УДК 316.61
ИНСТИТУТ ВОЛОНЕРСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Пономарев Валерий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по творческой и международной деятельности, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Васильковская Маргарита Ивановна, преподаватель, кафедра социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению и анализу понятия «волонтерство». Конкретизируется и уточняется понятие «институт волонтерства», а также дается характеристика представленной педагогической модели развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества участников молодежных объединений. В статье рассматриваются критерии формирования и развития социально-культурного творчества молодежи как интегрированного качества личности. Также авторами определяются условия формирования и развития социально-культурного творчества личности.
Ключевые слова: волонтерство, институт волонтерства, добровольчество, социально-культурное творчество, молодежь, молодежное объединение, личность.
INSTITUTE OF VOLUNTEERS IN THE ACTIVITIES OF YOUTH ORGANIZATIONS
Ponomarev Valeriy Dmitrievich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice-Redor for Creative and International Activities, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Vasylkovskaya Margarita Ivanovna, Lector, Chair of Social and Cultural Activities, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The article is devoted to the review and analysis of the concept of "volunteering." It concretized and specified the concept of "Institute of Volunteering," and describes the development of a pedagogical model provided by the Institute of volunteering in terms of socio-cultural creativity of youth associations' members. The article examines the criteria for the formation and development of social and cultural creativity of youth as an integrated personality traits. Also, the authors determined the conditions of formation and development of social and cultural creativity of the individual.
"Volunteering" is used to refer to voluntary work as an activity carried out by people voluntarily, free of charge and aimed at achieving the socially important objectives, solving the problems of society. Nonprofit organizations are based on the idea of volunteering, including associations, youth clubs, national cultural organizations.
Scientific research has revealed and characterized the appearance of a new object of socio-pedagogical research, the Institute of volunteering, as well as to establish the concept of the phenomenon. The Institute of Volunteering is a social institution, an independent public entity which has its own logic of development, a system of values, norms, ideals, and the patterns of behavior of people in public, useful activity on the principles of gratuitous; it is a system that combines volunteer centers of regions of the Russian Federation to provide voluntary and gratuitous assistance to the needy social groups.
Modern state requires new approaches and teaching conditions in the organization of youth and volunteer activities for the first time in the theory, methods and organization of welfare activity, proposes pedagogical model of the Institute of volunteering in terms of socio-cultural creativity members of youth associations.
Socio-cultural creativity is seen as an integrated quality of a person, whose core is the subjective properties that determine the extent of its freedom, humanity, spirituality, motivation for active, self-sufficient and transferable to other areas of life.
The study confirms the fact that the socio-cultural creativity is expressed primarily in volunteer activities in public and individual interest, in a creative attitude to any socially useful productive mental (intellectual) labor to the existing or socially accepted norms of behavior.
For the first time in the theory, methods and organization of welfare activity, it proposed a pedagogical model of development of the institution of volunteering in terms of socio-cultural creativity members of youth associations. Based on the methodology and methods of modeling the Institute of Volunteering, it is obvious that the model should combine the features of a function based on a specific group of customers and geographical coverage models of volunteer services.
The presented model specifies the modalities of the activities of volunteer services of youth: socio-cultural projects and events (informational, cultural, scientific and methodical); "art therapy" through the involvement of young people in cultural and recreational activities, visits to various cultural and recreational facilities; music therapy, socialization of the individual by referring to musical culture, subculture, attending concerts, rallies, contests, themed disco regular music listening composite; bibliotherapy is an impact on the consciousness of the individual in the process of meaning the life orientations through the selection of literature; Creative Technology is the involvement of young people and collective creative activity to promote the development of individual creativity, logotherapy.
In this case, the relevant methods of functioning of the Institute of Volunteering: active involvement in creative and socially meaningful activities, project-based learning, creating a situation of success.
Structure of the Institute of volunteering in terms of socio-cultural creativity of youth organizations is seen as a series of interrelated components (cognitive motivational, personal activity and reflexive and analytical).
The basis of analysis of the problem is being studied the theoretical and experimental research, released the following set of pedagogical conditions:
- Immersion members of youth associations in the practice-oriented, socially meaningful activities that promote the development of personal qualities;
- The intention of the development process of the Institute of volunteerism in the self-development mode in a youth association;
- Development and implementation of innovative forms, methods and technologies of the Institute of Volunteering the youth through socio-cultural creativity in terms of the youth association.
Synthesis of the results of the pilot studies, their practical implementation suggest that developed and tested model of the "Institute of Volunteering" promotes the effective development and implementation of creative capacity of members of youth associations in the process of socio-cultural activities. The proposed model can be widely implemented in the practice of socio-cultural work with young people in the youth associations of Kemerovo.
Keywords: volunteering, Institute for volunteering, socio-cultural creativity, youth, youth association, person.
История человечества располагает примерами добровольной и бескорыстной помощи, оказываемой человеком, группой людей отдельным людям или обществу в целом; помощи, не преследующей цели извлечения прибыли, получения
оплаты или карьерного роста и основанной на идее бескорыстного служения гуманным идеалам человечества. Она может иметь различные формы: от традиционных видов взаимопомощи, помощи бездомным детям до совместных усилий
тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций; включать в себя действия, предпринимаемые на местном, национальном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом. Подобную помощь сейчас называют волонтерством или добровольчеством.
В современной западной социологии «во-лонтерство» (Volenteerism) применяется для обозначения добровольного труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем общества [11]. Причем понятие «волонтер-ство» можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле понятие «во-лонтерство» рассматривается как деятельность некоммерческих и общественных объединений, под которыми подразумеваются добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившиеся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [12]. В узком смысле волонтерская деятельность связана с социальной работой, предоставлением социальных услуг и основана на желании человека оказать помощь нуждающимся в ней людям [11].
На идее добровольной помощи базируется деятельность некоммерческих организаций, в том числе объединений, молодежных клубов, национально-культурных организаций. Это стало возможным после создания и закрепления нормативной правовой базы, регулирующей деятельность волонтерских объединений и организаций в Российской Федерации, к которой относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948 год); Конвенция о правах ребенка (1989 год); Всеобщая декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий в Амстердаме, в январе 2001 года (Международный год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (1АУЕ); Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30); Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117).
Наиболее полно цели деятельности благотворительных организаций, которыми и являются все волонтерские и добровольческие клубы, организации, объединения, перечислены в Федеральном законе о благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11.08.1995 года № 135 ФЗ.
Также отметим, что с 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон о добровольчестве (волонтерстве), подготовленный в рамках реализации права законодательной инициативы. Закон направлен на повышение эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию гражданского общества в России, совершенствование законодательных основ, обеспечивающих функционирование добровольческой (волонтерской) деятельности [13].
Актуальность и своевременность создания законодательства о добровольчестве (волонтер-стве) обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием института добровольчества (волонтер-ства), а с другой - недостаточным нормативно-правовым регулированием добровольческой (волонтерской) деятельности. Цель законопроекта заключается в создании правовой основы функционирования в России целостной системы добровольческой (волонтерской) деятельности, структуры, механизмов функционирования институтов и организаций, осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность, определении основных принципов добровольчества (волонтерства), целей и задач добровольческой (волонтерской) деятельности, форм и видов добровольческой (волонтерской) деятельности, прав и обязанностей участников добровольческой (волонтерской) деятельности, отношений между ними, системы мер по стимулированию добровольчества (волонтерства), полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной области [13].
Законопроектом устанавливаются следующие понятия «добровольчество (волонтерство)», «доброволец (волонтер)», «благополучатель», «уполномоченный орган», «добровольческая (волонтерская) организация», «координатор добровольцев (волонтеров)», «добровольческое (во-
лонтерское) объединение», «добровольческая (волонтерская) программа», «добровольческая (волонтерская) акция», «личная книжка добровольца (волонтера)», «информационная сеть добровольчества (волонтерства)» [13].
Ко всему прочему добавим, что наша научная работа позволила выявить и охарактеризовать появление нового объекта социально-педагогического исследования - института волонтерства, - а также установить понятия данного явления.
Итак, в нашем понимании институт волонтерства - социальный институт, представляющий собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей в общественно-полезной деятельности на принципах безвозмездности; институт волонтерства - это система, объединяющая волонтерские центры регионов РФ, с целью оказания добровольной и безвозмездной помощи нуждающимся социальным категориям населения.
Но, вместе с тем, современное состояние требует новых подходов и педагогических условий в организации волонтерской деятельности молодежи, и впервые в теории, методике и организации социально-культурной деятельности мы предлагаем педагогическую модель развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества участников молодежных объединений.
Научный интерес к проблеме развития социально-культурного творчества современной молодежи, его актуализация обусловлена, прежде всего, целым рядом существенных факторов современного общественного развития, происходящими коренными преобразованиями во всех структурах жизнедеятельности общества. Как отмечает Я. А. Пономарев, современная жизнь нашего общества выдвигает перед исследователями творчества в науке «комплекс специфических задач практического характера и прежде всего задачу наращивания творческого потенциала» [10, с. 54].
Исходное положение нашего исследования состоит в понимании того, что для культурного
обустройства жизни современного общества необходима продуктивная деятельность людей, обладающих созидательным качеством, которым обладает социально-культурное творчество [2]. Рассматривая сущность социально-культурного творчества, специфику его развития в сфере социально-культурной деятельности, которая является ядром социокультурной сферы, мы считаем, что данная специфика состоит в разработке и реализации проектно-технологической модели, при этом формирование и развитие социально-культурного творчества может осуществляться в любой социальной группе [4]. Мы анализируем развитие социально-культурного творчества в молодежной среде, так как именно молодежь представляет собой основной ресурс нации, является главным проводником социально-экономического и технического прогресса, передовых идей глобализации. Их творческое воображение, идеалы, энергия имеют важное значение для обеспечения постоянного движения вперед [3].
Таким образом, социально-культурное творчество рассматривается нами как интегрированное качество личности, ядром которого являются субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, мотивацию к активным самостоятельным действиям и их переносу на другие сферы жизни.
Мы считаем, что в новых социальных условиях XXI века актуализируется процесс формирования и развития социально-культурного творчества, основными критериями которого для молодежи являются:
1. Критерий духовности как культурного качества личности. Показатели: развитие духовных потребностей в понимании и самопознании, рефлексии, красоте, творчестве, общении (с родными, друзьями, природой), развитие творческой индивидуальности и т. д.
2. Критерий творческой личности. Показатели: внутренняя мотивация, готовность к преодолению препятствий, готовность трудиться инициативно, проявлять упорство; интеллектуальная активность, выражающаяся в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений и т. д.
3. Критерий свободной личности как ее культурного качества. Показатели: высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина, независимость суждений, непоколебимая твердость характера, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения и т. д.
4. Критерий гуманности как культурного качества личности. Показатели: понимание ценности и неповторимости каждого человека, стремление к согласию, любовь ко всему живому, сочетаемая с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, готовностью оказать помощь и т. д. [1].
Названные критерии можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует «направленность».
Масштабы и глубина влияния молодежного социально-культурного творчества (как позитивного, так и негативного) зависят не только от действий инициатора, но и от ответной реакции других людей. Следовательно, педагогически значимым становится воспитание не только творческо-инициативных качеств личности, но и формирование особой социально-психологической атмосферы в молодежном коллективе, которая позволит поддержать полезные и предотвратит отрицательные инициативные действия [9].
Анализ научной литературы позволил нам предположить, что для формирования и развития социально-культурного творчества личности необходимы следующие условия:
- социально-культурное творчество необходимо рассматривать как развивающуюся в коллективе способность личности к самостоятельным, целенаправленным, активным поэтапным социально значимым действиям, основанным на глубокой потребности личности к социальным ценностям, на сформированности ее морального и делового облика, на осознанном и ответственном поведении и деятельности [6];
- социально-культурное творчество как проявление волевой регуляции нацелено на совер-
шенствование деятельности и поведения человека, а в конечном итоге на изменение его личности, условий социальной действительности [7];
- специфика социально-культурного творчества проявляется в ее целеоринтированном характере, который выражается в самостоятельной постановке целей и самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей. Ее установки, принципы, умения и навыки должны демонстрировать творческий подход к решению поставленных задач [6].
Следовательно, речь идет о выборе и обосновании специфики организации обучения, которая бы в достаточном объеме отражала объективные процессы настоящего этапа развития творческого потенциала, раскрывала возможности к развитию творческой и инициативной личности.
Следует отметить, что в воспитании молодого поколения акцент должен ставиться на формировании и воспитании в нем личностных качеств адекватных требованиям времени и современного общества: социальная мобильность, восприимчивость к инновации, профессиональная компетентность, творческая инициатива, способность к добровольческой деятельности [4].
В нашем исследовании мы подтверждаем тот факт, что социально-культурное творчество выражается, прежде всего, в волонтерской деятельности в интересах общества и отдельной личности, в творческом отношении к любому общественно полезному производительному умственному (интеллектуальному) труду, к сложившимся или принятым в обществе нормам поведения. Оно оценивает достижения человека, его потенциальные возможности, готовность включения в многообразные социальные связи и отношения, способность к самостоятельным активным действиям. И впервые в теории, методике и организации социально-культурной деятельности мы предлагаем педагогическую модель развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества участников молодежных объединений. Мы полагаем, что моделирование процесса развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежных объединений способствует выявлению особенностей феномена института волонтерства и их
отражению с точки зрения структуры, функций и содержания.
Разработанная нами модель развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежных объединений является моделью структурно-функционального типа.
Опираясь на методологию и методику моделирования института волонтерства, мы сделали вывод об очевидности того, что модель должна сочетать в себе признаки функционального, ориентированного на определенную группу клиентов, и территориального охвата моделей волонтерских служб.
В представленной модели мы указываем формы осуществления деятельности волонтерских служб молодежи: социально-культурные проекты и акции (информационные, культурно-массовые и научно-методические); арттерапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений; музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой-либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек, регулярное прослушивание музыкальных композий; библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысложизненных ориентаций через подбор специальной литературы; творческие технологии -вовлечение молодых людей в коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества; ло-готерапия (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) - лечение словом [3].
При этом применяются соответствующие методы функционирования института волонтерства: активное включение в творческую и социально значимую деятельность, проектное обучение, создание ситуации успеха (рис. 1).
Структура развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежных объединений рассматривается как ряд взаимосвязанных компонентов (когнитивно-мотивационный, личностно деятельностный и рефлексивно-аналитический).
Каждая задача целевого блока отвечает за развитие определенного компонента института волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежных объединений. Первая, из поставленных, соответствует когнитивно-мотивационному компоненту. Вторая задача отвечает за развитие личностно-деятельностного компонента волонтерской деятельности молодежи. В этом же блоке мы определяем комплекс педагогических условий успешного развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежных объединений, обеспечивающего эффективную реализацию спроектированной модели на основе выделенных принципов.
На основе анализа изучаемой проблемы и теоретико-экспериментального исследования, мы выделили следующий комплекс педагогических условий:
- погружение участников молодежных объединений в практико-ориентированную, социаль-нозначимую деятельность, способствующую развитию личностных качеств;
- интенция процесса развития института волонтерства в режим саморазвития в условиях молодежного объединения;
- разработка и внедрение инновационных форм, методов и технологий развития института волонтерства молодежи посредством социально-культурного творчества в условиях молодежного объединения.
Также содержательно-организационный блок модели института волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежных объединений включает методы, формы и технологии процесса развития института волонтерства.
Синтез результатов экспериментального исследования, их практическая реализация позволяют сделать вывод о том, что разработанная и апробированная модель «Институт волонтерства» способствует эффективному развитию и реализации творческих возможностей участников молодежных объединений в процессе социально-культурной деятельности. Предложенная модель может быть широко внедрена в практику социально-культурной работы с молодежью в молодежных объединениях города Кемерово.
Социальный заказ
Цель: вовлечение молодежи в социально-культурную практику, решение социально значимых проблем общества, снижение барьеров разобщенности, укрепление доверия и сотрудничества в молодежной среде
Задачи:
Развитие социально-культурной творческой личности
Воспитание социально активной личности
Воспитание молодежи в духе интеллектуальной свободы и гражданской ответственности
Методологическая основа: системный, личностно-деятельностный, информационно-коммуникативный подходы
Структура института волонтерства молодежжи
Когнитивно-мотивационный компонент
Личностно-деятельностный компонент
Рефлексивно-аналитический компонент
Содержание: программы деятельности молодежных объединений (авторские, модифицированные, адаптированные), социально-культурные, творческие АРТ-проекты, социально значимые акции
Педагогические условия успешного развития института волонтерства в условиях молодежжного объединения
Погружение в социально значимую деятельность молодежного объединения
Интенция процесса развития института
волонтерства молодежи в режим саморазвития волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежного объединения
Разработка и внедрение инновационных форм развития института волонтерства посредством социально-культурного творчества молодежи
Метод активного включения в творческую и социально значимую деятельность, проектного обучения, создания ситуации успеха Формы: проектирование, презентация творческие работы и проекты, мастер-классы, социально-культурные акции и проекты, благотворительные концерты и агитбригады Технологии: проектные, информационные, возрастные технологии социально-культурной сферы
н О
у
К н ц
к Е н й 9
У л
л а
о т н
S3
s
Е й
Функции
Прогностическая
Содержательно -деятельностная
Регулирующая
Аналитическая
Критерии: сформированность социально активной личности участников молодежных объединений; сформированность института волонтерства в условиях молодежного объединения
Уровни развития социально-культурного творчества в формировании института волонтерства
Репродуктивный (низкий)
Продуктивный (средний)
Творческий (высокий)
РЕЗУЛЬТАТ: переход на более высокий уровень развития социально-культурного творчества участников молодежных объединений в условиях института волонтерства
Рисунок 1. Структурно-функциональная модель развития института волонтерства в условиях социально-культурного творчества молодежных объединений
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006. - 567 с.
2. Бодалев А. А. Личность и общение. - М., 1983. - 271 с.
3. Васильковская М. И. Технологии формирования личности. Проектный подход [Электронный ресурс] // Культура и образование. - 2014. - Январь (№ 1). - URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/01/1225
4. Глуховская Е. А. Развитие творческого потенциала старшего школьника в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 1997. - 18 с.
5. Грановская P. M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: OMS, 1994. - 465 с.
6. Дуранов М. Е., Дуранов И. М., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащегося. - Магнитогорск: МГПИ, 1996. - 315 с.
7. Кравчук П. Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования: автореф. дис. ... д-ра фил. наук. - Курск, 1992. - 35 с.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: ИПЛ, 2007. - 218 с.
9. Лешер В. Ю. Развитие творческого потенциала подростка в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - 21 с.
10. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 302 с.
11. Смит Д. Добровольцы - капитал будущего? // Курьер ЮНЕСКО. - 2001. - Июнь. - С. 28.
12. Федеральный закон «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.pravmir.ru/ proekt-federalnogo-zakona-o-dobrovolchestve-11-01-2013/#ixzz2xmEorKpx
13. Федеральный закон о добровольчестве (волонтерстве) [Электронный ресурс]. - URL: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=107564
References
1. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy of creative selfdevelopment]. Kazan, Kazanskiy Publ., 2006. 567 p. (In Russ.)
2. Bodalev A.A. Lichnost' i obshchenie [Personality and communication]. Moscow, 1983. 271 p. (In Russ.)
3. Vasylkovskaya M.I. Tehnologii formirovaniya lichnosti. Proektnyy podhod [Technology of identity formation. Project approach]. Kul'tura i obrazovanie. [Culture and Education], 2014, January, no 1. Available at: http://vestnik-rzi.ru/2014/01/1225 (In Russ.)
4. Gluhovskaya E.A. Razvitie tvorcheskogo potentsiala starshego shkol'nika v uchebnoy deyatel'nosti. Avtoref. Dis. kandidat. ped. nauk [Development of the creative potential of the older student in learning activities. Author. Dis. Candidate ped. sci.]. Orenburg, 1997. 18 p. (In Russ.)
5. Granovskaya P.M., Krizhanskaya, Ju.S. Tvorchestvo i preodolenie stereotipov [Creativity and overcoming the stereotypes]. Petersburg, OMS Publ., 1994. 465 p. (In Russ.)
6. Duranov M.E., Duranov, I.M., Zhernov, V.I., Lesher, O.V. Pedagogika vospitaniya i razvitiya lichnosti uchashchego-sya [Pedagogy education and development of the individual student]. Magnitogorsk, Magnitogorsk State Pedagogical Institute Publ., 1996. 315 p. (In Russ.)
7. Kravchuk P.F. Formirovanie tvorcheskogo potentsiala lichnosti v sisteme vysshego obrazovaniya. Avtoref. Dis. Dr. fil. nauk. [Formation of personal creativity in higher education. Author. Dis. Dr. fil.]. Kursk, 1992. 35 p. (In Russ.)
8. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'ost' [Consciousness. Personality]. Moscow, IPL Publ., 2007. 218 p. (In Russ.)
9. Lesher V.Ju. Razvitie tvorcheskogo potentsiala podrostka v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoref. Dis. kandidat ped. nauk [Development of the creative potential of the teenager in the establishment of additional education. Author. Dis. candidate ped. sciences]. Orenburg, 2000. 21 p. (In Russ.)
10. Ponomarev Ja.A. Psihologiya tvorchestva [The psychology of creativity]. Moscow, Nauka Publ., 1976. 302 p. (In Russ.)
11. Smit D. Dobrovol'tsy - kapital budushchego? [Volunteers - the capital of the future?]. Kur'er JuNESKO [UNESCO Courier], 2001, June. p. 28 (In Russ.)
12. Federal'nyy zakon "Ob obshhestvennyh ob"edineniyah" [Federal Law "On Public Associations"]. Available at: http:// www.pravmir.ru/proekt-federalnogo-zakona-o-dobrovolchestve-11-01-2013/#ixzz2xmEorKpx. (In Russ.)
13. Federal'nyj zakon o dobrovol'chestve (volonterstve) [Federal Law on volunteering (volunteering)]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=107564. (In Russ.)