ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
www.hjournal.ru
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
W 1
ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ1
ВОЛЬЧИК ВЯЧЕСЛАВ ВИТАЛЬЕВИЧ,
доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail: volchik@sfedu.ru,
ШАФИРОВ ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ,
кандидат социологических наук, магистр делового администрирования (MBA), докторант SKEMA Business School (Lille, France) и программы DBA Финансового Университета при Правительстве РФ, e-mail: shafirov@mail.ru,
ОГАНЕСЯН АННА АЛЕКСАНДРОВНА,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник,
Южный федеральный университет, e-mail: aaoganesyan@sfedu.ru
При исследовании процессов институционального дизайна в статье использован синтез подходов новой (в нортовской традиции) и оригинальной (старой) институциональной экономической теории. Противоречие между спонтанными эволюционными процессами и сознательным изменением институтов в ходе институционального дизайна рассматривается в контексте взаимодействия институтов и механизмов регулирования. Важным условием для эффективной организации административной и хозяйственной деятельности на той или иной территории является комплементарность институтов, отсутствие которой может обусловить возникновение институциональных дисфункций. Воздействие на кредитное поведение посредством институционального дизайна, направленного на повышение социально -экономической эффективности кредитования населения, возможно посредством конструирования элементов институциональной политики, нацеленной на достижение комплементарности между составляющими институциональной структуры кредитного рынка и складывающимися обычаями делового оборота. Разработка и реализация органами власти региональных и муниципальных программ, способствующих оздоровлению депрессивной территории, предполагают решение проблемы закредитованности домохозяйств, снижение риска невозврата заемных средств и обеспечение финансовой устойчивости домохозяйств в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: институциональный дизайн; механизмы регулирования; депрессивные территории; потребительское кредитование; институциональные дисфункции.
1 Работа выполнена в рамках договора на выполнение научно-исследовательских работ № 213.01-14/2013-16 от 01 октября 2013 г., тема: «Конструирование элементов региональной и муниципальной политики для активизации рациональных финансовых стратегий участников рынка потребительского кредитования в депрессивных территориях (с использованием институционального подхода)».
© Вольчик В. В., Шафиров Л. А., Оганесян А. А., 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
INSTITUTIONAL DESIGN AND MECHANISMS OF REGULATION OF THE CONSUMER CREDIT MARKET IN DEPRESSED TERRITORIES
VOLCHIK VYACHESLAV, V.,
Doctor of Economics (DSc), Professor, Southern Federal University, e-mail: volchik@sfedu.ru,
SHAFIROV LEONID, A.,
Candidate of Sociology (PhD), MBA (St. Gallen University),
Executive DBA Candidate
at the Financial University under the Government of the Russian Federation, Executive PhD
Student at SKEMA Business School (Lille, France),
e-mail: shafirov@mail.ru,
OGANESYAN ANNA, А.,
Candidate of Economic Sciences (PhD), Principal Researcher,
Southern Federal University, e-mail: aaoganesyan@sfedu.ru
The paper deals with the study of institutional design within the frameworks of new institutional economic theory (namely, Douglas North’s approach) and original (old) one. Contradiction between spontaneous evolutionary processes and conscious institutional change during institutional design is considered in the context of interaction between the institutions and mechanisms of regulation. The complementarity of institutions is viewed as important prerequisite for efficient organization of administrative and economic activities in a given territory: the lack of complementarity can cause emergence of institutional dysfunctions. It is possible to influence upon credit behavior through institutional design aimed at development of socially-oriented consumer lending. Complementarity between the components of the institutional structure of the consumer credit market and business working rules is to be achieved in the process of institutional policy construction. Local authorities developing and implementing programs that promote to improve socioeconomic status of the depressed territory, it’ll be feasible to reduce households’ debt load and credit risks, ensuring at the same time financial sustainability of households in the long term.
Keywords: institutional design; mechanisms of regulation; depressive territories; consumer credit; institutional dysfunctions.
JEL: B52, G28, R28.
1. Институциональный дизайн и механизмы регулирования рынка потребительского кредитования: постановка проблемы
В современной институциональной экономической теории проблема институционального дизайна является одной из центральных. Однако в рамках различных течений институционализма подходы к решению данной проблемы сильно различаются. В рамках данной работы мы используем теоретический синтез концепций оригинального (старого) институционализма и новой институциональной экономики в традиции Д. Норта.
Роль институтов в экономике, прежде всего, заключается в упорядочивании или структурировании повторяющихся взаимодействий между людьми (Норт, 1993). В оригинальном институционализме при исследовании институтов основной акцент
делается на изучении правил, привычек, укорененных в эволюционно формирующейся институциональной системе общества (Hodgson, 2003; Веблен, 1984). Важнейшим аспектом функционирования институтов, в данной научной традиции, является их взаимосвязь с поведенческими паттернами, которые, в свою очередь, базируются на социальных ценностях (Bush, 1987; Веблен, 1984), составляющих структуру социального капитала, который может быть использован в качестве фактора территориального развития2.
Первоначально в новой институциональной экономической теории при исследовании институтов последние рассматривались как ограничения, которые должны учитываться при анализе поведения акторов. В этом контексте предполагается, что в основе поведения акторов лежит предпосылка ограниченной рациональности (Саймон, 1993). Однако в процессе развития неоинституционального подхода произошел дрейф в сторону объяснения институтов в терминах интенциональности акторов (Норт, 2010. С. 69).
Исследование интенциональности человека в связи с институциональным дизайном должно осуществляться в рамках конструктивистского подхода, акцентирующегося на необходимости выработки, в целях развития местных сообществ, таких вариантов решений, которые способствовали бы посредством дискурсивной этики соблюдению интересов всех вовлеченных сторон, а не ограничивались бы «односторонней» рациональностью акторов, каждый из которых стремится к достижению собственной выгоды безотносительно интересов того сообщества, с которым он себя идентифицирует. Именно использование данного подхода в качественных экономических исследованиях позволяет объяснить, в том числе, каким образом репутация, доверие, а также нормы поведения, способствующие сотрудничеству и традиционно рассматриваемые как несовместимые с достижением оптимального результата в рамках модели максимизирующего поведения, могут способствовать социально-экономическому развитию местных сообществ.
Согласно подходу Дж. Серля, «интенциональность имеет отношение к тому аспекту психических состояний человека, благодаря которому они направлены на положения дел в мире, находящемся вне их» (Серль, 2002. С. 52); наши интенции могут не всегда соответствовать тем или иным случаям выбора в связи с изначально неверной установкой предпосылок (Серль, 2002. С. 40). Так, когда речь заходит о кредитном рынке, проблема здесь заключается в том, что зачастую под влиянием определенных закрепившихся социальных норм потенциальные заемщики могут изменять поведение таким образом, что конечное принимаемое ими решение в отношении использования заемных средств может оказаться диаметрально противоположным изначально кажущейся более рациональной альтернативе.
В долгосрочной перспективе это может обусловить дисфункции институтов рынка потребительского кредитования, проявляющиеся в том, что соответствующий институт не выполняет своего основного назначения, изначально с ним ассоциируемого: потребительское кредитование, воспринимаемое заемщиками в первую очередь как способ улучшения собственного благосостояния, вследствие неверных интенций превращается в фактор, оказывающий негативное влияние на социально-экономическое положение территории в целом.
В данной работе предполагается, что в качестве основного направления институционального дизайна рынка потребительского кредитования депрессивных территорий должно рассматриваться воздействие на поведение участников кредитного рынка с целью переориентирования направлений использования заемных средств в интересах экономического развития соответствующих регионов и муниципалитетов.
Однако такого рода воздействие может осуществляться как экзогенно — посредством изменения внутренних правил функционирования кредитного рынка,
2 В научной литературе социальный капитал связывают с тремя важнейшими компонентами: доверием, нормами поведения, способствующими сотрудничеству, и социальными сетями (Полищук и Меняшев, 2011).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
определяемых соответствующими контролирующими субъектами, так и эндогенно — посредством разработки определенных механизмов регулирования, результатом внедрения которых могли бы стать такие кредитные продукты, которые, способствуя улучшению социально-экономического положения отдельного домохозяйства в долгосрочной перспективе, одновременно оказывали бы положительное влияние на местное развитие, оздоровление депрессивной территории в целом.
Если первый вариант направлен, в основном, на преодоление последствий определенных негативных эффектов потребительского кредитования (в частности, через влияние на цену кредитования путем изменения формальных норм и ужесточения ограничительных мер), то во втором случае — воздействуя на качественную составляющую — интенции — поведения участников кредитного рынка, возможно оказать влияние на сами причины возникновения этих негативных эффектов: путем создания комплекса стимулов для такого кредитного поведения заемщиков, которое бы способствовало формированию более благоприятных альтернатив на этапе выбора кредитного продукта, а также созданию механизмов включения в систему индивидуальных интенций норм поведения, способствующих сотрудничеству, и иных социально-ориентированных поведенческих паттернов, наряду со стремлением к максимизации личной выгоды).
Для индуцирования эндогенных изменений поведения участников кредитного рынка предлагается привлечение органов региональной власти и местного самоуправления, а также местных сообществ, обладающих потенциалом взаимной поддержки и взаимопомощи, в качестве фактора социальноэкономического развития депрессивных территорий.
Вместе с тем, предваряя исследование, необходимо отметить, что при изучении проблемы институционального дизайна важно понимать фундаментальное различие между институтами и механизмами регулирования. Институты представляют собой, прежде всего, универсальные правила, структурирующие повторяющиеся социальные взаимодействия. В свою очередь, механизмы регулирования, которые представляют собой систему властных связей и отношений, возникающих в результате упорядочения хозяйственных процессов в рамках существующих организаций (государства, корпораций и т.д.), имеют властную природу и направлены, прежде всего, на достижение конкретных целей.
Таким образом, гармоничное экономическое развитие, позволяющее преодолеть противоречие между спонтанными эволюционными процессами и сознательным изменением институтов в ходе институционального дизайна и рассматриваемое в контексте взаимодействия институтов и механизмов регулирования, должно опираться на необходимые процедуры, которые преобразуют механизмы регулирования, например, в процессе правоприменения, в универсальные правила, на которых основываются институты.
2. Институциональные характеристики российского рынка потребительского кредитования
Институциональная среда экономики, включающая преимущественно неформальные институты, формирует регулярности, необходимые для хозяйствующих субъектов в сферах производства, обмена и потребления. В свою очередь, институциональная структура представляет собой преимущественно формальные институциональные ограничения, определяющие возможные организационные формы и варианты экономических взаимодействий в тех или иных конкретных сферах и отраслях экономики. Именно институциональная структура определяет конкретные правила и механизмы осуществления экономических взаимодействий, учитывая отраслевые и иные особенности ведения хозяйственной деятельности (Вольчик и Бережной, 2009. С. 67).
Так, выявление институциональной структуры кредитного рынка основывается на том, что деятельность акторов кредитного рынка регулируется определенными формальными институтами, кроме того, их поведение определяется
неформальными практиками и обычаями делового оборота, формирующимися под воздействием существующих действующих формальных правил.
С позиций институционального подхода, кредитный рынок представляет собой «совокупность кредитно-финансовых организаций, валютно-фондовых бирж, осуществляющих посредничество при движении временно свободных средств от продавцов к покупателям» (Белоглазова и Кроливецкая. С. 109) — в роли которых выступают, соответственно, кредиторы и заемщики. Однако в целом система кредитования населения определенной территории предполагает расширенную структура акторов, представленную на рис. 1.
Сыствма крглптсвашхя нас г л гния
J
Заемщики
(жители
рзгис-на.)
ЫргдЕпоры Ооъгкты Создатели Ооъгкты
(банки и н фр аструкг%ры объектов инфраструктуры
Д ЕССТЗ-Н Ц ЕЮ к НЕГО повышения социально- кредитования обеспечения
обслужиБашоЕ: этномнчеети (банки: ГгСС ПОЛ Н =■ Н ЕгЕЯ
р5ГНС нальны5 3 ф ф 5КТ НЕ НОСТ Н поставщики Кр5ДЕГГНЫХ
&анкы; кр5ДЕГтсьанЕ1я нас гл гния (подрядчески);. обязаТЕЛЬСТБ
р5гг,кжальныг (региональные ПОСТ аЕЛЯЮЩЕ-ЕЗ (судебная
фшшалы операторы по развитию ПрОДуКЦЕОО система,
СТОЛЕгЕЧНЫК. Ешотгчнсго НаСЕЛЕНИЮ. шишекторы)
бантов; кргдЕГГОЕанЕ1я; оплачиваемою га
с-п 5р ацке-кныг организации. счет крздЕгга:
офиСЫ SaraacE. реализующие объекты
филиалы отраслгЕыг. Е-енфгр аетрук1%ры
жз-т-срык. корпоративные повыше НЕ-ЕЯ
расположгны б программы льготного соцнально-
других ИПОТвЧНОГО этномнчеснэн
регионах} Ередитоаанид ) -?Ф' феЕГИВНОСТН кредитования населения
Рис. 1. Группы акторов системы кредитования населения региона.
Регулирование процессов взаимодействия интересов кредиторов и заемщиков осуществляется при участии Центрального банка РФ (как регулятора отношений между кредитными организациями), Правительства РФ (в частности, Министерства финансов, в сфере компетенции которого — регулирование деятельности микрофинансовых организаций); помимо этого, субъектами косвенного регулирования кредитного рынка выступают Президент РФ, Федеральное собрание РФ которые, наряду с прочими федеральными и региональными органами власти, способны влиять на темпы развития кредитного рынка и его пропорции посредством законотворчества и принятия подзаконных нормативных документов (Бровкина, 2012).
В целом, цели банковского регулирования определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», конкретизируются в стратегиях развития банковского сектора, в частности в «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.», «Стратегии — 2020: Новая модель роста — новая социальная политика», «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики...» и прочих нормативных документах.
Среди методов регулирования, которые Банк России применяет как орган непосредственного регулирования кредитного рынка, российские исследователи выделяют:
— методы прямого ограничения (лицензионного регулирования);
— методы нормативно-правового регулирования;
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
— методы функционального регулирования;
— административные методы регулирования (Бровкина, 2012).
Инструментами регулирования кредитного рынка при этом выступают:
процентные ставки по операциям Банка России; нормативы, установленные Банком России; условия рефинансирования кредитных организаций; прямые количественные ограничения.
Важным условием для эффективной организации административной и хозяйственной деятельности на той или иной территории является комплементарность институтов, под которой мы понимаем ситуацию, когда институты создают правила и стимулы для поведения, которые не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими (Вольчик и Бережной, 2009. С. 68). Некомплементарность институтов может обусловить возникновение институциональных дисфункций, проявляющихся в том, что определенный институт или несколько институтов перестают выполнять роль, изначально им отведенную.
В качестве разновидности экономической деятельности, кредитование граждан способно не только удовлетворять текущие потребности населения в товарах и услугах, но и оказывать благоприятное или негативное воздействие на уровень жизни и экономическое положение соответствующей территории в целом. Негативный или позитивный эффект кредитования определяется мотивами домохозяйства к вовлечению в данный вид финансовой активности, порядком и целями использования заемных средств, а также — условиями получения, обслуживания кредита, трансакционными издержками при получении, использовании, возврате и обслуживании заемных средств (Шафиров, 20136).
Однако состояние современного российского кредитного рынка, переживающего бум потребительского кредитования3, демонстрирует ситуацию когда банками, с одной стороны, проводится агрессивная реклама, направленная на продвижение собственных кредитных продуктов, никак не способствующая предотвращению закредитованности граждан, а население, с другой стороны, — охотно продолжает брать кредиты.
Так, по данным ЦБ РФ, за январь—октябрь 2013 г. объем кредитов, выданных российскими банками физлицам, вырос на 24,3%, — до 9 трлн. 613,9 млрд. руб., что составило на 1.11.2013 г. 24,3% совокупного кредитного портфеля банков. Объем просроченной задолженности на 1 ноября составил 435,5 млрд. руб., увеличившись за 10 месяцев на 39,1%4.
К концу 2013 г., по прогнозам, задолженность населения по банковским кредитам достигнет 10 трлн. руб., причем более половины этой суммы будет приходиться на наиболее рискованные необеспеченные потребительские ссуды, которые демонстрируют рост в полтора раза быстрее — до 5,6 трлн. руб. на 1.11.2013 г., или 36% в годовом выражении (Биянова и Казьмин, 2013). Между тем, именно за счет этих дорогих необеспеченных кредитов растет закредитованность самых необеспеченных категорий заемщиков.
На рис. 2 и 3 представлена динамика объемов не обеспеченных залогом потребительских кредитов, срок платежа по которым наступил в отчетном периоде, с
1.07.2008 г. по 1.09.2013 г.
Так, наблюдавшийся с середины 2010 г. рост объемов не обеспеченных залогом потребительских ссуд с наступившими сроками платежа, приблизительно через год начал сопровождаться стабильным возрастанием объемов тех из них, по которым наблюдалось непогашение в срок. В последнее же время возрастающие темпы роста объемов не погашенных в срок не обеспеченных залогом потребительских кредитов превысили темпы роста объемов кредитов с наступившими сроками платежа, что свидетельствует о нарастающей напряженности в данной сфере.
3 См.: ИА «Финмаркет» (2013б). Чем закончится потребительский бум в России? // ИА «Финмаркет», 28 ноября. (http:// www. fmmarket.m/marn/artide/3 563321).
4 Рассчитано по данным: (Центральный банк..., 20136. С. 13).
Рис. 2. Динамика объема предоставленных физическим лицам не обеспеченных залогом потребительских ссуд, по которым срок платежа наступил в отчетном периоде,
2008-2013 гг. (млн. руб.)
Построено по данным: (Центральный банк..., 2008; Центральный банк..., 2009; Центральный банк., 2010; Центральный банк., 2011; Центральный банк., 2012;
Центральный банк., 2013a).
Рис. 3. Динамика объема предоставленных физическим лицам не погашенных в срок не обеспеченных залогом потребительских ссуд, по которым срок платежа наступил в отчетном периоде, 2008-2013 гг. (млн. руб.)
Построено по данным: (Центральный банк., 2008; Центральный банк., 2009; Центральный банк., 2010; Центральный банк., 2011; Центральный банк., 2012;
Центральный банк., 2013a).
В основе проявляющихся в данном процессе институциональных дисфункций — отмечаемое российскими экспертами фундаментальное
несоответствие размеров финансового сектора уровню его институционального развития (Мау и Кузьминов, 2013. С. 232).
Однако дискурс субъектов регулирования кредитного рынка сегодня, как и на протяжении последних нескольких месяцев, охватывает, в основном, количественные меры контроля и ограничения, направленные на исправление уже
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
сложившейся ситуации в потребительском кредитовании, но не воздействующие на причины этой ситуации.
В частности, в соответствии со «Стратегией — 2020», решать задачи повышения устойчивости финансового сектора в рамках правительственных программ предполагается за счет изменения системы и моделей микро- и макропруденциального регулирования и надзора (включая установление дополнительных требований к достаточности капитала кредитных организаций, ограничение совокупного левереджа кредитных организаций, оптимизацию структуры надзорных органов и т.д.), дифференцирования требований по капиталу финансовых посредников и стимулированием развития институтов финансового консультирования, наряду с перспективой создания системы защиты прав потребителей финансовых услуг (Мау и Кузьминов, 2013. С. 237-246).
Реализация указанных мер во многом рассматривается сквозь призму такой важной характеристики институциональной среды, как невысокий индекс доверия населения к финансовому сектору (Мау и Кузьминов, 2013. С. 231), что подтверждает отмечаемую отечественными исследователями актуальность проблемы повышения уровня доверия населения финансовым институтам (Кузина и Ибрагимова, 2010), а также возможное влияние излишней закредитованности как дополнительного фактора роста социальной напряжённости (Авдеева и Мирошниченко, 2013. С. 18). Уровень доверия соотносится также качественными характеристиками социального капитала. И здесь важно рассматривать не только чисто экономические факторы, но и социальные, например, связанные с повышением финансовой грамотности и формированием устойчивых сетевых взаимодействий акторов, основанных на добровольном сотрудничестве.
Иными словами, в условиях, когда региональная и муниципальная политика в отношении кредитования населения практически не реализуется, вместо предложений качественного изменения ситуации регулирование кредитного рынка предлагается свести к мерам, предполагающим количественное сокращение объемов необеспеченных кредитов населению посредством увеличения требований к капиталу (собственным средствам) банков, предоставляющих такие кредиты5, а также борьбу с ростовщическим процентом посредством ограничения максимальных ставок по кредитам физических лиц6.
Однако при таком сценарии возникает опасность того, что соответствующие меры негативно отразятся на доступности банковских кредитов для наименее обеспеченных категорий заемщиков, что приведет к росту спроса на займы микрофинансовых организаций, или других неофициальных кредиторов, в еще большей степени рисковых для домохозяйств (Шафиров, 2013в).
Между тем, в контексте современной интерпретации старого (традиционного) институционализма, представляется актуальным в сложившейся ситуации обратить внимание, во-первых, на мотивы и цели, лежащие в основе поведения заемщиков, а, во-вторых, — на степень асимметричности информации при взаимодействии заёмщиков и кредиторов.
Необходимость поддерживать уровень «демонстративного потребления», соответствующий принятому в социальной среде, обусловливает расходование кредитных ресурсов главным образом на цели, связанные с формированием определенного социального статуса, но не имеющие отношения к удовлетворению базовых потребностей домохозяйств. Высокая доля демонстративного потребления как побудительного мотива использования кредитных ресурсов российскими
5 См.: КонсультантПлюс (2012). Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах
банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 N° 26104). (http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_139494/); КонсультантПлюс (2013). Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 26.03.2004 № 254-П) (ред. от 06.09.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2004 № 5774). (http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152449/).
6 См.: ИА «Финмаркет» (2013a). Набиуллина: «просрочка» граждан по кредитам достигла 435 млрд рублей // ИА «Финмаркет», 4 декабря. (http://www.finmarket.ru/finances/article/3568021).
заемщиками, подтверждаемая отечественными исследователями (См., например: (Смирнов, 2009)), обусловливает то, что рост российской экономики сегодня обеспечивается, главным образом, за счет расширения сегмента розничной торговли импортными товарами (Авдеева и Мирошниченко, 2013. С. 18).
Несмотря на то, что с позиций индивидуального заемщика такое поведение кажется ему рациональным исходя из его собственной оценки ожидаемых выгод и калькулирования предполагаемых издержек, институциональный подход позволяет предположить, что, в контексте теории демонстративного потребления Веблена (Веблен, 1984), последствия действий — важная составляющая их интерпретации, косвенно указывающая на то, что «способность обслуживать потребность» в действительности может сочетаться с бесполезностью трат (Майровски, 2013).
Однако очевидно, что императивом устойчивого развития в современном обществе должно стать сочетание экономической эффективности с социальной эффективностью, что позволяет говорить о том, что для целей развития местных сообществ — в частности, для реализации перспектив развития определенных территорий, — первоочередное значение имеет гармонизация целей использования кредитных ресурсов индивидуальными заемщиками с целями местного социально -экономического развития.
Следовательно, особую важность представляет поиск решения, в результате которого предотвращение излишней закредитованности граждан не сказалось бы негативно на экономическом росте (Лейбов, 2013) и одновременно обеспечивало бы соблюдение интересов как заемщиков, так и кредиторов.
Вместе с тем, актуализирующаяся вследствие той или иной степени асимметричности информации при взаимодействии акторов системы кредитования населения проблема высоких трансакционных издержек, обусловливающая рост рисков соответствующих сторон, во многом усугубляется недостаточным уровнем обеспечения финансовой грамотности населения, проявляющемся в: отсутствии навыков чтения кредитного договора и компетенций финансового планирования; установке на экономический патернализм; неспособности адекватно оценить все аспекты агрессивной политики кредитных организаций по увеличению кредитного портфеля, убеждающей физических лиц в простоте получения кредита и не акцентирующей внимания на принимаемой заемщиками ответственности (Алифанова и Евлахова, 2012).
Перечисленные факторы во многом определяют то, что беззалоговое кредитование домохозяйств под высокие процентные ставки на цели, не способствующие улучшению экономического положения этих домохозяйств в долгосрочном периоде, постепенно превращается в угрозу финансового благополучия страны в целом. С одной стороны, высокий уровень закредитованности населения при растущей задолженности вынуждает банки минимизировать риски невозвратов и роста просрочки, с другой стороны — наблюдается вовлечение в соответствующие процессы людей, не всегда способных рассчитывать долговую нагрузку и, как следствие, с трудом обслуживающих свои обязательства, что, так или иначе, приводит к росту просроченной задолженности.
Так, поскольку, с точки зрения институционального анализа, понятие рациональности неизбежно подразумевает включенность экономических акторов в соответствующую институциональную среду, корректно организованное взаимодействие органов власти местного, регионального и национального уровня с банковским сообществом, основанное на чётком структурировании соответствующих прав и обязанностей (Коммонс, 2012), может способствовать переориентации участников кредитной системы на социально ответственное кредитование.
Если на уровне институциональной среды институциональные изменения являются спонтанными и выражаются преимущественно в медленной эволюции неформальных институтов, то на уровне институциональной структуры преобладающей формой институциональных изменений является рациональное изменение институтов, которые имеют формальный характер (Вольчик и Бережной,
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
2009. С. 68).
В свою очередь, направленность на обеспечение интересов сообщества позволяет говорить о концепции институционализированной рациональности.
В данном аспекте, проявление интенциональности поведения акторов кредитной системы предполагает изменение механизмов, оказывающих влияние на кредитное поведение, посредством институционального дизайна, направленного на повышение социально-экономической эффективности кредитования населения7. С помощью конструирования элементов институциональной политики как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях, возможна корректировка нерациональных поведенческих схем участников рынка потребительского кредитования посредством переориентирования целей использования заемных средств (Шафиров, 2013в).
Социально-эффективное кредитование способствует, с одной стороны, увеличению доли социально-эффективного потребления в структуре совокупного спроса, наряду со стимулированием развития производственных технологий для снижения капиталоемкости производства товаров и услуг, а, с другой стороны — росту дополнительных доходов домохозяйств или снижению их расходов в будущем (Шафиров, 2013г. С. 38).
Таким образом, разработка механизмов регулирования кредитного рынка в контексте концепции институционализированной рациональности должна подразумевать достижение комплементарности между составляющими институциональной структуры кредитного рынка и складывающимися обычаями делового оборота.
3. Роль органов регионального и местного самоуправления в реализации механизмов регулирования рынка потребительского кредитования
депрессивных территорий
Различные аспекты воздействия региональной и муниципальной политики на социально-экономическое развитие депрессивных территорий неоднократно становились объектом научных исследований.
Для России эта проблема стоит особенно остро, учитывая разнородность локальных институциональных структур в пределах российской экономики, обусловливающее сегментацию поведенческих стратегий акторов (Курбатова, 2010). При этом, локальная институциональная структура в депрессивных территориях, как отмечается, предполагает ориентацию на выживание, на отъезд в другие регионы, что порождает дискуссии о целесообразности развития специальных программ расселения8 (Клисторин, 2009), а также — о развитии малого бизнеса и альтернативной занятости в монопрофильных населенных пунктах России (Климанов, 2013).
Однако отмечаемая отечественными учеными необходимость исследования межрегиональных и внутрирегиональных различий — при неудовлетворительности требуемой информационной базы, — как правило, не сопровождается серьёзной разработкой методов и инструментария их выполнения и анализом (оценкой) соответствующих ресурсов, предполагающихся для их реализации (Клисторин, 2009).
Выявление необходимости поиска решений рационализации региональной экономической политики в связи с отсутствием самодостаточности производственноресурсной основы депрессивных регионов для обеспечения выполнение этими субъектами федерации их функций (Топсахалова и Кириленко, 2009), в основном,
7 Подробнее о социально-эффективном кредитовании см.: (Шафиров, 2013a).
8 См.: Министерство регионального развития Российской Федерации (2013б). Решение коллегии «Об итогах деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации по стратегическому и территориальному планированию в Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год». 20 февраля 2013 г. // (http:// www.minregion.ru/upload/documents/2013/03/190313-prot-r.pdf - Дата обращения: 11.10.2013); РБК (2013). Оставшимся без работы моногорожанам дадут денег на переезд // РБК, 13 ноября. (http://top.rbc.ru/economics/13/11/2013/ 888326.shtml - Дата обращения: 13.11.2013).
оценивается сквозь призму взаимоотношений соответствующего субъекта с федеральным центром, однако, с другой стороны, проблемы местного уровня часто усугубляются зависимостью бюджета субъекта от внешних источников финансирования9, что актуализирует важность поиска внебюджетных источников финансирования местного экономического развития.
В частности, в Ростовской области несбалансированность и неравномерность внутриобластного социально-экономического развития проявляется
неравномерностью социально-экономического развития городских округов и других муниципальных образований, являясь в особенности актуальной проблемой в отношении депрессивных территорий, к которым относятся в основном малые монопрофильные города10, детерминирующей рост рисков финансовой устойчивости бюджета муниципального образования11, его уязвимость — в долгосрочном периоде — при изменении экономических условий.
Острота проблемы межрегионального и внутрирегионального неравенства в России проявляется, в свою очередь, в значительной дифференциации населения по уровню кредитоспособности, обусловливаемой уровнем распределения доходов (в 2012 г. децильный коэффициент фондов составил 16,412).
Таблица 1
Кредитование физических лиц в Ростовской области
2012 2013
октябрь июль август сентябрь октябрь
Объем кредитов по состоянию на начало месяца, тыс. руб. 135 063 642 103 011 855 124 253 050 140 232 075 165 373 519
Задолженность по кредитам по состоянию на начало месяца, тыс. руб. 182 876 272 223 038 188 229 765 376 234 528 790 241 095 871
Задолженность по просроченным кредитам, предоставленным физическим лицам по состоянию на начало месяца, тыс. руб. 8 138 878 9 979 844 10 468 914 10 799 885 11 330 365
Источник: (Министерство экономического развития Ростовской области (2013). Мониторинг социально-экономического развития Ростовской области по состоянию на 1 ноября 2013 года. С. 34. (http://www.mineconomikiro.ru/monit/ro/ riac_monit_coc_econ_01.11.2013.pdf - Дата обращения: 01.12.2013).
В табл. 1 и на рис. 4 представлена динамика объема выданных в Ростовской области кредитов и задолженности физлиц в период с июля по октябрь 2013 г., в сравнении с октябрем 2012 г. Однако информация как о степени закредитованности населения с учетом займов, полученных от кредиторов, не включенных в банковскую систему, так и об аналогичных показателях в разрезе различных социальных групп, городов и муниципальных образований, в России отсутствует. Вместе с тем, отдельные исследования демонстрируют гораздо более высокую долю заемщиков с высокой нагрузкой (50% и выше от текущих денежных доходов) по
9 См.: Официальный портал Правительства Ростовской области (2013). Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года. (http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=85416 - Дата обращения: 01.11.2013).
10 Согласно сформированному по состоянию на 26 июня 2013 г. Министерством регионального развития Российской Федерации перечню, к моногородам Ростовской области относятся города Донецк (численностью 49500 чел. - по состоянию на 01.01.2013 г.), Зверево (23025 чел.), Гуково (65800 чел.) (Министерство регионального развития..., 2013а. С. 14).
11 См.: Официальный портал Правительства Ростовской области (2013). Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года. (http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=85416 - Дата обращения: 01.11.2013).
12 Федеральная служба государственной статистики РФ (2013). Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Р32. М.: Росстат. С. 176.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
обслуживанию кредитов именно среди жителей малых населенных пунктов, что обусловлено во многом преобладанием в структуре потребительских займов, выданных кредитов жителям российской провинции, более дорогих и краткосрочных кредитов (Кузина, 2013).
Рис. 4. Обеспечение устойчивости финансовой и банковской сферы Ростовской области Источник: (Министерство экономического развития Ростовской области (2013).
Мониторинг социально-экономического развития Ростовской области по состоянию на 1 ноября 2013 года. (http://www.mineconomikiro.ru/monit/ro/ riac_monit_coc_econ_01.11.2013.pdf - Дата обращения: 01.12.2013)).
Логично предположить, что в таких условиях социально неэффективное кредитование населения депрессивных территорий, проявляющееся в расходовании заемных средств преимущественно для «демонстративного потребления», повышая риски и создавая угрозу местному социально-экономическому развитию в длительной перспективе, во многом объясняется высоким уровнем преобладания церемониальных ценностей в структуре социального капитала депрессивных территорий. С другой стороны, потенциал в данных территориях механизмов социальной экономики, взаимопомощи, взаимной поддержки домохозяйств по каналам существующих социальных сетей (Стародубровская, 2013) может быть использован в качестве фактора территориального развития.
Разработка и реализация, при участии органов региональной власти и местного самоуправления, в качестве механизмов регулирования рынка потребительского кредитования населения депрессивных территорий таких социально-экономических программ, которые могли бы способствовать внедрению банками кредитных продуктов, позволяющих использовать кредитный потенциал домохозяйств-заемщиков для целей территориального развития, предполагает следующие направления:
- решение проблемы закредитованности домохозяйств;
- снижение риска невозврата заемных средств;
- обеспечение финансовой устойчивости домохозяйств в долгосрочной
перспективе;
- оздоровление депрессивной территории в целом.
Немаловажно учитывать, что в данном аспекте проблемой является не только отсутствие таких закрепленных на институциональном уровне программ, но
и, в значительной степени, — низкий уровень их внедрения в связи с низкой финансовой грамотностью населения, порождаемой асимметричностью информации при взаимодействии заемщиков с кредиторами.
Институциональное закрепление соответствующих программ на уровне муниципалитета или региона предполагает вовлечение органов региональной власти или местного самоуправления в состав акторов кредитной системы соответствующей территории — в качестве инициатора создания устойчивых локальных организационных форм и реализации соответствующих механизмов регулирования, что проиллюстрировано на рис. 5.
П]№п пр-азпкываннцая ннпс дящая причинная связь
Пр е-с празпвъшающая вппп дящая ярхчхкная гея:ь
■Экторы кредитного рьшіа (население] лзлркспвнгн территории
О
, ИЕ-гпгтт.ч:акнт:афаьнхкіі V? рзцнсошшксп (Оіиорошкние дгпржснююм т^ррмтори: ь цэю :■[';■
решение проопэмы ¿азф еднтоаанносгн
ДОМОХОЗЯЙСТВ
снижение ржо
KSbDibplTl Л5МНЫХ і^рЕдгть
С-ОЭСПЕЧЕННЕ фнНІНССЕОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДОИ КПП ІЯ НСГВ
Б дслгс-^рс чнсіі гт=рсгтжтик
Механизмы регулирования
Региональные срганыгсс\зарств2нн;ш Еластн: срганы местного сатуправлення
Рис. 5. Влияние механизмов регулирования на развитие депрессивной территории
Так, снизить уровень закредитованности домохозяйств возможно при реализации мер по выравниванию условий кредитования населения, повышению финансовой грамотности, оказанию консультационных услуг и правовой помощи населению; уменьшению риска невозврата заемных средств может способствовать представление органами местного самоуправления интересов жителей при взаимодействии с кредиторами, социальное давление на недобросовестных заемщиков со стороны поручителей, родственников и коллег по работе; обеспечение финансовой устойчивости домохозяйств в долгосрочной перспективе потенциально достигается путем предоставления образовательных кредитов, кредитов на развитие предпринимательства, неформальной занятости, на улучшение жилищных условий13 и оплату медицинских услуг (Шафиров, 2013г).
Социально-экономическое оздоровление депрессивной территории, выступающее в качестве результата подобных мер и сопровождающееся повышением уровня доверия к органам местного самоуправления со стороны населения, таким образом, становится важным фактором преодоления институциональных дисфункций, порождаемых неэффективностью
функционирования системы кредитования населения депрессивных территорий как механизма перераспределения финансовых ресурсов.
Авдеева Д. и Мирошниченко Д. (2013). Жить в кредит - жить не по средствам? // Банки: статистика & экономика, № 38, с. 11-18. (http://www.hse.ru/ data/2013/11/06/1282283346/bse_38.pdf).
Алифанова Е. Н. и Евлахова Ю. С. (2012). Влияние финансовой грамотности населения на развитие финансовых институтов и ключевых сегментов финансового рынка // ТЕRRА ECONOMICUS, Т. 10, № 3, с. 115-120.
Белоглазова Г. и Кроливецкая Л. (ред.) (2013). Финансовые рынки и финансово-кредитные институты. СПб.: Питер, 384 с.
13 Согласно исследованию ВЦИОМ (ВЦИОМ, 2013), только 14% россиян не волнуют проблемы ЖКХ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
Биянова Н. и Казьмин Д. (2013). Общий долг россиян перед банками к концу года достигнет 10 трлн руб. // Vedomosti.ru, 29 ноября 2013. (http://www.vedomosti.ru/ finance/news/19395511/obschij-dolg-rossiyan-pered-bankami-dostignet-10-trln-rub).
Бровкина Н. Е. (2012). Каталлактический подход к регулированию кредитного рынка // Эффективное антикризисное управление, № 1 (70). (http:// www.e-c-m.ru/magazine/70/eau_70_138.htm).
Веблен Т.(1984). Теория праздного класса: экономическое исследование институций. М.: Прогресс.
Вольчик В. В. и Бережной И. В. (2009). Иерархия и комплементарность институтов в рамках хозяйственного порядка // TERRA ECONOMICUS, Т. 7, № 2, с. 65-73. (http://sfedu.ru/evjur/data/2009/journal7.2.pdf).
ВЦИОМ (2013). Министерство строительства и ЖКХ: приоритеты и общественный запрос. Пресс-выпуск № 2464 (http://wciom.ru/index.php?
id=459&uid=114621 - Дата обращения: 28.11.2013).
Галяева Л. Е. и Максимчук Е. И. (2012). Развитие институциональной среды банковского кредитования малого бизнеса // Фундаментальные исследования, № 11, часть 6, с. 1534-1538. (http://www.rae.ru/fs/pdf/2012/11-6/30835.pdf).
ИА «Финмаркет» (2013a). Набиуллина: «просрочка» граждан по кредитам достигла 435 млрд рублей // ИА «Финмаркет», 4 декабря. (http://www.finmarket.ru/ finances/article/3568021).
ИА «Финмаркет» (2013б). Чем закончится потребительский бум в России? // ИА «Финмаркет», 28 ноября. (http://www.finmarket.ru/main/article/3563321).
Климанов В. (2013). Моно не больно // Российская Газета, № 923 (45), 19 ноября. (http://www.rg.ru/2013/11/19/monogorod.html - Дата обращения: 19.11.2013).
Клисторин В. И. (2009). Российский федерализм: региональная политика, направленная на поддержку муниципальных образований // Регион: экономика и социология, № 3, с. 41-54.
Коммонс Дж. (2012). Институциональная экономика // TERRA ECONOMICUS, Т. 10, № 3.
Консультант Плюс (2012). Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 № 26104). (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139494/).
Консультант Плюс (2013). Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 26.03.2004 № 254-П) (ред. от 06.09.2013) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2004 № 5774). (http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152449/).
Кузина О. Е. (2013). Анализ динамики пользования банковскими кредитами и долговой нагрузки россиян // Деньги и кредит, № 11, с. 30-36. (http://www.cbr.ru/ publ/MoneyAndCredit/kuzina_11_13.pdf).
Кузина О. Е. и Ибрагимова Д. Х. (2010). Доверие финансовым институтам: опыт эмпирического исследования // Мониторинг общественного мнения, № 4 (98). (http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/98_1/2010_4(98)_3_Kuzina_Ibragimova.pdf).
Курбатова М. В. (2010). Проблемы формирования институциональной среды постиндустриальной экономики в современной России // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), Т. 2, № 1. (http://ecsocman. hse.ru/data/2010/12/05/1214826895/jis2.1-4.pdf - Дата обращения: 15.11.2013).
Лейбов В. (2013). Потребкредиты теснят корпоративное кредитование // Finam.info, 12 ноября. (http://finam.info/news/potrebkrediti-tesnyat-korporativnoe-kreditovanie/).
Майровски Ф. (2013). Философские основания институционалисткой экономики (Часть II) // TERRA ECONOMICUS, Т. 11, № 3.
Мау В. А. и Кузьминов Я. И. (ред.) (2013). Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на
период до 2020 года. Книга 1. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 430 с. (http://2020strategy.ru/data/2013/11/08/1214321112/Стратегия-2020_Книга%201.pdf).
Министерство регионального развития Российской Федерации (2013a). Перечень моногородов (по состоянию на 26 июля 2013 г.). (http://www.minregion.ru/ documents/2931?locale=ru - Дата обращения: 15.11.2013).
Министерство регионального развития Российской Федерации (2013б). Решение коллегии «Об итогах деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации по стратегическому и территориальному планированию в Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год». 20 февраля 2013 г. (http:// www.minregion.ru/upload/documents/2013/03/190313-prot-r.pdf - Дата обращения:
11.10.2013).
Министерство экономического развития Ростовской области (2013). Мониторинг социально-экономического развития Ростовской области по состоянию на 1 ноября 2013 года. (http://www.mineconomikiro.ru/monit/ro/ riac_monit_coc_econ_01.11.2013.pdf - Дата обращения: 01.12.2013).
Норт Д. (1993). Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS, Т. 1, вып. 2.
Норт Д. (2010). Понимание процесса экономических изменений. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ.
Официальный портал Правительства Ростовской области (2013). Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 года. (http:// www.donland.ru/Default.aspx?pageid=85416 - Дата обращения: 01.11.2013).
Полищук Л. и Меняшев Р. (2011). Экономическое значение социального капитала // Вопросы экономики, № 12.
РБК (2013). Оставшимся без работы моногорожанам дадут денег на переезд // РБК, 13 ноября. (http://top.rbc.ru/economics/13/11/2013/888326.shtml - Дата
обращения: 13.11.2013).
Саймон Г. А. (1993). Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS, Вып. 3, с. 16—38. (http://ecsocman.hse.ru/data/629/779/1217/3_1_2simon.pdf).
СерльДж. (2002). Рациональность в действии. М.: Прогресс-Традиция.
Смирнов С. В. (2009). Институционализация экономических отношений домашних хозяйств на рынке потребительского кредитования / Автореф. дисс. ... к.э.н. Кострома, 26 с.
Стародубровская. И. (2013). Предоставление социальных услуг на территориях интенсивной депопуляции: есть ли решение? // Вопросы экономики, №
11, с. 89-111.
Топсахалова Ф. М.-Г. и Кириленко К. В. (2009). Инновационные механизмы экономического развития АПК депрессивного региона. М.: «Академия
Естествознания». (http://www.monographies.ru/58).
Федеральная служба государственной статистики РФ (2013). Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Р32. М.: Росстат, 990 с.
Центральный банк Российской Федерации (2008). Информация о рисках кредитования физических лиц в 2008 году. (http://cbr.ru/statistics/print.aspx?
file=bank_system/risk_08.htm&pid=pdko_sub&sid=ITM_60627).
Центральный банк Российской Федерации (2009). Информация о рисках кредитования физических лиц в 2009 году. (http://cbr.ru/statistics/print.aspx?
file=bank_system/risk_09.htm&pid=pdko_sub&sid=ITM_60627).
Центральный банк Российской Федерации (2010). Информация о рисках кредитования физических лиц в 2010 году. (http://cbr.ru/statistics/print.aspx?
file=bank_system/risk_10.htm&pid=pdko_sub&sid=ITM_60627).
Центральный банк Российской Федерации (2011). Информация о рисках кредитования физических лиц в 2011 году. (http://cbr.ru/statistics/print.aspx?
file=bank_system/risk_ 11. htm&pid=pdko_sub& sid=ITM_6062 7).
Центральный банк Российской Федерации (2012). Информация о рисках кредитования физических лиц в 2012 году. (http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
file=bank_system/risk_ 12. htm).
Центральный банк Российской Федерации (2013a). Информация о рисках кредитования физических лиц в 2013 году. (http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx? file=bank_system/risk_ 13. htm&pid=p dko&sid=ITM_60627).
Центральный банк Российской Федерации (2013б). Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели // Департамент банковского надзора Банка России, № 134. (http://cbr.ru/analytics/bank_system/ obs_1312.pdf?pid=bnksyst&sid=ITM_43323).
Шафиров Л. А. (2013а). Повышение социальной эффективности кредитования населения как императив устойчивого развития // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики), Т. 4, № 1, с. 124-134. (http:// hjournal.ru/journals/jer4.1.pdf).
Шафиров Л. А. (2013б). Концепция оценки наличия потенциала рационального кредитования населения малых монопрофильных городов РФ (на примере кредитования домохозяйств для улучшения их жилищных условий) //
TERRA ECONOMICUS, Т. 11, № 3, Ч. 3.
Шафиров Л. А. (2013в). Кредитование населения как фактор устойчивого развития депрессивных монопромышленных городов (концепция и рабочие гипотезы исследования) // TERRA ECONOMICUS, Т. 11, № 3, Ч. 2.
Шафиров Л. А. (2013г). Роль органов местного самоуправления в реализации стратегии кредитования населения Ростовской области в интересах предпринимательского сообщества региона // TERRA ECONOMICUS, Т. 11, № 4.
Шафиров Л. А. (2013д). Современный бум потребительского кредитования в РФ: повышение социальной эффективности кредитования населения как мера антициклического регулирования // TERRA ECONOMICUS, Т. 11, № 1, Ч. 2, с. 3442. (http://sfedu.ru/evjur/data/2013/journal11.1.2.pdf).
Bush P. D. (1987). The Theory of Institutional Change // Journal of Economic Issues, vol. XXI, no. 3, pp. 1075-1116.
Hodgson G.M. (2003). The hidden persuaders: institutions and individuals in economic theory // Cambridge Journal of Economics, vol. 27.
REFERENCES
Avdeeva D. and Miroshnichenko D. (2013). Does living on credit mean living beyond means? Banks: Statistics & Economics, no. 38, pp. 11-18. (http://www.hse.ru/ data/2013/11/06/1282283346/bse_38.pdf). (in Russian).
Aliphanova Е. N. and Evlakhova Yu. S. (2012). An impact of financial competence of population on development of financial institutions and key segments of financial market. ТЕRRА ECONOMICUS, vol. 10, no. 3, pp. 115-120. (in Russian).
Beloglazova G. and Krolivetskaya L. (eds.) (2013). Financial markets and financial and credit institutions. Saint-Petersburg: Piter Publ., 384 p. (in Russian.)
Biyanova N. and Kazmin D. (2013). Russian Bank Debt to Reach 10 Trillion Rubles in 2013. Vedomosti.ru, November 29. (http://www.vedomosti.ru/finance/ news/19395511/obschij-dolg-rossiyan-pered-bankami-dostignet-10-trln-rub). (in
Russian.)
Brovkina N. E. (2012). Catallactic approach to credit market regulation. Effective Crisis Management, no. 1 (70). (http://www.e-c-m.ru/magazine/70/eau_70_138.htm). (in Russian).
Veblen T.(1984). The Theory of Leisure Class. An Economic Study of Institutions. M.: Progress Publ. (in Russian).
Volchik V. V. and Berezhnoy I. V. (2009). Hierarchy and complementarity of institutions within the economic order. ТЕRRА ECONOMICUS, vol. 7, no. 2, pp. 65-73. (http://sfedu.ru/evjur/data/2009/journal7.2.pdf). (in Russian).
Galyaeva L. E. and Maximchuk E. I. (2012). Development of the institutional environment of bank small business financing. Fundamental Research, no. 11, part 6, pp. 1534-1538. (http://www.rae.ru/fs/pdf/2012/11-6/30835.pdf). (in Russian).
Finmarket Information Agency (2013a). Nabiullina: "delay" of citizens on loans reached RUR 435 billion. Finmarket Information Agency, December 4. (http:// www.finmarket.ru/finances/article/3568021). (in Russian).
Finmarket Information Agency (2013b). How will the consumer boom in Russia end? Finmarket Information Agency, November 28. (http://www.finmarket.ru/main/ article/3563321). (in Russian).
Klimanov V. (2013). Mono-towns do not suffer. Rossiyskaya Gazeta, no. 923 (45), November 19. (http://www.rg.ru/2013/11/19/monogorod.html - Access date: 19.11.2013).
Klistorin V. I. (2009). Russian federalism: regional policy of supporting municipal units. Region: Economics and Sociology, no. 3, pp. 41-54.
Commons J. R. (2012). Institutional economics. TERRA ECONOMICUS, vol. 10, no. 3. (in Russian).
ConsultantPlus (2012). Instructions of the Central bank of the Russian Federation about obligatory standards of banks of December 3, 2012 no. 139-I. (Registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on December 13, 2012 no. 26104). (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139494/). (in Russian.)
Consultant Plus (2013). Direction «On the formation lending organization allowance for possible loan losses, loan and similar debt» (ratified by the Central Bank of the Russian Federation on March 26, 2004 no. 254-P) (ed. on September 06, 2013) (Registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on April 26, 2004 no. 5774). (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152449/). (in Russian).
Kuzina O. E. (2013). Analysis of the Dynamics of Russians' Bank Loans and Debt Burden. Money and Credit, no. 11, pp. 30-36. (http://www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/ kuzina_11_13.pdf). (in Russian).
Kuzina O. E. and Ibragimova D. Kh. (2010). Trust to financial institutions: an empirical study. The monitoring of public opinion, no. 4 (98). (http://wciom.ru/fileadmin/ Monitoring/98_1/2010_4(98)_3_Kuzina_Ibragimova.pdf). (in Russian).
Kurbatova M. V. (2010). Post-industrial economy institutional environment formation problems in modern Russia. Journal of Institutional Studies, vol. 2, no. 1. (http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/05/1214826895/jis2.1-4.pdf - Access date:
15.11.2013). (in Russian).
Leibov V. (2013). Consumer loans displace corporate lending. Finam.info, November 12. (http://finam.info/news/potrebkrediti-tesnyat-korporativnoe-
kreditovanie/). (in Russian).
Mirowski Ph. (1987). The philosophical bases of institutionalist economics. Journal of Economic Issues, vol. 21, pp. 1001-1038. (in Russian).
Mau V. A. and Kuzminov Ya. I. (eds.) (2013). Strategy-2020: New model of growth - the new social policy. The final report on the results of expert work on urgent problems of the socio-economic strategy of Russia up to 2020. Book 1. M.: «Delo» Publishing House, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 430 p. (http://2020strategy.ru/data/2013/11/08/1214321112/CTpaTernfl-2020_KHnra%201.pdf). (in Russian).
Ministry of regional development of the Russian Federation (2013a). List of single -industry towns (as of July 26, 2013). (http://www.minregion.ru/documents/2931? locale=ru - Access date: 15.11.2013). (in Russian).
Ministry of regional development of the Russian Federation (2013b). Board decision «On the performance of the Ministry of regional development of the Russian Federation on strategic and spatial planning in the Russian Federation in 2012 and tasks for 2013». February 20. (http://www.minregion.ru/upload/ documents/2013/03/190313-prot-r.pdf. Accessed on: 11.10.2013). (in Russian.)
Ministry of economic development of the Rostov Region (2013). Monitoring of socio -economic development of the Rostov region as of November 1 2013. (http:// www.mineconomikiro.ru/monit/ro/riac_monit_coc_econ_01.11.2013.pdf - Access date:
01.12.2013). (in Russian).
North D. (1993). Institutions and Economic Growth: An Historical Introduction.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013
THESIS, vol. 1, issue 2. (in Russian).
North D. (2010). Understanding the Process of Economic Change. M.: State University Higher School of Economics Publishing. (in Russian).
Official website of the government of the Rostov region (2013). Strategy for socioeconomic development of the Rostov region by 2020. (http://www.donland.ru/ Default.aspx?pageid=85416 - Access date: 01.11.2013). (in Russian).
Polischuk L. and Menyashev R. (2011). Economic value of social capital. Voprosy Ekonomiki, no. 12. (in Russian).
RBC (2013). Unemployed mono-towns inhabitants will be paid for the move. RBC, November 13. (http://top.rbc.ru/economics/13/11/2013/888326.shtml - Access date:
13.11.2013). (in Russian).
Russian Public Opinion Research Center (OAO «VCIOM») (2013). The Ministry of Construction and Housing: priorities and public inquiry. Press release no. 2464. (http:// wciom.ru/index.php?id=459&uid=114621 - Access date: 28.11.2013). (in Russian).
Simon H. A. (1978). Rationality as Process and as Product of Thought. Richard T. Ely Lecture. American Economic Review, vol. 68, no. 2, pp. 1-16. (Rus. ed.: Simon H.A. (1993). Rationality as Process and as Product of Thought. THESIS, issue 3, pp. 1638. (http://ecsocman.hse.ru/data/629/779/1217/3_1_2simon.pdf.) (in Russian).
Searle J. R. (2002). Rationality in Action. Moscow: Progress-Traditsiya Publ. (in Russian).
Smirnov S. V. (2009). Institutionalization of economic relations between households on the consumer credit market. Kostroma, 26 p. (in Russian).
Starodubrovskaya I. (2013). Delivery of Public Services on Intensively Depopulated Territories: Is There Any Solution? Voprosy Ekonomiki, no. 11, pp. 89-111. (in Russian).
Topsakhalova F. M.-G. and Kirilenko K. V. (2009). Innovative mechanisms of economic development of the agroindustrial complex of the depressive region. Moscow: The Russian Academy of Natural History. (http://www.monographies.ru/58). (in Russian).
Federal State Statistics Service of the Russian Federation (Rosstat) (2013). Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2013: R32. M.: Rosstat, 990 p. (in Russian).
The Central Bank of the Russian Federation (2008). Information about the risks of lending to individuals in 2008. (http://cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/ risk_08.htm&pid=pdko_ sub&sid=ITM_60627). (in Russian).
The Central Bank of the Russian Federation (2009). Information about the risks of lending to individuals in 2009. (http://cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/ risk_09.htm&pid=pdko_ sub&sid=ITM_60627). (in Russian).
The Central Bank of the Russian Federation (2010). Information about the risks of lending to individuals in 2010. (http://cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/ risk_10.htm&pid=pdko_ sub&sid=ITM_60627). (in Russian).
The Central Bank of the Russian Federation (2011). Information about the risks of lending to individuals in 2011. (http://cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/ risk_11.htm&pid=pdko_ sub&sid=ITM_60627). (in Russian).
The Central Bank of the Russian Federation (2012). Information about the risks of lending to individuals in 2012. (http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?
file=bank_system/risk_12.htm). (in Russian).
The Central Bank of the Russian Federation (2013a). Information about the risks of lending to individuals in 2013. (http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?
file=bank_system/risk_13.htm&pid=pdko&sid=ITM_60627). (in Russian).
The Central Bank of the Russian Federation (2013b). Review of the Banking Sector of the Russian Federation. Analytical Data. Banking Supervision Department of the Central Bank of the Russian Federation. No. 134. (http://www.cbr.ru/eng/analytics/ bank_system/obs_eng_1312.pdf?pid=bnksyst&sid=ITM_39161). (in Russian).
Shafirov L. A. (2013a). Improving the social efficiency of lending to individuals as sustainable development imperative. Journal of Economic Regulation, vol. 4, no. 1,
pp. 124-134. (http://hjournal.ru/journals/jer4.1.pdf). (in Russian).
Shafirov L. A. (2013b). The concept of assessing the availability of capacity for sustainable lending to households living in Russian monotowns (purpose-loans to households to improve their housing conditions case). TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 3, part 3. (in Russian).
Shafirov L. A. (2013c). The lending to individuals as a factor for sustainable development of the depressed mono-towns (research concept and working hypotheses). TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 3, part 2. (in Russian).
Shafirov L. A. (2013d). The role of local authorities in the lending to individuals strategy realization for regional entrepreneurial community. TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 4. (in Russian).
Shafirov L. A. (2013e). Contemporary boom of Russia consumer lending: improving the efficiency of social lending as a measure of countercyclical regulation. TERRA ECONOMICUS, vol. 11, no. 1, part 2, pp. 34-42. (http://sfedu.ru/evjur/ data/2013/journal11.1.2.pdf). (in Russian).
Bush P. D. (1987). The Theory of Institutional Change. Journal of Economic Issues, vol. XXI, no. 3, pp. 1075-1116.
Hodgson G. M. (2003). The hidden persuaders: institutions and individuals in economic theory. Cambridge Journal of Economics, vol. 27.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 4, №4. 2013