Научная статья на тему 'Институциональные меры организации и развития системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма'

Институциональные меры организации и развития системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные меры организации и развития системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»

© Меньшенин А.Е.,

зам. руководителя МРУ Федеральной службы по финансовому мониторингу по ЮФО

© Бредихин А.Н.,

начальник отдела надзорной деятельности Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

по материалам выступления на семинаре «Система непрерывного финансового образования как основа инновационного развития» в рамках IX Международного экономического форума «Предпринимательство Юга России: инновации и развитие»

Слияние транснациональной организованной преступности и террористической деятельности, активизировавшееся под воздействием сложных процессов глобализации, требует от международного сообщества объединения усилий для эффективного противостояния связанным с этим вызовам и угрозам.

Одним из важнейших направлений международного сотрудничества в данной сфере стала организация системного противодействия легализации (отмыва-

нию) преступных доходов и финансированию терроризма, основанного на единых международных стандартах и предусматривающего сочетание механизмов уголовно-правового преследования указанных деяний и финансового мониторинга в целях выявления связанных с ними финансовых операций. При этом активными участниками соответствующей глобальной системы наряду с правоохранительными и контрольными органами являются финансовые организации и иные лица, например, независимые юристы и бухгалтеры, выступающие посредниками при совершении финансовых операций.

Доходы, полученные преступным путем, могут использоваться на следующие цели:

1) покрытие текущих расходов преступников и их окружения (на организацию преступлений и на потребление);

2) накопление (в виде наличных денежных средств, драгоценностей, иных предметов роскоши и т.п.);

3) развитие преступной деятельности (расширение основного вида деятельности и ее диверсификация);

4) инвестиции в легальную экономику (размещение на финансовом рынке, приобретение недвижимости и т.п.).

Очевидно, что в процессе реализации указанных целей преступные доходы претерпевают определенные преобразования, становясь объектом операций, в ходе которых эти доходы в большей или меньшей степени попадают в сферу действия легальной финансовой системы.

Согласно нормам международного права к отмыванию преступных доходов относятся как любые действия, направленные на сокрытие преступного характера их происхождения, так и использование таких доходов даже без цели придания правомерного вида их получению. Понимается, что при попадании преступных доходов в легальную экономику сама предпринимательская деятельность с использованием таких активов становится процессом их отмывания.

Криминализация экономики и создание благоприятных условий для отмывания преступных доходов неизбежно отражаются на международной репутации страны и ее инвестиционном рейтинге. Все операции с участием юридических и физических лиц из такой страны подвергаются особо тщательной проверке, что ведет к увеличению сроков их проведения и повышению операционных расходов. В ряде случаев иностранные партнеры предпочитают ограничить или вообще прекратить корреспондентские отношения с ее резидентами.

Очевидным следствием ухудшения репутации является снижение инвестиционной привлекательности, а для развивающейся страны и ограничение возможности получения внешней экономической помощи.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. преступлением признается предоставление любым лицом любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно, средств или осуществление их сбора с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично, для совершения:

a) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере одного из договоров, перечисленных в приложении к данной Конвенции, и содержащемуся в нем определению;

b) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения.

Согласно п. 1 ст. 1 для целей указанной Конвенции понятие «средства»

означает активы любого рода, осязаемые или неосязаемые, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также юридические документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, акции, ценные бумаги, облигации, векселя, аккредитивы, но не ограничиваясь ими.

Международный терроризм и транснационально организованная преступность и соответственно отмывание денег и финансирование терроризма тесно взаимосвязаны: средства, предназначенные для финансирования террористической деятельности, независимо от их происхождения, как правило, проходят стадию отмывания, чтобы замаскировать связь между их источником и конечным потребителем.

Необходимость единого комплексного подхода к решению проблем преступности и терроризма была осознана международным сообществом после террористических актов в США 11 сентября 2001 г.

На встрече министров финансов «Группы семи», состоявшейся 6 октября 2001 г. в Вашингтоне (США), был принят План действий по борьбе с финансированием терроризма, одобренный затем и Российской Федерацией. Названный План отличался комплексным характером и предусматривал совместные действия по следующим четырем направлениям:

1. Более строгое выполнение международных санкций по пресечению финансирования терроризма, установленных резолюциями СБ ООН 1333 и 1373 и направленных на замораживание активов не только Усамы бен Ладена и его сообщников, но и всех иных террористов в мире. Скорейшая ратификация Конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма. Рассмотрение дополнительных мер, включая обмен списками террористов для охвата всей сети финансирования терроризма.

2. Возложение ключевой роли в борьбе с финансированием терроризма на Группу разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которой следует сосредоточиться на разработке специальных мер по борьбе с финансированием терроризма, включая:

— издание специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма и пересмотр Сорока рекомендаций ФАТФ с целью распространения их действия на борьбу с финансированием терроризма, в том числе путем повышения прозрачности финансовой системы;

— издание специальных инструкций (руководств) для финансовых учреждений по практике противодействия финансированию терроризма для обеспечения более активного участия в этих программах с их стороны;

— развитие процесса определения юрисдикций, которые создают благоприятные условия для финансирования терроризма, и подготовка рекомендаций для принятия мер по обеспечению сотрудничества со стороны таких стран.

3. Расширение обмена информацией между подразделениями финансовой разведки для пресечения каналов ресурсного обеспечения террористических организаций и их сообщников. Скорейшее учреждение подразделений финансовой разведки во всех странах. Развитие сотрудничества между членами Группы «Эгмонт», включая ускорение процессов обмена информацией, в том числе касающейся финансирования терроризма. Учреждение всеми странами центров по отслеживанию террористических активов или сходных механизмов и трансграничный обмен соответствующей информацией.

4. Удвоение усилий надзорных и регулирующих органов во всем мире для укрепления соответствующих финансовых секторов против вероятных злоупотреблений в террористических целях. Внедрение в банковскую практику разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору принципов идентификации

клиентов для предотвращения использования финансовой системы террористами. Скорейшее принятие МВФ во взаимодействии с Форумом по финансовой стабильности мер по оценке адекватности надзора в оффшорных финансовых центрах и предоставлению необходимого технического содействия для укрепления их благонадежности.

Универсальность указанного плана заключалась в предложенном им комплексе мер уголовно-правового характера и превентивного характера, а также в мобилизации на их выполнение широкого круга авторитетных международных организаций и структур.

В соответствии со своим расширенным мандатом ФАТФ на внеочередном пленарном заседании в Вашингтоне 29— 30 октября 2001 г. приняла Восемь специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма. Согласно I специальной рекомендации ФАТФ каждой стране следует предпринять немедленные и скорейшие шаги по полному внедрению положений Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г. и положений резолюций ООН по предотвращению и пресечению финансирования терроризма, особенно Резолюции СБ ООН 1373 (2001).

Еще четыре специальные рекомендации ФАТФ посвящены мерам, предусмотренным Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма и Резолюцией СБ ООН 1373:

- признание преступного характера финансирования терроризма и связанного с ним отмывания денег (СР II);

- замораживание и конфискация активов террористов (СР III);

- предоставление финансовыми учреждениями информации о подозрительных операциях компетентным органам

(СР IV);

- международное сотрудничество, включая предоставление взаимной правовой помощи и обмен информацией (СР V).

Остальные три специальные рекомендации касаются особых аспектов и

сфер приложения усилий по противодействию финансированию терроризма:

- альтернативные системы денежных переводов (СР VI);

- денежные переводы (СР VII);

- некоммерческие организации (СР

VIII).

В Плане действий, одобренном тем же пленумом ФАТФ, содержалось, в частности, обязательство всех стран— членов ФАТФ провести до 31 декабря

2001 г. самооценку своих национальных режимов на предмет соответствия специальным рекомендациям, имея в виду возможность обеспечить такое соответствие к июлю 2002 г., а также призыв ко всем странам мира участвовать в данной программе в те же сроки, что и члены ФАТФ.

Отметив, что борьба против отмывания денег и финансирования терроризма требует активного участия как финансовых посредников, так и дарственного сектора, Комитет одобрил следующий План действий, предусматривающий увеличение вклада МВФ в общие усилия в данной сфере:

1) распространение участия МВФ в программе противодействия отмыванию денег на инициативы, направленные против финансирования терроризма;

2) расширение работы в сфере противодействия отмыванию денег, в том числе через программы оценки финансового сектора (Б8ЛР), с охватом правоохранительных и институциональных аспектов;

3) ускорение своих программ оценки оффшорных финансовых центров и проведение иных оценок в контексте ФАТФ;

4) оказание странам помощи в выявлении недостатков в их системах противодействия отмыванию1 денег и финансированию терроризма в контексте добровольного анкетирования в соответствии со. ст. IV Статей Соглашения Международного валютного фонда;

5) углубление сотрудничества с ФАТФ в разработке глобальных стандартов, охватывающих Рекомендации ФАТФ,

и работа по применению этих стандартов на единообразной и добровольной основе;

6) расширение технического содействия странам-членам для обеспечения эффективной имплементации согласованных стандартов.

Кроме того, Комитет призвал все страны срочно, желательно до 1 февраля

2002 г., предпринять следующие меры для борьбы с финансированием терроризма:

1) учреждение во всех странах подразделений финансовой разведки для получения и обработки поступающих от национального финансового сектора сообщений о подозрительных операциях, а также для мониторинга и анализа подозрительных террористических активов;

2) разработка положений, обеспечивающих информационный обмен и взаимодействие между национальными подразделениями финансовой разведки, основанных на деятельности Группы «Эгмонт»;

3) развитие программ технического содействия для обеспечения активной роли каждой страны, основанного на двусторонней помощи или международном трастовом фонде.

В январе 2002 г. Вольфсбергская группа выступила с Заявлением «О борьбе финансированием терроризма», предусматривающим повышение вклада Финансовых учреждений в решение этой проблемы. Заявление предусматривает применение процедур «знай своего клиента» в расширенном масштабе путем поиска по спискам известных или подозреваемых террористов, также принятие дополнительных мер надлежащей проверки клиентов в случаях, когда имеют место необычные или подозрительные операции. Особо тщательная проверка необходима в тех ситуациях, когда клиенты связаны с секторами или сферами деятельности, которые по информации компетентных органов часто используются для финансирования терроризма. В Заявлении указывается на необходимость

расширения международного сотрудничества и принятия специальных рекомендаций ФАТФ в качестве руководства к действию.

26 июля и 6 августа 2002 г. Советы управляющих МВФ и Всемирного банка признали 40+8 рекомендаций ФАТФ в качестве международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, условно включив их в перечень стандартов и правил, на основании которых осуществляются Программы оценки финансового сектора и составляются Отчеты о соблюдении государствами—членами МВФ стандартов и правил (ОССП или Я08С). Одновременно было согласовано проведение 12-месячной экспериментальной программы оценок с участием Фонда, Всемирного банка, ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ.

В течение 2002 г. в результате тесной совместной работы ФАТФ, МВФ, ВБ, Группы «Эгмонт», Базельского комитета по банковскому надзору и других международных органов была подготовлена Единая методология оценки соблюдения стандартов противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, утвержденная на пленарном заседании ФАТФ в октябре 2002 г.

Идя навстречу пожеланиям МВФ и ВБ, ФАТФ решила, что результаты оценок не будут использоваться для включения новых стран в список НССТ, а будут служить для выявления потребностей оцениваемых стран в технической помощи для устранения существующих недостатков в системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Таким образом, был установлен действующий до настоящего времени мораторий на расширение «черного» списка ФАТФ.

На пленарном заседании ФАТФ в июне 2003 г. в Берлине (ФРГ) полноправными членами ФАТФ стали Российская Федерация и ЮАР и была принята новая редакция Сорока рекомендаций ФАТФ.

В процессе пересмотра Сорока рекомендаций действие их большей части

было распространено на противодействие финансированию терроризма. В соответствии с действующей редакцией Сорока рекомендаций ФАТФ перед финансовыми учреждениями, а также нефинансовыми предприятиями и лицами определенных профессий ставится задача по принятию комплекса мер в целях предотвращения как отмывания денег, так и финансирования терроризма.

Страны должны обеспечить, чтобы законодательство о тайне финансовых учреждений не препятствовало выполнению Рекомендаций ФАТФ (р. 4) и чтобы финансовые учреждения и их сотрудники были защищены от уголовной или гражданской ответственности за нарушение соответствующих ограничений при направлении информации в подразделения финансовой разведки (ПФР) (р. 14 «Ь» Рекомендаций ФАТФ).

В качестве одной из важнейших институциональных мер, необходимых в системах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, указывается, что страны должны создать ПФР, которое будет служить национальным центром для сбора (и, если разрешено, запрашивания), анализа и распространения сообщений о подозрительных сделках и иной информации, касающейся потенциального отмывания денег или финансирования терроризма. Отмечается также, что ПФР должно иметь прямой или опосредованный оперативный доступ к финансовой, административной и правоохранительной информации, которая необходима ему для должного осуществления своих функций, включая анализ сообщений о подозрительных сделках (р. 26 Рекомендаций ФАТФ).

ПФР, правоохранительные и надзорные органы должны располагать необходимыми ресурсами и полномочиями для эффективного выполнения функций и взаимодействия в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (р. 23-25, 27-32 Рекомендаций ФАТФ).

В сфере международного сотрудничества странам рекомендуется принять

незамедлительные меры для присоединения и полного выполнения положений Венской конвенции, Палермской конвенции и Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма, а также иных международных конвенций по данным вопросам, включая Страсбургскую конвенцию Совета Европы (р. 35 Рекомендаций ФАТФ).

Страны должны обеспечить оперативное, конструктивное и действенное предоставление взаимной правовой помощи в связи с проведением расследований, судебных преследований и соответствующих процессуальных действий по делам об отмывании денег и финансировании терроризма (р. 36 Рекомендаций ФАТФ ).

Взаимную правовую помощь следует по возможности предоставлять, несмотря на отсутствие двойной преступности (р. 37 Рекомендаций ФАТФ).

Особое внимание обращается на обеспечение принятия оперативных мер по запросам зарубежных стран о выявлении, замораживании, аресте и конфискации отмываемого имущества, доходов от отмывания денег или предшествующих преступлений, орудий, использованных или предназначавшихся к использованию при совершении таких преступлений (р. 38 Рекомендаций

ФАТФ ).

Помимо оказания взаимной правовой помощи, компетентные органы всех стран должны сотрудничать друг с другом в иных аспектах, включая обмен информацией, относящейся к отмыванию денег и предшествующим преступлениям (р. 40 Рекомендаций ФАТФ).

Борьба с отмыванием денег изначально рассматривалась не как самоцель, а как одно из наиболее эффективных средств борьбы с серьезными видами преступлений, включая прежде всего незаконный оборот наркотиков, а также организованную преступность в целом и коррупцию.

Глобальная террористическая угроза требует глобальных ответных мер. Со-

гласованные действия позволят снизить вероятность совершения террористических актов и преодолеть их ужасные последствия.

В современных российских условиях инвестиционные кластеры, главной задачей которых является активизация капитала, приобретают особое значение с позиций эффективного управления процессом привлечения и использования инвестиционных ресурсов предприятий.

Таким образом, учитывая, что оценка инвестиционной привлекательности отдельных объектов инвестирования зависит от многих факторов и носит строго индивидуальный характер, необходимым слагаемым оценки любого из объектов инвестирования является оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности региона и отраслей экономики с позиций эффективности вложения капитала. Более того, оценка инвестиционной привлекательности региона и отрасли выступает в качестве фундаментального фактора внешнего ограничения финансовых параметров инвестиционных проектов наряду с оценкой внутренних ограничений при организации инвестиционного финансирования и, прежде всего, предельных затрат на капитал. В условиях неравновесной среды и динамических изменений, связанных с финансовым кризисом, требования к достоверности указанной оценки заметно возрастают. Следовательно, в среднесрочной перспективе, когда задачи инвестирования будут определяться основными приоритетами антикризисной политики и последовательно сочетаться с мерами по комплексной модернизации российской экономики, стратегия формирования инвестиционных ресурсов предприятий должна разрабатываться с учетом указанных выше внешних ограничений, а общий объем инвестиционных ресурсов должен предусматриваться в размерах не ниже минимального объема инвестиционной поддержки их операционной деятельности.

Инфраструктурное

обеспечение

Технические

инфраструктуры

- Энергосистема

- Дорожное хозяйство и капиллярная дорожная сеть

- Газо-, водо- и теплоснабжение

- Система сельских и городских населенных пунктов

Инфраструктура подготовки кадров

■ ВПО: агрономы, технологи, менеджеры, экономисты

- ССПО агрономы, технологи, квалифицирое. рабочие

■ НПО: квалифицированные рабочие

Инфраструктура

НИОКР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Селекция и выведение сортов растений

- Племенное скотоводство/ птицеводство

- Севооборот, обработка почвы

- Удобрения и методики их внесения в почву

- Технолосми хранения и переработки

Правовая

инфраструктура

- Нормативы санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля

- Система российских ГОСТов

- Требования к системе качества

- Таможенный режим

- Налоговое законодательство

- Земельный кодекс

• Трудовое законодательство

Инфраструктура

бизнес-услуг

- Кредитно-финансовая система

- Консалтинговые и аудиторские фирмы

- Программные интеграторы

- Сертификационные организации

Поддерживающие отрасли сельского хозяйства

Прямые Косвенные

- Поставщики сельхозтехники - Предоставление

- Поставщики ГСМ услуг по

- Владельцы земли транспортировке

- Производители удобрений - Строительство

- Производители кормов - Финансовые услуги

- Поставщики семян - Складские услуги

- Поставщики племенного скота - Поставщики

- Производители транспортных электроэнергии.

водоснабжения, геппа

- НИР, НИОКР и технологии для сельского хозяйства и газа

Производство сельхозпродукции

зерно

подсолнечник

рыба

плоды, ягоды, овощи

крупяные

яйца

Пищевая промышленность

Растительное масло

Хлеб и ХБИ

Плодовоовошные консервы

Безалкогольные напитки.

_________МИНВОДЫ__________

Рыбные консервы

Спиртосодержащие напитки и ___________пиво____________

Мясо и продукты мясолереработкм

Мука, крупы

Табачные изделия

Цельномолочная продукция, животное масло, сыр

Поддерживающие отрасли пищевой промышленности

Прямые

- Поставщики оборудования

- Производители упаковки

- Поставщики полиграфических услуг

• Производители транспортных средств

- НИР: НИОКР и технологии для пищевой промышленности

Косвенные

- Предоставление услуг по транспортировке

- Строительство

- Финансовые услуги

- Складские услуги

- Поставщики электроэнергии, водоснабжения, тепла и газа

Дистрибуция:

экспортеры

оптовая

торговля

розница, торговые сети

Дистрибуторы

Предприятия более глубокой переработки

Условные

обозначения:

~і - высокоразвитый _| компонент

- среднеразвитый

компонент

- плохо развитый

компонент

Рис. 1. Схема агропромышленного кластера Ростовской области [10]

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ

СПИСОК:

1. Robert B. Stobaugh How to Analyze Foreign Investment Climates.// — Harvard Business Review. — September — October, 1969.

2. Сайт рейтингового агентства «РАэксперт» //

www.raexpert.ru/researches/regions/

3. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. Т.2. — К.: Ника-Центр,

2007. — С. 27-32.

4. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. — К.: Эльга, Ника-Центр, 2008. — С. 310.

5. Белолипецкий В.Г. Финансовый менеджент: Учеб. пособие. — М.: Кно-рус, 2008. — С.388.

6. Гаврилюк О.И. Методология использования теории о жизненных циклах при определении инвестиционной привлекательности предприятия// Экономический анализ: теория и практика. — 2009. — №25.-16-20.

7. Стратегия привлечения инвестиций Ростовской области. Утверждена постановлением Законодательного собрания Ростовской области от 28.06.04 № 402 «О стратегии привлечения инвестиций Ростовской области» (в редакции постановления Законодательного собрания Ростовской области от 15.09.05 № 1063) // www.donland.ru — сайт Администрации Ростовской области.

8. Кривошапко Ю. По местам! // Российская газета. Экономика ЮФО. -

2008. — №4789. 1 ноября

9. Второй шанс для инноваций // Эксперт Юг. — 2009. — №13-14 (52-53), 13 апреля

10. Стратегия социально-

экономического развития Ростовской области на период до 2020 года. Постановление Законодательного собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социальноэкономического развития Ростовской области на период до 2020 года» //

www.donland.ru — сайт Администрации Ростовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.