МЕГАСАЙЕНС
MEGA-SCIENCE
DOI: 10.17803/1729-5920.2020.166.9.119-130
Я. С. Кожеуров*, Э. С. Теймуров**
Институциональные модели международного научно-технического сотрудничества на примере морских научных исследований1
Аннотация. Институциональная модель международного научно-технического сотрудничества в области морских научных исследований характеризует статус и деятельность субъектов. Она в основном выражается в учреждении международных межправительственных и неправительственных организаций. В качестве самостоятельной институциональной модели выступают европейские консорциумы исследовательской инфраструктуры.
Институциональные модели международного научно-технического сотрудничества могут быть подразделены на модели экосистемного и коллаборационного типа. Модели экосистемного типа лишь создают необходимые правовые, организационные, экономические и иные условия для международного сотрудничества и совместного проведения морских научных исследований. Модели же коллаборационного типа создаются непосредственно для международных научных исследований. Между ними отсутствует строгая граница, однако если первые преимущественно ориентированы на создание необходимой среды и условий для упрощения и усиления международного научно-технического сотрудничества, то вторые в основном адаптируют выработанные механизмы взаимодействия под потребности конкретного проекта. МОК ЮНЕСКО и СКОР, как модели экосистемного типа, вносят наиболее заметный вклад в формирование нормативных и организационных условий для реализации международных проектов в области исследования океана и их финансирования. Они привлекают к участию значительное число органов и программ международных межправительственных и неправительственных организаций, профильных национальных научных учреждений, смежных с ними структур и отдельных ученых. Институциональные модели коллаборационного типа, такие как Европейский консорциум исследовательской инфраструктуры «Европейский центр морских биологических ресурсов» и ГРИД-Арендал, осуществляют международные исследовательские проекты и выступают объединяющей площадкой для различных исследовательских учреждений и ученых, базируясь в значительной степени на разработанной моделями экосистемного типа организационной, финансовой и структурной основе.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-15045.
© Кожеуров Я. С., Теймуров Э. С., 2020
* Кожеуров Ярослав Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]
** Теймуров Эльвин Сахават оглы, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 [email protected]
Ключевые слова: институциональная модель; консорциумы исследовательской инфраструктуры; международное сотрудничество; научно-техническое сотрудничество; морские научные исследования; МОК ЮНЕСКО; СКОР.
Для цитирования: Кожеуров Я. С., Теймуров Э. С. Институциональные модели международного научно-технического сотрудничества на примере морских научных исследований // Lex russica. — 2020. — Т. 73. — № 9. — С. 119—130. — DOI: 10.17803/1729-5920.2020.166.9.119-130.
Institutional Models of International Scientific and Technical Cooperation (Based on the Case Study of Marine Scientific Research)2
Yaroslav S. Kozheurov, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the Department of International Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 [email protected]
Elvin S. Teymurov, Cand. Sci. (Law), Associate Professor of the Department of International Law,
Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993
Abstract. The institutional model of international scientific and technical cooperation in the field of marine scientific research characterizes the status and activities of subjects. It is mainly expressed in the establishment of international intergovernmental and non-governmental organizations. European research infrastructure consortia act as an independent institutional model.
Institutional models of international scientific and technical cooperation can be divided into ecosystem-based and collaborative models. Ecosystem-based models only create the necessary legal, organizational, economic and other conditions for international cooperation and joint marine scientific research. Collaborative models are created directly for international scientific research. There is no strict border between them, but while the former are mainly focused on creating the necessary environment and conditions for simplifying and strengthening international scientific and technical cooperation, the latter mainly adapt the developed mechanisms of interaction to the needs of a particular project.
As ecosystem-type models, the UNESCO IOC and SOTR make the most visible contribution to the formation of regulatory and organizational conditions for the implementation of international projects in the field of ocean research and their financing. They involve a significant number of bodies and programs of international intergovernmental and non-governmental organizations, specialized national scientific institutions, related structures and individual scientists. Collaborative institutional models, such as the European research infrastructure consortium "The European Marine Biological Resource Centre (EMBRC)" and GRID-Arendal, carry out international research projects and act as a unifying platform for various research institutions and scientists, based largely on the organizational, financial and structural basis developed by ecosystem models. Keywords: institutional model; research infrastructure consortia; international cooperation; scientific and technical cooperation; marine scientific research; UNESCO IOC; SCOR.
Cite as: Kozheurov YaS, Teymurov ES. Institutsionalnye modeli mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva na primere morskikh nauchnykh issledovaniy [Institutional Models of International Scientific and Technical Cooperation (Based on the Case Study of Marine Scientific Research)]. Lex russica. 2020;73(9):119-130.10.17803/1729-5920.2020.166.9.119-130. (In Russ., abstract in Eng.).
Введение
В связи с усложнением и возрастающей ресур-соемкостью процесса получения новых знаний всё большую актуальность приобретает международное сотрудничество как необходимое ус-
ловие ускорения развития человеческих знаний в определенных сферах и сокращения стоимости затрат на их получение.
К настоящему времени на практике уже выработаны различные модели международного научно-технического сотрудничества (МНТС),
2 The reported study was funded by RFBR according to the research project № 18-29-15045.
отличающиеся своей эффективностью. Она в значительной степени зависит от равенства интеллектуальных и иных ресурсов партнеров, единства подходов ученых и их политической независимости3, временных рамок и успешности переговорных процессов по заключению международных соглашений, а также от иных факторов.
В статье исследуются институциональные модели МНТС в области морских научных исследований с целью выявления наиболее распространенных и эффективных моделей с учетом имеющихся геополитических условий и социально-экономических приоритетов Российской Федерации.
На сегодняшний день во всех сферах рационального использования и управления мировым океаном осуществляется активное международное сотрудничество различных субъектов по вопросам научных исследований и технологий как на глобальном, так и на региональном уровнях4. В соответствии со ст. 244 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.5 результатом МНТС в области морских научных исследований должна быть доступность информации о реализуемых научных программах и об их результатах, аккумуляция и распространение научных данных, упрощение возможности самостоятельного проведения исследований развивающимися государствами.
1. Институциональные модели международного научно-технического сотрудничества
Правовая модель МНТС представляет собой некий образ (описание) регулирования взаимодействия субъектов международного права между собой и с иными заинтересованными
лицами, отражающий концептуально-идеологическую основу этого взаимодействия, пределы регулирования, набор правовых регуляторов, статус и деятельность участников, правовые риски и ожидаемые результаты.
С учетом форм международного сотрудничества модели МНТС условно разделяются на конвенционные и институциональные. Конвенционная модель отражает набор правовых регуляторов взаимодействия субъектов, а институциональная раскрывает статус и деятельность субъектов.
Достаточно подробное исследование институциональных моделей МНТС осуществлено А. О. Четвериковым6. К таковым он относит:
а) международные межправительственные организации, которые, в свою очередь, ученый подразделяет на организации проектного и рамочного типа;
б) юридические лица по национальному праву государств — участников соответствующих проектов международного научно-технического сотрудничества (учредительные документы таких юридических лиц могут быть как утверждены международным договором, так и разработаны самостоятельно научными организациями государств-участников). Наиболее популярными организационно-правовыми формами юридических лиц для осуществления международных научных проектов выступают общества с ограниченной ответственностью, ассоциации и фонды;
в) транснациональные и наднациональные юридические лица;
г) международные консорциумы научных организаций без статуса юридического лица;
д) европейские консорциумы исследовательской инфраструктуры в рамках ЕС7.
Baruch P. International scientific cooperation // Science. 1999. Vol. 286. P. 245 ; Kreimer P, Levin L. Scientific Cooperation between the European Union and Latin American Countries: Framework Programmes 6 and 7
(chapter 4) // Gaillard J., Gaillard A.-M., Arvanitis R. Research collaboration between Europe and Latin America: mapping and understanding partnership. Paris : Archives contemporaines, 2014. P. 80. См. подробнее: Field J. G., Hempel G., Summerhayes C. P. Oceans 2020: Science, Trends, and the Challenge of Sustainability. 4th ed. Island Press, 2002. Pp. 9—45.
United Nations Convention on the Law of the Sea, 1982 // URL: https://www.un.org/Depts/los/convention_ agreements/texts/unclos/unclos_e.pdf (дата обращения: 06.03.2020).
Четвериков А. О. Организационно-правовые формы большой науки (мегасайенс) в условиях международной интеграции: сравнительное исследование. Часть I. Мегасайенс как научное и правовое явление. Правовые аспекты функционирования мегасайенс в форме международных межправительственных организаций и национальных юридических лиц // Юридическая наука. 2018. № 1. С. 13—27.
Четвериков А. О. Организационно-правовые формы большой науки (мегасайенс) в условиях международной интеграции: сравнительное исследование. Часть I. С. 18—19.
3
4
5
6
7
LEX 1Р?Ж
Государства, преследуя национальные интересы, продолжают играть ведущую роль и определять вектор развития международного научно-технического сотрудничества. В то же время состав участников научных коллабораций включает значительное число лиц, которые не могут быть по правовому статусу приравнены к традиционным субъектам международного права либо не подпадают под классификацию субъектов права, при этом их участие в международных научных проектах диктуется реалиями исследовательского взаимодействия и становится практически необходимым условием успешности и эффективности проектов. Достаточно обратиться к сети партнеров Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО (МОК ЮНЕСКО) или Научного комитета по исследованию океана (СКОР). В большинстве случаев подобное взаимодействие осуществляется на основе актов рекомендательного характера, не содержащих правовых обязательств для сторон. Это приводит к созданию достаточно гибкой регуляторной модели в рамках международных научных коллабораций с возрастающим значением национальных нормативных правовых актов и мягкого права8.
Институциональная модель МНТС в области морских научных исследований в основном выражается в учреждении международных межправительственных и неправительственных организаций (создаются в качестве юридических лиц по соответствующему национальному праву). При этом следует отметить, что на практике имели место случаи, когда международное научно-техническое сотрудничество осуществлялось на базе международной неправительственной организации, а впоследствии для этих целей была учреждена международная межправительственная организация. Это произошло, например, с Европейской организацией молекулярной биологии (ЕМВО) и Европейской лабораторией молекулярной биологии (EMBL).
В целях международного сотрудничества в области морских научных исследований в
рамках Европейского Союза также имеет место создание европейских консорциумов исследовательской инфраструктуры. Особенностью, сближающей данные консорциумы с международными межправительственными организациями, является то, что учреждаются они государствами. Более того, в принимающем государстве подобные консорциумы для предоставления им определенных правовых льгот и гарантий в ряде случаев нормативно рассматриваются в качестве международной организации, например для целей применения налогового или таможенного законодательства9. В то же время их учредительные акты утверждаются Европейской комиссией, а сами они обладают статусом юридического лица. Эти особенности выделяют их в самостоятельную модель и исключают их отнесение к институциональным моделям международной межправительственной организации либо юридического лица.
Все институциональные модели МНТС могут быть подразделены на модели экосистемного и коллаборационного типа. Модели экосистемного типа создают необходимую среду, правовые, организационные, экономические и иные условия для международного сотрудничества и совместного проведения морских научных исследований различными субъектами и акторами, однако они сами непосредственно научные исследования не осуществляют. В качестве примеров институциональных моделей МНТС экосистемного типа в области морских научных исследований можно назвать МОК ЮНЕСКО и СКОР.
Модели коллаборационного типа, в свою очередь, создаются непосредственно для осуществления международных научных исследований. Они могут быть созданы для реализации как одного определенного проекта, так и различных проектов морских научных исследований. В качестве примеров таких моделей можно назвать европейский консорциум исследовательской инфраструктуры «Европей-
Четвериков А. О. Большой адронный коллайдер как юридический феномен // Lex russica. 2019. № 4 (149). С. 163 ; Онже. Большой адронный коллайдер как юридический феномен (продолжение) // Там же. № 5 (150). С. 166.
Четвериков А. О. Организационно-правовые формы большой науки (мегасайенс) в условиях международной интеграции: сравнительное исследование. Часть II. Правовые аспекты функционирования мегасайенс в форме транснациональных и наднациональных юридических лиц, международных консорциумов без статуса юридического лица, европейских консорциумов исследовательской инфраструктуры. Достоинства и недостатки разных организационно-правовых форм мегасайенс. Перспективы России и Евразийского экономического союза // Юридическая наука. 2018. № 2. С. 43.
8
9
ский центр морских биологических ресурсов» и ГРИД-Арендал.
При этом нельзя сказать, что институциональные модели коллаборационного типа не создают необходимую среду, правовые, организационные, экономические и иные условия для международного сотрудничества и совместного проведения морских научных исследований различными субъектами и акторами. Равно как и нельзя отрицать реализацию научных проектов моделями экосистемного типа. Так, группы экспертов МОК ЮНЕСКО, обладающие статусом вторичных вспомогательных органов, осуществляют научные и технические исследования по поручению органов МОК ЮНЕСКО. В числе таких групп можно назвать группы экспертов по морской климатологии (ГЭМК), по координации наблюдений (ГКН), по практическим методам управления данными (ГЭПМУД) и др. Однако если модели экосистемного типа преимущественно ориентированы на создание необходимой среды и условий для упрощения и усиления международного научно-технического сотрудничества, то модели коллаборационного типа в основном адаптируют выработанные механизмы взаимодействия под потребности конкретного проекта с целью его реализации.
2. Институциональные модели международного научно-технического сотрудничества экосистемного типа
2.1. Межправительственная
океанографическая комиссия ЮНЕСКО
В настоящее время большинство морских научных исследований, реализуемых в рамках международного научно-технического сотрудничества, осуществляется под эгидой Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО. Ее уставная цель — содействие координация программ международных исследований и расширение знаний о природе и ресурсах
океана и прибрежных районов, а также использование этих знаний для повышения эффективности управления, обеспечения устойчивого развития и охраны морской среды.
МОК ЮНЕСКО была создана в 1960 г. по рекомендации Межправительственной конференции по океаническим исследованиям на основании резолюции 2.31, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 11-й сессии. Устав Комиссии был впоследствии пересмотрен в 1970, 1987 и 1999 гг., действующая его редакция вступила в силу 16 ноября 1999 г.10 В связи с закреплением соответствующего статуса в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. МОК ЮНЕСКО выступает в качестве компетентной международной организации в области морских научных исследований и передачи морских технологий.
Согласно ст. 1 Устава, МОК является органом с функциональной автономией в рамках ЮНЕСКО11. Устав МОК ЮНЕСКО и Правила процедуры МОК ЮНЕСКО12 по правовой природе представляют собой резолюции международной межправительственной организации. Соответственно, МОК ЮНЕСКО не является самостоятельной международной межправительственной организацией, она входит в структуру и подчиняется ЮНЕСКО, которая, в свою очередь, обладает статусом специализированного учреждения ООН.
Кроме ЮНЕСКО и ее органов, значительную роль в создании экосистемы МНТС в области морских научных исследований создают и другие специализированные учреждения и программы ООН. Среди них прежде всего следует назвать Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), Всемирную метеорологическую организацию (ВМО), а также Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Так, под эгидой ФАО создана и успешно работает система, включающая более 30 региональных организаций по управлению рыболовством (РФМО)13. Функции РФМО, помимо
10 Устав Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, 1960 // URL: http://ioc-unesco. org/index.php?option=com_oe&task=viewDocumentRecord&docID=1730 (дата обращения: 14.03.2020).
11 Более подробно о разграничении международных органов и организаций см.: Гуласарян А. С. Правовая природа международных энергетических объединений в современном мире // Lex russica. 2019. № 5 (150). С. 78-81.
12 Правила процедуры Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, 2001 // URL: http:// ioc-unesco.org/index.php?option=com_oe&task=viewDocumentRecord&docID=1731 (дата обращения: 14.03.2020).
13 Всего в настоящее время создано более 50 РФМО, которые подразделяются на три категории: 1) созданные на основе Устава ФАО; 2) созданные вне структуры ФАО, но для которых ФАО осуществляет
LEX RUSSICA
контроля за состоянием и промыслом ресурсов, как правило, включают:
а) разработку программ, поощрение, организацию, продвижение и координацию исследований морских биоресурсов; б) сбор, анализ и распространение научной и иной информации о морском рыболовстве; в) создание научной основы управления запасами морских рыбных ресурсов, подготовку рекомендаций по принятию регулирующих мер со стороны государств, международных организаций и иных заинтересованных субъектов14.
МОК ЮНЕСКО активно сотрудничает с международными межправительственными (особенно входящими в систему ООН) и неправительственными организациями, заинтересованными в ее работе и развитии научных исследований океана и прибрежных районов. Прежде всего это сотрудничество с ФАО и ЮНЕП соответственно на основании Меморандума о совместных действиях ЮНЕСКО и ФАО в области морской науки и рыболовства 1968 г.15 и Меморандума о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между ЮНЕП и МОК ЮНЕСКО 1987 г.16 Для органов системы ООН в силу ст. 11 Устава Комиссия может выступать в качестве объединенного специализированного механизма.
МОК ЮНЕСКО в том числе финансирует проекты в области международных морских научных исследований, реализуемые международными неправительственными организациями и юридическими лицами, в частности национальными научными учреждениями и библиотеками. Такими партнерами МОК ЮНЕСКО вы-
ступают, например, СКОР, ГРИД-Арендал (фонд по норвежскому праву) и библиотеки Океанографического института в Вудс-Хоуле (США) и SPREP (Самоа)17.
В соответствии со ст. 3 Устава МОК ЮНЕСКО, к ее основным функциям относится:
— подготовка рекомендаций, развитие, планирование и координирование международных программ исследований океана и прибрежных районов и наблюдений за ними, а также распространение и использование полученных результатов;
— выполнение в качестве компетентной международной организации требований Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) и других международных актов, касающихся морских научных исследований;
— подготовка рекомендаций и координирование программ по образованию, подготовке и оказанию помощи в области морских наук, наблюдений за океанами и прибрежными районами, а также по передаче связанной с этим технологии и др.
Органами МОК ЮНЕСКО являются Ассамблея, исполнительный совет, секретариат, однако для рассмотрения и осуществления конкретных мероприятий МОК ЮНЕСКО после консультаций с заинтересованными государствами-членами, а также совместно с другими международными организациями создает вспомогательные органы в составе государств-членов или отдельных экспертов.
Учрежденные МОК ЮНЕСКО вспомогательные органы подразделяются на основные и вто-
функции депозитария; в) созданные вне структуры ФАО, но которые находятся под мониторингом ФАО ввиду их значимости в управлении рыболовством на глобальном и региональном уровнях. Подробнее о деятельности РФМО см.: Бекяшев Д. К. Международно-правовые проблемы управления рыболовством : монография. М. : Проспект, 2017. С. 410—427.
14 См.: Устав Комитета по рыболовству в восточной части Центральной Атлантики (CECAF) // URL: http:// www.fao.org/3/ca4629en/ca4629en.pdf (дата обращения: 14.03.2020) ; Устав Комитета по рыболовству и аквакультуре во внутренних водоемах Африки (CIFAA) // URL: http://www.fao.org/fishery/static/CIFA/ cifa_statutes.pdf (дата обращения: 14.03.2020) // Устав Генеральной комиссии по рыболовству в Средиземном море (GFCM) // URL: http://www.fao.org/3Za-ax825e.pdf (дата обращения: 14.03.2020).
15 Aide Memoire on Joint Action by UNESCO and FAO in the Field of Marine Science and Fisheries, 1968 // URL: http://ioc-unesco.org/index.php?option=com_oe&task=viewDocumentRecord&docID=1732 (дата обращения: 17.03.2020).
16 Memorandum of Understanding on Co-Operation between the United Nations Environment Programme and the Intergovernmental Oceanographic Commission of UNESCO, 1987 // URL: http://ioc-unesco.org/index. php?option=com_oe&task=viewDocumentRecord&docID=1732 (дата обращения: 17.03.2020).
17 Подробнее см.: URL: https://www.iode.org/index.php?option=com_oe&task=viewDocumentRecord&docID =24102 (дата обращения: 17.03.2020).
ричные18. Вторичные вспомогательные органы, как правило, создаются для определенных целей и непосредственно осуществляют морские научные исследования.
К основным вспомогательным органам относятся научные и/или технические комитеты, подкомиссии, региональные комитеты и совместные вспомогательные органы. Комитет МОК ЮНЕСКО по международному обмену океанографическими данными и информацией создан резолюцией Ассамблеи МОК ЮНЕСКО 1-9 в 1961 г. Он выступает координационным механизмом создания единой информационной базы океанографических данных, которая формируется в сотрудничестве национальных центров океанографических данных и ассоциированных структур, в том числе созданных совместно с другими международными организациями. В настоящее время в рамках Комитета продолжается реализация 15 глобальных проектов19.
Вторичные вспомогательные органы включают целевые группы и группы экспертов. Например, в рамках вышеупомянутого Комитета МОК по международному обмену океанографическими данными и информацией функционируют группы экспертов по морской климатологии (ГЭМК), по координации наблюдений (ГКН), по практическим методам управления данными (ГЭПМУД) и др.20
Таким образом, МОК ЮНЕСКО способствует формированию экосистемы международного научно-технического сотрудничества в области морских исследований значительного числа органов и программ международных межправительственных и неправительственных организаций, профильных национальных научных и смежных с ними структур.
2.2. Научный комитет
по исследованию океана
На создании условий и активизации международного сотрудничества в области морских научных исследований фокусирует свою дея-
тельность такая международная неправительственная организация, как Научный комитет по исследованию океана (СКОР).
История создания данной организация берет начало в 1957 г., когда Международный совет по науке (^и)21 с целью оказания помощи в решении междисциплинарных научных вопросов, связанных с океаном, сформировал Специальный комитет по исследованию океана. Позднее для отражения постоянного статуса Комитета его наименование было изменено на «Научный комитет по исследованию океана».
СКОР является международной неправительственной некоммерческой организацией, зарегистрированной в штате Мэриленд (США). Штаб-квартира СКОР находится в Университете Делавэра (США).
Организационная структура СКОР включает исполнительный комитет, общее собрание членов, а также различные рабочие группы и другие вспомогательные органы, включающие представителей от национальных комитетов — членов СКОР и приглашенных ученых.
Деятельность Комитета охватывает все области науки об океане и направлена на развитие международного сотрудничества в планировании и проведении океанографических исследований, а также на решение методологических и концептуальных проблем, препятствующих исследованиям.
СКОР поддерживает тесные отношения с организациями, занимающимися научными исследованиями океана, и приглашает их представителей для участия в соответствующих проектах. Комитет осуществляет сотрудничество с межправительственными организациями, которые оказывают финансовую поддержку и другие услуги СКОР или для которых СКОР может выполнять функции, определенные по взаимному соглашению; с международными неправительственными организациями, занимающимися научными исследованиями океана, а также с различными комитетами по
18 Подробнее см.: Кожеуров Я. С., Теймуров Э. С. Конвенционные модели международного научно-технического сотрудничества на примере морских научных исследований // Lex russica. 2019. № 9 (154). С. 130-145.
19 Подробнее см.: URL: https://www.iode.org/index.php?option=com_oe&task=viewDocumentRecord&docID =24102 (дата обращения: 17.03.2020).
20 Информационный документ о статусе вспомогательных органов Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО, 2015 // URL: http://ioc-unesco.org/index.php?option=com_oe&task=viewDocu mentRecord&docID=15514 (дата обращения: 17.03.2020).
21 Международный совет по науке был создан в Брюсселе в 1931 г. после роспуска Международного исследовательского совета. В 2018 г. в результате слияния с Международным советом социальных
LEX 1Р?Ж
исследованию океана, признанными органами СКОР. В сотрудничестве с организациями-партнерами СКОР проводит научные встречи и другие соответствующие мероприятия, участвует в оценке научных проблем, связанных с межправительственными программами, и осуществляет поиск экспертов для работы в своих рабочих группах и других вспомогательных органах22.
Одним из наиболее важных партнеров СКОР является МОК ЮНЕСКО. Они осуществляют сотрудничество практически с самого начала учреждения МОК. В настоящее время их совместная деятельность базируется на Меморандуме о взаимопонимании между Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО и Научным комитетом по исследованию океана МСН 1984 г.23 СКОР и МОК ЮНЕСКО тесно сотрудничают по многим направлениям деятельности, включая совместное финансирование международных исследовательских проектов, рабочих групп и других мероприятий. В настоящее время они совместно спонсируют вторую международную экспедицию в Индийском океане (ПОЕ-2), проект «Глобальное вредоносное цветение водорослей» ^1оЬа1НАВ) и Международный проект по координации углерода в океане (1ОССР).
Среди партнеров СКОР также можно назвать Организацию по морским наукам северной части Тихого океана (ПИКЕС/Р1СЕБ), Научный комитет по антарктическим исследованиям (СКАР), Международные ассоциации биологической океанографии (1АВО), физических наук
об океане (IAPSO), метеорологии и атмосферных наук (IAMAS), а также значительное число национальных учреждений, реализующих международные проекты в области морских научных исследований, среди которых различные университеты, институты, лаборатории, центры, бюро морских и океанических исследований Великобритании, Франции, Германии, Норвегии, Австралии Индии, Польши и других государств.
Все реализуемые СКОР проекты подразделяются на инфраструктурные и исследовательские. К первым относятся вышеупомянутые совместные проекты с МОК ЮНЕСКО — «Глобальное вредоносное цветение водорослей» (GlobalHAB) и Международный проект по координации углерода в океане (IOCCP)24. Исследовательскими проектами выступают Глобальный и междисциплинарный исследовательский проект «Исследование поверхности океана и нижних слоев атмосферы» (SOLAS), Международное исследование морских биогеохимических циклов микроэлементов и изотопов (GEOTRACES) и др.25
Таким образом, СКОР, наряду с МОК ЮНЕСКО, также осуществляет значительный вклад в создание экосистемы международного сотрудничества в области морских научных исследований, способствуя созданию нормативных и организационных условий для реализации международных проектов в области исследования океана, их финансированию и привлечению к участию в них национальных исследовательских учреждений и отдельных ученых.
наук, созданным в Париже в 1952 г. по инициативе ЮНЕСКО, был переименован в Международный научный совет (МНС). МНС представляет собой неправительственную организацию, объединяющую 40 международных научных союзов и ассоциаций и более 140 национальных и региональных научных организаций, включая академии и исследовательские советы. Штаб-квартира секретариата МНС находится в Париже, соответственно, Совет зарегистрирован и подчиняется законодательству Франции (см.: URL: https://council.science/wp-content/uploads/2018/06/ISC-Statutes-approved-May-2018.pdf (дата обращения: 18.03.2020)).
22 Constitution of the Scientific Committee on Oceanic Research // URL: https://scor-int.org/scor/about/ constitution/ (дата обращения: 20.03.2020).
23 Memorandum of Understanding between the Intergovernmental Oceanographic Commission (of UNESCO) and the Scientific Committee on Oceanic Research (of ICSU), 1984 // URL: http://ioc-unesco.org/index. php?option=com_oe&task=viewDocumentRecord&docID=1732 (дата обращения: 20.03.2020).
24 URL: https://scor-int.org/work/infrastructure/ (дата обращения: 20.03.2020).
25 URL: https://scor-int.org/work/research/ (дата обращения: 20.03.2020).
3. Институциональные модели международного научно-технического сотрудничества коллаборационного типа
3.1. Европейский консорциум исследовательской инфраструктуры «Европейский центр морских биологических ресурсов»
Исследовательские инфраструктуры — это объекты, которые предоставляют ресурсы и услуги исследовательским сообществам для проведения исследований и содействия инновациям. К исследовательским инфраструктурам относят основное научное оборудование или наборы инструментов; коллекции, архивы или научные данные; вычислительные системы и сети связи; любые другие исследовательские и инновационные инфраструктуры уникального характера, открытые для внешних пользователей. Они могут быть географически локализованными, международными распределенными или даже виртуальными26.
На европейском пространстве в целях уменьшения фрагментации исследовательской и инновационной экосистемы, избегания дублирования усилий и лучшей координации разработок и использования исследовательской инфраструктуры на союзном уровне разработана типовая институциональная модель научно-технического сотрудничества государств-членов — европейский консорциум исследовательской инфраструктуры.
Функции экосистемной институциональной модели для европейских консорциумов исследовательской инфраструктуры выполняет Европейская комиссия. В частности, учрежден Европейский стратегический форум по исследовательским инфраструктурам (ESFRI); работает Группа старших должностных лиц (GSO) — глобальная группа экспертов, которая подводит итоги существующей ситуации в глобальной исследовательской инфраструктуре и изучает новые возможности сотрудничества; создано Европейское открытое научное облако (EOSC) — облачная база данных для исследований в Европе и др.27
Сами европейские консорциумы исследовательской инфраструктуры выступают институциональными моделями коллаборационного типа и нацелены на реализацию международных научно-исследовательских проектов в определенных сферах. В области морских научных исследований на европейском пространстве в качестве такой модели выступает европейский консорциум исследовательской инфраструктуры «Европейский центр морских биологических ресурсов» (The European Marine Biological Resource Centre; EMBRC-ERIC; ЕЦМБР)28.
Меморандум о взаимопонимании для создания правовой структуры функционирования ЕЦМБР вступил в силу в декабре 2013 г., подписан 7 странами — членами ЕС (Бельгия, Франция, Греция, Италия, Португалия, Испания и Великобритания) и двумя ассоциированными странами (Израиль и Норвегия). Окончательное решение об учреждении ЕЦМБР было принято Европейской комиссией 20 февраля 2018 г. Срок работы консорциума определен предположительно в 25 лет.
ЕЦМБР представляет собой распределенную исследовательскую инфраструктуру со штаб-квартирой в кампусе Университета Сорбонны (Париж, Франция), отвечающей за координацию и централизованное управление инфраструктурой и национальными узлами в странах-членах, которые предоставляют услуги сообществу пользователей инфраструктуры.
Органом управления ЕЦМБР является Генеральная ассамблея, которая состоит из двух представителей (одного научного и одного административного) от каждого государства-члена.
ЕЦМБР реализует проекты различной направленности в области исследований морских биологических ресурсов. Среди его проектов можно упомянуть:
1. ASSEMBLE Plus — объединение различных научных учреждений и предоставление ученым из академических кругов и промышленности качественной программы транснационального и виртуального доступа к морским биологическим станциям, предоставляющим широкий
26 Подробнее см.: Кожеуров Я. С., Теймуров Э. С. Понятие, признаки и правовая природа глобальной исследовательской инфраструктуры // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 9 (106). С. 130-141.
27 URL: https://ec.europa.eu/info/research-and-innovation/strategy/european-research-infrastructures_ en#initiatives (дата обращения: 20.03.2020).
28 URL: https://www.embrc.eu/about/organization (дата обращения: 22.03.2020).
спектр морских экосистем, уникальных морских биологических ресурсов, современного экспериментального и аналитического оборудования.
2. IMBRSea — международная программа магистерской подготовки в области морских биологических ресурсов, реализуемая в сетевой форме 8 ведущими европейскими университетами и поддерживаемая 14 морскими исследовательскими институтами.
3. CORBEL — создание единой структуры общих сервисов между инфраструктурами биологических и медицинских исследований, направленной на ускорение трансформации открытий основных биологических механизмов в прикладные медицинские инструменты.
4. EMBRIC — направлен на ускорение темпов научных открытий и инноваций в области морских биоресурсов путем продвижения новых продуктов, полученных из морских организмов, в таких областях, как открытие новых лекарств, новых продуктов питания и пищевых ингредиентов, селективное разведение аквакультуры, био-ремедиация, косметика и биоэнергетика; и др.29
3.2. ГРИД-Арендал
ГРИД-Арендал является фондом в соответствии с норвежским законодательством. Он был основан в 1989 г. по соглашению между Программой ООН по окружающей среде и Министерством климата и окружающей среды Норвегии по результатам работы Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития (Комиссии Брундтланд)30.
Председатель и члены правления ГРИД-Арендал назначаются Министерством климата и окружающей среды Норвегии на трехлетний период.
ГРИД-Арендал активно сотрудничает с организациями, входящими в систему ООН, Арктическим советом, международными неправительственными организациями и множеством научных учреждений и общественных объединений по всему миру. В 2001 г. ГРИД-Арендал получил статус официального центра ЮНЕП, а в 2014 г. было подписано новое рамочное соглашение с ЮНЕП, которое возобновило сотрудничество в полярных регионах, морской среде, коммуникациях и информационно-просветительской работе, экологической оценке и наращивании потенциала в развивающихся странах.
ГРИД-Арендал организует коллективную работу ученых в рамках 3 основных программ в области морских научных исследований — «Морская среда», «Полярные регионы и климат» и «Отходы и морской мусор», каждая из которых включает несколько международных научных проектов. Фонд организует исследования в рамках поддерживаемых проектов, оказывает информационную поддержку коллективам ученых, проводит регулярные научные мероприятия для обсуждения работы и достигнутых результатов исследований, и др.
Таким образом, институциональные модели международного научно-технического сотрудничества коллаборационного типа осуществляют международные исследовательские проекты и выступают объединяющей площадкой для ученых и различных исследовательских учреждений по всему миру.
Заключение
Институциональная модель международного научно-технического сотрудничества в области морских научных исследований в основном выражается в учреждении международных межправительственных и неправительственных организаций (созданы в качестве юридического лиц по соответствующему национальному праву). В качестве самостоятельной институциональной модели выступают также европейские консорциумы исследовательской инфраструктуры.
Институциональные модели международного научно-технического сотрудничества могут быть экосистемного и коллаборационного типа. Модели экосистемного типа создают необходимые правовые, организационные, экономические и иные условия для международного сотрудничества и совместного проведения морских научных исследований, не осуществляя непосредственно научные исследования. Модели коллаборационного типа создаются непосредственно для международных научных исследований.
Безусловно, на практике невозможно провести строгую границу между двумя этими типами институциональных моделей. Однако если модели экосистемного типа преимущественно ориентированы на создание необходимой
29 URL: https://www.embrc.eu/projects (дата обращения: 22.03.2020).
30 URL: https://www.grida.no/about (дата обращения: 22.03.2020).
среды и условий для упрощения и усиления международного научно-технического сотрудничества, то модели коллаборационного типа в основном адаптируют выработанные механизмы взаимодействия под потребности конкретного проекта с целью его реализации.
Выступая институциональными моделями экосистемного типа, МОК ЮНЕСКО и СКОР вносят наиболее заметный вклад в формирование нормативных и организационных условий для реализации международных проектов в области исследования океана, их финансирование и привлечение к участию в них значительного числа органов и программ международных
межправительственных и неправительственных организаций, профильных национальных научных учреждений, смежных с ними структур и отдельных ученых.
Институциональные модели международного научно-технического сотрудничества коллаборационного типа, такие как ЕЦМБР и ГРИД-Арендал, осуществляют международные исследовательские проекты и выступают объединяющей площадкой для ученых и различных исследовательских учреждений по всему миру, в значительной степени базируясь на разработанной моделями экосистемного типа организационной, финансовой и структурной основе.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бекяшев Д. К. Международно-правовые проблемы управления рыболовством : монография. — М. : Проспект, 2017. — 512 с.
2. Гуласарян А. С. Правовая природа международных энергетических объединений в современном мире // Lex russica. — 2019. — № 5 (150). — С. 78—81.
3. Кожеуров Я. С., Теймуров Э. С. Конвенционные модели международного научно-технического сотрудничества на примере морских научных исследований // Lex russica. — 2019. — № 9 (154). — С. 130—145.
4. Кожеуров Я. С., Теймуров Э. С. Понятие, признаки и правовая природа глобальной исследовательской инфраструктуры // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 9 (106). — С. 130—141.
5. Четвериков А. О. Большой адронный коллайдер как юридический феномен // Lex russica. — 2019. — № 4 (149). — С. 151—169.
6. Четвериков А. О. Большой адронный коллайдер как юридический феномен (продолжение) // Lex russica. — 2019. — № 5 (150). — С. 161—173.
7. Четвериков А. О. Организационно-правовые формы большой науки (мегасайенс) в условиях международной интеграции: сравнительное исследование. Часть I. Мегасайенс как научное и правовое явление. Правовые аспекты функционирования мегасайенс в форме международных межправительственных организаций и национальных юридических лиц // Юридическая наука. — 2018. — № 1. — С. 13—27.
8. Четвериков А. О. Организационно-правовые формы большой науки (мегасайенс) в условиях международной интеграции: сравнительное исследование. Часть II. Правовые аспекты функционирования мегасайенс в форме транснациональных и наднациональных юридических лиц, международных консорциумов без статуса юридического лица, европейских консорциумов исследовательской инфраструктуры. Достоинства и недостатки разных организационно-правовых форм мегасайенс. Перспективы России и Евразийского экономического союза // Юридическая наука. — 2018. — № 2. — С. 34—50.
9. Baruch P. International scientific cooperation // Science. — 1999. — Vol. 286. — Pp. 245—246.
10. Field J. G., Hempel G., Summerhayes C. P. Oceans 2020: Science, Trends, and the Challenge of Sustainability. — 4th ed. — Island Press, 2002. — 384 p.
11. Gaillard J., Gaillard A.-M., Arvanitis R. Research collaboration between Europe and Latin America: mapping and understanding partnership. — Paris : Archives contemporaines, 2014. — 196 p.
Материал поступил в редакцию 15 июля 2020 г.
LEX IPS«
REFERENCES
1. Bekyashev DK. Mezhdunarodno-pravovye problemy upravleniya rybolovstvom: monografiya [International legal problems of fisheries management: monograph]. Moscow: Prospect; 2017. (In Russ.)
2. Gulasaryan AS. Pravovaya priroda mezhdunarodnykh energeticheskikh obedineniy v sovremennom mire [The Legal Nature of International Energy Associations in the Modern World]. Lex Russica. 2019;(5):72-90. (In Russ.)
3. Kozheurov YaS, Teymurov ES. Konventsionnye modeli mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo sotrudnichestva na primere morskikh nauchnykh issledovaniy [Convention Models of International Scientific and Technical Cooperation (Based on the Case Study of Marine Scientific Research)]. Lex Russica. 2019;1(9):130-145. (In Russ.)
4. Kozheurov YaS, Teymurov ES. Ponyatie, priznaki i pravovaya priroda globalnoy issledovatelskoy infrastruktury [Concept, Features and Legal Nature of Global Research Infrastructure]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2019;(9):130-141. (In Russ.)
5. Chetverikov AO. Bolshoy adronnyy kollayder kak yuridicheskiy fenomen [Large Hadron Collider as a Legal Phenomenon]. Lex Russica. 2019;(4):151-169. (In Russ.)
6. Chetverikov AO. Bolshoy adronnyy kollayder kak yuridicheskiy fenomen [Large Hadron Collider as a Legal Phenomenon]. Lex Russica. 2019;(5):161-173. (In Russ.)
7. Chetverikov AO. Organizatsionno-pravovye formy bolshoy nauki (megasayens) v usloviyakh mezhdunarodnoy integratsii: sravnitelnoe issledovanie. Chast I. Megasayens kak nauchnoe i pravovoe yavlenie. Pravovye aspekty funktsionirovaniya megasayens v forme mezhdunarodnykh mezhpravitelstvennykh organizatsiy i natsionalnykh yuridicheskikh lits [Organizational and legal forms of big science (megasayens) in the conditions of international integration: comparative research. Part I. Megascience as a scientific and legal phenomenon. Legal aspects of megascience in the form of international intergovernmental organizations and national legal entities]. Yuridicheskaya nauka [Legal Science]. 2018;1:13-27. (In Russ.)
8. Chetverikov AO. Organizatsionno-pravovye formy bolshoy nauki (megasayens) v usloviyakh mezhdunarodnoy integratsii: sravnitelnoe issledovanie. Chast 2. Pravovye aspekty funktsionirovaniya megasayens v forme transnatsionalnykh i nadnatsionalnykh yuridicheskikh lits, mezhdunarodnykh konsortsiumov bez statusa yuridicheskogo litsa, evropeyskikh konsortsiumov issledovatelskoy infrastruktury. Dostoinstva i nedostatki raznykh organizatsionno-pravovykh form megasayens. Perspektivy Rossii i Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Legal forms of big science (megascience) in the context of international integration: Part II. Legal aspects of megascience in the form of transnational and supranational legal entities, international consortia without the status of legal entity consortia of European research infrastructure. The advantages and disadvantages of different organizational-legal forms of megascience. Prospects of Russia and the Eurasian Economic Union]. Yuridicheskaya nauka [Legal Science]. 2018;2:34-50. (In Russ.)
9. Baruch P. International scientific cooperation. Science. 1999;286:245-246. (In Eng.)
10. Field JG, Hempel G, Summerhayes CP. Oceans 2020: Science, Trends, and the Challenge of Sustainability. 4th ed. Island Press; 2002. (In Eng.)
11. Gaillard J, Gaillard A-M, Arvanitis R. Research collaboration between Europe and Latin America: mapping and understanding partnership. Paris:Archives contemporaines; 2014. (In Eng.)