ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ В РОССИИ
Быстров Геннадий Михайлович
кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики Казанского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: Казанский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 25/22. E-mail: [email protected]
Гайнутдинов Эмиль Фаридович
аспирант кафедры коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг Казанского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: Казанский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 25/22. E-mail: [email protected]
Кластерная тематика в России становится все более востребованной, в связи с чем актуальной становится задача поиска эффективных инструментов формирования и развития кластерных структур в России. Деятельность субъектов кластера сопровождается формированием институтов, позволяющих вырабатывать общую стратегию и тактику по эффективному взаимодействию. Развитая институциональная база придает кластеру предсказуемость и динамичность развития. Таким образом, институциональные формирования кластера требуют более детального исследования. В статье
INSTITUTALIZATION OF CLUSTER INITIATIVES IN RUSSIA
Bystrov, Gennady M.
PhD, Professor of the Department for Economics of the Kazan' Institute (Affiliate) of the PRUE. Address: Kazan' Institute (Affiliate) of the Plekhanov Russian University of Economics, 25/22 Kremlevskaya Str., Kazan', 420111, Republic of Tatarstan. E-mail: [email protected]
Gainutdinov, Emil F.
Post-graduate student of the Department for Commercial Activity on the Market of Commodities and Services of the Kazan' Institute (Affiliate) of the PRUE. Address: Kazan' Institute (Affiliate) of the Plekhanov Russian University of Economics, 25/22 Kremlevskaya Str., Kazan', 420111, Republic of Tatarstan. E-mail: [email protected]
The cluster subject is becoming more and more acute in Russia, due to which the task of searching for effective tools to form and develop cluster structures in Russia is quite topical. The activity of cluster entities is accompanied by shaping institutions which allow it to design a common strategy and tactics aimed at efficient cooperation. The well-developed institutional base gives the cluster predictability and dynamics in development. Thus institutional establishments in the cluster require detail study. The article identifies the role of institutional mechanisms in building cluster structures in Russia,
определена роль институциональных механизмов в построении кластерных структур в России, представлена классификация институциональных формирований кластера, рассмотрены основные задачи выявленных классов институциональных образований.
classifies institutional establishments in the cluster and considers the main tasks for shown classes of institutional establishments.
Ключевые слова: кластеры, классы институтов кластера, инициативы кластерного развития, кооперационные связи, инновационное развитие, обратная связь.
Keywords: clusters, classes of cluster institutions, initiatives of cluster development, cooperation relations, innovation development, feedback.
Кластеризация экономики является оптимальным способом повышения конкурентоспособности российских предприятий, а также отвечает задаче модернизации экономики, способствует реализации инновационного потенциала. Развитие экономических кластеров тесно связано с процессом институционализации кластерных инициатив, который требует более детального исследования.
Экономический кластер по своей сущности - относительно обособленная система. Архитектура кластера основывается на внутренней среде, в то время как экономическая система страны представляет по отношению к кластеру внешнюю среду. Кластер, являясь открытой системой с изменяющимися параметрами, испытывает воздействие импульсов и возмущений, формирующихся в процессе взаимодействия кластера с системой экономических отношений страны.
Формирование внутренней среды кластера, являющейся его организационной основой, обусловлено, во-первых, неравномерным, иногда стихийным воздействием импульсов, исходящих от внешней среды, вследствие чего в некоторых локальных зонах кластера концентрируются факторы, ускоряющие развитие внутренней среды кластера. Во-вторых, формирование внутренней среды кластера происходит и в процессе целенаправленных действий.
Рассмотрим проблему трансформации целенаправленных действий по формированию институциональной внутренней среды кластера.
Институты представляют собой совокупность правил, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность. В сущности, совокупность институтов образует матрицу взаимодействия субъектов всей экономической системы и тем самым создает предсказуемую среду для совместных действий фирм и людей.
В процессе взаимодействия институты позволяют:
- снизить трансакционные издержки;
- вырабатывать стратегию и тактику поведения;
- обеспечить ожидаемую защиту интересов.
Институты могут носить как формальный, так и неформальный характер. Формальные институты представляют собой систему регламентированных правил, обязательных для всех субъектов экономических отношений. К неформальным институтам относится совокупность правил и процедур, не регламентированных государством, но практикуемых хозяйственными субъектами.
Таким образом, основная задача институтов заключается в максимизации предсказуемости взаимодействия субъектов. Для кластера данный фактор является основополагающим в связи с повышенной частотой контактов между представителями кластера. Институты выступают факторами формирования внутренней среды кластера в процессе создания отношений взаимодействия субъектов кластера и внешней среды и образования между ними информационных каналов.
Следует учесть, что институты, образующие среду кластера, должны формировать такие каналы взаимодействия, которые способствуют:
- географической концентрации участников кластера;
- тематической концентрации участников кластера;
- набору «критической массы»;
- повышению уровня связанности субъектов кластера;
- росту инновационной активности участников кластера.
На современном этапе институциональные основы функционирования кластера представляют собой локальные практики. Безусловно, формируемые кластеры в разных сферах деятельности предполагают разный подход к институционализации конкретных практик.
Нами предлагается выявить классы и основные группы институциональных формирований кластеров, позволяющие обобщить практику взаимодействия в кластере.
Институты инициатив кластерного развития
Кластеризация экономики, являясь апробированным средством повышения конкурентоспособности и вовлечения инвестиций, приобретает важнейшее значение для России. Соответственно, на кластерную форму развития экономики правительством возлагается важнейшая роль, в особенности в стратегически важных для государства сферах деятельности.
Под классом институтов инициатив кластерного развития подразумеваются институты, имеющие, как правило, формальный характер, являющиеся совокупностью правил и организационных мер, вырабо-
танных правительством совместно с участниками кластера и направленных на создание благоприятной среды развития кластеров и координацию кластерного развития.
Данные инициативы представляют собой комплекс институциональных мер, осуществляющихся через:
- налоговую политику, стимулирующую развитие кластеров;
- упрощение административных процедур, связанных с формированием и развитием кластера;
- институциональные структуры по финансовой поддержке участников кластера;
- институциональные структуры по упрощенному доступу к вложению стартового капитала;
- институциональные структуры по координации кластерной деятельности.
В России формируется ряд законодательных мер, способствующих кластерному развитию. Так, благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах», в соответствии с которым для участников особых экономических зон за счет бюджетных средств создается инженерная, транспортная и социальная инфраструктура, предоставляются льготы по ставкам федеральных налогов.
В соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе.
Данный механизм позволяет реализовывать широкий спектр кластерных проектов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р одобрена государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Предпосылкой для образования кластеров является также реализация проектов «промышленной сборки», осуществляемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 г. № 166, устанавливающим льготные условия в виде сниженных таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов на территорию РФ.
Эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в рамках деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная ком-
пания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере1.
Институциональные структуры по координации кластерной деятельности предполагают создание специализированных правительственных организаций, ведомств, рабочих групп, инициирующих:
- формирование кластерной среды;
- тактическую координацию взаимодействия в кластерах;
- реализацию стратегических задач, возложенных на определенные кластеры.
Важно обеспечение сплоченности, партнерства и институциональной гибкости муниципальных социально-экономических систем [2]. В мировой практике широко распространена поддержка развития кластеров правительственными организациями, например, такими как Национальное агентство планирования DATAR (Франция), Информационная система поиска и классификации кластеров CASSIS (Люксембург), Национальный совет по конкурентоспособности (США), программа кооперации LINK (Великобритания) [4. - С. 160].
Институты кооперационных связей кластера
Институты кооперационных связей кластера представляют собой совокупность как формальных, так и неформальных правил и организационных мер, способствующих структуризации взаимодействия непосредственных участников кластера. Инициаторами данных мер выступают предприятия кластера.
Институты кооперационных связей кластера способствуют решению нескольких задач:
1. Выработка постоянных институциональных механизмов взаимодействия.
Институциональные меры для решения данной задачи заключаются в создании единых механизмов взаимодействия на постоянной основе, например, постоянного совета кластера по выработке общей стратегии; фондов по совместному финансированию инфраструктуры; единых стандартов качества производимой продукции; типовых договоров, логистических моделей; коллективного бренда; совместной кадровой политики и т. д.
2. Выработка текущих институциональных механизмов взаимодействия.
Институциональные меры для решения данной задачи заключаются в проведении, например, форумов, конференций, семинаров для
1 См.: Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. Утверждены Минэкономразвития России 26 декабря 2008 г. № 20636-АК/Д19. - URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/development/doc1248781537747
лоббирования предоставления преференциальных условий поставки материалов и оборудования, более дешевого кредита; совместного экспорта; совместной работы с поставщиками; совместных разработок; совместных рекламных кампаний.
Примером может быть винодельческий кластер Saale-Unstrut (Германия), 44 предприятия которого, несмотря на конкуренцию между собой внутри кластера, ведут общую маркетинговую политику вне региона [3. - С. 44]. Чилийский опыт создания кластера по виноделию характеризуется тем, что его участники взаимодействуют через созданные ассоциации, причем наблюдается специализация ассоциаций как для решения внутренних проблем и развития предприятий, входящих в кластер, так и ассоциаций, которые проводят позиционирование продукции предприятий кластера на мировых рынках посредством стратегического маркетинга.
Институты обратной связи кластера
Кластеры характеризуются интенсификацией информационных обменов его участников. Однако информация об успешности кластерных инициатив проходит оценку потребителями. Скорость и способы реагирования на данные оценки выступают фактором дальнейшего успеха.
Институты обратной связи кластера представляют собой механизмы для эффективного взаимодействия участников кластера с потребителями. Данное взаимодействие может выражаться, например, в виде информирования потребителей через единое для участников кластера информационное поле (интернет-ресурсы, журналы) о свойствах производимой продукции, инновационных аспектах, а также через отзывы. Кроме того, институты обратной связи кластера могут охватывать ассоциации, форумы потребителей, профессиональные союзы.
Институты стимулирования
инновационного развития кластера
Высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост кластеров определяют факторы, стимулирующие распространение новых технологий [1]. Более эффективные коммуникации участников кластера и сокращение трансакционных издержек способствуют распространению актуальных знаний и высвобождению средств для внедрения новшеств. Таким образом, кластерная форма развития экономики регионов создает благоприятную среду для развития инновационного процесса. Успешность кластерного развития формирует предпосылки для развития особого типа кластеров - инновационных, которые представляют собой географическую концентрацию взаимосвязанных инновационно ориентированных предприятий. К числу из-
вестных примеров относится Кремниевая долина (штат Калифорния, США), в которой сосредоточены высокотехнологичные компании, занятые разработкой и производством компьютеров и их составляющих.
Реализация инновационного потенциала является приоритетной стратегической задачей для экономики России. Инициативы по превращению инноваций в ведущий фактор экономического роста, в частности, отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Кластер является не хаотичной средой концентрации новшеств, а строго ориентированной системой распространения новых знаний, что обусловливается комплексными организационными решениями, институциональными мерами.
Под институтом стимулирования инновационного развития кластера подразумевается совокупность правил и организационных мер, направленных на развитие и применение инноваций в хозяйственной деятельности субъектов кластера.
Институционализация инновационного развития кластеров способствует решению комплекса задач, связанных с формированием инновационной среды, а также с практическим внедрением инноваций в деятельность субъектов кластера, включающих:
1. Институциональные инициативы по формированию инновационной среды кластера - комплекс мер, способствующих развитию инновационной инфраструктуры кластера.
Так, предпосылки к развитию кластеров на базе наукоградов обеспечиваются в рамках предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемой из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации». Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» является катализатором инновационного процесса кластера. Технопарк - имущественный комплекс, предоставляющий спектр услуг для малых инновационно ориентированных предприятий. К важнейшим факторам формирования инновационной среды кластера относится системная финансовая поддержка (финансирование НИОКР, система грантов на инновационные проекты) со стороны государства и муниципальных властей. Институциональным основанием для этого являются инвестиционные банки, фонды.
Благоприятным фактором развития инновационной среды кластера выступает отлаженная система патентования, лицензирования и защиты интеллектуальной собственности. В рамках формирования инновационной среды ключевое значение имеет поддержка создания и развития ориентированных на тематику кластера высших и специали-
зированных учебных заведений, исследовательских центров, так как данные объекты являются, как правило, источником инноваций, без которых инновационный путь развития для кластера затруднителен.
2. Институциональные инициативы по внедрению инноваций в хозяйственную деятельность субъектов кластера.
Инновационная деятельность кластера не ограничивается созданием спектра объектов научно-исследовательской инфраструктуры, а предполагает согласованное взаимодействие множества участников кластера: производителей, поставщиков, финансовых организаций, продавцов, потребителей и т. д. Для кластера инициатива по внедрению инноваций в цепочку добавленной стоимости влечет необходимость согласованных организационных, технологических сдвигов в деятельности многих участников.
Институционализация действий участников кластера по внедрению инноваций может выражаться:
- в разработке совместных исследовательских проектов, программ долгосрочных партнерских исследований;
- организации совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- совместном развитии практики «технологического аудита»;
- совместном создании центров трансфера технологий и др.
Инициаторами данных мер являются заинтересованные участники кластера.
Таким образом, важнейшим условием роста кластеризации экономики России является институционализация инициатив по созданию и развитию кластеров и формированию кластерной среды. Ин-ституционализация создает более предсказуемую среду развития кластера. Представленные нами классы институциональных мер по созданию и развитию кластеров позволяют структурировать основные кластерные инициативы, выделить системные институциональные меры, формирующие среду развития кластеров, а также меры по практическому взаимодействию участников кластеров. Указанные институты позволяют сформировать более полное представление о роли государства и участников кластера в реализации кластерных инициатив.
Следует отметить, что дискуссионным моментом является широта применения институциональных мер при развитии кластера. Слишком узкий спектр институтов не позволяет обеспечить оптимальное эффективное взаимодействие субъектов кластера. Слишком широкое применение институциональных мер может бюрократизировать процесс развития кластера, создавая трудности для вхождения участников в кластер и препятствия на пути инновационного процесса.
Тем не менее институционализация кластерных инициатив является процессом формирования институциональной внутренней среды
кластера и одновременно включает инструменты и регуляторы развития любого кластера.
Список литературы
1. Бушуева М. А. Механизмы финансового обеспечения кластерного развития // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2009. - № 8 (35). - C. 39-44.
2. Горькова И. П. Совершенствование институциональных условий местного развития // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2009. - № 1 (25). - С. 65-72.
3. Грушевский Д. В. Бизнес-кластер Saale-Unstrut, Жак Аталли и постсоветская ментальность // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике : межвузовский сборник научных трудов / под ред. Г. С. Мерзликиной; ВолГТу. - Волгоград, 2006. -Вып. 13.
4. Кластерные политики и кластерные инициативы: теория, методология, практика : коллективная монография / под ред. Ю. С. Артамоновой, Б. Б. Хрусталева. - Пенза : ИП Тугушев С. Ю., 2013.
References
1. Bushueva M. A. Mekhanizmy finansovogo obespecheniya klasternogo razvitiya [Financial Mechanisms of Cluster Development], Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of the Russian State Trade and Economics University], 2009, No. 8 (35), pp. 39-44. (In Russ.).
2. Gor'kova I. P. Sovershenstvovanie institutsional'nykh usloviy mestnogo razvitiya [Improving of Institutional Conditions of Local Development], Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian Academy of Economics], 2009, No. 1 (25), pp. 65-72. (In Russ.).
3. Grushevskiy D. V. Biznes-klaster Saale-Unstrut, Zhak Atalli i postsovetskaya mental'nost' [Business-Cluster Saale-Unstrut, Zhak Atalli and Post-Soviet Mentality], Strategiya i taktika upravleniya predpriyatiem v perekhodnoy ekonomike, mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov [Strategy and Tactics of Enterprise Management in Transit Economy, Collection of Scientific Works], edited by G. S. Merzlikina; VolGTU. Volgograd, 2006, Issue 13. (In Russ.).
4. Klasternye politiki i klasternye initsiativy: teoriya, metodologiya, praktika, kollektivnaya monografiya [Cluster Politics and Cluster Initiatives: Theory, Methodology, Practice, monograph], edited by Yu. S. Artamonova, B. B. Khrustalev. Penza, IP Tugushev S. Yu., 2013. (In Russ.).