Научная статья на тему 'Институциональное обеспечение развития Донбасса: ретроспективный анализ в контексте вхождения в состав Российской Федерации'

Институциональное обеспечение развития Донбасса: ретроспективный анализ в контексте вхождения в состав Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институты / институциональные трансформации / адаптация институтов / регион / Донбасс / institutions / institutional transformations / institutional adaptation / region / Donbas

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Загорная Татьяна Олеговна, Долбня Наталия Валериевна, Трещевский Юрий Игоревич

Предмет. Институциональное обеспечение развития Донбасса в контексте адаптации к условиям функционирования социально-экономической системы региона в составе Российской Федерации. Состояние и перспективные направления развития институциональных подсистем: бизнеса, власти, финансового и некоммерческого секторов. Цель. Исследование основных параметров институциональных подсистем Донбасса, выявление проблемных зон и обоснование направлений институционального и социально-экономического развития региона в условиях военного конфликта и адаптации к интеграционному взаимодействию с институтами России. Методы исследования. В теоретическом плане основой исследования является диалектический метод, позволивший авторам рассматривать социально-экономическую и институциональную системы Донбасса в контексте их вхождения в российское общественное пространство. Для выявления проблемных зон социально-экономического и институционального развития использован монографический метод, позволивший исследовать позиции ученых относительно состояния и перспектив развития экономики и обеспечивающих ее институтов в условиях интеграции в Российскую Федерацию. В практическом аспекте решающую роль в получении результатов исследования сыграл ретроспективный анализ, на основании которого установлена динамика основных институциональных подсистем региона с позиций модернизации функций, реализуемых институтами бизнеса, финансов, власти, некоммерческого сектора в период военного конфликта 2014–2021 гг. и проведения специальной военной операции. Результаты и обсуждение. Институциональное обеспечение развития Донбасса в контексте вхождения в состав Российской Федерации нуждается в радикальной трансформации в целях адаптации к новым условиям, включающей комплексное преобразование социально-экономической модели региона, его инфраструктуры, диверсификацию и модернизацию институтов. При этом необходимо учитывать наличие слабых сторон институциональной системы региона, к которым авторы статьи относят: наличие угроз внешней среды, вызванных военным конфликтом, начавшимся в 2014 г. и обусловившим ослабление институтов бизнеса; радикальное снижение стимулов для полномасштабной реализации функций финансовых институтов, особенно в части их инновационно-инвестиционной деятельности; неразвитость некоммерческих организаций; выраженную компоненту бюрократизма в государственных институтах. Новая институциональная модель должна предусматривать снижение уровня уязвимости от геополитических и экономических кризисов, а также зависимости от тяжелой промышленности и угледобычи; развитие высокотехнологичных отраслей и инноваций; концентрацию инвестиций в образование, здравоохранение, переподготовку рабочей силы. Инструментальная база таких преобразований требует формирования обоснованных стратегий и программ адаптации институтов, включая подбор ответственных исполнителей для работы в системе государственных, муниципальных органов и формирование механизмов финансирования проектов для экономического роста и благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Загорная Татьяна Олеговна, Долбня Наталия Валериевна, Трещевский Юрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional support for the development of the Donbas: a retrospective analysis performed upon the inclusion of the region into the Russian Federation

Subject. Institutional support for the development of the Donbas during the process of its adaptation to the social and economic system of the Russian Federation. The state and development prospects of institutional subsystems: business, public authority, financial, and non-commercial sectors. Purpose. To study the main parameters of the institutional subsystems in the Donbas and determine the problems and the vectors of institutional, social, and economic development of the region in the situation of an armed conflict running parallel to its integration with Russian institutes. Research methods. The theoretical basis of the study was the dialectical method, which allowed us to consider social, economic, and institutional systems of the Donbas in the context of integration of the region in Russian social environment. To determine the problems of social, economic, and institutional development of the region, the monographic method was used. It allowed us to review the existing approaches to the state and prospects of the economy and the supporting institutes during the period of integration into the Russian Federation. A retrospective analysis was a key practical research method. It helped to determine the dynamics of the main institutional subsystems of the region from the point of view of modernisation of the functions implemented by such institutes as business, public authority, financial, and non-commercial sector during the armed conflict of 2014-2021 and the special military operation. Results and discussion. After its inclusion into the Russian Federation, the institutional support of the development of the Donbas requires a fundamental transformation in order to adapt to new conditions. The transformation should involve a comprehensive transformation of the social and economic model of the region and its infrastructure, diversification, and modernisation of the development institutes. At the same time, it is necessary to take into account the weaknesses of the institutional system of the region. They include external threats caused by the armed conflict which started in 2014 and caused damage to the business institute; a dramatic reduction in the number of stimuli for the functioning of financial institutes, especially for the innovative and investment activities; underdevelopment of noncommercial organisations; and a high level of bureaucracy in public institutions. The new institutional model should be aimed at decreasing the vulnerability of the region to geopolitical and economic crises and its dependence on heavy industry and coal mining, while developing high-tech industries and innovations, and investing in education, healthcare, and the retraining of the labour force. It is therefore necessary to develop reasonable adaptation strategies and programmes, including appointing responsible executives to the governmental and municipal bodies and developing mechanisms for the financing of projects aimed at the economic growth and well-being of the population.

Текст научной работы на тему «Институциональное обеспечение развития Донбасса: ретроспективный анализ в контексте вхождения в состав Российской Федерации»

Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2023. № 4. C. 46-59. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (4), 46-59.

^Т" Вестник Воронежского государственного университета

^¡¿у Серия: Экономика и управление

Региональная экономика

Научная статья УДК 332.021.8; 332.025

Б01: https://doi.Org/10.17308/econ.2023.4/11685 }БЬ 043; И11; И13

Институциональное обеспечение развития Донбасса: ретроспективный анализ в контексте вхождения в состав Российской Федерации

Т. О. Загорная1, Ю. И. Трещевский2Н, Н. В. Долбня3

1 3 Донецкий государственный университет, ул. Университетская, 24, 283001, Донецк, Российская Федерация

2 Воронежский государственный университет, Университетская пл., 1, 394018, Воронеж, Российская Федерация

Предмет. Институциональное обеспечение развития Донбасса в контексте адаптации к условиям функционирования социально-экономической системы региона в составе Российской Федерации. Состояние и перспективные направления развития институциональных подсистем: бизнеса, власти, финансового и некоммерческого секторов.

Цель. Исследование основных параметров институциональных подсистем Донбасса, выявление проблемных зон и обоснование направлений институционального и социально-экономического развития региона в условиях военного конфликта и адаптации к интеграционному взаимодействию с институтами России.

Методы исследования. В теоретическом плане основой исследования является диалектический метод, позволивший авторам рассматривать социально-экономическую и институциональную системы Донбасса в контексте их вхождения в российское общественное пространство. Для выявления проблемных зон социально-экономического и институционального развития использован монографический метод, позволивший исследовать позиции ученых относительно состояния и перспектив развития экономики и обеспечивающих ее институтов в условиях интеграции в Российскую Федерацию. В практическом аспекте решающую роль в получении результатов исследования сыграл ретроспективный анализ, на основании которого установлена динамика основных институциональных подсистем региона с позиций модернизации функций, реализуемых институтами бизнеса, финансов, власти, некоммерческого сектора в период военного конфликта 2014-2021 гг. и проведения специальной военной операции. Результаты и обсуждение. Институциональное обеспечение развития Донбасса в контексте вхождения в состав Российской Федерации нуждается в радикальной трансформации в целях адаптации к новым условиям, включающей комплексное преобразование социально-экономической модели региона, его инфраструктуры, диверсификацию и модернизацию институтов. При этом необходимо учитывать наличие слабых сторон институциональной системы региона, к которым авторы статьи относят: наличие угроз внешней среды, вызванных военным конфликтом, начавшимся в 2014 г. и обусловившим ослабление институтов бизнеса; радикальное снижение стимулов для полномасштабной реализации функций финансовых институтов, особенно в части их инновационно-инвестиционной деятельности; неразвитость некоммерческих организаций;

© Загорная Т. О., Трещевский Ю. И., Долбня Н. В., 2023 ©® Материал доступен на условиях лицензии СС БУ 4.0

выраженную компоненту бюрократизма в государственных институтах. Новая институциональная модель должна предусматривать снижение уровня уязвимости от геополитических и экономических кризисов, а также зависимости от тяжелой промышленности и угледобычи; развитие высокотехнологичных отраслей и инноваций; концентрацию инвестиций в образование, здравоохранение, переподготовку рабочей силы. Инструментальная база таких преобразований требует формирования обоснованных стратегий и программ адаптации институтов, включая подбор ответственных исполнителей для работы в системе государственных, муниципальных органов и формирование механизмов финансирования проектов для экономического роста и благосостояния населения.

Ключевые слова: институты, институциональные трансформации, адаптация институтов, регион, Донбасс.

Для цитирования: Загорная, Т. О., Трещевский, Ю. И. & Долбня, Н. В. (2023). Институциональное обеспечение развития Донбасса: ретроспективный анализ в контексте вхождения в состав Российской Федерации. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление, (4), 46-59. Б01: https://doi.Org/10.17308/econ.2023.4/11685

Введение

Институциональное обеспечение развития является фундаментом для экономического роста региона, эффективно функционирующие институты могут стимулировать инновации, инвестиции и экономический подъем, улучшение состояния окружающей среды, что является ключевым приоритетом социально-экономического развития. Данные аспекты институционального развития широко представлены в научных исследованиях (Е^оу^ку et а1., 2022; ТаЬа^шкоуа et а1., 2017; TreshevskУ et а1., 2021; и др.).

Институты и представляющие их акторы определяют стратегию развития, принимают необходимые законы и решения, обеспечивают инвестиции в экономику региона, стимулируют развитие человеческого капитала и технологий; отстаивают интересы населения, что по своей сути является движущей силой экономического роста; задают тренды социально-экономического развития и качества жизни в регионе. Эффективность взаимодействия внутри институциональной системы играет ключевую роль, так как она представлена не только элементной базой, но и взаимосвязями между ними, обеспечивающими необходимые условия для развития экономики и общества, способствующими развитию рыночной среды. Институциональное развитие в целом представляет собой процесс совершенствования и изменения институтов, правил и норм, регулирующих общественную жизнь, и направлено на улучшение существующих институтов в соответствии с нуждами общества, обеспечивающих прогресс на основе реформ, изменения законов, создания новых организаций и т. д.

Институциональное обеспечение развития Донбасса периода 2014-2022 гг. изучено недостаточно, большинство исследований останавливаются на событиях 2014 г., научных работ, посвященных институциональным изменениям в Донбассе после 2014 г. и влиянию конфликта на институты развития, практически нет. Исследовательскую нишу занимают немногочисленные публикации донецких ученых, среди которых необходимо выделить нескольких авторов. В работе С. О. Поторо-чина (2018) рассмотрено институциональное обеспечение развития Донецкой Народной Республики, автором проведен комплексный анализ правового регулирования и управления разработкой нормативно-правовых актов, программных и доктринальных документов, среди которых особое место занимает Доктрина административно-территориального развития Донецкой Народной Республики. В работе А. А. Бачурина (2016) представлена оценка влияния существующих институтов на степень деловой активности, обоснованы прогнозы институциональных трансформаций в донецком регионе. Однако в научной литературе мало работ, в которых анализируется влияние российских институтов на Донбасс после 2014 г. Недостаточно внимания уделяется региональным и местным институтам развития Донбасса, их роли и проблемам. Мало исследований, оценивающих эффективность существующих институтов развития Донбасса и предлагающих рекомендации по их совершенствованию. В целом институциональное обеспечение развития Донбасса остается малоизученной темой, особенно в контексте

событий 2014-2022 гг., что можно связать с ограниченной доступностью информации и сложностью исследований в регионе.

В период с 2014 по 2022 г. регион в результате боевых действий получил серьезные повреждения промышленных объектов, дорог, мостов, объектов промышленной инфраструктуры, жилых домов, что требует восстановления и, соответственно, привлечения значительных инвестиций.

Экологические проблемы в Донбассе накапливались десятилетиями - промышленный регион уже во второй половине ХХ в. имел загрязнение воды, воздуха, накопленные тонны промышленных и бытовых отходов. В анализируемый период ситуация еще более ухудшилась: произошло снижение объемов производства промышленных предприятий, боевые действия обусловили нарушения природных ареалов обитания диких животных, уничтожение уникальных экотопов, загрязнения окружающей среды.

Политическая нестабильность и неопределенность в отношении будущего региона «отпугивали» потенциальных инвесторов, что обусловило экономическую дестабилизацию: конфликт привел к значительному сокращению промышленного производства и экономической активности в регионе, что вызвало увеличение безработицы и бедности, а также отток трудоспособного населения из региона, обострение социальных проблем. Боевые действия способствовали появлению значительного числа беженцев и перемещенных лиц, что также является негативным явлением для региона в социально-экономическом и институциональном аспектах.

Восстановление Донбасса требует комплексного подхода, включающего в себя инвестиции в инфраструктуру, стимулирование экономической активности, устранение экологических и решение социальных проблем. Одним из решений указанных проблем может стать восстановление и совершенствование институционального обеспечения развития региона.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема институционального обеспечения развития Донбасса крайне актуальна в силу необходимости скорейшей интеграции региона в социально-экономическое пространство России. Регион с 2014 г. переживал сложные времена - вооруженный конфликт, политиче-

ский, экономический и гуманитарный кризис, поэтому сейчас перед страной стоит сложная многофакторная проблема восстановления Донбасса и его интеграции в российское социально-экономическое и институциональное пространство.

Методы исследования

Исследование проблемы совершенствования институционального обеспечения развития Донбасса базируется на институциональном анализе весьма специфических социально-экономических, политических, институциональных отношений, сформировавшихся в условиях затяжного военного конфликта, требующих оценки влияния внутрирегиональных и российских институтов на перспективы интеграции новых территорий в российское общественное пространство.

Ретроспективный анализ позволил авторам установить состав и состояние институтов в регионе, определить сильные и слабые стороны их функционирования, обосновать рекомендации по их совершенствованию, повышению эффективности; определить приоритетные направления инвестирования. Применение метода ретороспективного анализа позволяет разработать эффективную государственную политику в отношении Донбасса, направленную на его восстановление и долгосрочное развитие.

Методология исследования требует определенности в использовании структурной композиции элементной базы институтов. В научной литературе используются различные ее варианты, в частности классификации институтов по целевой направленности субъектов или их функциональным особенностям. Так, М. П. По-сталюк, Т. М. Посталюк (2009. С. 27), Е. В. Горде-ева (2022. С. 61-63) и другие ученые предлагают рассматривать институциональное обеспечение развития региона в функциональном аспекте, выделяя: институт государственной власти (правительство региона и органы местного самоуправления); бизнес; финансовые; образовательные, научные; некоммерческие организации; домашние хозяйства и др. Детальный анализ подходов к структурированию институтов выходит за пределы целей нашего исследования. Принятый вышеуказанными авторами подход мы считаем достаточным для анализа ситуации и выводов о направлении необходимых действий по преобразованию

институтов Донбасса. Особое положение до-мохозяйств, сложившееся в период военного конфликта, требует особого внимания, в связи с чем данная институциональная подсистема в статье не рассматривается.

Отметим, что после начала конфликта Украина отказалась от обязательств перед жителями территорий, участвующих в нем, соответственно, в ДНР перестали действовать институты, направленные на социально-экономическое развитие региона, в том числе программы развития территории, льготы, связанные с созданием и функционированием особых экономических зон, инновационной инфраструктуры и др. Согласно В. В. Введенской (2017. С. 6), «в ноябре 2014 года Украина прекратила осуществление государственной власти на неподконтрольных ей территориях: прекратила деятельность государственных предприятий, учреждений и организаций, их филиалов (отделений), представительств, эвакуировала государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления».

В этот период в регионе вынужденно формируются правительство и органы местного самоуправления, представляющие институт государственной власти. В Донецкой Народной Республике была принята своя Конституция, зарегистрированная местным Министерством Юстиции 14 мая 2014 г., в соответствии с которой в состав государственной власти включены Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики -Парламент Донецкой Народной Республики, Правительство Донецкой Народной Республики1. В соответствии с законом от 30 ноября 2018 г. № 01-11НС статья была изложена в новой редакции что позволило включить в ветвь государственной власти суды Донецкой Народной Республики2.

Результаты

После ноября 2014 г. происходит активное формирование министерств и ведомств в Донецкой Народной республике, некоторые министерства, обеспечивающие ключевые потребности нового государства были созданы до этого рубежа (май - октябрь 2014 г.). По состоянию на 27 сентября 2022 г. в ДНР функци-

1 Конституция Донецкой Народной Республики от 14 мая 2014 г. URL : https://t.ly/HqsQf

2 Конституция Донецкой Народной Республики от

27 сентября 2022 г. URL: https://t.ly/OfBXO

онировал ряд республиканских (ДНР) органов исполнительной власти3. С принятием Россией Донецкой Народной Республики в свой состав начался процесс трансформации института государственной власти. В соответствии с проектом Указа исполняющего обязанности Главы Донецкой Народной Республики «О системе и структуре исполнительных органов Донецкой Народной Республики» в республике создан и/ или реформирован ряд структур государственной власти (министерств, комитетов и др.), частично меняющих названия в соответствии с законодательством РФ.

На государственные институты возложена обязанность стратегического решения проблемы экономического и промышленного восстановления Донбасса с целью интеграции в Российскую Федерацию. В институциональном плане первоочередная задача - обеспечение политической интеграции, формирование регионального управления в соответствии с российским законодательством. Адаптивный политический потенциал высокий: ДНР всегда стремилась в состав РФ, однако для достижения поставленной политической цели интеграции необходимы управленческие усилия.

В регионе достаточно остро стоит вопрос повышения активности экономических субъектов, поскольку за период 2014-2022 гг. ее уровень был кране низкий. Исходный экономический потенциал Донбасса достаточно высок, регион обладает значительными промышленными и природными ресурсами, которые необходимы для экономического развития. Однако для интеграционных процессов потребуются значительные инвестиции в восстановление и модернизацию промышленности. Для решения этой проблемы могут быть задействованы механизмы предоставления налоговых льгот и других стимулов для привлечения инвестиций в регион, а также развития новых перспективных отраслей промышленности, например высокотехнологических и ресурсосберегающих, а также снижения роли тяжелой и угледобывающей промышленности в регионе.

Накопленные экологические проблемы также требуют своего решения в интеграционном процессе, так как в России действуют высокие требования к качеству жизни. В ДНР накопились серьезные экологические проблемы, связанные в первую очередь с промышленностью

3 Государственные органы Донецкой Народной Республики в сети интернет. URL: https://govdnr.ru

и транспортом, поэтому предстоит решение задач по снижению загрязнения воздуха, почв, подземных и поверхностных вод, ликвидации накопленных отходов, внедрению новых технологий охраны окружающей среды для обеспечения необходимого уровня экологической безопасности, что потребует инвестиций и инновационных подходов в процессе интеграции.

Интеграция социальной сферы предположительно должна пройти без особых проблем из-за наличия близких культурных и исторических связей региона с Россией. Интеграция будет заключаться в улучшении условий жизни местного населения до стандартов РФ, предоставления всех социальных гарантий и норм качества жизни, создания программ обучения в контексте интеграции. Однако такая социальная проблема, как наличие беженцев и перемещенных лиц из-за военных действий на территории Донбасса, требует особого внимания, включая предоставление особых видов поддержки названным лицам.

В экономическом плане существенным является наличие разрушенной в процессе боевых действий инфраструктуры, восстановление которой требует значительных финансовых вложений и рабочей силы на ремонт и восстановление дорог, мостов, промышленных объектов и жилищного фонда.

В финансовой подсистеме имеют место проблемы, обусловленные ее экономической, технологической и структурной трансформацией. Так, из научного доклада «Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения» (Половян & Лепа, 2017. С. 42) мы узнаем следующее: «В 2013 г. в Донецкой области функционировала мощная и разветвленная система банковских учреждений. Она включала в себя 10 банков - юридических лиц, зарегистрированных на территории области; 18 филиалов банков; 1185 безбалансовых отделений и филиалов банков области; 463 безбалансовых отделений и филиалов банков других областей». После мая 2014 г. банковские учреждения начали выводить свои активы с территории военного конфликта. Финансовые институты в Донецкой Народной Республике характеризовались ограниченным доступом к международным финансовым рынкам и услугам. ДНР из-за непризнанности в мире находилась в экономико-политической изоляции, связи были налажены только с Россией и несколькими частично признан-

ными государствами, поэтому наблюдались трудности с привлечением инвестиций из-за высокого риска, а также были проблемы с валютным регулированием и конвертируемостью валюты. Надежность банковской системы также вызывала сомнения у потенциальных партнеров из-за монополиста - «Центрального республиканского банка» (ЦРБ), который по своей сути являлся государственным органом и полностью контролировался властью.

В июне 2022 г. в ДНР начали открываться первые отделения «Промсвязьбанка» (ПСБ)4, что дало толчок к возрастанию финансовой активности в регионе. После включения ДНР в состав РФ начался процесс поглощения ЦРБ банком ПСБ. Для клиентов банка ЦРБ это крайне выгодный сценарий так как стало доступно комплексное банковское обслуживание частных лиц и бизнеса.

На сегодняшний момент финансовые институты, существующие в республике, испытывают проблемы. Поскольку вхождение ДНР в РФ не признано международным сообществом, институты продолжает страдать от отсутствия международного признания, что затрудняет их доступ к международным финансовым рынкам и услугам, а также привлечению иностранных инвестиций и вхождению в регион других российских банков, которые опасаются санк-ционного давления. Финансовая интеграция республики в экономическое пространство РФ крайне важна, однако потребует времени и усилий для согласования и совместимости правовых, регуляторных и операционных аспектов с российскими стандартами и требованиями. На текущий момент зависимость финансовых институтов ДНР от российской экономики крайне высока, что создает риски, связанные с экономической стабильностью и устойчивостью как экономики региона, так и российских финансовых структур.

Институты образовательных и научных организаций ДНР весьма развиты и обладают высокой эффективностью, выполняя все целевые задачи. В ведении Министерства образования и науки ДНР в 2014-2022 гг. находились дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, учреждения среднего, высшего образования и ряд научных организаций. Например, в ДНР, в соответствии с данными Республиканской службы

4 Первые отделения ПСБ начали свою работу в ЛДНР. URL: https://t.ly/tXL-H

по контролю и надзору в сфере образования и науки5, в 2022 г. насчитывалось более 500 общеобразовательных организаций, в том числе в Донецке - 160 организаций, Макеевке - 72, Горловке - 59, Новоазовском районе - 14, Тельмановском районе - 9, Старобешевском районе - 20, Докучаевске - 6, Снежном - 16, Торезе - 19, Шахтерске - 29, Кировском - 4, Ждановке - 4, Енакиево - 29, Дебальцево - 6, Ясиноватой - 10, Харцызске - 21.

Среднее профессиональное образование также широко распространено в республике -более 100 организаций, в том числе в Донецке -41 организация, Макеевке - 14. Значительное количество организаций среднего профессионального образования функционирует в Горловке, Новоазовском, Старобешевомском районах, Докучаевске, Снежном, Торезе, Шахтерске, Енакиево, Дебальцево, Ясиноватой, Харцызске. Среднее образование республики в большей части имеет техническую направленность, осуществляется подготовка специалистов для различных промышленных отраслей. Следует полагать, что высокий потенциал средних профессиональных образований способен существенно усилить подготовку профессиональных кадров не только в ДНР, но и в целом в России.

В системе высшего образования ДНР по состоянию на начало 2022-2023 учебного года функционировало 16 организаций6, расположенных в Донецке, Горловке, Макеевке. Большинство организаций высшего образования имеет длительную историю и являются престижными, предлагая широкий спектр программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры и докторантуры в различных областях, включая естественные, гуманитарные, социальные науки, искусство, инженерию, информационные технологии и др. В 2014-2015 гг. некоторые учебные заведения сменили свои названия, уровни аккредитации, но продолжили свою работу. Особо следует отметить, что в рамках вызовов времени в ДНР были открыты новые учебные заведения, которые начали подготовку специалистов в узких и крайне необходимых в республике направлениях. Так, в 2017 г. при содействии МЧС ДНР была открыта Академия гражданской защиты, которая готовит специалистов пожар-

5 Республиканская служба по контролю и надзору в сфере образования и науки. URL: https://t.ly/GC5Ac

6 Стратепя розвитку Донецько! обласп на перюд

до 2020 року (нова редакщя). URL: https://t.ly/_sKxv

ной и техносферной безопасности, что особо актуально для республики, которая находится в стадии военного конфликта. Учебная организация создана на базе Института гражданской защиты Донбасса при Донецком национальном техническом университете. В этом же году на базе Макеевского экономико-гуманитарного института открыто уникальное учебное заведение - Донбасская аграрная академия, цель которого - решить проблему дефицита кадров в сельском хозяйстве. Также в республике были созданы институты педагогики, физкультуры и спорта, которые на сегодняшний день интегрированы в структуру Донецкого государственного университета.

Научные организации так же представлены широко, и подчинены: Совету Министров Донецкой Народной Республики; Министерству образования и науки ДНР; Министерству угля и энергетики ДНР; Министерству по чрезвычайным ситуациям ДНР7.

Институты, включающие образовательные и научные организации ДНР, обеспечивают высокий уровень человеческого капитала для развития региона. Однако в настоящее время они нуждаются в реформировании образовательной и научной сферы для соответствия российским стандартам и быстрой интеграции. Сейчас этот процесс уже начался: некоторые университеты республики уже получили статус федеральных, и идет процесс трансформации уставных и нормативно-правовых документов.

Институты, образованные некоммерческими организациями, в регионе не получили достаточного уровня развития. В качестве одного из наиболее развитых отметим Союз организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов ДНР», который представляет интересы работников, ведет переговоры с работодателями по вопросам условий труда, зарплаты и др. Аналогичная структура существует в РФ и курирует идентичный круг вопросов. Стоит отметить, что в Российской Федерации имеет место широкий круг некоммерческих организаций, занимающихся благотворительностью, поддержкой населения, отсутствующих в ДНР. Скорее всего, это связано со статусом региона в 2014-2022 гг. Учитывая высокую значимость этих институтов, необходимо сосредоточить внимание на широком обмене опытом их использования в регионах.

7 Стратепя розвитку Донецько! обласп на перюд до 2020 року (нова редакц1я). URL: https://t.ly/_sKxv

Институт бизнеса в Донецкой Народной Республике в течение анализируемого периода времени переживал упадок. Основой развития предпринимательских структур в регионе до 2014 г. была промышленность, о чем свидетельствует Стратегия развития Донецкой области на период до 2020 г., разработанная в 2014 г.8, базисом которой были машиностроительный комплекс, угледобыча и металлургический комплекс. С началом военного конфликта многие промышленные предприятия значительно сократили объемы производства. Политическая нестабильность привела к неопределенности в политике на микроуровне, в том числе в финансировании, в первую очередь из-за экономической изоляции и проблем с доступом к международному сотрудничеству и ресурсам. Также большой проблемой региона является высокая зависимость от угледобывающей отрасли.

В 2021 г. Министерством экономического развития выпущен «Каталог предприятий» ДНР9. В каталог включены более 250 предприятий, являющихся основой производственного потенциала ДНР и функционирующих в многоотраслевой тяжелой промышленности (угольной, горнодобывающей, черной металлургии, металлообработке, машиностроении, химической, электроэнергетической промышленности, производстве строительных материалов). Кроме того, в каталог вошли значимые предприятия легкой, пищевой, деревообрабатывающей, мебельной, целлюлозно-бумажной промышленности; многоотраслевого сельского хозяйства и транспортной системы.

Помимо этого в ДНР функционировал ряд государственных предприятий в различных социально значимых отраслях - ГП «Вода Донбасса», ГП «Донецкая железная дорога», ГП «Ритуал», РП «Региональная энергопоставляющая компания», РП «Рынки Донбасса», РОСС «Феникс», ГП «Почта Донбасса», ГП «Донецкстан-дарт-Метрология», Государственное казенное предприятие пробирного контроля ДНР и др.10

Донбасс пережил значительные разрушения в результате военных действий, и сейчас необходимы инвестиции для восстановления и модернизации промышленной инфраструктуры, дорог, жилищного фонда и других объ-

ектов, для стимуляции экономического развития региона, создания новых рабочих мест и повышения уровня жизни населения, что в свою очередь повысит конкурентоспособность предприятий, будет способствовать повышению уровня экологической безопасности и инновационной активности.

Особенно необходимо отметить изначально высокий уровень инновационной активности региона до 2014 г. На Донецкую область приходилось 6 % предприятий, внедряющих инновации в Украине, 5,85 % предприятий, внедряющих инновационную продукцию и 6,77 % предприятий, внедряющих инновационные процессы (рис. 1).

В период 2014-2022 гг. инновационное развитие региона практически остановилось, однако крайне важно, чтобы сейчас, в период интеграции региона в российское экономическое пространство, этот процесс возобновился и интенсифицировался. Инновационное развитие ДНР как промышленного региона, является ключевым фактором его конкурентоспособности и экономического роста. Внедрение инноваций может значительно повысить производительность труда, дать промышленному региону конкурентное преимущество на российском рынке, привести к созданию новых отраслей и рабочих мест, улучшению качества жизни, повысить экологическую устойчивость, привлечь инвестиции в регион и стать стимулом развития науки и образования в регионе.

1400

1200

1000

а Я S I S

ч м

800

600

400

200

0

13 12

683 665 ■ ■

125 135

83 40 45 1 J 6 6|

I Донецкая область Украина

8 Стратегш розвитку Донецько! обласп на перюд до 2020 року (нова редакщя). URL: https://t.ly/4l99W

9 Каталог предприятий. URL: https://t.ly/JaH2t

10 Государственные органы Донецкой Народной Республики в сети «интернет». URL: https://govdnr.ru

1 2 3 4 5 Рис. 1. Количество предприятий, внедряющих инновации по их типам в Украине в 2013 г. (обозначения: количество предприятий, внедряющих: 1 - инновации, 2 - инновационную продукцию, 3 - инновационные процессы, 4 - организационные инновации, 5 - маркетинговые инновации (ед.)) [составлено авторами на основе данных Т. В. Коваленко (2014)]

Россия на протяжении всего периода конфликта оказывала помощь предпринимательскому сектору ДНР различными способами: предоставление финансовой помощи для поддержания экономики (прямые инвестиции, кредиты и гранты), торговое сотрудничество, предоставление образовательных программ и тренингов для предпринимателей, помощь в совершенствовании инфраструктуры и технологий, что в свою очередь позволило создать более стабильную и благоприятную среду для предпринимательства и развития института бизнеса как такового. Сейчас, в период интеграции, критически важно налаживание взаимодействия в сети контрагентов ДНР с РФ.

Во-первых, это может выражаться в создании партнерских программ, что послужит стимулом для установки долгосрочных отношений между контрагентами, основанных на взаимной выгоде; проведении отраслевых встреч и конференций; внедрении в практику предприятий сетевых онлайн-платформ и СИМ-систем. Регулярное общение между контрагентами будет являться стимулом налаживания и поддержания отношений, оперативного решения возникающих проблем и обсуждения возможностей для дальнейшего сотрудничества.

Во-вторых, необходимо развитие предпринимательской инфраструктуры - создание бизнес-инкубаторов, технопарков, кластеров, обеспечивающих условия для развития бизнеса, а также сам процесс улучшения и расширения физических и организационных структур, необходимых для поддержки

и стимулирования предпринимательской деятельности: развитие транспортных сетей, коммуникаций, энергетической, финансовой, образовательной, социальной инфраструктуры и других физических ресурсов, которые необходимы для ведения бизнеса. Необходимо улучшение законодательства, регулирования региональной политики для поддержки и стимулирования предпринимательства, что важно для стимулирования экономического роста и создания рабочих мест.

После вхождения ДНР в состав РФ начался процесс перерегистрации предприятий в соответствии с российским законодательством. В соответствии с данными единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства РФ количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в реестре, растет, и превалирует число индивидуальных предпринимателей (рис. 2).

Малые и средние предприятия играют важную роль в экономике любой страны. Эти предприятия являются одним из основных источников создания новых рабочих мест, которые способны быстро адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям и могут предложить больше возможностей для занятости, способствуют экономическому росту через инновации и конкуренцию. Малые и средние предприятия вносят значительный вклад в государственный бюджет через уплату налогов и сборов. В процессе интеграции ДРН в российскую экономику важна поддержка и развитие таких экономических субъектов.

30 ООО 25 ООО 2О ООО 15 ООО 1О ООО 5 ООО О

27 484 27 316

18 792

17 898

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

168

01.12.2022 01.01.2023 01.02.2023 01.03.2023 Всего ■ из них юридических лиц I из них индивидуальных предпринимателей

Рис. 2. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в ДНР [составлено авторами на основе данных официальной статистики: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://t.ly/EcGGX]

Обсуждение результатов

В процессе исследования нами проанализирована фактическая ситуация в системе функционирования институтов ДНР и обобщены данные научных исследований в этой области социально-экономических отношений. Необходимо отметить совпадение наших предложений с выводами, полученными в отношении ряда институтов другими исследователями, в частности: Н. О. Михаленка, В. А. Носкова (2007) -в отношении решения проблем управления развитием формальных и неформальных ин-статутов в системе образования; Ю. Симачева, М. Кузыка, Д. Иванова (2012) - относительно направлений развития финансовых инструментов в Российской Федерации; В. В. Акбердина, О. А. Романова, Н. Ю. Бухвалова (2016) - в части предложений по совершенствованию промышленной политики в высокотехнологичном секторе экономики.

В то же время нами учтены при разработке рекомендаций по институциональному развития Донбасса изменения, происходящие в социально-экономической и институциональной сфере Российской Федерации. Так, М. К. Ашинова, Н. Ш. Козлова, Р. С. Козлов (2022) предложили широкий круг мер поддержки экономики в условиях санкционного давления, позволяющих получить положительный макроэкономический эффект. Т. Н. Маргошвили, М. В. Маркина (2020) обосновали комплекс мер по правовому регулированию банковской деятельности в условиях антироссийских санкций. А. С. Квасов, Д. Н. Павлов (2020) предложили действенные меры поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в России в условиях западных санкций. Д. В. Манушин (2022) сделал прогноз относительно изменений в мировой валютной системе в результате формирования мировой санкционной экономики. М. Н. Семя-кин (2022) оценил состояние современной российской правовой политики в области обеспечения прав субъектов предпринимательской деятельности в условиях санкций. Л. И. Сергеев, Д. Л. Сергеев (2022) исследовали особенности воспроизводства общественного продукта в условиях санкций. И. Д. Колмакова, Е. М. Кол-макова (2022) выработали предложения по улучшению состояния социально-трудовых отношений с позиций реализации стратегии достижения целей устойчивого развития на макроуровне.

Отмечая высокую значимость предложений по формированию эффективных мер противодействия санкциям недружественных государств, в том числе и за счет использования приспособительных институциональных механизмов, отметим, что проблемы в деятельности институтов в ДНР в первую очередь вызваны непризанностью и военным конфликтом на территории. Достаточно распространенные не только в ДНР, но и в целом в мировой системе бюрократизм и коррупция являются значимыми, но вторичными. Таким образом, вхождение ДНР в состав России позволит преодолеть многие проблемы и ограничения, связанные с деятельностью ее институтов, и стимулировать экономическое и социальное развитие региона.

Исследования вышеуказанных и других ученых, анализ реальных процессов, происходящих в социально-экономической и институциональной сферах Донбасса и Российской Федерации в целом, позволили нам сформулировать проблемы и перспективы развития институтов ДНР в позиции эффективной адаптации к современным условиям (таблица).

Заключение

Институты играют важную роль в экономическом и социальном развитии региона, в том числе - в процессах интеграции и взаимодействия с иными социально-экономическими системами, выполняя при этом различные и вместе с тем взаимосвязанные функции. Законы, неформальные правила и нормы регулируют экономическую и социальную жизнь, обеспечивают предсказуемость и стабильность системы. Бизнес-структуры создают основу экономики региона. Некоммерческий сектор влияет на социальное благополучие. Финансовые институты расширяют доступ к капиталу и финансовым услугам, способствуя расширению и модернизации деятельности властных структур, бизнеса, домохозяйств. Образовательные и научно-исследовательские институты обеспечивают формирование человеческого капитала на основе знаний, необходимых для инноваций и технологического развития.

Исходя из указанных функций, для успешной интеграции Донбасса в общественное пространство РФ и адаптации к новым условиям необходимы комплексные преобразования социально-экономической модели развития региона, включающие диверсификацию, ин-

Т а б л и ц а

Проблемы и перспективы развития институтов ДНР

Проблема / ограничение ДНР как самостоятельное государство ДНР в составе РФ

Нестабильность и неопределенность Военный конфликт и непризнанный статус ДНР создают нестабильность и неопределенность, которые мешают нормальной работе институтов В составе РФ ДНР получит стабильный политический и правовой статус, что создаст предсказуемые условия для бизнеса и инвестиций

Недостаточная независимость институтов Законодательная, судебная система, ре-гуляторные органы и другие институты недостаточно независимы и подвержены политическому влиянию Российская законодательная судебная система, регуляторные органы и другие институты более независимы и профессиональны, чем в ДНР

Коррупция Распространенность коррупции во всех сферах ограничивает эффективность институтов Российский опыт в борьбе с коррупцией может быть использован в ДНР

Слабая финансово-банковская система Банковская система и финансовые рынки недостаточно развиты для обеспечения потребностей экономики ДНР получит доступ к российским банкам и финансовым рынкам, что повысит экономическую эффективность региона

Недостаточное развитие образования и науки в соответствии с современными тенденциями Образовательные и научно-исследовательские институты не могут в полной мере способствовать инновациям и технологическому прогрессу Российская система образования и науки может стать эталоном для ДНР и помочь развить эти сферы

Отсутствие международного признания Непризнанность ДНР международным сообществом ограничивает доступ к международным финансовым рынкам, технологиям и знаниям В составе РФ ДНР получит доступ к международным организациям и рынкам

новации, модернизацию инфраструктуры и институтов. Модель должна предусматривать снижение уровня уязвимости от геополитических и экономических кризисов, зависимости от тяжелой промышленности и угледобычи, развитие высокотехнологичных отраслей и инноваций. В социальной сфере важно обеспечить концентрацию инвестиций в образование, здравоохранение, переподготовку рабочей силы для перехода к новой экономической модели, включающей декарбонизацию, экологизацию и цифровизацию. Критически необходимы инвестиции в транспорт, логистику, энергетику и другую инфраструктуру для поддержки экономического роста и уменьшения воздействия на окружающую среду.

При этом следует учитывать наличие сильных и слабых сторон институциональной системы региона. В числе первых: сложная социальная ситуация, слабость институтов бизнеса, неразвитость некоммерческих организаций, выраженная компонента бюрократизма в государственных институтах. Трансформация институционального обеспечения развития региона должна привести к глубинным переменам существующих инсти-

тутов, прежде всего - переформатированию и адаптации нормативно-правовой базы, регулирующей экономическую и социальную жизнь региона. В этом контексте необходимо формирование обоснованных стратегий и программ адаптации институтов, включая подбор ответственных исполнителей в систему государственных, муниципальных органов и формирование механизмов финансирования проектов для экономического роста и благосостояния населения. От успеха трансформации существующей институциональной системы региона зависят перспективы дальнейшего развития Донбасса.

В наших дальнейших исследованиях предстоит разработать практические рекомендации по повышению эффективности институционального обеспечения развития Донбасса с учетом новых условий регионального развития, позитивной практики успешных российских регионов, на основе реформирования и изменения нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие эффективных институтов, создание новых организаций и структур, способных обеспечить устойчивое развитие.

Конфликт интересов

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Список литературы

1. Акбердина, В. В., Романова, О. А. & Бухвало-ва, Н. Ю. (2016). Промышленная политика в высокотехнологичном секторе экономики: институциональный аспект. Вестник Забайкальского государственного университета, 22(8), 126-136. [Akberdina, V. V., Romanova, O. A., & Bukhvalova, N. Y. (2016). Industrial policy in the high-tech sector of the economy: institutional aspect. Bulletin of Transbaikal State University, 22(8), 126-136. (In Russian).]

2. Ашинова, М. К., Козлова, Н. Ш. & Козлов, Р. С. (2022). Меры поддержки экономики России и возможные макроэкономические последствия в условиях санкционного давления. Новые технологии, 18(3), 127-133. [Ashinova, M. K., Kozlova, N. S., & Kozlov, R. S. (2022). Support measures for the Russian economy and possible macroeconomic consequences under sanctions pressure. New Technologies, 18(3), 127-133. (In Russian).]

3. Бачурин, А. А. (2016). Теоретические аспекты реализации и развития институционального потенциала Донецкой Народной Республики. Вестник Института экономических исследований, 4, 90-99. [Bachurin, A. A. (2016). Theoretical aspects of the realization and development of the institutional potential of the Donetsk People's Republic. Bulletin of the Institute of Economic Research, 4, 90-99. (In Russian).]

4. Введенская, В. В. (2017). Становление системы органов государственной исполнительной власти Донецкой Народной Республики. Вопросы российского и международного права, 7(2А), 5-23. [Vvedenskaya, V. V. (2017). Becoming the system of state executive authorities of the Donetsk People's Republic. Issues of Russian and International Law, 7(2A), 5-23. (In Russian).]

5. Гордеева, Е. В. (Ed.). (2022). Актуальные проблемы экономического развития России: монография. Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова. [Gordeeva, E. V. (Ed.). (2022). Actual problems of economic development of Russia: Monograph. Perm Institute (branch) of Plekhanov Russian Economic University. (In Russian).]

6. Квасов, А. С. & Павлов, Д. Н. (2020). Современное положение малого и среднего бизнеса в России в условиях западных санкций. Вестник УниверситетаРоссийской академии образования, 4, 140-147. [Kvasov, A. S., & Pavlov, D. N. (2020). The current situation of small and medium-sized businesses in Russia under Western sanctions. Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, 4, 140-147. (In Russian).]

7. Коваленко, Т. В. (2014). Анализ инновационной активности предприятий Донецкой области. Проблемы экономики и менеджмента, 11(39), 28-33. [Kovalenko, T. V. (2014). Analysis of innovation activity of enterprises of Donetsk region. Problems of Economics and Management, 11(39), 28-33. (In Russian).]

8. Колмакова, И. Д. & Колмакова, Е. М. (2022). Состояние социально-трудовой сферы в контексте стратегии достижения целей устойчивого развития. Вестник Челябинского государственного университета, 11(469), 81-91. [Kolmakova, I. D., & Kolmakova, E. M. (2022). The state of the socio-labor sphere in the context of the strategy for achieving sustainable development goals. Bulletin of Chelyabinsk State University, 11(469), 81-91. (In Russian).]

9. Манушин, Д. В. (2022). Мировая санкционная экономика, санкции, контрсанкции и новая мировая валюта. Russian Journal of Economics and Law, 16(2), 345-369. [Manushin, D. V. (2022). World sanctions economy, sanctions, counter-sanctions and new world currency. Russian Journal of Economics and Law, 16(2), 345-369. (In Russian).]

10. Маргошвили, Т. Н. & Маркина, М. В. (2020). Правовое регулирование банковской деятельности в условиях антироссийских санкций в банковской сфере. Вопросы устойчивого развития общества, 7, 394-398. [Margoshvili, T. N., & Markina, M. V. (2020). Legal regulation of banking activity in the conditions of anti-Russian sanctions in the banking sphere. Issues of Sustainable Development of Society, 7, 394-398. (In Russian).]

11. Михаленок, Н. О. & Носков, В. А. (2007). Проблемы управления развитием формальных и неформальных институтов в системе образования. Издательство СНЦ РАН. [Mikhalenok, N. O., & Noskov, V. A. (2007). Problems of managing the development of formal and informal institutions in the education system. Publishing house of the SNC RAS. (In Russian).]

12. Половян, А. В. & Лепа, Р. Н. (Eds.). (2017). Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад. Государственное учреждение « Институт экономических исследований». [Polovyan, A. V., & Lepa, R. N. (Eds.). (2017). Economy of the Donetsk People's Republic: state, problems, ways of solution: scientific report. State Institution "Institute of Economic Research". (In Russian).]

13. Посталюк, М. П. & Посталюк, Т. М. (2009). Институциональное обеспечение развития нацио-

нальных экономических и хозяйственных систем. Вестник экономики, права и социологии, 2, 24-34. [Postalyuk, M. P., & Postalyuk, T. M. (2009). Institutional support for the development of national economic and economic systems. Vestnik Ekonomiki, Prava i Sotsiologii, 2, 24-34. (In Russian).]

14. Поторочин, С. О. (2018). Институциональное обеспечение развития Донецкой Народной Республики. Вестник Института экономических исследований, 1(9), 103-113. [Potorochin, S. O. (2018). Institutional support for the development of the Donetsk People's Republic. Bulletin of the Institute of Economic Research, 1(9), 103-113. (In Russian).]

15. Семякин, М. Н. (2022). Современная правовая политика России в сфере обеспечения прав субъектов предпринимательской деятельности в условиях санкций. Бизнес, менеджмент и право, 3(55), 15-21. [Semyakin, M. N. (2022). Modern legal policy of Russia in the sphere of ensuring the rights of subjects of entrepreneurial activity under sanctions. Business, Management and Law, 3(55), 15-21. (In Russian).]

16. Сергеев, Л. И. & Сергеев, Д. Л. (2022). Особенности воспроизводства общественного продукта в условиях санкций. Экономический вектор, 4(31), 36-46. [Sergeev, L. I., & Sergeev, D. L. (2022). Peculiarities of reproduction of social product under sanctions. Economic Vector, 4(31), 36-46. (In Russian).]

17. Симачев, Ю., Кузык, М. & Иванов, Д. (2012). Российские финансовые институты развития: верной дорогой? Вопросы экономики, 7, 4-29. [Simachev, Y., Kuzyk, M., & Ivanov, D. (2012). Russian financial institutions of development: the right way? Economic Issues, 7, 4-29. (In Russian).] https://doi.org/https://doi. org/10.32609/0042-8736-2012-7-4-29

18. Endovitsky, D. A., Treshchevsky, Y. I., & Klimov, N. A. (2022). Optimism of Institutional Groups in Evaluating the Options for Innovative Development. Advances in Science, Technology and Innovation, 919924. https://doi.org/10.1007/978-3-030-90324-4_150

19. Tabachnikova, M. B., Treschevskiy, Y. I., & Plugatyreva, A. A. (2017). Analysis of Economic Optimism and Pessimism of Institutional Groups in the Region. Russian Journal of Agricultural and SocioEconomic Sciences, 66(6), 175-184. https://doi. org/10.18551/rjoas.2017-06.20

20. Treshchevsky, Y. I., Kosobutskaya, A. Y., Prachenko, A. A., & Malugina, A. G. (2021). Innovative Activity in the Institutional Environment of Russian Regions. In K. S. Soliman (Ed.), Innovation Management and Sustainable Economic Development in the Era of Global Pandemic: Proceedings of the 38th International Business Information Management Association Conference (IBIMA) (pp. 7841-7849).

Загорная Татьяна Олеговна, д-р экон. наук, профессор, Донецкий государственный университет, Донецк, Российская Федерация E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-0097-9557

Трещевский Юрий Игоревич, д-р экон. наук, профессор, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация

E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-0039-5060

Долбня Наталия Валериевна, канд. экон. наук, доцент, Донецкий государственный университет, Донецк, Российская Федерация E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-7087-6786

Поступила в редакцию 24.08.2023 Подписана в печать 16.10.2023

Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2023. № 4. C. 46-59. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (4), 46-59.

w

Proceedings of Voronezh State University

Series: Economics and Management

Regional Economics

Original article UDC 332.021.8; 332.025

DOI: https://doi.Org/10.17308/econ.2023.4/11685 JEL: O43; R11; R13

Institutional support for the development of the Donbas: a retrospective analysis performed upon the inclusion of the region into the Russian Federation

T. O. Zagornaya1, Yu. I. Treshchevsky2H, N. V. Dolbnya3

1 3 Donetsk National University, 24 Universitetskaya str., Donetsk, 283001, Russian Federation

2 Voronezh State University, 1 University sq., Voronezh, 394018, Russian Federation

Subject. Institutional support for the development of the Donbas during the process of its adaptation to the social and economic system of the Russian Federation. The state and development prospects of institutional subsystems: business, public authority, financial, and non-commercial sectors. Purpose. To study the main parameters of the institutional subsystems in the Donbas and determine the problems and the vectors of institutional, social, and economic development of the region in the situation of an armed conflict running parallel to its integration with Russian institutes.

Research methods. The theoretical basis of the study was the dialectical method, which allowed us to consider social, economic, and institutional systems of the Donbas in the context of integration of the region in Russian social environment. To determine the problems of social, economic, and institutional development of the region, the monographic method was used. It allowed us to review the existing approaches to the state and prospects of the economy and the supporting institutes during the period of integration into the Russian Federation. A retrospective analysis was a key practical research method. It helped to determine the dynamics of the main institutional subsystems of the region from the point of view of modernisation of the functions implemented by such institutes as business, public authority, financial, and non-commercial sector during the armed conflict of 2014-2021 and the special military operation.

Results and discussion. After its inclusion into the Russian Federation, the institutional support of the development of the Donbas requires a fundamental transformation in order to adapt to new conditions. The transformation should involve a comprehensive transformation of the social and economic model of the region and its infrastructure, diversification, and modernisation of the development institutes. At the same time, it is necessary to take into account the weaknesses of the institutional system of the region. They include external threats caused by the armed conflict which started in 2014 and caused damage to the business institute; a dramatic reduction in the number of stimuli for the functioning of financial institutes, especially for the innovative and investment activities; underdevelopment of noncommercial organisations; and a high level of bureaucracy in public institutions. The new institutional model should be aimed at decreasing the vulnerability of the region to geopolitical and economic crises and its dependence on heavy industry and coal mining, while developing high-tech industries and innovations, and investing in education, healthcare, and the retraining of the labour force. It is therefore necessary to develop reasonable adaptation strategies and programmes, including appointing responsible executives to the governmental and municipal bodies and developing mechanisms for the financing of projects aimed at the economic growth and well-being of the population.

©® This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Key words: institutions, institutional transformations, institutional adaptation, region, Donbas.

For citation: Zagornaya, T. O., Treshchevsky, Yu. I., & Dolbnya, N. V. (2023). Institutional support for the development of the Donbas: a retrospective analysis performed upon the inclusion of the region into the Russian Federation. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, (4), 46-59. DOI: https://doi.org/10.17308/econ.2023.4/11685

Tatyana O. Zagornaya, Dr. Sci. (Econ.), Professor, Head of the Department of Business Informatics, Faculty of Accounting and Finance, Donetsk State University, Donetsk, Russian Federation

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-0097-9557

Yuri I. Treshchevsky, Dr. Sci. (Econ.), Professor, Head of Department of Economics and Organisation Management, Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0039-5060

Natalia V. Dolbnya, Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor, Department of Business Informatics, Faculty of Accounting and Finance, Donetsk State University, Donetsk, Russian Federation

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-7087-6786

Received 24.08.2023 Accepted 16.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.