УДК 378.33
Брагина З. В., Исаев Н. В.
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КГУ ИМ. Н. А. НЕКРАСОВА: УСТРЕМЛЕННЫЙ В БУДУЩЕЕ
Цель статьи - показать роль экономического факультета университета в системе экономического образования. Актуальность проблемы состоит в значимости экономического образования и наличии многих нерешенных задач в организации экономического образования. Инновационное развитие предполагает повышение эффективности и качества интеллектуального сопровождения государственного и муниципального управления, управления в сфере бизнеса, образования и некоммерческих организаций.
Ключевые слова: экономика, образование, университет, инновации, развитие.
Институт экономики отмечает в 2011 году свой десятилетний юбилей. За время своего существования он стал одним из крупнейших и динамично развивающихся структурных подразделений Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, крупным образовательным и научно-исследовательским центром костромского региона.
Экономические факультеты университетов -относительно небольшие подразделения, созданные за последние 10-15 лет во многих областях России, сталкиваются с многообразными трудностями в подготовке квалифицированных специа-листов-экономистов. Сейчас в России пришла пора говорить о всеобщем бизнес-образовании. Наш университет стремится быть инновационным вузом, и мы можем что-то предложить, можем работать с интеллектуальной собственностью.
Экономическое образование является одним из факторов инновационного развития экономики. Оценивая роль образования в инновационном развитии экономики следует отметить, что с одной стороны, образование действительно предоставляет знания и навыки предпринимателям и другим заинтересованным лицам, связанным с процессом инноваций и экономическим ростом. С другой стороны, образование может стимулировать креативность с воображением и, таким образом, упростить процесс приспособления инноваций к требованиям реальной жизни. Вместе с тем здесь кроется опасность - образование может одновременно лишать креативности, загоняя индивидуума в определенные рамки мышления, лишая его нестандартно мыслить.
Обратимся к модели подготовки специалиста, в данном случае экономиста. Ключевая проблема, основное звено в создании такой модели - это оптимизация общеметодологической, общеэко-
номической подготовки («базовая подготовка»), обеспечивающей высокую степень приспособляемости специалистов к различным видам экономической деятельности. При этом в ходе подготовки экономиста необходима его ориентация на определенные виды деятельности, и это предполагает некоторое уточнение модели специалиста с учетом специфических потребностей «заказчика», для которого работает данный вуз.
Базовая подготовка специалистов предполагает умение переводить базовые знания в плоскость производных знаний прикладного характера, ибо, как представляется, основная слабость в подготовке экономистов в высшей школе заключается в излишней академичности. Последняя обнаруживается в недостаточном умении применить полученные знания на практике.
В этой связи приобретает значение совершенствование учебного процесса на основе выработки предложений по повышению эффективности и качества интеллектуального сопровождения государственного и муниципального управления, управления в сфере бизнеса, образования и некоммерческих организаций в контексте стратегических задач инновационного развития Российской Федерации.
Дж. М. Кейнс дал в свое время исчерпывающую характеристику для экономиста. В предисловии к «Основам экономической науки» А. Маршалла он справедливо писал, что «... экономист высшей пробы должен обладать редким сочетанием множества способностей. Он должен обладать громадным объемом знаний в самых разных областях и сочетать в себе таланты, которые редко совмещаются в одном лице. Он должен - в известной мере - одновременно быть математиком, историком, государствоведом, философом. Он должен понимать язык знаков, символов и уметь
© Брагина З. В., Исаев Н. В., 2011
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011
9
выражать свои понятия и концепции словами. Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное. Он должен изучать настоящее в свете прошлого во имя предвидения будущего. Ни одну сторону природы человека и его институтов экономист не должен полностью оставлять без своего внимания. Он должен быть одновременно целеустремлен и объективен, беспристрастен и неподкупен, как художник, но вместе с тем иногда столь же близок к реальной жизни, как и политический деятель» [1, с. 16].
Институт экономики определяет свою миссию следующим образом: используя опыт университетского образования России, на базе современных компетентностных подходов и инновационных технологий обеспечить качественное образование, позволяющее осуществить экспансию знаний в экономическое развитие.
В целом, стратегическая миссия института экономики заключается в подготовке высококвалифицированных адаптированных специалистов в области экономики и управления, наделенных чувством гражданской и социальной ответственности на основе всестороннего развития студента как человека и патриота.
Данная миссия реализуется путём формирования интеллектуальной элиты российского общества в области экономики и управления, что предполагает достижение следующих целей:
- обеспечить развитие фундаментальной и прикладной экономической науки, создание новых научных школ и направлений, существенно расширить сферу и масштабы прикладных научных исследований в области экономики и управления, превратить исследования преподавателей и студентов в органическую часть образовательной деятельности института;
- формировать уровень, стандарты и лучшие образцы университетского экономического и управленческого образования бакалавриата;
- превратить ИнЭк за годы реализации стратегии в институт комплексного образования: бакалавриат и магистратура. Готовить высококвалифицированных компетентных бакалавров, а также магистров экономики и менеджмента, владеющих фундаментальными теоретическими знаниями, мировоззренческим мышлением, методами целеполагания и анализа содержательных областей, имеющих практические навыки и конкурентоспособных на современном рынке труда;
- сохранить и укрепить позиции института экономики как научного и образовательного учреждения с динамично развивающейся экономической аспирантурой;
- реализовать принцип непрерывного образования, расширив число программ дополнительного образования, в т. ч. программ повышения квалификации как преподавателей экономических дисциплин всех уровней системы образования страны, так и специалистов с предприятий и учреждений-партнеров ИнЭк;
- осуществить внедрение перспективных обучающих технологий, обеспечивающих выявление и развитие творческого потенциала студентов.
Для достижения поставленных целей дирекция института видит необходимость решения следующих задач:
- расширение масштабов теоретических и прикладных научных исследований путём перегруппировки имеющегося научного потенциала и оснащения исследователей современными программными средствами; усиление исследовательской компоненты учебных программ магистров;
- проведение регулярных маркетинговых исследований рынка труда и образовательных услуг для эффективного содействия трудоустройству и мониторинга занятости выпускников всех уровней образования;
- совершенствование содержания и технологий подготовки бакалавров и магистров; количество магистерских программ должно составить не менее четырех. Продолжить начатую ранее институтом работу по модернизации университетского экономического образования путём обновления его содержания, перехода на двухступенчатую систему обучения, организации учебного процесса с использованием зачётных единиц и обновления материально-технической базы;
- создание системы контроля качества образовательных услуг;
- расширение масштабов дополнительного образования в институте, открытие новых программ подготовки и переподготовки кадров;
- внедрение инновационных обучающих технологий, в том числе: перенос центра тяжести в обучении на организуемую и контролируемую самостоятельную работу студентов; повышение удельного веса исследовательской работы магистров до половины общего объёма трудоёмкости магистерских программ, при этом тематика исследовательской работы должна быть частью иссле-
10
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011
довательской программы института; обязательное использование всеми преподавателями электронных средств коммуникации и визуализации;
- модернизация и расширение материальнотехнической базы, обеспечивающей внедрение новых технологий обучения, формирование и поддержание информационной базы учебного процесса и научных исследований.
Выполнение миссии ИнЭк, достижение целей и реализация задач происходит путем своеобразного симбиоза триады: научная работа, учебный процесс и социально-профессиональная адаптация.
Произошло становление костромской экономической научной школы, основателем которой следует считать доктора экономических наук, профессора Матвея Исааковича Скаржинского, осуществившего вместе со свими коллегами введение в научный оборот понятия «новая политическая экономия» в ином, чем западные экономисты, контексте. Сегодня это понятие прочно вошло в умы исследователей, хотя его трактовка неоднозначна. Общее направление «Новая политическая экономия» трансформировалось в более широкое русло, включившее в себя исследования методологического и методического характера. Можно выделить следующие направления научных исследований института экономики КГУ им. Н. А. Некрасова:
- SMART мир: новая парадигма мироустройства;
- конкуренция и конкурентоспособность российского бизнеса;
- инновационное развитие региона: потенциал, институты, механизмы;
- эффективное управление изменениями -ключевой фактор инновационного развития предприятий, регионов, страны;
- интеллектуальные ресурсы регионов России;
- лучшие практики управления;
- качество управления как ключевой фактор модернизации России;
- проблемы инновационного процесса в производственном комплексе;
- институциональная среда как фактор конкурентоспособности инновационного развития;
- экономическая безопасность: последствия новационного поведения.
Тематическая область исследований ученых института и его научных школ сложилась в соответствии с профилем, обусловленным потребностью
в постоянном повышении уровня подготовки экономических и управленческих кадров. Она представлена следующими научными областями: экономика образования; институциональная экономика; финансы, денежное обращение и кредит; бухгалтерский учет, анализ и аудит; математические и инструментальные методы экономики; управление инновациями; региональная экономика; экономика труда; маркетинг; коммерция; теория и методология управления социально-экономическими системами; управление производством в основных народно-хозяйственных комплексах; социально-психологические проблемы управления; информационные технологии в управлении.
Отметим, что успех преобразований в России зависит от обеспечения основных направлений общественного развития необходимыми интеллектуальными, материальными и нравственными ресурсами, пополнение которых невозможно без хорошо развитой системы образования. Кроме того, образование, в особенности высшее, является сферой социальной практики, где зарождаются новые идеи, гипотезы, новое теоретическое видение мира, новые социальные ценности и идеалы. Одной из наиболее эффективных форм проектирования, оценки и интеллектуального обеспечения социальных процессов являются научно-педагогические школы. Они призваны стать точками роста структурной перестройки образования, перехода его в новое качество, а через него -и самого общества.
В связи с этим, значимым становится выявление особенностей формирования и существования современных научно-педагогических школ как фактора, определяющего развитие современной науки, формирующего современное научное мышление и обусловливающего процесс интеграции науки и высшего образования в контексте формирования новой образовательной парадигмы и изменяющейся научной картины мира.
Представителей научной школы института экономики в области организационных инноваций объединяет общая методология исследования проблем организации управления производством, базирующаяся на моделировании многомерных социально-экономических объектов, и поэтому школа может быть названа «Организация и управление производством» (руководитель профессор З. В. Брагина).
Становление научной школы профессора Н. П. Гибало «Институционализация трудовых
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2011
11