СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
УДК 364.2
Институциональные меры повышения качества жизни населения в субъектах Северо-Кавказского федерального округа
С учетом выявленных институциональных проблем в федеральном округе разработана программа повышения качества жизни населения в регионах Северо-Кавказского федерального округа, состоящая из четырех уровней регулирования с алгоритмом реализуемых мер, направленная на стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности во всех сферах жизнедеятельности, способных обеспечить экономический рост, снижение социальной напряженности и повышение качества жизни населения.
Ключевые слова: качество жизни населения, региональное развитие, адресная поддержка населения, социальное обеспечение, модернизация социальной сферы.
Тенденции, сложившиеся в экономике национальных республик Северного Кавказа в последние годы, приобретают все более устойчивый характер и требуют формирования условий для динамичного и комплексного развития всех регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) на основе роста материального благосостояния населения, стимулирования инвестиционно-инновационных процессов, усиления экономических и культурных связей, а также расширения внутреннего спроса. В целях обеспечения решения накопившихся проблем в регионах СКФО целесообразным является проведение единой социально-экономической политики на всех уровнях, направленной на повышение качества жизни населения. С позиции комплексного решения проблем обеспечения роста качества жизни населения и валового регионального продукта, а также нейтрализации угроз социальной и политической стабильности требуется разработка и реализация Программы повышения качества жизни населения в регионах СКФО, направленной на устранение основных социально-экономических проблем в федеральном округе, сковывающих экономический рост и развитие. В частности, обеспечить решение таких проблем, как бедность, безработица, функционирование социальной инфраструктуры и системы социальной защиты населения.
© Хаджалова Х.М., 2014
Х.М. Хаджалова
127
Институциональные меры повышения качества жизни населения
Создание возможностей дня обеспечения населен?!* доступным социальным н нщш-видуалышм жильем
Построение оптимальной сети медицинских учреждений с позиции нх территориальной доступности, с расширением нх финансовой самостоятельности и созданием центров высоких технологий
Модернизация сети образовательной ни* фраструктуры. внедрение инновационных методов обучения и системы стимулирования качественного образования
Формирование современной санаторно-курортной н рекреационно-туристической отрасли
Рисунок 1. Структура и основные направления реализации Программы повышения качества жизни населения в регионах СКФО
128
Институциональные меры повышения качества жизни населения
При этом решение социальных проблем в СКФО находится как в плоскости увеличения бюджетного финансирования социальной сферы с параллельным повышением эффективности их использования, так и в плоскости предпринимательской активности через механизм партнерства государства и бизнеса.
Примерная структура Программы приведена на рисунке 1, где в качестве основной цели определено стимулирование инновационноинвестиционной деятельности во всех сферах жизнедеятельности, способных обеспечить экономический рост, снижение социальной напряженности и повышение качества жизни населения.
В Программе повышения качества жизни населения на уровне федерального округа целесообразно определить мероприятия реализации и комплекс приоритетных инвестиционных проектов как в целом по округу, так и по регионам. Ключевыми проектами, направленными на реализацию Программы повышения качества жизни населения на всех уровнях управления, являются:
• проекты, ориентированные на выход экономики из кризисного состояния (комплексная модернизация предприятий, активизация внутреннего рынка и т.д.);
• социально ориентированные проекты (программы социальной поддержки и помощи различным слоям населения, улучшения жилищных условий и др.);
• проекты развития и модернизации социальной инфраструктуры (здравоохранение, культура, образование, спорт, пассажирский транспорт и т.д.);
• проектные мероприятия по поддержке и развитию предпринимательства (проекты создания производственной и рыночной инфраструктуры, проекты материально-технической поддержки предпринимательства и т.д.);
• проектные мероприятия по организации внешней трудовой миграции (проекты создания соответствующей инфраструктуры трудового посредничества, проекты защиты интересов трудовых мигрантов за пределами их проживания, в том числе и зарубежном и т.д.).
При этом механизм реализации Программы повышения качества жизни населения в СКФО, как многоуровневая система, должен опираться на следующие мероприятия:
1) на начальном этапе — на предоставление государственных гарантий в форме минимальных социальных стандартов, призванных гарантировать минимальные условия жизнедеятельности населения во всех регионах округа;
2) на промежуточном уровне — на социальную поддержку групп населения, нуждающихся в опоре при продвижении к более высокому уровню самореализации;
3) на завершающем уровнем — на либерализме, гарантирующем свободу реализации интересов тех, кто уже достиг высокого уровня благосостояния,
129
Институциональные меры повышения качества жизни населения
однако испытывает потребность в дальнейшем расширении границ своей экономической свободы.
Реализация программных мероприятий требует четкого определения ожидаемых результатов, являющихся критериями реализации предложенной Программы повышения качества жизни населения. Кроме того, с учетом специфики территорий СКФО в числе первоочередных мер, должно быть усиление адресности социальной поддержки малоимущих (муниципальный уровень реализации), практическая реализация федеральных законов о прожиточном минимуме и государственной социальной помощи (региональный уровень). Дополнительные средства реально нуждающимся могут быть найдены за счет усиления контроля и сокращения коррупционной составляющей в назначении социальных выплат.
Наличие социально уязвимых групп населения, неконкурентоспособных на рынке труда и экономически неактивных, обусловливает формирование социальной бедности, что характеризует необходимость в социально ориентированной национальной экономической системе формирование и реализацию социальной политики, с эффективной системой социальной защиты населения. Исходными параметрами становятся минимальные социальные нормативы, обеспечение которых гарантирует государство (федеральный уровень). Главным среди них является прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет, которые определяют минимальную заработную плату. Они, в свою очередь, ставят границы минимальной пенсии и другим трансфертам.
В круг социальных гарантий входит минимальная «корзина» медицинских услуг, доступных для каждого на условиях бесплатности. Комплекс минимальных социальных гарантий, с одной стороны, касается социально уязвимых групп населения (инвалидов, бедняков, лишенных способности к труду и самообеспечению), а с другой — затрагивает социально значимые сферы жизнедеятельности общества. Здравоохранение в обязательном порядке включает лечение социально опасных заболеваний (туберкулез, ВИЧ-инфекция), проведение профилактических мер и предупредительных действий по охране здоровья на государственном уровне. Масштабы бесплатного образования определяются также в формате минимальных социальных гарантий, уровень которых зависит от общественной значимости конкретных видов интеллектуального потенциала. Все расходы по обеспечению минимальных гарантий финансируются из государственного бюджета.
На федеральном уровне минимальные социальные гарантии определяются как некоторые ориентиры, которые утверждаются высшим законодательным органом и трансформируются в региональные нормативы с учетом местной специфики. Региональная компонента социальной политики ориентирована на реализацию основных направлений центра, и контроль обеспечивается субфедеральной властью (федеральный округ). Единая
130
Институциональные меры повышения качества жизни населения
политика для всех регионов, как правило, малоэффективна, так как она слабо учитывает территориальные особенности.
Повышение эффективности социальной защиты населения предполагает развитие системы социальной защиты в целом и управление социальными рисками за счет институциональных преобразований, расширения рынка социальных услуг и комплексного характера социальной помощи. Основными направлениями социальной политики, направленными на сокращение социальной бедности, являются:
1. Совершенствование форм адресной социальной поддержки населения. Социальная помощь призвана обеспечить «гарантированный минимальный доход» всем группам населения при соблюдении определенных условий. Так как все регионы СКФО являются высокодотационными, для которых характерен низкий уровень жизни населения, повышенная иждивенческая нагрузка на трудоспособных граждан, ограниченность собственных бюджетных средств и иных ресурсов, адресная социальная политика должна обеспечить оказание адресной помощи реально нуждающимся семьям. В основу определения потребности в адресной социальной поддержке и ее размера должно быть положено сравнение фактических среднедушевых доходов с нормативными, увязанными с региональным прожиточным минимумом. С учетом практики в регионах СКФО, целесообразным является осуществление инвентаризации всех получателей социальных пособий. Адресная социальная помощь должна быть результативной. Показателями эффективности могут выступать: повышение покупательной способности денежных доходов после выплаты пособий, снижение уровня малообеспеченности и дифференциации населения региона, а также средние размеры выплаченных пособий и их зависимость от количества получателей в семье.
В рамках Программы повышения качества жизни населения в регионах СКФО в направлении борьбы с социальной бедностью принципиальное значение имеет создание единой электронной базы нуждающихся в адресной социальной поддержке с группировкой по категориям граждан и с привязкой с электронными базами данных различных государственных структур. Такая необходимость связана с тремя аспектами:
— во-первых, различным категориям нуждающихся граждан из года в год приходится тратить время, силы и здоровье на подтверждение статуса получателей социального пособия. Создание такой базы данных позволит ускорить процесс предоставления социальных пособий, снизить излишнюю нагрузку на граждан-получателей социальных выплат и создаст барьер для злоупотреблений представителей различных государственных структур, имеющих отношение к оказанию социальной поддержки нуждающимся гражданам;
— во-вторых, это позволит «отсеивать» недобросовестных получателей пособий через механизм контроля всех крупных затрат семьи;
131
Институциональные меры повышения качества жизни населения
— в-третьих, формирует базу для развития электронных государственных услуг, связанных с возможностью подачи заявок на социальное пособие гражданами через удаленный электронный портал.
2. Модернизация системы социального обеспечения, требующая в условиях рыночной экономики кардинальных изменений в системе социальных гарантий и механизмов защиты населения. Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует об эффективности так называемых смешанных систем социального обеспечения, включающих социальное страхование и социальную помощь. Повышается роль работников и работодателей в формировании средств, необходимых для поддержания доходов человека при потере работы, воспитании детей, а также в случае болезни, инвалидности или старости. Раньше этих рисков либо вовсе не было (например, безработицы), либо материальное обеспечение при их наступлении брало на себя государство. Выполнение многих условий зависит, прежде всего, от системы социального обеспечения, включающей социальное страхование, социальное обслуживание и социальное вспомоществование.
В условиях регионов СКФО настоятельной необходимостью является воссоздание института государственного вспомоществования, поскольку в ряде случаев невозможно обеспечить гарантированный доход на уровне минимального потребительского бюджета. Государственная политика вспомоществования, нацеленная на ограничение бедности, должна определяться:
• многосторонней ответственностью (государственного, частного сектора, общественных структур, каждого трудоспособного гражданина), четким разграничением между выплатами государственных пенсий и пособий, выполняющих функцию внутреннего заработка (пенсия по инвалидности, возрасту, по случаю потери кормильца, пособие по безработице) на принципах страхования, и социальными пособиями нуждающимся из бюджетных средств всех уровней власти;
• использованием научно обоснованной нормативной базы для установления прожиточного минимума и связанных с этим показателем форм вспомоществования;
• дифференцированной целевой государственной помощью различным группам населения, имеющим доход ниже черты бедности;
• преодолением социального иждивенчества и усилением трудовой мотивации (испытательных, экономических, правовых и организационных мер).
К числу основных программ вспомоществования следует отнести: программы денежной помощи; программы медицинской помощи (медицинское обслуживание инвалидов, медицинская помощь матери и ребенку и т.п.); программы продовольственной помощи. Но особую актуальность для регионов СКФО приобретают программы помощи в получении образования и переквалификации.
132
Институциональные меры повышения качества жизни населения
Поскольку задача разработки новых социальных программ с учетом изменений в обществе и реформирования системы социального обеспечения ставится в условиях ограниченных финансов, первостепенное значение приобретают совершенствование ее структуры, поиск нетрадиционных подходов к использованию имеющихся денежных средств, перераспределение бюджетных ассигнований, поиск новых источников финансирования, в том числе по франтовской схеме целевых средств различных фондов, а также привлечение частного бизнеса в решение социальных проблем.
Кроме того, особую актуальность всех регионов СКФО приобретают мероприятия по модернизации социальной инфраструктуры как совокупности объектов, через которые осуществляется реализация всех мероприятий в рамках социальной политики и предоставление социальных услуг населению. При модернизации социальной инфраструктуры имеют в виду, прежде всего, отрасли здравоохранения, образования, социального обслуживания и ЖКХ, которые должны быть переведены на рыночные рельсы с учетом того, что отрасли социальной инфраструктуры призваны удовлетворять социально значимые потребности населения. Узловым вопросом, который здесь встает, является определение соотношения платности и бесплатности, а следовательно, и увеличения «нормативной» заработной платы. Тогда рынок может заработать и в этом секторе. Исходными параметрами становятся минимальные социальные нормативы, обеспечение которых гарантирует государство.
Основными направлениями модернизации социальной инфраструктуры являются:
1. Обеспечение населения доступным жильем. В регионах СКФО к проблемам бедности в настоящее время добавилась новая — рост цены на жилье, в связи с чем среди главных стратегических приоритетов социально-экономического развития регионов СКФО особое место принадлежит улучшению жилищных условий граждан. Жилищно-строительный комплекс во всех регионах СКФО относится к числу ключевых сфер экономики, расположен на стыке социальной и производственной сфер и затрагивает интересы всех слоев населения. В настоящее время государственная статистика существенно занижает реальные темпы развития жилищного строительства в федеральном округе. Во многих регионах СКФО опережающее строительство жилья потянуло за собой многократную капитализацию накоплений населения, способствовало росту денежных доходов и инвестиций. Последовало многократное увеличение незарегистрированного производства строительных материалов, значительные объемы которых вывозятся в другие регионы. По мере освоения предпринимателями технологий производства новых строительных материалов следует ожидать приток технологий и инвестиций в эту сферу. Этому, на наш взгляд, будут способствовать:
— разработка комплекса мер по демонополизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства и формированию системы управления
133
Институциональные меры повышения качества жизни населения
имущественными комплексами коммунального хозяйства на основе концессионных соглашений;
— выделение земель молодым семьям и нуждающимся работникам социальной сферы под строительство индивидуальных домов в пределах определенной территории;
— формирование системы государственной поддержки молодых семей в приобретении жилья, в том числе в представлении средств на уплату первоначального взноса при получении банковского ипотечного кредита;
— обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкретном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего платежеспособный спрос населения.
2. Формирование оптимальной сети медицинских учреждений на территории округа и создание крупных специализированных центров высоких технологий в федеральном округе. В рамках Программы повышения качества жизни населения по разделу, относящемуся к здоровью населения, целесообразно провести мероприятия по двум основным направлениям: в направлении улучшения состояния здоровья населения в целях кардинального изменения в позитивную сторону ситуации; в направлении повышения доступности и качества медицинской помощи населению.
В целом, все мероприятия в данной сфере должны быть направлены на повышение доступности и качества медицинской помощи населению на основе оснащения учреждений здравоохранения высокотехнологичным оборудованием и повышения квалификации медицинских кадров.
3. Модернизация сети образовательной инфраструктуры, внедрение инновационных методов обучения и системы стимулирования качественного образования. Наметившиеся положительные сдвиги в развитии производственной сферы ограничиваются нехваткой квалифицированных специалистов, особенно по рабочим специальностям. Это требует восстановления сети средних специальных учебных заведений и ускоренной подготовки необходимых специалистов. В целях модернизации сети образовательной инфраструктуры необходимы следующие мероприятия:
• укрепление и развитие материально-технической базы учреждений образования;
• постоянное повышение качества и социально-экономической эффективности высшего и среднего профессионального образования;
• оптимизация структуры специальностей в профессиональных учебных заведениях с учетом перспективных потребностей в кадрах на основе научно обоснованного прогнозирования социально-экономического развития территории;
• укрепление связи науки и производства, способствование обеспечению наукоемких производств, образовательных и научных учреждений кадрами;
134
Институциональные меры повышения качества жизни населения
• создание интегрированных образовательных комплексов различного назначения, объединяющих учреждения общего, начального и профессионального образования;
• стимулирование развития партнерств государства и частного бизнеса в образовательной сфере.
4. Создание условий для повышения уровня культуры, прежде всего, молодежи, и организации досуга населения. Культурные традиции, ценностные ориентиры и нравственные нормы, принятые в обществе, влияют на экономику как через социальную организацию общества, так и через человеческий потенциал. Культурное и духовно-нравственное развитие личности и общества могут раскрыть четыре показателя: межличностные отношения, межнациональные отношения, взаимоотношения человека и природы, степень самореализации личности.
Проблема межнациональных отношений также очень остро стоит на Северном Кавказе. При этом ухудшение межличностных отношений происходит на фоне повышения нетерпимости к представителям других национальностей (это особенно развито у молодежи). В настоящее время межнациональные конфликты выходят за рамки чисто экономических или политических противоречий, затрагивая область противостояния культур. Исторический опыт мирного сосуществования на территории Кавказа различных этносов из разных расовых и религиозных направлений показывает возможность разрешения существующих противоречий, тем более что этносы на сегодня являются носителями русского языка, что облегчает диалог и взаимопроникновение различных культур.
Во взаимоотношениях человека и природы тоже существует множество проблем. Выход здесь видится в направлении повышения экологического воспитания, основной целью которого должно стать развитие в подрастающем поколении чувства своего органического единства, родства с природой и преемственности с будущими поколениями.
5. Формирование на Северном Кавказе современного санаторно-курортного и рекреационно-туристического кластера. По своим физико-географическим особенностям и наличию богатых естественных лечебных и рекреационных ресурсов регионы СКФО являются перспективными для развития курортно-туристского и рекреационного комплекса, что способствует определению в качестве приоритета федерального округа формирование и развитие туристско-рекреационного кластера. Для этих целей была учреждена корпорация развития Северного Кавказа ОАО «Курорты Северного Кавказа», которая осуществляет в рамках федерального округа единую политику по формированию кластера. Развитие туризма и рекреации в регионах СКФО требует формирования санаторно-курортных и рекреационно-туристических центров по регионам и разработки региональных программ развития туризма и рекреации.
135
Институциональные меры повышения качества жизни населения
Несмотря на важность социальной политики в обеспечении высокого качества жизни населения, следует подчеркнуть роль в обеспечении роста качества жизни населения экономической политики. В настоящее время наличие значительных масштабов безработицы и неполной занятости в регионах СКФО диктуют необходимость осуществления комплекса мероприятий, способствующих формированию экономических основ повышения качества жизни населения. В поиске основных направлений решения социальных проблем современного общества особое место необходимо отводить снижению уровня безработицы, бедности, росту доходов населения, снижению социального неравенства населения, что должно способствовать повышению качества жизни населения и обеспечению стабильности в обществе.
Все это требует коренной модернизации социально-экономических систем регионов. Основными параметрами модернизации экономики и социальной сферы могут выступать: усиление межрегиональной интеграции, мобилизация финансовых источников накопления, развитие науки, подготовка квалифицированной рабочей силы, привлечение инновационных технологий, венчурного капитала и т.д.
Как известно, экономическая бедность обусловлена безработицей, низкой квалификацией рабочих, малопроизводительной занятостью, неэффективной предпринимательской деятельностью и, как следствие, низким уровнем денежных доходов, капитала и имущества населения. Она затрагивает экономически активные группы населения, являющиеся основой успешного развития общества. В программе основными направлениями сокращения экономической бедности должны стать следующие:
1. Политика повышения доходов населения. Растущее социально-эко -номическое неравенство населения по уровню жизни требует комплексного подхода к изменению политики оплаты труда в социально-экономической сфере региона. В данном направлении необходимо предусмотреть не просто повышение оплаты труда, а, прежде всего, рост ее покупательной способности. Это напрямую связано с экономическим ростом. Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать систематический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между принятием этих решений. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях инфляции. Систематический рост покупательной способности оплаты труда может быть обеспечен комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.
Первоочередные меры в сфере повышения оплаты труда предлагается осуществлять в следующих направлениях:
136
Институциональные меры повышения качества жизни населения
• совершенствование механизма регулирования оплаты труда в рамках социального партнерства, обеспечивающего оптимальное сочетание интересов работника, работодателя и государства;
• снижение необоснованной дифференциации в оплате труда между отраслями производства и бюджетной сферой, между различными подотраслями внутри бюджетной сферы;
• обеспечение роста реальной заработной платы работников бюджетной сферы в тесной увязке с их квалификацией и результатами работы;
• повышение уровня гарантий минимальной оплаты труда;
• внедрение эффективных механизмов соблюдения правовых гарантий работников наемного труда предприятиями всех форм собственности, в том числе по своевременной оплате труда.
2. Развитие рынка труда, сокращение безработицы и содействие эффективной занятости населения. При том, что в рыночных условиях хозяйствования координация и регулирование процессов формирования, распределения и использования трудовых ресурсов осуществляется непосредственно, механизм его саморегулирования должен быть дополнен системой государственного регулирования процессов воспроизводства трудовых ресурсов и занятости населения. Роль государства в управлении трудовыми ресурсами должна заключаться в системном регулирующем воздействии на процессы формирования, распределения, перераспределения и использования трудовых ресурсов, обеспечении количественной и качественной сбалансированности экономики по трудовым ресурсам. Количественная и качественная сбалансированность экономики региона по трудовым ресурсам, в свою очередь, предполагает всестороннее развитие человека, формирование у него способностей и потребности в труде; обеспечение потребностей народного хозяйства в необходимых кадрах; эффективное использование трудовых ресурсов; стремление к обеспечению.
Формирование эффективного рынка труда должно проводиться в направлении:
• реализации инвестиционных проектов, являющихся основой устойчивого экономического роста и эффективности занятости населения;
• разработки целевой программы по федеральному округу, предусматривающей содействие занятости, в том числе через стимулирование самозанятости;
• обеспечения эффективного перераспределения трудовых ресурсов в условиях высвобождающейся рабочей силы в соответствии со структурными сдвигами в экономике, ориентированного на высокоэффективные производства;
• содействия миграции трудоактивного населения на работу в различные регионы России и зарубежья. Для этого, прежде всего, необходимо создать условия для вывоза рабочей силы путем образования инфраструктуры трудового посредничества, создания и лицензирования организаций
137
Институциональные меры повышения качества жизни населения
и фирм во всех регионах СКФО, специализирующихся на поставке трудовых ресурсов в другие регионы.
3. Сокращение различий в уровне социально-экономического развития территорий. В целях сокращения различий в уровне социально-экономического развития территорий СКФО необходимо:
• проведение системного мониторинга (социального обследования домохозяйств), дающего характеристику различий в социально-экономическом развитии городов и районов по регионам СКФО;
• осуществление по результатам мониторинга отбора территорий с социально-экономическими показателями ниже средних по округу и региону с целью разработки комплекса мероприятий для преодоления отставаний в социально-экономическом развитии.
4. Активизация деятельности и расширение сферы малого предпринимательства. Для обеспечения развития малого предпринимательства, прежде всего, необходимо решить проблему государственной поддержки, так как существующий механизм поддержки не способствует становлению цивилизованных партнерских отношений между государством и малым бизнесом. Решение этой проблемы заключается в кардинальном изменении механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
С учетом менталитета населения и высокой коррумпированности органов государственной власти в регионах СКФО приоритетным становится развитие малого предпринимательства во всех отраслях экономики. Приоритет должны отдавать социальным составляющим малого предпринимательства, так как это способно обеспечить:
• развитие самозанятости, создание рабочих мест с гибким режимом работы, что позволит получать определенный доход студентам, инвалидам, женщинам с маленькими детьми и другим социально уязвимым слоям населения;
• создание трудозатратных рабочих мест, что способно обеспечить большое количество сельского населения работой по найму. В основном трудозатратные работы ориентированы на производство утилитарных изделий народных художественных промыслов, в производстве которых исторически используется ручной труд мастеров;
• увеличение инвестиций в экономику за счет мобилизации средств населения. При этом могут использоваться как собственные сбережения, так и привлеченные средства родственников, друзей предпринимателя. В свою очередь, использование привлеченных средств родственников и друзей повышает психологическую ответственность предпринимателя, что толкает его на приобретение предпринимательских навыков и обучение основам управления.
5. Формирование инвестиционной привлекательности территорий, лоббирование и позиционирование экономических интересов регионов СКФО на межрегиональных и российских рынках. Для этого целесообразно формирование
138
Институциональные меры повышения качества жизни населения
маркетинговой стратегии продвижения и активное позиционирование СКФО, что требует проведения системы мероприятий по продвижению территории как особого вида товара. Для этого осуществляют разработку концепции и программы развития федерального округа, определяют стратегические приоритеты развития, задачи и целевые ориентиры.
Таким образом, комплексная реализация всех вышеотмеченных мер и проведение активной государственной социальной политики по обозначенным направлениям позволит преодолеть негативные тенденции в повышении качества жизни населения и обеспечить положительный тренд как в развитии экономики, так и в повышении качества жизни населения во всех регионах СКФО.
Литература
1. Абдулманапов С.Г. Инновационная деятельность в модернизации промышленных производств в депрессивном регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 1. С. 142—151.
2. Абдулманапов С.Г. Основные факторы повышения конкурентоспособности продукции в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4. С. 75 —79.
3. Абдулманапов С.Г. Приоритетные направления стратегического развития экономики и социальной сферы Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. С. 128—140.
4. Абдулманапов С.Г., Абдуллаева Л.А. Концессии в реформировании социальной сферы региона // Вопросы структуризации экономики. 2008. № 2. С. 141-144.
5. Абдулманапов С.Г., Нестерова А.М. Приоритеты социально-экономической политики в Республике Дагестан // Вопросы экономики и права. 2012. № 7. С. 54-58.
6. Абдулманапов С.Г., Рамазанов М.М. Инфраструктурное обеспечение в формировании региональных промышленных кластеров // Вопросы экономики и права. 2011. № 41. С. 96-100.
7. Абдулманапов С.Г., Хаджалова Х.М. Концептуальные основы и программные мероприятия повышения качества жизни населения в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики.
2011. № 3. С. 73-78.
8. Абдулманапов С.Г., Хаджалова Х.М., Идзиев Г.И., Кутаев Ш.К. Жилищная ипотека в системе мультипликаторов экономического роста региона. Махачкала: Издательский дом «Наука плюс». 2006. 196 с.
9. Басарева В.Г. Взаимосвязь между уровнем жизни населения и развитием малого бизнеса // Регион: экономика и социология. 2008. № 3. С. 168-182.
10. Заманова Г.Н., Абдулманапов С.Г. Инфраструктура в обеспечении развития агропромышленных производств в Республике Дагестан // Вопросы экономики и права. 2011. № 41. С. 101-103.
139
Институциональные меры повышения качества жизни населения
11. Иванова Л.Н. Малое предпринимательство и занятость. М.: Наука,
2004. 96 с.
12. Комплексная стратегия социально-экономического развития СКФО Российской Феде-рации до 2025 года. Пятигорск, 2010. URL: http:// skfo.gov.ru/skfo/economics/strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-severo -kavkazskogo/
13. Хаджалова Х.М. Качество жизни как основа стабильности общества. Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2011. 314 с.
14. Хаджалова Х.М. Качество жизни населения как основа обеспечения социальной стабильности. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва, 2011. 383 с.
15. Хаджалова Х.М. Развитие малого предпринимательства как инструмент повышения качества жизни // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 3. С. 109—115.
16. Хаджалова Х.М. Развитие социальной инфраструктуры региона в повышении качества жизни // Труд и социальные отношения. 2011. №2. С. 100-106.
17. Хаджалова Х.М. Социально-экономическая безопасность и угрозы социальной стабильности в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 2 (59). С. 58-62.
18. Хаджалова Х.М., Стофарандова В.В. Направления регулирования и развития инфраструктуры образования в проблемном регионе // Экономические науки. 2011. № 2 (75). С. 139-143.
References
1. Abdulmanap S.G. Innovation in the modernization of industrial production in the depressed region. Regional Problems transformation of the economy. [Regional Problems transformation of the economy], 2012, no. 1, pp.142-151 (in Russian).
2. Abdulmanap S.G. The main factors increasing the competitiveness of products in the Republic of Dagestan. Regional Problems transformation of the economy. [Regional Problems transformation of the economy], 2009, no. 4, pp.75-79 (in Russian).
3. Abdulmanap S.G. Priority areas for strategic development of the economy and social sphere of the Republic of Dagestan Regional Problems transformation of the economy. [Regional Problems transformation of the economy], 2012, no. 4, pp.128-140 (in Russian).
4. Abdulmanap S.G., Abdullayev L.A. Concessions in reforming the social sphere of the region. Questions of structuring the economy. [Questions of structuring the economy], 2008, no. 2, pp.141-144 (in Russian).
5. Abdulmanap S.G., Nesterova A.M. Priorities of social and economic policy in the Republic of Dagestan. Problems of Economics and Law. [Problems of Economics and Law.], 2012, no. 7, pp.54-58 (in Russian).
140
Институциональные меры повышения качества жизни населения
6. Abdulmanap S.G., Ramazanov M.M. Infrastructure provision in the formation of regional industrial clusters. Problems of Economics and Law. [Problems of Economics and Law.], 2011, no. 41, pp.96-100 (in Russian).
7. Abdulmanap S.G., Hadzhalova H.M. Conceptual framework and program activities to improve the quality of life of the population in the Republic of Dagestan. Regional Problems transformation of the economy. [Regional Problems transformation of the economy], 2011, no. 3, pp.73-78 (in Russian).
8. Abdulmanap S.G., Hadzhalova H.M., Idziev G.I., Kutaev Sh.K. Residential mortgages in the system of multipliers of economic growth in the region. Makhachkala: Publishing House "Science Plus", 2006. 196 p.
9. Basareva V.G. The relationship between the level of living of the population and small business development. Region: Economics and Sociology. [Region: Economics and Sociology], 2008, no. 3, pp.168-182 (in Russian).
10. Zamanova G.N., Abdulmanap S.G. Infrastructure to ensure development of agro-industrial production in the Republic of Dagestan. Problems of Economics and Law. [Problems of Economics and Law.], 2011, no. 41, pp.101-103 (in Russian).
11. Ivanova L.N. Small business and employment. Moscow: Nauka, 2004. 96 p.
12. Comprehensive strategy of socio-economic development of North Caucasus Federal District of the Russian Federation until 2025. Pyatigorsk, 2010. Available at: http://skfo.gov.ru/skfo/economics/strategiya-socialno-ekonomichesk-ogo -razvitiya-severo -kavkazskogo/
13. Hadzhalova H..M. Quality of life as a basis for the stability of society. Makhachkala: Publishing House "Science Plus", 2011. 314 p.
14. Hadzhalova H.M. Quality of life of the population as a basis for ensuring social stability. Dissertation for the degree of Doctor of Economics. Moscow,
2011. 383 p. (in Russian).
15. Hadzhalova H.M. Small business development as a tool to improve the quality of life. Regional Problems transformation of the economy. [Regional Problems transformation of the economy], 2010, no. 3, pp.109-115 (in Russian).
16. Hadzhalova H.M. Development of social infrastructure in the region to improve the quality of life. Labour and Social Affairs. [Labour and Social Affairs], 2011, no. 2, pp.100-106 (in Russian).
17. Hadzhalova H.M. Socio-economic security and threats to social stability in the region. National interests: priorities and security. [National interests: priorities and security], 2010, no. 2 (59), pp.58-62 (in Russian).
18. Hadzhalova H.M., Stofarandova VV. Direction of regulation and education in-
frastructure in the troubled region. Economic Sciences. [Economic Sciences], 2011, no. 2 (75), pp.139-143 (in Russian).
141