим соображениям расширение использования биологического дизельного топлива является первоочередной задачей для ЕС.
Благоприятствование использованию доступных видов биологических топлив может рассматриваться как промежуточный этап подготовительных мер в экономике ЕС по использованию альтернативных видов топлива, которые пока не совершенны ни с финансовой, ни с технологической точек зрения.
Европейская Комиссия считает, что активно участвуя во всех тенденциях развития производства и торговли биологическими топливами ЕС сможет сохранить свои выгодные позиции в авангарде технических решений на этом важнейшем направлении мировой экономики. Только целенаправленная поддержка такого подхода сможет обеспечить снижение затрат на производство возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Для извлечения наибольших выгод Европейская Комиссия поддерживает идею создания рынка биологических топлив первого поколения, что, безусловно, приведет к обладанию передовыми технологиями, когда они станут повсеместно востребованными.
Одной из наиболее многообещающих технологий второго поколения является производство биологического топлива из лигноцеллюлозы. В настоящее время эта технология хорошо проработана с технической и экономической точек зрения. В ЕС запущены три ис-
пытательных завода по этой технологии в Швеции, Испании и Дании.
Другими перспективными технологиями являются переработка биомассы в жидкие топлива (Б1Ь), включая методику Фишера-Тропша по изготовлению биодизеля, и технология изготовления био-ДМЭ (димети-лового эфира). Испытательные производства запущены по этим технологиям в Германии и Швеции.
Развитию этих технологий способствуют нормативные стандарты, например Европейская биотоплив-ная технологическая платформа. При ее реализации учитывается необходимость увеличения номенклатуры сырья, из которого может добываться биологическое топливо.
Тенденции производства биологических топлив и их применения в различных странах обусловлены разновидностью используемого сырья для получения ВИЭ и совокупностью факторов экономического развития европейских стран, среди которых целесообразно выделить следующие: цены на сырую нефть в мире; объем продукции биологических топлив; размеры европейского и международного рынков; необходимый объем вложений в энергетическую, автомобильную инфраструктуры и инфраструктуру доставки биологических топлив потребителям; способность политических решений поддерживать производство ВИЭ; возможности экспорта ВИЭ с учетом рынков ЕС, США, Японии и Китая; рыночная цена биомассы, которая используется для производства биологических топлив.
В 2006 г. французские промышленники решили инвестировать 1 млрд евро в строительство 10 заводов по производству биологического горючего из сельскохозяйственных масличных культур и свеклы. Речь идет, в частности, об этаноле, который гораздо дешевле и безвреднее бензина. Еще в 2005 г. правительство и предприниматели Франции договорились принять меры для увеличения к 2008 г. использования биогорючего до 5,75% от всего продаваемого на бензоколонках топлива. В 2005 г. во Франции было продано 400 тыс. т биодизеля и 100 тыс. т этанола, через два года этот показатель должен достичь 3 млн т.
План Еврокомиссии по стимулированию производства биотоплива предполагает значительное сокращение налогов для европейских разработчиков и производителей этих видов топлива, а также введение специальных дотаций для фермеров, которые будут выращивать необходимые технические культуры, в частности сахарную свеклу и рапс. Дотации предполагается сделать доступными также для фермеров бедных стран Африки и Латинской Америки, которые станут выращивать сельскохозяйственное сырье для производства биотоплива в Европе.
В настоящее время биологическое топливо занимает лишь 0,6% рынка горючего в ЕС, поскольку пока оно в 1,5 раза дороже традиционного бензина и дизельного горючего. Поставлена задача к 2010 г. довести потребление этого вида топлива в ЕС до 5,75%. По оценкам
экспертов Еврокомиссии, это позволит сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на209 млн т в год
Шведское правительство объявило о намерении своей страны к 2020 г. отказаться от производства автомобильного топлива из нефти. Швеция собирается производить биоэтанол из отходов любого природного сырья, в том числе из древесины.
В этом же направлении действует коммерческий филиал швейцарской Федеральной спиртовой компании (АкоБШБзе). Эта фирма намерена построить завод по производству биоэтанола из любых видов растительного сырья и отходов, но лишь при условии, что местный рынок этанола будет защищен квотами; в противном случае швейцарский биоэтанол никогда не сможет конкурировать с бразильским или индийским.
К числу наиболее перспективных по соотношению энергетической ценности для национальной экономики и себестоимости относятся виды топлива с использованием этанола и биологические дизели, объем производства которых в настоящее время достиг больших размеров.
Реализация программ по использованию ВИЭ в США и Европейском Союзе несколько отлична по подходам. Соединенные Штаты преследуют цели энергетической безопасности и, вероятнее всего, до достижения определенного уровня потребления биологических топлив намерены замкнуть разработку технологии, выращивание культур, их переработку и дистрибуцию на резидентной территории и в странах, длительное время находящихся в близких политических и экономических отношениях с США и расположенных на американском континенте. Европейский Союз, не располагающий в современных условиях возможностями производства достаточного количества биомассы, намерен сконцентрировать у себя технологические ноу-хау производства ВИЭ и привлекать для выращивания и экспорта биомассы на территорию ЕС страны, заинтересованные в росте сельскохозяйственного производства и участвующие в международных соглашениях ВТО, Киотском и Дохийском протоколах.
Ввиду того, что истощение запасов нефти и газа ставит в большинстве регионов мира под сомнение инвестиционные вложения с горизонтом более 20 лет, очевидно, что в 2005 г. произошел качественный сдвиг, при котором программы разработки и использования альтернативных видов энергоносителей принимают необратимый и экономически значимый характер. В ближайшие 5-7 лет не следует ожидать качественных изменений в структуре и темпах прироста потребления таких энергоносителей как нефть, уголь и газ.
Однако, в силу особого статуса транспорта, прежде всего автомобильного, для сохранения сложившихся экономических, социальных и политических балансов в странах ОЭСР сформировалась тенденция увеличения доли использования угольного и газового топлива для обеспечения положительного энергетического баланса и роста доли использования биологических топлив, первоначально производимых с использованием
энергии, а в дальнейшем без использования дополнительной энергии. Очевидно, что на этом этапе технологического развития для производства биологических топлив широко будет использоваться в США каменный уголь, точнее, некоторые из технологий его экологически безопасного сжигания, а в ЕС - уголь и газ. Причина этого в том, что в краткосрочной перспективе биологические топлива являются рычагами регулирования цен на нефть в мире и при ее импорте из так называемых «кризисных» по понятиям руководителей государств Запада стран.
В этих условиях, ввиду принимаемых в США и ЕС мер бюджетного и налогового стимулирования производства биологических топлив для автомобильного транспорта, предполагаемые уровни его производства и соответственно потребления сельхозпродукции будут превышены. В ближайшие 3-4 года можно ожидать роста цен на культуры, содержащие различные виды растительных масел (рапсовое), а также на крахмал и сахар. С учетом технологических особенностей в США ожидается рост спроса на кукурузу, в дальнейшем - на сорго и просо.
В силу преобладания нефте- и газовой добычи и пе -реработки в структуре российской экономики и существенной зависимости различных уровней бюджета от этих отраслей развитие производства в России ВИЭ представляется в настоящее время и на ближайшую перспективу маловероятным, прежде всего, с экономической точки зрения. Кроме того, в РФ действует государственная монополия на спирт и спиртосодержащие вещества, имеются акцизы на их производство и продажу.
Сельхозпроизводители Кубани могут иметь дополнительные доходы в среднесрочной перспективе, связанные с ростом цен на вышеперечисленные сельскохозяйственные культуры. Краснодарский край обладает рядом абсолютных и относительных конкурентных преимуществ в связи с ростом цен на продукцию, используемую для производства жидких биологических топлив:
территория края находится вблизи к развитой транспортной железнодорожной, автомобильной и морской инфраструктуре, что снижает издержки производства и доставки сырья и полуфабрикатов на мировой рынок, прежде всего ЕС;
сельское хозяйство края является технологически и энергетически насыщенным производственным комплексом, с высоким уровнем механизации и образованности его работников, что позволяет быстро перестроиться при изготовлении сырья для производства биологического топлива;
на Кубани районированы культуры, которые непосредственно дают высокий выход продукции при изготовлении из них жидких биологических топлив - сахарная свекла, пшеница, ячмень, кукуруза, картофель; возможен также рост объема производства этих культур в качестве товаров-заместителей сахарного трост-
ника для производства биологических видов жидкого топлива.
Примечательно, что с переходом на более эффективные целлюлозные технологии эти преимущества могут быть утрачены. В долгосрочной перспективе важнейшее значение для экономики Краснодарского края имеет наличие существенного научного и научно-технического потенциала для непосредственного участия в разработке технологий по производству жидких биологических топлив, выращиванию и обработке необходимой для этого биомассы, селекционной работе и землепользованию, который может обеспечить значимые позиции России в сфере патентов и лицензий на «зеленые» технологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сотская Т.В., Сотский В.В. Экологические и экономи -ческие аспекты применения возобновляемых источников энергии в контексте институционального подхода // Изв. вузов. Пищевая технология . - 2006. - № 5. - С. 79-81.
2. Сотский В.В., Сотская Т.В. Анализ использования аль -тернативных возобновляемых источников энергии в США: эколо-
го-экономический подход // Изв. вузов. Пищевая технология. - 2006.
- № 6. - С. 90-94.
3. Estimating the Net Energy Balance of Corn Ethanol // An Economic Research Service Report by Hosein Shapouri / James A. Duffield and Michael S. Graboski; US Department of Agriculture, Agricultural Economic Report Number 721, July 1995.
4. The Status of Future Energy Sources // Office of Coal & Power Systems; US Department of Energy Aspen Institute Queenstown, MD, April 20, 2005, Presented by Matthew R. Simmons.
5. Thermodynamics of the Corn-Ethanol Biofuel cycle by Tad W. Patzek // Published on 14 Jan 2005 by Univ. California, Berkley, Dept. Eng.
6. Ethanol can replace gasoline with significant energy savings, comparable impact on greenhouse gases // By Robert Sanders, Media Relations, 26 January 2006.
7. Wang M. An Update of Energy and Greenhouse Emission Impacts of Fuel Ethanol // Center for Transportation Research, Argonne National Laboratory, Scottsdale, AZ, February 8, 2005.
8. Shapouri H. The 2001 Net Energy Balance of Corn-Ethanol // US Department of Agriculture, 2004.
9. Pimentel D. Ethanol Fuels: Energy Balance, Economics and Environmental Impacts are Negative // Natural Resources Research, Vol. 12, No. 2, June 2003.
Кафедра экономики, бухгалтерского учета и аудита
Поступила 29.07.06 г.