Секция «Экономика и бизнес»
УДК 339.544
Д. С. Прудникова Научный руководитель - Л. Г. Чернова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИНСТИТУТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИНФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Главная цель, которая стоит перед таможенной службой Российской Федерации это - создание условий для национальной безопасности государства, всемерное содействие торговли, развитие службы и привлечение инвестиций. Всемирная таможенная организация считает показателем высокого уровня развития таможенной службы использование ею предварительной информации.
Одним из направлений реализации информационных технологий в таможенном декларировании является институт предварительного информирования таможенных органов. Предварительное информирование точно изложено в 42 статье Таможенного кодекса Таможенного союза: «уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза или убывающих с такой территории» [1].
Предварительное информирование является основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок в рамках проводимой работы Всемирной таможенной организации (далее - ВТО).
Лицом, принимающим участие в предварительном информировании, может являться: экспедитор, организующий перевозку товаров, непосредственно связанную с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (далее - ТС); перевозчик товаров; декларант либо получатель товаров; таможенный брокер (представитель); иное лицо, связанное с перемещением товаров через таможенную границу ТС и обладающее информацией для организации предварительного информирования, а также лица, формирующие предварительную декларацию (таможенные и иные государственные органы страны экспорта или транзита; производитель товаров; отправитель товаров; экспедитор, организующий перевозку товаров до их перемещения через таможенную границу ТС; перевозчик товаров).
Представление предварительной информации осуществляется в электронном виде путем взаимодействия информационной системы таможенных органов государств - членов ТС и информационных систем заинтересованных лиц. Предварительная информация должна быть направлена в таможенный орган государства - члена ТС заинтересованным ли-
цом не позднее, чем за час до перемещения через таможенную границу ТС товаров и транспортных средств автомобильным транспортом. Если фактического ввоза товаров и транспортных средств в пределах срока хранения предварительной информации не произошло, то данная предварительная информация аннулируется.
Действующее законодательство ТС не предусматривает обязательного представления участниками внешнеэкономической деятельности таможенным органам предварительной информации о перемещаемых товарах. Но коллегия Таможенного комитета Союзного государства постановила ввести с 1 июля 2012 года обязательное предварительное информирование о ввозе товаров на территорию Союзного государства.
За счет подачи документов и их проверки таможенными органами заранее (до пересечения границы) образуется выигрыш во времени, следствием чего является сокращение издержек частного субъекта путем уменьшения времени нахождения товара в зоне таможенного контроля. Например, в 2010 году в среднем до 19 минут снизилось время прохождения таможенных процедур в пунктах пропуска. Это стало возможным, в том числе, благодаря и предварительному информированию.
Концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации (далее - РФ) предусматривала деление предварительной информации на 5 уровней в зависимости от коэффициента таможенной устойчивости лиц, принимающих участие в предварительном информировании:
- предварительная информация лиц, имеющих низкий коэффициент таможенной устойчивости либо в отношении которых невозможно установить коэффициент таможенной устойчивости;
- предварительная информация лиц, имеющих средний коэффициент таможенной устойчивости;
- предварительная информация лиц, имеющих высокий коэффициент таможенной устойчивости, а также информация от администрации пункта пропуска;
- предварительная информация лиц, в отношении которых таможенная служба страны экспорта или транзита подтвердила соответствие требованиям национального таможенного законодательства и удостоверила репутацию добросовестных участников
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
внешнеэкономической деятельности перед Федеральной таможенной службой (далее - ФТС) России;
- информация таможенной службы страны экспорта или транзита по товарам, перемещаемым определенными лицами, в отношении которых данная таможенная служба и ФТС России совместно подтвердили выполнение национальных таможенных законодательств и удостоверили репутацию добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (во всех остальных случаях предварительная информация таможенной службы страны экспорта или транзита рассматривается как информация третьего уровня).
Указанную уровневую систему предполагается использовать для разделения товаропотоков по каналам, которые, в свою очередь, определяют количество совершаемых таможенных операций и объем таможенного контроля:
- приоритетное оформление (зеленый канал) -при представлении предварительной информации четвертого и пятого уровня;
- ускоренное оформление (желтый канал) - при представлении предварительной информации первого, второго и третьего уровня;
- типовое оформление (красный канал) - при отсутствии предварительной информации. [2]
В сущности, участник внешнеэкономической деятельности не несет никаких неблагоприятных последствий за непредставление таможенным органам ТС предварительной информации о перемещаемом товаре, за исключением увеличения времени прохождения таможенных операций при прибытии товаров. Кроме того, положения Приказа ФТС России от 03.10.2008 № 1230 не возлагают на должностных лиц таможенных органов обязанности производить таможенное декларирование товаров и транспортных средств с использованием предварительной информации даже при наличии таковой.
Институт предварительного информирования очень развит при ввозе товаров на территорию Европейского союза. В соответствии с Постановлением Европейского парламента и совета № 48/2005 (поправки к Таможенному кодексу Европейского союза) и Постановлением Комиссии № 1875/2006 (поправки к Положениям по применению Таможенного кодекса
Европейского союза) все товары, которые планируется ввозить на территорию Европейского союза, подлежат анализу рисков на предмет их безопасности еще до того, как товары будут ввезены на территорию Европейского союза. Для этого в таможенные органы той страны, куда планируется ввозить товары, необходимо подать определенные данные - так называемую декларацию о ввозимых товарах (предварительную информацию). В случае перевозки товаров автотранспортом такая декларация должна быть подана как минимум за 1 час до его ввоза на территорию Европейского союза. Подать эти данные можно только в электронном виде, используя Систему контроля импорта (или Систему контроля транзита). С 1 января 2011 года на территорию Европейского союза к оформлению таможенных формальностей допускаются только те товары, на которые своевременно будет подана соответствующая декларация [3].
Предварительное информирование в первую очередь выгодно для перевозчиков, поскольку если заранее будет получена информация, то она поступит в систему управления рисками еще до прибытия транспортного средства, а в момент фактического приезда перевозчика в пункт пропуска можно будет получить заключения о том, что транспортное средство и товары не подлежат таможенному контролю. В результате - происходит автоматическое декларирование [4]. Такая схема сотрудничества очень удобна и выгодна как участникам внешнеторговых отношений, так и таможенным органам.
Библиографические ссылки
1. URL: http://www.brokert.ru/material/predva-ritelnoe-informirovanie tamozhennyh-organov.
2. Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации : Приказ ФТС РФ 192 от 10.03.06.
3. URL: http://www.cust.lt/mport/failai/verslui/mui-tines_konsultacinis_komitetas/prezentacija_mkk_baltarus
ijos.pdf.
4. Автомобильный транспорт. 2006. № 7.
© Прудникова Д. С., 2012
УДК 336.76
Е. Резанова, М. Бакулина Научный руководитель - Е. Ю. Алексеева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНСТРУМЕНТОВ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Статья посвящена вопросам разгосударствления экономики с помощью инструментов рынка ценных бумаг. Рассматриваются наиболее распространенные формы приватизации.
Процесс передачи государственного имущества в частную собственность в России стал происходить с начала 1990-х годов. Он сопровождается исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом
преступности. В результате приватизации значительная часть государственного имущества начинает переходить в частную собственность. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но