Прогрессивная экономика № 11 / 2023
DOI: 10.54861/27131211_2023_11_64
Специальность ВАК: 5.2.3
УДК 338.23
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО АГРОТУРИЗМА: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Линин В.В., соискатель, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр
«Субтропический научный центр РАН» (ФИЦ СНЦ РАН); Сочинский
филиал ВГУ (РПА Минюста России), г. Сочи, Россия
Аннотация. В статье проведен анализ европейского опыта развития
агротуризма и его потенциального применения в контексте развития данного
направления в России. В работе освещаются ключевые аспекты и особенности
агротуризма как многофункционального феномена, который сочетает в себе
экономические, социальные, культурные и экологические элементы. Особое
внимание уделено анализу механизмов и методологий, которые были успешно
реализованы в Европейском союзе, и возможности их адаптации и интеграции в
российском контексте. В рамках исследования приведены и проанализированы
статистические показатели динамики развития агротуризма в европейских
государствах, а также в мире, в целом. Автором акцентируется внимание на
комплексном изучении институциональных рамок, экономических стимулов и
маркетинговых стратегий, применяемых странами Европейского союза в целях
диверсификации агротуризма. Особое значение уделяется анализу кластерных
систем поддержки, новаторским финансовым инструментам и программам
инвестиций, направленным на стимулирование субъектов предпринимательской
деятельности в сфере агротуризма. Статья предлагает комплексный подход к
развитию агротуризма, рассматривая его не только как средство экономического
64
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
роста, но и как важный элемент сохранения культурного наследия и устойчивого
развития сельских территорий.
Ключевые слова: агротуризм, сельский туризм, экотуризм, кластерная
система, финансирование, сельское хозяйство, европейский сельский туризм,
сельскохозяйственная политика.
INSTITUTIONAL FACTORS OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF RURAL
AGRO-TOURISM: EUROPEAN EXPERIENCE
Linin V.V., Candidate, Federal State Budgetary Institution «Federal Research
Center «Subtropical Scientific Center of the Russian Academy of Sciences» (FITC
SNC RAS); Sochi Branch of the Federal State University (RPA of the Ministry of
Justice of Russia), Sochi, Russia
Abstract. The article analyses the European experience of agrotourism
development and its potential application in the context of the development of this
direction in Russia. The paper highlights the key aspects and features of agrotourism
as a multifunctional phenomenon that combines economic, social, cultural and
environmental elements. Special attention is paid to the analysis of mechanisms and
methodologies that have been successfully implemented in the European Union, and
the possibility of their adaptation and integration in the Russian context. The study
provides and analyses statistical indicators of the dynamics of agritourism development
in the European Union states, as well as in the world as a whole. The author focuses on
a comprehensive study of the institutional framework, economic incentives and
marketing strategies used by the European Union countries to diversify agro-tourism.
Particular attention is paid to the analysis of cluster support systems, innovative
financial instruments and investment programmes aimed at stimulating
entrepreneurship in agritourism. The article offers a comprehensive approach to the
development of agrotourism, considering it not only as a means of economic growth,
but also as an important element of cultural heritage preservation and sustainable
development of rural areas.
65
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
Keywords: agritourism, rural tourism, ecotourism, cluster system, financing,
agriculture, European rural tourism, agricultural policy.
JEL classification: J43, L83, O52.
Для цитирования: Линин В.В. Институциональные факторы
стратегического развития сельского агротуризма: европейский опыт //
Прогрессивная экономика. 2023. № 11. С. 64–84.
Введение
Агротуризм в России представляет собой перспективное направление,
оказывающее значительное влияние на повышение социально-экономического
потенциала сельских районов и диверсификацию экономики страны, в целом.
Однако данное направление не получило значительного развития на
сегодняшний день. Несмотря на богатый потенциал сельских территорий и
культурное наследие, вклад агротуризма в общую структуру туристической
индустрии остаётся сравнительно небольшим: по итогам 2022 года доля
агротуризма составила 6%. Данный показатель значительно ниже индексов
многих европейских стран. Эта сдержанная динамика развития свидетельствует
о необходимости более активной государственной поддержки и реализации мер,
направленных на развитие сельского туризма в стране. В свою очередь, в странах
Европы статистические данные свидетельствуют о положительной динамике
развития агротуризма, отражающей весомый вклад сельского туризма в общий
экономический потенциал и структурную трансформацию туристической сферы.
Он играет стратегическую роль в диверсификации и устойчивом развитии
экономической активности в сельских районах, способствуя повышению их
привлекательности как для внутренних, так и для международных
туристических потоков.
Актуальность изучения европейского опыта агротуризма для его
апробации в России обусловлена несколькими факторами. Во-первых,
66
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
положительный опыт Европы в сфере агротуризма могут служить моделью для
развития данного направления в России, учитывая схожие географические и
климатические условия. Во-вторых, адаптация европейских стратегий и методик
развития данного направления способствует ускорению процесса интеграции
российского сельского туризма в мировое туристическое сообщество. Таким
образом, изучение и адаптация европейского опыта становится ключевым
элементом в стратегии развития агротуризма в России.
Целью данной статьи является анализ динамики и особенностей развития
агротуризма в европейских странах. Это исследование имеет ключевое значение
для понимания того, как интеграция европейского опыта может способствовать
устойчивому развитию агротуризма в России, обогащению культурного обмена
и экономическому росту регионов.
В рамках проводимого анализа следует указать, что универсально
признанное определение термина «аграрный туризм» отсутствует. Исследования,
проведенные в области туризма, включая научные публикации, нормативные
правовые акты не проводят чёткого разграничения между понятиями «сельский
туризм», «туризм в сельской местности» и «агротуризм». При этом, в ряде
нормативных актов Европейского союза активно применяется термин «rural
tourism», что в переводе означает именно «сельский туризм». В России также на
законодательном уровне в Федеральном законе Российской Федерации от
закреплено определение «сельский туризм». Таким образом, в контексте данного
исследования эти термины будут использоваться как взаимозаменяемые,
основываясь на предположении, что они отражают одно и то же явление.
Обзор литературы
Анализ динамики и перспектив развития аграрного туризма в России,
рассматривают А.Г. Сарафанова и А.А. Сарафанов [1]. В своей работе авторы
акцентируют внимание на синергетическом взаимодействии урбанизации и
сельских территорий, где агротуризм выступает как катализатор трансформации
экономической структуры, особенно в период постпандемии. Влияние сельского
туризма на социально-экономическое развитие территорий рассматривается
67
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
через призму создания новых рабочих мест, увеличения доходов местного
населения и повышения уровня жизни. Проводится анализ уровня вовлеченности
населения в сферу агротуризма, а также динамик развития данного сектора в
регионах страны. Авторы приходят к выводу о значительном потенциале
агротуризма в качестве инструмента устойчивого развития сельских районов в
России и считают необходимым интегрировать данное направление в
государственную политику и стратегическое планирование, что позволит
достичь экономического оживления в сельских районах, сохранения их
идентичности и развития уникального туристического продукта. В свою очередь,
Р.А. Стыценко и В.П. Камышанским был проведен сравнительный анализ
развития сельского туризма в России и Европейских странах по состоянию на
2021 [2]. Авторы обращают внимание на диспропорцию между развитием
сельского туризма в Европе и России, освещая проблемы правового обеспечения
и недостаточность законодательной базы в России. Авторы делают вывод, что
активизация государственного вмешательства для решения текущих задач и
проблематик, с опорой на европейский опыт правовой регламентации сектора
агротуризма, является ключевым фактором для стимулирования прогресса в
данной сфере в России.
Анализ европейского опыта развития сельского туризма также является
предметом исследования А.Н. Хваджи [3], который исследует агротуризм с точки
зрения социально-экономических и экологических последствий развития
данного сектора, подчеркивая необходимость перехода к зеленой экономике.
Данный аспект исследован на основе европейского опыта. Основное внимание
уделяется проблемам интерпретации терминов, связанных с «зеленой
экономикой» и «устойчивым туризмом», и в целях развития данного направления
автор обосновывает необходимость кластеризации продуктов сельского туризма
в целях развития данного сектора.
Динамику развития туристического сектора в период после COVID-19, а
также анализ перераспределение туристических потоков на примере стран
Европейского союза рассматривают Н. Ковшун, С. Тимчук, О. Орленко и др.
68
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
Авторами анализируются направления инвестиционных программ, реализуемых
в европейских странах для целей развития сельского туризма. Так, для 59%
европейских стран сельский туризм является прямым приоритетом в их
развитии, и 66% европейских стран имеют государственные инвестиционные
программы для сельского туризма [12]. В результате исследования было
установлено разделение политики стран в части развития агротуризма на прямую
и косвенную, реализуемую в рамках общей стратегии развития сферы туризма.
А также отмечается необходимость развития сельского туризма с учетом
положительного опыта в данном направлении стран Европейского союза.
Анализ динамики развития сельского туризма является предметом
пристального внимания Европейского парламента ввиду значительной роли
данного направления в общей структуре сферы туризма. Так, доклад
Европейской парламентской службы исследований [15] констатирует
многоаспектное влияние сельского туризма на устойчивое развитие сельских
территорий Европы, подчеркивая его значимость в контексте экономической
диверсификации и социально-культурного развития сельской местности. При
этом Европейский союз играет ключевую роль в поддержке и развитии сельского
туризма, реализуя финансовые программы и инициативы для стимулирования
зеленого и цифрового переходов в данной сфере. В докладе, в свою очередь,
указано, что развитие этого направления может привести к экологическим
нагрузкам и давлению на инфраструктуру. В заключении Европейская
парламентская
служба
исследований
указывает
на
необходимость
интегрированного подхода в развитии данного направления, основанного на
межведомственном взаимодействии
и активном диалоге с иными
заинтересованными лицами.
Таким образом, на основании анализа научных источников, агротуризм в
России и Европе можно рассматривать как ключевой фактор экономической
диверсификации и социального развития сельских районов. В России агротуризм
признается перспективным инструментом устойчивого развития, направленным
на рост экономического потенциала, создание рабочих мест и повышение
69
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
жизненного уровня в сельской местности. В целях стимулирования аграрного
туризма необходима комплексная реализация мер государственной поддержки
данного направления. В Европе, в свою очередь, этот сектор выступает в качестве
модели устойчивого развития, интегрирующей экономические, экологические и
социальные аспекты. И европейского опыт может быть эффективно адаптирован
в качестве эталона развития сельского туризма.
Материалы и методы
Исследование построено на использовании диалектического и логического
методов научного познания, в том числе их приемы: анализ, синтез, индукция,
дедукция, которые позволили проанализировать динамику развития агротуризма
в Европейских странах, обобщить полученные знания в части направлений
поддержки и финансирования указанного направления, а также сформулировать
выводы по результатам проведенного анализа. Также использован метод
кластеризации, с помощью которого анализировались такие показатели, как
количество ночей, проведенных в туристических объектах размещения в
сельской местности, в городах, а также в городах и пригородах стран
Европейского союза за период с 2019 по 2022 гг. С помощью логического метода
и системного подхода были определены цели формулирования политики
развития аграрного туризма странами Европейского союза и направления их
инвестиционных программ в данном секторе.
Исследование проводилось на примере европейских стран. Для анализа
были выбраны статистические данные за период с 2019 по 2023 гг. (по состоянию
на первое сентября 2023 г.) для оценки динамики туристических показателей до
пандемии COVID-19 и в настоящее время в разрезе территориальных
туристических потоков. При этом, в целях анализа и расчета результатов были
использованы данные официального сайта Европейского союза [11], а также
данные Европейского парламента [10]. Анализ практических аспектов развития
сельского туризма в странах Европы был произведен на основании данных
отчетов Всемирной туристической организации (UNWTO) [16; 17], а также
отчетов Европейского парламента [15]. Исследование особенностей
70
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
финансирования агротуризма осуществлен на основании анализа данных
Европейского сельскохозяйственного фонда развития сельских районов и
данных, представленных на официальном сайте Европейской комиссии [7; 10].
Результаты и обсуждение
Согласно отчету Европейской комиссии по туризму, основными
туристическими направлениями в мире являются городские и сельские
местности. На основании представленных комиссией статистических данных
был проведен анализ динамики данного направления за период с 2019 года по
сентябрь 2023 года. Следует указать, что на сельский туризм по итогам 2022 года
приходится 30,75% (согласно данным о количестве мест в гостиницах данного
типа, на городской туризм приходится 50,75%). При этом, согласно данным,
представленным на рисунке 1, с начала текущего года наблюдается стагнация
данного показателя и его значение составляет 30%.
70.00
63.33
65.00
60.33 61.67
60.00
60.00
54.33
53.00
50.67 51.00 51.67
48.33
49.33 48.00
49.00 50.67 51.67 50.00 50.00 51.00
50.00
40.00
33.00
31.33 31.67 30.33
32.00 32.00 30.00 29.67 30.00 30.00
%
27.33
28.67
27.67 29.33
29.00
25.33
26.67
26.00
30.00
24.00
18.00 18.00 17.00
15.00 15.67 16.33 18.00 18.33
20.00
13.00
14.67 15.33 16.67 17.00 15.00 15.67
10.33 11.33 10.67 10.00
10.00
1.00 1.00 1.00 1.00 1.00 2.00 3.00 3.00 3.33 2.33 3.00 3.33 2.67 2.00 2.33 2.67 2.33 2.00 2.00
0.00
ла
ла
ла
ла
ла
ла
ла
ла
ла
ла
ла
ла
ла
ла
ла
ла
ла
ла
рт
рт
рт
рт
рт
рт
рт
рт
рт
рт
рт
рт
рт
рт
рт
рт
рт
рт
ва
ва
ва
ва
ва
ва
ва
ва
ва
ва
ва
ва
ва
ва
ва
ва
ва
ва
1 к
2 к
3 к
4 к
1 к
2 к
3 к
4 к
1 к
2 к
3 к
4 к
1 к
2 к
3 к
4 к
1 к
2 к
01.09.2023 а
л, нартва
3 к
2019 г.
2020 г.
Период 2021 г.
2022 г.
2023 г.
Городская территория
Горнолыжный курорт
Сельская местность
Зона побережья
Рис. 1. Динамика туризма в мире в разрезе географических направлений
Источник: составлено автором по данным [11]
71
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
Доля городского туризма, в свою очередь, снизилась в период пандемии и
сохраняется данный уровень по состоянию на сегодняшний день. Доля сельского
туризма ввиду введенных в 2020 году ограничений в связи с COVID-2019
увеличилась в среднем с учетом корреляции на 5 %, и данная динамика
сохраняется по состоянию на сегодняшний день. В свою очередь, агротуризм в
Российской Федерации представляет собой относительно новое направление,
которое до сих пор не получило широкого признания и распространения среди
граждан страны. Так, на долю сельского туризма в России в период до пандемии
приходилось лишь 2%, а по итогам 2022 г. доля сельского туризма составила
лишь 6 %. Несмотря на динамику роста, в целом данный показатель указывает
на незначительный уровень развития агротуризма по сравнению, например, со
странами Евросоюза, где данному виду туризма отводится значительная роль.
Так, по данным Евростата, по итогам 2021 г. на сельский туризм
приходилось 43,8% мест в туристских гостиницах Европы (остальные 33,8%
мест – в городах и пригородах, 21,4% – в городах). На сельскую местность также
приходится 37% всех ночей, проведенных в туристских гостиницах, по
сравнению с городами и пригородами, на которые приходится оставшиеся 35 %,
и городами – 28% [15]. В целом сельский туризм в Европейских странах прошел
длительный этап становления и развития. И развитие данного направления в
Европе, начавшееся в середине XX века, представляет собой уникальное
переплетение экономических, социальных и культурных процессов,
отражающих динамичное развитие континента.
Данное туристическое направление появилось в начале 1970-х годов в
странах Западной Европы как альтернатива пляжным и горным курортам. В
свою очередь, в Восточной Европе этот вид туризма нашел распространение в
1990-е годы. Индустриализация аграрного сектора и наступление «зеленой
революции» привели к росту производительности сельского труда и объемов
производства. На фоне преобладания предложения над спросом начали
снижаться цены на сельскохозяйственную продукцию и, как следствие, доходы
72
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
фермерских хозяйств. Фермеры были вынуждены искать иные пути получения
прибыли, в том числе за счет привлечения туристов.
В 1980-е годы в странах Европы наблюдалось увеличение спроса на
экологический туризм и аутентичные путешествия. Это способствовало росту
привлекательности агротуристического направления. При этом Правительство
стран Европы оказывали активное содействие в развитии данного вида туризма.
Также в этот период происходит формирование нормативно-правовой базы,
регламентирующей агротуризм, и ведется активное стимулирование
привлечения инвестиций в сельскую инфраструктуру. Эти аспекты привели к
институционализации данного направления и способствовали его устойчивому
росту.
С 2000-х годов сельский туризм стал важным инструментом не только
экономического развития, но и социальной интеграции. Этому способствовали
программы Европейского союза, направленные на поддержку сельского сектора
и развитие экологического туризма. Период пандемии COVID-19 стал толчком
активного развития данного вида туризма. Это было обусловлено рядом
факторов: закрытие государственных границ стран Европы, введение
ограничительных мер и запрет на пребывание в общественных людных местах,
переход на дистанционную форму обучения и работы, – все это привело к
смещению фокуса от традиционного туризма в сторону «уединенного» отдыха.
При этом сельские районы получили преимущества в том числе благодаря
относительной независимости от международного и делового туризма. Кризис,
обусловленный пандемией, способствовал росту аграрного туризма, динамика
которого не снижается по состоянию на сегодняшний день.
В современной Европе агротуризм выходит за рамки простого
дополнительного дохода для сельских хозяйств, превращаясь в важный элемент
сохранения культурного наследия, продвижения устойчивого развития и
создания уникального туристического продукта.
На основании данных официального сайта Европейского союза о количестве
ночей, проведенных ежегодно в странах Европы в разрезе территориальности
73
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
расположения, сформирована сводная диаграмма за период с 2019 – 2022 гг.,
представленная на рисунке 2.
Германия
500
450
Италия
400
Австрия
350
ей 300
Франция
оч 250
. н
Испания
лн 200
м
Хорватия
150
100
Бельгия
50
Финлядия
0
до
ьт
д
д
ьт
д
д
ьт
д
д
ьт
д
р
с
о
о
с
о
о
с
о
о
с
о
Словения
о
о
ро
ро
о
р
ро
о
р
ро
о
р
Г
н
о
о
о
т
г
Г
н
г
Г
н
г
Г
н
г
с
и
т
и
т
и
т
и
е
р
се
р
се
р
се
р
Болгария
м
п
м
п
м
п
м
п
я
а
и
я
и
я
и
я
и
Латвия
к
д
а
д
а
д
а
д
с
о
к
о
к
о
к
о
ь
р
с
р
с
р
с
р
л
о
ь
о
ь
о
ь
о
е
Г
ле
Г
ле
Г
ле
Г
2 per. Mov. Avg.
С
С
С
С
(Германия)
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2 per. Mov. Avg.
(Италия)
Период
Рис. 2. Количество ночей, проведенных туристами за период с 2019 по 2022
гг. в разрезе местонахождения туристического объекта
Источник: составлено автором по данным [14]
Исходя из представленных данных, если говорить об абсолютных цифрах,
то наибольшее количество мест в сельской местности приходится на Францию,
Италию, Германию, Испанию, Австрию и Хорватию, причем в большинстве из
них (за исключением Италии и Испании) количество мест в сельской местности
также больше, чем в городах, поселках и пригородах. В этих же государствах-
членах отмечается наибольшее количество ночей, проведенных в туристских
гостиницах в сельской местности.
Туризм, в том числе сельский туризм – это прежде всего компетенция
стран-членов, а роль Европейского союза заключается в том, чтобы дополнять,
поддерживать и координировать действия стран союза. Эта роль в целом
включает в себя содействие конкурентоспособности и развитию сектора и
укрепление сотрудничества. Учитывая его значение для европейской экономики,
Европейский союза значительно поддерживает данный сектор. Следует
74
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
отметить, что 4 февраля 2022 г. Европейская комиссия представила программу
переходного периода для туризма, а 1 декабря 2022 г. Советом Европейского
союза была принята Европейская программа развития туризма 2030 [15]. Это
основные документы, в которых изложено современное видение политики
Европы в области туризма, включая сельский туризм.
Основная цель указанной программы заключается в «содействии развитию
устойчивого туризма с учетом всех ключевых аспектов экономической,
экологической, культурной и социальной устойчивости в ответ, среди прочих
факторов, на изменение климата и утрату биоразнообразия» [13]. Хотя в
документе не упоминается конкретно сельский туризм, в нем предлагается
государствам-членам учитывать в своей политике влияние туризма на качество
жизни местных сообществ, уделять особое внимание потребностям
периферийных, менее доступных, островных и отдаленных регионов в своих
транспортных мерах, поощрять активные виды передвижения, такие как
велосипед и пешие прогулки, а также стимулировать более длительное
пребывание.
В дополнение к указанным документам, следует также указать доклад
Комиссии Европейского союза от 30 июня 2021 г. «Долгосрочное видение
сельских территорий ЕС: к более сильным, связанным, устойчивым и
процветающим сельским территориям к 2040 году» [6] являющийся
стратегическим планом, признающим значимость отдыха, туризма, а также
сохранения культурного наследия и традиций в сельских районах. Эти элементы
рассматриваются наравне с традиционными функциями сельских территорий. В
документе подчеркивается растущая экономическая роль услуг, в частности
туризма, в создании рабочих мест и стимулирования роста доходов в сельской
местности, что сопровождается снижением доли сельскохозяйственной
деятельности в экономике этих регионов [6]. Особое внимание уделяется
потенциалу синергии между сельским туризмом и сельским хозяйством,
особенно в контексте органического земледелия и производства продуктов.
Ключевым элементом доклада является концепция создания «биорайонов» –
75
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
географических зон, где фермеры, местное население, туристические операторы,
ассоциации и государственные органы власти сотрудничают для устойчивого
управления ресурсами региона. Эта концепция рассматривается как особенно
перспективная в сочетании с сетью «Натура 2000», направленной на сохранение
биоразнообразия.
Немаловажным аспектом в развитии сельского туризма в Европе отводится
политике финансового стимулирования развития указанного сектора. Данное
направление реализуется через многоуровневую систему, включающую как
национальные, так и наднациональные источники финансирования. В рамках
Единой сельскохозяйственной политики Европейского союза (далее – САР),
значительная часть средств выделяется из Европейского фонда гарантирования
сельского хозяйства и Европейского сельскохозяйственного фонда развития
сельских районов (далее – EAFRD).
С 2023 г. для целей инвестирования агротуризма, на страны Евросоюза
делегированы полномочия по включению соответствующих инвестиционных
проектов в свои стратегические планы CAP. Такая поддержка может включать,
например, инициативы по территориальному экономическому развитию,
модернизации сельской инфраструктуры, обновлению и сохранению
культурного наследия объектов и пр. Следует указать, что в рамках Единой
сельскохозяйственной политики ассигнования на 2021–2027 годы и на 2021–2022
годы составляют около 387 миллиардов евро в текущих ценах [10]. И
соответствующие бюджеты будут потрачены на реализацию текущих программ
развития сельских районов и реализацию стратегических планов САР до конца
2029 г. (при этом, бюджет на 2021 – 2022 гг. – до конца 2025 г.). При этом, в 2023
г. в рамках реализации указанных стратегических планов решения о выборе
проектов и предоставлении платежей принимаются на национальном или
региональном уровнях, в то время как Европейская комиссия утверждает и
осуществляет контроль реализации развития данных районов. Кроме того,
посредством финансовых программ EAFRD выступает источником займов,
76
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
микрокредитов, гарантий и акций. Они доступны для сельских предприятий и
проектов в сельском и лесном хозяйстве.
В качестве одного из проектных примеров финансирования объектов
агротуризма в Европе из EAFRD можно привести инвестиционный проект,
реализованный на ферме в Италии. В рамках реализации стратегического плана,
в целях диверсификации доходов фермы, расположенной в деревне Арчевия, из
указанного фонда было инвестировано 80,736 тысяч евро (ремонт дома 19-го
века, реконструкция и дизайн прилегающие к дому территории) [7]. Целью
данного инвестиционного проекта являлась не только диверсификация
туристического
направления,
создание
конкурентноспособного
высококачественного оливкового масла и других фермерских продуктов, но и
организация обучения и демонстрационных мероприятий по производству и
переработке органического масла.
Важную роль в поддержке сельского туризма играют и другие фонды
Европейского союза, такие как Европейский фонд регионального развития и
Фонд сплочения, а также Европейский социальный фонд, которые включают
меры по устойчивому туризму, трудоустройству и повышению квалификации.
Таким образом, финансирование аграрного туризма в странах
Европейского Союза регулируется как на национальном, так и наднациональном
уровнях. Кроме того, помимо наднационального субсидирования агротуризма, на
наднациональном уровне в 2015 году сформирована Европейская платформа
кластерного сотрудничества промышленных секторов, которые объединяются и
укрепляют европейскую экономику посредством сотрудничества. Целью
создания данной платформы является повышение конкурентоспособности и
устойчивости экономики и промышленности, улучшая их показатели с точки
зрения производительности, инноваций, интернационализации и эффективности
использования ресурсов.
На сегодняшний день Европейская платформа кластерного сотрудничества
ведет работу над проектом ЕС «Сельский туризм» (далее - ECRT), в рамках
которого осуществляется конкурсный отбор представителей среднего и малого
77
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
предпринимательства данного сектора для участия в данной программе. ECRT
будет поддерживать как минимум 190 малых и средних предприятий в сфере
сельского туризма [5]. Данный кластер предлагает практические решения в
области цифрового и экологического внутреннего управления, маркетинга и
разработки продуктов, адаптированные к реалистичной человеческой и
финансовой способности мелких и средних предприятий в сфере агротуризма.
Также программа создает единый и согласованный доступ к базовому обучению,
инструментам и к дополнительным ресурсам, определяет методологию и
инструменты для структур поддержки бизнеса, которые могут быть
воспроизведены, адаптированы к конкретным местным потребностям, и
переведены на разные языки. Развитие агротуризма в рамках ЕС «Сельский
туризм» тесно сопряжено с развитие цифровизации и зеленой политики
Евросоюза, ориентированной на экологический фактор.
В рамках масштабирования сельского туризма европейские страны ведут
активное участие в различных международных туристических программах,
обеспечивающих привлечение туристов в страны Евросоюза. Одной из ведущих
платформ, которая представляет собой Европейскую Федерацию Сельского
Туризма, является RuralTour. Она включает 28 профессиональных организаций в
25 странах, и предлагает более 100 000 вариантов сельского отдыха в
европейских странах [9]. Услуги, предоставляемые через эту платформу,
отличаются разнообразием и способны удовлетворить различные потребности
представителей сельского туризма.
Немаловажным в области развития сельского туризма также является
членство агротуристических объектов Европейских стран во всемирной
туристической организации – UNWTO, являющейся агентством Организации
объединенных наций, ответственным за продвижение ответственного,
устойчивого и общедоступного туризма. UNWTO продвигает сельский туризм,
при этом оказывая участникам поддержку и консультационные услуги по
развитию данной деятельности. Следует отметить, что Россия также была
членом данной международной организации, однако после начала специальной
78
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
военной операции, UNWTO было принято решение о приостановлении членства
России.
В результате проведенного анализа следует выделить ряд ключевых
аспектов, детерминирующих стратегические направления развития агротуризма
в Европе: диверсификация и стимулирование доходности фермерских хозяйств,
что будет обеспечивать поддержку многофункциональности сельского
хозяйства; стимулирование притока населения и специалистов в сельскую
местность, что обусловлено созданием новых рабочих мест и ростом
привлекательности для реализации предпринимательской деятельности;
восстановление и сохранение сельского культурного наследия; поддержка
производства качественных и конкурентноспособных фермерских продуктов;
развитие и внедрение программ экотуризма.
Таким образом, развитие агротуризма в Европе представляет собой
сложный процесс, включающий экономические, социальные и культурные
аспекты. Начиная с середины XX века, Европейский агротуризм прошел
несколько этапов трансформации, отражающих динамичное развитие данного
направления. На современном этапе своего развития, в свою очередь, агротуризм
является важным элементом сохранения культурного наследия Европейских
стран, продвижения их устойчивого развития и создания уникального
туристического продукта. При этом, в ряде стран Европейского союза агротуризм
занимает значительную долю в секторе туризма и стимулирует не только
диверсификацию доходов местных предпринимателей, но и стимулирует
инвестиционную привлекательность сельской местности для экономического
развития, а также способствует снижению оттока населения с сельских районов.
В свою очередь, для целей стимулирования развития данного туристического
направления как на наднациональном уровне, так и на уровне государств-членов
Европейского союза реализуется ряд мероприятий, направленных на
финансирование данного направления, стимулирования его развития,
образования системы кластеров и повышения его рентабельности на
международном рынке.
79
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
Заключение
Основываясь на результатах проведенного анализа, можно сделать вывод,
что в современном европейском контексте агротуризм представляет собой
уникальное сочетание традиционного сельского хозяйства и инновационного
туризма, ориентированного на устойчивое развитие. Этот сегмент туристической
индустрии продемонстрировал значительный рост и развитие, отражающее
изменение общественных предпочтений и повышенное внимание к
экологическим вопросам, что подтверждается представленными результатами
анализа статистических данных. При этом, на сегодняшний день агротуризм в
Европе является важным фактором экономического роста сельских районов.
Проведенный анализ указывает на его значительную роль в диверсификации
доходов фермеров, снижении оттока населения из сельских местностей.
Сельский туризм также позволяет сохранить и развивать культурное наследие и
традиции указанных районов.
Для развития данного направления европейские страны ведут
эффективную работу по его финансовому стимулированию не только на уровне
государственного управления, но и на наднациональном уровне – на уровне
Европейского союза. Также значительная роль отводится фондам,
осуществляющим помощь на основании инвестиционных проектов, включенных
в стратегические планы САР. При этом, данный механизм реализуется в том
числе путем выделения специализированных грантов, нацеленных на развитие и
диверсификацию инфраструктуры агротуризма.
Также высокие показатели деятельности агротуристического сектора
достигаются путем консолидированной работы европейских стран по внедрению
программных продуктов и кластерных систем. При этом указанная система
позволяет эффективно обмениваться опытом и ресурсами, оперативно
взаимодействовать с муниципалитетом и туроператорами, и является важным
«инструментом» поддержки как минимум 190 малых и средних предприятий в
сфере сельского туризма. Кроме того, агротуристическая сфера тесно
взаимодействует с экологическими инициативами, обеспечивая реализацию
80
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
зеленой политики Европейского союза. Это, в свою очередь, способствует росту
туристических потоков и развитию экологического сознания населения.
Таким образом, положительный опыт развития аграрного туризма в Европе
может быть эффективно адаптирован в практической деятельности данного
сектора в России. Особенно актуальным в этом контексте выступает создание
кластерных структур, которые станут катализатором синергии и кооперации
между участниками сельского туризма.
Также перспективным инструментом в развитии российского агротуризма
является опыт европейских стран в разработке и внедрении инвестиционных
программ и моделей финансового стимулирования. Данное направление станет
эффективным стимулом в развитии экономической и инвестиционной
привлекательности агротуристических объектов. Кроме того, данный
инструмент будет способствовать привлечению туристов. Однако, при
интегрировании зарубежного опыта необходимо учитывать уникальные
экономические и культурные особенности регионов России для целей
сохранения наследия страны.
Литература
1.
Сарафанова А.Г., Сарафанов А.А. Сельский туризм: тренд 2022 года в
России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия:
География. Геоэкология. 2023. № 1. С. 54–62.
2.
Стыценко Р.А., Камышанский В.П. Сравнительно-правовой анализ
сельского туризма России и Европы // Актуальные проблемы современного права:
соотношение публичных и частных начал: Сборник статей VI Международной
научно-практической конференции (симпозиума) для молодых исследователей.
2021. С. 271–277.
3.
Хваджа А.Н. Драйверы устойчивого развития сельского туризма:
Европейский опыт // Сервис в России и за рубежом. 2022. Т.16. № 1. С. 74–89.
4.
Agriculture and rural development // European Comission. URL:
https://agriculture.ec.europa.eu/common-agricultural-policy/financing-cap/cap-funds_en.
5.
Announcement of the EU RURAL TOURISM open call for tourism SMEs
// EuroCluster Rural Tourism. URL: https://clustersubmissionplatform.eu/wp-
content/uploads/2020/12/ECRT-SME-CALL-1.pdf.
81
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
6.
Communication from the Commission to the European Parliament, the
Councul, the European Economic and Social Committee and the Committee of the
Regions. A long-term Vision for the EU's Rural Areas - Towards stronger, connected,
resilient and prosperous rural areas by 2040 // EUR-Lex. Access to European Union law.
URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX: 52021DC0345.
7.
European Agricultural Fund for Rural Development // European
Commission. URL: https://single-market-economy.ec.europa.eu/sectors/ tourism/eu-
funding-and-businesses/funding-guide/european-agricultural-fund-rural-developmentn.
8.
European
Federation
of
Rural
Tourism
//
RuralTour.
URL:
https://www.ruraltour.eu/.
9.
European Tourism 2023 – Trends & Prospects (Q2/2023) // European Travel
Commission. URL: https://etc-corporate.org/uploads /2023/07/ETC-Quarterly-Report-
Q2-2023__Public.pdf.
10.
Guide of EU funding for tourism // European Commission. URL:
https://single-market-economy.ec.europa.eu/sectors/tourism/eu-funding-and-
businesses/funding-guide_en.
11.
Global
Data
Tracker
//
Lighthouse.
URL:
https://data.mylighthouse.com/str/global-data-tracker.
12.
Kovshun N., Alona Kliuchnyk A., Tymchuk S., Orlenko O., Soloviova O.,
Horiunova K. Rural tourism potential in the development of the agriculture-industrial
complex
//
E3S
Web
of
Conferences
408.
URL:
https://www.e3s-
conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2023/45/e3sconf_iscmee2023_01026.pdf.
13.
Regulation (EU) № 1305/2013 of the European Parliament and of the
Council of 17 December 2013 on support for rural development by the European
Agricultural Fund for Rural Development (EAFRD) and repealing Council Regulation
(EC) № 1698/2005 // EUR-Lex. Access to European Union law. URL: https://eur-
lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=CELEX:32013R1305.
14.
Rural Observatory. Rural focus. Tourism // European Union. URL:
https://observatory.rural-vision.europa.eu/rural-focus?lng=en&ctx=RUROBS&ts=
RUROBS&is=Default&tl=0&i=122&cl=rural&clc=tourism-1&db=625&trc=
DEGURB3&it=tercet-chart&pil=indicator-level&date=2021&cwt=line-chart.
15.
Rural
tourism
//
European
Parliament.
URL:
https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2023/751464/EPRS_BRI(2023)7
51464_EN.pdf.
16.
Tourism and Rural Development: A Policy Perspective // UNWTO. URL:
https://doi.org/10.18111/9789284424306.
17.
UNWTO Recommendations on Tourism and Rural Development – A Guide
to Making Tourism an Effective Tool for Rural Development // UNWTO. URL:
https://doi.org/10.18111/9789284422173.
82
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
References
1.
Sarafanova A.G., Sarafanov A.A. Rural Tourism: The 2022 Trend in Russia
// Bulletin of Voronezh State University. Series: Geography. Geoecology. 2023. № 1. Р.
54–62.
2.
Stytsenko R.A., Kamyshansky V.P. Comparative Legal Analysis of Rural
Tourism in Russia and Europe // Current Problems of Modern Law: The Correlation of
Public and Private Principles: Collection of Articles of the VI International Scientific and
Practical Conference (Symposium) for Young Researchers. 2021. P. 271–277.
3.
Khvadzha A.N. Drivers of Sustainable Development of Rural Tourism:
European Experience // Service in Russia and Abroad. 2022. Vol.16. № 1. P. 74–89.
4.
Agriculture and rural development // European Comission. URL:
https://agriculture.ec.europa.eu/common-agricultural-policy/financing-cap/cap-funds_en.
5.
Announcement of the EU RURAL TOURISM open call for tourism SMEs
// EuroCluster Rural Tourism. URL: https://clustersubmissionplatform.eu/wp-
content/uploads/2020/12/ECRT-SME-CALL-1.pdf.
6.
Communication from the Commission to the European Parliament, the
Councul, the European Economic and Social Committee and the Committee of the
Regions. A long-term Vision for the EU's Rural Areas - Towards stronger, connected,
resilient and prosperous rural areas by 2040 // EUR-Lex. Access to European Union law.
URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX: 52021DC0345.
7.
European Agricultural Fund for Rural Development // European
Commission. URL: https://single-market-economy.ec.europa.eu/sectors/ tourism/eu-
funding-and-businesses/funding-guide/european-agricultural-fund-rural-developmentn.
8.
European Federation of Rural Tourism // RuralTour. URL:
https://www.ruraltour.eu/.
9.
European Tourism 2023 – Trends & Prospects (Q2/2023) // European Travel
Commission. URL: https://etc-corporate.org/uploads /2023/07/ETC-Quarterly-Report-
Q2-2023__Public.pdf.
10.
Guide of EU funding for tourism // European Commission. URL:
https://single-market-economy.ec.europa.eu/sectors/tourism/eu-funding-and-
businesses/funding-guide_en.
11.
Global
Data
Tracker
//
Lighthouse.
URL:
https://data.mylighthouse.com/str/global-data-tracker.
12.
Kovshun N., Alona Kliuchnyk A., Tymchuk S., Orlenko O., Soloviova O.,
Horiunova K. Rural tourism potential in the development of the agriculture-industrial
complex
//
E3S Web
of
Conferences
408.
URL:
https://www.e3s-
conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2023/45/e3sconf_iscmee2023_01026.pdf.
13.
Regulation (EU) № 1305/2013 of the European Parliament and of the
Council of 17 December 2013 on support for rural development by the European
83
Прогрессивная экономика № 11 / 2023
Agricultural Fund for Rural Development (EAFRD) and repealing Council Regulation
(EC) № 1698/2005 // EUR-Lex. Access to European Union law. URL: https://eur-
lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=CELEX:32013R1305.
14.
Rural Observatory. Rural focus. Tourism // European Union. URL:
https://observatory.rural-vision.europa.eu/rural-focus?lng=en&ctx=RUROBS&ts=
RUROBS&is=Default&tl=0&i=122&cl=rural&clc=tourism-1&db=625&trc=
DEGURB3&it=tercet-chart&pil=indicator-level&date=2021&cwt=line-chart.
15.
Rural
tourism
//
European
Parliament.
URL:
https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2023/751464/EPRS_BRI(2023)7
51464_EN.pdf.
16.
Tourism and Rural Development: A Policy Perspective // UNWTO. URL:
https://doi.org/10.18111/9789284424306.
17.
UNWTO Recommendations on Tourism and Rural Development – A Guide
to Making Tourism an Effective Tool for Rural Development // UNWTO. URL:
https://doi.org/10.18111/9789284422173.
84
Document Outline
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО АГРОТУРИЗМА: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ