ИНСТИТУТ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЧНОГО СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
С.И. Додоматов
Кафедра гражданского права Военный университет Министерства обороны Российской Федерации
ул. Волочаевская, 3/4, Москва, Россия, 111033
Военнослужащие пользуются гражданскими правами и свободами с ограничениями, определяемыми условиями военной службы. В соответствии с данными условиями службы им предоставляются дополнительные права, гарантии и компенсации. Институт обязательного государственного личного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Республики Таджикистан является важным элементом в построении Вооруженных Сил страны в порядке осуществления мер по поддержанию международной и национальной безопасности. В статье определяется место данного института в современной системе права, изложены мнения ученых по вопросу принадлежности института обязательного государственного страхования. Также в статье дано понятие и рассмотрены функции обязательного государственного личного страхования, раскрыты проблемы, связанные с осуществлением права на страхование военнослужащими. Кроме того, в статье рассмотрено дальнейшее направление развития законодательства Республики Таджикистан в данной сфере общественных отношений.
Ключевые слова: институт обязательного государственного личного страхования жизни и здоровья военнослужащих, вооруженные силы, Республика Таджикистан, законодательство.
Международно-правовая включенность Республики Таджикистан в систему современных международных отношений определяется предметно заявленной приверженностью верховенству права Rule of Law (Декларация тысячелетия 2000 г., Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г.). Будучи добросовестным членом мирового сообщества (в плане выполнения своих международных обязательств согласно п. 2 ст. 2 Устава ООН) Республика Таджикистан во взаимодействии с другими государствами — членами мирового сообщества, и прежде всего в сотрудничестве с Российской Федерацией как постоянным членом Совета Безопасности ООН, содействует поддержанию международного мира и безопасности на универсальном уровне. В параметрах Содружества Независимых Государств (СНГ) Республика Таджикистан в тесном взаимодействии со всем членским составом СНГ направляет свои усилия на обеспечение юридической безопасности (совокупность субъективных прав и законных интересов) всех государств — членов СНГ.
Позитив заявленной приверженности верховенству права в режиме международных и внутригосударственных правоотношений предметно обозначает се-
бя по всем направлениям правоприменительной практики Республики Таджикистан как суверенного члена мирового сообщества. Международно-правовое позиционирование Республики Таджикистан в параметрах современного правопорядка обозначено по факту членства в системе Организации Объединенных Наций (ООН) и предметно установлено востребованностью соблюдения целей и принципов Устава ООН по всему субъектному составу членов мирового сообщества.
По линии внутригосударственных правоотношений политика Республики Таджикистан показательно определена в формате обеспечения законности и правопорядка на всем пространственном протяжении регулятивного действия Конституции Республики Таджикистан как Основного Закона страны.
Институт обязательного государственного личного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Республики Таджикистан по своему предметно юридическому значению является системообразующей основой построения Вооруженных Сил страны в порядке осуществления мер по поддержанию международной и национальной безопасности.
В конкретно академическом и практическом плане военнослужащие пользуются гражданскими правами и свободами с ограничениями, определяемыми условиями военной службы, и в соответствии с условиями военной службы, им предоставляются дополнительные права, гарантии и компенсации [14. С. 22].
По справедливому определению профессора А.В. Кудашкина, главная особенность военной службы состоит в исполнении военнослужащими специфических функций, связанных с применением или возможностью применения средств вооруженной борьбы, в целях решения государственными органами и организациями задач в области защиты Отечества (обороны и военной безопасности), закрепленных за ними в нормативном порядке [12. С. 37].
Изложенные обстоятельства предопределяют необходимость специального правового регулирования обязательного государственного личного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Республики Таджикистан, правовой охраны и защиты их гражданских прав в условиях военного конфликта.
Вопрос о месте института обязательного страхования в современной системе права носит дискуссионный характер.
Главным отличительным признаком всех разновидностей обязательного государственного страхования является осуществление его в силу закона, в связи с чем в настоящее время ведется широкая научная дискуссия по вопросу места института обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих. Мнения ученых по данному вопросу разделяются на две категории. Одни ученые относят институт обязательного государственного страхования к гражданско-правовому институту, другие, как констатирует М.В. Ко-нохов — к институту права социального обеспечения, имеющего в большей степени административно-правовой характер [9. С. 57].
Концептуально сторонники отнесения обязательного государственного страхования к праву социального обеспечения обосновывают свои утверждения,
ссылаясь на п. 1 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором указано, что обязательное государственное страхование осуществляется в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства [3].
О социальной направленности института обязательного государственного страхования говорится и в трудах некоторых ученых. Например, М.А. Ковалевский отмечает, что обязательное государственное страхование является одной из форм реализации конституционного института социального обеспечения [7. С. 54].
Академический потенциал науки современной юриспруденции представлен позицией, согласно которой институт обязательного государственного страхования позиционирует себя в формате гражданско-правовых институтов. Позиционно, как обоснованно констатирует А.И. Мачкасов, «обеспечение социальных интересов граждан является основной целью обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих. Однако данный интерес является прежде всего имущественным, и застрахованные лица при наступлении страхового случая приобретают прежде всего право на получение страхового возмещения, которое выражается в денежном эквиваленте». Далее автор обосновывает свой вывод о том, что обязательное государственное страхование к видам социального обеспечения не относится и элементом социального обеспечения его назвать нельзя. Соответственно, А.И. Мачкасов формулирует свой правильный вывод следующим образом: «...поскольку обязательное государственное страхование не является ни элементом государственной системы социального обеспечения, ни разновидностью социального обеспечения, то, без всякого сомнения, этот вид страхования следует признать категорией гражданско-правовой направленности» [13. С. 53].
Указанной позиции справедливо придерживается и Д.В. Савкин, который считает, что «страховое правоотношение между страхователем, страховщиком и выгодоприобретателем является гражданским правоотношением и подчиняется гражданскому законодательству» [17. С. 6]. Исходя из рассуждений названного автора, гражданское правоотношение и страховое правоотношение соотносятся между собой как общее и частное. Таким образом, институт обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих в научном и практическом плане правильнее будет отнести к числу гражданско-правовых институтов.
Анализ нормативных правовых актов Республики Таджикистан позволил прийти к выводу, что в качестве объекта личного страхования граждан установлены имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью страхователя или застрахованного лица (личное страхование); с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование) [6].
Закон Республики Таджикистан «О страховании» отражает экономический характер страхования, так как целью личного страхования в соответствии с ним является именно имущественный интерес. Таким образом, установление данным законом в качестве объекта личного страхования имущественного интереса является весомым аргументом в пользу отнесения данного правового института к гражданско-правовому.
Право на осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих является неотъемлемым элементом их правового статуса, оказывающим существенное влияние на уровень социальной защищенности указанной категории граждан [9. С. 56].
Позитив права, как он определяет себя в параметрах внутригосударственного устройства Республики Таджикистан, обозначен в формате востребованности создания специального механизма, регулирующего порядок обязательного государственного личного страхования жизни и здоровья военнослужащих не только в мирное время, но и в условиях военного конфликта. Этим объясняется актуальность решения вопросов правового регулирования данной сферы общественных отношений.
Такое понимание будет более актуальным в силу того, что вероятность причинения вреда здоровью и гибели военнослужащих многократно возрастает в военное время, когда они выполняют с оружием в руках свою конституционную обязанность по вооруженной защите Отечества [8. С. 4].
В порядке заявленной приверженности Республики Таджикистан верховенству права (Декларация тысячелетия 2000 г., Итоговый документ Всемирного саммита 2005 г.) действующее законодательство Республики Таджикистан предметно ориентировано на конкретный учет всей специфики участия военнослужащих в военных конфликтах, что тем самым способствует соблюдению принципа верховенства прав и свобод человека и гражданина, установленного ст. 5 Конституции Республики Таджикистан [10].
В этой связи особого внимания заслуживает вопрос обязательного государственного личного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Республики Таджикистан.
Под обязательным государственным страхованием понимается мера социальной защиты определенной категорий государственных служащих, которая предусматривает страхование их жизни, здоровья и имущества [18. С. 5]. Функция страхования реализуется в результате возмещения имущественных потерь и ущерба, вызываемых стихийными бедствиями, неурожаем, неблагоприятными факторами и негативными воздействиями на имущество граждан, предприятий, организаций, учреждений.
Институционно-правовой позитив государственного строительства Республики Таджикистан в параметрах верховенства права предметно установлен по обстоятельствам постановлений ст. 2 Закона Республики Таджикистан «О страховании», которая определяет страхование как деятельность, направленную на обеспечение защиты интересов физических и юридических лиц от последствий определенных, непредвиденных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими платежей (взносов) [6].
В соответствии со ст. 16 Закона Республики Таджикистан «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств Министерства обороны Республики Таджикистан (министерства и ведомства, в котором законом предусмотрена военная служба) [5]. Условия и по-
рядок осуществления обязательного государственного личного страхования жизни и здоровья военнослужащих должны быть юридически упорядочены в формате реализации режима верховенства права на предметно законодательном уровне. Соответственно, ставится задача выработки специальных нормативных правовых актов, регулирующих механизм обязательного государственного личного страхования жизни и здоровья военнослужащих. В сравнительно-правовом плане в Российской Федерации действует Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ [19], в котором отражены особенности и порядок страхования жизни и здоровья военнослужащих.
Институционно-правовой режим государственного обустройства Республики Таджикистан показательно определяет себя в формате ст. 1050 Гражданского кодекса Республики Таджикистан, которая предусматривает освобождение страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы (если законом или договором страхования не предусмотрено иное), если страховой случай наступил вследствие военных действий, маневров или иных военных мероприятий, а также гражданской войны [2].
Указание на военные действия, маневры или иные военные мероприятия, а также на гражданскую войну как основания освобождения от ответственности по выплате страхового возмещения подчеркивает важность определения данных понятий, которые особо актуальными становятся в условиях военного конфликта.
Дальнейшее совершенствование законодательства Республики Таджикистан в формате заявленной приверженности верховенству права предметно ориентирует на выработку юридически обоснованного определения таких понятий, как «военные действия», «маневры или иные военные мероприятия», «гражданская война».
Конституционно-правовое пространство Республики Таджикистан в параметрах верховенства права, куда непосредственным образом входят такие важные нормоустанавливающие документы, как Военная доктрина Республики Таджикистан [1] и Закон Республики Таджикистан «Об обороне», дают общее концептуальное видение понятий начала и прекращения военных действий. Законодательный позитив государственного строительства Республики Таджикистан ставит в порядке востребованности задачу предметного раскрытия самого понятия «военные действия».
В энциклопедической литературе под военными действиями понимается действия вооруженных сил во время войны, направленные на разгром противника на суше, в воздухе и на море. Учитывая, что наступление страхового случая вследствие военных действий, маневров или иных военных мероприятий, а также гражданской войны, является основанием для освобождения страховщи-
ка от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, автор полагает необходимым данные понятия, которые содержатся только в энциклопедической литературе [11. С. 47], закрепить законодательно.
Законодательное закрепление данных понятий актуально в Республике Таджикистан еще и потому, что, как отмечалось выше, военнослужащие Вооруженных Сил Республики привлекаются к решению задач по защите Отечества с оружием в руках и в ходе проведения специальных мероприятий по обеспечению мира и безопасности в стране. Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Таджикистан в данной сфере общественных отношений призвано служить юридической гарантией военнослужащим по линии соблюдения их гражданских прав и социальной защиты.
По обстоятельствам последовательного анализа науки и практики современной юриспруденции под военными действиями, маневрами и военными мероприятиями следует понимать организованное применение вооруженных сил государства для выполнения поставленных задач (то есть ведение войны на стратегическом уровне), а также передвижение войск при подготовке и ведении боя и операции на новое направление действий, как правило, с изменением ранее поставленной задачи [16. С. 28].
Следует указать, что в Военной доктрине Российской Федерации раскрываются понятия трех видов войн [15], общим признаком которых является противостояние между двумя и более государствами. В том, что касается раскрытия понятия и сущности гражданской войны, то здесь совершенно прав Конохов М.В., который под гражданской войной понимает противоборство между двумя противостоящими друг другу силами одного государства [9. С. 61].
Действующая нормативно-правовая база Республики Таджикистан, регламентирующая возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы носит целостный по форме и законченный по содержанию характер. Предметно установлено, что нормы и положения, закрепляющие нормативно-правовую основу возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, содержатся в различных отраслях права.
Дальнейшее совершенствование законодательной основы государственного строительства Республики Таджикистан в части конституционно-правового регулирования статуса военнослужащих личного состава Вооруженных Сил страны, в частности по линии таких нормативных правовых актов, как Законы Республики Таджикистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» [4], «О статусе военнослужащих» [5], Постановление Кабинета министров Республики Таджикистан «О государственном обязательном личном страховании военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и комитета национальной безопасности» от 15 июня 1992 г. № 223 в редакции Постановления Правительства Республики Таджикистан от 18 августа 1994 г. № 405, регулирующие государственное обязательное личное страхование военнослужащих в логическом порядке обозначает себя в плане востребованности соответствия современным реалиям, в том числе новым вызовам и угрозам государству и его гражданам.
Позитив действующего законодательства Республики Таджикистан в сфере обязательного государственного личного страхования военнослужащих Вооруженных Сил Республики Таджикистан по факту заявленной приверженности верховенству права создает реальные юридические условия для упорядочения в режиме права и справедливости всего комплекса проблем в аспекте соответствия современному уровню развития военной организации государства и выполнения военнослужащими страны своих обязанностей как в мирное время, так и в условиях военного конфликта.
Международно-правовое взаимодействие Российской Федерации и Республики Таджикистан в деле поддержания международного мира и безопасности целиком вписывается в формат цели и принципов Устава ООН. Проведение последовательного внешнеполитического курса в рамках заявленной приверженности Российской Федерации и Республики Таджикистан верховенству права содействует обеспечению международной законности и правопорядка.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Военная доктрина Республики Таджикистан, утв. Постановлением Маджлиси намоян-дагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 3 октября 2010 г. № 10 // Садои мардум Республики Таджикистан. — 2010. — № 113.
[2] Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть 2) от 11 декабря 1999 г. № 885 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. — 2009. — № 12. — Ст. 821.
[3] Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. — 1994. — № 238, 239.
[4] Закон Республики Таджикистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» от 29 ноября 2000 г. № 30 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. — 2003. — № 4. — Ст. 146; — 2004. — № 2. — Ст. 50; — 2005. — № 3. — Ст. 117.
[5] Закон Республики Таджикистан «О статусе военнослужащих» от 1 марта 2005 г. № 90 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. — 2006. — № 3. — Ст. 150; — 2012. — № 8. — Ст. 822.
[6] Закон Республики Таджикистан «О страховании» от 20 июля 1994 г. № 981 // Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. — 1994. — № 14. — Ст. 207.
[7] Ковалевский М.А. Конституционные принципы в обязательном страховании военнослужащих, и проблема ответственности страховщика // Страховое право. 2002. — № 4.
— С. 49-61.
[8] Конохов М.В. Гражданские права и обязанности военнослужащих в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 2012.
[9] Конохов М.В. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих как комплексный институт военного права // Государство и право. — 2013.
— № 4. — С. 56-63.
[10] Конституция Республики Таджикистан (принята всенародным голосованием 6 ноября 1994 г.). URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2213.
[11] Красильников С.Н. Словарь основных военных терминов / под ред. С.Н. Красильнико-ва. — М., 1965.
[12] Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации теория и практика правового регулирования. — М., 2003.
[13] Мачкасов А.И. Осуществление обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС: дисс. ... канд. юрид. наук. — Рязань, 2010.
[14] Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравнительно-правовое исследование): автореф. дисс. ... д-ра. юрид. наук. — М., 1998.
[15] О военной доктрине Российской Федерации: указ Президента РФ от 5 февр. 2010 г. № 146 // Российская газета. — 2010. — 8 февр.
[16] Права человека и вооруженные конфликты: учебник для высших военных учебных заведений / отв. ред. В.А. Карташкин. — М.: Изд-во НОРМА, 2001.
[17] СавкинД.В. Страховое правоотношение по российскому гражданскому праву: дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 2003.
[18] Скачкова О.А. Страхование: конспект лекций. — М.: Эксмо, 2007.
[19] Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1474.
THE STATE INSTITUTION OF OBLIGATORY LIFE AND HEALTH SELF-INSURANCE OF TADJIKISTAN REPUBLIC'S ARMED FORCES IN THE SCIENCE AND PRACTICE OF MODERN JURISPRUDENCE
S.I. Dodomatov
The Department of Civil Law Military University
3/4, Volochayevkaya st., Moscow, Russia, 111033
Soldiers enjoy civil rights and freedoms with the constraints defined conditions of military service. According to the terms of service, they have additional rights, guarantees and compensations. Institute mandatory state personal life and health insurance members of the Armed Forces of the Republic of Tajikistan is an important element in the construction of the Armed Forces of the country in the implementation of measures for the maintenance of international and national security. The article defines the place of the institution in the modern system of law, set forth the views of scientists over the ownership of the institute of compulsory state insurance. Also, in this paper we give the concept and function are considered mandatory state personal insurance, disclosed the problems associated with the exercise of military insurance. In addition, the article discusses the future direction of development of the legislation of the Republic of Tajikistan in the field of public relations.
Key words: obligatory state personal life and health insurance of military personnel, armed forces, The Republic of Tajikistan, legislation.
REFERENCES
[1] Voennaja doktrina Respubliki Tadzhikistan, utv. Postanovleniem Madzhlisi namojandagon Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan ot 3 oktjabrja 2010 g. № 10 // Sadoi mardum Respubliki Tadzhikistan. — 2010. — № 113.
[2] Grazhdanskij kodeks Respubliki Tadzhikistan (chast' 2) ot 11 dekabrja 1999 g. № 885 // Ahbori Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan. — 2009. — № 12. — St. 821.
[3] Grazhdanskij Kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 nojabrja 1994 g. № 51-FZ // Rossijskaja gazeta. — 1994. — № 238, 239.
[4] Zakon Respubliki Tadzhikistan «O vseobshhej voinskoj objazannosti i voennoj sluzhbe» ot 29 nojabrja 2000 g. № 30 // Ahbori Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan. — 2003. — № 4.
— St. 146; — 2004. — № 2. — St. 50; — 2005. — № 3. — St. 117.
[5] Zakon Respubliki Tadzhikistan «O statuse voennosluzhashhih» ot 1 marta 2005 g. № 90 // Ahbori Madzhlisi Oli Respubliki Tadzhikistan. — 2006. — № 3. — St. 150; — 2012. — № 8. — St. 822.
[6] Zakon Respubliki Tadzhikistan «O strahovanii» ot 20 ijulja 1994 g. № 981 // Vedomosti Verhovnogo Soveta Respubliki Tadzhikistan. — 1994. — № 14. — St. 207.
[7] Kovalevskij M.A. Konstitucionnye principy v objazatel'nom strahovanii voennosluzhashhih, i problema otvetstvennosti strahovshhika // Strahovoe pravo. 2002. — № 4. — S. 49-61.
[8] Konohov M. V. Grazhdanskie prava i objazannosti voennosluzhashhih v period Velikoj Ote-chestvennoj vojny (1941-1945 gg.): diss. ... kand. jurid. nauk. — M., 2012.
[9] Konohov M.V. Objazatel'noe gosudarstvennoe strahovanie zhizni i zdorov'ja voennosluzhashhih kak kompleksnyj institut voennogo prava // Gosudarstvo i pravo. — 2013. — № 4.
— S. 56-63.
[10] Konstitucija Respubliki Tadzhikistan (prinjata vsenarodnym golosovaniem 6 nojabrja 1994 g.). URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2213.
[11] Krasil'nikov S.N. Slovar' osnovnyh voennyh terminov / pod red. S.N. Krasil'nikova. — M., 1965.
[12] Kudashkin A. V. Voennaja sluzhba v Rossijskoj Federacii teorija i praktika pravovogo reguli-rovanija. — M., 2003.
[13] Machkasov A.I. Osushhestvlenie objazatel'nogo gosudarstvennogo strahovanija zhizni i zdorov'ja sotrudnikov UIS: diss. ... kand. jurid. nauk. — Rjazan', 2010.
[14] Migachev Ju.I. Pravovye garantii realizacii statusa voennosluzhashhih (sravnitel'no-pravovoe issledovanie): avtoref. diss. ... d-ra. jurid. nauk. — M., 1998.
[15] O voennoj doktrine Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 5 fevr. 2010 g. № 146 // Rossijskaja gazeta. — 2010. — 8 fevr.
[16] Prava cheloveka i vooruzhennye konflikty: uchebnik dlja vysshih voennyh uchebnyh zave-denij / otv. red. V.A. Kartashkin. — M.: Izd-vo NORMA, 2001.
[17] Savkin D. V. Strahovoe pravootnoshenie po rossijskomu grazhdanskomu pravu: diss. ... kand. jurid. nauk. — M., 2003.
[18] Skachkova O.A. Strahovanie: konspekt lekcij. — M.: Jeksmo, 2007.
[19] Federal'nyj zakon «Ob objazatel'nom gosudarstvennom strahovanii zhizni i zdorov'ja voennosluzhashhih, grazhdan, prizvannyh na voennye sbory, lic rjadovogo i nachal'stvujushhego sostava organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii, Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby, organov po kontrolju za oborotom narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshhestv, sotrudnikov uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy» ot 28 marta 1998 g. № 52-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. — 1998. — № 13. — St. 1474.