УДК 336
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА: ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Мизинцева Василиса Васильевна, аспирант кафедры «Финансы и кредит» экономического
факультета, [email protected],
Российский университет дружбы народов, г. Москва
The article considers the process of developing the institution of public audit and characterized audit of efficiency as a new form of state financial control. The stages of its formation are highlighted.
В статье рассматривается процесс развития института государственного аудита. Характеризуется аудит эффективности как новая форма государственного финансового контроля. Выделяются этапы его становления.
Keywords: audit, public audit, audit of efficiency, the Lima Declaration
Ключевые слова: аудит, государственный аудит, аудит эффективности, Лимская декларация
Начало использования термина «аудит» относят к XII веку, когда в парламенте Англии были назначены специальные служащие для контроля за использованием государственной казны. В современном значении аудит (от английского audit) -- это проверка, ревизия бухгалтерских книг, документов и отчетности, конечный документ по итогам ревизии, а также подробное, тщательное расследование [1].
При самом общем подходе, признанном на мировом уровне, понятие «аудит» сводится к проводимой проверке бухгалтерского (финансового) учета и отчетности. Аудит представляет собой финансовый анализ, бухгалтерский контроль, ревизию финансовохозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм, акционерных обществ, проводимые квалифицированными специалистами, как правило, независимых служб (аудиторскими службами, аудиторами) [5]. В ходе аудита анализируется в основном бухгалтерская отчетность.
Согласно Лимской декларации руководящих принципов контроля (аудита) (The Lima Declaration of Guidelines on Auditing Precepts), принятой на Конгрессе ИНТОСАИ (международная организация высших органов финансового контроля) в 1977 году, аудит (контроль) - это «неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является
вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов».
Согласно Стандартам аудита (Auditing Standards), принятым ИНТОСАИ, государственный аудит включает в себя regularity audit - аудит правильности (по сути -аудит в его традиционном понимании) и performance audit -- аудит эффективности.
Аудит правильности включает в себя традиционный финансовый аудит, а также аудит систем внутреннего контроля и аудит и честности и правильности административных решений, принимаемых в проверяемой организации или программе.
Согласно Стандартам аудита ИНТОСАИ, аудит эффективности занимается проверкой экономичности (economy), эффективности (efficiency) и результативности (effectiveness) деятельности программы или организации.
В развитых странах государственный аудит нашел широкое применение в деятельности государственных органов контроля. Осуществление счетными палатами финансового аудита закреплено в ст. 4 Лимской декларации, предусматривающей необходимость проведения «аудита законности и правильности распределения финансовых средств и ведения бухгалтерских счетов». Принципы организации и проведения финансового контроля, изложенные в Лимской декларации, учитываются контрольно-счетными органами всех стран, входящих в ИНТОСАИ [4]. В настоящее время финансовый аудит осуществляется всеми без исключения органами государственного аудита и является одной из наиболее отработанных форм государственного аудита.
В 1995 году в соответствии с Конституцией РФ был принят Федеральный закон № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», что послужило началом формирования современной системы государственного финансового контроля.
Государственный аудит способствует решению поставленных Правительством Российской Федерации задач, в том числе по преодолению кризисных явлений и скорейшей структурной модернизации российской экономики. Это объясняется тем, что названные актуальные проблемы требуют серьезного повышения эффективности всей системы государственного управления с одновременным повышением качества действующего государственного контроля и внедрением новых типов государственного аудита, соответствующих современным реалиям.
В монографии С.В. Степашина приводится следующее определение понятия государственный аудит: «Государственный аудит -- система внешнего, независимого публичного аудита деятельности органов государственной власти по управлению общественными ресурсами (финансовыми, материальными, интеллектуальными) -- является одним из современных институтов социального контроля, который возникает в условиях
стр. 149 из 249
распространения идей гуманизма и свободы как институциональный отклик на изменение представлений людей об иерархии взаимоотношений между государством, обществом и человеком» [7, с. 15].
Следовательно, важнейшая задача государственного аудита как части системы общественного контроля заключается в обнаружении отступлений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности, результативности и экономичности управления национальными ресурсами, включая бюджет, государственную собственность и интеллектуальные ресурсы.
Институт аудита непрерывно развивается, расширяются области его применения. Наиболее интенсивно развивается сравнительно новый (для России) подход к финансовому контролю - проверка эффективности расходования бюджетных средств.
В Лимской декларации 1977 года осуществлению аудита эффективности уделено значительное внимание, подчеркивается, что необходим контроль за тем, «насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства».
Одним из первых аудит эффективности на законодательном уровне начали проводить в Швеции, когда в 1967 году был сформирован отдельный орган ГФК -- Национальное ревизионное бюро Швеции.
Можно выделить следующие этапы становления аудита эффективности [6, с. 154]:
• первый этап (1960—1970-е годы) — основными задачами внедрения аудита эффективности были повышение эффективности деятельности институтов государства, формирование механизма оценки деятельности государственных агентств, упорядочение потоков информации как базы аудита;
• второй этап (1970—80-е годы) смещение акцента при проведении аудита эффективности на анализ результатов деятельности государственных агентств и организаций и оценку полученного эффекта;
• третий этап (1980—90-е годы) — становление модели «системно-ориентированного аудита эффективности»;
• четвертый этап (конец XX века — настоящее время) — совершенствование системноориентированного аудита эффективности с учетом возрастания интенсивности международных финансовых потоков.
Аудит эффективности за рубежом основан на двух общих принципах:
1) аудиту эффективности подлежит не процесс принятия решения органами представительной и исполнительной власти; проверяются ход исполнения и результаты реализации этих решений;
стр. 150 из 249
2) аудит эффективности не имеет цели определения правильности направлений и конкретных показателей утвержденных государственных программ или достоинств (недостатков) избранного политического курса страны. Его цель -- оценка эффективности исполнения бюджета и использования бюджетных средств, выделенных государством для реализации принятых государственных программ.
Мировой опыт свидетельствует, что применение аудита эффективности оказывает существенное влияние на качество принятия и исполнения органами исполнительной власти решений в сфере управления государственными финансами, а также способствует повышению ответственности, прозрачности и подотчетности в их деятельности.
По определению Счетной палаты РФ, аудит эффективности представляет собой проверки деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств в целях определения эффективности использования ими государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.
Основная задача аудита эффективности заключается в том, чтобы давать законодателям и обществу в лице граждан-налогоплательщиков независимую и объективную информацию об уровне качества управления и эффективности использования государственных средств исполнительной властью. Результаты аудита эффективности должны показывать степень достижения поставленных социально-экономических целей и задач, а также представлять, насколько использование государственных средств обеспечивает удовлетворение общественных потребностей.
При проведении аудита эффективности осуществляется анализ результатов функционирования различных сфер общественного сектора, ответственность за которые возложена на соответствующие государственные органы, определяется эффективность бюджетных расходов для общества, а также управленческой деятельности. Таким образом, развитие института аудита привело к расширению рамок традиционного финансового контроля.
В настоящее время аудит эффективности получил широкое распространение не только в зарубежных странах. В России аудит эффективности впервые был проведен только в 2002 году при реализации российско-канадского пилотного проекта «Переход от финансового аудита к аудиту эффективности расходования средств федерального бюджета», осуществленный на примере федеральных целевых программ «Дети Севера» и «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы». В рамках внедрения аудита эффективности в практику работы Счетной палаты РФ потребовалась перестройка существующих форм и методов финансового контроля, корректировка и внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.
стр. 151 из 249
Аудит эффективности, получивший широкое распространение в зарубежных странах, сегодня должен занять свое место и в системе государственного финансового контроля России. Особенно возрастает его роль на современном этапе развития нашего общества, когда решение насущных социально-экономических проблем во многом обусловлено повышением эффективности использования финансовых ресурсов государства. Применение аудита эффективности в государственном финансовом контроле должно осуществляться на основе научно обоснованной концепции, раскрывающей его теоретические и методические основы как нового типа финансового контроля результатов использования государственных средств.
Таким образом, в процессе становления и исторического развития института государственного аудита в России с учетом мировой теории и практики сформировались его новые направления, прежде всего аудит эффективности.
Литература
1. Англо-русский словарь общей лексики (The Universal English-Russian Dictionary): 100 тыс. статей. 6-е изд., испр. и доп. © ABBYY Software Ltd, 2004.
2. Бровкина Н.Д Основы финансового контроля: Учебное пособие // Под ред. М.В. Мельник. М.: Магистр, 2009. С. 317.
3. Двуреченских В.А. Национальный контроль. М.: Изд. дом «Финансовый контроль», 2008. 228 с.
4. Лимская декларация руководящих принципов контроля // Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. М.: Прометей, 1998.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М. 2007. С. 21.
6. Селезнев А.З. Контроль финансовых потоков: Учебное пособие. / Под ред. Проф. В.Ю. Катасонова. М.: ИНФРА-М, 2010. 304 с.
7. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. М.: Наука, 2008. 608 с.
8. Степашин С.В. Конституционный аудит. М.: Наука, 2006. 816 с.
УДК 338.46
ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛА ПРОДАЖ ГОСТИНИЦЫ В РАМКАХ СЕРВИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА