Научная статья на тему 'Институциональные проблемы формирования частно-государственного партнерства в современных российских условиях'

Институциональные проблемы формирования частно-государственного партнерства в современных российских условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INNOVATION / INVESTMENT / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрыль Татьяна Владимировна

Статье раскрываются основные проблемы, препятствующие построению современной формы сотрудничества между государством и частным сектором, основанной на создании новых институтов в экономике. Определены основные критерии формирования частно-государственного партнерства, которые, в свою очередь, указывают на отсутствие институциональной базы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional issues of the public and private partnership formation in the modern Russian conditions

The article describes the main problems preventing the construction of modern forms of cooperation between the state and the private sector, based on the establishment of new institutions in the economy. Also the main criteria of the formation of public private partnerships noted in the article, which indicates the lack of institutional framework in Russia.

Текст научной работы на тему «Институциональные проблемы формирования частно-государственного партнерства в современных российских условиях»

Институциональные проблемы формирования частно-государственного

партнерства в современных российских условиях

Т.В. Скрыль

В статье раскрываются основные проблемы, препятствующие построению современной формы сотрудничества между государством и частным сектором, основанной на создании новых институтов в экономике. Определены основные критерии формирования частно-государственного партнерства, которые, в свою очередь, указывают на отсутствие институциональной базы в России.

Ключевые слова: частно-государственное партнерство, инновации, инвестиции, инфраструктура.

В настоящее время российская экономика переживает трансформацию социально-экономических отношений, требующую от государства постоянной модернизации стратегии своего развития. Данный процесс характеризуется институциональными преобразованиями в области формирования частно-государственного партнерства, основные направления которых заметно изменяют структуру отношений между органами государственной власти и частным сектором. Исследования последних тенденций в данной области позволяют с уверенностью говорить о формировании новых путей сотрудничества, совершенствовании механизмов управления и обеспечении баланса интересов как государства, так и сферы бизнеса. Процесс формирования многоцелевой экономики показал, что важнейшей задачей в настоящее время является именно повышение эффективности государственного сотрудничества путем совершенствования институциональной базы.

Классическим примером экономических отношений, связанных с эффективным использованием ограниченных ресурсов и принятием решений отдельными агентами экономики в условиях экономического выбора, выступает механизм частно-государственного партнерства (ЧГП). Под термином «частно-государственное партнерство» следует понимать особую форму взаимосотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи государства и бизнеса для решения экономических, социально значимых задач на взаимовыгодных условиях, также предполагающую соинвестирование и совместное разделение рисков.

Частно-государственное партнерство используется в экономической среде уже с 1970-1980-х гг. В 1992 г. британское правительство объявило о новой концепции управления государственной собственностью - «Инициативе частного финансирования» (Private Finance Initiative - PFI), предполагающей в рамках соглашений о партнерстве передать бизнесу функции финансирования, строительства, эксплуатации, реконструкции, управления государственными объектами производственной и социальной инфраструктуры. На муниципальном уровне институциональной основой усиления парт-

Скрыль Т.В. Институциональные проблемы формирования частно-государственного партнерства в современных российских условиях

нерства государства и частного сектора стал Закон о местном управлении, принятый немного раньше, в 1988 г. [1, с. 41-50]. Параллельно механизм ЧГП успешно реализовывается в других зарубежных странах, таких как Австралия, США, Германия. А в 2010 г. в Украине принят Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве», регулирующий отношения украинского государства по поводу принципов, форм и условий взаимодействия со сферой бизнеса.

Исследование проблем современного экономического развития России, а также зарубежный опыт организации ЧГП позволяют выявить и систематизировать институциональную специфику формирования ЧГП в российских условиях хозяйствования.

Основные критерии, определяющие формирование ЧГП:

• экономический;

• социальный;

• инновационный;

• институциональный.

Эффективность выполнения всех критериев позволяет создать основную базу формирования частно-государственного партнерства. Экономический критерий включает в себя рациональное распределение бюджетных средств в такие проблемные области, как здравоохранение, ЖКХ, строительство автодорог, транспортная инфраструктура и др., а также привлечение инвестиций на развитие НТП. Выполнение социального критерия подразумевает в первую очередь повышение уровня жизни населения, получение товаров и услуг лучшего качества. Ускорение внедрения инноваций в производственный процесс, усиление взаимодействия между производителями, инвесторами и учеными посредством создания инновационных кластеров, повышение здоровой конкуренции в сфере инноваций - все эти факторы включает в себя инновационный критерий. Относительно институционального критерия важно отметить, что без создания успешно функционирующей нормативно-правовой основы, а также механизмов организации институтов сотрудничество между государством и частным сектором просто невозможно.

Реализация проектов частно-государственного партнерства во многом определяется выбором форм, которые распространены и используются в зарубежных странах (см. табл.) [3].

Таблица

Основные формы частно-государственного партнерства

Основные типы ЧГП

№ Сокращение Расшифровка Описание

1 ВОТ Build, Operate, Transfer (построй-управляй-передай) Концессионный механизм: строительство, право пользования (без права собственности) в течение срока соглашения и передача государству

2 BOOT Build, Own, Operate, Transfer (построй-владей-управляй-передай) Аналогично вышесказанному, но право собственности на время действия контракта принадлежит частному партнеру

3 BTO Build, Transfer, Operate (построй-передай-управляй) Аналогично ВОТ, только объект передается государству сразу после строительства. Частный партнер обслуживает объект в течение срока действия соглашения, а публичный возмещает затраты регулярными платежами (контракт жизненного цикла)

4 BOO Build, Own, Operate (построй-владей- управляй) Аналогично ВООТ, но по истечении срока соглашения объект остается в собственности частного партнера

5 BOMT Build, Operate, Maintain, Transfer (построй-управляй-поддерживай-передай) Акцент на поддержке жизнеспособности и обслуживания объекта. Право собственности остается у публичного партнера

6 DBOOT Design, Build, Own, Operate, Transfer (спроектируй-построй-владей-управляй-передай) Аналогично ВООТ, но в обязанности частного партнера входит и проектирование объекта соглашения

7 DBFO Design, Build, Finance, Operate (спроектируй- построй- финансируй- управляй) Акцент на обязанности частного партнера финансировать строительство и мероприятия по обслуживанию. Публичный партнер возмещает издержки регулярными платежами

В России концепция ЧГП, реализуемая в настоящее время Министерством экономического развития РФ, заявляет основными институтами частно-государственного партнерства в Российской Федерации следующие: механизм концессионных соглашений, деятельность Инвестиционного фонда РФ и Внешэкономбанка, создание кластеров и особых экономических зон, в которых государством обеспечивается создание инфраструктуры, необходимой для привлечения частных инвестиций. В основе такого взаимодействия лежит реализация государственными структурами задач по обеспечению потребностей населения в наиболее значимых услугах при уменьшении объема затрачиваемых бюджетных средств. Однако в настоящее время в российском законодательстве до сих пор нет основополагающего федерального закона о развитии ЧГП. Лишь на региональном уровне (в частности, в Санкт-Петербурге и ряде субъектов Федерации) имеется и функционирует институциональная база. Интересно отметить, что в Москве также нет какой-либо институциональной формы функционирования ЧГП. Формирование ЧГП

Скрыль Т.В. Институциональные проблемы формирования частно-государственного партнерства в современных российских условиях

в России сдерживается не только отсутствием проработанного законодательства, но и отсутствием механизмов долгосрочного финансирования, неблагоприятным инвестиционным климатом и последствиями глобального кризиса. Частный сектор, в частности банковский, не готов рисковать и участвовать в длительных проектах, которые подразумевает частно-государственное партнерство. Анализируя региональный опыт, можно прийти к выводу: из вышеперечисленных форм ЧГП в российском законодательстве закреплены лишь три - BOT, BTO, BOO. Тем не менее механизм ЧГП в России действует и без проработанной институциональной базы: на начало 2013 г. в нашей стране запущено и реализовано порядка 300 совместных проектов.

Несмотря на отсутствие в Российской Федерации институциональной базы формирования механизма ЧГП, наблюдается увеличение роли государства в осуществлении большинства проектов, требующих больших объемов инвестиций. Кроме того, использование механизмов ЧГП имеет большое значение для развития социальной инфраструктуры, обеспечения инновационного развития, модернизации российской экономики и поддержки стабильного экономического роста национальной экономики.

Литература

1. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения. -2011. - № 9.

2. Гагарин П.А., Двинянин Е.А. Государственно-частное партнерство как инструмент реализации масштабных проектов. - М., 2013.

3. Экспертный совет по законодательству о частно-государственном партнерстве. Электронный ресурс: http://ppp-lawrus.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.