Абакумов Е.В.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
ИНСТИТУТ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРСТВА В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА КАК ПОПЫТКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЕТВИ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (НА ПРИМЕРЕ УФИМСКОГО НАМЕСТНИЧЕСТВА)
Статья посвящена губернской реформе последней трети XVIII века в части создания института генерал-губернаторства на примере Уфимского наместничества. Автор на основе архивных материалов, законодательных источников сделал предположение, что учреждение института генерал-губернаторства привело к делегированию части исполнительных полномочий центральной администрации наместникам и выделению политической ветви власти на местах.
Ключевые слова: государственное управление, Российская империя, Уфимское наместничество, XVIII век, наместник, генерал-губернаторство, политическая власть.
В последней трети XVIII столетия в системе местного управления Российской империи произошли изменения, которые на первый взгляд противоречили идее всевластия самодержавия. В результате узаконения «Нового расписания губерний» 1781 года Екатерина II создала политический институт генерал-губернаторства, наделенный огромными полномочиями на местах. Само понятие «генерал-губернатор» появилось еще в начале XVIII века, причем генерал-губернаторы назначались в столичные и вновь присоединенные окраинные губернии, что свидетельствует об их особом политическом статусе. В «Учреждении о губерниях» 1775 года титулы губернатора, генерал-губернатора и правителя наместнического правления используются практически как название одного и того же должностного лица без точного закрепления пределов его власти. В «Учреждении» почти не определялись характер и содержание административной деятельности генерал-губернаторов, они управляли вверенной им областью скорее «по своему усмотрению».
Несколько лет спустя, императрица выделит генерал-губернатора или наместника в отдельную инстанцию, стоящую между губернией и центральной администрацией, делегировав ее ряд важнейших военно-административных и контролирующих функций. Смысл подобных решений Екатерины II в контексте губернской реформы понятен, если рассматривать их в связи с политикой укрепления всех звеньев администрации после крестьянско-казачьей войны под предводительством Е.И. Пугачева. Логично предположить,
что подобная политика - попытка выделить в самостоятельный институт военно-политическую власть на местах с целью ее усиления.
Проблема организации местного управления в исторической науке изучалась с середины XIX века представителями «историко-юридической» школы (А.Д. Градовский, И.Е. Андреевский, В.В. Ивановский), которые рассматривали губернское управление как самостоятельный институт в системе органов государственной власти [3,1,7]. Начиная с революции 1905 года, в России наблюдался процесс либерализации общественной мысли, в связи с чем анализом местного управления в основном занимались историки кадетского толка: Н.И. Лазаревский, С.А. Корф, И.А. Блинов, их выводы в целом повторяли точку зрения предшественников [9,8,2]. Советская историография считала иследование институтов местного управления второстепенным. Тем не менее, в работах Н.П. Ерошкина, ПА Зайончковского [4,5] характеризуются органы губернского управления с точки зрения оценки структуры и функций. Роль губернатора и губернского правления они понимали как выразителей и исполнителей воли самодержавия. В современной историографии интерес к данной проблематике резко возрос, появились интересные и значимые работы Ю.П. Злобина, Н.Л. Семеновой, С.В. Любичанковского, Л.М.Лысенко [6,15,11,10]. Несмотря на это тема истории губернского управления в Российской империи все еще остается недостаточно изученной. Открытыми являются вопросы соотношения военной и гражданской власти в губернии, пределов власти и характера ответственности губер-
наторов, а также политического смысла учреждения института генерал-губернаторства или наместничества. Наша работа - это попытка рассмотреть политическую природу и характер власти генерал-губернаторов на примере Уфимского наместничества, в состав которого вошла Оренбургская губерния в рассматриваемый период.
В 1775 году Екатерина II принимает новое для Российской империи «Учреждение для управления губерний». По данному «Учреждению» проводиться областная реформа, которая преследовала охранительные и фискальные цели. Вместо ранее существовавшего деления территории России на губернии, провинции и уезды вводилось двухчленное деление на губернии и уезды [14]. В 1781 году Екатерина II составила акт «О новом расписании губерний с означением генерал-губернаторов». Согласно этому закону Российская империя была разделена на 40 губерний, которые объединялись в 20 наместничеств [12]. Каждые два-три наместничества был объединены под властью одного генерал-губернатора. Указ Екатерины II от 13 июня 1781 года стал законодательным актом, юридически закрепившим новый статус генерал-губернаторской власти.
В результате практической реализации реформы, 23 декабря 1781 года Оренбургская губерния как самостоятельная административная единица была упразднена и на правах области в составе четырех уездов (Оренбургский, Верхнеуральский, Бузулукский и Сергиевский) вошла в новоучрежденное Уфимское наместничество, а резиденция главных начальников Оренбургского края временно переместилась из Оренбурга в Симбирск — до постройки в Уфе, ставшей центром наместничества, необходимых казенных и присутственных мест [12].
В основу указа «Об учреждении Уфимского наместничества из двух областей Уфимской и Оренбургской и о разделении оных на уезды» был положен проект И.Я. Якоби с небольшими изменениями. С 1781 по 1796 годы в Уфимском наместничестве должность генерал-губернатора занимали по очереди действительный статский советник Петр Федорович Квашин-Самарин, генерал-поручик Александр Александрович Пеутлинг, действительный статский советник князь Иван Михайлович Баратаев.
Уфимское наместническое правление во главе с генерал-губернатором выполняло многочисленные функции. Наместнику подчинялись
войска, находившиеся на территории губернии. Наместническое правление руководило областными палатами и приказами, контролировало полицейские органы, принимало отчеты и рапорты от подведомственных учреждений, назначало служащих в уездные и областные органы, контролировало несение населением натуральных, денежных, военных и других повинностей, осуществляло прием рекрут. Правление должно было следить за исполнением законов, «чинить взыскание со всех непослушных, сохранять благонравие, порядок, мир и тишину» [13].
На рассмотрение наместнического правления подавали жалобы о злоупотреблениях чиновников, о незаконных сборах с населения, растратах казенных денег. Здесь рассматривались вопросы о неуплате по счетам, векселям, контрактам. Правление накладывало арест на имение или часть его за долги по приговору судебных инстанций. Наместническое правление контролировало деятельность палаты уголовного суда, палаты гражданского суда и казенной палаты. Первым председателем палаты уголовного суда Уфимского наместничества стал П. Кутузов [14].
Палата гражданского суда занималась ревизией гражданских дел, представляемых верхним земским судом, губернским магистратом и верхней расправой. Она состояла из председателя, двух советников и двух асессоров.
Самой сложной по выполняемым функциям и многочисленной по составу служащих была казенная палата. Ее председателем являлся поручик правителя (или вице-губернатор) [14].Казенная палата делилась на шесть экспедиций: первая занималась сбором налогов, податей; вторая экспедиция ведала таможенными делами, «чтобы нигде и ничего потаенного или запрещенного не было провезено и не пропущено». Третьей экспедиции поручались все казенные заводы «чтобы все они в исправности были и чтобы доходы в казну исправно доходили». Четвертая экспедиция заведовала частными заводами, озерами, варницами соляными и магазинами. Пятая составляла ревизионные книги о числе душ в наместничестве, рекрутских наборах, о переводе людей из губернии в губернию. Шестая экспедиция готовила сведения о приходе и расходе денежных средств, проводила ревизию счетов. В седьмой экспедиции были сосредоточены дела о перевозках и состоянии мостов, обо всех казенных и «публичных» стро-
ениях. В состав каждой экспедиции входили экспедиторы и асессоры.
Поскольку Оренбургский край являлся пограничным районом империи, местные генерал-губернаторы получали широкие военно-административные права: контроль за рекрутскими наборами, обеспечение безопасности границ, при необходимости командование действующей армией - «в случае нужды берет надлежащие меры военные» [13].
Таким образом, практическая реализация реформы 1781 года на местах привела к созданию наместничества во главе с генерал-губернатором с функциями и гражданского, и военного управления. Изучение деятельности Уфимского генерал-губернатора показывает, что в его руках сосредотачивались функции надзора и контроля над деятельностью всей губернской администрации и соблюдением законов, он являлся высшей судебной инстанцией в наместничестве и командовал вооруженными силами. На генерал-губернатора, как на доверенное лицо императрицы, возлагалась полная и личная ответственность за политическое и социально-экономическое развитие во вверенном его управлению крае. Наместник был поставлен над губернскими учреждениями и представлял собой «посредствующую» инстанцию между губерниями и самодержавием. Генерал-губернаторы оказались промежуточной ступенью между Императрицей, Сенатом, с одной стороны, и губерниями, губернаторами, с другой. Таким образом, местное управление было разделено между двумя администрациями — губернской и генерал-губернаторской. Компетенция генерал-губернатора была столь значительна, что это входило в противоречие с принципами фун-
кционирования абсолютной монархии, и на первый взгляд приводило к децентрализации управления государством.
В действительности, Екатерина II реализовывала политику усиления местной администрации с целью укрепления государственности в целом. Императрица делегирует значительные военные, политические и административные функции генерал-губернаторам для того, чтобы обеспечить им достаточные полномочия в случае каких-либо социальных конфликтов или серьезных происшествий для немедленного принятия решений и сохранения неприкосновенности самодержавия. Генерал-губернаторства учреждались первоначально в пограничных регионах, подобных Оренбургскому краю, в связи с необходимостью обеспечения безопасности империи, более эффективной защиты ее рубежей. В руках генерал-губернаторов происходила концентрация политических и военно-административных функций по воле императрицы, которая была сторонницей реализации принципа разделения властей. Выделение военной власти в самостоятельную ветвь на местах имело смысл с целью превращения ее в гаранта социальной стабильности и государственной безопасности в отдельных регионах территориально крупной державы.
С восшествием на престол Павла I происходит временное укрупнение ранее созданных на-местничеств по указу от 12 декабря 1796 года «О новом разделении государства на губернии» все наместничества были официально переименованы в губернии. В 1796 году Оренбург губерния выходит из состава Уфимского наместничества, а Оренбург в ходе нового реформирования, становиться областным городом [16].
16.02.2011
Список литературы:
1. Андреевский И.Е. О наместниках, воеводах и губернаторах. - СПб,1864.
2. Блинов И.А. Губернаторы. Историко-юридический очерк.- Спб, 1905.
3. Градовский А.Д. История местного управления в России// Собр. соч. А. Д. Градовского. -Т. I. - СПб.: Тип. - СПб, 1899.
4. Ерошкин Н.П. Местные государственные учреждения дореволюционной России. 1800-1860.- М.,1985.
5. Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. - М.: Мысль,1978.
6. Злобин Ю.П. Институт генерал-губернаторств в России в XVIII веке: становление и развитие. // Вестник ОГУ. - 2010.-№4. С.4-11.
7. ИвановскийВ.В. Административное устройство наших окраин//Ученые записки Казанского университета. Кн.6. От.1, -Казань, 1981.
8. Корф С.А. Очерки исторического развития губернаторской должности в России//Вестник права. - 1901.-№9.-С.148
9. Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Административное право. Т.2.- СПб,1910
10. Лысенко Л.М. Губернаторы и генерал-губернаторы в системе власти дореволюционной России. - М.: МГПУ, 2001.
11. Любичанковский С.В. Губернская администрация и проблема кризиса власти в позднеимперской России (на материалах Урала 1892-1914 гг.). - Самара, Оренбург,2007.
12. Полное собрание законов Российской империи. ПСЗ. - Т. XXI. №15107- СПб., 1830.
13. ПСЗ. - Т. XXI. №14392 - СПб., 1830.
14. ПСЗ. - Т.XXXXIV. №17494- СПб., 1830
15. Семенова Н.Л. Военное управление Оренбургским краем в конце XVIII - первой половине XIX вв.,Стерлитамак, 2001.
16. ГООА. Ф.6, оп. 1, Д. 46. л.3
Сведение об авторе:
Абакумов Евгений Владимирович, аспирант кафедры истории России, теории и методики обучения истории Орского гуманитарно-технологического института (филиал) Оренбургского
государственного университета 462403, г. Орск, пр-т Мира, 15А, тел. (3537) 236951, e-mail: [email protected]
UDC 947.066 (47156)
Abakumov E.V.
Orsk Humanitarian-Technological Institute (the branch) Orenburg State University E-mail: [email protected]
THE INSTITUTE OF GENERAL-GOVERNMENT IN THE LAST THIRD OF XVIII CENTURY AS AN ATTEMPT OF THE ALLOCATION OF POLITICAL BRANCH OF POWER IN THE RUSSIAN EMPIRE (ILLUSTRATED UFA’S VICEGERENCY)
The article is devoted to the provincial reform of the last third of the XVIII century, exactly the establishment of the Institute of General-government in Ufa’s vicegerency. Basing on the archival material and the legislative originals the author supposed that the foundation of the General-government had led to delegacy of executive authority of the central administration of the vicars and the allocation of the political branch of government on the ground.
Key words: central administration, the Russian Empire, Ufa’s vicegerency, XVIII century, the vicar, generalgovernor, political power.
Bibliography:
1. Andreevskiy I.E. About deputies, voevodes and governors. - St.Peterburg, 1864.
2. Blinov I.A. Governors. Historical legal essay. - St.Peterburg, 1905.
3. Gradovskiy A.D. History of local government is in Russia. //Collected Works Gradovskiy. - Vol. I. - St.Peterburg, 1899.
4. Eroshkin M.P. Local public institutions of pre-revolution Russia. 1800-1860. - Moscow.,1985.
5. Zayonchkovskiy P.A. Governmental vehicle of autocratic Russia in XIX century. - Moscow.: Mysl«,1978.
6. Zlobin Yu.P. Institute of governor generals in Russia in XVIII century: Formation and development. // Vestnik OGU. - 2010.-№4. p. 4-11.
7. Ivanovskiy V.V. Administrative device of our suburbs// Scientific Notes of Kazan University.B.6. Kazan, 1981.
8. Korph S.A. The sketchs of the historical development in governoships post in Russia// The bulletin of the law.- 1901.-№9.-P.148
9. Lazarevsky N.I. The lectures on tne law. The administrarive law. Vol..2.- St.Peterburg,1910.
10. Lyisenko L.M. The governors and the general governors in the system of the law in ehe pre-revolutionary Russia. M.: MGPU, 2001.
11. Ljubichankovsky S.V. The provincial administration and a problem of crisis and power in afterimperial Russia (on the materials of Ural 1892-1914.). -Samara, 0renburg,2007.
12. The full meeting of laws of the Russian empire. The full meeting of laws. - T. XXI. №15107- St.Peterburg., 1830.
13. The full meeting of laws. - T. XXI. №14392 - St.Peterburg., 1830.
14. The full meeting of laws. - T.XXXXIV. №17494- St.Peterburg., 1830
15. Semenova N.L. The Military management of the Orenburg edge in the end of XVIII century and a first half XIX
century.,Sterlitamak, 2001
16. The State Regional Orenburg Archive F.6, I.1,B.46,L.3