Научная статья на тему 'Институциональные преобразования и формирование партнерских отношений научных и производственных организаций в рамках развития функциональных основ инновационной деятельности'

Институциональные преобразования и формирование партнерских отношений научных и производственных организаций в рамках развития функциональных основ инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларин С. Н., Герасимова Л. И.

В статье обобщены современные зарубежные и отечественные подходы к формированию инновационной политики, и на этой основе выявлена необходимость проведения функциональных преобразований существующих институциональных структур, направленных на развитие инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные преобразования и формирование партнерских отношений научных и производственных организаций в рамках развития функциональных основ инновационной деятельности»

УДК 001.8 332.81

институциональные преобразования и формирование

партнерских отношений научных и производственных организаций в рамках развития функциональных основ инновационной деятельности*

С. Н. ЛАРИН,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник E-mail: [email protected]

Л. И. ГЕРАСИМОВА, научный сотрудник E-mail: [email protected] Центральный экономико-математический институт РАН

В статье обобщены современные зарубежные и отечественные подходы к формированию инновационной политики, и на этой основе выявлена необходимость проведения функциональных преобразований существующих институциональных структур, направленных на развитие инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная политика, институциональные структуры, функциональные преобразования.

Введение. В современном мире инновации приобретают все большее значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста национальных экономик. Страны, которые осуществляют свою политику в направлении совершенствования

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №12-06-00237а «Экономико-математические модели, инструментарий и организационно-экономические механизмы стимулирования инновационной деятельности научных и производственных организаций».

экономики знаний, демонстрируют эффективность и высокие темпы экономического развития [4, 5, 8]. Формирование государственной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одним из наиболее сложных, но важных вызовов для современной России [11].

В настоящее время неотъемлемой частью успешного развития экономики нашей страны является формирование научно обоснованной государственной политики в области инноваций и ее взвешенная и продуманная реализация. С этой целью Министерством экономического развития РФ в октябре 2008 г. была разработана долгосрочная стратегия развития страны [2], в рамках которой предусмотрено создание в России национальной инновационной системы (НИС). Она включает в себя региональные инновационные системы (РИС) субъектов Российской Федерации, которые являются ее сегментами и определяют приоритетные направления развития региональной экономики,

- 21

а также векторы взаимодействия науки, промышленности и бизнеса. От состояния развития РИС зависит развитие НИС России в целом.

Зарубежный опыт инновационного развития (краткий обзор). Сложность выработки и осуществления инновационной политики объясняется не только потребностью в качественных изменениях в общественном сознании, но и необходимостью вовлечения большого числа общественных институтов и экономических агентов для интеграции возможностей науки, бизнеса и образования. Значительно упростить решение этой проблемы может развитие инновационной экономики на уровне регионов. Это позволит обеспечить не только эффективное взаимодействие всех экономических субъектов, но и грамотно учесть и правильно использовать региональные особенности при построении единого конкурентоспособного инновационного государства. В этой связи важнейшими задачами российской экономики на региональном уровне являются развитие инновационной инфраструктуры, обеспечение взаимодействия между всеми экономическими агентами РИС и комплексная поддержка инновационного процесса на всех его стадиях.

Зарубежный опыт показывает, что развитие инновационной инфраструктуры призвано дать импульс активизации развития инновационной деятельности. Поддержка же отдельных инновационных фирм оказывается менее результативной, чем вложения средств в общую инновационную инфраструктуру, поскольку именно последняя обеспечивает долгосрочный эффект и может способствовать генерированию и непрерывному воспроизводству субъектов малого и среднего инновационного предпринимательства.

Региональные инновационные системы можно рассматривать как совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности. Схема элементов РИС может быть представлена в форме классической модели «тройной спирали» (triple helix model), где вопросы институционального регулирования осуществляются на верхних уровнях управления, наука и частично промышленность выступают как разработчики инноваций, а бизнес является элементом, связь которого с другими участниками реализуется посредством рынка и агентов инновационной инфраструктуры [1].

Законодательный компонент РИС формируется посредством создания нормативно-правовой

среды и институциональных условий, определяющих правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса.

Структурными компонентами РИС являются экономические агенты инновационной деятельности (организации, предприятия и физические лица), создающие и продвигающие инновационные продукты. Они представлены организациями частного и государственного сектора, которые во взаимодействии друг с другом в рамках юридических и неформальных норм поведения обеспечивают реализацию инновационной деятельности. К экономическим агентам инновационной деятельности относятся:

- академические и отраслевые исследовательские институты;

- вузы, проводящие научные исследования;

- инновационно активные предприятия (крупные, средние и малые);

- предприниматели и изобретатели, занимающиеся исследовательской деятельностью в частном порядке;

- государственные научные центры (ГНИ) и др. Экономические агенты действуют во всех

сферах, связанных с инновационным процессом в исследованиях и разработках, образовании, производстве, сбыте и обслуживании нововведений, в финансировании этого процесса и его нормативно-правовом обеспечении.

Функциональный компонент РИС представлен неким набором основных функций, выполняемых экономическими агентами инновационной инфраструктуры. Он реализуется посредством расширения состава основных функций и организации эффективных взаимодействий экономических агентов инновационной деятельности в рамках формирования инновационной инфраструктуры НИС.

Основные функции инновационной инфраструктуры. Инновационная инфраструктура является важнейшей частью РИС. Она выступает интегратором инновационно-инвестиционной деятельности, обеспечивая функциональное взаимодействие и развитие ее участников на различных этапах инновационного процесса [6, 9, 10]. К основным функциям инновационной инфраструктуры относятся: исследовательская, производственно-технологическая, консалтинговая, кадровая, финансовая, информационная и сбытовая (см. рисунок).

Необходимо осознавать, что все указанные составляющие не могут функционировать изолированно друг от друга. Успешное развитие инно-

и

X

о.

го

о.

>

1-

X

>

о.

1-

и

го

о.

К

го

X

X

о

^

ГО

со о 2

X X 1

X о с

5

о

о

' 1

^ О 3 а £ I

£ и со а £ I

Кадровая г \ Высшие учебные заведения V

к

со

о

^

X

5

1-

^

и

X

о

и в

о-

£

&

н и

т. &

=

г :=

О =

=

о 3

а

т.

я

о =

=

г ^

и о и

:= =

=

о

а

£

г ^

и =

г ■

г =

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

=

£

к

¡с

и

.0

^

1-

т

СО

О

^

и

и

X

вационной деятельности может быть обеспечено в полной мере при условии не только наличия указанных функций, но и их эффективной реализации посредством взаимодействия экономических агентов в своей практической деятельности. Таким образом, в процессе реализации государственной инновационной политики важной задачей становится устойчивое функциональное взаимодействие экономических агентов инновационной инфраструктуры, способных обеспечить разработку и изготовление инновационного продукта, а также его использование в сфере производства на длительную перспективу. К таким агентам относятся технополисы, технопарки, промышленные, инновационные и научные парки, а также бизнес-инкубаторы и другие структуры [7].

Функционирование экономических агентов инновационной инфраструктуры предполагает создание льготных условий для начинающих свою деятельность малых инновационных предприятий, способствуя тем самым их становлению и последующему устойчивому развитию. Исходя из этого, инновационная инфраструктура предстает в качестве важнейшего институционального условия для развития инновационной деятельности в стране.

В современном понимании инновационная инфраструктура представляет собой совокупность экономических агентов, осуществляющих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обеспечение

инновационной деятельности. Используя функциональный подход, инновационную инфраструктуру можно определить как организационно-экономический комплекс, непосредственно обеспечивающий условия для создания и эффективной реализации новшеств (интеллектуальной продукции) экономических агентов. Функциональное значение инновационной инфраструктуры состоит:

1) в обеспечении эффективной организации инновационного цикла;

2) в организации интеграционного взаимодействия научного и предпринимательского секторов, что позволяет ускорить внедрение новшеств в рыночную среду;

3) в стимулировании инновационного развития за счет эффективной организации цикла «возникновение новшества - внедрение новшества -распространение новшества - совершенствование новшества»;

4) в создании возможностей для оптимизации потребительского выбора и роста благосостояния, решения экологических проблем (социальная функция).

Структуризация инновационной инфраструктуры на основе функционального подхода (ключевые и вспомогательные функции). Инновационную инфраструктуру можно представить в виде функциональных блоков, активно взаимодействующих между собой в процессе инновационной деятельности (см. рисунок): производственно-технологический, экспертно-консалтинговый, кадровый, инвестиционно-финансовый, информационный, сбытовой и ряд других. При этом необходимо осознавать, что все указанные составляющие не могут работать изолированно, а успешное развитие инновационной деятельности и использование инновационного потенциала возможны лишь при взаимодействии экономических агентов в рамках перечисленных функциональных блоков.

Взяв за основу метод функционального подхода, можно выделить восемь ключевых функций инновационной инфраструктуры региональной экономики:

1) формулирование инновационной политики. Такая политика должна определить роль и функции всех системоообразующих элементов инновационной системы и направление их развития (в частности, возможности синерге-тического эффекта);

2) создание регулирующей среды для инноваций.

Поскольку в инновационной системе задействовано большое количество экономических агентов с несовпадающими интересами, то необходима разработка свода правил и норм (охрана интеллектуальной собственности, антимонопольное законодательство, технические стандарты, охрана окружающей среды и т. д.);

3) определение и отбор научных и инновационных приоритетов. Инновационный процесс не ограничивается созданием знания или нового продукта, необходимо практическое использование результатов и получение экономической или социальной отдачи;

4) мобилизация и распределение ресурсов. Для финансирования инноваций необходимо мобилизовать средства и распределить их. Для этого используются различные формы налогообложения и самофинансирования;

5) проведение НИОКР и создание инноваций. В основе инновационной системы лежат непосредственное проведение НИОКР и инновационная активность;

6) создание интеллектуального капитала и материальных активов. Инвестиции в интеллектуальный капитал и материальные активы носят долгосрочный и инерционный характер. Более того, никто из экономических агентов не может самостоятельно решить эту проблему;

7) создание стимулов для инноваций. Стимулирование может осуществляться как в материальной или финансовой форме (налоговые льготы, субсидии), так и в нематериальной (престиж);

8) поддержка развития новых (высокотехнологичных) отраслей и услуг. Научная и инновационная активность экономических агентов в значительной степени зависят от структуры экономики. Именно поэтому структурные реформы играют столь важную роль в создании инновационной экономики.

Наряду с ключевыми функциями инновационной инфраструктуры региональной экономики существуют и вспомогательные функции, которые способствуют улучшению качества инновационной деятельности ее экономических агентов. Детализация ключевых и вспомогательных функций применительно к институциональному составу инновационной инфраструктуры РИС представлена в табл. 1 [3].

Проблемы развития партнерских отношений научных и производственных структур в

Таблица 1

Детализация функций инфраструктуры РИС по институциональному составу

Функции субъектов инновационной инфраструктуры Субъекты инновационной инфраструктуры РИС

Технопарки Бизнес-инкубаторы Инновационно-технологические центры Центры трансфера технологий Бюджетные фонды Венчурные фонды Обра-зова-тельные учреждения Пос-редни-ческие фирмы

Создание инновационных предприятий + + + - - - - -

Подготовка инновационных предприятий к самостоятельной работе + + + - - - - -

Оказание сервисных услуг клиентам + + + + - - - -

Подготовка кадров для инновационной деятельности + - + - - - + -

Содействие клиентам в выполнении НИОКР + + + - - - - -

Создание инновационных проектов для клиентов + + + - - - - -

Создание и внедрение передовых технологий + + + + - - - -

Коммерциализация научных знаний и передовых технологий + + + + - - - -

Производство инновационной продукции + + + - - - - -

Лицензирование и патентование инновационной продукции, заключение договоров на уступку прав по патентам +

Создание предприятий для производства инновационной продукции - - - + - - - -

Реализация прав на результаты НИОКР, технологии, инновационные продукты и услуги + +

Привлечение финансовых средств - - - - + + - -

Финансовая поддержка инновационных предприятий - - - - + + - -

Инвестирование, кредитование инновационных предприятий - - - - + + - -

Оказание финансовых услуг - - - - + + - -

Самостоятельное выполнение НИОКР - - - - - - + -

России. Одна из важнейших проблем существующей инновационной инфраструктуры заключается в отсутствии координации и взаимодействия между экономическими агентами РИС, которое проявляется в неполноте некоторых ее блоков и наличии многократного дублирования основных функций. Для выявления причин такой ситуации, а также оценки перспективных направлений развития инновационной инфраструктуры рассмотрим сильные и слабые стороны ее экономических субъектов (табл. 2).

Анализ сильных и слабых сторон экономических субъектов инновационной инфраструктуры

позволил выявить в каждой из ее составляющих наличие ряда проблем. Так, в исследовательской составляющей инновационной инфраструктуры к проблемным относятся сильная зависимость от бюджетного финансирования и слабое взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики. В производственно-технологической составляющей такими «узкими местами» являются отсутствие в технопарках и инновационно-технологических центрах ротации малых инновационных предприятий, а также ограниченный доступ малых инновационных предприятий к производственным мощностям.

- 25

Таблица 2

Сильные и слабые стороны экономических субъектов инновационной инфраструктуры

Экономический субъект (агент) РИС Сильные стороны Слабые стороны

Исследовательская составляющая РИС

Академические и отраслевые НИИ Тесная связь с технопарками и инновационно-технологическими центрами. Узкая специализация. Наличие квалифицированных кадров Сильная зависимость от бюджетного финансирования. Слабое взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики

Государственные и региональные научные центры Ориентированы на перспективные направления НИОКР. Наличие квалифицированных кадров Сильная зависимость от бюджетного финансирования. Слабое взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики

Производственно-технологическая составляющая РИС

Технопарки и инновационно-технологические центры Тесная связь с отраслевыми НИИ и вузами. Развитие производства на основе использования передовых технологий. Создание благоприятных условий для развития малого бизнеса Сильная финансовая и ресурсная зависимость от базового предприятия. Отсутствие ротации инновационных предприятий. Рассчитаны на поддержку уже состоявшихся инновационных предприятий

Бизнес-инкубаторы Предоставление площадей и основных фондов на ранних стадиях развития малых инновационных предприятий. Предоставление других услуг для развития инновационных предприятий Проблема доступа малых предприятий к производственным мощностям. Неэффективное использование производственных мощностей. Поддерживается мало проектов

Технологические кластеры Обеспечивают эффективное сочетание возможностей малого и крупного бизнеса. Осуществляют выпуск конкурентоспособной инновационной продукции Ограниченное количество реально функционирующих кластеров. Отсутствие нормативно-правовой базы

Консалтинговая составляющая РИС

Центры трансфера технологий Создаются при вузах и академических НИИ. Коммерциализация инноваций. Оказывают широкий спектр услуг Проблемы с выходом на рынки. Слабое развитие сети отраслевых НИИ. Слабая ресурсная база. Недостаток квалифицированных кадров

Кадровая составляющая РИС

Высшие учебные заведения и образовательные учреждения Хорошо развитая сеть. Наличие квалифицированных кадров Отсутствие единого научного и учебного методического обеспечения. Невысокая эффективность обучения. Недостаток технического персонала

Финансовая составляющая РИС

Бюджетные, венчурные и страховые фонды Диверсификация источников финансирования. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций Ограниченная доступность финансовых ресурсов. Малое количество реально функционирующих фондов

Информационная составляющая РИС

Информационно-аналитические центры, базы данных и знаний Обеспечивают доступ к информации. Предоставляют справочную информацию. Оказывают информационные услуги Сильная разобщенность существующих информационных ресурсов. Наличие дефицита информации по ряду перспективных направлений инновационной деятельности

Сбытовая составляющая РИС

Внешнеторговые и посреднические фирмы, выставки и ярмарки Повышают конкурентоспособность инновационных предприятий. Обеспечивают продвижение инновационной продукции на рынок Отсутствие взаимосвязи с большей частью инновационных предприятий. Низкая активность большей части инновационных предприятий

В консалтинговой составляющей РИС главными проблемами являются слабое управление инновационными процессами на региональном уровне и недостаточное комплектование организаций квалифицированными кадрами. В финансовой составляющей в числе основных проблем следует указать ограниченное финансирование субъектов инновационной деятельности из внешних источников, а также слабое развитие венчурных фондов во всех регионах страны. Проблема с подготовкой и нехваткой квалифицированных кадров присутствует в кадровой составляющей инновационной инфраструктуры.

Основными слабыми сторонами информационной составляющей являются дефицит информации о рынках перспективной наукоемкой продукции и доведение информации о новых разработках до потенциальных пользователей. Одним из серьезных недостатков сбытовой составляющей РИС является отсутствие активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки сбыта со стороны ее производителей. Это приводит к низкой востребованности наукоемкой продукции промышленными предприятиями.

Общим условием для развития всех составляющих инновационной инфраструктуры является совершенствование нормативно-правовой среды, регулирующей инновационную деятельность, а также осуществление ее контроля и мониторинга.

Пути решения выявленных проблем инновационного развития. Перечисленные выше проблемы нуждаются в решении, и в первую очередь -со стороны государства. Определенные усилия в этом направлении уже предпринимаются. Так, например, были созданы национальные информационно-аналитические центры (НИАЦ) по приоритетным направлениям науки и технологий, активно создаются технологические парки, развивается венчурное инвестирование, а также система бизнес-ангелов1 по финансированию инновационных проектов. Более подробный состав мероприятий, необходимых для дальнейшего развития инновационной инфраструктуры в разрезе ее основных составляющих и выполняемых ими функций, может быть следующим: 1) для исследовательской составляющей:

- создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инновационной деятельности;

1 Бизнес-ангел - частный инвестор, вкладывающий деньги в инновационные проекты на этапе создания предприятия в обмен на возврат вложений и долю в капитале.

- всестороннее расширение взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики;

2) для производственно-технологической составляющей:

- создание широкой сети промышленных парков, оснащенных всем необходимым для осуществления инновационной деятельности;

- введение ограничения на длительность пребывания малых инновационных предприятий в составе технопарка;

- расширение сети инновационно-промышленных комплексов и технологических кластеров;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения их деятельности;

3) для консалтинговой составляющей:

- развитие сети центров трансфера технологий;

- решение проблем охраны интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, лицензирования инновационной деятельности и проведения ее технологического аудита;

- расширение ресурсной базы для деятельности центров трансфера технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация подготовки и переподготовки квалифицированных кадров;

4) для финансовой составляющей:

- создание и развитие на региональном уровне сети венчурных, гарантийных и страховых фондов для обеспечения займов;

- развитие лизинговых схем финансирования и привлечения бизнес-ангелов;

- привлечение к финансированию инновационной деятельности иностранных инвесторов;

5) для кадровой составляющей:

- развитие сети центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в инновационной сфере;

- развитие системы консалтинга при подготовке кадров в инновационной сфере;

6) для информационной составляющей:

- создание региональных баз данных по НИ-ОКР и внедрению их результатов в хозяйственный оборот;

- создание специализированных баз данных по составляющим инновационной инфраструктуры и предоставляемым ими услугам;

7) для сбытовой составляющей:

- создание действенной системы продвижения на рынок наукоемкой продукции;

- развитие новых методов продвижения инновационных разработок.

Для того чтобы определить результативность инновационной инфраструктуры региональной экономики, необходимо сегментировать функциональную активность ее составляющих на различных этапах инновационного процесса. Так, на этапе генерации инноваций инфраструктура будет выполнять преимущественно кадровую, информационную и консалтинговую функции, на этапах изобретения и производства к ним добавятся финансовая и производственно-технологическая функции, а на этапе диффузии принципиальной будет реализация консалтинговой и сбытовой функций.

Заключение. Обобщая результаты проведенного исследования, сформулируем следующие выводы. Инновационная инфраструктура как на федеральном, так и на региональном уровнях находится в стадии своего становления. Взаимодействие ее составляющих пока еще не отлажено, поэтому не представляется возможным говорить о создании полноценной инновационной инфраструктуры. Кроме того, развитию основных составляющих инновационной инфраструктуры мешает целый ряд проблем, выявленных в ходе проведенных исследований.

В то же время инновационная инфраструктура региональной экономики реализует большое количество функций, в соответствии с которыми можно разработать структурно-функциональные схемы взаимодействия экономических агентов, которые станут основой для формирования системы мониторинга и оценки эффективности их инновационной деятельности. Формирование структурно-функциональных схем взаимодействия экономических агентов инфраструктуры, выделенных по функциональному принципу, позволит разработать систему индикаторов, учитывающую структуру ресурсных потоков и совокупность происходящих внутри процессов. Кроме того, функциональный подход позволяет сконструировать обобщенную модель подсистемы «инновационная инфраструктура РИС», реализующую стратегически значимые для региона задачи, а также сформировать методику ее мониторинга и оценки.

Список литературы

1. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты -предприятия - государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во ТГУСУР, 2010.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

3. Регламент мониторинга организаций инфраструктуры инновационной деятельности и региональных инновационных систем. М.: Изд-во НИИ РИНКЦЭ, 2004.

4. Рудцкая Е. Р., ХрусталёвЕ. Ю., Цыганов С. А. Методы накопления научного знания для инновационного развития российской экономики (опыт РФФИ) // Проблемы прогнозирования. 2009. № 3.

5. Рудцкая Е. Р., ХрусталёвЕ. Ю., Цыганов С. А. Российский фонд фундаментальных исследований и инновационное развитие экономики России // Экономическая наука современной России. 2007. № 2.

6. Федосеева С. В. Развитие механизма управления инновационной инфраструктурой в экономических системах. Самара: Изд-во СамГЭУ, 2010.

7. Фомин Е. П., Назаров М. А., Федосеева С. В. Развитие взаимодействия объектов инновационно-инвестиционной инфраструктуры: монография. Самара: Изд-во СамГЭУ, 2009.

8. Хрусталёв Е. Ю. Теоретические основы построения семантической системы знаний об инновационном развитии экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 8. С. 2-13.

9. Хрусталёв Е. Ю., Ларин С. Н. Использование информационных ресурсов и технологий для стимулирования инновационного развития экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32. С. 2-11.

10. Хрусталёв Е. Ю., Ларин С. Н. Региональные приоритеты в развитии инновационной инфраструктуры // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 42. С. 8-15.

11. Цыганов С. А., Рудцкая Е. Р., ХрусталёвЕ. Ю. Принципы построения стратегии инновационного развития российской экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 41. С. 2-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.