© М.И. Королев, 2009
УДК 330.101.54 ББК 65.010.11
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФИРМЫ
М.И. Королев
Выявлена содержательная специфика процесса институционализации внутрифирменной защитной инфраструктуры, определены ее системные характеристики и принципы функционирования. Проведен компаративный анализ институциональных моделей обеспечения защиты фирмы.
Ключевые слова: фирма, угрозы, защитная инфраструктура, функции защиты, специализация, аутсорсинг, институциональная диффузия.
Защитная инфраструктура фирмы выступает системой связей и отношений ее агентов по обеспечению эффективного функционирования ее основной структуры за счет воздействий на источники угроз. Данная инфраструктура, как особая подсистема экономической инфраструктуры фирмы, представляет собой эволюционный результат единичного разделения труда, связанный с обособлением вспомогательной функции защиты бизнес-процессов от негативных возмущающих воздействий [7].
Поскольку защищенность является одним из системных условий стратегической эволюции любой фирмы, ее обеспечение в процессе общественного разделения труда закрепилось в качестве функции особого вида экономической инфраструктуры [9; 10].
Защитная инфраструктура фирмы представляет собой совокупность внутренних и внешних структур, реализующих вспомогательные функции мониторинга, фильтрации и отражения угроз внешней среды с целью преобразования опасности в защиту. Комплекс этих структур опосредует экономические процессы и отношения фирмы со средой, увязывая их с учетом многообразия форм и полисубъектности в единое целое. Защитная инфраструктура обеспечивает
эффективное функционирование структуры фирмы за счет упреждающих и «гасящих», точечных и широкомасштабных воздействий на источники угроз.
«Ядром» защитной инфраструктуры фирмы является ее специализированное подразделение, а ее «оболочку» составляют специализирующиеся на охране бизнес-процессов и активов организации, в том числе: торговые палаты и другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов; третейские суды; частные сыскные (детективные) и охранные бюро; специализированные информационные, юридические организации; организации, специализирующиеся в области разработки, производства и установки технических средств обеспечения безопасности бизнеса; консультативные фирмы в области безопасности бизнеса; организации, специализирующиеся в области безопасности и промышленной контрразведки (службы контршпионажа); учебные заведения в области безопасности и промышленной контрразведки; организации сферы услуг, для которых деятельность, так или иначе направленная на создание условий для безопасного предпринимательства, является сопутствующей (коммерческие банки; страховые компании -государственные и негосударственные; аудиторские фирмы; рекламные агентства; информационные агентства и средства массовой информации; центры содействия занятости -биржи труда); частные сыскные, охранные
бюро, детективные агентства, объединения банков, ассоциации коммерческих предприятий, а также организации, специализирующиеся в области оказания предпринимателям разного рода услуг, направленных на обеспечение безопасности коммерческой тайны и предпринимательства. Внешний контур защитной инфраструктуры фирмы представляют организации, для которых функции обеспечения безопасности являются сопутствующими, в том числе коммерческие банки, страховые компании, аудиторские фирмы, рекламные бюро, средства массовой информации, центры содействия занятости и др.
Институционализация инфраструктурной подсистемы защиты фирмы от стационарных и экстремальных, внешних и внутренних возмущающих воздействий представляет собой процесс формирования в ее рамках или привлечения на контрактной основе специализированной структуры с функцией обеспечения защиты, а также создания системы общих для всех подразделений фирмы правил техники экономической безопасности [6].
Организация особых инфраструктурных органов, специализирующихся на обеспечении защиты и безопасности предпринимательских структур, основывается на складывающейся с начала 1990-х гг. институциональной базе -системе формальных правил и норм [8]. В основном они посвящены деятельности специальных фирм, осуществляющих защиту других хозяйствующих субъектов на коммерческой основе.
В настоящее время основу институциональной среды обеспечения защиты фирм составляет, во-первых, совокупность федеральных законов, регулирующих охранную деятельность в сферах государственной и негосударственной охраны. К ним относятся Федеральный закон «О государственной охране» от 27 мая 1996 г.; Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 г., действия которого распространяется на вневедомственную охрану; Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 12 марта 1992 года. Во-вторых, институциональная база функционирования защитной инфраструктуры включает в себя нормы, имеющие непосредственное отношение к охранной деятельности и со-
держащиеся в ряде других федеральных законов («О лицензировании отдельных видов деятельности», «О милиции», «Об оружии»), в кодифицированных законодательных актах (Гражданском кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ). В-третьих, регулирование защитных функций и осуществляющих их структур в широком смысле включает в себя подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ, например, «Об утверждении Положения о Федеральной службе охраны РФ»; постановления Правительства РФ), а также большой массив ведомственных нормативных актов, касающихся экономической и информационной безопасности, коммерческой тайны и других аспектов обеспечения защиты фирм.
Анализ действующего законодательства, регулирующего деятельность защитных структур и инфраструктурных подразделений, свидетельствует о наличии значительных пробелов в упорядочивании важнейших аспектов соответствующих экономических отношений, а также множества декларативных положений, в отношении которых отсутствуют инструментальная и процедурная основа. В институциональной базе деятельности по защите фирм усматриваются серьезные коллизии как между отдельными действующими нормами, так и между отдельными законодательными актами. Основным недостатком действующего законодательства является то, что в нем не просматривается единство принципов государственной политики в сфере охраны и защиты, в связи с чем искажается логика и согласованность правил, существует ряд норм и положений, которые регулируют аналогичные аспекты защиты фирм, но делают это различными способами. Тем самым снижается эффективность инфраструктурного обеспечения защиты предпринимательских структур в современной России.
Преодоление пробелов и недостатков законодательства в сфере деятельности специализированных охранных предприятий видится, прежде всего, в необходимости формирования четкой концептуальной основы, призванной обеспечить подготовку пакета взаимосвязанных единой политикой законов в данной сфере хозяйственной деятельности. Системный подход к решению этой пробле-
мы требует целостной законодательной политики, в рамках которой законы, регулирующие охранную и защитную деятельность, должны базироваться на единой концептуальной основе и общем методологическом подходе. При этом целесообразна активизация использования принципа иерархии, в соответствии с которым формирование институциональной среды деятельности по защите и охране хозяйствующих субъектов логически движется от общих законов, закладывающих ее основополагающие принципы, к частным, регулирующим отдельные виды и аспекты, а не наоборот, как это наблюдается в современной законотворческой практике [4].
Защитное подразделение фирмы - ее специальный институциональный орган [3] с функцией обеспечения защиты от угроз, функционирующий в соответствии с Законом РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Защитные подразделения - неотъемлемая часть хозяйственного механизма фирм в странах с развитой рыночной экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны составляют до 25 % непроизводственных издержек. В Западной Европе инвестиции в защитные мероприятия колеблются в пределах 15-20 % стоимости охраняемых ценностей; в России, применительно к основной массе фирм, - не превышают 1 %. Вместе с тем отказ хозяйствующих субъектов от необходимых мер обеспечения безопасности и попытки экономии на защитных мероприятиях, по сути, способствуют повышению количества и масштаба угроз, действующих на фирмы как из внешней, так и из внутренней среды.
Согласно действующему законодательству, предприятия, расположенные на территории России, независимо от их организационно-правовой формы, вправе создавать специализированные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах самозащиты от угроз. В указанном законе они именуются службами безопасности. Уточним, что защитное подразделение в рамках фирмы может быть организовано в форме не только службы, но и пункта, отдела, участка и т. д. в зависимости от масштаба и специфики реализации его функций. Прак-
тика обеспечения защиты фирм требует, на наш взгляд, создания более комплексной и сбалансированной институциональной базы для выполнения защитными подразделениями широкого набора функций, включая информационно-аналитические, организаторские, воспитательные, директивные, контрольные и др.
Цель создания защитного подразделения фирмы - непрерывное воспроизводство условий повышения эффективности ее основной деятельности за счет отражения внешних и ликвидации внутренних угроз, обеспечения минимизации хозяйственных рисков и защиты интересов фирмы, в частности от попыток криминальной конкуренции - деятельности организаций или физических лиц, направленной на получение односторонних преимуществ в бизнесе и основанной на нарушениях законодательства и деловой этики, наносящей ущерб фирме. Источник организации защитного подразделения в рамках фирмы - внутрифирменное разделение труда, в ходе которого происходит перераспределение функций и реструктуризация системы органов.
Численность сотрудников защитного подразделения фирмы может составлять от 3-4 до нескольких десятков человек в зависимости от масштабов деятельности и потребностей в выполнении функции охраны. Государственные органы должны контролировать численность внутрифирменных служб безопасности, чтобы она находилась в допустимых пределах. Здесь возможно использование соответствующих организационных нормативов, которые бы связывали, например, общую численность персонала предприятия с количеством сотрудников внутренней полиции.
Субъектами защиты являются как отдельные фирмы, противодействующие субъектам теневой и криминальной деятельности, так и объединения коммерческих структур, а в некоторых, определенных законом случаях также правоохранительные органы. Поскольку рыночная экономика по существу предполагает наличие фирм как базовых институтов предпринимательства [5], представляется обоснованным рассматривать функцию обеспечения защиты в качестве обязательного элемента рыночного хозяйствования. При этом на любом уровне объединений фирм обеспечение защиты интегрированных
бизнес-субъектов должно возлагаться на соответствующую уровню объединения структуру [1]. Эта структура может быть включена в состав фирмы или выступать ее внешним агентом, в том числе будучи самостоятельной фирмой, предметом деятельности которой является предоставление услуг по обеспечению безопасности заинтересованным потребителям.
Объектом внутрифирменной системы защиты от угроз в целом выступает конкурентный статус фирмы в текущем и перспективном периодах. Конкретными же объектами защиты являются трансформационные и трансакционные факторы деятельности фирмы, ее запасы, товарные и финансовые потоки, каналы взаимодействий с внешней средой, экономическое пространство фирмы [2].
Допустимо, используя признак наличия в рамках фирмы специализированной структуры (защитного подразделения), применительно к которой осуществляется институциональное регулирование, разграничить структурные методы воздействия (если имеется такого рода структура) и бесструктурные (если она отсутствует), когда акцент переносится на циркулярное распространение информации о нормах, правилах, методах и формах защиты фирмы в отношении всех ее сотрудников и подразделений. В то же время использование многих институциональных методов (мотивационных, стимулирующих, идеологических и др.) регулирования защитных действий, касающихся всего персонала фирмы, может осуществляться как бы в обход защитного подразделения, но может быть и делегировано ему.
Система защиты института фирмы в целом как устойчивой функционально-структурной модели предпринимательства относится к классу иерархических многоуровневых систем. На микроуровне действие данной системы реализуется в целенаправленном создании встроенных механизмов защиты бизнеса и организации ее использования с максимальным результатом при минимальных издержках в соответствии со спецификой стратегии развития конкретных фирм. На макроуровне система защиты института фирмы продуцируется в совокупность условий защищенности цивилизованного бизнеса в масштабе страны, региона,
отрасли (сферы) предпринимательской деятельности, обеспечивающих эффективное распределение (аллокацию) используемых ресурсов и факторов.
В основе создания специализированного подразделения с функцией обеспечения защиты фирмы от возмущающих воздействий должна лежать определенная концепция, включающая цель системы обеспечения безопасности, ее задачи, принципы деятельности, объект и субъект, стратегию и тактику. Цель данного подразделения - минимизация внешних угроз состоянию фирмы, в том числе ее человеческим, техническим, материальным и трансакционным факторам, товарным и финансовым потокам на основе комплекса мероприятий институционального и организационного характера. Следует иметь в виду, что наибольшее значение для обеспечения экономической безопасности фирмы принадлежит согласованному взаимодействию защитного подразделения с другими органами и функциональными системами фирмы. В противном случае неизбежными станут его изоляция и последующее вырождение.
В институциональном смысле субъект системы обеспечения экономической безопасности фирмы имеет сложный характер, поскольку представлен совокупностью конкретных субъектов, деятельность которых обусловливается не только особенностями и характеристиками защищаемых объектов, но и спецификой внешней среды. Можно выделить две группы субъектов, обеспечивающих защищенность фирмы:
- к внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения законопослушных участников экономических отношений. Они формируют институциональную базу и обеспечивают механизм защиты предпринимательской деятельности в различных ее аспектах. Однако деятельность этих органов не может напрямую контролироваться фирмами;
-к внутренним субъектам относятся агенты фирмы, непосредственно осуществляющие деятельность по ее защите, в том числе работники собствен-
ной службы безопасности фирмы; принятые по контракту работники из специализированных фирм, оказывающих услуги по защите предпринимательской деятельности.
Конечно, деятельность этих субъектов осуществляется в русле экономической стратегии фирмы, выражающейся в комплексе тактических мер. Неотъемлемой составной частью данной стратегии должна быть признана стратегия обеспечения защищенности, которая, как инструмент внутрифирменного институционального регулирования, выступает системой принципов, требований, правил и установок, задающая агентам фирмы определенный образ действий для рутинного обеспечения безопасности и в случаях критических ситуаций. Эти два раздела должны быть структурно включены в стратегию экономической безопасности фирмы:
1. Рутинное обеспечение экономической безопасности фирмы включает, прежде всего, систему профилактических и превентивных мер, реализуемых через регулярную, постоянную работу всех подразделений и агентов фирмы, через соблюдение общих правил, норм и алгоритмов проверки контрагентов, анализа предполагаемых сделок, экспертизы документов, работы с конфиденциальной информацией и т. п. Защитное подразделение выполняет при этом роль контролера.
2. Действия в критических ситуациях становятся необходимыми в случае реализации угрозы экономической безопасности фирмы и осуществляются по установленным правилам в соответствии с заранее распределенными ролями на основе ситуационного подхода к решению нестандартных задач. Защитное подразделение выполняет роль актора, координируя действия персонала фирмы и осуществляя непосредственные действия по отражению угрозы.
Стратегия обеспечения защищенности фирмы должна регулярно пересматриваться в соответствии с изменениями внешней среды, предполагая, в частности, следующие направления институционализации внутрифирменной системы защиты от угроз: расширение юридической службы фирмы; принятие дополнительных мер по сохранности коммерческой тайны; создание подразделения компьютерной безо-
пасности и т. д. Защитному подразделению фирмы должна быть вменена не только защита внутреннего экономического пространства, но и управление пограничными условиями деятельности, то есть обеспечение защиты трансакций фирмы с внешней средой. Кроме того, функции защитного подразделения должны быть эффективно встроены в функциональный «набор» фирмы и определяться стратегией ее развития.
Каким бы образом ни была организована система безопасности фирмы, ее объектом выступает стабильное экономическое состояние фирмы в текущем и перспективном периоде. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным и многоаспектным, то эффективное обеспечение экономической безопасности фирмы должно основываться на системном подходе, учитывающем все аспекты и элементы защищаемого объекта, связи и отношения между ними, рассматриваемые в совокупности и целостности, противоречивом единстве и динамике.
Необходимость создания комплексной системы обеспечения защиты фирмы ставит проблему выбора соответствующей институциональной модели.
Институциональная модель защиты фирмы есть совокупность взаимосвязанных функций, реализующих их структур, соответствующих норм и правил, алгоритмов и процедур, методов и инструментов, обеспечивающих отражение внешних и внутренних угроз активам фирмы и ее бизнес-процессам.
Организация системы защиты фирмы может осуществляться путем привлечения внешних инфраструктурных организаций, в том числе частных охранных фирм, или путем создания собственного защитного подразделения. Вместе с тем нарушение государственной монополии в правоохранительной сфере не допускается. Основные задачи по борьбе с преступностью, включая оперативно-розыскные, следственные, судебные функции, сохраняются за государственными правоохранительными органами. Разветвленные системы подразделений службы безопасности в полном объеме создаются лишь крупней-
шими экономическими субъектами; небольшие фирмы ограничиваются группами внутренней безопасности (охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств обеспечения защиты).
В некоторых случаях создавать специализированную службу безопасности в рамках фирмы экономически невыгодно, и целесообразнее передать функции защиты на внешнее исполнение (аутсорсинг). Для обеспечения защиты от криминальной конкуренции можно использовать соответствующие технические средства. На основной персонал при этом возлагаются дополнительные функции. К проектированию системы обеспечения защиты фирмы, опирающейся в основном на технические средства, целесообразно привлечь специализированные консультативные фирмы.
Мероприятия по обеспечению безопасности фирмы могут проводиться в разовом порядке или периодически. При этом необходимо обращаться в правоохранительные органы, частные специализированные организации, оказывающие услуги в области сыска, охраны, установки и ремонта технических средств, информационного обеспечения бизнеса, а также в союзы предпринимателей. В частности, можно ограничиться оборудованием помещений охранной и противопожарной сигнализацией. Для разовой перевозки материальных ценностей, обеспечения личной безопасности руководителей - использовать услуги охранных фирм. При наличии потребности в проверке физических и юридических лиц - обратиться в специализированные организации, оказывающие информационные услуги.
Защитное подразделение фирмы как функционально ориентированная и структурно обособленная подсистема со своими объектами, субъектами, целями, задачами, а также структурой, соответствующей осуществляемым функциям, должна обладать специфическими методами, процедурами и схемами действий. Именно эффективность типовых схем, процедур и действий определяет практическую значимость системы безопасности для функционирования фирмы. Однако какую бы из представленных альтернативных моделей институциональной организации обеспечения защиты фирмы ни выбрал руководитель (руководящий орган), следует учитывать, что
организация эффективной системы профилактических мер обойдется гораздо дешевле, чем борьба с последствиями уже реализованных угроз.
Различные институциональные модели организации внутрифирменной системы защиты (одно специализированное подразделение; совокупность подразделений, объединенных в службу безопасности; мобильные антикризисные группы) характеризуются специфическим балансом преимуществ и недостатков, но ни одна из них не является универсально эффективной. Поэтому целесообразно использовать принцип сочетания специализированного защитного подразделения с внедрением элементов защиты (обеспечения техники безопасности, охраны труда, финансовой, информационной безопасности и др.) во всех органах и подсистемах фирмы с помощью институциональной диффузии - через распространение соответствующих требований, правил, пунктов контрактов, инструкций, приказов, распоряжений, процедур, системы принуждения, контроля, поощрений, культуру и субкультуры фирмы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иншаков, О. В. Уровневый анализ объекта, предмета и метода экономической теории / О. В. Иншаков // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2004. -№4.- С. 5-19.
2. Иншаков, О. В. Экономическая генетика и наноэкономика / О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 2007. - 94 с.
3. Иншаков, О. В. Экономические институты и институции: к вопросу о типологии и классификации / О. В. Иншаков// СОЦИС. - 2003. - № 9. -С. 42-51.
4. Иншаков, О. В. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования / О. В. Ин-шаков, Е. Г. Русскова // Вестник СПбГУ Сер. 5. -
2005.- Вып. 2. - С. 28-37.
5. Клейнер, Г. Б. Эволюция институциональных систем / Г. Б. Клейнер. - М. : Наука, 2004. - 240 с.
6. Королев, М. И. Теневые угрозы и защита фирмы / М. И. Королев // Свет и цвет в экономике и обществе / под ред. д-ра экон. наук О. В. Иншакова. -Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2008. - 736 с.
7. Королев, М. И. Фирма и экстремальные вызовы среды: эволюционно-экономический подход : препринт / М. И. Королев. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2007. - 36 с.
8. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. - М. : Фонд экономической книги «Начала», 1997. - 180 с.
9. Русскова, Е. Г. Инфраструктура рыночной экономики: методология системного исследования
/ Е. Г. Русскова. - Волгоград : Волгогр. науч. изд-во,
2006. - 296 с.
10. Тимофеева, Г. В. Развитие интегральной инфраструктуры АПК России: тенденции и механизмы / Г. В. Тимофеева. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005.- 384 с.
INSTITUTIONALIZATION OF FIRM PROTECTIVE INFRASTRUCTURE
M.I. Korolev
Substantial specificity of institutionalization process of an intrafirm protective infrastructure is revealed, its systemic characteristics and functioning principles are defined. Comparative analysis of institutional models providing the firm’s protection is carried out.
Key words: firm, threats, protection functions, protective infrastructure, specialization, outsourcing, institutional diffusion.