А. Г. Хабибрахманова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Работа представлена кафедрой управления внутренней и международной торговлей
Уфимского института (филиала)
Российского государственного торгово-экономического университета.
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Г. Г. Муфтиев
Научная статья посвящена актуальной теме - исследованию региональных проблем государственного регулирования внешней торговли. Автором обоснована необходимость институциональных преобразований в регулировании внешнеторговой деятельности и предложены направления совершенствования институциональной инфраструктуры внешней торговли региона.
The article is devoted to the vital topic, i.e. investigation of the regional problems of the State regulation of foreign trade. The author insists on the necessity of institutional transformations in the regulation of foreign trade activities and suggests the trends for improvement of the foreign trade institutional infrastructure of the region.
Эффективность государственного регу- Исследуя организацию государственного лирования внешнеторговой деятельности регулирования внешнеторговой деятельно-во многом определяется его организацией. сти, можно выделить два ее аспекта - упо-
рядоченность и направленность. Первая проявляется прежде всего в институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Направленность выражается в необходимости реформирования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом важнейших факторов - курса России на вступление в ВТО и приведение механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствие с правилами и стандартами этой международной организации.
Формирование механизма государственного регулирования - это постоянная работа по его оптимизации, совершенствованию его институциональной составляющей. Переход от монополии государства на внешнюю торговлю к современному состоянию внешнеторгового регулирования изменил субъектный состав отношений по государственному регулированию внешнеторговой деятельности. Если раньше институциональная составляющая механизма государственной монополии была представлена Министерством внешней торговли СССР и небольшим количеством внешнеторговых объединений, непосредственно осуществлявших внешнеторговые опера -ции, то в современном внешнеторговом механизме задействованы десятки различных субъектов.
Характеризуя современное состояние институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности на федеральном уровне, следует отметить две тенденции: постоянно расширяется круг субъектов, взаимодействующих с органами государственного регулирования внешнеторговой деятельности; усиливается влияние общественных организаций и институтов на процесс государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Внешняя торговля является одной из основных форм внешнеэкономических связей Республики Башкортостан и России в
целом и включает в себя экспорт и импорт товаров и услуг через таможенную границу страны. За годы реформ РБ вышла на ведущее место во внешнеэкономической сфере среди регионов РФ, продолжая наращивать свои усилия в расширении внешнеэкономических связей и закреплении на международном рынке. Для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в РФ и Республики Башкортостан необходимо проведение организационно-структурных изменений в регулировании внешнеторговой деятельности.
Во-первых, необходимо создание финансовой инфраструктуры обеспечения внешнеэкономической деятельности республиканских предприятий и организаций, которая представляла бы собой систему институтов, обеспечивающих финансирование определенных направлений внешнеэкономической деятельности, кредитования экспорта и импорта, страхование внешнеторговых сделок, привлечение финансовых ресурсов негосударственных финансовых институтов.
Во-вторых, необходимо сформировать самостоятельную структуру системы независимой экспертизы контрактов, соглашений и инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств или под гарантии правительства РБ. В-третьих, необходимо создание на территории республики центров международной сертификации. Недостаточная конкурентоспособность многих республиканских товаров в большинстве случаев связана с тем, что они не соответствуют европейским и международным стандартам качества, в первую очередь по таким сравнительно новым критериям, как безопасность для потребителя и соответствие экологическим нормам. В результате возникают препятствия для допуска этих товаров на международные рынки.
В-четвертых, необходимо расширение использования за рубежом сети торговоэкономических представительств республики и главным образом с участием предприя-
-й*
00
Рис. 1. Институциональная структура регулирования внешней торговли региона
Институциональные преобразования государственного регулирования...
тий. Целесообразным является создание совместных отраслевых объединений (ассоциаций) с предприятиями других регионов республики в странах, представляющих интерес для РБ. В-пятых, необходимо создание системы быстрой и надежной связи с любым регионом мира для обеспечения круглосуточной междуна-родной связи иностранных и отечественных участников внешнеэкономической деятельности, действующих на территории республики. В-шестых, необходимо создание системы информационного обеспечения участников внешнеэкономической деятельности.
Для оперативной и качественной обработки и анализа информации нами предлагается создание республиканского информационного банка данных, основанного на международных стандартах накопления и передачи информации. Такую систему целесообразно сформировать при Торгово-промышленной палате РБ с созданием «Регионального информационно-аналитического центра развития ВЭД». В состав центра нами предлагается включить:
1. Научное учреждение - Уфимский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, который будет осуществлять обучение и переподготовку специалистов для ВЭД, проведение научно-исследовательских работ и разработку рекомендаций и предложений по повышению конкурентоспособности продукции региона.
2. Региональную ассоциацию маркетинга, в функции которой будет входить
проведение маркетинговых исследований (изучение рынка); маркетинговые и конъюнктурные исследования по инвестиционным проектам и программам развития экспортного производства, по расширению рынков сбыта товаров и услуг; проведение независимой экспертизы контрактов, соглашений и инвестиционных проектов; удовлетворение социально-экономических потребностей предприятий региона в информации о нормативных документах в сфере ВЭД, а также нормативной документации ВТО.
3. Центр международной сертификации, который будет осуществлять разработку аналитических материалов по стандартизации в торговле, различных областях техники и науки; обеспечение всех заинтересованных сторон нормативно-технической документацией по стандартизации и процедурам оценки соответствия, сертификации.
4. Ассоциация предприятий - участников ВЭД, в задачи которой будет входить непосредственная экспертная проверка и координация производственной и научной деятельности предприятий, учреждений и организаций; разработка и внедрение научных достижений и новых технологий на предприятиях, в учреждениях и организациях и др.
В данном случае реализуется эффективная схема взаимодействия: предприятие -научное учреждение - государственные и негосударственные институты. В общем виде предлагаемая нами перспективная институциональная структура регулирования внешней торговли Республики Башкортостан представлена на рис. 1.