УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
Елизавета Борисовна ЛАУТС,
кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова [email protected] 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13
ИНСТИТУТ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) БАНКОВ КАК АНТИКРИЗИСНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Аннотация. В статье институт несостоятельности (банкротства) банков рассматривается как антикризисный инструмент регулирования рынка банковских услуг. Институт банкротства банков соотносится с банковским регулированием, выявляются особенности восстановительного и ликвидационных механизмов института банкротства банков. В статье выявляются и анализируются особенности института банкротства банков как антикризисного инструмента регулирования рынка банковских услуг.
Автор пришел к следующим выводам. Институт несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, являясь инструментом антикризисного регулирования рынка банковских услуг, при этом выступает в отдельных своих частях и инструментом банковского регулирования.
Институт банкротства банков (в ликвидационной части) как антикризисный инструмент характеризуется, а скорее, должен характеризоваться, двумя основными чертами: 1) сокращенными сроками процедуры банкротства кредитных организаций; 2) повышенными гарантиями защиты прав кредиторов и вкладчиков кредитных организаций. Среди особенностей института банкротства кредитных организаций как средства антикризисного регулирования можно выделить несколько особенностей: отсутствие восстановительных процедур в процессе несостоятельности (банкротства) кредитных организаций; особые признаки и критерии несостоятельности (банкротства) кредитной организации; особая роль Банка России при инициировании дела о признании кредитной организации банкротом; участие в процедуре банкротства банка особого конкурсного управляющего — АСВ; особенности судебного разбирательства по делам о банкротстве кредитных организаций; специфические правовые средства формирования конкурсной массы; особенности оспаривания сделок кредитной организации — по существу, самих сделок и по основаниям оспаривания; специфика привлечения руководителей кредитной организации к субсидиарной ответственности по ее долгам; особые права вкладчиков кредитной организации — физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по установлению их требований и отнесению их в первую очередь кредиторов; особенности очередности кредиторов и удовлетворения их требований. Ключевые слова: кредитная организация, банк, Банк России, рынок банковских услуг, институт несостоятельности (банкротства), банковское регулирование и надзор, антикризисное регулирование.
© Е. Б. Лаутс, 2018 DOI: 10.17803/2311-5998.2018.50.10.122-133
УНИВЕРСИТЕТА Институт несостоятельности (банкротства) банков |
имени o.e. кугафина(мгюа) как антикризисный инструмент регулирования рынка банковских услуг
E. B. LAUTS,
PhD, Associate Professor of the Enterprise right law of Department of Lomonosov Moscow State University [email protected] 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13
INSTITUTE OF INSOLVENCY (BANKRUPTCY) OF BANKS AS ANTI-RECESSIONARY INSTRUMENT OF REGULATION OF THE MARKET OF BANKING SERVICES
Abstract. In article the institute of insolvency (bankruptcy) of banks is considered as the anti-recessionary instrument of regulation of the market of banking services. The institute of bankruptcy of banks corresponds to bank regulation, features recovery and liquidating mechanisms of institute of bankruptcy of banks come to light. In article features of institute of bankruptcy of banks as anti-recessionary instrument of regulation of the market of banking services come to light and analyzed.
The author has come to the following conclusions. Institute of insolvency (bankruptcy) of credit institutions, being the instrument of anti-recessionary regulation of the market of banking services, at the same time acts in separate parts and the instrument of bank regulation.
The institute of bankruptcy of banks (in a liquidating part) as the anti-recessionary tool is characterized, and it is rather, it has to be characterized, two main lines: 1) the reduced terms of the procedure of bankruptcy of credit institutions; 2) the raised guarantees of protection of the rights of creditors and investors of credit institutions.
Among features of institute there are bankruptcies of credit institutions as it is possible to allocate funds of anti-recessionary regulation several features: lack of recovery procedures in the course of insolvency (bankruptcy) of credit institutions; special signs and criteria of insolvency (bankruptcy) of credit institution; a special role of the Bank of Russia at initiation of case of recognition of credit institution by the bankrupt; participation in the procedure of bankruptcy of bank of the special receiver — DIA; features of judicial proceedings on cases of bankruptcy of credit institutions; specific legal means of formation of competitive weight; features of contest of transactions credit the organizations — on the substance of transactions and on the contest bases; specifics of involvement of heads of credit institution to subsidiary responsibility on her debts; the special rights of investors of credit institution — natural persons and individual entrepreneurs, including on establishment of their requirements and their reference first of all creditors; features of sequence of creditors and satisfaction of their requirements. Keywords: credit institution, bank, Bank of Russia, market of banking services, institute of insolvency (bankruptcy), bank regulation and supervision, anti-recessionary regulation.
Ш m К
ч □
"0
Ö T1 È Ä È X m П
К
□
НАУКИ
>
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
Банкротство кредитных организаций как в восстановительной, так и в ликвидационной своих частях обладает массой специфических черт, отличающих его не только от обычных юридических лиц, но даже от иных финансовых организаций. Эти особенности предопределены необходимостью предотвратить кризисные ситуации на рынке банковских услуг, где ликвидация, особенно в результате банкротства, одного банка может дестабилизировать весь рынок.
Институт несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, являясь инструментом антикризисного регулирования рынка банковских услуг, при этом выступает в отдельных своих частях и инструментом банковского регулирования. Тем не менее банковским регулированием он не исчерпывается.
Во-первых, институт банкротства банков необходимо рассматривать широко, включая не только собственно конкурсное производство как единственно допустимую процедуру банкротства кредитных организаций, но и меры по предупреждению банкротства кредитных организаций. Дело в том, что в соответствии с законодательством санация кредитных организаций вынесена за рамки процедуры их несостоятельности (банкротства). Другими словами, банкротство банков не предполагает восстановительных процедур, что и понятно, учитывая особенности банковской деятельности. Тем не менее это не означает, что восстанавливать финансовое положение банка не имеет смысла. Просто сделать это можно только до отзыва лицензии у банка, когда возможность осуществления банковской деятельности еще остается, а значит, можно надеяться на ее успешное продолжение. Безусловно, в широком смысле логическая взаимосвязь этих восстановительных и ликвидационных процедур очевидна, что позволяет рассматривать отношения, возникающие на данных этапах, в комплексе, объединяя их механизмом несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.
Косвенно данный тезис подтверждается и законодательством о банкротстве. Согласно п. 1 ст. 189.7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1 (далее — Закон о банкротстве) § 4.1 «Банкротство кредитных организаций» гл. !Х данного Закона устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и порядка признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства2.
Во-вторых, с учетом целей банковского регулирования необходимо соотнести их с целями института банкротства кредитных организаций. Общей целью банковского и антикризисного регулирования рынка банковских услуг, а также института банкротства кредитных организаций можно, безусловно, назвать обеспечение стабильности рынка банковских услуг и банковской системы в целом.
1 СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
2 Данная позиция подтверждается сегодня и в судебной практике, которая рассматривает санацию (меры по предупреждению банкротства) как одну из предбанкротных процедур, являющихся неотъемлемой частью отношений, связанных с несостоятельностью кредитных организаций. См.: определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2017 г. № 305-КГ17-9802 по делу № А40-17830/2017 // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.
УНИВЕРСИТЕТА Институт несостоятельности (банкротства) банков |
имени o.e. кугафина(мгюа) как антикризисный инструмент регулирования рынка банковских услуг
Разграничение рассматриваемых средств регулирования по целям можно провести на уровне такой важнейшей цели, как минимизация банковских рисков. Действительно, данная цель может быть названа промежуточной для обеспечения стабильности рынка банковских услуг, поскольку при должной степени минимизации, адекватном управлении банковскими рисками в кредитных организациях достигается макроэкономическая цель устойчивости всей банковской системы и рынка. Поэтому можно говорить о цели минимизации банковских рисков на уровне каждой кредитной организации, на достижение которой направлены все средства пруденциального банковского регулирования. При недостаточном обеспечении минимизации банковских рисков, но когда ситуация все еще может быть исправлена, добровольно или принудительно вводятся меры по предупреждению банкротства кредитной организации, делается попытка восстановления ее финансового положения, снижения уровня банковских рисков до приемлемого уровня.
При невозможности достижения данной цели минимизации банковских рисков, в том числе потому, что нарушения носят необратимый характер (например, потеря деловой репутации банка вследствие вовлечения в деятельность по легализации преступных доходов), кредитная организация как не способная обеспечить свою устойчивость должна быть ликвидирована, как правило, в результате банкротства.
Получается, что средства банковского регулирования, нацеленные на минимизацию банковских рисков, могут быть применены только до момента отзыва лицензии у банка и следующей после этого ликвидации, в том числе в результате банкротства. Крайней мерой банковского надзора за несоблюдение требований в рамках банковского регулирования как раз и является отзыв лицензии. Поэтому связь между институтом банкротства банков и банковским регулированием и надзором на уровне именно регулирующего воздействия возможна только в рамках предупреждения банкротства.
В-третьих, антикризисный потенциал института банкротства кредитных организаций может проявлять себя как в восстановительной, так и в ликвидационной части. В восстановительной части (в рамках предупреждения банкротства) большая часть таких антикризисных инструментов будет являться одновременно средствами банковского регулирования и надзора. В ликвидационной части (в рамках конкурсного производства) антикризисные инструменты, как правило, уже не будут связаны с банковским регулированием и надзором. Поскольку антикризисной составляющей самого института банкротства кредитных организаций является максимально быстрое и по возможности не затрагива- Ш
ющее права других участников исключение с рынка банковских услуг кредитных А
организаций, не соблюдающих требования банковского законодательства и (или) □
не способных обеспечить свою устойчивость, то к антикризисным банкротным 2
инструментам можно будет отнести все средства, которые направлены на реше- ^
ние данной задачи во имя глобальной цели — обеспечения стабильности всего рынка банковских услуг. ^
Как отмечает С. А. Карелина, «институт несостоятельности (банкротства) в са- т
мом широком его понимании состоит во вмешательстве государства в отношения д
по уплате долгов для защиты прав и интересов должника и кредиторов. С этой точки зрения данный институт рассматривается как инструмент государства науки
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
в обеспечении стабильности, сбалансированности прав и законных интересов участников хозяйственного оборота, в конечном итоге — всего рынка в целом»3.
Поэтому институт банкротства банков (в ликвидационной части) как антикризисный инструмент характеризуется, а скорее, должен характеризоваться
двумя основными чертами:
1) сокращенными сроками процедуры банкротства кредитных организаций;
2) повышенными гарантиями защиты прав кредиторов и вкладчиков кредитных организаций.
Эти особенности коррелируют с основными целями института банкротства кредитных организаций и банковского регулирования как антикризисного средства — обеспечением стабильности рынка банковских услуг. Законодательные нормы являются подтверждением наличия указанных черт. Однако на практике, к сожалению, данные важнейшие черты института банкротства банков далеко не всегда реализуются, что из антикризисного инструмента делает его инструментом дестабилизации на рынке банковских услуг. Банкротство кредитных организаций затягивается во многих случаях на долгие годы, а требования кредиторов, в особенности третьей очереди, удовлетворяются немногим более чем на 10 %. В преодолении указанных проблем и кроется, на наш взгляд, полноценное раскрытие потенциала института банкротства кредитных организаций как средства антикризисного регулирования рынка банковских услуг.
Среди особенностей института банкротства кредитных организаций как средства антикризисного регулирования можно выделить несколько особенностей:
— отсутствие восстановительных процедур в процессе несостоятельности (банкротства) кредитных организаций;
— особые признаки и критерии несостоятельности (банкротства) кредитной организации;
— особая роль Банка России при инициировании дела о признании кредитной организации банкротом;
— участие в процедуре банкротства банка особого конкурсного управляющего — АСВ;
— особенности судебного разбирательства по делам о банкротстве кредитных организаций;
— специфические правовые средства формирования конкурсной массы;
— особенности оспаривания сделок кредитной организации — по существу самих сделок и по основаниям оспаривания;
— специфика привлечения руководителей кредитной организации к субсидиарной ответственности по ее долгам;
— особые права вкладчиков кредитной организации — физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по установлению их требований и отнесению их в первую очередь кредиторов;
— особенности очередности кредиторов и удовлетворения их требований. Согласно ст. 189.8 Закона о банкротстве кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам,
3 Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. М. : Волтерс Клувер, 2008.
УНИВЕРСИТЕТА Институт несостоятельности (банкротства) банков |
имени o.e. кугафина(мгюа) как антикризисный инструмент регулирования рынка банковских услуг
о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.
Признаками банкротства кредитной организации (ч. 2 ст. 20 Закона о банках, ст. 189.64 Закона о банкротстве) являются:
— наличие определенных требований кредиторов к кредитной организации: по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, а также требования по исполнению обязанности по уплате обязательных платежей;
— наличие суммы данных требований к кредитной организации в совокупности не менее 1000-кратного минимального размера оплаты труда;
— неисполнение требований в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо
— стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения обязательств ею перед кредиторами и уплаты обязательных платежей.
При этом производство по делу о банкротстве может быть возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Поэтому указанные выше признаки фактически одновременно являются основаниями для отзыва лицензии у кредитной организации (ч. 2 ст. 20 Закона о банках), когда Банк России не может, а обязан отозвать у банка соответствующую лицензию. В свою очередь, заявление о признании кредитной организации банкротом арбитражный суд примет только после того, как у кредитной организации Банк России отозвал лицензию.
Таким образом, для кредитных организаций установлены одновременно два критерия несостоятельности (банкротства) — неплатежеспособность и неоплатность.
Это обусловлено спецификой банковской деятельности. Дело в том, что банк может какое-то время, даже и достаточно продолжительное, исполнять свои денежные обязательства перед клиентами, не имея при этом достаточного уровня собственных средств (капитала). Поскольку особенность банковской деятельности состоит в размещении ранее привлеченных средств клиентов, то кредитная организация при правильном управлении риском потери ликвидности может ба- Ш
лансировать на соотношении привлеченных и размещенных средств достаточно А
долго, не допуская длительных просрочек исполнения своих обязательств перед □
кредиторами. Клиенты банка, таким образом, могут даже не заметить, что у бан- 2
ка уже нет собственного капитала. Однако очевидно, что при такой ситуации ^
банк будет нарушать требования банковского законодательства как минимум требования по уровню обязательных нормативов, связанных с достаточностью ^
собственных средств, что повлечет за собой обязанность Банка России отозвать т
у такой кредитной организации лицензию на осуществление банковских опера- д
ций. В этом случае недостаточность имущества для исполнения обязательств перед кредиторами вскроется уже после отзыва лицензии у кредитной органи- науки
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
зации и станет признаком банкротства, достаточным для принятия заявления о банкротстве арбитражным судом и возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации.
Лицами, участвующими в деле о банкротстве кредитной организации, согласно ст. 189.59 Закона о банкротстве, являются общие (для банкротства юридических лиц) и особенные (для банкротства кредитных организаций) субъекты. Общие для банкротства юридических лиц:
— должник;
— конкурсные кредиторы;
— уполномоченные органы.
Особенные для банкротства кредитных организаций/банков:
— конкурсный управляющий (аккредитованный при Банке России/АСВ);
— Банк России как орган банковского регулирования и надзора;
— контролирующие кредитную организацию лица (при привлечении их к субсидиарной ответственности и при признании сделок недействительными и (или) применении последствий недействительности сделок, совершенных кредитной организацией).
Только указанные лица и только при реализации ими своих ролей в процессе банкротства кредитных организаций обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Тем не менее к участию в арбитражном процессе по делу о банкротстве могут быть привлечены:
1) представитель работников кредитной организации;
2) представитель учредителей (участников) кредитной организации;
3) представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов кредитной организации;
4) иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве. Согласно ст. 189.60 Закона о банкротстве они являются лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
От лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, необходимо отличать тех лиц, которые обладают правом на обращение в суд с заявлением о признании банка банкротом.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:
1) кредитная организация;
2) конкурсные кредиторы, включая физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и(или) договору банковского счета;
3) уполномоченные органы;
4) Банк России, в том числе в случаях, если он не является кредитором кредитной организации;
5) работники, бывшие работники должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и(или) об оплате труда.
Однако у всех этих субъектов разный объем прав как по моменту обращения с заявлением, так и по порядку подтверждения требований. Это связано с рассмотренным ранее ключевым для инициирования банкротства банков необходимым
УНИВЕРСИТЕТА Институт несостоятельности [банкротства] банков |
имени o.e. кугафина(мгюа) как антикризисный инструмент регулирования рынка банковских услуг
этапом — отзывом лицензии на осуществление банковских операций. Соответственно, права потенциальных заявителей также различаются не только исходя из их правового положения, но в зависимости от того, на каком этапе возникает неисполнение их требований со стороны банка.
Условно с точки зрения объема правомочий можно выделить 4 группы заявителей:
— сама кредитная организация;
— Банк России;
— уполномоченный орган по обязательным платежам;
— конкурсные кредиторы, работники, бывший работник должника, уполномоченный орган по денежным обязательствам.
Выявление признаков банкротства у банка до момента отзыва у него лицензии
Заявители (кроме Банка России). При возникновении признаков банкротства до отзыва лицензии у потенциальных заявителей возникает право обратиться в Банк России с заявлением об отзыве лицензии у банка.
При рассмотрении соответствующих заявлений Банк России принимает во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Право на соответствующее обращение в Банк России возникает у конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника или уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 14 дней со дня направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
Исключение составляют требования уполномоченного органа об отзыве у кредитной организации лицензии и только по требованиям об уплате обязательных платежей, а не по иным денежным обязательствам. Такие требования могут быть подтверждены решением налогового органа или решением таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества кредитной организации. Соответственно и 14-дневный срок начинает течь со дня принятия такого решения уполномоченного органа.
Только если Банк России в течение 2 месяцев со дня направления заявления Е
не дает ответа кредитору или отказывает в отзыве лицензии у кредитной органи- Т
зации, данные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о при- О
знании кредитной организации банкротом. Ю
Банк России. Очевидно, что чаще всего признаки банкротства обнаруживают- р
ся самим регулятором. Это может произойти на различных этапах его надзорной Д
деятельности: как по результатам дистанционного надзора, так и по результатам Ч
инспекционной проверки или в процессе функционирования в банке временной т
администрации. К
О
цензии на осуществление банковских операций у нее имеются признаки банкрот-
Как было отмечено ранее, если ко дню отзыва у кредитной организации ли- Й
НАУКИ
>
в Я УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
ства, то Банк России в течение пяти дней со дня опубликования решения об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России» обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.
Выявление признаков банкротства у банка после отзыва у него лицензии
Заявители (кроме Банка России). После отзыва лицензии права заявителей на инициирование банкротства банка несколько меняются. Во-первых, из числа заявителей исключается, собственно, сама кредитная организация-должник.
Во-вторых, требования заявителей (кроме Банка России и уполномоченных органов по требованиям об уплате платежей) подтверждаются вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда независимо от направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
Банк России. Как известно, в день отзыва лицензии у банка в него назначается временная администрация. Поэтому, если признаки банкротства не были известны Банку России на момент отзыва лицензии, а выявляются работающей в нем временной администрацией, назначенной Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии, то Банк России в течение пяти дней со дня получения ходатайства временной администрации по управлению кредитной организацией направляет в арбитражный суд заявление о признании кредитной организации банкротом.
При обращении Банка России в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом принимаются во внимание представленные им доказательства наличия признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных Законом о банкротстве. Это могут быть любые доказательства, Банк России не связан обязанностью предъявлять требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением или иным актом суда, арбитражного суда, определением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Собственно здесь его правомочия близки к уполномоченным органам, которые также не обязаны подтверждать свои требования судебными решениями.
Однако с учетом всех рассмотренных полномочий Банка России представляется, что при инициировании дела о банкротстве Банк России выступает в роли органа банковского регулирования и надзора, а не рядового участника дела о банкротстве.
Банк России участвует в ликвидационной части процедуры банкротства кредитных организаций в двух ипостасях — как конкурсный кредитор и как орган банковского регулирования и надзора.
Понимание, в какой именно роли выступает в конкретных правоотношениях Банк России, на наш взгляд, важно с позиции определения границ его компетен-
УНИВЕРСИТЕТА Институт несостоятельности [банкротства] банков
имени o.e. кугафина(мгюа) как антикризисный инструмент регулирования рынка банковских услуг
ции: является ли он рядовым участником процесса банкротства или обладает властными полномочиями, в том числе по применению мер воздействия за нарушение банковского законодательства и своих нормативных актов.
Закон о банкротстве предусматривает особенности содержания заявления о признании кредитной организации банкротом в зависимости от заявителей. Также установлены специальные требования по прилагаемым к заявлению документам.
Как было отмечено, отзыв лицензии у кредитной организации является необходимым этапом, предшествующим инициированию процедуры банкротства банка. Однако на практике возникает вопрос о судьбе данной процедуры, если приказ Банка России об отзыве лицензии оспорен.
Согласно ст. 189.67 Закона о банкротстве оспаривание в судебном порядке приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций не препятствует принятию арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом и не является основанием для приостановления производства по делу о признании ее банкротом4.
Решение арбитражного суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, вступившее в законную силу после принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, не препятствует рассмотрению дела о ее банкротстве по существу.
Решение арбитражного суда о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, вступившее в законную силу после открытия конкурсного производства, не является основанием для отмены решения о признании кредитной организации банкротом и пересмотра указанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.
Как отмечает А. Я. Курбатов, «этот подход введен в целях охраны интересов кредиторов кредитной организации и недопущения затягивания процедуры несостоятельности (банкротства)»5.
Основная специфика судебного разбирательства по делу о банкротстве кредитной организации предопределяется антикризисной составляющей самого института банкротства кредитных организаций — максимально быстрого и по возможности не затрагивающего права других участников исключения с рынка банковских услуг кредитных организаций, не соблюдающих требования банковского законодательства и (или) не способных обеспечить свою устойчивость.
Поэтому к антикризисным банкротным инструментам можно отнести все сред- Е
ства, которые направлены на решение данной задачи во имя глобальной цели — Т
обеспечения стабильности всего рынка банковских услуг. О
Во-первых, при разрешении вопроса о признании кредитной организации Ю
банкротом предварительное судебное заседание, предусмотренное АПК РФ, не р
И
ИИ
4 См., например: постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.01.2016 Ч № Ф07-1952/2015 по делу № А56-31742/2015 // СПС «КонсультантПлюс». Документ опу- С бликован не был. О
5 Курбатов А. Я. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных й организаций // Хозяйство и право. 2006. № 4. Приложение. НАУКИ
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кугафина(МГЮА)
проводится. Проверка обоснованности требований лица, обратившегося с заявлением о признании кредитной организации банкротом, проводится на том же заседании арбитражного суда, что и рассмотрение вопроса о признании кредитной организации банкротом.
Во-вторых, дела о банкротстве в части разрешения вопроса о признании кредитной организации банкротом рассматриваются арбитражным судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, включая срок подготовки дела к судебному разбирательству и принятия решения по указанному вопросу.
В-третьих, при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации разрешаются вопросы о:
1) признании кредитной организации банкротом;
2) привлечении к ответственности в установленных случаях лиц, контролирующих кредитную организацию;
3) признании сделок недействительными и (или) применении последствий недействительности сделок, совершенных кредитной организацией.
В решении о признании кредитной организации банкротом должно содержаться указание на:
1) открытие конкурсного производства;
2) признание требования заявителя обоснованным и включение этого требования в реестр требований кредиторов;
3) утверждение конкурсного управляющего;
4) размер ежемесячного вознаграждения, которое выплачивается конкурсному управляющему в период со дня открытия конкурсного производства до дня определения размера вознаграждения конкурсного управляющего собранием кредиторов или комитетом кредиторов. В решении о признании кредитной организации банкротом не указывается размер вознаграждения конкурсного управляющего, если полномочия конкурсного управляющего в силу закона выполняет АСВ.
Законом о банкротстве регулируются случаи принятия решения арбитражным судом об отказе в признании кредитной организации банкротом. Это отсутствие признаков банкротства и установление фиктивного банкротства кредитной организации, если заявление о признании кредитной организации банкротом подано самой кредитной организацией-должником. В этих случаях кредитная организация подлежит принудительной ликвидации в соответствии с Законом о банках.
Арбитражный суд также может прекратить производство по делу о банкротстве по следующим основаниям:
1) признания в ходе судебного разбирательства требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными;
2) удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
3) завершения конкурсного производства.
По общему правилу прекращение арбитражным судом производства по делу о банкротстве также является основанием для подачи Банком России заявления о принудительной ликвидации кредитной организации в порядке, установленном Законом о банках.
УНИВЕРСИТЕТА Институт несостоятельности [банкротства] банков |
имени o.e. кугафина(мгюа) как антикризисный инструмент регулирования рынка банковских услуг
Закон о банкротстве регулирует также порядок обжалования решений и определений арбитражного суда и порядок направления судом судебных актов по делу о банкротстве.
Таким образом, само по себе банкротство кредитных организаций в своей ликвидационной части уже не может минимизировать риски банкротящихся банков, но зато обеспечивает стабильность всего рынка банковских услуг в целом, исключая из него кредитные организации, которые так и не смогли надлежащим образом обеспечить приемлемый уровень своих рисков, а значит, является инструментом антикризисного регулирования постоянного действия.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Карелина С. А. Механизм правового регулирования отношений несостоятельности. — М. : Волтерс Клувер, 2008.
2. Курбатов А. Я. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций // Хозяйство и право. — 2006. — № 4. Приложение.
Ш m л
ч □
"О
Ö т И Ä И X m П
л
□
НАУКИ
>