УДК 331.5
© Д.Д. Цыренов
Институт образования и рынок труда: качественное и количественное взаимодействие
В статье рассмотрены институциональные основы взаимодействия образования. С помощью количественных методов оценено их взаимодействие на краткосрочный период.
Ключевые слова:институт образования, рынок труда, региональная экономика, прогнозирование.
D.D. Tsyrenov
Institute for Education and the Labour Market: qualitative and quantitative interaction
The article describes the interaction of the institutional foundations of education. Using quantitative methods to assess their interaction in the short term.
Keywords: Institute of Education, the labor market, regional economics, forecasting.
С позиций институционального подхода образование представляет собой один из элементов социально-экономических отношений, отражающих взаимодействие социальных групп и общностей для достижения целей и выполнения задач обучения, социализации, воспитания, развития
личности, профессиональной подготовки, удовлетворения иных образовательных потребностей индивидов. Как особым образом организованная иерархизированная ролевая деятельность, опирающаяся на систему специализированных учреждений (институтов), функции которых регламентированы определенными правовыми и этическими нормами, образование само является институтом, подсистемой институциональной среды.
Взаимообусловленность развития сферы образования и других областей общественной жизни определяется, с одной стороны, запаздыванием развития сферы образования, обусловленным необходимостью отбора передаваемых общих и профессиональных компетентностей, с другой -опережением этого развития, необходимым для обеспечения инновационного функционирования экономики, наконец, взаимной адаптацией различных сфер жизни общества к меняющейся внешней среде.
Основными тенденциями в развитии образования, обусловленными изменениями институциональной структуры российского общества в последние десятилетия, является:
— участие в Болонском процессе, требующее от российского образования сочетания мировых, прежде всего европейских тенденций с самобытностью российской культуры;
— изменение структуры властных полномочий в системе образования, выражающееся в автономизации образовательных организаций;
— диверсификация источников финансирования образования, отражающая как легализацию неформальных норм в виде развития платного образования, спонсорства и т.п., так и институциональное заимствование, примером которого являются фонды целевого капитала;
— формирование институциональных механизмов, направленных на сокращение издержек доступа к высшему образованию;
— регионализация образования, создающая возможности для включения внутренних потенциалов саморазвития регионов в процесс модернизации образовательных систем на основе институционального разнообразия;
— преобразование деятельности образовательных учреждений и организаций, в частности диверсификация образовательных программ, развитие платных образовательных услуг, формирование органов самоуправления, реструктуризация систем управления.
Учитывая, что система образования обладает ассиметричной информацией, доверительность образовательной услуги, проявляющаяся в затруднении оценки ее качества потребителем, вызывает потенциальную возможность проявления противодействия: образовательного учреждения или организации — в снижении качества используемых ресурсов для оказания услуги, обучаемых — в снижении уровня учебных усилий. Доверительность же образовательной услуги проявляется на рынке труда, где уровень образованности, точнее формальные его признаки, становится тем фактором, на который ориентируется работодатель при заключении трудовых контрактов.
Анализ контрактных отношений по поводу предоставления образовательных услуг в условиях нестабильности внешних и внутренних условий их оказания позволяет нам выделить и объединить в четыре группы современные проблемы российского образования:
— отставание темпов изменений институтов образования от скорости преобразования общей институциональной среды;
— необходимость трансформации социального контракта по поводу предоставления образовательных услуг как смешанных благ в условиях общей институциональной трансформации российской экономики;
— увеличение значения проблемы качества и доступности образования как доверительного блага в условиях ослабления его государственных гарантий;
— сокращение совокупного спроса на образование, в том числе профессиональное, по демографическим причинам.
Решение этих проблем связано с управляемой трансформацией институциональной среды образования, а успешность этой трансформации определяется адекватностью применяемых подходов к управлению образовательными системами и требует поиска их оптимизации.
Поскольку истоки проблем четвертой группы определены как внешний неуправляемый фактор, то рассмотрим способы и методы преодоления проблем первых трех групп.
В научной литературе под качеством того или иного объекта или процесса принято понимать его специфическую внутреннюю сущность, видимым выражением которой является совокупность свойств данного явления. Однако в рыночной экономике модель «качества» приобретает некоторые специфические черты, обусловленные рынком. Большинство современных зарубежных специалистов связывают качество товаров и услуг с потреблением. Они считают, что предмет обладает качеством, если соответствует требованиям потребителя. Качество - это удовлетворение клиента [1, 2, 10].
Известно, что стандарты ISO 9000:1994 и ISO 9000:2000 определяют качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Большинство российских исследователей считают указанное определение качества наиболее приемлемым. Они делают вывод о том, что с позиций экономики качество, в том числе и качество образования, предполагает не только наличие объективных особенностей качества как такового, но и включает в себя ряд социальных и субъективных моментов. Мы поддерживаем мнение Е.М. Карпенко и С.Ю. Комкова, что субъективная составляющая качества - это социальная потребность, понимаемая как способность того или иного объекта (носителя качества) данную потребность удовлетворять [5].
Будем рассматривать систему профессионального образования как разновидность потребительских (образовательных) услуг, ставших в рыночных отношениях товаром. Такой подход к образованию позволяет
разработать модель взаимосвязанных компонентов различной природы, определяющих качество профессионального образования в рыночных условиях. Ее составляющими являются три группы взаимозависимых компонентов: внутренние характеристики образовательного процесса, внешние воздействия, непосредственно влияющие на качество профессионального образования, и опосредованные внешние воздействия.
Из многообразных характеристик качества профессионального образования особо выделяются три группы показателей, имеющих наибольшее значение при моделировании качества профессионального образования: показатели «назначения», показатели «надежности» качества и так называемые «эксплуатационные» показатели.
Показатели «назначения» - это компетенция выпускника учебного заведения, позволяющая ему успешно выполнять работу по полученной профессии. Показатели «надежности» качества профессионального образования выражают не только способность современного специалиста сохранять во времени профессиональную компетентность, но и постоянно совершенствовать свой профессионализм, повышать общую культуру и умение работать в команде. «Эксплуатационные» показатели качества образования, полученного в учебном заведении, по мнению автора, более широкие показатели и включают в себя такие показатели, как полученная специальность и востребованность на рынке труда. И, как представляется, под ними можно понимать трудоустройство выпускника по специальности и успешную карьеру (рис. 1).
Показатели Показатели «Эксплуатационные»
«назначения» «надежности» показатели
Качество профессионального образования
ТТ ТТ ТТ
Внутренние Непосредственное Опосредованное
характеристики обра- внешнее внешнее
зовательного процесса воздействие воздействие
Рис. 1. Качество профессионального образования
Эти три группы показателей качества образования среди прочих являются ведущими в деятельности учебных заведений. Подготовка высококвалифицированных, компетентных и востребованных на рынке труда специалистов - главная социальная функция института образования. Именно рынок труда в современных условиях является индикатором результативности профессионального образования.
Моделирование конкурентоспособности и занятости специалиста на рынке труда позволило выделить следующие аспекты данной проблемы:
1) современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалиста с образованием, его личностным качествам и общей культуре. Современный выпускник должен уметь работать в команде, уметь быстро и правильно реагировать на изменения,
происходящие в сфере его профессиональной деятельности, постоянно стремиться к обновлению своих знаний;
2) качество профессиональных знаний, умений и навыков молодых специалистов не всегда соответствует современным требованиям. Исключение составляют лишь те специалисты, которые обслуживают новейшие секторы экономики, отсутствовавшие в советский период;
3) выпускники (юристы, менеджеры, экономисты) остаются невостребованными на рынке труда, являются безработными; многие из них работают не по специальности, полученной в учебном заведении;
4) современной динамично развивающейся российской экономике не хватает высокообразованных и компетентных инженеров в области машиностроения, строительства, энергетики, нефтехимии, специалистов в области сельского хозяйства и других важных отраслях экономики.
Российская модель оценки качества деятельности института образования сложилась в конце 90-х годов прошлого века. Российские ссузы и вузы, успешно прошедшие процедуру государственной аккредитации, выдают своим выпускникам диплом государственного образца, что свидетельствует о государственной гарантии качества образования, полученного в данном учебном заведении. А ссуз или вуз получает такие гарантии, если их деятельность соответствует государственной модели качества профессионального образования.
На основе исследований и статистической информации обо всех существующих в стране профессиональных учебных заведениях были выявлены среднестатистические показатели качества деятельности и определен их перечень [7].
В настоящее время единая государственная система показателей оценки деятельности учебного заведения включает следующие группы:
- показатели условий осуществления качественной образовательной деятельности (концепция, кадры, учебные ресурсы, финансовая состоятельность);
- показатели качественности процесса (управление учебным заведением, содержание образовательных программ, социальная инфраструктура, механизм гарантии качества образования и т.д.);
- показатели результата (качество подготовки и востребованность выпускников, эффективность научно-исследовательской и методической деятельности) [6].
Наибольший интерес для нас представляет такой «показатель результата», как востребованность выпускников. Именно трудоустройство выпускников и успешная карьера по специальности - суть важнейших показателей качества института профессионального образования.
Однако практика показывает, что в перспективных планах развития учебных заведений трудоустройству будущих выпускников уделяется недостаточно внимания. Причиной, по нашему мнению, является отсутствие заинтересованности учебных заведений. При анализе системы образования в своей конкурентоспособности ссузы и вузы имеют достаточно
сильную мотивацию. Количество студентов, поступивших на первый курс, влияет на «жизнедеятельность» сразу и непосредственно. Оно определяет объем и содержание работы деканатов, кафедр, профессорско-преподавательского состава, административно-хозяйственных структур. А в системе платного образования от количества студентов зависит еще и материальное обеспечение учебного заведения и всего его коллектива. В перспективном анализе обеспеченности своих будущих выпускников работой по специальности ссуз или вуз так непосредственно не заинтересован. Количество невостребованных выпускников или работающих не по специальности, хотя и является одной из характеристик качества подготовки специалистов, но непосредственно на деятельность учебного заведения не влияет.
Мы видим три возможных пути решения этой проблемы:
- введение государственного планирования подготовки отдельных групп специалистов и их государственное распределение;
- государственные органы управления образованием должны внести в аккредитационную процедуру такой механизм (или показатель), который бы поставил оценку качества деятельности ссузов и вузов в прямую зависимость от востребованности его выпускников на рынке труда и их успешной карьеры;
- перспективным является создание при ссузах и вузах малых предприятий.
Анализ научной литературы, посвященной теоретическим и методологическим проблемам профессионального образования, показал, что в настоящее время пока отсутствует единый методологический подход к анализу рынка труда и занятости выпускников системы образования в контексте оценки качества профессионального образования. Необходимость создания методологии и методики оценки качества профессионального образования обоснована тем, что в настоящее время в статистике формируются два обособленных блока информации: информация о занятости на рынке труда и информация об образовании.
Для успешного проведения модернизации профессионального образования следует добиться, чтобы эти информационные потоки пересекались и на выходе формировалась объективная информационная модель структуры занятости выпускников российских учебных заведений. Эти данные необходимы для ссузов и вузов, абитуриентов и их родителей. Учебным заведениям они позволят адекватно реагировать на запросы рынка труда, не допуская нехватки или перепроизводства специалистов. Абитуриенты, опираясь на такую информацию, смогут более правильно ориентироваться в системе образования. Работодателям указанная информация поможет подобрать необходимый высококвалифицированный персонал для предприятий и фирм.
При получении объективной информации о развитии региональной системы образования большое значение имеет отчетность, которую учреждения образования обязаны сдавать в органы управления образования
субъектов РФ, для обработки которой введен в эксплуатацию программный комплекс «Мониторинг образования Российской Федерации» (МОРФ). Он предназначен для автоматизации процессов сбора и обработки сводной статистической информации, предоставляемой органами управления образованием субъектов РФ муниципального и регионального уровня, и обработки первичных форм федерального статистического наблюдения по всем образовательным учреждениям.
В целом при обработке и анализе информации для диагностики образовательной системы выявлены следующие недостатки.
Во-первых, невнимательное и неграмотное заполнение ответственными исполнительными лицами отдельных позиций форм отчетности приводит к искажению полученных результатов. Решение данной проблемы заключается в организации контроля за правильностью заполнения отчетной документации.
Во-вторых, в системе отсутствует механизм соотношения данных программного комплекса с данными других информационных комплексов.
Совершенствование образовательной политики в Республике Бурятия определяет необходимость получения исчерпывающей объективной информации о составе и структуре безработных выпускников учреждений профессионального образования.
Реализация государственной политики в области занятости населения осуществляется органами службы занятости, одним из направлений деятельности которых является информационное обеспечение рынка труда. Действенным инструментом в информационном обеспечении рынка труда является программный комплекс (ПК) «Катарсис». В рамках ПК «Катарсис» осуществляются сбор и обработка данных, необходимых для мониторинга рынка труда региона.
Уникальность имеющихся баз данных заключается в том, что в них сосредоточена первичная информация обо всех гражданах, обратившихся в службы занятости. Все эти лица заполняют соответствующие анкеты, которые хранятся в электронном виде в компьютерных базах данных службы занятости. Эта информация представляет собой массив данных по каждому конкретному лицу, ищущему работу и официально зарегистрированному в службе занятости.
Кроме того, в базах данных служб занятости имеется и другая информация, характеризующая предложение и спрос, а также сбалансированность спроса и предложения на рынке труда. Данные по предложению и спросу подразделяются на статические и динамические. Статические данные устанавливаются на определенную дату, характеризуют и фиксируют состояние предложения или спроса в конкретный момент времени. Динамические данные фиксируются для определенного периода, характеризуют изменение предложения или спроса за некоторый период времени.
Периодичность и полнота используемых исходных данных позволяют анализировать объекты и процессы на рынке труда в разрезе административно-территориального деления на местном и региональном уровне.
Сложившийся порядок представления отчетности, ограничение по объему и периодичности определены и по причине учета трудоемкости ее составления специалистами местного звена. Таким образом, имеющиеся в службах занятости информационные ресурсы используются пока в неполной мере. Вместе с тем в условиях экономического кризиса и роста безработицы возникает необходимость более глубокого анализа имеющейся информации. Это, в частности, необходимо для выявления факторов, влияющих на показатели занятости и безработицы в Республике Бурятия, в том числе по ее отдельным районам и отраслям.
Результаты диагностики региональной системы профессионального образования могут представлять интерес для двух основных групп пользователей. Применительно к Республике Бурятия первую группу представляет Министерство образования и науки, в подчинении которого находятся учреждения профессионального образования. Вторую группу представляет Министерство экономики Республики Бурятия. Анализ данных о гражданах, ищущих работу, в том числе зарегистрированных в качестве безработных, а также тех, кто получил работу или был направлен на профессиональное обучение, имеет важное значение при разработке стратегии управления на рынке труда (рис. 2).
Республика Министерство экономики Республики Бурятия
Бурятия Республиканское агентство занятости
населения
ПК «КАТАРСИС»
*
ПК «МОРФ»
- реакция образовательных учреждений на запросы рынка труда;
- ориентирование абитуриентов на рынке образовательных услуг; - подбор работодателями высококвалифицированного персонала
Рис. 2. Модель взаимодействия региональных органов властей в вопросах обеспечения качества образования
Одним их преимуществ предлагаемой диагностики является то, что используются открытые данные. В результате этого достигается экономия значительных средств, которые при других способах необходимо потратить на сбор данных.
Рассмотрим применение данной методики на примере построения эко-нометрической модели востребованности выпускников вузов Республики Бурятия.
Контент-анализ рынка труда показал, что основным требованием к специалистам, предъявляемым работодателями, является наличие опыта. Но это не означает, что выпускники вузов не имеют возможности трудоустроиться. Основными способами трудоустройства является получение направления на работу в соответствии с заключенными договорами с организациями в рамках целевой контрактной подготовки, самостоятельный поиск места работы.
Анализ данных отчетности Республиканского агенства занятости населения свидетельствует о том, что в 2009 г. получило направление 50,8% выпускников, самостоятельно трудоустроилось 25,1%.
Для определения эффективности функционирования региональной системы высшего образования следует рассчитать перспективную численность выпускников, которые трудоустроятся в первый год после окончания вуза.
Прогнозирование потребности рынка в выпускниках вузов необходимо не только для расчета количества потенциальных потребителей услуг высшего профессионального образования, которые будут трудоустроены после окончания обучения, но и для определения номенклатуры востребованных образовательных услуг.
В настоящее время в России разработано несколько методик прогнозирования потребности региональных экономик в специалистах с высшим образованием:
1) методика прогнозирования потребности региональной экономики в разрезе профессий и специальностей Центра профессионального образования Самарской области, разработанная в ходе реализации проекта «Разработка механизма взаимодействия регионального рынка труда и системы профессионального образования» [9];
2) методика Петрозаводского государственного университета, разработанная на базе Центрального бюджетного мониторинга, прогноз потребности рынка труда в специалистах строится с помощью аппарата математического моделирования процессов взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда [8];
3) методика прогнозирования потребности в специалистах на основе перспектив развития стратегических направлений развития экономики, разработанная исследователями Красноярского государственного технического университета [3];
4) методика долгосрочного и среднесрочного прогнозирования потребности в специалистах Свердловской области, основанная на балансе совокупного спроса на рабочую силу и совокупного предложения экономически активного населения [4].
При построении модели прогнозирования потребности в специалистах на региональном рынке труда вышеперечисленные методики основываются на положительной тенденции основных социально-экономических показателей. Но в современных экономических условиях финансового кризиса некоторые тенденции нарушены.Поэтому при построении модели
прогнозирования численности выпускников высших учебных заведений с учетом потребности регионального рынка труда предлагается использовать, главным образом, «инфляционно устойчивые» показатели.
В качестве результативного признака принимается численность выпускников высших учебных заведений, трудоустроившихся в течение года. К факторным признакам относятся: х1 - численность населения региона; х2 - численность экономически активного населения; х3 - среднегодовая численность специалистов, занятых в экономике; х4 - численность занятых с высшим образованием; х5 - количество зарегистрированных безработных; х6 - потребность в работниках, заявленная организациями в органы государственной службы занятости;
х7 - количество зарегистрированных безработных с высшим образованием;
х8 - численность нетрудоустроенных выпускников текущего года в общей численности зарегистрированных безработных; х9 - численность студентов высших учебных заведений; х10 - прием в высшие учебные заведения региона; х11 - выпуск специалистов с высшим образованием; х12 - число организаций и предприятий региона;
х13 - размер среднемесячной номинальной заработной платы работников в регионе;
х14 - численность профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях региона.
Количественные значения используемых признаков при построении эконометрической модели представлены в табл. 1 за 1998-2009 гг.
Таблица 1
Количественные значения результативного и факторных признаков
Год у х1 х2 х3 х4 х5 х6 х7 х8 х9 х10 х11 х12 х13 х14
2002 2874 1020,5 420,8 393,0 101,0 14,7 0,5 0,8 0,6 18,9 4,1 3,4 15,6 1,0 1,7
2003 2913 1013,4 479,2 395,8 70,9 9,4 1,5 0,6 0,4 20,8 5,0 3,3 16,1 1,4 1,8
2004 2920 1004,8 486,4 395,5 85,0 10,3 2,0 0,6 0,4 24,2 5,3 3,3 16,5 1,9 1,9
2005 3373 996,9 442,3 394,3 100,5 10,9 3,4 0,6 0,4 26 5,4 3,8 17,0 2,7 1,9
2006 3792 987,3 452,4 393,0 108,9 8,3 2,9 0,3 0,2 27,7 4,3 4,0 16,1 3,9 2,1
2007 3960 979,6 454 380,8 87,2 9,8 4,0 0,3 0,2 29,8 6,3 4,2 15,0 5,0 2,2
2008 4302 974,3 443,3 384,6 76,9 11,8 5,1 0,4 0,3 31,9 6,3 4,6 14,4 6,2 2,1
2009 4888 969,1 452,8 386,6 102,1 14,4 3,4 0,4 0,3 38,6 6,7 5,2 14,8 7,7 2,1
2010 5823 963,3 450,6 390,8 84,0 15,7 3,5 0,3 0,2 38,5 7,8 6,0 15,9 9,2 2,2
2011 7416 960,0 458 398,2 99,9 13,7 4,6 0,5 0,3 47,5 10,8 7,7 16,6 11,5 2,2
2012 8486 959,9 485 413,2 114,1 9,7 4,6 0,4 0,3 47,4 10,0 8,8 18,1 14,4 2,2
2013 7838 960,7 457 396,0 100,6 12,9 3,5 0,4 0,3 46,6 9,8 8,1 19,0 16,1 2,2
Одним из условий построения модели множественной регрессии является отсутствие мультиколлинеарности факторных признаков, т.е. высокой взаимной коррелированности. Для определения наличия или отсутст-
вия мультиколлинеарности чаще всего используется анализ матрицы парных коэффициентов корреляции. Если между факторами существует сильная корреляционная связь, т.е. парный коэффициент корреляции принимает значение больше, чем 0,7, то следует исключить из дальнейшего анализа тот фактор, который при достаточно тесной связи с результативным признаком имеет наименьшую тесноту связи с другими признаками (табл. 2).
Таблица 2
Матрица парных коэффициентов корреляции факторных признаков
у х1 х2 х3 х4 х5 х6 х7 х8 х9 х10 х11 х12 х13 Х14
у 1,00 -0,86 0,25 0,53 0,46 0,24 0,63 -0,44 -0,41 0,97 0,96 1,00 0,60 0,98 0,75
х1 -0,86 1,00 -0,14 -0,13 -0,31 -0,26 -0,85 0,75 0,73 -0,94 -0,84 -0,85 -0,25 -0,89 -0,95
2 0,25 -0,14 1,00 0,52 -0,12 -0,51 0,12 -0,17 -0,24 0,23 0,30 0,25 0,39 0,22 0,18
3 0,53 -0,13 0,52 1,00 0,49 -0,19 0,01 0,21 0,19 0,37 0,45 0,55 0,76 0,41 0,01
4 0,46 -0,31 -0,12 0,49 1,00 0,01 0,14 -0,08 -0,02 0,42 0,30 0,47 0,46 0,41 0,25
5 0,24 -0,26 -0,51 -0,19 0,01 1,00 -0,03 0,13 0,18 0,29 0,29 0,25 -0,14 0,26 0,07
6 0,63 -0,85 0,12 0,01 0,14 -0,03 1,00 -0,69 -0,69 0,73 0,66 0,61 0,05 0,65 0,84
7 -0,44 0,75 -0,17 0,21 -0,08 0,13 -0,69 1,00 0,97 -0,54 -0,37 -0,40 0,05 -0,51 -0,88
8 -0,41 0,73 -0,24 0,19 -0,02 0,18 -0,69 0,97 1,00 -0,52 -0,38 -0,37 0,04 -0,46 -0,87
9 0,97 -0,94 0,23 0,37 0,42 0,29 0,73 -0,54 -0,52 1,00 0,95 0,96 0,46 0,97 0,84
10 0,96 -0,84 0,30 0,45 0,30 0,29 0,66 -0,37 -0,38 0,95 1,00 0,96 0,53 0,93 0,73
11 1,00 -0,85 0,25 0,55 0,47 0,25 0,61 -0,40 -0,37 0,96 0,96 1,00 0,61 0,98 0,73
12 0,60 -0,25 0,39 0,76 0,46 -0,14 0,05 0,05 0,04 0,46 0,53 0,61 1,00 0,58 0,17
13 0,98 -0,89 0,22 0,41 0,41 0,26 0,65 -0,51 -0,46 0,97 0,93 0,98 0,58 1,00 0,79
14 0,75 -0,95 0,18 0,01 0,25 0,07 0,84 -0,88 -0,87 0,84 0,73 0,73 0,17 0,79 1,00
Таким образом, из анализа необходимо исключить следующие факторы: х1, х3, х6, х8, х9, х10.
Следующим этапом является построение модели множественной регрессии и проверка ее значимости:
у = -0,173- 0,001х4 + 0,005х5 - 0,635х7 + 0,998х„ + 0,012х12 .
Построенная модель множественной регрессии статистически значима по Б-критерию Фишера и 1>критсрию Стьюдента при уровне значимости □ = 0,05 .
На основе построенной эконометрической модели можно составить прогноз численности выпускников вузов, которые будут трудоустроены в ближайшей перспективе (2014-2015 гг.).
Для определения объема подготовки специалистов на краткосрочную перспективу необходимо спрогнозировать основные индикаторы регионального рынка труда и перспективную численность выпускников вузов.
Показатели численности занятых с высшим образованием, безработных, безработных с высшим образованием не имеют четко выраженной тенденции, поэтому следует выявить общую тенденцию с помощью тренда.
Для прогнозирования численности занятых с высшим образованием воспользуемся линейным трендом, построенным с помощью средств MS Excel.
Прогнозирование численности зарегистрированных безработных можно осуществить с использованием полиномиального тренда 4-го порядка. Так, численность безработных за 2 года снизится примерно на 2%.
Наилучшим образом существующую тенденцию количества безработных с высшим образованием характеризует полином 3-й степени. Численность безработных, имеющих высшее образование, за ретроспективный период практически не изменится.
Для определения прогнозного значения численности выпускников вузов построим следующую модель:
х11, = - 1027,15+ 1,23х( (lag5).
В данной модели приняты следующие обозначения:
х11 - численность выпускников вузов;
xt - прием в вузы региона.
Построенная модель статистически значима по F-критерию Фишера и t-критерию Стьюдента при уровне значимости □ = 0,05 .
Прогнозирование значения фактора х12, т.е. количества организаций и предприятий в регионе, основывается на предположении о сохранении существующей тенденции последних лет.
Таким образом, прогнозные значения факторных признаков и значение результативного показателя представлены в табл. 3.
Таблица 3
Прогнозные значения показателей модели перспективной численности трудоустроившихся выпускников вузов, 2014-2015 гг.
Год х4 х5 х7 х11 х12 у
2014 102474 10994 416 7214 19961 7127
2015 103750 10687 409 8578 20960 8502
Полученные прогнозные значения численности выпускников, трудоустроившихся в первый год после окончания вуза, могут быть использованы для оценки востребованности специалистов на региональном рынке труда в ближайшей перспективе, что позволит выявить наиболее благоприятную структуру спроса на образовательные услуги в Республике Бурятия на ближайшую перспективу.
Литература
1. Green D. What is Quality in Higher Education? - London: SRHE / OPEN Un-iversityPress, 1994. - 120 p.
2. Harvey L.,Green D. Defining Quality? // Assessment and Evaluation in Higher Education. 1993.- Vol. 18. 1.
3. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / В.Н.Васильев[и др.].- М.: Техносфера, 2007.
4. Вершинин А.А. Методические подходы к долгосрочному и среднесрочно -му прогнозированию потребности в персонале организации Свердловской области. - URL: http://labourmarket.ru/conf4/reports/vershinin.doc
5. Карпенко Е.М., Комков С.Ю. Менеджмент качества. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - С.6-7.
6. Комплексная оценка высших учебных заведений / В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. - М.: Центр государственной аккредитации, 2003. - С. 29.
7. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.06.2000 № 1965. Перечень показателей дополнен и изменен приказами Министерства образования Российской Федерации от 08.11.2000 № 3207, от 22.11.2001 №3414, от 27.12.2002 №4670 и приказом от 30.09.2005 №1938 (в ред. приказа Рособрнадзора-от 25.04.2008 №885).
8. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам II Всерос. науч.-практ. интернет-конф. (26-27.10.2005). - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. - Кн. 1.
9. Степанова Т.Е. Закономерности экономики, основанной на знаниях. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2005. - 336 с.
10. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 1986. - С. 24.
11. Цыренов Д.Д. Интеграционное взаимодействие учреждений региональной системы среднего профессионального образования // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2011. - Т. 53, № 6. - С. 270-275.
12. Цыренов Д.Д. Комплексное прогнозирование развития региональной системы среднего профессионального образования (на примере Республики Бурятия) // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Экономические науки. - 2012. - № 1. - С. 110-117.
Цыренов Даши Дашанимаевич, кандидат экономических наук, заместитель директора Института экономики и управления Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]
Tsyrenov Dashi Dashanimaevich, candidate of economic sciences, deputy director of the Institute of Economics and Management, Buryat State University, e-mail: [email protected]