МИРОВАЯ, НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА WORLD, NATIONAL AND REGIONAL ECONOMY
Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 8 (418). Экономические науки. Вып. 62. С. 16—33.
УДК 338.49 ББК 65.053
DOI 10.24411/1994-2796-2018-10802
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ: ОПЫТ РФ И США
Н. А. Диесперова, Л. И. Заволокина
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Рассматривается актуальная проблема реализации государственной политики России, имеющей целью вхождение нашей страны в число мировых лидеров в области нанотехнологий. Проведен анализ развития мирового рынка нанотехнологий по основным ключевым показателям, выявлено место России. Методический инструментарий исследования включает математические методы обработки статистических данных. В качестве гипотезы незначительной роли России в мировой наноиндустрии, несмотря на стратегически определенные цели и соответствующее финансирование на государственном уровне, выдвинуты особенности институциональных условий развития. Особое место уделено наблюдаемой дисфункции ведущих институтов развития наноиндустрии в РФ, отсутствию объективных критериев идентификации технологических и отраслевых приоритетов государственной поддержки. Рассмотрен опыт организации системы специализированных структур и институтов развития нанотехнологий в рамках Национальной нанотехнологической инициативы (ННИ) в США, формирования ее целей, реализация которых обеспечивает синергический эффект. По результатам исследования авторами предложены меры по совершенствованию институциональной системы развития наноиндустрии в России.
Ключевые слова: институциональные условия развития наноиндустрии, государственная поддержка, Национальная нанотехнологическая инициатива США, синергический эффект.
Введение ланный в 2006—2008 гг., давал цифру 3,1 трлн
Научно-техническая революция нашего времени долл. США и до 6 трлн долл. США к 2020 г. (при
связана с возникновением и развитием нанотех- среднегодовом росте GAGR = 15 %), тогда как по
нологий, которые относят к ядру нового, шестого оценкам другого исследовательского агентства —
технологического уклада. Мировой рынок нано- BBCResearch, мировой рынок нанотехнологий в
технологий и наноматериалов стремительно уве- 2016 г. достиг 39,2 млрд долл. США и к 2021 г.
личивается, что объясняется растущим спросом на достигнет 90,5 % (при GAGR = 18,1 %) [3].
них со стороны всех отраслей промышленности, Различия в прогнозах объясняются использо-
прежде всего аэрокосмической, автомобильной, ванием различных методик. Так, LuxResearch в
электротехнической, а также производства полу- своих расчетах берет общую рыночную стоимость
проводников, микроэлектроники, фармацевтики и всех конечных продуктов, которые содержат «на-
прочего, высокой востребованностью в медицин- нотехнологический компонент», но не стоимость
ской, а также военной и оборонной сферах. конечных продуктов, которые в принципе появи-
Еще в начале 2000-х гг. потенциал нанотехно- лись только благодаря «нанотехнологическому
логий оценивался как очень высокий; в частно- компоненту», тогда как BBCR использует именно
сти, в табл. 1 представлены прогнозы различных такой подход к расчету размеров рынка. Но оба
исследовательских компаний относительно роста агентства сходятся в своей оценке среднегодовых
мирового рынка нанотехнологий. темпов роста, которые составляют 15—18 %.
Критической проблемой при интерпретации
рыночных прогнозов и оценке рынка нанотех- Роль России на мировом рынке
нологий является само определение продуктов нанотехнологий
нанотехнологий. В частности, прогноз иссле- Важно отметить, что роль, которую играет Рос-
довательского агентства LuxResearch [2], сде- сия на мировом рынке нанотехнологий, пока не
Таблица 1
Варианты прогнозов развития мирового рынка продуктов на основе нанотехнологий, млрд долл. США
Исследовательские агентства 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
LuxResearch (2006—2008) 30 147 2600 3100
BBC (2008) 12 13 27
Cientifica (2008) 167 263 1500
RNCOS (2006) 1000
Wintergreen (2004) 750
EvolutionCapital (2001) 105 700
NSF (2001) 54 1000
Источник: составлено авторами на основе [1].
очень значительна. На сегодняшний день сопоставимых данных в статистике различных стран для сравнения их уровня нанотехнологического развития недостаточно, поэтому главным образом используются такие показатели, как количество патентных заявок в области нанотехноло-гий (табл. 2); объем инвестиций в исследования и разработки в области нанотехнологий (в том числе в предпринимательском секторе) (табл. 3); число предприятий, выполняющих исследования и разработки в сфере нанотехнологий (рис. 1).
Таблица 2 Количество патентных заявок по направлению нанотехнологий, поданных в №5*
Страна 2010 2011 2012 2013""
Австрия 7,5 6 7,4 26
Бельгия 23,8 16,2 17,8 9,7
Канада 49 52,5 35,9 24,2
Финляндия 13,2 10,8 4 1,2
Франция 113,6 94,4 79,4 43,1
Германия 171,2 119,4 79,1 38,7
Италия 31,5 21,9 14,7 8,00
Япония 771,1 789,3 441,2 158,7
Корея 440,9 479,4 313,5 213,9
Нидерланды 45,7 36,6 35,8 13,8
Испания 17,3 15,7 17,0 7,2
Великобритания 64,0 79,5 49,9 50,3
США 612,9 621,4 456,4 271,8
Россия 8,0 19,4 7,6 13,5
Китай 180,1 200,1 129,9 54,8
* 1Р5 включает 5 ведущих мировых патентных ведомств (ЕПВ, США, Япония, Корея, Китай).
** 2013 год — последний год, по которому имеются данные, представленные ОЭСР. Источник: составлено авторами на основе [4].
Очевидно, что патентных заявок, поданных за рассматриваемый период Россией, в 40 раз меньше, чем поданных, в частности, США.
Мировым лидером по числу предприятий, выполняющих исследования и разработки в сфере нанотехнологий, являются США, на втором месте — Германия, на третьем — Франция. В России количество предприятий, осуществляющих исследования и разработки в сфере нанотехнологий, почти в 15 раз меньше, чем в США.
Таблица 3 Затраты на исследования и разработки в сфере нанотехнологий в предпринимательском секторе в 2016 г. (или в ближайшем году, за который имеются данные), млн долл. США
Страна Затраты
США 17 639,7
Германия 1549,3
Япония 894,9
Франция 894,1
Россия 488,7
Италия 269,7
Бельгия 150,4
Швейцария 182,3
Польша 127,3
Ирландия 51,4
Чехия 65,5
Норвегия 36,4
Дания 27,8
Финляндия 19,5
Канада 17,7
Португалия 8
Словения 6,2
Источник: составлено авторами на основе [4]
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
1432
О
1125
545
175 165 159 157 98 т 0„
98 91 87 79 64 44 40 35 14
я
Я
а
Я &
<ц
1-н
Я
я
а &
е
&
я
«
<ц
(О
э
Я
О
с к
8
& Ш
£
(л
<ц
Ш
Э «
Я Я
е
о о о Р-
3 х
я <и
<3 ЦТ
£
л
И
я
а &
Ч и
¡[Г &
О
с:
Я
(О
о ч О
Рис. 1. Число предприятий, выполняющих исследования и разработки в сфере нанотехнологий в 2016 г. (или в
ближайшем году, за который есть данные)
Источник: составлено авторами на основе [5].
Затраты на исследования и разработки в сфере нанотехнологий в России уступают аналогичному показателю США почти в 40 раз, что говорит о низкой заинтересованности предпринимательского сектора в инвестирование в нанотехнологии.
Одной из значимых причин сложившейся ситуации, безусловно, явилось более позднее включение развития наноиндустрии в перечень государственных приоритетов РФ, что определило ее «догоняющий» характер. В США, Японии, странах ЕС в начале XXI в. уже существовали основные программные документы (в США ННИ была принята в 2001 г., в Японии Национальная программа работ по нанотехнологии — в 1999 г., в Евросоюзе Европейская стратегия развития нанотехнологий — в 2004 г.), которые сформировали основы государственной политики в исследуемой сфере и в рамках которых выделялись значительные средства на развитие нанотехнологий.
В РФ нанонаука и нанотехнологии с опозданием на несколько лет были включены в федеральные целевые научно-технические программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002—2006 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы». В 2007 г. была выдвинута президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии», в которой предусматривались создание передовых производств в РФ, выход на мировые рынки, были
сформулированы задачи трех этапов развития на-ноиндустрии в стране и обозначены основные результаты их реализации, определены основные инструменты государственной политики в сфере наноиндустрии. В 2008 г. правительство приняло «Программу развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года», была разработана Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2011 годы». Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая предусматривает рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу, ее структурную диверсификацию на основе применения информационных, био- и нанотехнологий. В 2010 г. было принято Постановление Правительства РФ «О национальной нанотехнологической сети» [6. С. 46].
Предпринимаемые федеральными властями меры, направленные на развитие наноиндустрии, принесли определенные результаты. В частности, по сравнению с 2011 г. в 2 раза выросло количество предприятий наноиндустрии, в 2,5 раза — наноцентров, в 2 раза — разработанных нанотех-нологий (табл. 4).
Одновременно с этим в 2011—2016 гг. имели место следующие негативные результаты развития наноиндустрии:
Таблица 4
Основные показатели развития наноиндустрии в РФ за 2011, 2016 и первое полугодие 2017 г.
Показатель 2011 2016 1-е полугодие 2017
Число предприятий наноиндустрии, ед.* 268 547 480
Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, 485 420
связанные с нанотехнологиями
Численность исследователей, выполнявших исследования и разработки, 21 166 15 721
связанные с нанотехнологиями, чел.
Удельный вес НИОКР, связанных с нанотехнологиями, в общем объеме 3,7 1,5
отгруженной продукции наноиндустрии, %
Внутренние затраты на исследования и разработки, связанные с нано- 26,1 31,7
технологиями, млрд р.
Внутренние затраты на исследования и разработки по приоритетному
направлению развития науки, технологий и техники «Индустрия на- 23,5 25,9 —
носистем», млрд р.
в том числе по источникам финансирования
средства бюджетов всех уровней 16,2 15,3
из них:
средства федерального бюджета 16,0 14,9 —
средства организаций предпринимательского сектора — 2,6 —
Число разработанных нанотехнологий, ед. 258 494 —
Число используемых нанотехнологий, ед. 526 1166 —
Число российских публикаций по нанотехнологиям в журналах, индексируемых в WebofScience 303 710 —
Доля в общемировом объеме публикаций, % 1,44 2,48 —
Объем инновационных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, млрд р. 63,8 396 —
Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе предприятий наноиндустрии, % 24,6 14,4 —
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, связанных с на-
нотехнологиями, в общем объеме отгруженной продукции наноинду- 39,7 32,0 —
стрии, %
Число наноцентров, ед. 6 15 15
Число технологических инжиниринговых компаний — 9 7
Число образовательных программ переподготовки кадров в области на- 24 147 155
нотехнологий и управления инновациями
Число специалистов, подготовленных по образовательным программам
переподготовки кадров в области нанотехнологий и управления инно- 916 5 363 5868
вациями, чел.
Число разработанных стандартов 46 337 360
Число выданных документов о соответствии качества и безопасности 20 456 503
продукции наноиндустрии (сертификатов, экспертных заключений)
Число разработанных и аттестованных методик измерений и стандарт- 24 195 208
ных образцов наноматериалов
* Указано число крупных, средних и малых (без микропредприятий) предприятий, представивших отчет по форме № 1-НАНО «Сведения об отгрузке товаров, работ и услуг, связанных с нанотехнологиями».
Источник: составлено авторами на основе [5]
— сокращение удельного веса НИОКР, связанных с нанотехнологиями, в общем объеме отгруженной продукции наноиндустрии — с 3,7 % в 2011 г. до 1,5 % в 2016 г. Это отчасти имеет отношение к сокращению за рассматриваемый период числа организа-
ций, выполнявших научные исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, на 13,4 %, с уменьшением численности исследователей в данной области на 25,7 %; удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе
предприятий наноиндустрии, сократился с 24,6 до 14,4 %, то есть почти в 2 раза; — удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, связанных с нанотехнологиями, в общем объеме отгруженной продукции на-ноиндустрии уменьшился с 39,7 до 32 %. Таким образом, несмотря на рост затрат на развитие наноиндустрии, а также рост отдельных косвенных показателей уровня развития наноиндустрии в РФ, происходит сокращение как числа научных исследований и разработок, связанных с нанотехнологиями, так и удельного веса товаров и услуг, связанных с нанотехноло-гиями, в общем объеме отгруженной продукции предприятий, относимых к наноиндустрии. По мнению авторов, подобные негативные тенденции, как и в целом то место, которое занимает РФ на рынке нанотехнологий, определяются вопреки часто встречающемуся мнению не недостаточностью финансирования, в том числе государственного, данной сферы, а в значительной мере незрелостью существующей институциональной системы.
Институциональные проблемы развития наноиндустрии в России
1. Национальные особенности методологического подхода к организации статистического наблюдения в сфере наноиндустрии.
Международные конвенции в области стандартизации и концептуального оформления на-нотехнологий на сегодняшний день отсутствуют. Конвенционных определений в сфере наноинду-стрии нет. На международном уровне понятие на-нотехнологий размыто: так, например, в процессе разработки Национальной нанотехнологической инициативы США понятие нанотехнологий все больше и больше размывалось в целях повышения бюджетного финансирования максимально широкого круга прорывных исследований [7]. Проблема статистического измерения нанотехно-логий связана с неопределенностью границ, меж-дисциплинарностью и высокой динамичностью развития данной сферы [8].
Существенно осложняет разработку международных стандартов и статистического учета нанотехнологий нечеткость определяющих их границ. В настоящее время продолжаются дискуссии относительно физических размеров частиц, определяющих принадлежность продуктов и материалов к нанотехнологиям, верхний предел которых в зависимости от источника варьируется в основном между 100 и 1000 нм [9]. Возможным решением данной проблемы является разработка норм стандартов с дифференцированными грани-
цами наноразмерности для различных областей применения.
В России действуют страновые определения, данные в нормативных документах Правительства РФ:
— Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2010 г. № 282, где представлены определения продукции наноиндустрии, нано-технологии, наносистемы. Согласно этому документу размерность нанообъектов хотя бы в одном измерении должна составлять 1—100 нм;
— Распоряжение Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 1192-р, цель которого — создание системы государственного статистического наблюдения за производством и реализацией продукции наноиндустрии в части товаров и услуг. В указанном Распоряжении определены категории продукции наноиндустрии в части товаров и услуг (категория А — первичная нанотехнологическая продукция, категория Б — наносодержащая продукция, категория В — услуги, категория Г — специальное оборудование для нанотехнологий) и критерии отнесения к этим категориям.
Актуальными для России остаются вопросы стандартизации в наноиндустрии — не только разработка собственных стандартов и правил, необходимых для развития нормативно-правовой и законодательной базы наноиндустрии, востребованной работниками, производителями и потребителями нанотехнологической продукции, но и гармонизация их с международными стандартами. Совместные, скоординированные усилия в области международной стандартизации обеспечат условия для устойчивого и направленного развития нанотехнологий, облегчения перемещения товаров и услуг с нанопризнаками, улучшения качества, усиления безопасности охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, распространения наиболее эффективных практик производства, использования и утилизации наноматериалов и нанопродуктов [Там же].
2. Дисфункция ведущих институтов развития наноиндустрии в РФ: отсутствие необходимой скоординированности действий по наиболее эффективному достижению взаимосвязанных целей; нецелевое использование институтов (в том числе законов, стратегий и пр.), манипулирование и маскировка ими научно-исследовательской деятельности и бизнес-деятельности, имеющей достаточно опосредованное отношение к нано-технологиям; непрозрачность их деятельности, из которой, в частности, вытекают и вышеупомя-
нутые сложности со статистическим измерением развития нанотехнологий в России.
В РФ государственную политику по развитию наноиндустрии реализует группа «Роснано», начавшая свою деятельность в 2007 г. в рамках ГК «Роснанотех» и реорганизованная позже в АО «Роснано», управляющую компанию «Роснано» и Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП). Декларируемая цель АО «Роснано» — коммерциализация нанотехнологи-ческих разработок, поэтому компания выступает соинвестором в нанотехнологических проектах. Софинансирование АО «Роснано» предоставляется на определенных условиях и осуществляется в форме вклада в уставный капитал проектной компании на срок до четырех лет, в форме займов проектным компаниям, а также в форме поручительства по обязательствам проектных компаний перед третьими лицами. УК «Росна-но» управляет активами АО «Роснано» и новыми инвестиционными фондами, создаваемыми с привлечением частных инвесторов. Задача ФИОП — обеспечивать «нематериальную» сторону развития нанотехнологической индустрии, в том числе воспроизводство квалифицированных кадров, взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования, стимулирование спроса, стандартизацию и сертификацию, совершенствование законодательства в сфере инновационной деятельности, популяризацию высоких технологий и пр.
Также в этом направлении работают государственные организации: Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России; Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям; Министерство образования и науки Российской Федерации; Отделение нанотехноло-гий и информационных технологий РАН. Названные государственные организации входят в Национальную нанотехнологическую сеть (ННС), куда также входят: организации, являющиеся государственными предприятиями, функционирующими как крупные отраслевые специализированные научно-технологические комплексы (например, ФГБУ НИЦ «Курчатовский институт»); научно-исследовательские центры, ориентированные на выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в приоритетных для технологического развития страны областях; научно-образовательные учреждения, обеспечивающие подготовку кадров для наноиндустрии, а также выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок мирового класса; центры коллективного пользования
научным оборудованием (ЦКП), создаваемые на базе ведущих научных центров, институтов РАН и ряда университетов; научно-образовательные центры (НОЦ), создаваемые на базе университетов, обеспеченные серийным нанотехнологиче-ским опытно-экспериментальным оборудованием; предприятия, выпускающие нанотехнологиче-скую продукцию и оборудование для производства в нанотехнологическом секторе. В настоящее время база ННС включает 851 организацию; они расположены в 62 субъектах РФ [10].
Также за развитие прорывных технологий, в том числе нанотехнологий, отвечают следующие институты: Фонд содействия инновациям; Инновационный центр «Сколково»; Фонд развития промышленности; Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).
Важно отметить, что все перечисленные организации при общей декларативной цели — способствовать развитию нанотехнологической индустрии в России — не реализуют общей, скоординированной политики, не имеют отлаженного механизма согласования интересов многочисленных участников.
Показателен пример организации системы специализированных структур и институтов развития нанотехнологий в рамках Национальной нанотех-нологической инициативы в США, формирования ее целей, реализация которых обеспечивает си-нергический эффект. ННИ была принята в 2001 г. и утверждена в 2003 г. Законом о нанотехнологических исследованиях и разработках XXI в. (The 21' Century Nanotechnology Research and Development Act), пересматривается каждые три года. Она призвана обеспечить взаимодействие многих организаций, поддержать их усилия по исследованиям и разработке на федеральном уровне, обеспечить создание необходимой для этого инфраструктуры, способствовать коммерциализации нанотехнологий.
В рамках ННИ работает Национальный совет по науке и технике (NSTC), Подкомитет по на-нотехнологическим науке, инженерии и технологии (NSET), нацеленный на поддержание позиции США как мирового лидера в области нанотехно-логий; укрепление национальной безопасности; повышение производительности и конкурентоспособности США и содействие долгосрочному экономическому росту; достижение энергетической независимости; улучшение здоровья и качества жизни граждан США. Также в ННИ участвуют федеральные департаменты и агентства, приведем их перечень [11]:
1. Комиссия по безопасности потребительских товаров (CPSC).
2. Министерство коммерции (DOC).
3. Министерство обороны (США) (DOD).
4. Департамент образования (DOEd).
5. Департамент энергетики (DOE).
6. Департамент здравоохранения и социальных служб (DHHS).
7. Департамент внутренней безопасности (DHS).
8. Департамент внутренних дел (DOI).
9. Министерство юстиции (DOJ).
10. Департамент труда (DOL).
11. Департамент государственного управления (DOS).
12. Департамент транспорта (DOT).
13. Департамент казначейства (DOTreas).
14. Агентство по охране окружающей среды (EPA).
15. Управление разведки (IC).
16. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).
17. Национальный научный фонд (NSF).
18. Комиссия по ядерному регулированию (NRC).
19. Министерство сельского хозяйства США (USDA).
20. Комиссия по международной торговле США (USITC).
Деятельность всех институтов в рамках ННИ определена четырьмя главными целями, которые остаются неизменными с момента запуска инициативы до сегодняшнего дня. Эти цели сформулированы следующим образом:
1. Развивать программу научных исследований и разработок мирового уровня в области нано-технологий.
Агентства ННИ привержены поддержке фундаментальных и ранних прикладных исследований, которые обеспечат лидерство США в таких важнейших областях, как космос, сельское хозяйство, энергетика, информационные технологии, здравоохранение, национальная оборона и т. д.
Эффективное средство выявления перспективных направлений — формирование и государственная поддержка рабочих групп, нацеленных на осмысление и прогнозирование существующих и будущих вызовов и ответов на них. Такие рабочие группы включают экспертов от академии наук, правительства и промышленности. Наиболее интересным считается то направление использования инвестиций, которое включается в область интересов нескольких или многих агентств — участников ННИ, поскольку таким образом достигается синергический эффект. При этом ни у одного из органов федерального пра-
вительства нет полномочий самостоятельной экспертизы нанотехнологических возможностей, выполнения всех необходимых исследований или обеспечения всех необходимых стандартов.
2. Способствовать быстрой передаче новых технологий и продуктов для получения коммерческой и общественной выгоды.
Достижения в области науки и техники, поддерживаемые в рамках цели 1, составляют основу для новых материалов, устройств и систем. Существует значительный потенциал применения тех свойств, которые проявляются в наномасшта-бе, в совершенно новых устройствах и системах, имеющих широкий спектр приложений, от квантовых вычислений до лечения болезней. Для реализации этого потенциала необходимо облегчить передачу результатов исследований и разработок в области нанотехнологий в частный сектор для их коммерциализации. Поэтому необходимы информационный обмен и взаимодействие с промышленностью посредством рабочих групп связи с промышленностью, в которых участвуют представители бизнеса и ННИ. Суть такого информационного обмена — информирование промышленности о проводимых научных исследованиях. С одной стороны, это выявление потребностей промышленности на ранних стадиях, с другой — организация взаимодействия на всех стадиях инновационного процесса. Этому способствует присутствие представителей промышленности в наблюдательных советах научных центров. А также осуществление партнерства государственного и частного секторов для объединения ресурсов. Агентства — участника ННИ способствуют передаче масштабируемых, повторяемых, экономически эффективных технологий для производства коммерческих продуктов, то есть коммерциализации.
Другим важнейшим фактором ускорения коммерциализации нанотехнологий является совершенствование защиты интеллектуальной собственности и оценки изобретений, имеющих в своей основе нанотехнологии, чем активно занимается Американское бюро по патентам и торговым маркам (^РТО).
3. Развивать и поддерживать образовательные ресурсы, квалифицированную рабочую силу и динамичную инфраструктуру для дальнейшего успешного развития нанотехнологий.
Для развития программы исследований и разработок в области нанотехнологий мирового уровня (цель 1) и переноса этих новых открытий в реальные продукты (цель 2) развивается соответствующая система, обеспечивающая материальную, кибернетическую и человеческую со-
ставляющие инфраструктуры. ННИ поддерживает информационно-материальную инфраструктуру нанотехнологий на основе обширной системы исследовательских центров и других объектов инфраструктуры, которые обеспечивают доступ большого количества исследователей к очень дорогостоящему оборудованию, необходимому для разработки и изготовления опытных образцов в области нанотехнологий, а также к средствам моделирования и обработки данных. Краеугольным камнем материальной инфраструктуры исследований является финансируемая Национальным научным фондом (NSF) Национальная координированная инфраструктура нанотехнологий (NNCI), которая представляет собой сеть, состоящую из 16 узлов и их аффилированных сайтов, используемых для передачи экспертных данных в широком спектре дисциплин, по всей стране.
NNCI также развивает квалифицированную рабочую силу, студенты-исследователи в рамках программы «Дистанционно доступные инструменты для нанотехнологий» (RAIN) работают вместе с экспертами, в процессе работы учатся управлять оборудованием, изучают методы, необходимые для максимального использования этих инструментов.
Развитие рабочей силы, ориентированной на будущее, является основной целью научных исследований, финансируемых ННИ. Повышается внимание к студентам, им предоставляется все больше возможностей для участия в исследованиях с помощью таких программ, в частности, Национального научного фонда (NSF), как «Получение исследовательского опыта для магистрантов» (REU), или аналогичных структурированных программ, финансируемых отдельными университетами. Кроме того, колледжи по всей стране сотрудничают с местными отраслями, для обеспечения растущей потребности в квалифицированных рабочих, которые понимают фундаментальные концепции нанотехнологий. Например, сеть приложений Nanotechnology Applications and Career Knowledge (NACK; Применение нанотехнологий и области карьерного роста) координирует программы развития квалифицированной рабочей силы от имени программы NSF «Продвинутое образование в области технологий» (ATE) и осуществляет партнерство с 25 общественными и техническими колледжами, 9 университетами и 5 другими центрами ATE.
4. Обеспечивать ответственное развитие нанотехнологий, что предполагает ответственное отношение к рискам для человека, которые могут нести нанотехнологии, и развитие способности управлять ими.
Ответственное развитие нанотехнологий было основной целью ННИ с момента ее создания. Понимание поведения наноматериалов в отношении связанных с нанотехнологиями аспектов охраны окружающей среды, здоровья и безопасности — в дополнение к потенциальным этическим, юридическим и социальным последствиям — имеет важное значение для установления общественного доверия и нормативной определенности. Это создает более благоприятные условия и повышает готовность компаний, выводящих на рынок продукцию нанотехнологий.
Очевидно, что каждая из перечисленных целей взаимоувязана с другими целями инициативы, все вместе они определяют целенаправленную и скоординированную деятельность всех участников ННИ, обеспечивая ее максимальную эффективность в целом.
В противоположность этому, по нашему мнению, в РФ эффективность деятельности даже отдельных институтов нанотехнологического развития в рамках определенных для них на государственном уровне задач крайне невысока. Наглядным примером являются результаты деятельности АО «Роснано».
В 2017 г. завершилось первое десятилетие деятельности компании «Роснано». Для выполнения возложенных на нее задач из федерального бюджета были выделены средства в размере 130 млрд р. Помимо этого, в 2010—2017 гг. «Росна-но» получило госгарантии по кредитам на сумму 238,6 млрд р. [12]. Предполагалось, что со второй половины 2010-х гг. «Роснано» начнет вкладывать в проекты уже собственную прибыль. Но в 2015 г. председатель правления УК «Роснано» А. Чубайс сообщил, что из-за кассовых разрывов господдержку желательно не прекращать [13].
Согласно результатам проверки Счетной палатой «Роснано» за период 2010—2015 гг. [14], компании был предъявлен ряд замечаний. Ниже приведены некоторые факты из доклада:
• По состоянию на 30 сентября 2015 г. «Рос-нано» завершено 16 инвестиционных проектов. Анализ прекращения участия «Рос-нано» показывает, что по 8 инвестиционным проектам выход осуществлен с превышением расходов над доходами на сумму 13,1 млрд р., в том числе за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой на сумму 7,7 млрд р.
• По состоянию на 30 сентября 2015 г. к блоку антикризисного управления отнесен 21 инвестиционный проект. Общий объем финансирования кризисных проектов составил 60,53 млрд р., из которых по
20 инвестиционным проектам финансирование осуществлялось за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой в сумме 25,88 млрд р. Однако справедливая стоимость кризисных проектов по МСФО на 30 сентября 2015 г. составила 13,93 млрд р., или 23 % объема финансирования за весь период реализации кризисных проектов.
• Объемы обязательств «Роснано» по погашению основного долга по кредитам и облигационным займам, обеспеченным гарантиями, в 2016—2023 гг. составляют 146,19 млрд р., в том числе в 2017 г. — 46,41 млрд р., в
2019 — 31,06 млрд, в 2022 — 23,08 млрд. 14 декабря 2015 г. Советом директоров ОАО «Роснано» утверждена Долгосрочная программа развития до 2020 г., согласно которой деятельность общества до 2017 г. — планово-убыточная. Реализация мероприятий Долгосрочной программы развития до
2020 г. является зависимой от государственной поддержки в форме государственных гарантий в объеме 70 млрд р. В Счетной палате оценили как высокую вероятность того, что госкомпания в период 2017—2023 гг. не сможет выплатить банку взятый под госгарантии кредит и обязательства придется исполнять государству.
Таким образом, на примере АО «Роснано» можно констатировать, следующие дисфункции:
— финансирование неэффективных инвестиционных проектов;
— инвестирование в действующие бизнесы вместо стартапов;
— сильная зависимость от финансирования с привлечением государственных гарантий;
— манипулирование отчетностью и статистическими данными;
— нецелевое использование средств.
Первые два пункта, по нашему мнению, определяются отсутствием четких, обоснованных, обязательных к применению критериев выбора нанотехнологических проектов, реализация которых будет иметь максимальное народнохозяйственное значение.
3. Отсутствие объективных критериев идентификации технологических и отраслевых приоритетов государственной поддержки.
В Указе Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 выделено восемь «приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации», среди которых — «индустрия наносистем». В пояснительной записке к данному документу указано, что реализация приоритет-
ного направления «Индустрия наносистем» позволит создать новые перспективные материалы, приборы и устройства особого назначения с повышенным сроком службы, низкой материалоемкостью и весом конструкции, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению национальной безопасности, повышению качества жизни, а также активизирует процессы импортозамещения и выхода на внешние рынки.
В Программе развития наноиндустрии РФ до 2015 г. приоритетные направления развития работ в области нанотехнологий и наноматериалов определены следующим образом:
• В краткосрочной перспективе (практическое использование в ближайшие 3—10 лет):
1) методы и аппаратура для исследований свойств наночастиц и наноструктур с пространственным разрешением на атомарном уровне с использованием синхротронного излучения и нейтронных пучков;
2) специализированное исследовательское и технологическое оборудование, в первую очередь на базе зондовой и атомно-силовой микроскопии;
3) наноматериалы: нанотрубки, фуллерены, нанопорошки;
4) защитные и функциональные покрытия (в том числе лаки, краски) для строительства, машиностроения, авиакосмической техники, материалы для средств индивидуальной защиты (бронежилеты и т. д.);
5) композиционные материалы с нанонапол-нителями: сверхпластичные полимеры; сверхтвердые керамики; полимеры с точными формами; оптические, магнитные, проводящие материалы;
6) наноструктурированные материалы, в том числе алмазные с особыми физическими свойствами: сверхпроводящие, радиопо-глощающие, радиационно стойкие, оптические, размеростабильные, магнитные, полупроводниковые и т. д.;
7) наноуглеродные материалы для инструментов манипулирования, обработки и сборки на наноуровне с целью создания электронно-оптических устройств, а также для использования в медицине;
8) аномембраны, нанофильтры, катализаторы, нанодатчики и наносенсоры, включая био- и химические датчики для систем очистки жидких и газовых сред;
9) наноматериалы оптоэлектроники, включая светодиоды, солнечные и фотоэлектрические преобразователи;
10) лекарственные нанопрепараты;
11) наноматериалы и нанотехнологии для защиты ценных бумаг, удостоверений личности, драгоценных камней и т. д.;
12) наноматериалы и наноустройства для вооружения и военной техники.
• В среднесрочной перспективе (практическое использование через 10—20 лет):
1) наноматериалы с заданными специальными свойствами (например, электромагнитными), изменяющимися под воздействием внешней среды (материалы типа «хамелеон»);
2) наноматериалы для преобразования и хранения энергии (топливные элементы, накопители водорода);
3) материалы наноэлектроники, включая системы отображения информации, элементную базу запоминающих устройств со сверхплотной записью информации и др.;
4) изделия наноэлектромеханики, биоактивные материалы и «умные» имплантаты, высокоразрешающие средства медицинской диагностики, включая молекулярную радиологию;
5) продукты нанобиотехнологии;
6) приборы и оборудование для манипулирования и сборки объектов новой техники из отдельных углеродных нанокластеров и молекул.
• В долгосрочной перспективе (практическое использование за горизонтом 20 лет):
1) наноматериалы с заданными свойствами, созданные сборкой из одиночных молекул и атомов;
2) принципиально новые приборы и системы биоорганического типа на основе гибридной технологии органика-неорганика;
3) изделия молекулярной электроники;
4) квантовые суперкомпьютеры;
5) наноробототехника.
Однако ранг (уровень) приоритетности данных технологий и соответствующих направлений научно-технического развития определен не был, что до сих пор создает некоторые сложности при распределении ограниченных бюджетных ресурсов.
В США для достижения поставленных целей в рамках ННИ разрабатываются стратегические планы (последний датирован 2016 г.), где определяются конкретные задачи, а также — в соответствии с Законом о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках в области нанотехнологий XXI в. — Подкомитетом по нано-технологическим науке, инженерии и технологии (КБЕТ) выбираются программные направления, развитие которых определяет достижение двух и более целей ННИ.
Программные направления являются основными предметными областями, в рамках которых группируются связанные с НИОКР проекты и мероприятия в области нанотехнологий. Они обеспечивают организационную структуру для категоризации инвестиций агентств ННИ.
Согласно Стратегическому плану развития ННИ на 2018 г., программные направления следующие:
1. Ключевые нанотехнологические инициативы и сверхсложные задачи.
2. Фундаментальные исследования.
3. Приложения, устройства и системы, основанные на нанотехнологиях.
4. Исследовательская инфраструктура и инструментарий.
5. Окружающая среда, здоровье и безопасность.
«Сверхсложные задачи» в данном контексте — это амбициозная, но достижимая цель, которая использует нанонауку, нанотехнологию и инновации для решения важных национальных или глобальных проблем.
Ключевые нанотехнологические инициативы (NKI). К ключевым нанотехнологическим инициативам с 2016 по 2018 г. относились:
— «Нанопроизводство» (Nanomanufacturing NSI), включает исследования и разработку передовых технологий, позволяющих интегрировать наноразмерные составляющие в сложные крупномасштабные системы, собственно производство наноматериалов, компонентов, устройств, а также разработку измерительных нанотехнологий;
— «Наноэлектроника до 2020 года и далее» (Nanoelectronics NSI), включает исследования и разработки наномасштабных процессов производства, которые смогут обеспечить революционные свойства материалов, устройств, архитектур для развития нано-электроники;
— «Нанотехнологическая инфраструктура» (NKI NSI), предполагает создание цифровой информационной инфраструктуры поддержки знаний и обмена данными для ускорения инноваций в области нанотехнологий, в том числе разработку киберинструментария для проектирования наноматериалов и гибкой системы моделирования, а также приложений к ней;
— «Сенсорные нанотехнологические датчики и датчики для развития нанотехнологий» (Sensors NSI), включает разработку и внедрение технологий, использующих нанораз-мерные материалы и их характеристики для
преодоления технических барьеров, присущих обычным датчикам, а также разработку технологий обнаружения и идентификации созданных наноматериалов для исследования их свойств в течение всего жизненного цикла в целях оценки их потенциального воздействия на здоровье человека и окружающую среду;
— «Нанотехнологии для стабильного обеспечения водой» (Water NSI), включает исследования, нацеленные на применение нано-технологий в целях увеличения доступности воды; повышения эффективности использования воды; создания системы мониторинга воды следующего поколения;
— «Компьютер будущего» на базе нанотех-нологий (FutureComputingGC) — создание нового типа компьютера, который может самообучаться на основе обрабатываемых данных, независимо их интерпретировать, решать абсолютно новые задачи, пользуясь только что приобретенными данными, и при этом работать с энергозатратностью человеческого мозга.
Фундаментальные исследования:
1) открытие и развитие фундаментальных знаний, касающихся новых явлений в физических, биологических и технических науках, которые происходят в наномасштабе;
2) определение научных и технических принципов, касающихся наномасштабных структур, процессов и механизмов;
3) исследования, направленные на открытие и синтез новых наноразмерных и нанострукту-рированных материалов, а также на полное понимание свойств наноматериалов в масштабах длины и включении интерфейсных взаимодействий;
4) исследования, направленные на выявление и количественное определение последствий внедрения нанотехнологий для общества, в том числе социальные, экономические, этические и юридические последствия.
Приложения, устройства и системы на основе нанотехнологий. Это направление охватывает исследования и разработки, которые применяют принципы наноразмерной науки и техники для создания новых устройств и систем или улучшения существующих. Включает введение нанораз-мерных или наноструктурированных материалов и процессов, необходимых для достижения улучшенной производительности или новых функциональных возможностей, в том числе метрологию, масштабирование, технологию производства и на-норазмерные эталонные материалы и стандарты.
Исследовательская инфраструктура и инструментарий. Направление поддерживает создание и эксплуатацию пользовательского оборудования и сетей, приобретение основных инструментов и оборудования, обучение рабочей силы и другие виды деятельности, которые развивают, поддерживают или улучшают существующую материальную, информационную, человеческую инфраструктуру нанонауки, техники и технологии.
Окружающая среда, здоровье и безопасность. Направление включает исследования и разработки, ориентированные главным образом на понимание потенциальных воздействий развития на-нотехнологий на окружающую среду, здоровье и безопасность, а также на оценку, управление и смягчение соответствующих рисков.
Выделенные предметные области обеспечивают организационную структуру для категоризации инвестиций агентств ННИ.
Всего с момента создания в Национальную на-нотехнологическую инициативу было инвестировано 25 млрд долл. США. Бюджет президента в 2018 г. предусматривает инвестиции в размере 1,2 млрд, направляемых на фундаментальные исследования, ранние прикладные исследования и усилия по коммерциализации технологий, реализуемых рамках 12 агентств. 95 % инвестиций направляется в пять федеральных агентств: Национальный институт стандартов и технологий (DOC/ NIST); Министерство обороны (США) (DOD); Департамент энергетики (DOE); Национальные институты здравоохранения (DHHS/NIH); Национальный научный фонд (NSF) (табл. 5).
По выделенным программным направлениям инвестиции распределяются, как показано в табл. 6.
На основании данных, приведенных в табл. 6, можно констатировать сокращение общего объема инвестиций ННИ на 2018 г. по сравнению с 2016—2017 гг. и предыдущими годами. Это происходит потому, что поздние этапы прикладных исследований и разработок все больше осуществляются в частном секторе, более подходящем для этих целей.
Увеличение доли общих инвестиций ННИ в фундаментальные исследования (с 36 % в 2016 г. почти до 40 % в бюджете 2018 г.) отражает значительное внимание, уделяемое поддержке ранних исследований и разработок (фундаментальных исследований), которые должны обеспечить инновации в будущем.
Нанотехнологическая инициатива «Компьютер будущего» призвана способствовать обеспечению лидерства США в производстве полупроводников и информационных технологиях. В течение
Таблица 5
Бюджет ННИ по агентствам, млн долл. США
Агентство 2016 Фактический 2017 Оценочный 2018 Предлагаемый*
Комиссия по безопасности потребительских товаров (CPSC) 2,0 2,0 1,0
Департамент внутренней безопасности (DHS) 1,0 0,8 0,7
Министерство коммерции / Национальный институт стандартов и технологий (DOC / NIST) 82,5 82,4 65,3
Министерство обороны (США) (DOD) 149,3 144,5 139,9
Департамент энергетики (DOE)** 333,5 327,5 227,1
Департамент внутренних дел / Геологическая служба США (DOI / USGS) ' 0,0 0,1 0,0
Министерство юстиции / Национальный институт юстиции (DOJ / NIJ) 1,3 1,4 1,4
Департамент транспорта / Федеральная администрация автомобильных дорог (DOT / FHWA) 1,5 0,5 1,5
Агентство по охране окружающей среды (EPA) 13,9 10 4,5
Департамент здравоохранения и социальных служб (DHHS) (всего) 420,5 439,6 347,7
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) 13,4 12 6,1
Национальный научный фонд (NSF) 510,4 420,8 388,6
Министерство сельского хозяйства США (USDA) (всего) 28,4 28,2 23,7
ИТОГО 1557,8 1469,7 1207,5
* Цифры за 2017 г. могут быть изменены в соответствии с окончательными операционными планами. ** Уровни финансирования для НОО включают совокупные бюджеты Управления науки, Управления энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, Управления ископаемой энергии, Управления ядерной энергии и Агентства по энергетическим исследованиям в области перспективных исследований.
Источник: составлено авторами на основе [11].
Таблица 6
Распределение инвестиций по программным направлениям в 2016—2018 гг.
2016 фактические данные % общего бюджета 2016 2017 оценочные данные % общего бюджета 2017 2018 плановые инвестиции % общего бюджета 2018
1. Ключевые нанотехнологические инициативы 277,7 17,8 231,8 15,8 198,6 16,5
1а. Нанопроизводство 50,6 3,2 47,4 3,2 39,3 3,3
1b. Наноэлектроника 104,9 6,7 61,4 4,2 54,7 4,5
1c. Нанотехнологическая инфраструктура 27,5 1,8 28,4 1,9 22,7 1,9
1d. Датчики 38 2,4 33,8 2,3 24,9 2,1
1e. Вода 19,3 1,2 16,1 1,1 15,9 1,3
1f. Вычисления будущего 37,3 2 44,7 3,0 41,1 3,4
2. Фундаментальные исследования 563,3 36,2 550,6 37,5 476 39,4
3. Приложения, устройства и системы на основе нанотехнологий 368,5 23,7 353,7 24,1 288,1 23,9
4. Исследовательская инфраструктура и инструментарий 256,4 16,5 245,2 16,7 178,7 14,8
5. Окружающая среда, здоровье и безопасность 91,8 5,9 88,3 6 66,1 5,5
ИТОГО 1557,8 100 1469,7 100 1207 100
Источник: составлено авторами на основе [11].
2016 г. в этом направлении было инвестировано 140 млн долл. США (включая соответствующие исследования в рамках Нанотехнологической инициативы «Наноэлектроника»).
Инвестиции ННИ в «Приложения, устройства и системы на основе нанотехнологий» стабильны и составляют примерно 24 % общих инвестиций ННИ на 2016—2018 гг., немного снизившись с 25 % в 2015 г.
Агентства ННИ продолжают обеспечивать последовательные пропорциональное инвестиции в направление «Исследовательская инфраструктура и инструментарий» — 15—16 % общего объема ННИ в 2016—2018 гг.
Инвестиции в программное нанотехнологиче-ское направление «Окружающая среда, здоровье и безопасность» в 2016—2018 гг. составляют приблизительно 6 % общего объема ННИ за 2016 и
2017 гг. и 5,5 % в бюджете 2018 г.
Согласно бюджету 2018 г., инвестиции 2018 г. будут распределены попрограммным направлениям определеннымобразом(рис. 2).
К сожаленпю,данных, по которым можно построить распределение инвестиций АО «Роснано» в разрезе выделенных приоритетных направлений развинпя рамотвобнастн нанитсхнологнйнна-номатеоиалбв,опредеиенных в Программе развития наноиныссхрниНФрн 201Х г., в свнтиомнкг, предоставляемой АО «Роснано», нет. Имеющиеся данные позволяют показать, как распределяется финансвдованне Ад«млннаоо» то нрторитетным стратмгнческнм отоаслям на примере проектов портфеля пряныл инвесмиций ДЮ «Роенано» (табл. 7). Отсутствие возможности проанализировать, какие инвестиции идут на реализацию
выбранных приоритетных направлений, и соотнести их с достигаемым прогрессом, по нашему мнению, осложняет оценку их эффективности.
Таким образом, приоритетными для инвестирования отраслями являются энергетика (25 %), электроника, оптоэлектроника и телекоммуникации (22 %) и здравоохранение (19 %). При этом если по первым двум отраслям инвестиционный портфель АО «Роснано» показал прирост в стоимости в 2016 г., то проекты в области здравоохранения за 2016 г. оказались в целом убыточными [15. С. 45].
Всего по состоянию на 31.12.2016 исторический портфель АО «Роснано» включал 71 проект прямых инвестиций. Объем портфеля прямых инвестиций составил на указанную дату 137,4 млрд р., из которых было профинансировано 128,4 млрд р. Важно отметить, что АО «Росна-но» фокусируется на финансировании проектов на стадии роста, предполагающих инвестирова-лие вкомпннид,снедряющие персеентпхдыына-нохехноомгхии%}вд«ощиеся в дополнительном иаынталеддоувеничеымя обълмавиронзнддетла и/или продаж своей продукции.
Чтобы получить софинансирование нанотех-нологичебкоио проеклм в «Роснлно», нембходндо пройти многоступенчатую систему экспертизы. Средлнлсндеолэлспадостлдленлм ъаявхл до момента принятия решения о финансировании инвестиционного проекта составляет 180 дней. могоасно мамернаиом, размещениым на официальном сайте «Роснано» [16], представленные взаявкенатеоинлы нeдoаыны«ъpoтидаpeлать ключевым требованиям группы "Роснано"», в противном случае заявка аннулируется. Однако,
Окружающая сред! здоровье и безопасность; 6
Исследовательская инфраструктура и инструментарий; 15
Приложения, устройства и системы на основе нанотехнологий;
24 %
Ключевые нанотехнологические инициативы; 16 %
Фундаментальные исследования; 39 %
Рис. 2. Инвестиции ННИ по программным направлениям в бюджете 2018 г.
Источник: [11].
Таблица 7
Структура исторического инвестиционного портфеля АО «Роснано» по отраслям
Отрасль Профинансировано, млрд р. Доля отрасли по объему финансирования на 31.12.2016, %
31.12.2015 31.12.2016
Всего 153,1 146,8 100
Энергетика 33,9 36,0 25
Электроника, оптоэлектроника и телекоммуникации 37,0 32,9 22
Здравоохранение 26,8 27,4 19
Металлургия и металлообработка 15,2 13,9 9
Машиностроение и приборостроение 9,9 11,0 8
Строительные материалы 11,3 9,4 6
Химия и нефтехимия 4,8 5,5 4
Промышленные материалы 7,1 3,5 2
Биотехнологии 2,7 2,7 2
Прочие 4,4 4,5 3
Источник: [15. С. 42].
что подразумевается под «ключевыми требованиями группы "Роснано"», из предложенной информации остается непонятным. Если заполненные формы заявки с краткой информацией о проекте «не будут противоречить ключевым требованиям группы "Роснано"», то предлагается заполнить следующий комплект документов: заявление, анкету, паспорт проекта, научно-технологический паспорт проекта и бизнес-план. Далее заполненные материалы в течение 1—2 недель проверяются на правильность составления заявки и ее принадлежность к области нанотехнологий, а также снова «на соответствие поданных документов требованиям "Роснано"». Затем заявка в течение 3—5 недель проходит научно-техническую экспертизу, рассмотрение на научно-техническом совете, еще в течение 2—6 месяцев инвестиционную экспертизу и только потом утверждение проекта и выделение финансирования.
Объективной сложившуюся систему экспертизы проектов со стороны «Роснано» назвать сложно. По словам эксперта — директора Центра исследований сферы инноваций НИУ ВШЭ С. Розмировича, «Роснано» есть что предъявить по существу: «Существуют шероховатости во взаимодействии "Роснано" с компаниями-партнерами. Слишком много отчетности, контроля, согласований, требований по входу и выходу из капитала, по результату, который компания должна достигнуть. Если что-то не так, "Роснано" жестко вмешивается в управление компанией. В итоге не все успешные производители готовы продавать свою долю на предлагаемых условиях. С другой
стороны, "Роснано" не любит инвестировать в стартапы, тяготея к проектам с уже понятным действующим бизнесом» [13]. В результате количество поступивших заявок на софинансиро-вание проектов в АО «Роснано» с 2010 по 2015 г. сократилось в 34 раза (с 439 до 13), количество одобренных по заявкам проектов — в 7 раз (с 44 до 6), количество профинансированных проектов — с 42 до 27 [14].
Кроме того, приоритетными часто становятся проекты, в которых различные заинтересованные группы имеют конкурентные преимущества, что также может исказить объективную картину технологического развития экономики.
Заключение
Таким образом, очевидно, что наноиндустрия может стать межотраслевым базисом нового, шестого технологического уклада. Однако для того, чтобы она стала ядром нового уклада, необходима ее институционализация.
Начав «гонку за нанотехнологиями» в отстающем, догоняющем режиме, институционали-зация отечественной наноиндустрии проходит в ускоренном режиме, что обусловливает высокую концентрацию, взаимное наложение и усиление институциональных аномалий. Создание инфраструктурных институтов в сжатом периоде 2007— 2011 гг. в сочетании с завышенными целевыми ориентирами развития наноиндустрии привело к дисфункции ее ведущих институтов: их функциональному дублированию, отсутствию скоорди-нированности действий, согласования интересов
многочисленных участников и искаженным формам реализации на практике (нецелевое использование, непрозрачность их действий, манипулирование статистикой, создание аффилированных экспертных комиссий для отбора нанопроектов с целью их последующего инвестирования, причем за счет средств госбюджета, и пр.).
Противодействие аномализации социальных, правовых и экономических институтов, упорядочивающих применение нанотехнологий, может быть реализовано по ряду направлений с учетом опыта институционализации других стран, в частности США. В качестве рекомендуемых мер может быть предложено следующее:
1. В связи с эволюционным характером нано-технологий, нестабильностью теоретической и эмпирической информации, на основе которой создаются регулятивные правила и механизмы, необходимы более частые пересмотры (хотя бы раз в 3—5 лет) стратегии и основных ориентиров, направлений развития «индустрии наносистем» с постоянным мониторингом и их корреляцией на достигнутые результаты, слабые стороны и вызовы мирового рынка. Разрабатываемые правовые акты, стандарты и регламенты в области нанотех-нологий должны быть максимально синхронизированы с темпами их развития.
2. Необходимо организовать взаимодействие действующих институтов, способствующих развитию нанотехнологической индустрии в России, создать и на государственном уровне поддерживать рабочие группы, включающие экспертов науки, промышленности и правительства, которые будут осмысливать и прогнозировать существующие и будущие вызовы развития нанотехнологий и ответы на них.
3. На государственном уровне (в программных документах) должны быть разработаны уровни приоритетности нанотехнологий и соответствующих направлений научно-технического развития для распределения бюджетных ресурсов, должны
быть выделены предметные области, обеспечивающие организационную структуру для категоризации инвестиций по отдельным институтам, программным направлениям. Одним из критериев выбора направлений инвестирования в области на-нотехнологий должно стать пересечение интересов ряда задействованных институтов, поскольку это определяет возможность достижения синерги-ческого эффекта в исследованиях и разработках, дальнейшей коммерциализации результатов и, по итогу, достижения большего эффекта от сделанных инвестиций. При этом ни у одного из институтов не должно быть полномочий самостоятельной экспертизы нанотехнологических возможностей.
4. Для решения существующих проблем с коммерциализацией нанопроектов необходимо создать информационный обмен между наукой и промышленностью, суть которого — выявление потребностей промышленности на ранних стадиях и организация взаимодействия на всех стадиях инновационного процесса. Для этого необходимо присутствие представителей промышленности в наблюдательных советах научных центров, а также осуществление партнерства государственного и частного секторов для объединения ресурсов. Кроме того, фактором ускорения коммерциализации нанотехнологий является совершенствование защиты интеллектуальной собственности и оценки изобретений, имеющих в своей основе нанотехнологии.
5. На государственном уровне должна быть создана жесткая координация, разработаны порядок и методики осуществления анализа финансовой деятельности основных институтов, реализующих государственную политику по развитию наноин-дустрии в РФ.
6. Следует разработать «дорожную карту» институциональных изменений в инновационном секторе на основе эволюционного подхода, учитывающего реалистичные сроки адаптации новых институтов [17].
Список литературы
1. OECD (2010). The Impacts of Nanotechnology on Companies. Policy Insights from Case Studies, OECD Publising [Электронный ресурс]. — URL: https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/ the-impacts-of-nanotechnology-on-companies_9789264094635-en (дата обращения 07.05.2018).
2. LuxResearch [Электронный ресурс]. — URL: http://www.luxresearchinc.com/ (дата обращения 09.05.2018).
3. Nanotechnology Research Review 2013 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bccresearch. com/market-research/nanotechnology/ (дата обращения 09.05.2018).
4. OECD. Key Nanotechnology Indicators [Электронный ресурс]. — URL: http://stats.oecd.org (дата обращения 07.05.2018).
5. Наноиндустрия России. Статистический справочник 2011—2017 [Электронный ресурс]. — М. : Высшая шк. экономики, 2018. — URL: http://www.rusnano.com/upload/images/infrastructure/ (дата обращения 07.05.2018).
6. Заволокина, Л. И. Нанотехнологии в высокотехнологичных отраслях промышленности в условиях становления инновационной экономики в Российской Федерации / Л. И. Заволокина, А. А. Соболева // Экономика и упр.: проблемы, решения. — 2017. — № 5, т. 4, вып. 2. — С. 40—52.
7. Фролов, Д. П. Институциональная логика технологического прогресса (случай нанотехнологий) / Д. П. Фролов // J. of Institutional Studies. — 2012. — Т. 4, № 1. — С. 49—б4.
8. Стерлигов, И. А. Первая российская статистика наноисследований [Электронный ресурс] / И. А. Стерлигов // Nano News Net. — 2009. — URL: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/pervaya-rossiiskaya-statistika-nanoissledovanii (дата обращения 07.05.2018).
9. Иншаков, Ф. Стандарты наноиндустрии: проблемы разработки и пути решения (2013) [Электронный ресурс] / Ф. Иншаков. — URL: http://be5.biz/ekonomika1/r2013/3б13.htm (дата обращения 07.05.2018).
10. Российская национальная нанотехнологическая сеть [Электронный ресурс] // Нанотехнологии в России. — URL: http://www.rusnanonet.ru/index.php (дата обращения 28.03.2018).
11. The National Nanotechnology Initiative Supplement to the President's 2018 Budget [Электронный ресурс]. — URL: www.nano.gov (дата обращения 29.05.2018).
12. Выступление Председателя Правления УК «Роснано» А. Чубайса на заседании верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации «Российская наноиндустрия как драйвер российской экономики. Стратегия создания и развития наноиндустрии за 2007—2017 годы» (2017) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusnano.com/about/press-centre/first-person/20170426-rosnano-chubais-proinformiroval-chlenov-soveta-federatsii-o-realizatsii-strategii-razvitiya-nanoindustrii (дата обращения 09.05.2018).
13. Дмитриенко, И. Макроаллергия на нано-Чубайса [Электронный ресурс] / И. Дмитриенко // Деловой еженедельник «Профиль». — 2017. — URL: http://www.profile.ru/ekonomika/item/117728-makroallergiya-na-nano-chubajsa (дата обращения 07.0б.2018).
14. Осипов, И. Доложили по Чубайсу: какие нарушения Счетная палата нашла в «Роснано» (201б) [Электронный ресурс] / И. Осипов, И. Юзбекова, С. Рейтер. — URL: https://www.rbc.ru/technology_ and_media/26/04/2016/571e805d9a7947c6781397ea (дата обращения 07.05.2018).
15. Годовой отчет АО «Роснано» за 2016 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusnano.com/ upload/images/normativedocs/R0SNAN0-A0_Annual_Report_2016_RUS.pdf (дата обращения 07.05.2018).
16. Подача заявки на софинансирование [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusnano.com/ applicants/rules (дата обращения 07.05.2018).
17. Roland, G. Understanding institutional change: fast-moving and slow-moving institutions / G. Roland // Studies in Comparative Intern. Development. — 2004. — Vol. 38, no. 4. — P. 109—131.
Сведения об авторах
Диесперова Наталья Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики Центра проблем управления наукоемкими отраслями промышленности экономического факультета Российского университета дружбы народов, Москва, Россия. diesperova_natal@mail.ru
Заволокина Людмила Игоревна — кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики Центра проблем управления наукоемкими отраслями промышленности экономического факультета Российского университета дружбы народов, Москва, Россия. lz2005@yandex.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2018. No. 8 (418). Economic Sciences. Iss. 62. Pp. 16—33.
INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE NANOTECHNOLOGIES: EXPERIENCE OF RUSSIA AND THE USA
N.A. Diesperova
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia. diesperova_natal@mail.ru
L.I. Zavolokina
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia. lz2005@yandex.ru
The current article deals with an actual problem of Russia state policy which has an aim to enter the list of the world leaders in the nanotechnology field. The analysis of the international nanotechnology market development on main key the role of Russia is revealed. The methodical instrumentarium of research includes mathematical methods of statistical data processing. As a hypothesis of Russia's insignificant role in the world nanoindustry, despite the strategically defined goals and appropriate funding at the state level, the features of institutional development conditions are put forward. National peculiarities of the methodological approach to the statistical observation in nanoindustry, dysfunction of leading nanoindustry development institutes in Russia, the lack of objective identification criteria of technological and sectoral priorities of state support. The experience of the functioning of specialized systems and institutes included in the National Nanotechnology Initiative, designed to promote the development of the nanoindustry in the United States and the principle of selecting NNI goals, as providing a synergistic effect, is considered. According to the results of research the authors suggest measures to improve the institutional system of nanoindustry development in Russia.
Keywords: institutional conditions for nanoindustry development, state support, National Nanotechnology Initiative, synergistic effect.
References
1. OECD (2010). The Impacts of Nanotechnology on Companies. Available at: https://www.oecd-ilibrary. org/science-and-technology/the-impacts-of-nanotechnology-on-companies_9789264094635-en, accessed 07.05.2018.
2. LuxResearch. Available at: http://www.luxresearchinc.com//, accessed 09.05.2018.
3. Nanotechnology Research Review 2013. Available at: https://www.bccresearch.com/market-research/ nanotechnology/, accessed 09.05.2018.
4. OECD. Key Nanotechnology Indicators. Available at: http://stats.oecd.org, accessed 07.05.2018.
5. Nanoindustriya Rossii. Statisticheskiy spravochnik 2011—2017 [Nanoindustry of Russia. Statistical review 2011—2017]. Moscow, 2018. Available at: http://www.rusnano.com/upload/images/infrastructure/, accessed 07.05.2018. (In Russ.).
6. Zavolokina L.I., Soboleva A.A. Nanotekhnologii v vysokotekhnologichnykh otraslyakh promyshlennosti v usloviyakh stanovleniya innovatsionnoy ekonomiki v Rossiyskoy Federatsii [Nanotechnologies in high-tech industries in the conditions of the formation of the innovation economy in the Russian Federation]. Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya [Economics and Management: Problems, Solutions], 2017, no. 5, vol. 4, iss. 2, pp. 40—52. (In Russ.).
7. Frolov D.P. Institutsional'naya logika tekhnologicheskogo progressa (sluchay nanotekhnologiy) [Institutional logic of technological progress (the case of nanotechnology)]. Journal of Institutional Studies, 2012, vol. 4, no. 1, pp. 49—64. (In Russ.).
8. Sterligov I.A. Pervaya rossiyskaya statistika nanoissledovaniy [The first Russian nano-research statistics], 2009. Available at: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/pervaya-rossiiskaya-statistika-nanoissledovanii, accessed 07.05.2018. (In Russ.).
9. Inshakov F. Standarty nanoindustrii: problemy razrabotki i puti resheniya [Nanoindustry standards: development problems and solutions], 2013. Available at: http://be5.biz/ekonomika1/r2013/3613.htm, accessed 07.05.2018. (In Russ.).
10. Rossiyskaya natsional'naya nanotekhnologicheskaya set' [Russian National Nanotechnology Network]. Nanotekhnologii v Rossii [Nanotechnology in Russia]. Available at: http://www.rusnanonet.ru/index.php,
accessed 07.05.2018. (In Russ.).
11. The NationalNanotechnology Initiative Supplement to the President's 2018 Budget. Available at: http:// www.nano.gov, accessed 29.05.2018.
12. Vystupleniye Predsedatelya Pravleniya UK "Rosnano" A. Chubaysa na zasedanii verkhney palaty Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii "Rossiyskaya nanoindustriya kak drayver rossiyskoy ekonomiki. Strategiya sozdaniya i razvitiya nanoindustrii za 2007—2017 gody" [Speech of the Chairman of the Management Board of the Rusnano Management Committee A. Chubais at the meeting of the upper house of the Federal Assembly of the Russian Federation "The Russian nanoindustry as the driver of the Russian economy. Strategy for the creation and development of the nanoindustry for 2007—2017"], 2017. Available at: http://www.rusnano.com/about/press-centre/first-person/20170426-rosnano-chubais-proinformiroval-chlenov-soveta-federatsii-o-realizatsii-strategii-razvitiya-nanoindustrii, accessed 09.05.2018. (In Russ.).
13. Dmitriyenko I. Makroallergiya na nano-Chubaysa [Macroallergy for nano-Chubais]. Profil' [Profile], 2017. Available at: http://www.profile.ru/ekonomika/item/117728-makroallergiya-na-nano-chubajsa, accessed 07.06.2018. (In Russ.).
14. Osipov I., Yuzbekova I., Reyter S. Dolozhili po Chubaysu: kakiye narusheniya Schetnaya palata nashla v "Rosnano" [They reported on Chubais: what violations were found in Rosnano by The Court of Accounts], 2016. Available at: https://www.rbc.ru/technology_and_media/26/04/2016/571e805d9a7947c678 1397ea, accessed 07.05.2018. (In Russ.).
15. Godovoy otchetAO "Rosnano" za 2016 [Annual report of JSC Rusnano for 2016]. Available at: http:// www.rusnano.com/upload/images/normativedocs/R0SNAN0-A0_Annual_Report_2016_RUS.pdf, accessed 07.05.2018. (In Russ.).
16. Podacha zayavki na sofinansirovaniye [Applying for co-financing]. Available at: http://www.rusnano. com/applicants/rules, accessed 07.05.2018. (In Russ.).
17. Roland G. Understanding institutional change: fast-moving and slow-moving institutions. Studies in Comparative International Development, 2004, vol. 38, no. 4, pp. 109—131.