3.8. ИНСТИТУТ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Разгильдиева М.Б., д.ю.н., доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия»
Аннотация: работа посвящена изложению системного подхода к преподаванию теоретических и практических аспектов института финансово-правового принуждения правового регулирования в сфере применения мер принуждения, установленных финансовым.
Ключевые слова: финаносово-правовое принуждение
Razgildieva M.B., Doctor of Sciences, associate Professor of the Department of financial, banking and customs law VPO «Saratov Volga state Academy of law»
Summary: This paper is devoted to presenting a systematic approach to the teaching of the theoretical and practical aspects of the institution's financial and legal enforcement of legal regulation in the sphere of application of the measures under coercion established financial.
Keywords: finanosovo-law enforcement
Задача совершенствования законодательства предполагает высокий уровень подготовки кадров как правотворческих, так и правоприменителей. Одна из проблем преподавания современного финансового права заключается в отсутствии системного подхода к изложению теоретических и практических аспектов института финансово-правового принуждения. В учебной литературе данный институт либо не рассматривается вовсе , либо освещается лишь в аспекте финансово-правовой ответственности2, либо имеет не системное изложение материала, когда в отдельные разделы включаются параграфы, посвященные мерам финансово-правового принуждения или ответственности, при этом иные разделы данного аспекта не отражают, хотя согласно соответствующему законодательству меры принуждения существуют. Например, в учебнике А.А. Тедеева, В.А. Парыгиной «Финансовое право» подробно освещается правовое регулирование мер налогово-правового принуждения (глава 16), но отсутствует аналогичного характера сведения по иным разделам, в том числе в Общей части3. В другом учебнике «Финансовое право» содержится параграф об ответственности кредитных организаций за нарушение банковского законодательства, а также параграф об ответственности за налоговые правонарушения за рубежом, но при этом нет информации о мерах принуждения или ответственности по российскому налоговому и бюджетному законодательству4. Подобная тенденция прослеживается и в других учебниках и учебных пособиях5.
1 См.: Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Норма, 2005.
См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник.
М.: Юристъ, 1999; Финансовое право. Учебное пособие / Под ред. А.А. Ялбулганова. М.: «Статут», 2001; Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. Е.Ю. Грачевой. М.: Право и закон, КолосС, 2003; Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004.
3 См.: Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2004.
4 См.: Финансовое право: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / А.Б. Быля, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: Проспект, 2010.
5 См.: Демин А.В. Финансовое право: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004; Емельянов а.с. Финансовое право. М.: «Былина», 2004; Финансовое право: учебник / К.С. Бельский и др.; под ред. С.В. Запольского. М.: Российская академия правосудия; Эксмо, 2006;
Изложенное нисколько не умаляет значимости, которую имели и имеют перечисленные учебники и учебные пособия для познания основ и особенностей финансово-правового регулирования, но отражает недостаточный уровень научного внимания к проблемам финансово-правового принуждения как института финансового права.
Правовое регулирование мер, составляющих содержание финансово-правового принуждения, осуществляется бюджетным, налоговым, банковским законодательством, законодательством в сфере обязательного государственного социального страхования и рынка ценных бумаг, т.е. представляет собой значительный блок финансово-правовых норм, требующих своего изучения. Представляется, что выделение института финансово-правового принуждения в Общей части финансового права, а также соответствующих институтов в Особенной части финансового права, будет выполнять важную методологическую и познавательную функцию в процессе подготовки юриста.
Формирование подобного раздела в учебной литературе может иметь определенные затруднения, связанные с отсутствием широкого научного осмысления данной проблематики в финансово-правовой науке. Объектом научного внимания последних лет, в основном, являлся институт финансово-правовой ответственности и его подвидов в разных сферах финансовоправового регулирования. Думается, что при формировании комплекса учебного материала о финансовоправовом принуждении необходимо учитывать ряд его особенностей.
Во-первых, об институте финансово-правового принуждения следует вести речь, прежде всего, как теоретическом институте в содержании финансового права. Основная особенность финансово-правового принуждения заключается в определенной абстрактности данного понятия, отсутствии единой правовой, нормативно-определенной конструкции, составляющей его содержание. Понятия финансово-правового принуждения, финансово-правовой (финансовой) ответственности, как правило, используются как обобщающие для правовых институтов различных отраслей финансового законодательства (бюджетного, налогового,
Барциц И.Н., Петрова Г.В. Финансовое право: учебник. М.: Изд-во РАГС, 2010.
М.Б. Разгильдиева
ИНСТИТУТ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
валютного и других), либо указанные понятия используются для обозначения рода таких явлений как бюджетная, налоговая и др. ответственность или принуждение. Между этими правовыми институтами отсутствуют функциональные взаимосвязи: они применяются в разных правоотношениях, которые складываются между разными субъектами, в разном процессуальном порядке. Качества финансово-правового принуждения как целого «выводятся» из анализа свойств и характеристик его частей. Как целое финансово-правовое принуждение не обладает какими-либо свойствами, не присущими одному или нескольким правовым институтам, составляющим его содержание. Финансовоправовое принуждение не обладает автономностью функционирования: в реальных правовых отношениях применяется какая-либо из его разновидностей, имеющих нормативное закрепление оснований и порядка реализации. Существующая в настоящее время автономность правового регулирования различных сфер финансовой деятельности государства (муниципальных образований) фактически свидетельствуют о том, что и финансово-правовое принуждение в каждой сфере формируется и функционирует без соотношения с иными областями финансово-правового регулирования. Поэтому изменение одного элемента (правового института) в содержании финансово-правового принуждения не вызывает изменения других или финансово-правового принуждения в целом.
Специфика финансово-правового принуждения заключается в том, что его нельзя обозначить как правовой институт, т.к. он не имеет характера нормативно установленной системы норм, регулирующих однородные общественные отношения. Например, существуют нормативно закрепленные институты бюджетноправового и налогово-правового принуждения, для которых понятие «финансово-правового принуждения» является обобщающим, родовым. Таким образом, «финансово-правовое принуждение» не являясь самостоятельным правовым институтом, выполняет важнейшую функцию научно-правового обобщения, т.е. выступает понятием финансово-правовой науки.
Во-вторых, необходимо отграничивать институт финансово-правового принуждения от иных финансово-правовых институтов, прежде всего, института финансового контроля. Финансовый контроль и финансово-правовое принуждение в целом не являются однородными понятиями, выступают автономными по своей природе явлениями.
Мероприятия, осуществляемые в рамках финансового контроля, не могут быть отнесены к институту правового принуждения, т.к. не соответствуют признакам последнего. Их осуществление обусловлено не нарушением закона конкретным лицом, а текущим исполнением полномочий контролирующего органа (планируемые проверки) или необходимостью юридического подтверждения информации о наличии нарушений (внеплановые проверки). Возникающие у проверяемого обязанности не могут рассматриваться как дополнительные ограничения его прав, т.к. они входят в общий статус соответствующего субъекта финансовых правоотношений: налогоплательщика, кредитной организации, страховой организации, получателя бюджетных средств и т.д.: возникновение обязанностей в рамках мероприятий финансового контроля (например, предоставить необходимые для контроля сведения) обу-
словлено не совершением нарушения проверяемым субъектом, а наличием у него соответствующего статуса, предполагающего возможность проведения финансового контроля его деятельности.
Несмотря на очевидную взаимосвязь, цели финансового контроля и финансово-правового принуждения все же различаются. Финансовый контроль осуществляется в целях выявления информации о состоянии финансовой дисциплины. Целью финансово-правового принуждения выступает охрана субъективного права, в случае установления факта его нарушения6. Меры принуждения подлежат применению в зависимости от полученного результата финансового контроля - в случае выявления фактов нарушения финансового законодательства. Применяемая мера принуждения зависит от характера выявленного нарушения: предприняты действия для устранения нарушения и его последствий; установлены основания для привлечения к финансово-правовой или иной ответственности или для отказа в привлечении к ответственности.
Определенным образом отсутствие у финансового контроля принудительной природы подтверждается тем, что многочисленные научные исследования финансового контроля не указывают на подобное его свойство7. Подтверждается этот теоретический вывод и материалами судебной практики: арбитражные суды возвращают заявления о признании недействительными решений о назначении проверок, а также итоговых актов проверок. По сходным категориям дел суды указывают, что такие акты, хотя и имеют ненормативный характер, но не изменяют материально-правовой статус лица8.
В-третьих, необходимо определиться в вопросе, что является основанием финансово-правового принуждения. Представляется справедливым мнение тех ученых, которые усматривают основания правового принуждения в противоправном поведении. Градация противоправных деяний является достаточно устоявшейся: юридическая наука выделяет два типа неправомерных деяний: правонарушения (виновные неправомерные деяния) и объективно-противоправные (невиновные противоправные деяния). Однако в теории права противоправность деяния понимается различно. Так, В.Н. Кудрявцевым противоправность связывается с тем, что лицо нарушает обязанность, возложенную на него правовым актом9. Х.И. Шварц считал противоправным такое действие, которое противоречит и объективному праву (закону) и одновременно нарушает
6 Подробнее об этом см.: Разгильдиева М.Б. Теория финансовоправового принуждения и сферы его применения: Автореф. дис. ... д.ю.н.. Саратов, 2011. С. 29-30.
7 См., например: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2000; Цалиев А.Т. Организационно-правовое обеспечение государственного финансового контроля в Российской Федерации. Автореф. дисс.
... канд. юрид. наук. М., 2007; Хорина Л.Я. Правовое обеспечение контроля исполнения федерального бюджета Российской Федерации. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Терехова Е.В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации. Автореф. дисс.
... канд. юрид. наук. М., 2006.
8 См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 1 марта 2011 г. № Фо9-621/11-С1.
9 См.: Общая теория государства и права. Академический курс с 3-х томах. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Том 3. М., 2002. С. 456.
субъективное право потерпевшего10. О.С. Иоффе к
противоправным относил действия, запрещенные за-
11
коном .
Думается, что основанием финансово-правового принуждения является совершение противоправного деяния, т.е. действия или бездействия, сопряженного с неисполнением юридической обязанности субъекта правоотношения. Особой разновидностью противоправного деяния является финансовое правонарушение, как основание для применения финансовоправовой ответственности.
В заключение необходимо отметить, что ознакомление и освоение обучающимся правового регулирования в сфере применения мер принуждения, установленных финансовым законодательством является всегда актуальной потребностью подготовки практикующего юриста и обусловливает необходимость соответствующих научных разработок и исследований.
10 См.: Шварц Х.И. Обязательства из причинения вреда. М., 1954. С. 8.
11 См.: Иоффе О.С. Обязательства по возмещению вреда. Л., 1952. С. 15.