Научная статья на тему 'Институциональная структура финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства как элемента финансовой системы'

Институциональная структура финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства как элемента финансовой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2533
600
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ ЛИЗИНГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА / ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА / НЕФИНАНСОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ФИНАНСОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / BUDGETARY FINANCING / STATE ADMINISTRATION / BANK CREDITING / LEASING / TAXATION / NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS SERVICING HOUSEHOLS / HOUSEHOLS / NON-FANANCIAL BUSINESS / AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / FINANCIAL SYSTEM / FINANCIAL AND CREDIT INFRASTRUCTURE / FINANCIAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкарупа Екатерина Александровна

Актуальность темы определяется изучением множества подходов к определению финансовой системы, проведением анализа ее составных частей, отличий и сходства тех элементов, которые выделяют авторы различных научных школ. На основании изучения трактовок данного понятия определены состав и структура финансовой системы. Особого внимания заслуживает рассмотрение финансовой системы как совокупности финансов всех институциональных единиц и секторов экономики в их взаимодействии между собой и институциональными единицами. Интерес представляет определение институциональной структуры финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional structure of financial and credit infrastructure of agriculture as an element of a financial system

The main approaches to the definition of a financial system are considered. On the basis of studying of treatments of this concept the structure and structure of a financial system are defined. The special attention is deserved by consideration of a financial system as sets of finance of all institutional units and economy sectors in their interaction among themselves and institutional units of other countries. The definition of the institutional structure financial and credit infrastructure of agriculture is of a certain interest.

Текст научной работы на тему «Институциональная структура финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства как элемента финансовой системы»

© Шкарупа Е.А., 2013

УДК 338.434 ББК 65.32-93

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ЭЛЕМЕНТА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Шкарупа Екатерина Александровна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения

Волгоградского государственного университета

[email protected]

Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность темы определяется изучением множества подходов к определению финансовой системы, проведением анализа ее составных частей, отличий и сходства тех элементов, которые выделяют авторы различных научных школ. На основании изучения трактовок данного понятия определены состав и структура финансовой системы. Особого внимания заслуживает рассмотрение финансовой системы как совокупности финансов всех институциональных единиц и секторов экономики в их взаимодействии между собой и институциональными единицами. Интерес представляет определение институциональной структуры финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства.

Ключевые слова: бюджетное финансирование, государственное управление, кредитование лизинг, налогообложение, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства, нефинансовые предприятия, сельскохозяйственные организации, финансовая система, финансово-кредитная инфраструктура, финансовые учреждения.

В экономической литературе отсутствует четкое определение финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства, остается не изученным теоретический аспект изучения ее как элемента финансовой системы.

Отсутствие единого взгляда на понятие «финансовая система» обуславливает необходимость теоретического обоснования самого определения, конкретизации его формулировки, состава и характеристики элементов.

В широком значении финансовую систему можно представить как совокупность финансовых отношений между различными экономическими субъектами, возникающими на основе образования финансовых потоков, поскольку именно они характеризуют процесс движения денеж-

ных средств от одного субъекта к другому, при этом у одного из них образовывается доход и формируется фонд денежных средств, а у другого происходит использование доходов или фондов денежных средств. Финансовые потоки, соединяя различные экономические субъекты, способствуют образованию финансовой системы.

При делении сфер финансовой системы на структурные элементы должен применяться единый научный подход, отражающий логическую взаимосвязь между выделенными звеньями в рамках каждой из сфер финансовой системы.

Таким образом, можно выделить следующие подходы к определению финансовой системы, которые структурно представлены в таблице 1.

Таблица 1

Подходы к определению финансовой системы

Подход Характе ри ст ик а Понятие

Институ- циональный подход Определение финансовой системы как совокупности институтов, их описание и класси фикация - совокупность финансовых институтов, взаимодействующих друг с другом с целью обеспечения наилучших формирования и использования фондов денежных средств (Г.Н. Куцури); - совокупность экономических отношений и институтов, связанных с перемещением денежного капитала (ЗвиБоди, Роберт Мертон, С.С. Сулакшин, Б.Б.Рубцов, М.А. Абрамова, И.Р. Ахметзянова, О.И.Лаврушин, Я.М. Миркин, И.Н.Платонова, М.Ю. Погорелко, Е.С. Сазонова, Р.Т. Юл-дашев); - совокупность экономических институтов (рынков ценных бумаг, банков, взаимных (паевых) фондов, пенсионных фондов, кредитных союзов, страховых компаний и т. д.), помогающих направить ресурсы лиц, желающих сделать сбережения, к тем, кто нуждается в заемных средствах в форме инвестиций (Н.Г. Мэнкью); - система экономических отношений и институтов, связанных с перераспределением денежных накоплений между кредитором и заемщиками (в макроэкономическом значении этих терминов, то есть между экономическими субъектами, у которых возникают свободные денежные средства и экономическими субъектами, которые испытывают потребность в денежных средства (Б.Б. Рубцов).

Функцио- нальный Определение основных функций системы - совокупность относительно взаимосвязанных отношений, отображающая структуру финансов страны и выполняющих функцию финансовых посредников (Л.М. Шевченко); - совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства (Г.Б. Поляк); - частный и государственный секторы экономики и основные субъекты финансовых отношений, каждый из которых использует особый механизм формирования и использования финансовых ресурсов для реализации своих целей функционирования (Н.С. Шмиголь); - совокупность уровней, на каждом из которых находятся определенные виды экономических субъектов, при этом каждый из них характеризуется различным положением и особенностями формирования и использования своих финансовых ресурсов для выполнения ими функций (О.М. Русанова)

Системный Анализ финансовой системы с точки зрения связей между отдельными элементами системы и их влияния на функционирование финансовой системы - основанная на финансовых отношениях совокупность отраслей и звеньев системы финансов, построенная на определенных принципах ее организации и управляемая общими и специальными органами государственной (публичной) власти и органами управления хозяйствующих субъектов (С.В. Барулин); - совокупность финансовых отношений и совокупность их форм и методов (Г.Б. Поляк); - совокупность взаимосвязанных структурных элементов, как непосредственно участвующих в финансовой деятельности, так и способствующих ее осуществлению (С.В. Рябцев)

Примечание. Составлено по: [1; 2; 6; 11; 12; 13; 14; 15; 17; 18].

Можно сделать вывод, что функциональный подход в научных трудах российских ученых является базовым. В данном контексте финансовую систему рассматривают как объединение в ней всех экономических субъектов, связанных с распределением денежных средств, каждый из которых имеет свой, особый механизм формирования и использования финансовых ресурсов.

Данный подход опирается на два основополагающих принципа. Во-первых, функции финансовой системы гораздо стабильнее, чем сами финансовые институты. Во-вторых, институциональные формы являются прямым отражением функций, выполняемых финансовой системой. Эти принципы позволяют в рамках данного подхода выделить основную функцию финансовой системы - перераспределение финансовых ресурсов.

Использование функционального подхода к структурированию финансовой системы позволяет также взаимоувязать сферы финансовых отношений с функциями финансовой системы, а также принять во внимание функции отдельных субъектов (институтов) и позиции их участия как элементов и подсистем экономической системы.

Системный подход анализирует финансовую систему с точки зрения отношений между ее отдельными элементами, а также влияния этих отношений на функционирование финансовой системы в целом. В то же время создатели данного подхода признают наличие проблем информационного характера, которые не позволяют оценить компли-ментарность всех элементов финансовой системы и выяснить характер отношений между ними [11, с. 58].

В зарубежной литературе преобладает институциональный подход, и финансовая система определяется как совокупность финансовых институтов.

На наш взгляд, преимущество институционального подхода к построению финансовой системы является объединение в одной схеме различных направлений финансовой деятельности.

В дальнейшем она может быть дополнена с учетом появления новых институциональных единиц и расширением их финансо-

вых функций. В нормативных правовых актах термин «финансовая система» также употребляется как совокупность организаций финансового сектора экономики либо элементов финансового рынка.

Вместе с тем, несмотря на существующие различия и многообразие подходов к изучению финансовой системы, нетрудно заметить сходство точек зрения представителей различных экономических школ, в которых в основном наблюдается описание примерно похожего состава элементов финансовой системы.

Таким образом, финансовую систему можно представить как совокупность элементов, располагающих финансовыми ресурсами, каждый из которых характеризуется специфическими особенностями с точки зрения выполняемых ими функций в экономике, и взаимодействующих друг с другом с целью обеспечения условий для развития хозяйствующих субъектов. Рассмотренные определения финансовой системы позволяют сделать выводы, что элементы финансовой системы характеризуют и в финансово-кредитную инфраструктуру сельского хозяйства.

Финансовую систему можно рассматривать и в узком значении. В данном аспекте можно утверждать о наличии институциональной структуры, основными элементами которой выступают институты - организации или подразделения, для которых деятельность в области финансов является главной. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства (см. рис. 1).

Каждому из этих секторов соответствует определенная институциональная единица, под которой понимается хозяйствующий субъект (экономическая единица), который владеет и распоряжается активами от своего имени, принимает обязательства, вступает в экономические операции с другими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. В качестве хозяйствующих субъектов принимаются как юридические лица (предприятия, органы государственного управления, кредитные организации, страховые компании и др.),

Экономическая система

& о 42 и Сектор н ефинансо вых корпораций Сектор финансовых корпораций Сектор государственного управления Сектор домашних хозяйств Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (ДХ)

Функции Производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли Оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная деятельность в сфере финансового поср еднич еств а Гринятие ответсгвзнносш за обеспечение общества товарами и услугами на нерыночной основе для их колластивного иш индитдального потребления; перераспределение доходов и богатства с помоттпьо трансфертов и субсидий Потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования Предоставление нерыночных услуг и товаров домашним хозяйствам

Ин ституц ионал ьны е единицы Нефинансовые корпорации и квазикорпорации, а также некоммерческие организации, являющиеся рыночными пр оиз-водителями товаров и нефинансовых услуг Финансовые корпорации (включая ф инансовы е квази -корпорации), а также некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые финансовыми корпорациями Органы государственного управления Совокупность домашних хозяйств, некорпорированные предприятия домашних хозяйств (предприятия, занятые производством товаров и услуг для продажи на рынке или собственного использования, например подсобные хозяйства населения, семейные фермы, рестораны, прачечные) Нерыночные некоммерческие организации, финансируемые и контролируемые ДХ, нерыночные подразделения корпораций и квазикорпораций, предоставляющие своим работникам бесплатные или почти бесплатные услуги (дома отдыха, поликлиники, детские сады)

Подсектора Г осударственньЕ нефиншсовые корпорации (контр олируются и финансируются органами государственного управления и органами местного сгмо-управления); национальные частные нефинан-совьв корпорации (не подлежат контролю со стороны органов государственного управления); нефинансовые корпорации под иностранным контпопем Банк России, другие депозитные корпорации (коммерческие банки, клиринговые учреждения, ссудосберегательные организации) Финснсовыге посредники, кроме страсовыыс корпораций и негосударственные пенсионныыс фондов (йпо-течгые, земляные, инвестиционные, мунщипальные банки, кредитные союзы, факторинговые, лизинговые компании, инвестиционные фонды) Вспомогательные финансоеыге организации (валютные, фондоше биржи, компании, предоставляющие услуги брокеров по приобретению ценных бумаг, компании, предоставляющие консалтинговые услуги по финансовым вопросам и вопросам инвестирования Страсовыы корпорации и негосудар-__ | Федеральные органы государственной власти и управления. Оргшы государственной власти и управления субъектов Федерации. Оргшы местного самоуправления. Фонды государственного социального обеспечения

Рис. 1. Структура экономической системы

Примечание. Составлено автором

так и домашние хозяйства, так как они являются центрами принятия экономических решений. Субъекты располагают находящимися в постоянном обороте финансовыми ресурсами.

Так, совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение, представляет собой институциональный сектор экономики. В экономических единицах, входящих в сектора экономики, в том числе и домашних хозяйствах, осуществляются финансовые операции, формируются и расходуются фонды денежных средств.

При осуществлении финансовых операций институциональные единицы взаимодействуют как между собой, так и между институциональными единицами других секторов. Сектора экономики являются подсистемами общей финансовой системы, основным критерием выделения которых является особая роль каждого сек-

тора в общей экономической системе страны и наличие финансовых ресурсов, образующихся в процессе формирования доходов и их перераспределения (см. рис. 2). Одной из такой подсистем является финансово-кредитная инфраструктура сельского хозяйства.

Рассмотрим, институциональную структуру финансово-кредитной инфраструктуры как элемента финансовой системе России, субъекты которой совершают финансовые операции, в процессе которых формируются финансовые ресурсы.

К домашним хозяйствам в сельском хозяйстве относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, которые выполняют важную роль в финансовой системе. Для осуществления воспроизводственного процесса они предоставляют принадлежащие им ресурсы - труд, землю, капитал.

На полученные в результате этого финансовые ресурсы покупают товары и услуги для

личного потребления. Часть ресурсов принимают форму сбережений. Так, личные подсобные хозяйства занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Они включаются в воспроизводственный процесс, изготовляя товары, продукцию, выполняя или предоставляя услуги. Это позволяет им получить дополнительный доход.

Финансовые корпорации являются непосредственными участниками воспроизводственного процесса, оказывают услуги финансового посредничества или осуществляют вспомогательную деятельность в сфере финансового посредничества.

Для своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечивали бы процесс производства необходимой суммой денежных средств. Все финансовые отношения в этом звене подчинены основной цели -получению прибыли и ее максимизации. Эта цель будет оказывать влияние и на используе-

мые формы и методы формирования финансовых ресурсов. В финансово-кредитной инфраструктуре сельского хозяйства такими организациями являются: коммерческие, инвестиционные, ипотечные банки, кредитные союзы, факторинговые, лизинговые компании, инвестиционные фонды, страховые организации.

Одной из функций финансовой системы является обеспечение информацией, что позволяет координировать децентрализованный процесс принятия решений в различных видах экономической деятельности [16, с. 23]. В финансово-кредитной инфраструктуре сельского хозяйства информационно-консультационные службы удовлетворяют потребности в информационном обеспечении и консультационных услугах домашние хозяйства в области финансово-кредитного обеспечения. Основной целью таких служб является предоставление нефинансовых услуг (консультационных) с целью продажи их на рынке и получе-

Финансовая Подсектора финансовой системы Функции

Сектор финансовых корпораций Коммерческие банки, страховые компании, ипотечные, земляные инвестиционные, муниципальные банки, кредитные союзы, факторинговые, лизинговые компании Оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества

Сектор домашних хозяйств (далее - ДХ) Крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные товаропроизводители Потребление товаров и услуг, а также производство товаров и услуг для реализации и собственного использования

Сектор нефинансовых корпораций Информационно-консультационные службы для ДХ Удовлетворение потребностей в информационном обеспечении и консультационных услугах ДХ в области финансово-кредитного обеспечения

Сектор государственного управления Бюджет, налоги Перераспределение доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий; аккумуляция финансовых ресурсов для проведения внутренней и внешней политики, включая расходы на социальные нужды и проведение финансовоэкономической политики с помощью налогово-бюджетной системы

Сектор некоммерческих организаций, обслу-живающихДХ Отраслевые союзы, ассоциации союзов кооперативов, потребительских обществ, некоммерческого партнерства Предоставление нерыночных услуг и товаров домашним хозяйствам

Рис. 2. Структура финансовой системы Примечание. Составлено автором.

ния прибыли. Поэтому данные структуры можно отнести к нефинансовым корпорациям.

Нефинансовые корпорации представляют собой институциональные структуры, основная деятельность которых заключается в производстве товаров или нефинансовых услуг для продажи.

Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической структуры и выполняет функции через органы власти. Для финансирования этих функций государству необходимы финансовые ресурсы. Для финансовых отношений, которые обеспечивают государство необходимыми финансовыми ресурсами, будут характерны свои специфические формы и методы организации финансов. Так, составной частью финансовой системы является сфера государственных и муниципальных финансов, посредством которых образуются финансовые ресурсы у органов государственной власти.

Государственные и муниципальные финансы необходимы для финансирования конституционных прав граждан, поддержки важнейших отраслей экономики, которой и является сельское хозяйство. Государственные и муниципальные финансы отличает общественная направленность целей использования финансовых ресурсов, что связано с законодательным закреплением за органами власти определенных полномочий, которые направлены на реализацию интересов общества и отдельных его граждан. Государство не может существовать без бюджетных отношений, в процессе функционирования которых формируются и используются бюджеты, в которых аккумулируются ресурсы для финансирования возложенных на органы государственного управления функции.

Так, в составе финансовой системы отдельно не выделяются налоги в качестве основного элемента, но нельзя отрицать важности их функционирования. Формирование финансовых ресурсов государства осуществляется преимущественно в виде налоговых поступлений, имеющих принудительную и обязательную основу, что способствует наполнению бюджетов соответствующими финансовыми ресурсами. Домашние хозяйства в первую очередь являются налогоплательщиками.

Однако помимо упомянутых финансовых корпораций (коммерческих организаций) для

нормального функционирования домашних хозяйств необходимы организации для удовлетворения иных потребностей. Учреждения, осуществляющие такую деятельность, как правило, не преследуют в качестве своей основной цели получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности. Это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации. В финансово-кредитной инфраструктуре сельского хозяйства к таким организациям относятся: отраслевые союзы, ассоциации, союзы кооперативов, потребительских обществ, некоммерческого партнерства. В этом звене финансовой системы присутствуют финансовые отношения с государством не только в виде уплаты налогов, но и в виде получения различных сумм от государства в определенных формах.

Некоторые авторы к субъектами финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства, в зависимости от возложенных на них функций относят: государство, коммерческие банки, сельскохозяйственные организации, страховые организации, лизинговые компании [14, с. 106]. В соответствии с определением финансовой системы, обоснованием ее состава и элементов, можно сказать, что перечисленные субъекты, другими словами, являются институциональными единицами секторов финансовой системы. Для финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства характерны те же институциональные единицы, элементы, функции, что и для финансовой системы.

Исследование финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства как элемента финансовой системы России позволяет уточнить ее понятие. Финансово-кредитную инфраструктуру сельского хозяйства можно рассматривать как совокупность институциональных единиц секторов финансовой системы (взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой), участвующих в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых и кредитных ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Боди, З. Финансы : пер. с англ. / З. Боди, Р. Мертон. - Киев : Вильямс, 2007. - 592 с.

2. Куцури, Г. Н. Финансовая система региона (Эффективность функционирования и регулирования) : дис. ... д-ра экон. наук / Г. Н. Куцури. -СПб. : [б. и.], 2000. - 260 с.

3. Латкина, Т. А. О сущности финансовой системы как элемента современного государства / Т. А. Латкина // Финансовой право. - 2005. - № 4. -С. 24-26.

4. Лушин, С. И. Об эффективности государственного бюджета / С. И. Лушин // Финансы. -2007.- № 2. - С. 12-16.

5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведов ; Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковкни, 1997. - 944 с.

6. Поляк, Г. Б. Финансовые проблемы развития регионов / Г. Б. Поляк // Финансы. - 2008. -№9. - С. 14-17.

7. Полякова, О.А. Особенности финансовой системы Российской Федерации / О.А. Полякова // Финансы и кредит. - 2011. - № 5 (437). - С. 21-27.

8. Придачук, М. П. Влияние финансового кризиса на трансформацию финансовой системы / М. П. Придачук // Финансы и кредит. - 2009.-№ 19. - С. 2-5.

9. Ремжов, А. В. Общественные финансы как элемент финансовой системы / А. В. Ремжов // Финансы и кредит.- 2012. - № 27 (507). - С. 19-29.

10. Ржевская, Т. Г. Финансовая система как разрешение противоречий в общественном про-

изводстве // Экономические науки. - 2011. -№ 3 (76). - С. 278-281.

11. Русанова, О. М. Различные подходы к построении структуры финансовой системы России / О. М. Русанова // Финансы и кредит. - 2008. -№48 (336). - С. 24-33.

12. Рябцев, С. В. Понятие «финансовая система» в современной теории финансов / С. В. Рябцев // Финансы и кредит. - 2012. - № 15 (495). -С. 56-62.

13. Барулин, С. В. Теория финансов и экономическое развитие регионов России / С. В. Барулин. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. - 305 с.

14. Тимофеева, Г. В. Развитие интегральной инфраструктуры АПК России: тенденции и механизмы : монография / Г. В. Тимофеева. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005. - 384 с.

15. Финансовые рынки и экономическая политика России : коллективная монография / под ред. С. С. Сулкшина. - М. : Научный эксперт, 2008. - 136 с.

16. Рубцов, Б. Б. Финансовые институты и экономическое развитие : коллективная монография / Б. Б. Рубцов / / М.ИМЭМО, РАН. - 2006. - 180 с.

17. Шевченко, Л. М. Содержание и проблемы устойчивости национальной финансовой системы / Л. М. Шевченко // Финансы и кредит. - 2012. -№24(504). - С. 29-34.

18. Шмиголь, Н. С. Современные представления о финансовой системе в экономической литературе / Н. С. Шмиголь // Финансы и кредит. - 2010.-№ 43 (427). - С. 53-62.

INSTITUTIONAL STRUCTURE OF FINANCIAL AND CREDIT INFRASTRUCTURE OF AGRICULTURE AS ELEMENT FINANCIAL SYSTEM

Shkarupa Ekaterina Aleksandrovna

Candidate of Economic Sciences,

Senior Lecturer, Department of Theory of Finance, Credit and Taxation,

Volgograd State University [email protected]

Prospect Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The main approaches to the definition of a financial system are considered. On the basis of studying of treatments of this concept the structure and structure of a financial system are defined. The special attention is deserved by consideration of a financial system as sets of finance of all institutional units and economy sectors in their interaction among themselves and institutional units of other countries. The definition of the institutional structure financial and credit infrastructure of agriculture is of a certain interest.

Key words: budgetary financing, state administration, bank crediting, leasing, taxation, non-commercial organizations servicing househols, househols, non-fanancial business, agricultural organizations, financial system, financial and credit infrastructure, financial institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.