ИННОВАЦИИ
УДК 332.146.2
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'
Л. В. ДАВЫДОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, денежного обращения, кредита и банков E-mail: 134G@orel. ru Н. Ю. ТАРАСОВА,
аспирантка кафедры финансов, денежного обращения, кредита и банков E-mail: tny_777@rambler. ru Государственный университет -учебно-научно-производственный комплекс, г. Орел
Одним из ключевых элементов перехода региональной экономики на инновационный путь развития является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников инновационного и инвестиционного процессов: государства, инвесторов, предприятий, научно-образовательных центров, финансовых институтов. В связи с этим одной из важнейших задач в рамках формирования и реализации стратегии развития региона, по мнению авторов, является построение институциональной структуры в регионе, способной максимальным образом:
- удовлетворить требования инвесторов и инновационных предприятий;
- распределить функциональные права и обязанности между различными институтами;
- предотвратить столкновение интересов хозяйствующих субъектов;
- обеспечить сглаживание наиболее острых углов инновационного процесса путем формирова-
* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансовая аналитика: проблемы и решения». 2013. № 36 (174).
ния механизма управления устойчивостью инновационной среды региона.
В настоящее время особую актуальность приобретает создание особых административных режимов по типу инновационно ориентированных зон территориального развития (ЗТР) в целях формирования благоприятных условий для осуществления предпринимательской, инновационной и инвестиционной деятельности, что нашло свое отражение в рекомендуемой авторами стратегии развития Орловской области. Одним из основных мероприятий, направленных на устранение административных барьеров, стало создание особого механизма взаимодействия исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации с инвесторами. Это было достигнуто благодаря учреждению региональных институтов развития, которые составляют систему сопровождения реализации инновационных проектов.
Разработанный механизм управления зоной территориального развития Орловской области представлен на рис. 1.
Основным органом управления зоны территориального развития в соответствии с рекомендуемой
Администрация зоны территориального развития при правительстве Орловской области
(действует на основании соглашения о функционировании ЗТР)
Координационный совет Орловской области по промышленной, научно-технической и инновационной политике (создан в 2003 г.)
Л
ГАУ «Корпорация ЗТР Орловской области инновационно ориентированного типа»
[V
Совет руководителей промышленных предприятий Орловской области (создан в 2011 г.)
Резиденты ЗТР
Якорные инвесторы и якорные производственные предприятия
Малые и средние научно-производственные предприятия
Общее собрание ГАУ
Коллегиальный исполнительный орган - правление ГАУ
Единоличный исполнительный орган управления - президент
Институциональное обеспечение региона
Образовательные и учебно-научные центры, центры подготовки кадров
Инновационные центры коллективного пользования. Центр инновационного прототипирования на базе государственного университета -учебно-научно-производственного комплекса
Региональные институты развития:
- ОАО «Дирекция индустриальных парков»
- ООО «Орловская логистическая компания»
- ОАО «Инновационный центр кластерного развития»
Финансовые институты
Авторитетное \ экспертное ) сообщество У
Функции ГАУ
Консолидированное участие в государственных программах по развитию ОЭЗ, ЗТР, территориальных промышленных и инновационных кластеров
Представление и защита интересов ЗТР в региональных и государственных министерствах и ведомствах
Мониторинг реализации и корректировка стратегии ЗТР
Развитие образовательных и инфраструктурных центров коллективного
пользования
Создание и развитие сервисных компетенций для всех участников ЗТР
Рис. 1. Структура органов управления инновационно ориентированной зоной территориального развития: ЗТР — зона территориального развития; ГАУ — государственное автономное учреждение ОЭЗ — особая экономическая зона
системой управления является администрация ЗТР, созданная при правительстве Орловской области. Основной задачей администрации ЗТР является обеспечение взаимодействия с Правительством РФ в процессе создания, функционирования и ликвидации зоны территориального развития.
В целях координации действий органов государственной власти, науки и бизнеса предлагается создать государственное автономное учреждение (ГАУ) «Корпорация ЗТР Орловской области инновационно ориентированного типа», коллегиальный исполнительный орган которого будут составлять представители администрации ЗТР, координационного совета Орловской области по промышленной, научно-технической и инновационной политике, совета руководителей промышленных предприятий Орловской области. В целях проведения независимой оценки эффективности управления ЗТР, а также снижения коррупционного фактора систематический мониторинг деятельности ее органов управления рекомендуется проводить Авторитетному экспертному сообществу (АЭС), состоящему из представителей Министерства экономического развития РФ, ассоциации инновационных регионов России (АИРР), сотрудников РАН (по проблемным вопросам), приглашенных зарубежных экспертов.
Государственное автономное учреждение «Корпорация ЗТР Орловской области инновационно ориентированого типа» предлагается создать в качестве ядра системы институтов инновационно-инвестиционного развития. По своей сути учреждение будет исполнять роль государственного оператора, оказывая услуги по консультированию и индивидуальному сопровождению резидентов ЗТР при реализации инвестиционных проектов. Главная цель — создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в регион.
Сфера деятельности ГАУ «Корпорация ЗТР Орловской области инновационно ориентированного типа» будет заключаться в следующем:
1) привлечение инвестиций в экономику Орловской области, продвижение региона на внешнем и внутреннем экономических рынках;
2) индивидуальное сопровождение каждого инвестиционного проекта на всех этапах его реализации;
3) консультационная поддержка инвесторов по любым возникающим у них вопросам;
4) создание и укрепление положительного имиджа региона, маркетинг территорий;
5) развитие социальных инфраструктурных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства [1].
Вторым институтом развития может стать уже созданное в регионе ОАО «Дирекция индустриальных парков Орловской области» с наделением его функцией государственного оператора по созданию индустриальных парков и развитию инженерной инфраструктуры. Главная цель дирекции—создание и обеспечение доступа к инженерной инфраструктуре, оказание комплекса сопроводительных услуг резидентам индустриальных парков. Деятельность по созданию индустриальных парков представляет собой особую форму аутсорсинга. Конкурентным преимуществом участников индустриальных парков является использование синергии и эффекта масштаба в содержании капиталоемкой инфраструктуры, а также уменьшение связанных ресурсов на необходимые услуги. Стоит выделить природоохранную роль индустриальных парков, поскольку они берут на себя компетентное решение вопросов в области промышленного, пожарного и экологического контроля. Например, ОАО «Дирекция индустриальных парков» выполняет функции управляющей (девелоперской) компании индустриального парка «Зеленая роща». Использование положительных факторов местоположения парка позволяет повысить его привлекательность и снизить свои дополнительные расходы на его содержание за счет привлечения новых инвесторов на промышленные земли. Данный институт развития берет на себя следующие обязательства в рамках индустриальных парков региона:
- получение согласований и разрешительных документов на земельные участки, строительные объекты;
- обеспечение промышленной, технологической, экологической безопасности производственных объектов;
- содержание территории: уборка прилегающих территорий, расчистка снега, вывоз твердых бытовых отходов;
- поддержание работоспособности сетей энергоснабжения, дорожных покрытий и систем сточных вод.
Для обеспечения недискриминационного доступа к логистической (складской, автотранспортной и железнодорожной) инфраструктуре предполагается создание ООО «Орловская логистическая компания», которое должно стать основным партнером транс-портно-логистического кластера Орловской области.
Функциями в области реализации кластерной политики региона рекомендуется наделить специализированный институт — ОАО «Инновационный центр кластерного развития Орловской области». Такое общество будет являться государственным оператором по содействию и развитию инновационных
предприятий и проектов, в том числе по оказанию консультативной помощи в вопросах получения услуг в сфере маркетинга, сертификации, лицензирования, патентования, финансирования инновационных проектов, поиска партнеров от момента возникновения инновационных идей до формирования и реализации инновационных проектов. Эта поддержка направлена на создание центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит малым и средним предприятиям Орловской области получить доступ к информации, передовым программным средствам, технологиям и специалистам [1].
При этом центр кластерного развития объединит в единую сеть несколько кластеров традиционных отраслей промышленности, но развивающихся по инновационным направлениям — транспортно-логистический, агропищевой, кластер приборостроения, производства строительных материалов, сельскохозяйственного и дорожно-строительного машиностроения, кластер биотехнологий и фармацевтики.
В результате работы центра кластерного развития на базе существующих предприятий Орловской области планируется создание инноваций всех типов на всех этапах жизненного цикла продукции — от разработки (маркетинг, дизайн и прототипирова-ние) и подготовки производства до производства, сбыта и продвижения продукции на внутренний и внешний рынки. Все это будет способствовать повышению инновационной активности предприятий малого и среднего бизнеса.
Основным направлением развития финансовой инфраструктуры поддержки инновационных проектов станут установление тесных партнерских отношений и реализация совместных действий с такими российскими институтами, как:
— ГК «Внешэкономбанк»;
— ГК «Роснанотех»;
— ОАО «Российский банк развития»;
— ОАО «Российская ассоциация венчурного инвестирования» (РАВИ);
— ОАО «Российская венчурная компания»;
— фонд посевных инвестиций РВК;
— ГК «РОСНАНО»;
— фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
— инновационный центр «Сколково».
Решение проблемы институционального обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для реализации инновационного пути развития региона призван обеспечить механизм интеграции учебных, научных и промышленных
предприятий региона. На основе опыта ряда инновационно активных регионов РФ (Калужская, Новгородская, Томская и Липецкая области, Республика Татарстан, Красноярский край) разработана форма реализации инновационных стратегий — интегрированный комплекс на базе ГОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК». По своей сущности он представляет собой образовательное учреждение с функциями центра коллективного пользования и инновационного прототипирования. На рис. 2 приведена рекомендуемая схема комплекса с участием ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК».
С точки зрения инновационных проектов центр будет являться начальным звеном в ингибировании команд и компаний. Его задача — предынкуба-ция. По мере развития сформированные проекты и команды будут размещаться на территориях инкубаторов региона и получать доступ к новым ресурсам и услугам. Совместно с инновационными предприятиями ГОУ ВПО «ГУ — УНПК» и другие вузы области должны обеспечить подготовку кадров в зависимости от сложившейся конъюнктуры на рынке труда и инновационными приоритетами развития.
Центр прототипирования будет действовать в тесной кооперации с региональными структурами, предприятиями и организациями кластеров, учебными заведениями, предприятиями и организациями, заинтересованными в совместной работе и услугах центра (рис. 3).
Таким образом, интеграция в единый механизм системы институтов развития (бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования, вузов, отраслевых технопарков, индустриальных парков, венчурных инновационных фондов и производственных предприятий для создания инновационных продуктов и технологий) позволяет распределить функции, ответственность и риски между участниками инновационной деятельности.
В целом создание такой инфраструктуры предполагает образование соответствующих отраслевых подразделений в региональных структурах. Такими региональными структурами являются:
- региональная инновационно-инвестиционная биржа;
- выставочный комплекс и ярмарка инноваций и инвестиций;
- региональный центр качества;
- региональный инновационно-инвестиционный банк, создаваемый в виде холдинговой структуры, уставный капитал которого формируется на базе интеллектуальной собственности;
- региональный профильный журнал или газета;
Задачи инновационного экономико-технологического проектирования:
- оценка текущей технологической и экономической среды предприятия;
- диагностика проблемной ситуации и выявление неиспользуемых резервов;
- разработка мероприятий и программ инновационного развития предприятий
Инновационные бизнес-инкубаторы
Производственные предприятия
Учебное управление Управление научных исследований
Факультет дополнительного профессионального образования Учебно-научные центры (УНЦ)
Инновационные фонды
Вуз - ФГБОУ ВПО «ГУ - УНПК»
Г
ООО «Орел-
Технопарк» *
Венчурный фонд при AHO «Технологическая площадка «Центр инновационных предприятий»
Департамент экономики Орловской области
Коммерческие банки
Функции вуза как элемента механизма инновационного развития:
подготовка компетентных, инновационно активных и восприимчивых кадров на условиях заказа;
генерация и трансфер процессных, продуктовых и технологических инноваций на базе учебно-научных центров (УНЦ) «ГУ - УНПК»;
создание малых инновационных предприятий на базе генерированных в УНЦ новшеств; сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий;
технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний
Рис. 2. Состав предлагаемого интегрированного инновационного комплекса на базе государственного университета — учебно-научно-производственного комплекса
Оценка инновации. Разработка бизнес-плана. Бизнс-моделирование. Обучение
ПРЕДЫНКУБАЦИЯ
Доступ к финансированию. Тренировка и передача навыков.
Размещение информации.
Обучение.
Коммерциализация
Диагностика инновации. Поддержка интернационализации. Коммерциализация технологии.
Кластеризация^_____
ПОСТИНКУБАЦИЯ
Рис. 3. Институциональное сопровождение по стадиям инновационного проекта
- ГАУ «Корпорация ЗТР Орловской области инновационно ориентированого типа» — региональная межведомственная организация, обеспечивающая координацию всей деятельности по формированию и реализации научно-технической, инновационной и промышленной политики [2].
Рекомендуемая модель институциональной среды обеспечения инновационного развития региона представлена на рис. 4.
Большую помощь в укреплении экономики города и области могут оказать бизнес-инкубаторы, являющиеся частью инновационной инфраструк-
туры. Правительство Орловской области может выступить инициатором их создания и главным акционером (инвестором). Предлагаемая схема функционирования бизнес-инкубаторов представлена на рис 5.
Функционирование бизнес-инкубаторов имеет положительные аспекты как для региона, так и для предпринимателей и вида экономической деятельности.
Можно выделить следующие преимущества бизнес-инкубаторов для металлообрабатывающих предприятий:
ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
Наука + кадры
Центры коллективного пользования
Центры прототипирования
Учебно-научные центры
Вузы
НИИ
Региональный центр качества и стандартизации
ИНВЕСТОРЫ
КРУПНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС
Заказы
Кадры
Генерация идей
Трансфер
технологии Консалтинг
/ 1 \
; ..... \
/ 1 Индустриальные
1 парки
| Инновационно |
\ ориентированная ! ! ЗТР г___!_ .1...............
| Кластеры !
Институты развития
Инженерная; инфраструктура
Менеджмент1,, I консалтинг
енеджменг
консалтинг
Орловская логистическая компания
Дирекция индустриальных парков
Администрация ЗТР
Центр кластерного развития
малый и средним инновационным бизнес
Логистическая инфраструктура, консалтинг
БИЗНЕС -ИНКУБАТОРЫ
Г
Информационное обеспечение:
- инвестиционный портал;
- ярмарки инвестиций;
- СМИ
ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА:
- государственные инвестиционные и венчурные фонды;
- государственные фонды поддержки малого и среднего предпринимательства;
- частные венчурные и инвестиционные фонды;
- банковское кредитование;
- страховые компании;
- инвестиционная биржа, ярмарка инвестиций;
- региональный фонд компенсационных выплат
Рис. 4. Модель институциональной среды обеспечения инновационного развития региона
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ
Агропищевой
Приборостроительный
Сельскохозяйственный и дорожно-строительного машиностроения
Строительных материалов
Рис. 5. Рекомендуемая схема функционирования бизнес-инкубаторов в Орловской области
1) расширение возможностей по поиску финансовых ресурсов (в том числе банковское кредитование, поиск инвесторов);
2) оказание комплекса сопроводительных консультационных услуг;
3) соблюдение требований корпоративного законодательства в области бухгалтерского и налогового учета;
4) поиск партнеров и помощь в освоении новых рынков.
Преимуществами для бюджета будут являться:
- расширение налоговой базы, что приведет к росту налоговых поступлений;
- возможность инвестирования средств по наиболее важным направлениям;
- рост занятости населения, что будет способствовать снижению социальной напряженности.
В целях обеспечения наиболее эффективного процесса инновационного развития Орловской области предусмотрено формирование механизма обеспечения устойчивости институтов инновационной среды региона (МУИС). Разработанная структура механизма включает систему ресурсов, принципов, методов управления и систему оценочных критериев функциональных зон инновационной среды. Учитывая, что инновационные процессы в экономике характеризуются сложностью, многофакторностью, нестабильностью развития, то при функционировании
МУИС постоянно должны соблюдаться принципы самоорганизации сложных систем в процессе их адаптации к изменениям нестабильной среды, а также согласовываться цели и направления управления инвестиционной, научной, операционной и финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов [2].
Исследование опыта и тенденций развития субъектов Российской Федерации, входящих в Ассоциацию инновационных регионов России, кластерных образований в Европе и США, а также существующий уровень инновационно-инвестиционного потенциала Орловской области позволяют утверждать, что создание МУИС будет способствовать активизации инновационных и инвестиционных процессов в регионе и повышению устойчивости инновационных систем.
По мнению большинства специалистов в области инновационного менеджмента, в условиях нестабильной среды МУИС должен строиться на принципах самоорганизации сложных систем в процессе их адаптации к происходящим изменениям. Среди принципов организации МУИС в регионе рекомендуется выделить принцип динамического равновесия, предпосылкой соблюдения которого является оказание мер государственной поддержки с учетом меняющихся по стадиям инновационного процесса потребностей различных субъектов инновационной деятельности.
Рис. 6. Механизм обеспечения устойчивости институциональной среды инновационного развития: а — этапы формирования; б — система ресурсного обеспечения зон ответственности и оценка их эффективности;
в — формирование и обеспечение устойчивости
Соблюдению данного принципа будет способствовать механизм распределения мер государственной и институциональной поддержки по ресурсным и функциональным зонам ответственности инновационного процесса.
Целью применения МУИС в Орловской области является приращение объема производства инновационных товаров и услуг за счет активизации деятельности субъектов инновационной системы региона, реализации инновационных проектов и смежных инновационных услуг. В комплексе компонентов, образующих систему, выделяются:
- ресурсы (производственные, трудовые, финансовые, интеллектуальные, информационные, т. е. элементы инновационного потенциала и инновационной инфраструктуры);
- стадии формирования институциональной среды обеспечения инновационного развития;
- прямые и обратные связи между стадиями формирования институциональной среды инновационного развития региона.
Необходимо особо подчеркнуть циклический характер связей — взаимодействий между институтами инновационной среды. Таким образом, в циклическом механизме обеспечения устойчивости инновационной среды толчком для дальнейшего развития выступает приращение объема инновационных товаров, работ, услуг, способствующее формированию инновационного потенциала, инфраструктуры региона и условий для активизации инновационных процессов в будущем.
Схема механизма обеспечения устойчивости институциональной среды инновационно развивающегося региона, рекомендуемая авторами, представлена на рис. 6.
Таким образом, рекомендуемая система управления инновационным развитием региона представлена в виде институциональных образований, интегрирующих научную, инновационную и учебную деятельность с прямыми и обратными связями с промышленными предприятиями Орловской области.
В современных условиях обеспечение устойчивости при инновационном развитии предприятия связано с созданием системы, охватывающей как
все уровни (стратегический, тактический, оперативный), так и функциональные направления управления (финансы, кадры, маркетинг, персонал, логистика). Среди факторов и требований, которым должна соответствовать система управления инновационным развитием, особое значение имеют сочетание адаптивности и стабильности, обоснованная цикличность, инновационная восприимчивость региона. Конкретный набор задач стратегического управления регионом определяется уровнем инновационно-инвестиционного потенциала, конкурентными преимуществами, характеристиками ресурсного потенциала, внешней среды и типом устойчивости региона.
Управление инновационным развитием связано с использованием приемов стратегического, инвестиционного менеджмента и риск-менеджмента. В условиях неопределенности эффективная реализация инновационных стратегий связана с использованием сетевых организационных моделей, принципов контрактной экономики, аутсорсинга, частно-государственного партнерства и разделения имущественных прав. Разделение функций генерации, коммерциализации и диффузии инноваций между субъектами, самоорганизация инновационных систем предполагают переход от поддержки отдельных инновационно активных предприятий к поддержке инновационных кластеров [2].
Таким образом, рекомендуемая модель институциональной среды региона, построенная с учетом принципов обеспечения устойчивости функционирования институтов развития, может стать основой для реализации стратегии инновационного развития благодаря прочной связи науки с бизнесом и рынком, развитию внутреннего высокотехнологического рынка и его потребительского сегмента за счет координирующего центра и комплексного использования механизмов государственной поддержки.
Список литературы
1. Инвестиционный портал Калужской области — http://investkaluga. сот.
2. Лясковская Е. А. Управление инновационным развитием предприятия по показателям устойчивости. Екатеринбург: УрГЭУ, 2009.