Научная статья на тему 'Институт приемной семьи: мотивы и параметры функционирования'

Институт приемной семьи: мотивы и параметры функционирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
785
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРОТСТВО / ДЕПРИВАЦИЯ / ДИСГАРМОНИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / ЭКСТРЕННАЯ ПОМОЩЬ / ПАТРОНАЖ / АДАПТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / ORPHANHOOD / DEPRIVATION / DISHARMONY / REHABILITATION / PROFESSIONAL FAMILY / EMERGENCY HELP / PATRONAGE / ADAPTATION / INTEGRATION / ROLE BEHAVIOR / SELF-KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Желиготова Радина Михайловна, Бижева Агнесса Петровна, Чемаев Назир Азретович

В статье рассматривается проблематика мотивации образования института приемной семьи и основные параметры ее функционирования. Выделяется ее способность создавать благоприятные условия для выполнения «компенсаторной функции в реабилитации депривационной симптоматики у детей. В статье дается обоснование приемной семьи как типа так называемой профессиональной. Такая оценка вытекает из правовой базы, поскольку юридический статус такой семьи напоминает деятельность по выполнению роли воспитателя на платной основе. В этой связи со ссылкой на специалистов в области психологии сиротства отстаивается приоритетность приемной семьи для решения проблем сиротства в современной России. Излагаются наиболее значимые направления воспитательно-восстановительного процесса для выполнения комплекса задач, решение которых приводит к формированию здоровой личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Желиготова Радина Михайловна, Бижева Агнесса Петровна, Чемаев Назир Азретович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF A FOSTER HOME: MOTIVES AND PARAMETERS OF FUNCTIONING

In article the perspective of motivation of creation of institute of a foster home and key parameters of her functioning is considered. Her ability to create favorable conditions for performance "to compensatory function in rehabilitation of deprivational symptomatology at children is distinguished. In article justification of a foster home, as like so-called professional is given. Such assessment follows from legal base as the legal status of such family reminds activities for performance of a role of the tutor on a paid basis. In this regard with reference to experts in the field of psychology of an orphanhood priority of a foster home for the solution of problems of an orphanhood in modern Russia is defended. The most significant directions of educational and recovery process for performance of a complex of tasks which solution leads to formation of the healthy identity of the child are stated.

Текст научной работы на тему «Институт приемной семьи: мотивы и параметры функционирования»

УДК 37.013.78 DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-181-185

ИНСТИТУТ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ: МОТИВЫ И ПАРАМЕТРЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Желиготова

Радина

Михайловна

Бижева

Агнесса

Петровна

Чемаев

Назир

Азретович

старший преподаватель кафедры «Теория и технология социальной работы», Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (360004, Россия, г. Нальчик, ул. Чернышевского, д. 173]. E-mail: zhelegotova@mail.ru

старший преподаватель кафедры «Теория и технология социальной работы», Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (360004, Россия, г. Нальчик, ул. Чернышевского, д. 173]. E-mail: agnkish@mail.ru

доцент кафедры «Организация работы с молодежью», Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (360004, Россия, г. Нальчик, ул. Чернышевского, д. 173]. E-mail: nazir-che@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается проблематика мотивации образования института приемной семьи и основные параметры ее функционирования. Выделяется ее способность создавать благоприятные условия для выполнения «компенсаторной функции в реабилитации депривационной симптоматики у детей. В статье дается обоснование приемной семьи как типа так называемой профессиональной. Такая оценка вытекает из правовой базы, поскольку юридический статус такой семьи напоминает деятельность по выполнению роли воспитателя на платной основе. В этой связи со ссылкой на специалистов в области психологии сиротства отстаивается приоритетность приемной семьи для решения проблем сиротства в современной России. Излагаются наиболее значимые направления воспитательно-восстановительного процесса для выполнения комплекса задач, решение которых приводит к формированию здоровой личности ребенка.

Ключевые слова: сиротство, депривация, дисгармония, реабилитация, профессиональная семья, экстренная помощь, патронаж, адаптация, интеграция, ролевое поведение, самопознание.

На основе материалов социологического исследования, обобщения работ отечественных педагогов и психологов в статье дается обоснование роли и значения института приемной семьи в социализации и интеграции в общество социальных сирот и детей-сирот. Данная проблема в социально-психологической и педагогической литературе не стала предметом специального изучения. С точки зрения и науки, и практики, приемная семья является нововведением, требующим углубленного исследования. Методологическую основу исследования составляют положения о социальных функциях семьи и ее приоритетной роли в процессе воспитания; идеи средового, системного, ситуационного подходов к семейной социализации личности. Использованы методы теоретического и эмпирического анализа, методы экспертной оценки социально-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка-сироты. Стержневым аспектом изучения проблемы является положение о том, что приемная семья для ребенка сироты является новой неизведанной социальной средой, и устройство таких детей в приемные семьи признается приоритетным направлением процесса социализации личности ребенка [1, с. 44].

Социализирующий потенциал приемной семьи определяется не только микросредой. В этом процессе макрофакторы занимают не последнюю роль. Более того, как считают специалисты психологии, в частности Э. Энвала, макрофакторы имеют тенденцию доминировать над микросредой, в итоге реально складывается ситуация контроля одной части общества (макрообщество] над другой частью (микрообщество] [2]. Воплощением доминирования макроусловий становятся реальные затраты общества на содержание детей сирот в целом, приемной семьи конкретно, которые часто определяют мотивы и действия приемного родителя. В том случае, когда возобладает материальная мотивация, способность приемной семьи вовлекать ребенка в полноценную жизнь общества можно ставить под сомнение.

Приемная семья - новая социальная категория и форма семейного бытия, вызванная стремлением общества рационализировать интеграцию ребенка в микросоциум. В обобщенном виде она представляет собой разновидность замещающей семьи и предполагает устройство детей на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче детей на воспитание [3]. Не вступая в алиментные отношения, родители получают

пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание. На этом основании отдельные ученые видят в таких семьях, по своему правовому статусу, профессиональную модель, воспитывающую ребенка на базе ценностей семейного бытия. «Приемная семья - это профессиональная семья, - пишет Я.В. Лопатина, - т.е. грамотно воспитывающая гражданина по поручению государства. Государство платит за эту работу» [4]. Посредством устройства в приемные семьи дети-сироты активно включаются в систему межличностных отношений, в мир культуры межпоколенного взаимодействия. Вхождение в этот мир опирается, прежде всего, на овладение выработанными опытом предшествующих поколений формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. Приобщаясь к культуре семейного бытия, ребенок овладевает существующими в ней знаниями, ценностями, программами поведения и становится ее потребителем и носителем.

Приемная семья довольно распространенная в ряде развитых стран как оптимальная форма защиты детства, находит все более широкое распространение и в России. Но нельзя сказать, что такой тип семьи действует повсеместно [5]. Существующие в отдельных регионах страны опыты такого рода не имеют методического обоснования и экспериментальных апробаций. Как новый институт семейного законодательства, институт приемной семьи возник из идеи детских домов семейного типа, следовательно, отбор приемных семей, подготовка родителей к такой деятельности, некие юридические права и т.д., очевидно, должны быть общими.

При анализе роли и функции приемной семьи в защите детства следует отличать ее от других семейных групп, выполняющих аналогичную функцию. Семья приемных родителей - это социальный институт, объектом воздействия которого являются дети, изъятые в срочном порядке из кризисных семей по причине угрозы для их здоровья и жизни, вплоть до решения судебными органами их дальнейшей судьбы. По мнению специалистов в области психологии сиротства, такая замещающая семья является наиболее эффективным путем решения проблемы сиротства в России [6, с. 61].

Воспитанниками приемной семьи могут стать дети в случае педагогической несостоятельности или длительной болезни их генетических родителей. В случае возникновения кризисных условий в биологической семье, приемная семья замещает ее, оказав экстренную помощь ребенку и создавая благоприятные условия для временного пребывания детей. Приемная семья при этом выполняет компенсаторную функцию в реабилитации депривационной симптоматики у детей, поскольку, как считают специалисты, повышается их эмоциональное благополучие.

В современном российском социуме наблюдаются тенденции изменения родительского поведения. В социокультурной модели планирования семьи преобладает рациональная модель. Рациональный подход связан, в первую очередь, с материальными причинами и нестабильностью социально-экономической ситуации. Кроме того, имеет место расширение вариативности реализации репродуктивной потребности родительства. Но социальные условия по-прежнему ограничивают стремления тех, кто хотел бы иметь больше детей. Федеральная и региональная семейная политика не скоординирована, что создает ситуацию социально-экономического неблагополучия семьи. Решая проблему социального сиротства, наблюдается дублирование функций государственных органов власти, различных ведомств и организаций по защите прав одного и того же ребенка.

Мотивы приемных родителей тесно перекликаются с мотивами родителей - усыновителей. Как правило, решение стать приемными родителями определяет не один мотив, а их комплекс. Имея в виду существенное влияние на адаптацию ребенка в семье родительских позиций, отдельные ученые склонны категорировать мотивации приема ребенка в семью. Первая категория мотивов - это признание воспитания как реализацию потребности в смысле жизни. Вторая категория - признание воспитания как реализацию потребностей в эмоциональном контакте [7]. К мотивации первой категории можно отнести отсутствие собственного ребенка и физиологическую невозможность его иметь. К мотивам второй категории можно отнести любовь к детям, чувство милосердия к ним, чувство одиночества. Такое разграничение мотивов, как считают специалисты, важно и полезно, поскольку позволяет сделать центром психологического воздействия в одной семье личность родителей, а в другой - супружеские отношения. Так или иначе, институт приемной семьи становится важным общественным институтом реабилитации и социализации детей, одновременно выступая в качестве механизма предупреждения роста удельного веса категории детей-сирот. В этой связи государство вполне осознанно осуществляет систему материального стимулирования семейного устройства детей-сирот, идя на значительные материальные затраты.

Оказавшись в приемной семье, ребенок начинает осваивать принятые в ней нормы и правила поведения, включается в процесс достижения равновесия между жизнедеятельностью ребенка и других членов семьи. Независимо от характера мотивов, процесс адаптации ребенка в приемной семье не всегда протекает гладко, с трудностями сталкиваются и взрослые, и дети. Они возникают в том случае, когда усилия на достижение равновесия между жизнедеятельностью ребенка и членов семьи значительно превышают полученный результат и проявляются в их взаимоотношениях.

Причины адаптационных затруднений приемного ребенка разнообразны. К ним обычно относят особенности и специфические черты характера детей, их адаптационные способности, диктуемые опытом прошлой жизни и усвоенными ранее ценностями. Кроме того, в реальной жизни взаимодействие приемных родителей и ребенка полимотивировано. Такой уровень взаимодействия ребенка и приемной семьи может бать характерным в том случае, если прием ребенка мотивирован необходимостью срочного выведения его из родной семьи в связи с кризисной ситуацией. Ведущий мотив - ребенок как жизненная потребность - в значительной степени определяет отношение к ребенку и связанные с ним ожидания взрослых. Успешность адаптации приемного ребенка в семье, результативность его воспитания в последующем, профилактические меры во многом зависят от осознания родителями ценности и значимости наличия ребенка, независимо от его физического или психического состояния. Такого рода установка у приемных родителей, как считают специалисты, формируется заблаговременно, и она должна рассматриваться как потенциальная готовность к приему ребенка и способность продуктивно разрешать любые трудности. В случае отсутствия такой установки в минуту принятия ребенка в семью, неминуемо наступает в нем ощущение ненужности и стремление отдалиться от приемных родителей. Доминирующим остается прежнее пространство детского дома и контакты со сверстниками. А социальные контакты в пределах нового семейного пространства остаются невостребованными, несмотря на взятые приемными родителями обязательства и наличие договорных отношений [8, с. 117]. Здесь приемлема философская позиция Ж. Бодрийяра: «Рациональная социальность договора, социальность диалектическая (распространяющаяся на государство и гражданское общество, публичное и частное, социальное и индивидуальное] уступает место социальности контакта, множества временных связей, в которых выступают миллионы молекулярных образований и частиц, удерживаемых вместе зоной устойчивой гравитации» [9, с. 91-92]. Система новых контактов делает ролевое поведение ребенка более гибким и открытым к коммуникативным действиям.

Следует заметить, что изменения касаются структуры и функции самой семьи. Известно, что семья представляет собой открытую динамичную систему, в которой происходят постоянные изменения. В случае с приемной семьей изменения касаются как необходимости освоения взрослыми новых социальных ролей, решения новых сложных задач, так и изменения в акцентах во взаимоотношениях супругов. Чтобы данная ситуация не усугублялась неудачами в воспитании ребенка, большинство специалистов, как педагогов так и психологов, предлагают взвешенно организовать жизненное пространство приемного ребенка, рационально выстроить отношения приемного ребенка в самой семье и с ее окружением. Иными словами, оптимальный вариант для приемного ребенка - это выстраивание его отношений с социумом и микросредой. Эти профилактические меры по научению социальному поведению направлены на решение таких реабилитационных задач, как развитие разнообразных форм и способов общения и взаимодействия, совершенствование физического здоровья и эмоционального состояния приемного ребенка, формирование у него основных умений и навыков общественного поведения. Реабилитационные задачи способствуют подъему эмоциональной и познавательной установки ребенка. В процессе взаимодействия и реализации обратной связи объективно происходит адаптация семейных ценностей в структуре потребностей и ожиданий приемного ребенка, что впоследствии определяет общественно ценностную направленность его адаптивных качеств. Неслучайно психолог Р. Бернс отмечал, что ребенку в его действиях необходима обратная связь - другой человек, отношение которого носит оценочный характер. Обратная связь возбуждает интеллект ребенка путем поощрения или осуждения, побуждает его к дальнейшему действию, через которое повышается его компетентность. Отсутствие заинтересованной обратной связи формирует у ребенка склонность к ограничению самостоятельных действий, в то время как эти действия могли бы обогатить его новыми впечатлениями и позитивными реакциями [10, с. 70]. Следуя определенным образцам поведения, приемный ребенок при этом объективно формирует собственную личность.

Исследователи отмечают, что для ребенка первыми и самыми устойчивыми образцами поведения являются приемные родители. Напротив, лишенные этого стержневого стандарта поведения сироты вынуждены ориентироваться на официально признанные обществом нормативы, которые нередко носят условный атрибутивный характер, категоричны и односторонни [11, с. 24]. Систематическое пребывание в однородной среде себе подобных с общим невысоким уровнем социальных притязаний формирует у сироты заниженные жизненные стандарты. Невысокий уровень когнитивного развития подростка-сироты не позволяет ему на основании накопленного опыта и знания самостоятельно конструировать правила и нормы поведения и руководствоваться ими в обществе.

Роль и значение приемной семьи в становлении ребенка будут более значимыми, если замещающие родители обладают материальными, эмоциональными и педагогическими ресурсами и подготовлены к профессиональной работе с ребенком и способны преодолеть трудности. При этом специалисты во главу угла ставят и проблемы, вытекающие из базовой характеристики ребенка, с которыми сталкиваются взрослые в новых условиях. К ним относят: наличие опыта и продолжительности проживания в биологической семье; срок пребывания в государственном сиротском учреждении; возраст ребенка при помещении его в приемную семью. В качестве внутрисемейных проблем при этом выделяются наличие биологических детей в приемной семье и соотношение их с возрастом приемного ребенка; уровень подготовленности приемных родителей к выполнению новой роли и выбора форм и методов воспитания ребенка в семье; наличие других приемных детей. Основная же трудность для детей состоит в освоении новой ролевой позиции - члена семьи, поскольку такая позиция не была освоена, нет опыта взаимодействия в системе семейных отношений. В силу этого приемным детям трудно осознавать себя сыном или дочерью, еще более сложно братом или сестрой [12]. Как видно, в первую очередь нужны четкие ориентиры в отношении приемной семьи, нормы и правила жизни в ней.

Сложные последствия имеет дисгармония детско-родительских отношений. В арсенале обследованных нами семей нередки были случаи, когда в результате возникающего конфликта с приемными родителями приходилось возвращаться и реадаптироваться в государственном образовательно-воспитательном учреждении. По мнению специалистов такая ситуация сопровождается усилением акцентуации характера, девиацией поведения, разного рода нервно-психическими заболеваниями. В этой связи, наряду с профессиональной подготовкой родителей на подготовительном этапе, требуется наличие специальной службы социального сопровождения приемных семей в последующие годы. Органами опеки и попечительства Кабардино-Балкарской республики, например, осуществляется сопровождение замещающих семей, а также контроль за условиями содержания и воспитания детей в приемных семьях [13]. Такой патронаж включает объективную оценку адаптации ребенка в приемной семье, мотивирование родителей на сотрудничество со специалистами. При этом объектами социального патронажа становятся замещающие семьи, замещающие родители, их приемные дети, близкие родственники. Реальная модель такого рода помощи базируется на принципах гуманности, конфиденциальности, доверия друг к другу и адресности. Как считают специалисты - практики, основываясь на данных принципах, приемная семья наилучшим образом преодолеет некомпетентность по вопросам обучения и воспитания, адаптации приемного ребенка к условиям семейной жизни.

Таким образом, как видно из анализа мотиваций и показателей функционирования приемной семьи, можно сделать вывод о том, что семейная форма реабилитации на сегодня остается наиболее оптимальным решением проблемы социализации детей-социальных сирот и наиболее адекватной формой их адаптации в общество.

Литература

1. Захарова Ж. Проблемы детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи // Социальная работа. 2007. № 1.

2. Менщикова И.Ю. Формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов по социальной работе: диссертация...кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Менщикова Инесса Юрьевна; [Место защиты: Курганский государственный университет].- Курган, 2008.15 с.

3. Желиготова Р.М. Феномен социального сиротства в системе общественного бытия: автореферат диссертации .кандидата философских наук: 09.00.11/ Желиготова Радина Михайловна; [Место защиты: Пятигорский государственный технологический университета].- Пяти-госк, 2011.- 238 с.

4. Лопатина Я.В. Приемная семья - эффективная модель семейного устройства детей - социальных сирот. // Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. М., 2010.

5. Молодая семья в Ростовской области (по результатам социологического исследования]. Москва; Ростов-на-Дону, 2011.

6. Семья в социально-психологической парадигме исследования: коллективная монография / под общей редакцией В.И. Жукова. М., 2008.

7. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Кабардино-Балкарской республике, 2015. Архив Министерства труда, занятости и социальной защиты КБР. - С. 149-155

8. Яковлева Е.Л. Социальная адаптация детей-сирот в условиях трансформирующегося общества: диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04 / Яковлева, Елена Леонидовна; [Место защиты: Хабаровский государственный технический университет]. - Хабаровск, 2004. - 198а

9. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. М., Екатеринбург: Мировое дерево, 2000.

10. БернсР. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

11. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. М.: Изд-во ГНИИСВ, 2005.

12. Палиева Н.А. Воспитание и личностное развитие детей-сирот в условиях альтернативных форм жизнеустройства: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Палиева Надежда Андреевна; [Место защиты: Ставропольский государственный университет].-Ставрополь, 2008. 438 с.

13. Куашева С.Н. Содержание и организация деятельности центра социальной помощи семье и детям по реализации семейной политики в регионе. // Социальное обслуживание. Профессиональный научно-практический и методический журнал. 2016. № 3 (106]. С. 50-88.

Zheligotova Radina Mikhaylovna, Lecturer at the Department of Theory and Technology of Social Work; Kabardino-Balkarian State University (173, Chernyshevskogo St., Nalchik, 360004, Russian Federation]. E-mail: zhelegotova @mail.ru

Bizheva Agnessa Petrovna, Lecturer at the Department of Theory and Technology of Social Work; Kabardino-Balkarian State University (173, Chernyshevskogo St., Nalchik, 360004, Russian Federation]. E-mail: agnkish@mail.ru

Chemaev Nazir Azretovich, Associate Professor at the Department of Youth Policies; Kabardino-Balkarian State University (173, Chernyshevskogo St., Nalchik, 360004, Russian Federation]. E-mail: nazir-che@yandex.ru

INSTITUTE OF A FOSTER HOME: MOTIVES AND PARAMETERS OF FUNCTIONING

Abstract

In article the perspective of motivation of creation of institute of a foster home and key parameters of her functioning is considered. Her ability to create favorable conditions for performance "to compensatory function in rehabilitation of deprivational symptomatology at children is distinguished. In article justification of a foster home, as like so-called professional is given. Such assessment follows from legal base as the legal status of such family reminds activities for performance of a role of the tutor on a paid basis. In this regard with reference to experts in the field of psychology of an orphanhood priority of a foster home for the solution of problems of an orphanhood in modern Russia is defended. The most significant directions of educational and recovery process for performance of a complex of tasks which solution leads to formation of the healthy identity of the child are stated.

Keywords: orphanhood, deprivation, disharmony, rehabilitation, professional family, emergency help, patronage, adaptation, integration, role behavior, self-knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.