Научная статья на тему 'Институциональный анализ регуляторного воздействия в Республике Казахстан'

Институциональный анализ регуляторного воздействия в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
922
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / АНАЛИЗ РЕГУЛЯТОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ БРЕМЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / INSTITUTIONAL ANALYSIS / REGULATORY IMPACT ANALYSIS / ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT / ADMINISTRATIVE BURDENS / ENTREPRENEURSHIP ENVIRONMENT / DEREGULATION / REGULATORY LEGAL ACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альжаханова Камила Женыскызы, Тлеубергенов Шынгыс Агламулы

Рассматривается понятие «анализ регуляторного воздействия» и определяется необходимость его внедрения на правительственном уровне. Рассматриваются некоторые аспекты анализа регуляторного воздействия как институционального механизма совершенствования государственного регулирования. Обобщая данные различными исследователями определения термина «анализ регуляторного воздействия» / «оценка регулирующего воздействия», упор делается на вопро­се взаимосвязи институциональной среды, в частности анализа регуляторного воздействия, и экономики страны. Рассматривается история создания института анализа регуляторного воздействия в странах членах ОЭСР, а также элементы практического применения института анализа регуляторного воздействия в Российской Федерации и Республике Казахстан. Представлена краткая характеристика внедрения института анализа регуляторного воздействия в законодательство Республики Казахстан и Российской Федерации. Обобщаются и анализируются позиции различных авторов и ми­ровых специалистов касательно понятий «анализ регуляторного воздействия» и «дерегулирование». Отме­чается сущест­вование различных видов анализа регуляторного воздействия. Рассматривается понятие «упрощение», заключающееся в совершенствовании существующих нормативно-правовых актов. Обосновывается необходимость анализа выгод и издержек, утверждается, что анализ регуляторного воздействия это значимый инструмент для улучшения институциональной среды, снижения административного бремени и улучшения условий для ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Альжаханова Камила Женыскызы, Тлеубергенов Шынгыс Агламулы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ANALYSIS OF REGULATORY IMPACTS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article deals with the concept of "regulatory impact analysis". The article determines the necessity of its implemen­tation at the governmental level. Authors consider some aspects of regulatory impact analysis as an institutional mechanism for improving the state regulation. Generalizing the definitions of the various authors of the term "regulatory impact analysis" / "regulatory impact assessment", the authors focus on the issue of the relationship of the institutional environment, such as re­gu­la­tory impact analysis, and the country's economy. The article discusses the history of the institution of regulatory impact analysis in OECD member countries, as well as elements of the practical application of the regulatory impact analysis institute of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The article provides a brief overview of the regulatory impact analysis of the introduction of the institute in the legislation of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation. Authors analyze the positions of various authors and world experts on the concepts of "regulatory impact analysis" and "deregulation". The article also deals with various types of regulatory impact analysis. We consider the notion of "simplification" that improves the existing legal acts. The article presents the importance of cost-benefit analysis. The authors insist that the regulatory impact analysis is a sig­ni­ficant tool for improving the institutional environment, reducing administrative burdens and improving business environment.

Текст научной работы на тему «Институциональный анализ регуляторного воздействия в Республике Казахстан»

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2016. № 2. С. 4-10.

УДК 338.242.4

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛЯТОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

К.Ж. Альжаханова, Ш.А. Тлеубергенов

Рассматривается понятие «анализ регуляторного воздействия» и определяется необходимость его внедрения на правительственном уровне. Рассматриваются некоторые аспекты анализа регуляторного воздействия как институционального механизма совершенствования государственного регулирования. Обобщая данные различными исследователями определения термина «анализ регуляторного воздействия» / «оценка регулирующего воздействия», упор делается на вопросе взаимосвязи институциональной среды, в частности анализа регуляторного воздействия, и экономики страны. Рассматривается история создания института анализа регуляторного воздействия в странах - членах ОЭСР, а также элементы практического применения института анализа регуляторного воздействия в Российской Федерации и Республике Казахстан. Представлена краткая характеристика внедрения института анализа регуляторного воздействия в законодательство Республики Казахстан и Российской Федерации. Обобщаются и анализируются позиции различных авторов и мировых специалистов касательно понятий «анализ регуляторного воздействия» и «дерегулирование». Отмечается существование различных видов анализа регуляторного воздействия. Рассматривается понятие «упрощение», заключающееся в совершенствовании существующих нормативно-правовых актов. Обосновывается необходимость анализа выгод и издержек, утверждается, что анализ регуляторного воздействия - это значимый инструмент для улучшения институциональной среды, снижения административного бремени и улучшения условий для ведения бизнеса.

Ключевые слова: институциональный анализ, анализ регуляторного воздействия, развитие предпринимательства, административное бремя, предпринимательский климат, дерегулирование, нормативно-правовой акт.

INSTITUTIONAL ANALYSIS OF REGULATORY IMPACTS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

K.Zh. Al'zhakhanova, Sh.A. Tleubergenov

The article deals with the concept of "regulatory impact analysis". The article determines the necessity of its implementation at the governmental level. Authors consider some aspects of regulatory impact analysis as an institutional mechanism for improving the state regulation. Generalizing the definitions of the various authors of the term "regulatory impact analysis" / "regulatory impact assessment", the authors focus on the issue of the relationship of the institutional environment, such as regulatory impact analysis, and the country's economy. The article discusses the history of the institution of regulatory impact analysis in OECD member countries, as well as elements of the practical application of the regulatory impact analysis institute of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The article provides a brief overview of the regulatory impact analysis of the introduction of the institute in the legislation of the Republic of Kazakhstan and the Russian Federation. Authors analyze the positions of various authors and world experts on the concepts of "regulatory impact analysis" and "deregulation". The article also deals with various types of regulatory impact analysis. We consider the notion of "simplification" that improves the existing legal acts. The article presents the importance of cost-benefit analysis. The authors insist that the regulatory impact analysis is a significant tool for improving the institutional environment, reducing administrative burdens and improving business environment.

Key words: institutional analysis, regulatory impact analysis, entrepreneurship development, administrative burdens, en-trepreneurship environment, deregulation, regulatory legal act.

© К.Ж. Альжаханова, Ш.А. Тлеубергенов, 2016

Введение. В условиях сырьевой зависимости и снижения темпов экономического роста в Казахстане все большее значение приобретает диверсификация экономики, а также переосмысление путей ее развития и стимулирования. Возникает необходимость повышения конкурентоспособности нормативно-правовой среды предпринимательской деятельности, а именно поиск и внедрение новых инструментов управления, что обусловливает актуальность выбранной темы.

С обретением Казахстаном независимости в 1991 г. руководство страны провело ряд реформ, которые были направлены на преобразование экономики, создание законодательной базы и институтов. Были приняты многочисленные указы, законы и другие нормативно-правовые акты, которые затрагивают ключевые сферы жизни общества. Начали возникать ситуации, разрешение которых в существующей нормативно-правовой среде представляло проблему. Рост числа регулирующих норм на всех уровнях стал ограничивать возможности предпринимательского сектора.

Меры, принимаемые в целях диверсификации экономики, привели в последнее время к ряду инициатив, направленных на снижение административной нагрузки на предпринимателей, в целях создания более конкурентоспособной экономики и привлечения иностранных инвестиций. В связи с этим на данный момент актуальным является поиск новых подходов и инструментов роста, основанных на эффективном государственном регулировании. Анализ регуляторного воздействия (далее - АРВ) может стать для Казахстана таким инструментом.

Стоит отметить отличие данного термина от использующегося сейчас в России понятия оценки регулирующего воздействия (далее -ОРВ), в котором в существенной степени наблюдается влияние международных механизмов и инструментария оценки последствий изменения формальных институтов, получивших развитие в рамках системы Regulatory Impact Assesment [1]. Но поскольку процесс оценки регулирующего воздействия является необходимой составляющей процесса анализа, в дальнейшем будем говорить именно о АРВ.

В рамках данной статьи будут рассмотрены отдельные аспекты содержания АРВ как институционального механизма совершенствования государственного регулирования и представлены элементы сравнительного анализа практики внедрения анализа регуляторного воздействия в Республике Казахстан и оценки воздействия нормативных актов на предпринимательский климат в России.

Обзор литературы. В одном из обзоров ОЭСР, посвященном регуляторной политике, приводится описание истории появления понятия «анализ регуляторного воздействия» [2]. Впервые анализ регуляторного воздействия (Regulatory Impact Analysis) был введен в США администрацией Рейгана в 1981 г. Касс Сайн-стейн рассказывает о создании в 1980 г. в США Управления по информатизации и регулятор-ным вопросам Белого дома (The White House Office of Information and Regulatory Affairs, OIRA). В 1981 г. президент Рональд Рейган наделил этот орган еще более важными функциями, которые заключались в надзоре за федеральными правилами. OIRA - это небольшое управление с большим влиянием. Автор книги занимал пост руководителя этого управления с 2009 по 2013 г. В этот период он под руководством президента Обамы обеспечил значительное «упрощение», которое включало использование простого языка, снижение бюрократизма, понятное прочтение сложных правил (актов) и устранение дорогостоящих, необоснованных требований [3].

Позже, в 1985 г., АРВ также начали осваивать в Австралии.

Эти страны показали пример успешного внедрения АРВ, поэтому ОЭСР начала содействовать постепенному освоению этого инструмента остальными членами организации. В 1995 г. были приняты первые рекомендации по улучшению качества государственного регулирования. В середине 1990-х гг. приблизительно 12 стран - членов ОЭСР реализовали некоторые формы требований к АРВ. К 2000 г. 20 из 28 стран ОЭСР выпустили требования к проведению АРВ. На текущий момент все страны - члены ОЭСР применяют АРВ. Помимо того, Всемирный банк начал содействовать принятию требований к проведению АРВ в развивающихся странах-клиентах. В результате все больше стран внедряют систему АРВ и требования к его проведению.

В международной практике предлагаются различные определения «анализа регулятор-ного воздействия». Определение АРВ в разных источниках основывается непосредственно на технологии проведения анализа. Так, ОЭСР определяет АРВ как «системный подход к оцениванию положительных и отрицательных последствий предлагаемых и существующих правил» [4].

Международный эксперт в области оценки влияния государственного регулирования на развитие экономики и предпринимательства, управляющий директор американской консалтинговой компании Jacobs & Associates Скотт

Джейкобе, который считается специалистом мирового уровня по регуляторной политике, в обзоре ОЭСР 1997 г. пишет о том, что АРВ -это инструмент, метод: 1) систематически и последовательно рассматривающий отдельные потенциальные последствия, вытекающие из действий правительства, и 2) передающий информацию лицам, принимающим решения. Это гибкий инструмент. Его цели, методика и роль в административных процессах в разных странах различаются [5]. Таким образом, АРВ - это хорошее дополнение к принятию решений на правительственном уровне. В Великобритании, к примеру, используется «оценка соответствия расходов» (Compliance Cost Assessment), которая предназначена для информирования министров о вероятных издержках в предпринимательском секторе и «определения ключевых факторов, касающихся обеих частей уравнения, обеспечивая помощь правительству в социальных и политических решениях» [4].

Помимо приведенного Скоттом Джейкоб-сом определения существуют и другие, которые достаточно ясно выражают суть анализа регуляторного воздействия. Одно из них отражено в докладе «Мониторинг внедрения института оценки регулирующего воздействия в механизм принятия решений в субъектах Российской Федерации»: «Оценка регулирующего воздействия представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых альтернативных вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской и иной деятельности, потребителей, государства, подвергающихся воздействию регулирования, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения» [6].

Однако наиболее полно суть анализа регу-ляторного воздействия выразил В.В. Колегов, определяя его как «устоявшийся термин, означающий анализ нормативных актов на предмет прогнозирования поведения субъектов экономической деятельности и населения в связи с принятием того или иного нормативного акта путем анализа выгод, издержек и рисков с обязательным изучением потенциальных альтернатив государственного вмешательства, и на основании проведенного анализа формирования заключения о соответствии целей разработки такого акта и предложенного актом содержания» [7, с. 96].

Обобщая рассмотренные определения, можно сказать, что АРВ играет важную роль при принятии решений на правительственном уровне и является элементом государственно-

го регулирования, который помогает оценить цели, сопоставляя издержки и выгоды в случае принятия таких решений, а также наладить диалог государства и других социальных групп общества.

Другая сторона вопроса раскрыта Кассом Сайнстейном. Помимо рассмотрения многочисленных функций Управления по информатизации и регуляторным вопросам Белого дома, он заостряет внимание на «упрощении» государственного регулирования через инструмент АРВ. Во многих странах существует проблема наличия большого числа нормативно-правовых актов или регуляторных инструментов, порой с абсурдным уровнем детализации. Автор призывает государства к созданию «умных» регу-ляторных инструментов [3]. Таким образом, АРВ не является инструментом, цель которого - ликвидация ненужных или излишних государственных требований, он скорее позволяет улучшать существующие нормативно-правовые акты (далее - НПА) и, более того, обеспечивает выпуск изначально эффективных НПА.

Ник Малышев, начальник отдела регуляторной политики ОЭСР, подчеркивает важность поддержки АРВ на высшем правительственном уровне. То есть необходимо создание института анализа регуляторного воздействия, так как данная мера повышает гибкость и эффективность функционирования АРВ. К примеру, в России ОРВ закреплена в законодательстве, более того, в Министерстве экономического развития создан Департамент оценки регулирующего воздействия [8].

Анализ регуляторного воздействия - это достаточно творческий элемент. Упомянутый ранее Скотт Джейкобс отмечает отсутствие единой для всех стран и сфер экономики модели или формы. В АРВ присутствуют различные виды оценок: экономическая, юридическая и др. Однако для всех методик общей является цель проведения АРВ - превышение выгод от вводимого регулирования над издержками. В идеале АРВ направлен на решение более весомых проблем, которые касаются экономики страны в целом, а сам АРВ рассматривается как одно из средств для устранения проблемы. Поэтому можно сделать вывод, что внедрение АРВ на государственном уровне зависит от существующих в стране условий, институциональной среды, а также от особенностей страны и ее экономического развития. Гибкость АРВ заключается в охвате спектра различных отраслей и секторов экономики, тогда как в ряде стран, в том числе и в Казахстане, АРВ ограничивается анализом воздействия на предпринимательский сектор.

Более того, необходимо отметить существование различных видов анализа регулятор-ного воздействия. Доктор юридических наук Х. Вольманн отмечает, что анализ включает следующие виды оценивания:

1) «первичное», т. е. непосредственно проведение АРВ, и «вторичное», т. е. оценка качества проведенного АРВ, оценивание (анализ);

2) внутренний, т. е. проводимый непосредственно государственным органом, и внешний, т. е. проводимый другими заинтересованными лицами, анализ;

3) предварительный (ex-ante), сопровождающий (on-going) и итоговый (ex-post) анализ, характеризующий этап проведения АРВ: до выпуска нового регулирования, в процессе его разработки или после выпуска НПА соответственно;

4) строгий анализ, подразумевающий непосредственный эффект от принятого регулирования, определяя - негативным или позитивным был эффект, и метод «лучших практик», который отбирает только внедрение успешных правил [9].

Таким образом, анализ регуляторного воздействия представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых альтернативных вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской и иной деятельности, потребителей, государства, подвергающихся воздействию регулирования, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения.

Гипотезы и методы исследования. В Российской Федерации и в Казахстане за последние несколько лет экономика столкнулась с серьезными проблемами, что оказало влияние на темпы экономического роста. По нашему предположению, одним из факторов значительного спада экономики является низкое качество институциональной среды, которая ощутимо влияет на динамику экономического роста в стране. По нашему мнению, важным шагом на пути совершенствования институциональной среды в России и в Казахстане являются предпринятые шаги по внедрению института АРВ. Для подтверждения данной гипотезы мы проводили анализ принятых концепций и существующих законов в области АРВ/ОРВ в целях выяснения состояния данного института, а также представили элементы сравнительного анализа практики внедрения анализа регуляторно-го воздействия в Республике Казахстан и оценки воздействия нормативных актов на предпринимательский климат в России.

Результаты исследования. В Российской Федерации пути совершенствования институциональной среды и ее оптимизации раскрыты в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. В дальнейшем была утверждена Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг. Одним из мероприятий данной концепции по оптимизации государственных функций предусматривалось внедрение системы ОРВ.

В Российской Федерации исследуемый инструмент получил название оценки регулирующего воздействия и нормативно был закреплен в ст. 26.3.3. Федерального закона Российской Федерации № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», где отражены цели проведения ОРВ в Российской Федерации: «Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации» [10].

Официально институт ОРВ функционирует в России с 2010 г. Фактически принципы и процедуры оценки регулирующего воздействия в России были внедрены еще в 2000-е гг., позднее, как отмечалось, были созданы и формальные структуры, отвечающие за методологическое обеспечение и контроль в данной сфере, а именно Департамент оценки регулирующего воздействия. Согласно позиции Вадима Живулина, директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России, «оценка регулирующего воздействия -это наука мыслить и брать на себя ответственность. По сути, формирование привычки у чиновников заранее думать о возможных последствиях. Девизом ОРВ по праву считаются слова, под которыми подписываются лица, принимающие решения - "выгоды оправдывают издержки" . Для нас это незыблемое и единственное условие, при котором проект нормативного правового акта может получить положительную оценку» [11].

В январе 2016 г. Минэкономразвития России было подготовлено 71 заключение об ОРВ,

32 % которых - с отрицательными оценками, что говорит об эффективности данного института [12].

В Республике Казахстан в предпринимательском секторе проводится работа по поддержке и совершенствованию условий ведения бизнеса. Однако предпринимательский сектор несет большое административное бремя, поэтому внедрение такого института, как АРВ, в общую структуру государственных органов, предполагается, позволит снизить административную нагрузку и улучшит условия для предпринимательского сектора. Но прежде чем появился такой институт, как АРВ, так же как и в Российской Федерации, были проведены различные реформы по совершенствованию разрешительной системы, которые, как предполагалось, должны были снизить административную нагрузку на бизнес. Несмотря на положительные результаты, позже появились проблемы, связанные с тем, что при сокращении или изменении какого-либо вида лицензии государственные органы начинают вводить новые инициативы, которые, по их мнению, направлены на благо общества. Вследствие этого в Казахстане и зародилась идея использования механизма, который препятствовал бы выпуску необоснованных, усложненных видов разрешений и других документов. Поэтому было предложено постепенно внедрять АРВ. В 20112013 гг. идея создания института АРВ была поддержана руководством Департамента развития предпринимательства Министерства национальной экономики. При участии Всемирного банка и Национальной палаты предпринимателей Казахстана была разработана Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 г., в которой было дано определение АРВ, а также схема его поэтапного внедрения. Основной целью Концепции является повышение эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности посредством создания сбалансированной системы, при которой регулирование станет предсказуемым, дешевым для предпринимательского сектора [13]. Поэтому в настоящее время уже существуют нормативные требования проведения анализа регуляторного воздействия в виде Правил, утвержденных Министром национальной экономики РК от 21 января 2015 г. В положениях Правил, так же как и в российском законодательстве, отражены цели проведения анализа регу-ляторного воздействия, а именно «повышение действенности и эффективности государственной политики в части использования конкретных регуляторных инструментов через оценку

альтернативных подходов регулирования для достижения определенных целей или решения четко определенных проблем» [14, ст. 83].

В Республике Казахстан институт анализа регуляторного воздействия был создан немного позднее, чем в Российской Федерации, где ОРВ на сегодняшний день разрабатывается на региональном уровне. Тем не менее в Республике Казахстан ведется большая работа по совершенствованию института АРВ. При участии Всемирного банка была разработана существующая методика проведения АРВ, основанная на лучших практиках мира. Более того, проводится повышение квалификации государственных служащих на всех уровнях власти.

Заключение. Можно сделать вывод, что использование анализа регуляторного воздействия способствует повышению прозрачности системы регулирования и качества принимаемых решений. «Прогнозирование» последствий внедрения новых НПА является одним из наиболее важных инструментов государственной системы. При этом важно отметить, что АРВ не функционирует сам по себе, он является составной частью «команды» регуляторной политики. Из рассмотренных определений важно сделать вывод, что затраты на разработку нормативных актов не должны превышать ожидаемой от них пользы. Активные и последовательные действия в сочетании с необходимыми для анализа ресурсами обеспечат правильность и своевременность анализа регуляторного воздействия в процессе разработки политики и нормативных актов, а также поспособствуют повышению качества результатов анализа. Следует отметить, что, помимо анализа последствий от введения новых регуляторных инструментов, важна «простота» и понятность НПА. Использование для достижения целей такого инновационного инструмента вместо традиционного регулирования в русле «управление и контроль» предоставляет новые возможности государству для улучшения качества его функционирования и выпуска эффективных обоснованных регуляторных инструментов.

На текущий момент присутствие государства в казахстанской экономике остается большим, но в то же время малоэффективным. Государственное вмешательство направлено на преодоление «провалов рынка», однако такое вмешательство не достигает эффективности. Для достижения эффективности государственного регулирования необходимы меры, которые обеспечили бы улучшение качества институциональной среды и ситуации в предпринимательском секторе Республики Казахстан. Этой мерой является анализ регуляторного воз-

действия, который позволяет увидеть, как именно могут изменяться результаты экономических обменов в стране после обновления или изменения «правил игры». Анализ регуляторного воздействия позволяет улучшить качество принимаемых решений в сфере регулирования при условии качества и достоверности данных, используемых при анализе, а также проведения

Литература

1. Крючкова П. В. Оценка регулирующего воздействия и модернизация системы государственного регулирования // Общественные науки и современность. - 2006. - № 4. -C. 21-31.

2. Regulatory Policy in Perspective. A Reader's Companion to the OECD Regulatory Policy Outlook 2015 / OECD. - Paris : OECD Publishing, 2015. - 248 p.

3. Sunstein C. R. Simpler: The future of government. - Simon & Schuster, 2013. - 272 p.

4. Organisation for Economic Co-operation and Development : official site. - URL : http:// www.oecd.org.

5. Regulatory impact analysis: best practices in OECD countries / OECD. - Paris : OECD Publishing, 1997. - 292 p.

6. Павлов Д. В. Мониторинг внедрения института оценки регулирующего воздействия в механизм принятия решений в субъектах Российской Федерации : доклад. - URL : http:// nisse.ru/analytics/monitoring/?ELEMENT_ID=2 1123 (дата обращения: 15.12.2015).

7. Колегов В. В. Оценка регулирующего воздействия: опыт внедрения на региональном уровне // Государственное управление. Электронный вестник. - 2013. - № 39. - C. 95-112. - URL : http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vest-

nik/2013/vipusk_3 9._avgust_2013_g./gosudarst-

vennoe_regionalnoe_i_munizipalnoe_upravlenie/ kolegov.pdf.

8. Малышев Н. Эволюция регуляторной политики в странах-членах ОЭСР // OECD : official site. - URL : https://www.oecd.org/gov/ regulatory-policy/42051724.doc.

9. Вольманн Х. Оценивание реформ государственного управления: «третья волна» / пер. с англ. Е. С. Кузнецовой // Экономика. Социология. Менеджмент : федер. образоват. портал.

References

1. Kryuchkova, P.V. (2006), Otsenka reguliruyushchego vozdeistviya i modernizatsiya sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya. Ob-shchestvennye nauki i sovremennost' [Regulatory Impact Assessment and Modernization of the

общественных обсуждений результатов проведенного анализа. Важно проводить анализ ре-гуляторного воздействия как до выпуска нового регуляторного инструмента, так и уже существующих НПА. При сокращении разрешительной системы и с применением АРВ ожидается, что условия ведения бизнеса в Республике Казахстан улучшатся.

- URL : http://ecsocman.hse.ru/data/2011/02/23/ 1214891714/Vollmann.pdf.

10. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» : Федеральный закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 9 марта 2016 г.). - URL : https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_14058/ (дата обращения: 20.12.2015).

11. Открытость и прозрачность системы оценки регулирующего воздействия - лучшие гаранты объективности // Министерство экономического развития Российской Федерации : офиц. сайт. - URL : http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/ria/info/news/doc20140319_46 (дата обращения: 25.02.2016).

12. Федеральный обзор ОРВ за январь 2016 г. // Информационный портал об Оценке Регулирующего Воздействия / Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL : http://orv.gov.ru/Content/Item?n= 11911 (дата обращения: 25.02.2016).

13. Концепция государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года РК : утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 апр. 2014 г. № 380. - URL : http://www.government.kz/ru/ postanovleniya/postanovleniya-pravitelstva-rk-za-aprel-2014-goda/16516-ob-utverzhdenii-kontsep-tsii-gosudarstvennogo-regulirovaniya-predprini-matelskoj-deyatelnosti-do-2020-goda.html (дата обращения: 15.02.2016).

14. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан : от 29 окт. 2015 г. № 375-V (с изм. и доп. от 14.01.2016 г.). - URL : http://on-line.zakon.kz/Document/?doc_id=38259854&doc _id2=38259854#sub_id=1004794839&sub_id2=8 30000&sel_link=1004794839 (дата обращения: 5.01.2016).

State Regulation System. Social Sciences and the Present], No. 4, pp. 21-31.

2. (2015), Regulatory Policy in Perspective. A Reader's Companion to the OECD Regulatory Policy Outlook 2015, Paris, OECD Publishing, 252 p.

3. Sunstein, C.R. (2013), Simpler: The Future of Government, Simon & Schuster, 272 p.

4. Official website of Organisation for Economic Co-operation and Development, available at: http://www.oecd.org.

5. (1997), Regulatory Impact Analysis: Best Practices in OECD Countries, Paris, OECD Publishing, 292 p.

6. Pavlov, D.V. Monitoring vnedreniya instituía otsenki reguliruyushchego vozdeistviya v me-khanizm prinyatiya reshenii v subyektakh Ros-siiskoi Federatsii: Doklad [Monitoring of the implementation of the Regulatory Impact Assessment into the decision-making mechanism of the Russian Federation. Report], available at: http:// nisse.ru/analytics/monitoring/?ELEMENT_ID=2 1123 (accessed December 15, 2015).

7. Kolegov, V.V. (2013), Otsenka reguliruyushchego vozdeistviya: opyt vnedreniya na re-gional'nom urovne. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik [Regulatory Impact Assessment: the Experience of Implementation at the Regional Level. Public Administration. Electronic Herald], No. 39, pp. 95-112, available at: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2013/vipusk_ 39._avgust_2013_g./gosudarstvennoe_regional-noe_i_munizipalnoe_upravlenie/kolegov.pdf.

8. Malyshev, N. Evolyutsiya regulyatornoi politiki v stranakh-chlenakh OESR [Evolution of Regulatory Policy in OECD Countries], OECD official website, available at: https://www.oecd. org/gov/regulatory-policy/42051724.doc.

9. Wollmann, H. Otsenivanie reform gosu-darstvennogo upravleniya: "tret'ya volna". Eko-nomika. Sotsiologiya. Menedzhment [Estimation of reforms of public administration: "the third wave". Economy. Sociology. Management], translated from English by E.S. Kuznetsova, available at: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/02/23/12148 91714/Vollmann.pdf.

10. Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'-nykh organov gosudarstvennoi vlasti subyektov Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi Zakon No. 184-FZ [The Federal Law No. 184-FZ "On general

Сведения об авторах:

Альжаханова Камила Женыскызы - магистрант Казахстанского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова (Республика Казахстан, г. Астана) E-mail: kamila.alzhakhanova@gmail.com

Тлеубергенов Шынгыс Агламулы - магистрант Казахстанского филиала МГУ им. М.В. Ломоносова (Республика Казахстан, г. Астана) E-mail: tleubergenov.ch@gmail.com

principles of organization of legislative (representative) and executive bodies of State Power of subjects of the Russian Federation"], from October 6, 1999 (as amended March 9, 2016), available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_14058/ (accessed December 20, 2015).

11. Otkrytost' i prozrachnost' sistemy otsenki reguliruyushhego vozdejstviya - luchshie garanty obyektivnosti. Ministerstvo ekonomiche-skogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii: ofitsial'nyi sait [Openness and transparency of system of an assessment of the regulating influence - the best guarantors of objectivity. The Ministry of Economic Development of the Russian Federation: official website], available at: http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/ria/info/news/doc2014031 9_46 (accessed February 25, 2016).

12. Federal'nyi obzor ORV za yanvar' 2016 g. Informatsionnyi portal ob Otsenke Reguliruyushchego Vozdeistviya [The federal review of RIA for January, 2016. Information portal about the Assessment of the Regulating Influence], The Ministry of Economic Development of the Russian Federation, available at: http://orv.gov.ru/Content/ Item?n=11911 (accessed: February 25, 2016).

13. Kontseptsiya gosudarstvennogo reguli-rovaniya predprinimatel'skoi deyatel'nosti do 2020 goda RK [The concept of government regulation of business in Kazakhstan till 2020], approved by the Decree of the Republic of Kazakhstan Government No. 380 from April 18, 2014, available at: http://www.government.kz/ru/postanovleniya/po-stanovleniya-pravitelstva-rk-za-aprel-2014-goda/ 16516-ob-utverzhdenii-kontseptsii-gosudarstven-nogo-regulirovaniya-predprinimatelskoj-deyatel-nosti-do-2020-goda.html (accessed February 15, 2016).

14. Predprinimatel'skii kodeks Respubliki Kazakhstan [Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan], dated October 29, 2015 No. 375-V (as amended January 14, 2016), available at: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38259 854&doc_id2=38259854#sub_id=1004794839&s ub_id2=830000&sel_link=1004794839 (accessed January 05, 2016).

About the authors:

Al'zhahanova Kamila Zhenyskyzy - candidate for a Master's degree in Kazakhstan branch of Lomonosov Moscow State University (Republic of Kazakhstan, Astana) E-mail: kamila.alzhakhanova@gmail.com

Tleubergenov Shyngys Aglamuly - candidate for a Master's degree in Kazakhstan branch of Lomonosov Moscow State University (Republic of Kazakhstan, Astana) E-mail: tleubergenov.ch@gmail.com

Статья поступила в редакцию 28 февраля 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.