УДК 364.3
В. Н. Пасикун, А. А. Пасикун V. N. Pasikun, A. A. Pasikun
Московский государственный индустриальный университет (МГИУ), г. Москва Moscow State Industrial University, Moscow
Институциональные преобразования
СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Institutional Transformations in the System of Compulsory Social Insurance
В статье проанализированы преобразования, касающиеся системы обязательного социального страхования, целью которых являются обеспечение достойного размера трудовых пенсий, сравнимых со средней заработной платой работающего, повышение эффективности и качества медицинской помощи, увеличение количества «прозрачных» заработных плат. Несомненно, все это способствует повышению качества социальной защиты населения.
We analyzed the transformations concerning the system of compulsory social insurance aimed at the ensuring of decent rate of retirement pensions corresponding to the average payment of working people; health care quality improvement and a greater number of “transparent” wages and salaries. These factors obviously contribute to the social security quality improvement.
Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, обязательное пенсионное страхование, социальные риски, страховые взносы, Минтруд России, пенсионная стратегия, медицинская помощь.
Key words: compulsory medical insurance, compulsory social insurance, social risks, insurance contributions, Ministry of Labour of the Russian Federation, pension strategy, health care.
Государства с рыночной экономикой обязаны га -рантировать своим гражданам социальную поддержку в охране здоровья, старости, социальную помощь. Социальные гарантии защиты населения особенно необходимы в период становления рыночных отношений, когда происходит резкий разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих граждан страны.
В России переход к рыночной экономике сопровождался преобразованиями в области социальной защиты населения, являющейся составной частью социальной политики государства. Основу системы социальной защиты населения от различных социальных рисков составляет социальное страхование, которое позволяет сгладить негативные последствия развития рыночной экономики, беря под свою защиту нетрудоспособных по тем или иным причинам лиц.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской
Федерации об обязательном социальном страховании (Федеральный закон от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
В отличие от страхования социальное страхование является некоммерческим, так как не преследует цели получения прибыли. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, а в их числе и доходы от инвестирования временно свободных средств, направляются только на социальные цели.
Эффекта, которого ждали от повышения страховых взносов в 2011 году (с 26 % до 34 %), не получилось. Поступления от подоходного налога в 2011 году сократились на 0,3 %, скрытые заработные платы выросли, тем самым бизнес начал прятаться в тень.
С 1 января 2012 г. в соответствии Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 379-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» размеры страховых взносов составляют:
Фонд Вид обязательного социального страхования Базовый тариф 2012 г.
с выплат, не превышающих 512 000 руб. в год с выплат свыше 512 000 руб. в год
ПФР Пенсионное страхование 22 % 10 %
ФСС Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2,9 % -
ФФОМС Медицинское страхование 5,1 % -
Итого 30 % 10 %
4 % изъяли из тарифа страховых взносов, перечисляемых непосредственно на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, в текущем году он составляет 22 %. При этом, согласно ст. 33.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, в отношении сотрудников 1966 г. рождения и старше вся сумма пенсионных взносов по-прежнему перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии. В отношении же работников 1967 г. рождения и младше установлено следующее распределение: 16 % — на финансирование страховой части, 6 % — накопительной части.
С начала текущего года перераспределены и ставки страховых взносов, уплачиваемых в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В то же время указанное перераспределение было предусмотрено еще Федеральным законом от 16 октября 2010 г. № 272-ФЗ, однако, вступление в силу соответствующих поправок приурочено именно к 1 января 2012 г. С этого момента все медицинские взносы перечисляются в ФФОМС по тарифу 5,1 %.
Также в части снижения нагрузки на фонд оплаты труда Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ устанавливает соответствующие ограничения и условия. В период действия сниженного общего тарифа страховых взносов таковыми облагается сумма превышения предельной величины базы для их начисления. В текущем году она установлена в размере 512000 руб. (постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № 974). В соответствии с п. 1 ст. 58.2 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и ст. 33.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ 10 % от суммы такого превышения базы подлежат уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Кроме этого, важным является тот факт, что с начала текущего года застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования признаются иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в России. Это право дается тем, с кем заключены трудовые договоры на срок не менее шести месяцев или на неопределенный срок (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). При этом тариф для исчисления взносов не зависит от года рождения таких застрахованных лиц и равен тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Аналогичное правило действует и в отношении иностранных работников, временно проживающих в Российской Федерации [1].
В настоящее время ведется активное обсуждение проекта «Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года» (внесена в Правительство Российской Федерации 20 сентября 2012 года), подготовленной Минтрудом России. Стратегия
направлена на развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне-и высокодоходных категорий — с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение).
В Стратегии в краткосрочной перспективе предлагается:
- установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, для обеспечения пенсионных прав соответствующих категорий пенсионеров;
- изменение тарифной политики для самозанятых граждан в целях полного финансового обеспечения их пенсионных выплат;
- приведение показателей ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствие с фактической (статистической) продолжительностью жизни;
- введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений;
- расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений.
В среднесрочной перспективе Стратегией предусмотрено:
- комплексное преобразование системы досрочных пенсий с установлением нового механизма формирования и реализации социальных прав застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда, в том числе введение системы корпоративного пенсионного обеспечения;
- законодательное установление и введение новой системы формирования пенсионных прав граждан в распределительной составляющей пенсионной системы;
- расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений;
- установление оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;
- предоставление застрахованным лицам права самостоятельного выбора между государственной пенсионной системой солидарного характера и формированием пенсионных прав в рамках накопительной составляющей пенсионной системы.
В долгосрочной перспективе Стратегией предлагается:
- установление актуарно обоснованного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное стра -хование;
- уточнение параметрических условий пенсионной системы в целях формирования и реализации пенсионных прав граждан;
- введение механизма по осуществлению выплаты пенсии с учетом совокупного дохода пенсионера, в том числе принимая во внимание факт осуществления пенсионером работы и получение им заработной платы выше средней по экономике;
- расширение охвата населения корпоративным пенсионным обеспечением до 70 %;
- оптимизация механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей.
По словам разработчиков из Минтруда России, принципиальных изменений в документе нет. Новшества коснутся лишь накопительной части пенсии: в этой части предполагается снизить пенсионный тариф до 2 %. Кроме того, с 2015 года люди смогут выбирать — формировать накопления по существующей схеме или направить весь тариф на страховую часть.
Пенсионная стратегия поднимет нормативный стаж до 40 лет, что равносильно росту пенсионного возраста. Новый лозунг Минтруда России можно описать следующей формулой: отработай 40 лет, плати 20 % пенсионного тарифа, а затем 20 лет гарантированно получай пенсию в 40 % от средней зарплаты [3].
В настоящее время Президент России Владимир Путин перенес на 2014 год начало страхового маневра, который предполагает сокращение взноса на накопительную часть пенсии и вывод ее в добровольное русло.
Не менее важными являются значительные изменения, касающиеся системы обязательного медицинского страхования в России. Основным документом в данной сфере на протяжении многих лет было принято считать Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», которым обеспечивалось регулирование системы обязательного медицинского страхования. Однако проблемы, связанные с реализацией норм указанного Закона на переходном этапе, значительно ослабили его нормативный эффект в современных социально-экономических условиях.
Возникающие на практике трудности послужили в итоге основанием для проведения концептуального пересмотра обязательного медицинского страхования как социального явления и правового института. Результатом стал Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», определяющий современный подход к страховым принципам реализации социальных гарантий в области здравоохранения. Система обязательного медицинского страхования предстает более открытой, появляются возможности для создания рынка обязательного страхования и конкурентных начал в деятельности медицинских организаций. Кроме того, формируются предпосылки для повышения эффективности и качества медицинской помощи. Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные
с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения [2].
Приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» утверждены правила обязательного медицинского страхования, которые устанавливают:
- порядок подачи заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации застрахованным лицом;
- единые требования к полису обязательного медицинского страхования;
- порядок выдачи полиса обязательного медицинского страхования либо временного свидетельства застрахованному лицу; порядок ведения реестра страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования;
- порядок направления территориальным фондом обязательного медицинского страхования сведений о принятом решении об оплате расходов на лечение застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве;
- методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
- порядок оказания видов медицинской помощи, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, застрахованным лицам за счет средств обязательного медицинского страхования в медицинских организациях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и находящихся за пределами территории Российской Федерации и другое.
Система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество. В последние годы государством сделаны существенные инвестиции в здравоохранение. Однако они не позволили значительно улучшить ситуацию, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными организационными и финансово-экономическими мероприятиями. Отставание уровня развития здравоохранения от уровня развитых стран значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики.
Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая восстановительное), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности
медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Отдельной задачей является активное развитие российской медицинской и фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно поднять уровень обеспеченности организаций здравоохранения и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе отечественного производства, до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям.
Реализация целей развития системы здравоохранения предполагает решение следующих приоритетных задач:
1. Обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме.
2. Модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования.
3. Повышение эффективности системы организации медицинской помощи.
4. Улучшение лекарственного обеспечения граждан.
5. Информатизация системы здравоохранения.
6. Развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду.
7. Совершенствование системы охраны здоровья населения.
Решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения. Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм — примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до показателей развитых стран, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми заболеваниями.
Планируется примерно в 1,3 раза увеличить объем амбулаторной помощи, в первую очередь профилактической, позволяющей выявлять заболевания на ранних стадиях, значительно повысить эффективность использования коечного фонда (увеличить оборот и занятость койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и т. д.), обеспечить в полном объеме потребность населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
Улучшение показателей здоровья населения и деятельности организаций системы здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава.
Для достижения запланированных показателей предусматривается за 2008-2020 годы увеличить долю государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте с 3,6 % до не менее 5,2-5,5 % (с учетом различий в паритете покупательной способности рубля и валют других стран доля государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте составит около 10-11 процентов, что сопоставимо с показателями передовых иностранных государств) (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).
В данной статье мы затронули преобразования, касающиеся размеров и порядка уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, институциональные преобразования в системе обязательного медицинского страхования за несколько лет, а также осветили проект «Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года».
1. Зуйков А. Расчет по взносам на ОПС и ОМС за 1 квартал 2012 г. // Экспресс бухгалтерия: информационный бюллетень. 2012. № 16.
2. Кирилловых А. А. Некоторые вопросы ответственности в сфере обязательного медицинского страхования // Социальное и страховое право. 2011. № 3.
3. Песков А. В. В Администрацию Президента Российской Федерации поступила стратегия развития пенсионной системы. Официальный сайт интернет-газеты «Вести»: www.vesti.ru
4. А. Силуанов и Э. Набиуллина на съезде Российского союза предпринимателей и промышленников // Комсомольская правда. 2012. 10 февраля.
1. Zuikov А. Raschet po vznosam na OPS i OMS 7а 1 kvartal 2012 g. // Express bukhgalteriya: informatsionnyi byulleten’. 2012. № 16.
2. Kirilovykh А. А. Nekotorye voprosy otvetstvennosti v sfere obya-zatel’nogo meditsinskogo strakhovaniya // Social’noye i strakhovoye pravo. 2011. № 3.
3. Peskov А. V Administratsiyu Presidenta Rossiyskoy Federatsii postupila strate giya razvitiya pensionnoy sistemy. Official site of the Internet-newspaper «Vesti»: www.vesti.ru
4. А. Siluanov i E. Nabiullina na syezde Rossiiskogo soyuza pred-prinimatelei I promyshlennikov / ^msomol’skaya pravda. 2012. 10 Febr.