ЭКОНОМИКА
УДК 330.837
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
О. Ю. Красильников
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
Введение. В статье исследована теневая экономика как хозяйственная система. По некоторым данным, объем теневой экономики в России составляет 46% величины ВВП. Целью научной статьи является изучение институционального механизма трансформирования системы теневой экономики. Теоретический анализ. Исследуются системные признаки теневой экономики, среди которых выделяются: целостность, открытость, приспособляемость, воспроизводимость, структурированность и иерархичность. Рассмотрена структура теневой экономики, в составе которой выделены три сектора: социально опасные (криминальные) формы теневой экономики, различные формы проявления оппортунистического поведения экономических агентов и социально неопасные формы теневой деятельности (например домашняя экономика). Выявлены основное и производные противоречия теневой экономики. Изучен институциональный механизм трансформирования теневой экономики. Рассмотрены его функции и противоречия. Проанализированы два направления трансформации теневой экономики: ограничение (ликвидация) социально опасных форм и легализация (легитимизация) наиболее «здоровых» элементов. Результаты. Сделан вывод о необходимости формирования государственной стратегии институционального трансформирования теневой экономики. Определены принципы и задачи институционализации системы теневой экономики России на современном этапе.
Ключевые слова: теневая экономика, экономическая система, институциональный механизм, трансформация, противоречие.
DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-3-251 -257
Введение
Внимание экономической науки к теневой экономике обусловлено увеличением масштабов нелегальной экономической деятельности, проникновением теневых отношений в легальную сферу, ростом влияния теневой экономики на хозяйственные процессы и экономическую безопасность страны, слабой контролируемостью данного явления со стороны государства и общества. По оценкам международной исследовательской организации Global Financial Integrity (GFI), в 2011 г. объем теневой экономики России составлял 211,5 млрд долл. США, или 46% от величины ВВП [1]. Развитие теневой экономики отвлекает массу ресурсов и усилий на сокрытие как самой деятельности, так и ее результатов, порождает значительные дополнительные издержки субъектов хозяйствования, усиливает социальную напряженность в обществе.
Проблемы теневой экономики являются весьма дискуссионными среди исследователей. В работах отечественных и зарубежных ученых рассматриваются вопросы выделения различных секторов экономики (неформального, теневого, черного, серого и т.п.), ха-
рактеристики субъектов теневой экономической деятельности, определения их связей с государственными структурами, различными легальными предприятиями. Однако, несмотря на возрастающий интерес ученых к этой теме и увеличивающееся число публикаций в экономической литературе, на сегодняшний день отсутствуют комплексные исследования теневой экономики с точки зрения институционального подхода. Изучение вопроса показывает, что значительное количество населения имеет отношение к теневой экономике. Поэтому все более актуальным становится рассмотрение институционального механизма трансформирования теневой экономики, ее частичная легализация. Решающая роль в данном процессе принадлежит государству как основному субъекту формирования законодательных норм, правил и ограничений.
Целью научной статьи является изучение институционального механизма трансформирования системы теневой экономики, его функций и противоречий, а также рассмотрение основных способов преобразования указанной системы.
Теоретический анализ
Теневая экономика - явление сложное, состоящее из ряда элементов и охватывающее различные сферы общественной жизни. К теневой экономике относят всю экономическую деятельность, которая по разным причинам не учитывается официальной статистикой, скрыта от налогообложения и, соответственно, не включается в ВВП.
Мы рассматриваем теневую экономику как систему. Следовательно, она должна обладать определенными признаками системы и специфическими системными качествами. По нашему мнению, ведущей качественной характеристикой, позволяющей отнести хозяйственный элемент к системе теневой экономики, является его неподконтрольность официальным государственным институтам. Отсюда следуют и другие системные качества теневой экономики: неподотчетность, отсутствие налогообложения, неформальные отношения между субъектами, скрытые товарно-денежные потоки.
Основными признаками теневой экономики как системы являются:
- целостность. Теневая экономика является целостной системой, функционирование которой возможно и в отсутствие институтов легальной экономики;
- открытость. Теневая экономика является открытой экономической системой, тесно связанной совокупностью товарно-денежных отношений с легальной экономикой;
- приспособляемость. Теневая экономика существовала во все времена, во всех социально-экономических системах и странах. Подобная живучесть теневой экономики объясняется ее целостностью и неподконтрольностью со стороны государства;
- воспроизводимость. Теневые экономические отношения повторяются в каждом новом цикле воспроизводства в единстве всех его стадий: производства, распределения, обмена и потребления;
- структурированность. Система теневой экономики имеет сложную многомерную и многоуровневую, отраслевую и региональную структуру;
- иерархичность. Элементы теневой экономики отличаются соподчиненностью. Это относится как к субъектам, так и к объектам теневого сектора.
Особенностью теневой экономики как системы является то, что данные признаки, в отличие от легальной экономики, проявляются неявно и имеют свою специфику. Так, например, открытость теневой экономики носит условный характер, поскольку, попав однажды в систему внелегальных отношений, хозяйствующие субъекты редко готовы порвать с ними добровольно. Теневая экономика является своеобразным насосом, вытягивающим материальные и финансовые ресурсы из сферы легального производства.
Институциональный механизм трансформирования теневой экономики может быть определен как совокупность способов упорядоченного воздействия государства на данную систему с целью снижения ее негативного влияния на хозяйственную жизнь общества. Таким образом, ограничивая негативные проявления теневой экономики и усиливая ее положительные стороны, можно добиться бесконфликтного сосуществования теневой и легальной экономических систем.
Субъектно-объектная структура институционального механизма трансформирования системы теневой экономики представляет собой совокупность, включающую в себя три основных структурных составляющих:
- субъект управления трансформацией -государство в лице федеральных, региональных или местных органов власти;
- объект трансформирования - теневая экономика как система;
- способ трансформации - набор конкретных методов, приемов и инструментов институционального воздействия на систему теневой экономики, а также обратные объектно-субъектные связи, позволяющие отслеживать эффективность проводимых мероприятий.
При рассмотрении институционального механизма трансформирования теневой экономики необходимо структурировать данную систему с точки зрения общественной опасности, которую несут те или иные ее составляющие. Условно систему теневой экономики можно разделить на три сектора:
1) социально опасные формы теневой экономики, непосредственно граничащие с криминальной деятельностью (коррупция, незаконное использование бюджетных средств и т.д.);
2) различные формы проявления оппортунистического поведения экономических агентов (неисполнение контрактных обязательств, неплатежи, прокрутка чужих средств и др.);
3) социально неопасные формы теневой деятельности (домашняя экономика, выплаты зарплаты «в конвертах» и т. п.).
Для каждого из указанных сегментов системы теневой экономики необходимы свои методы институционального воздействия со стороны государства.
Можно выделить следующие функции институционального механизма трансформирования теневой экономики как системы: основная - обеспечение экономической безопасности страны, а также производные функции - ограничительная, контролирующая, информационная, распределительная и перераспределительная.
Функции институционального механизма трансформирования теневой экономики тесно связаны между собой. Специфичность проявления указанных функций в условиях взаимодействия формальных и неформальных экономических институтов заключается в том, что государство посредством создания системы правовых норм выступает гарантом важнейших экономических институтов, таких как собственность, хозяйственный договор, свобода предпринимательства, справедливая конкуренция и ряд других.
Основой экономической безопасности страны выступает ограничительная функция институционального механизма трансформирования системы теневой экономики, наиболее опасными проявлениями которой в современной России, на наш взгляд, являются коррупция, присвоение государственных фондов и нецелевое использование бюджетных средств в целях личного обогащения. Так, по данным авторитетной международной организации «Transparency International», в 2015 г. Россия занимала 119-е место из 168 стран по индексу восприятия коррупции, оказавшись в одном ряду с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне (наименее коррумпированные страны расположены в начале списка) [2].
Важной функцией институционального механизма трансформирования теневой экономики как системы является легализация наиболее «здоровых» форм теневого бизнеса. Институ-ционализация элементов теневой экономики, выполняющих положительные социально-экономические функции, становится необходимым условием будущего экономического роста.
Теневая экономика оказывает двойственное влияние на социально-экономическое положение в стране: положительное и отрицательное, стабилизирующее и дестабилизирующее. Отсюда вытекают противоречия институционального механизма трансформирования этой подсистемы национального хозяйства (таблица).
Противоречия институционального механизма трансформирования теневой экономики как системы
Основное противоречие Производные противоречия
Между субъектом и объектом трансформирования Между государством и субъектами теневой экономики
Между формальными инструментами воздействия и неформальной средой теневой экономики
Между легальным и теневым экономическими секторами
Между субъектами теневой экономики
Основным, на наш взгляд, является противоречие между субъектом (государством) и объектом трансформирования (теневым сектором экономики). Государство как субъект трансформационного воздействия пытается с помощью доступных ему институциональных рычагов (прежде всего с помощью разработки соответствующих хозяйственных норм и правил) установить такие границы теневого сектора, которые максимально нивелируют негативное влияние и усиливают положительный эффект теневых экономических отношений.
Важной формой проявления основного противоречия институционального механизма трансформирования теневой экономики как системы является противоречие между государством и субъектами теневой экономики. Частный интерес субъекта состоит в максимизации своего дохода и нежелании делиться им с кем-либо, и особенно с государством. Соответственно, размер налогообложения самым непосредственным образом влияет на поведение хозяйствующего субъекта: чем больше налоги, тем активнее уход в тень.
Большое значение в функционировании институционального механизма трансформирования имеет противоречие между формальными
инструментами воздействия и неформальной средой теневой экономики. Оно объясняет трудности государственного трансформирования теневой (неформальной) экономики с использованием, по сути, только формальных институциональных ограничений (закона, хозяйственного права). Еще одним противоречием институционального механизма трансформирования теневой экономики как системы является противоречие между теневым и легальным экономическими секторами, которое в современных российских условиях разрешается не в пользу последнего, что отрицательно сказывается на эффективности функционирования национального хозяйства.
Следующим противоречием институционального механизма трансформирования теневой экономики как системы является противоречие между субъектами самой теневой экономики. Можно предположить, что отношения между субъектами теневой экономики отличаются элементами соперничества, как на рынке труда, так и на рынке товаров и услуг. В соревнование за присвоение теневой экономической ренты вступают также государственные чиновники и представители криминальных группировок.
Обострение указанных противоречий приводит к тому, что компоненты теневой структуры начинают адсорбировать (вовлекать в свой оборот) элементы самого государства как субъекта трансформации. При этом сфера функционирования теневой экономической системы расширяется, прирастая за счет коррумпированных чиновников, хищения бюджетных средств и т.д. Наряду с приватизацией собственности происходит приватизация функций государства отдельными группами чиновников.
На наш взгляд, добиться разрешения указанных выше противоречий только на базе введения разного рода запретительных мер невозможно. Позитивное разрешение противоречий институционального механизма трансформирования теневой экономики как системы должно идти по пути развития конкурентоспособности легального сектора экономики, дальнейшего осуществления институциональных реформ в плане либерализации хозяйственного (в первую очередь налогового) законодательства, установления партнерских отношений между государством и бизнес-сообществом.
Проблема существования теневой экономики не теряет актуальности даже в странах с развитой рыночной системой. Особенностью России является то, что здесь теневая экономическая деятельность достигла значительных размеров. Вместе с тем нельзя не признать того факта, что в условиях экономического кризиса, снижения
реальных доходов населения, неэффективности государственного управления (бюджетного и налогового механизмов, спецификации и защиты прав собственности) отдельные элементы теневой экономики играют положительную роль. Так, например, выплата зарплаты «в конвертах» в условиях непосильного налогового пресса положительно сказывается на общем благосостоянии граждан. То же самое можно сказать о расчетах с использованием так называемого «черного нала». В условиях стагнации подобная практика поддерживает товарооборот между предприятиями, способствует удовлетворению потребностей населения. Что же касается спецификации и защиты прав собственности, то во многих странах различные неформальные институты и структуры показали большую эффективность по сравнению со слабым, зачастую коррумпированным государством [3].
Указанные положительные эффекты достигаются благодаря тому, что неформальные хозяйственные механизмы позволяют экономить на трансакционных издержках, размер которых в деформированной кланово-корпоративной экономике становится запретительно-высоким для легальной деятельности. Все это еще более усиливает необходимость трансформирования теневой экономики как системы, которое предполагает разработку способов управления процессами, обеспечивающими:
- сокращение (в идеале - полную ликвидацию) наиболее опасных элементов теневой экономики;
- преобразование несущих положительную нагрузку и наименее социально-опасных секторов теневой хозяйственной деятельности в легальную.
Таким образом, цель государственного управления трансформированием теневой экономики - соблюдение интересов общества относительно каждого из ее элементов, т.е. устранение их негативного влияния на различные сферы общественной жизни (рисунок).
Особенностью институционального механизма трансформирования системы теневой экономики является то, что объектами государственного воздействия в данном случае выступают различные неформальные институты и организации: институт нелегальной собственности, институты сокрытия и теневого распределения доходов, институты внелегальной контрактации, организационные структуры теневого бизнеса. При этом трансформирование системы теневой экономики со стороны государства может производиться только формальными методами: ограничения и легитимизации элементов тене-
вой экономики. В основе институционального механизма трансформационного воздействия государства на систему теневой экономики ле-
жат, прежде всего, формальные экономические, политические и социальные институты: законы, правовые нормы, бюджет, налоги и т. п.
Способы трансформирования системы теневой экономики
Нетрудно заметить различие правовых полей, на которых выступают представители субъекта и объекта институционального трансформирования. Теоретически на любое трансформирующее воздействие государства субъекты теневой экономики могут найти адекватный ответ, действуя в неправовом институциональном поле. В этом, пожалуй, заключается основная трудность исследования институционального механизма трансформирования теневой экономики как системы.
Развитие институционального механизма трансформирования теневой экономики в применении к элементам, подрывающим экономическую безопасность страны, должно происходить в направлении ограничения (сужения) сферы их распространения и влияния. К таким элементам мы относим, прежде всего, коррупцию, хищение и незаконное (нецелевое) использование бюджетных средств, налоговые и таможенные преступления.
Ориентировочным параметром ограничения теневой экономики может быть ее удельный вес, не превышающий 10% ВВП (соответствующей в среднем доле теневого бизнеса в развитых странах). Принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими и административными методами государственного воздействия. На наш взгляд, ограничительные функции институционального механизма трансформации теневой экономики могут быть реализованы в основном при помощи административных методов регулирования. Необходимо прямое государственное вмешатель-
ство, жесткая реализация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества, теневой активности олигархов, хищении и разбазаривании бюджетных средств.
Реализация поставленных задач требует значительных изменений в структуре государственного управления. В широком комплексе институциональных реформ можно выделить следующие: совершенствование законодательной базы, оптимизация структуры органов государственного управления и правоохранительных органов, судебная и административная реформы, ограничение нелегального вывоза российского капитала, борьба с отмыванием «грязных денег».
Отдельные элементы теневой экономики, несущие положительную экономическую составляющую, при определенных условиях могут быть соответствующим образом институционально легитимизированы, легализованы и закреплены формальными законодательными рамками. Приоритет здесь должен принадлежать, прежде всего, косвенным экономическим методам воздействия на теневую экономику. Комплексное решение проблем легитимизации теневой экономики способствует положительному разрешению противоречий институционального механизма ее трансформирования и является на сегодняшний день фактором будущего экономического роста.
Одним из блоков теневой экономики, подлежащих легализации, является домашняя экономика, которая изначально предполагает в каче-
стве основы неформальные институциональные нормы. Для домашней экономики, в отличие от других элементов теневого бизнеса, характерен статус борьбы за выживание (продажа урожая с приусадебных и дачных участков, садов и огородов). Существование данного сегмента теневого хозяйства обусловлено необходимостью сопротивления неблагоприятной институциональной среде. В изменении данной среды заключается возможность институциональной легитимизации и легализации домашней экономики.
Институциональный механизм трансформирования теневой экономики в легальную предусматривает приведение в соответствие формальных и неформальных хозяйственных институтов. Одной из составляющих интеграции части теневой экономики в легальную может способствовать так называемая экономическая (налоговая, дачная) амнистия. Большое значение для легализации теневой экономики имеют институциональные рычаги по репатриации вывезенного за границу капитала. Необходимым условием институционального механизма легализации теневой экономики является либерализация статей затрат и вычет инвестиционных расходов из налогооблагаемой базы.
Важное место в плане институциональной легитимизации теневой экономики имеет вопрос легализации незаконной миграции рабочей силы. В условиях сложной демографической ситуации, сложившейся в России, легализация иммиграционных потоков трудовых ресурсов может стать одним из факторов ускорения экономического роста.
Результаты
В целом проблема институциональной легитимизации некоторых элементов теневой экономики России должна базироваться на следующих принципах: благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий; дебюрократизация государства; мероприятия по совершенствованию налоговой системы - упрощение порядка исчисления и снижение части налогов; четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников; формирование нового отношения к отечественным предпринимателям на основе эффективной программы репатриации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс страны; кардинальные перемены в сфере социально-экономических отношений, направленные на повышение уровня жизни населения, снижение инфляции и безработицы; укрепление доверия к власти.
По нашему мнению, необходима продуманная государственная стратегия институционального трансформирования теневой экономики в
России. Разработка подобной стратегии требует решения следующих задач: координация деятельности федерального правительства и субъектов Федерации; подбор и обучение кадров, занимающихся борьбой с экономическими преступлениями; научно-методическое и концептуальное обеспечение противодействия теневой экономике; выделение приоритетных направлений и методов институционального трансформирования данной системы; ограничение наиболее опасных и легитимизация социально полезных элементов теневой экономики.
На современном этапе необходимо создание таких условий, при которых легальная экономика будет более конкурентоспособной по сравнению с теневой деятельностью. Этому должно способствовать научное обоснование причин существования, особенностей проявления и путей институционализации теневой экономики.
Список литературы
1. Russia : Illicit Financial Flows and the Underground Economy / A February 2013 Report from Global Financial Integrity. URL: http://russia.gfintegrity.org (дата обращения: 27.04.2016).
2. Индекс восприятия коррупции - 2015 // Трансперенси Интернешнл Россия. URL: http://www.transparency. org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto (дата обращения: 17.05.2016).
3. Сото Э. Загадка капитала : почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М. : Олимп-Бизнес, 2001. 272 с.
Institutional ïransformation of the Underground Economy
O. Yu. Krasilnikov
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. The underground economy as an economic system is investigated in the article. According to some estimates, the underground economy volume in Russia amounts to 46% of GDP. The purpose of a scientific article is to study the institutional mechanism of transformation of the underground economy system. Theoretical analysis. The author explores the systemic signs of the underground economy, among which there are: integrity, openness, adaptability, reproducibility, structure, and hierarchy. The structure of the underground economy, including three sectors: socially dangerous (criminal) forms of the underground economy; various forms of opportunistic behavior of economic agents and socio-benign forms of underground activities (e.g., home economy), is examined. The main and derivative contradictions of underground economy are revealed. The institutional mechanism of transformation of the underground economy is studied; its options and contradictions are considered. The author analyzed two directions of transformation of the underground economy: restriction (liquidation) of socially dangerous forms and
legalization (legitimisation) the most «healthy» elements. Results. The author makes a conclusion about the necessity of state strategy of institutional transformation of the underground economy. The principles and objectives of institutionalization of the underground economy system in Russia at the present stage are defined. Key words: underground economy, economic system, institutional mechanism, transformation, contradictions.
References
1. Russia: Illicit Financial Flows and the Underground Economy/A February 2013 Report from Global Finan-
cial Integrity. Available at: http://russia.gfintegrity.org (accessed 27 April 2016).
2. Corruption Perceptions Index - 2015. Transparency International Russia. Available at: http://www.transpar-ency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospri-iatiia-korruptcii-2015-rossiia-podnialas-na-119-mesto (accessed 17 May 2016).
3. Soto H. Zagadka kapitala: pochemu kapitalizm torzhest-vuet na Zapade i terpit porazhenie vo vsem ostalnom mire [The Mystery of Capital. Why Capitalism Triumphs in the West and Fails Everywhere Else]. Moscow, Olimp-Business Publ., 2001. 272 p.
УДК 334.72
СОТРУДНИЧЕСТВО ВЛАСТНЫХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
Б. С. Батаева
профессор кафедры «Корпоративное управление», Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва E-mail: [email protected]
Л. Н. Айрапетян
аспирантка кафедры «Корпоративное управление», Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва E-mail: [email protected]
Введение. В рамках данной статьи рассмотрена практика взаимодействия власти и бизнеса при разработке и реализации федеральных целевых программ, с помощью которых достигаются приоритеты социально-экономического развития страны. Целевые программы являются одним из важнейших инструментов решения социально-экономических задач в государстве. Теоретический анализ. Программно-целевой подход используется и в государственном управлении, и в бизнес-планировании. В государственном управлении он применяется при разработке комплексных целевых программ, долгосрочных и среднесрочных планов. Понятие «целевая программа» использовалось еще в советской экономике под названием «целевая комплексная программа», которая представляла собой исходную категорию программно-целевого планирования и управления. В бюджетном планировании Российской Федерации программно-целевой подход стал активно применяться начиная с 2000-х гг. В настоящее время под целевой программой понимается система мероприятий, направленных на решение определенных целей и задач в установленные сроки и с установленным ресурсным обеспечением для достижения определенных показателей исполнителями программы, учитывающая интересы всех заинтересованных в реализации программы сторон. Результаты. Доказана необходимость использования корпораций развития территорий при реализации целевых программ. Предложены меры по координации взаимодействия корпораций развития территорий с органами власти при разработке и реализации целевых программ. Ключевые слова: целевые программы, взаимодействие власти и бизнеса, корпорации развития территорий.
DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-3-257-262
Введение
Теория современного государства утверждает, что функции государства эволюционируют от принуждения в сторону сотрудничества между тремя основными секторами экономики. Говорят о постепенной гуманизации государства под влиянием эволюции хозяйства, требующей все большей взаимопомощи и сотрудничества всех агентов экономики. Координация экономических связей, сотрудничество становится не одной из форм конкуренции, а равноправным механизмом регулирования хозяйственной деятельности. В основе сотрудничества лежит принцип учета интересов всех заинтересованных сторон, его соблюдение является основой устойчивого развития страны. Необходимость рассмотрения сотрудничества властных и предпринимательских структур в рамках реализации федеральных целевых программ обосновано тем, что с их помощью достигаются приоритеты социально-экономического развития страны. Целевые программы являются одним из важнейших инструментов решения социально-экономических задач в государстве. Программно-целевой подход используется и в государственном управлении, и в бизнес-планировании. В государственном управлении он применяется при разработке комплексных целевых программ, долгосрочных и среднесрочных планов. Понятие «целевая программа» использовалось еще в советской экономике под названием «целевая комплексная программа», которая представляла собой исходную категорию программно-целевого планирования