Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ДИАКОНИСС В ТРАДИЦИИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ'

ИНСТИТУТ ДИАКОНИСС В ТРАДИЦИИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАКОНИССА / АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ЖЕНСКОЕ МОНАШЕСТВО / АРМЯНСКОЕ МОНАШЕСТВО / АРМЯНСКИЕ МОНАХИНИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казарян Г. С.

Статья посвящена рассмотрению основных моментов исторического пути института диаконисс в Армянской Апостольской Церкви. Свидетельства об армянских диакониссах встречаются приблизительно с Х в., однако анализ этих эпизодических пассажей ставит исследователя перед разными проблемами текстологического и содержательного характера. Пика своего развития институт диаконисс достиг в ХIX в., будучи связанным с монашескими кругами. В ХХ в., в связи с исчезновением немногочисленных армянских женских обителей, институт пришел в упадок, хотя в наши дни наблюдаются некоторые инициативы локального значения по восстановлению служения диаконисс уже в приходской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTION OF DEACONESSES IN THE TRADITION OF THE ARMENIAN APOSTOLIC CHURCH

The article presents the main points on the history of the institution of deaconesses in the Armenian Apostolic Church. While the testimonies to the Armenian deaconesses date back to the 10th century, the analysis of these fragmentary passages raises various problems of textual and content-related character. The institution of deaconesses reached its peak in the 19th century, being associated with monastic circles. In the 20th century, with the disappearance of a small number of Armenian women’s convents, the institution declined, although today there are some local efforts to re-establish diaconal service of women in the parish life.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ДИАКОНИСС В ТРАДИЦИИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ»

РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ ИСТОРИИ ЦЕРКВИ 2022; 3(2): 5-23 doi:10.15829/2686-973X-2022-101

[МШИ]

Институт диаконисс в традиции Армянской Апостольской Церкви

Казарян Г. С.

Статья посвящена рассмотрению основных моментов исторического пути института диаконисс в Армянской Апостольской Церкви. Свидетельства об армянских диакониссах встречаются приблизительно с Х в., однако анализ этих эпизодических пассажей ставит исследователя перед разными проблемами текстологического и содержательного характера. Пика своего развития институт диаконисс достиг в XIX в., будучи связанным с монашескими кругами. В XX в., в связи с исчезновением немногочисленных армянских женских обителей, институт пришел в упадок, хотя в наши дни наблюдаются некоторые инициативы локального значения по восстановлению служения диаконисс уже в приходской жизни.

Ключевые слова: диаконисса, Армянская Апостольская Церковь, женское монашество, армянское монашество, армянские монахини.

Отношения и деятельность: не оказывает влияния на представленный материал.

Казарян Геворг Сережевич — доктор богословия, преподаватель древнеармянского языка (грабара) в Центре изучения древневосточного христианства при Богословском факультете Афинского национального университета, Афины, Греция. ORCID: 0000-0001-5141-0374.

Автор, ответственный за переписку (Corresponding author): dngevorg@gmail.com

Рукопись получена 25.04.2022 Рецензия получена 23.05.2022 Принята к публикации 06.06.2022

Для цитирования: Казарян Г. С. Институт диаконисс в традиции Армянской Апостольской Церкви. Российский журнал истории Церкви. 2022;3(2):5-23. doi:10.15829/2686-973X-2022-101. EDN SPSJUW

The institution of deaconesses in the tradition of the Armenian Apostolic Church

Gevorg S. Kazaryan

The article presents the main points on the history of the institution of deaconesses in the Armenian Apostolic Church. While the testimonies to the Armenian deaconesses date back to the 10th century, the analysis of these fragmentary passages raises various problems of textual and content-related character. The institution of deaconesses reached its peak in the 19th century, being associated with monastic circles. In the 20th century, with the disappearance of a small number of Armenian women's convents, the institution declined, although today there are some local efforts to re-establish diaconal service of women in the parish life.

Keywords: deaconess, Armenian Apostolic Church, nuns, Armenian monasticism, Armenian nuns.

Relationships and Activities: none.

ISSN 2686-973X (Print) ISSN 2687-069X (Online)

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

Gevorg S. Kazaryan — Doctor of Theology, teacher of Ancient Armenian Language (Grabar) in the Oriental Christianity Research Laboratory at the Faculty of Theology, National and Kapodistrian University of Athens, Athens, Greece. ORCID: 0000-0001-5141-0374.

Corresponding author: dngevorg@gmail.com

Received: 25.04.2022 Revision Received: 23.05.2022 Accepted: 06.06.2022

For citation: Gevorg S. Kazaryan. The institution of deaconesses in the tradition of the Armenian Apostolic Church. Russian Journal of Church History. 2022;3(2):5-23. (In Russ.) doi:10.15829/2686-973X-2022-101. EDN SPSJUW

Согласно древнехристианским источникам и современным исследованиям, институт диаконисс появился в жизни Церкви в начале III в. и развивался в течение ГУ-УП вв. как на Востоке, так и на Западе. В начале второго тысячелетия институт диаконисс практически прекратил свое существование: они продолжали служить только в Константинопольской Церкви, где были окончательно запрещены в начале XIV в.1

Первые исторические свидетельства

Исторические свидетельства о диакониссах в армянской церковной действительности относятся к сравнительно позднему времени, когда во Вселенской Церкви институт уже пришел в упадок. Так, слово uшpfyшшqmhfi (sarkavaguhi), т. е. "диаконисса", впервые встречается в древнейшем армянском Маштоце (Евхологии) IX — X вв. — в последо-вании великой схимы. Согласно немногословному указанию Маштоца, "женщин же следует облачать в схиму и совершать то же последование [что и для мужчин]. Но их да разоблачают [от мирских одежд] диакониссы, покрывая [их] лоб черным платом до бровей"2.

Чуть более подробные сведения о диакониссах можно найти в трудах трех известных авторов XII — XIV вв. — Мхитара Гоша (|1213), Смбата Спарапета или Гундстабля (1208-1276) и митрополита Стефана Орбеляна (|1305). Сначала рассмотрим их примечательные свидетельства по отдельности и далее попытаемся проанализировать их в подробности.

1) Выдающийся правовед и богослов, игумен монастыря Нор Гетик (Гошаванк) Мхитар Гош в своем монументальном труде "Судебник" (свод церковных правил и светских законов, 1184 г.) приводит обширный текст, где перечисляются и описываются церковные степени и государственные чины, их функции и облачения. Судебник Гоша дошел до нас в трех редакциях, из которых первая считается авторской, а две остальные — ее чуть более поздними переработками. Итак, перечисляя иерархические степени Церкви и дойдя до диаконов, Мхитар Гош пишет:

1 Т. к. в данной статье у нас нет возможности изложить все аспекты исторического развития института диаконисс, мы ограничимся лишь следующими ссылками, где можно найти обширную библиографию по тематике: Желтов 2006; веобарои 2012; Vassiliadis 2017. Из основной англоязычной библиографии, относящейся собственно к теме армянских диаконисс, см.: Oghlukian 1994; Аа2000; Етпе 2007.

2 Великий Маштоц 2012:329.

1-ая редакция, гл. 225 "И среди женщин есть рукоположенные диаконы, именуемые диакониссами, чтоб возглашать женщинам и читать Евангелие, дабы ни мужчина входил туда, ни она выходила из монастыря. Однако, когда священники совершают крещение, они приходят к купели, ибо за завесой они омывают женщин водой искупления. Их одеяние (схима) во всем та же самая, что и у прочих монахинь, только на лбу имеется крест и они держат кушкен с правой стороны. Не посчитай сие чем-то новым и противным порядкам, поскольку об этом мы узнаем из предания святого апостола, ибо говорит он: "Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской" (Рим. 16: 1)"3.

2-ая редакция, гл. 113 "Есть и из женщин диакониссы, рукоположенные с целью возглашать женщинам и читать Евангелие, дабы ни мужчина входил туда, ни она выходила из женского монастыря. Однако, когда священники совершают крещение совершеннолетних женщин, то диакониссы приходят к купели и омывают женщин, а священник за завесой помазует. И чин у диаконисс во всем тот же, что и у прочих монахинь, только житие построже. У нее на лбу имеется крест, а с правой стороны плеча — полумантия. И не посчитайте сие чем-то новым и противным порядкам, о братья святые! Но об этом мы узнаем из предания святого апостола, ибо говорит он: "Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви" (Рим. 16: 1)"4._

3-ая редакция, гл. 225 "Есть и диакониссы из женщин, рукоположенные с целью возглашать женщинам и читать Евангелие, дабы ни мужчина входил туда, ни она выходила из женского монастыря. Однако, когда священники совершают крещение совершеннолетних женщин, то диакониссы приходят к купели; они омывают женщин, а священник за завесой помазует. И чин у диаконисс во всем тот же, что и у прочих монахинь, только житие построже, на лбу имеется крест, а с правой стороны плеча у них есть полумантия. Не посчитайте сие чем-то новым и противным порядкам, о братья святые! Но об этом мы узнаем из предания святых апостолов, ибо говорит он: "Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви" (Рим. 16: 1)"5.

2) В 1265 г. Смбат Спарапет (Гундстабль, Коннетабль), брат Киликий-ского царя Хетума I (1226-1270) переложил Судебник Гоша (его третью редакцию) на киликийский диалект, адаптируя к своему времени и ареалу. В Судебнике Смбата сведения Мхитара Гоша о диакониссах выглядят в следующей модификации: "...Диаконы... если велит священник6, могут рукополагать и диаконисс, которые также могут возглашать женщинам и читать [им] Евангелие там, куда мужчины не вхожи. Одеяние их как у монахинь, и могут они омывать отроков и женщин водой искупления. У них есть крест на лбу, а на правой руке лежит куш (рт2 ЦШшJ). Впрочем, сей чин давно исчез из среды жен армянских. Но это то, о чем писал апостол: "Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви" (Рим. 16: 1)"7.

3 Мхитар Гош 1975:136-137.

4 Мхитар Гош 1880. Данная редакция Судебника была переведена на русский язык в 1954 г. (см. Мхитар Гош 1954:125), однако имея в виду плохое качества перевода, мы сочли необходимым представить данный отрывок в нашем переводе.

5 Мхитар Гош 1975:400. Проблематичным является свидетельство Мхитара о том, что если диакон и священник извергаются из сана епископом, рукоположившем их, то диаконисс лишают сана диаконы (Мхитар Гош 1975:141, 404; Мхитар Гош 1880:277; ср. Етпе 2007:24-25). По логике пассажа следует, что диакониссы поставляются диаконами. Однако, данное положение противоречит не только общехристианской традиции, но и армянскому чину посвящения диакониссы, согласно которому, как увидим дальше, ее рукополагает архиерей.

6 Смбат здесь интерпретирует вышеуказанный проблематичный намек Гоша о том, что диаконисс рукополагают диаконы.

7 Смбат 1958:66-67. Судебник Смбата Спарапета был переведен на русский дважды (см. Смбат 1958; Смбат 1971), однако из-за неточности богословской терминологии обеих переводов мы предпочли представить пассаж о диакониссах в нашем переводе.

Рис. 1. Храм Свято-Екатерининской обители.

Рис. 2. Грамота с изображением Свято-Екатерининской обители, игумении Катарине (Екатерины) и 15 сестер, 1839 г. (фрагмент).

3) Выдающийся церковный деятель, историк и богослов Стефан Орбе-лян, митрополит Сюникский, в своем основном труде "История провинции Сисакан (Сюника)", приводя уже знакомый текст про иерархические степени и доходя до диаконов, замечает: "Из женщин же бывают диакониссы, которые возглашают в женских монастырях. Облачение у них монашеское, носят они мантию, на лбу имеют крест и маленький орарь, свисающий с рукава или с пояса; [диаконисса] поднимается на алтарное возвышение, возглашает и читает Евангелие, [однако] не среди сонма [клириков] в алтаре, но порознь или в каком-нибудь уголке. Однако пусть она вовсе не приближается к служению Святого Таинства, в отличие от мужчин диаконов"8.

8 Стефанос Орбелян 1859:153.

Итак, из вышеперечисленных отрывков становится понятно, что либо Мхитар Гош и Стефанос Орбелян черпают свои сведения из какого-то общего источника, либо же Сюникский митрополит, как и Смбат Спа-рапет, репродуцирует текст Гоша. Профессор Р. М. Бартикян, который перевел данную главу Судебника на греческий язык, снабдив введением и замечаниями, на основании некоторых филологических наблюдений предполагает, что глава 225 (113) Судебника и вовсе не принадлежит перу Гоша. По всей видимости, как полагает почтенный академик, текст был переведен в Киликийской Армении и включен в Судебник в промежутке между 1184-1265 гг. Вероятным переводчиком Р. Бартикян считает известного армянского архиепископа Киликийского г. Тарс Нерсеса Ламбронского (1115-1198), а terminus ante quem перевода считает 1177 г.: именно тогда архиепископ довершил свое Толкование Литургии, где также содержится глава о священноначалии9. Впрочем, интересно отметить, что у тарсийского предстоятеля в интересующем нас пассаже о диа-кониссах ничего не говорится, из чего можно предположить, что ему этот сан был незнаком10. Более того, Нерсес Ламбронский в Толковании Литургии однозначно замечает, что женщины не могут быть рукоположены в диаконский сан11.

Таким образом, текстологический анализ пассажей из Толковании Литургии Нерсеса, Судебника Гоша и Стефаноса Орбеляна еще ждет сво-

9 MnapTiKiav 2007:166-168.

10 Нерсес Ламбронский 1847:84. Кроме этого, текст о церковном чиноначалии из Судебника Гоша заметно отличается от аналогичного текста у Нерсеса, в связи с чем следует полагать, что тарсийский иерарх не является переводчиком изначального текста на армянский.

11 Там же : 53.

Рис. 4. Сестры Свято-Екатерининской обители и диаконисса, облаченная в мантию с куколем, кон. XIX в.

его исследователя. Но в любом случае, кажется, что, даже используя переводной текст, армянские авторы вносили туда свои коррективы, отражающие местные особенности. И в этом смысле — упоминание о диакониссах адекватно отражает положение вещей в армянской церковной действительности XII — XIII вв.

Обратимся теперь к анализу вышеприведенных сведений и характеру служения диаконисс в Армянской церкви.

Все авторы, говоря о служении диаконисс в женских обителях, используют глагол ршрпфй, означающий не только "проповедовать", (ср. греч. кпршою), но и "возглашать ектении". Мы предпочитаем второй вариант, т. к. дело проповеди в Армянской церкви было доверено специальному институту вардапетов (наставников) — монахов с богословским образованием. Таким образом, возглашая ектении и читая Евангелие, диаконисса замещала собой диакона в женских обителях, куда вход мужчинам, за исключением духовника обители, был воспрещен (принцип äßaxov).

Следующей важной функцией диаконисс считается приготовление женщин и детей к Крещению. В этом случае, как можно понять из цитат, диакониссы приходили из своей обители в церковь, где совершалось крещение. Данная функция диаконисс едва ли не самая древняя, она отмечена уже в Апостольских постановлениях (нач. III в.), причем распро-

странение крещения с младенческого возраста считается одной из главных причин, приведших к исчезновению института диаконисс. В Армении XII — XIII вв. данное служение диаконисс могло быть актуализировано в связи с крещениями иноверцев, как, например, сельджуков, монголов и т. д.

Если Мхитар Гош и Смбат Спарапет концентрируют свое внимание на служении диаконисс во время совершения Крещения, то Стефан Орбелян умалчивает о такой функции. Описание сюник-ским митрополитом функций диаконисс приближает их к иподиаконам: согласно Маштоцу, иподиакон (арм. lfiuшuшplшшq, дословно — полудиакон) возглашает ектении, кадит, облачает священника к Литургии, моет покровы престола, приуготовляет Святые Дары к проскомидии, прислуживает в алтаре за Литургией. Облачение иподиакона — стихарь и манипул (pшqlmpшp)a.

Примечательны и описания облачения диаконисс. Все авторы согласно передают, что от остальных монахинь диакониссы отличались крестом на лобной части головного покрова. Что касается остальных частей одеяния, то Мхитар использует собственный термин рп^ЦкЬ (к'шкеп), который, очевидно, идентичен с тюркским дшад (кушак). В следующих редакциях Судебника это слово заменено словом Ц^ишр^ЦЬпд (^а^кпое'), которое переводится как "полунакидка", "полумантия". Стефан Орбелян, однако, иначе представляет облачение диаконисс: вместо "кушкен" или полумантии у него фигурируют мантия и маленький орарь, свисающий или с правого рукава, или с пояса. Последнее описание, кстати, нас отсылает к византийским изображениям Богородицы (напр. в Софии Константинопольской, Фессалоникийской и Киевской), где Она держит маленький орарь (лентион), или же орарь свисает с Ее пояса. Что касается полумантии, то здесь также уместно вспомнить иконографические памятники, где святые диаконы изображаются с платом на левом плече, которым они держат сосуд для ладана. Отголоском этой древней традиции, несомненно, является афонский обычай держать кацею (если кадящий — простой монах) или ладанницу (если кадящий — диакон) специальным платом — воздухом.

Проблематичным является пассаж Смбата Спарапета. Во-первых, из его пассажа можно понять, что по указанию священника диакониссу могут рукополагать диаконы, что является нонсенсом. Далее, Смбат, не разобравшись, слово ртрЦки, передал как рт2 lШшJ, т. е. "лежит куш". И наконец, Смбат нас информирует о том, что чин диаконисс давно исчез из армянской действительности, из чего можно сделать вывод, что если не в коренной Армении в целом, то по крайней мере в Киликийской Арме-

12 Маштоц 1958:6-11.

Рис. 5. Монахиня Свято-Екатерининской обители в диакон-ском облачении, нач. ХХ в.

Рис. 6. Игумения Катарине и сестры тбилисской пустыни св. Стефана, кон. XIX в.

нии (как это видно и из труда Нерсеса Ламбронского), диакониссы были неизвестны.

Тем не менее, на то, что диакониссы действительно существовали в Армянской Апостольской Церкви13 в указанный период, указывает последование посвящения в диакониссы, которое можно найти в армянских Маштоцах, начиная с XIII и по XVII вв. Что касается географии, то эти Евхологии написаны, как в коренной Армении, так и в Киликийской. На сегодняшний день известны около пятнадцати рукописных Машто-цов, в которых содержится данное последование. Предлагаем его в русском переводе:

Рукоположение женщин диаконов, которые суть диакониссы

Читается псалом 44: "Изрыгнет сердце мое слово..."

Ектения: "Попросим с верою..."

И епископ глаголет молитву сию:

Боже, Благодетель и Многощедрый, сотворивший все Словом повеления Твоего, во плоти же Домостроительством Единородного Твоего [Сына] во святости соделавшый равными мужчину и женщину, как и было благоугодно Тебе подать благодать Духа Святого не только мужчинам, но и женщинам. Также и ныне, избери сию рабу Твою во служение нуждам Церкви Твоей Святой и подай ей благодать Духа Твоего Святого, дабы хранила сию непорочной в делах правды. Милостью и щедротами Христа Твоего, с Ним же Тебе Отцу Вседержителю и Животворящему и Свободителю Духу Твоему Святому подобает слава, держава и честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь14.

13 Прим. ред. — полное название церкви по желанию автора пишется в соответствии с рекомендацией издательства Московской Патриархии.

14 Арм. оригинал: Оглугян 1991:33. Следует отметить, что до сих пор не проделана работа по обнаружению всех армянских рукописей, содержащих чин посвящения диакониссы. Это позволило бы наиболее полным образом проследить развитие чина, а также составить его критический текст.

Рис. 7. Игумения Рипсиме Таирян, нач. ХХ в.

Сравнивая данный чин посвящения диакониссы с другими местными традициями, можно заметить, что армянская молитва является комбинацией первой из двух молитв на поставление диакониссы византийского обряда и аналогичной восточно-сирийской (несторианской) молитвы15. Кроме того, армянская молитва имеет общность и со второй молитвой грузинского последования хиротонии диаконисс X — XI вв.; последнее содержит три молитвы и, вероятно, имеет иерусалимское происхождение16. В армянском чине не отмечено, когда и где совершается посвящение диакониссы, — как и хиротония диакона в алтаре за Литургией, или же наподобие хиротесии низших чинов (иподиакона, анагноста и псалта) — отдельно от Литургии и перед алтарем.

Известия о диаконисах в XVII в.

Несмотря на наличие библиографических сведений о диакониссах в армянской действительности в Х — XIII вв., поименно они известны, начиная с XVII в. В первой половине XVII в., благодаря стараниям небольшой группы монахов, в Армении имело место бурное развитие монашества. Во главе этого дела стоял, еще до восшествия на патриаршую

15 Ср. веобарои 1954:55-56.

16 Ср. Кекелидзе 1908:24-25.

Fig. 52. Armem i an Nun.

Рис. 8. Диаконисса Рипсиме Таирян в диаконском облачении в св. Эчмиадзине, 1892 г.

кафедру, Католикос Мовсес III (1629-1632). Как отмечает его друг и современник еп. Григор Камахский: "И, воссев Католикосом, сделал он более благодеяний, чем во время бытности вардапетом, и увеличил число монахов в монастырях и в горних пустынях, а также учредил три женские обители. Он пекся о всех их нуждах и потребностях; прежде всего он заботился о женщинах, потом о мужчинах, ибо говорил, что женский род слаб, беспомощен и подвержен опасностям"17.

Свято-Екатерининская пустынь была одной из обителей, основанных при Католикосе Мовсесе III. Она была основана в 1623 г. в Новой Джульфе (Джуге) — армянском пригороде Исфахана, столицы Сефевид-ского Ирана, тремя инокинями — уроженками знаменитого г. Джульфа (в Нахиджеване) — игуменьей Урупсаной и ее сподвижницами Тагуи

17 Григор Камахский 1915:298.

Рис. 9. Монахини-диакониссы закрытой пустыни св. Стефана, Тбилиси, 1954 г.

и Рипсиме18. По состоянию на 1660 г. в этом монастыре насчитывалось тридцать сестер, двенадцать из которых являлись диакониссами19. Послушницы монастыря после периода искуса принимали монашество в возрасте двадцати лет, одновременно рукополагаясь в низшие степени20 иерархии21.

XIX в. - XX в.

В 1851 г. традиция была дополнена важным нововведением: местный архиепископ Тадеос (Бекназарян) ввел в монастыре полное рукоположение диаконисс, с целью удовлетворить литургические потребности

18 К. 1944:192, 196. Средства для строительства обители были выделены купцом Елеазаром, предком знаменитой семьи Лазарянов (Лазаревых), утвердившихся в Москве. Из Старой Джульфы эти монахини принесли с собой мощи св. Иоанна Предтечи, св. Екатерины и св. Рипсимии (Хуцян 1914:80).

19 Мкртчян 2013а:100-101. В той же второй пол. XVII в. в Сюникской области процветали Шинуайрская (Шенхерская) и Шоротская женские пустыни. Некоторые из инокинь этих обителей, будучи диакониссами, занимались переписыванием рукописей. Из них известны Рипсиме и Эрикназ из Шинуайрской и Устиане из Шоротской обители (Хацуни 1923:75; Оглугян 1991:43; Мкртчян 2013а:91).

20 В традиции Армянской Апостольской Церкви их четыре: привратник, чтец, экзорцист и свещеносец. Эти степени предваряются псаломщиком и подметателем, которые именуются "клириками" (см. Маштоц 1958:1-6).

21 К. 1945:199.

Рис. 10. Игумения Агавни Кёсеян и прочие диакониссы приюта "Калфаян", Константинополь, первая пол. ХХ в.

общины22. Диакониссы монастыря св. Екатерины во время служб и вне монастыря носили мантию, к которой был пришит остроконечный куколь. Во время литургии они находились в алтаре, облаченные в стихарь с орарем, а голову покрывали длинным прозрачным платом. В литургические функции диаконисс входило все то, что совершает диакон — каждение, возглашение ектений, перенесение Евангелия (Малый вход) и его чтение, перенесение Чаши и дискоса из жертвенника на св. престол (Вели-

22 Тер-Ованянц 1881:226-227. Э. Мкртчян полагает, что архиеп. Тадеос просто возродил утраченную традицию рукоположения диаконисс, поскольку, как было сказано, уже в 1660 г. в Свято-Екатерининской обители насчитывалось двенадцать монахинь-диаконисс (Мкртчян 20136:47). На наш взгляд, вероятным кажется и то, что до 1851 г. монахини посвящались в диакониссы по древнему чину, близкому к иподи-аконской хиротесии, а в указанном году было введено полное диаконское рукоположение. Интересно отметить, что шаг архиеп. Тадеоса не был однозначно оценен иерархией, т. к. например, иерусалимский армянский патриарх Ованнес (1850-1860) отверг рукоположение женщин в диакона как противоречащее преданию и священным канонам Армянской церкви (ЕгУ1пе 2007:34).

Рис. 11. Константинопольский армянский патриарх Шнорк в окружении диаконисс и иных священнослужителей, вторая пол. ХХ в.

кий вход). В особых случаях монахиням обители разрешалось участвовать в похоронах мирян. Также, именно к ним за духовным утешением обращались жительницы Новой Джульфы при болезни и в горе23.

В начале ХХ в. Свято-Екатерининский монастырь стал приходить в упадок, а в 20-х гг. опустел. В 1937 г. Елисавета Исраелян приняла монашество и была рукоположена в диакониссу архиеп. Нерсесом (Мелик-Тангяном) с целью возродить сестричество обители24. В 1944 г. игуменья Елисавета отправилась в Иерусалим, к своему брату — иерусалимскому армянскому патриарху Кюрегу (1944-1949), с просьбой переселиться в Иерусалим и основать здесь монашескую общину. Однако патриарх не удовлетворил просьбу диакониссы, и она вернулась в Новую Джульфу25. В 1954 г. уже окончательно опустевшая обитель была закрыта26.

В 1726 г. по образцу Свято-Екатерининского монастыря в Новой Джульфе в Тбилиси была основана небольшая женская обитель во имя св. первомученика и архидиакона Стефана. Ктитором обители являлся тбилисский князь Мелик-Ага Бейбутян, по происхождению из джульфин-ских армян. Костяком для новой обители стали две инокини, приглашенные в Тбилиси из Новой Джульфы27. Новооснованная домовая обитель стала расти, для нее был построен монастырь, число сестер дополни-

23 К. 1945:23, 27.

24 К. 1944:198.

25 Еплпе 2007:32.

26 Оглугян 1991:45.

27 Хуцян 1914:15.

Рис. 12. Рукоположение в диакона Ани-Кристи Манвелян и Майиса Маттеосяна, Тегеран 2017 г.

Рис. 13. Архиепископ Тегеранский Сепух вместе с новорукоположенными диаконом Маисом Маттеосяном и диакониссой Ани-Кристи Манвелян, Тегеран 2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лось послушницами из дворянских семей. Диакониссы из числа насель-ниц обители упоминаются уже при игум. Устиане Аствацатрян (18061839), и поэтому считается, что, вводя полное диаконское рукоположение в Ново-Джульфинской обители, архиеп. Тадеос опирался на пример именно тбилисского монастыря28.

28 Хуцян 1914:95.

Таким образом, в обоих монастырях диакониссы исполняли все богослужебные функции диаконов. Также тбилисские диакониссы, по благословению игуменьи, посещали похороны своих сограждан, утешали скорбящих, участвовали в заупокойных службах, что обеспечивало, между прочим, и доход обители. В 1877-1898 гг., во время настоятельства игум. Катарине (Екатерины), княгини Еркайнабазук-Аргутян, монастырь св. Стефана насчитывал восемнадцать монахинь, двенадцать из которых были диакониссами, а остальные — церковнослужительницами29. Настоятельница монастыря св. Стефана всегда была диакониссой, носила наперсный крест, а также золотое кольцо на безымянном пальце30. Последней настоятельницей монастыря была диаконисса Рипсиме (в миру княгиня Таирян, род ок. 1840 г.). Сохранилась уникальная фотография 1892 г., на которой она изображена в полном диаконском облачении и с рипидой в правой руке. Монахиня Рипсиме была известна своими богатыми пожертвованиями в Иерусалимский армянский патриархат и в Эчмиадзинский монастырь. Так, на ее средства в 1889 г. были изготовлены деревянные резные двери Эчмиадзинского кафедрального собора, которые используются до наших дней. Игуменьей она была избрана в 1911 г. В 20-х гг. прошедшего столетия монастырь св. Стефана был закрыт в ходе антицерковной кампании советских властей, сестричество было рассеяно, а сама игуменья, лишенная средств к существованию, оказалась в тяжелейшем материальном и психологическом состоянии31. В 1927 г. она обратилась с просьбой к Эчмиадзинскому синоду назначить ей пенсию. Ее просьба была удовлетворена, и мать Рипсиме переехала жить в Эчмиадзин. Скончалась она в 1934 г. и была похоронена во дворе монастыря св. Гаяне32. Что касается других инокинь обители, то некоторые из них, будучи диакониссами, служили в армянских приходах Тбилиси до 50-х годов XX в.33.

В конце XIX в. и в течение XX в. институт диаконисс также развивался в двух монашеских общинах, одна из которых находилась в г. Шуши в исторической армянской провинции Арцах (Нагорный Карабах). Это небольшое сестричество, организованное по образцу тбилисского монастыря св. Стефана, существовало уже в 1857 г.34. По сообщению еп. Гаре-гина (Срвандзтянца), в 60-е гг. XIX в. Шушинская Богородичная обитель насчитывала пять сестер во главе с настоятельницей Рипсиме Баатурянц35. В 1914 г. в обители также насчитывались четыре-пять монахинь36. В 1920 г.,

29 Пейликчян 1933:82.

30 Оглугян 1991:46-47.

31 В 1988 г. пустовавшее здание монастыря и его храма перешло во владение Грузинской православной церкви. Храм был переделан под православный, причем этот процесс сопровождался уничтожением всех армянских следов, особенно эпиграфики, где помимо прочего, упоминались и диакониссы обители. Гробница игуменьи Ефросине, княгини Абамеликян (1904-1911), также была уничтожена. Теперь бывший армянский апостольский храм во имя св. Стефана по-грузински называется "Квемо Бетлеми" (Нижняя Вифлеемская церковь).

32 Харатян 2007:89-91.

33 Дереник 1954:16.

34 Мкртчян 2013б:46.

35 Срвандзтянц 1982:71.

36 Хуцян 1914:13.

когда армянское население г. Шуши было истреблено мусульманами, настоятельница сестричества — престарелая Рипсиме и монахиня Нуне Саргсян, обе в сане диаконисс, страдая от нищеты, бежали в г. Ашхабад. В 1925 г., находясь в крайне бедственном положении, они также обратились к Католикосу с просьбой назначить им пенсию37. В дальнейшем, диаконисса Нуне поселилась в Баку, где служила в кафедральном соборе св. Григория Просветителя Армении.

Другой иноческой общиной, где в ХХ в. был возрожден институт диаконисс, стал сиротский приют для девочек "Калфаян" в Константинополе, основанный в 1866 г. монахиней Србуи Калфаян (1822-1889). Из поздних настоятельниц сестричества, окормлявшего приют, диакониссами являлись Агавни Кёсеян (1875-1955)38, ее родная сестра Мариам (1880-1970) и некоторые другие члены сестричества, а остальные были хиротонисаны в церковнослужителя. Последняя настоятельница приюта Рипсиме Сасу-нян (1928-2007) в 1966 г. была рукоположена в иподиакониссу, а в 1982 г. — в диакониссу, известным патриархом армян Константинополя Шнорком (Галустяном, 1961-1990)39.

Примечательно, что кроме этих центров, отдельные свидетельства об армянских диакониссах происходили и из других армянских общин за пределами Армении. Так, в частности, со второй половины XVII в. сохранились сведения о диакониссе Рипсиме Сеферович-Спендовской из г. Язловца. Она была рукоположена Львовским армянским архиепископом Николом Торосовичем (1635-1681) до его обращени в католиче-

ство40.

К 1837 г. относятся сведения о двух родных сестрах, диакониссах Рип-симе и Анне Мнацаканян, которые служили в армянской церкви Богоматери в Астрахани41. В то же время в Астрахани служили еще две сестры, диакониссы Елизавета и Катарине Сарбашян, рукоположенные в 1842 г. В 1853 г. они получили от Синода Армянской церкви право читать Евангелие в церквах и в домах верующих42.

Примечательно также упоминание о диакониссе Назени Кёзюмян (|1877), которая отличилась как учительница в деревне Сеолиоз, недалеко от г. Бурса (северо-запад Анатолии). Назени была рукоположена в диакона вместе с будущим священником деревни. Под ее руководством, на протяжении многих лет селяне получили образование, и, даже когда школа закрылась, диаконисса продолжала обучать детей — как мальчиков, так и девочек, у себя дома43.

37 Харатян 2007:90-91.

38 Игуменья Христина Папазян (^1919) и трое сестер были посвящены в чтецы, с правом ношения ораря и чтения Евангелия, а первой настоятельницей, в 1933 г. удостоившейся диаконского рукоположения, была Агавни Кёсеян (Етпе 2007:34-35; Мкртчян 20136:47-48).

39 Еппе 2007:34-35.

40 Тандян 1902:287.

41 Оглугян 1991:27, 31.

42 Мкртчян 20136:44-45.

43 Айвазян 1933:82.

Что касается наших дней44, то 25 сентября 2017 г. в Тегеранской епархии Киликийского Католикосата, рукой тегеранского архиепископа Сепуха (Саргсяна) была совершена диаконская хиротония женщины. Ставленица — 24-летняя Ани-Кристи Манвелян, анестезиолог по профессии, с детства участвовала в церковной жизни. Ани-Кристи была рукоположена вместе с муж-чиной-ставлеником, Майисом Маттеосяном. На момент рукоположения она не была замужем, но, поскольку диаконы в Армянской Церкви имеют право жениться, то она тоже может выйти замуж в будущем. Ее рукоположение было совершено для удовлетворения нужд прихода и для укрепления роли женщин в церковной жизни армянской общины в Исламской Республике Иран45.

Подводя итоги нашего краткого исследования, можем зафиксировать следующее: институт диаконисс, очевидно, развился в Армянской церкви, примерно в XII в., в рамках женского монашества. В этот начальный период диакониссы не имели других функций, кроме чтения Евангелия и возглашения ектений. Иногда они помогали священникам в крещении взрослых женщин. На протяжении веков институция продолжала свое существование в рамках монастырского жительства, вплоть до XIX в., когда стала распространяться практика полного диаконского рукоположения женщин для удовлетворения нужд как монашеских общин, так и приходской жизни. В XX в. константинопольские армянские диакониссы стали ассоциироваться с благотворительно-социальной деятельностью. Однако, что касается исторического присутствия и развития института диаконисс в традиции Армянской Апостольской Церкви, то следует заметить, что он никогда не развивался как автономное явление, параллельное мужскому диаконству, но всегда был ограничен рамками монастырского жительства и местными условиями. Локальные усилия по восстановлению служения диакониссы в наши дни связаны с приходской жизнью и благотворительной деятельностью Армянской Апостольской Церкви.

Литература

1. Айвазян 1933 — Айвазян, А. Х. (1933). Диаконисса в Сеолиозе. Хай Хоснак, 5-6, май-июнь, 82 [и. 3. Ц|1|щ^Ьш1|, ишр1|оашц^Ьф | и^^", ¿о^ ^юи1|ш1|, 1933, 5-6, ии^|1и-3п11|1и, 82].

2. Великий Маштоц 2012 — (2012). Великий Маштоц. Т. 1, кн. 1. Под ред. Г. Тер-Варданяна. Эчмиадзин, изд. Первопрестольного Св. Эчмиадзина [ио^р иш21лпд, 1г и., и., 012^1. 3. Stр-l^шр|шllbшll|^, и. ио^р ирпи и. Ь2и|шЭ1ф |1ршт., 2012].

3. Григор Камахский 1915 — (1915). Хронография вардапета Григора Камахского или Даранальского. Изд. вардапет Месроп Ншанян. Иерусалим, тип. Апост. Престола св. Иаковов [^шиш1|ш1|шцр^|д|111 3р|цпр |шр|шщЬт| ЧшUш^bgLnJ |ши ^шрш1|ш1^п|, 1лршт. иЬирпщ |р| Ъ2ш1Ьш1, Ьр^ишрИ, ти|. ипш£. ирппп и. 3ш|прЬш1д, 1915].

4. Дереник 1954 — Дереник, еп. (1954). Путешествие в Св. Эчмиадзин. Хаск, 1, январь, 9-23 [^ЬрЫф1| Ьи||и1|пи|пи, "^фпртр!! | и. ¿ши|, 1954, р|и 1, 3т!тшр, 9-23].

5. Маштоц 1958 — (1958). Маштоц хиротонии клириков, диаконов и священников, посвящения в иеромонаха и вручения жезла малой и высшей власти вардапетам. Антилиас, изд. Армянского Католикосата великой страны Киликийской

44 В статье Р. Эрвин приводится несоответствующая действительности информация о рукоположении в диакониссы трех попечительниц армянского детского дома в ливанском г. Библос в 1991 г. (Етпе 2007:36). Там же сообщается о хиротонии в диакониссы Марии Озкул, которая была совершена в 2002 г. в Аргентинской епархии Армянской Апостольской Церкви (Егмпе 2007:39). Однако следует отметить, что Первопрестольный св. Эчмиадзин не одобрил этой хиротонии и в дальнейшем диакониссе было запрещено участвовать в богослужениях.

45 Рукоположение Ани-Кристи было широко освещено в интернет-ресурсах, в том числе и на русском языке.

[Uu2sng ¿khnlun.pnLphul Ц^ЬрЬЦпишд, uup|irnuqug U fuhulujhg U ophlnLphul luphqujhg, U muLnj qqirnuqul liuulirnnp U dujpuqnjl h2^ulnLphul i|mpnw|hmug, UlphLhuu, тщ. 4upnqh|nunLphul ¿ujng Uhdh Sull MhLh|hnj, 1958].

6. Мхитар Гош 1880 — (1880). Армянский Судебник Мхитара Гоша. Правоведческое исследование вместе с примечаниями вардапета Ваана Бастамянца. Вагаршапат, тип. Св. Кафолического Эчмиадзина [U^hpupuj Qo2h, nwimuuimuluqhpe ¿ujng, hpuLupulu^ul hhimuqoimnLphLlE hulp.hp& dulopnL^hudpf 4uhul i[pp.. Puumulhulg, h 4uqup2ui|um, h rn^upulh uppnj MupnLqh^t t2^hudlh, 1880].

7. Мхитар Гош 1954 — (1954). Армянский Судебник Мхитара Гоша. Пер. с древнеарм. А. Паповяна. Ер., изд. АН АрмССР.

8. Мхитар Гош 1975 — (1975). Судебник. Сводный крит. текст, предисловие и ком. Х. Торосяна. Ер., изд. АН АрмССР (на арм. яз.).

9. Нерсес Ламбронский 1847 — (1847). Святого Нерсеса Ламбронского, епископа Тарсского. Мистагогия церковных чинопоследований и толкование Таинства Литургии. Венеция, тип. Св. Лазаря [Uppnjl bhpuhuh LuilppnlugLnj Supunlh hi^hul|ni^nuh ^nphpnwdnLphLlf h |upqu bl|hqhgLnj U iih|lnLphLl ^nphppnj ^umupuqhl, h 4hlhmhL|, h mi|upulh Uppnjl H.uqupnL, 1847].

10. Смбат 1958 — (1958). Смбат Спарапет. Судебник. Сост. текста, пер. с древнеарм., предисловие и примеч. А. Г. Галстяна. Ер., "Айпетрат".

11. Смбат 1971 — (1971). Судебник Смбата Спарапета (Гундстабля), 1265 г. Пер. с древнеарм., предисловие и примеч. А. Г. Сукиасяна, под. ред. проф. А. Г. Абрамяна. Ер., изд. Ереванского университета.

12. Стефанос Орбелян 1860 — Стефанос Орбелян, митроп. Сюникский (1859). История провинции Сисакан. Т. 1. Париж [Urnhi^iullnu OpptLhul, iihmpui|OLhm UhLlhug, ^umdnL^hLl luhulqhl Uhuu|ul, h. U, Фшphq, 1859].

13. К. 1944 — К. (1944). Свято-Екатерининский монастырь Новой Джуги. Сион, окт.-нояб.-дек., 192-199 [Ч., "bnp-2nLqujh U. Mumuphlhul uluiump", Uhnl, 1944, ¿n|m.-bnjhii ahL|m., 192-199].

14. К. 1945 — К. (1945). К. Свято-Екатерининский монастырь Новой Джуги. Сион, янв.-февр., 23-27 [Ч., "bnp-2nLqujh U. Musuphlhul uluiump", Uhnl, 1945, 3nLU.^hmp., 23-27].

15. Кекелидзе 1908 — Кекелидзе Корнелий, прот. (1908). Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тифлис.

16. Мкртчян 2013а — Мкртчян, Е. (2013). Памятные записи армянских рукописей о женских обителях и монашенках. Эчмиадзин, II, 89-101 [¿. Ul|pm^jul, "¿ujl|ulul ¿hnuqphph hh2umulupullhpp |ululg ihluumullhph U InLuulpnl lululg i|bpuphpjuL", t2^hu&hl, 2013, P, 89-101].

17. Мкртчян 2013б — Мкртчян, Е. (2013). Служба и чин дьякониц в Армянской Апостольской Церкви. Эчмиадзин, Х, 39-51 [¿. UL|pim£jul, "Uup|u|uqnLhhlhph dunujnLpjnLUl nL u^mnlQ ¿uj UnufhLu|ul b|hqhgnLd", t^lhudhl 2013, d, t2 39-51].

18. Тер-Овнанянц 1881 — Тер-Овнанянц А. (1881). История Новой Джуги, что в Аспахане. Т. 2. Новая Джуга, тип. св. м-ря Всеспасителя [^umdnL^hLl bnp 2nLpujnL np jUui|uhul, u^umuuhphuL h 3upnLphLlt Stp-3n|hulhulg, h. P, bnp 2nLqu, h тщ. Udhlшфp|¿hшl U. 4ulug, 1881].

19. Харатян 2007 — Харатян, Г. (2007). Из истории женского скита Св. Степанос в Тбилиси и игуменьи княжны Рипсимэ Таирянц (историковедческое исследование). Эчмиадзин, V, 87-91 [¿. fuunumjul, "PphLhuhh U. Umhфшllnu |nLuulug uluiumh U lujpu|hm h2^ulnLhh ¿nh^iuhlh Puhhpjulgh luuhl", t^lhudhl 2007, b, t2 87-91].

20. Хацуни 1923 — Хацуни, В. (1923). Женские монастыри в Армении. Базмавеп, III, март, 72-78 [¿. Ч. ¿ugnLlh, "MnLuuumulf ¿ujuumulh It2", Puqdu|t|, 1923, Q, lupm, 72-78].

21. Хуцян 1914 — (1914). История тифлисской девичией пустыни св. Стефана (с иллюстрациями). Сост. свящ. Хорен Хуцян. Тифлис [Ph^Lhuh U. Uml^ulnu |nLuulug шЩишщшиф uiumiMphLlD (|um|hplhpn|), |uqlhg funptl fuh. funLghul, Ph№, 1914].

22. Оглугян 1991 — Оглугян Абел, иером. (1991). Диакониссы Армянской Церкви. Нью-Йорк [OqLnLqhul UptL, upp. ¿uj b|hqhgLnj uup|imuqnLhhlhpp, bhL bnpf, 1991].

23. Пейликчян 1933 — Пейликчян, М. (1933). Диакониссы в армянских женских монастырях. Хай Хоснак, 5-6, май-июнь, 79-82 [U. ^tjLhf^hul, "ULuq uup|uLuqnLhhlhp huj |nLuuumullhph Ih2", ¿uj fuouluL|, 1933, phL 5-6, Uujhu-3nLlhu, 79-82].

24. Срвандзтянц 1982 — Срвандзтянц, Гарегин (1982). Сочинения. Т. 2, Ер. Изд Ан АрмССР (на арм. яз.).

25. Тандян 1902 -Тандян, С. (1902). О польских армянах. Арарат, III-IV, март-апр. 282-292 [U. Pulphul, Lhhuhujhph luuhl, Upupum, Q-a, lupm-uiphL, 282-292].

26. Arat 2000 — Arat, K. M. (2000). The Deaconess in the Armenian Church. Voices of Armenian Women: Papers presented at the 1997 international conference of the Armenian International Women's Association (eds. B. J. Merguerian and J. Renjilian-Burgy). Belmont, MA, Armenian International Women's Association, 81-118.

27. MnapTiKiav 2007 — MnapTiKiav, X. (2007). BuZavnvO KApTopoAoYio otov K66iKa тои Appeviou vopiKou Mkhithar Gos (|1213). X. M. MnapTiKiav, AppevopuZavTiva- oxeoei; тои appeviKou eQvouc; pe tov peoaioviK6 EAApviopo (ютор. oup^e;), snip. £K6oopQ: A. Г. K. Iappi6pc;, sk6. oiKo; A. 1тароиЛп;, A0fva.

28. Ervine 2007 — Ervine, R. R. (2007). The Armenian Church's Women Deacons. St. Nerses Theological Review (New Rochelle) 12, 17-56.

29. Oghlukian 1994 — Oghlukian, A. (1994). The Deaconess in the Armenian Church: A Brief Survey. New Rochelle, NY, St. Nerses Armenian Seminary.

30. 0eo66pou 1954 — 0eo66pou E. Д. (1954). H "XeipoTovia" f| "xeipo0eoia" tov 6iaKovioo6v, ev A0f|vai;.

31. 0eo66pou 2012 — 0eo66pou, E. (2012). Дюкбшоа. MeYaЛp Op066o£p XpiOTiaviKf EYKUкЛoпaí6ela, 6, 145-149.

32. Vassiliadis 2017 — (2017). Deaconesses, the Ordination of Women and Orthodox Theology. Ed. by P. Vassiliadis, N. Papageorgiou and E. Kasselouri-Hatzivassiliadi, Cambridge Scholars Publishing.

33. Желтов 2006 — Желтов, М. (2006) Диаконисса. Православная энциклопедия, 14. 580-587.

References

1. Ayvazean 1933 — Ayvazean, A. Y. (1933). A Deaconess in Seoleoz, Hay Hosnak, 5-6, May-June, 82. (In Armenian)

2. Mayr Mashtoc 2012 — (2012). The Great Euchologion, V. 1, book 1. Ed. G. Ter-Vardanyan. Mother See of Holy Etchmiadzin. (In Armenian)

3. Grigor Kamaxeci 1915 — (1915). The Chronicle of Vardapet Grigor Kamaxeci or Daranaghci. Ed. vardapet Mesrop Nshanyan. Jerusalem, publ. of Apostolic See of St. James. (In Armenian)

4. Derenik 1954 — Derenik, Bishop (1954). A journey to Holy Etchmiadzin. Hask, 1, January, 9-23. (In Armenian)

5. Mashtoc 1958 — (1958). Euchologion of Ordination to Clergymen, Deacons, Priests, as well as Blessing of Hieromonks and Giving the Staff of Small and Higher Authority to Vardapets. Antelias, publ. of the Armenian Catholicosate of Great Country Cilicia. (In Armenian)

6. Mxutar Gosh 1880 — (1880). The Armenian Book of Law of Mxitar Gosh. A Jurisprudential Study With Notes of Vardapet Vahan Bastameanc. Vagharshapat, publ. of Holy Etchmiadzin. (In Armenian)

7. Mxutar Gosh 1954 — (1954). The Armenian Book of Law of Mxitar Gosh. Transl. from the Ancient Armenian of A. Papovyan. Yerevan, publ. of AS of ArmSSR. (In Russ.)

8. Mxutar Gosh 1975 — (1975). Book of Law. Combined critical text, preface and commentaries of X. Torosyan. Yerevan, publ. of AS of ArmSSR. (In Armenian)

9. Nerses Lambronaci 1847 — (1847). St. Nerses Lambronatsi, Bishop of Tarsus. Mystagogy of the Ecclesiastical Rites and Interpretation of the Sacrament of the Liturgy. Venice, publ. of St. Lazarus. (In Armenian)

10. Smbat 1958 — (1958). Smbat Sparapet. The Book of Law. Text, transl. from the Ancient Armenian, preface and commentaries of A. G. Galstyan. Yerevan, publ. "Haypethrat". (In Armenian and Russ.)

11. Smbat 1971 — (1971). The Book of Law of Smbat Sparapet (Gundstabl), 1265. Transl. from the Ancient Armenian, preface and commentaries of A. G. Sukiasyan, ed. prof. A. B. Abramyan. Yerevan, publ. of Yerevan University. (In Russ.)

12. Step'annos Orbelyan 1860 — Stephanos Orbelyan, Metropolitan of Syunik' (1860). The History of the Province Sisakan. Vol. 1, Paris. (In Armenian)

13. Zheltov 2006 — Zheltov, M. (2006). Deaconess. Orthodox Encyclopedia. V. 14, 580-587. (In Russ.)

14. k. 1944 — K. (1944). The Monastery of St. Catherine in New Jugha. Sion, Oct.-Nov.-Dec., 192-199. (In Armenian)

15. K. 1945 — K. (1945). The Monastery of St. Catherine in New Jugha. Sion, Jan.-Febr/ 23-27. (In Armenian)

16. Kekelidze 1908 — Kekelidze Cornelius, Archpriest. (1908). The Liturgical Georgian Monuments in the Domestic Book Repositories and Their Scientific Significance. Tiflis. (In Russ.)

17. Mekertchyan 2013 — Mekertchyan, H. (2013). Colophons of Armenian Manuscripts on Nunneries and Celibate Women. Etchmiadzin, II 89-101. (In Armenian)

18. Mekertchyan 20136 — Mekertchyan, H. (2013). Service and Role of Deaconesses in the Armenian Church. Etchmiadzin, X, 39-51. (In Armenian)

19. Ter-Hovnanyanc 1881 — Ter-Hovnanyanc, H. (1881). The History of New Jugha which is in Aspahan. V. 2, New Jugha, publ. of St. Savior's Monastery. (In Armenian)

20. Kharatian 2007 — Kharatian, H. (2007). The History of St. Stephen Nunnery of Tbilisi and Abbess and Princess Hripsime Tahiriants (Historical Research). Etchmiadzin, V, 87-91. (In Armenian)

21. Hacuni 1923 — Hacuni, V. (1923). The Women's Monasteries in Armenia. Bazmavep, III, March, 72-78. (In Armenian)

22. Xucean 1914 — (1914). The History of Women's Monastery of St. Stephen in Tiflis (With Illustrations). Complited by Priest Xoren Xucean (In Armenian), Tiflis.

23. Oghlugean 1991 — Oglugean Abel, Hieromonk (1991). The Deakonesses of the Armenian Church. New York. (In Armenian)

24. Pe'yliqtcean 1933 — Pe'yliqtcean, M. (1933). The Deakonesses in the Armenian Women's Monasteries. Hay Hosnak, 5-6, May-June, 79-82. (In Armenian)

25. Srvandztyanc 1982 — Sn/andztyanc, Garegin (1982). Works. V. 2. Yerevan, publ. of AS of ArmSSR. (In Armenian)

26. T'andean 1902 — T'andean, S. (1902). About the Armenians of Poland. Ararat, III-IV, March-Apr., 282-292. (In Armenian)

27. Arat 2000 — Arat, K. M. (2000). The Deaconess in the Armenian Church. Voices of Armenian Women: Papers presented at the 1997 international conference of the Armenian International Women's Association (eds. B. J. Merguerian and J. Renjilian-Burgy). Belmont, MA, Armenian International Women's Association, 81-118.

28. Bartikian 2007 — Bartikian, H. (2007). Byzantine Cletorology in the Codex of the Armenian Jurist Mkhithar Gos (|1213). H. M. Bartikian, Armeno-Byzantine; Relations of the Armenian Nation with the Medieval Hellenism (Historical Contributions), ed: A. G. K. Savvidis, Publ. A. Stamoulis, Athens. (In Greek)

29. Ervine 2007 — Ervine, R. R. (2007). The Armenian Church's Women Deacons. St. Nerses Theological Review (New Rochelle) 12, 17-56.

30. Oghlukian 1994 — Oghlukian, A. (1994). The Deaconess in the Armenian Church: A Brief Survey. New Rochelle, NY, St. Nerses Armenian Seminary, 1994.

31. Theod6roy 1954 — Theod6roy, E. A. (1954) The Ordination or Laying on of Hands of Deaconess. Athens. (In Greek)

32. Theod6roy 0eo86pou 2012 — Theod6roy, E. (2012). Deakoness. Great Orthodox Christian Encyclopedia. V. 6, 145-149. (In Greek)

33. Vassiliadis 2017 — (2017). Deaconesses, the Ordination of Women and Orthodox Theology. Ed. by P. Vassiliadis, N. Papageorgiou and E. Kasselouri-Hatzivassiliadi, Cambridge Scholars Publishing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.