Интеграция когнитивных и деятельностных компонентов на первоначальном этапе профессиональной подготовки может быть рассмотрена на двух уровнях: межпредметных связей и дидактического синтеза. Уровень межпредметных связей даёт возможность актуализировать, систематизировать, обобщать общепрофессиональные знания и способы действий. Ведущим интегрирующим фактором на уровне межпредметных связей выступает универсализация общих структурных элементов содержания общепрофессиональных дисциплин (единые понятия, знания, навыки, умения). Уровень комплексности и дидактического синтеза заключается в универсализации элементов и гармонизации связей между ними. Для интеграции на этом уровне необходима инвариантная (формирование элементов только в рамках базовой дисциплины) и интегративная часть (формирование элементов умений, которые могут быть усвоены на основе изучения других общепрофессиональных, военно-профессиональных дисциплин в процессе летной практики). Таким образом, комплексность и дидактический синтез осуществляется в процессе трансдис-
Библиографический список
циплинарного обучения и заключается в формировании единого способа профессиональных действий, соответствующего типу первоначального профессионального умения.
Формирование первоначальных профессиональных умений возможно в процессе решения учебно-профессиональных задач повышающегося уровня интегративности адекватного уровню интеграции соответствующего этапа летной практики. Первый уровень интеграции осуществляется на этапах осознания и знания, а второй уровень на этапе владения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная структурно-функциональная модель обеспечивает взаимосвязь теоретического и практического обучения, основывается на положениях социально-личностного, системного, деятельностного и интегративного подходов, характеризуется этапностью и учетом принципов педагогики высшего профессионального образования, дополненных специфическим принципом диагностического целеполагания и оценивания и включает четыре взаимосвязанных блока (целевой, содержательный, деятельностный, результативно-коррекционный).
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1988.
2. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Новиков, А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: СИНТЕГ, 2007.
4. Штофф, В.А. Моделирование и философия. - М.: «Наука», 1966.
5. Краевский, В.В. Методология научного педагогического исследования: учеб. пособие. - Самара; СПб.: Изд-во СПб ГУП, 2001.
6. Львов, Л.В. Дидактические условия формирования умений профессиональной деятельности курсантов военного авиационного института в процессе тренажной подготовки: дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2002.
7. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина: в 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч.2.
Статья поступила в редакцию 10.11.10
УДК 378.046
И.А. Иваненко, доц. СГПА им. З. Биишевой, г. Стерлитамак, Е-mail: [email protected]
ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ И ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируется эволюция профессионального образования. Концепции профессионализма в разных странах и культурах исторически различны, что отражается в общепринятых определениях профессий. Появившиеся и осознанные признаки профессии привлекли внимание ученых разных направлений, в первую очередь представителей социальных теорий, психологов и социологов, а позднее и других наук.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное обучение и подготовка, профессия, специальность.
Формирование трудовых отношений происходит в России на фоне структурных преобразований, затрагивающих все секторы экономики, при этом наблюдается взаимодействие органов государственного регулирования рынка с предпри-ятиями-работодателями и учебными заведениями профессионального образования. Эти изменения актуализировали проблему разработки новых стратегий подготовки специалистов в системах профессионального образования. Разработка этих стратегий связана с проблемой социального заказа в образовании. В то же время разработка моделей профессионального образования проводится часто без проведения фундаментальных исследований, без раскрытия основных категорий «профессионального образования».
Концептуальное представление профессионального образования требует соответствующего категориального аппарата. В настоящее время терминология профессионального образо-
вания активно обновляется, что «отражает существенные изменения, идущие в самом профессиональном образовании. На всех уровнях образования предполагается внедрение образовательных стандартов, обеспечивающих компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений» [1, с. 19].
Несмотря на то, что в настоящее время имеется значительное количество глоссариев и справочников, раскрывающих содержание понятий профессионального образования, а также выполнено значительное количество исследований по данной проблематике, считать завершенной концептуализацию такого многостороннего явления, как «профессиональное образование» вряд ли еще возможно. Поэтому данная работа предполагает определенную генерализацию знаний о становлении теории профессионального образования, накопленных в зарубежных и отечественных исследованиях.
В настоящее время наработано много моделей системного представления профессионального образования. Системное представление процесса профессионального образования и профессиональной подготовки, разумеется, относится к теоретическому уровню обобщения данных процессов, однако, системный анализ и моделирование - это еще не достаточный уровень обобщения полученных знаний о реальности. Выше уровень методологический, то есть представление процесса, который подчиняется закономерностям.
Социальные закономерности в теориях представляются как категориальные формы реальности, которые требуют рефлексивной природы рассмотрения смысловых наполнений понятий. Одной из основных категорий профессионального образования является категория «профессия». Профессиям отведена ключевая роль в социально-экономической структуре общества. Они являются посредниками между государственными структурами, работодателями и гражданами. Эта триада характеризуется пересечением конфликтов интересов сторон, причем все стороны неизбежно нуждаются друг в друге. Изменения на одном уровне усиливают динамику на других. Следовательно, профессионализм и стратегии профессионального образования не статичны, напротив, они гибко реагируют на новые веяния политики и социальные изменения.
Первоначально следует отметить, что в ХХ веке под самим термином «профессиональное образование» или «профессиональное обучение и подготовка» во многих странах имелось в виду понятие «карьера и техническое образование» (СТЕ). Исследовалось, как обучение готовит для рабочих мест, которые находились в сфере практической деятельности, а не научной работы, военной специальности, творческой деятельности или к работе в сфере бизнеса. В связи с этим в профессиональном образовании чаще использовался термин «профессионально-техническое образование». Профессиональное обучение как бы было контрастом по отношению к научному образованию, которое концентрировалось на теориях и характеристиках высшего образования, то есть профессиональное обучение было связано с профессиональной деятельностью более низкого уровня социальных классов.
Начиная с конца ХХ века, по мере того, как трудовой рынок становился более специализированным, а требования новой экономики повысили значимость более высоких уровней квалификации, профессиональное образование стало рассматриваться как та область, которая требует высоких уровней финансовых, социальных и научных инвестиций. Это определило более широкое понимание понятия «профессиональное образование» и вызвало возникновение новых теорий в этой области. Кроме того, профессиональное образование стало затрагивать такие сферы, которые ранее не были в его области интересов, например, подготовка предпринимателей, работников сферы туризма и информационных технологий и даже подготовку специалистов для домашних хозяйств.
Анализируя эволюцию профессионального образования, можно отметить, что границы между профессиональным обучением и высшим образованием, с периода конца ХХ века становятся более размытыми, как в практике, так и в научных исследованиях.
Анализ структур управления профессиональным образованием во второй половине ХХ века в различных странах и тематики исследований показывает, что в Советском Союзе была создана наиболее унифицированная, но при этом разнообразная по направлениям система профессионального образования.
Ранее чем в других странах, стала развиваться теория профессионального образования в более широких академических масштабах. Начиная с 60-х - 70-х гг. ХХ века направления педагогических исследований в области профессионального образования в стране стали стремительно развиваться. Сначала преимущественно в области профессионально-технического образования, что было связано с созданием в 1963 году Всесоюзного научно-исследовательского института профессиональнотехнического образования. Затем стали появляться исследования по среднему и высшему профессиональному образованию, по производственной педагогике и т.д.
Тем не менее, система профессионального образования в России, начиная с конца ХХ века, становилась все менее эффективной и должна была адаптироваться к рыночной экономике, что потребовало ее реформирования. Однако именно теория профессионального образования, которая развивалась в отечественной педагогике, позволила сформулировать утверждение, что профессиональное образование способно воссоздавать, сохранять и изменять позиции специалистов в динамичных социальных процессах, поэтому сами системы профессионального образования всегда являются участниками формирования профессионального сообщества и профессионализма как социального явления. То есть концепция профессионального образования и профессионализма в отечественных теориях строилась на основе анализе видов трудовой деятельности, взаимосвязей индивидуального и социального.
Итак, профессиональное образование имеет достаточно длительную историю и связано с институализацией понятия «профессия». Концепции профессионализма в разных странах и культурах исторически различны. Согласованию понимания профессий в международном масштабе способствовал международный проект «History Of Work Information System», который ставил целью создания международного исторического стандарта классификации профессий (HISCO) для многих стран, включая Россию. Материалы проекта «Историческое профессиоведение» позволяют определить отличия подходов к описанию профессий в зарубежных стран и в России [2].
В западных концепциях профессионализма «профессиональная принадлежность» описывается с помощью двух понятий: occupation (переводится как «занятие») и profession (восходящее к «свободным профессиям»).
В зарубежной литературе к профессиям («professions») относят высокостатусные виды деятельности, остальные рассматриваются как «occupations», то есть именно западный термин «occupations» является примерным аналогом российского понятия «профессия».
В Оксфордском словаре социологии «профессия» и «oc-cupation» трактуется как «экономическая роль, выделенная из домашней деятельности в результате роста рынков труда. «Profession» - как «форма организации работы, тип трудовой ориентации», включающий в себя «регулятивный момент с целью обеспечения стандартов выполнения работы; код поведения; управление знанием в сфере мастерства» и, наконец, контроль членов, выбор и обучение новых учеников [3, с. 14].
Российская наука определяет профессию в контексте трудовой деятельности. В российской научной литературе существует два основных подхода к раскрытию сущности профессии [4]:
Деятельностный. Основным признаком профессии считается особый вид трудовой деятельности, выделившийся в процессе общественного разделения труда.
Личностно-квалификационный. Акцентируется внимание на носителе профессии - человеке. Главным признаком профессии выступает уровень подготовленности личности к специальному виду занятий, что находит выражение в некоторой совокупности навыков и умений, определяемой спецификой трудовой деятельности [5, с. 276-277, 281-282].
Эти подходы отражаются в общепринятых определениях профессии.
«Профессия - устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием» [Там же, с. 813-815].
В работе М. Коулз, О.Н. Олейниковой, А.А. Муравьевой, посвященной обобщению опыта разработки национальных рамок и систем квалификации в различных странах Европы, дается следующее определении профессии.
«Профессия - занятие, требующее систематизированных знаний, умений, опыта (компетенций), приобретенных, как правило, в результате целенаправленного обучения подготовки или в ходе трудовой деятельности, и официально признанной квалификации. Профессии могут регулироваться специализированными организациями, которые наделяются правами назначать квалификационные испытания, обладают полномочиями предоставлять права на профессиональную деятельность, устанавливают требования соответствия профессиональным стандартам и этическим кодексам» [6, с. 9].
Объединяет западные и российские исследования то, что все теории профессионализации утверждают, что профессия с периода ХХ века становится особой и значимой для развития общества сферой отношений, где высоко значение профессиональной компетенции, этического кодекса, внутрипрофес-сионального контроля, особой профессиональной культуры.
Эти появившиеся и осознанные признаки профессии привлекли внимание ученых разных направлений, в первую очередь представителей социальных теорий, психологов и социологов. Таким образом, профессиональная сфера становится самостоятельным предметом изучения сначала психологии и социологии, а позднее и других наук.
В трудах отечественных ученых (Б.Г. Ананьева, Л.П. Буевой, B.C. Грехнева, Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, В.А. Лекторского, А.Н. Леонтьева и других) профессиональная деятельность понимается как одна из форм практически-преобразовательного отношения человека к действительности. В этой теоретической рамке рассматривалась структура профессиональной деятельности, ее характеристики, процессы становления профессионала. Проблема профессий и их квалификационные характеристики исследовалась О. Липма-ном, А.К. Марковой, А.В. Кириченко, Е.А. Климовым, В.Е. Гавриловым и другими представителями отечественной психологии и акмеологии. В целом в отечественной психологии накоплен значительный исследовательский опыт изучения профессионализма.
Социологи со времен Т. Парсонса обсуждают профессионализм в связи с корпоративной культурой, профессиональной этикой и с образованием.
В отечественной социологии исследования профессии проводились с позиции социокультурного анализа (М.А. Иг-нацкая, В.И. Ильин, Л.Г. Ионин, В.В. Радаев, Р.Г. Яновский),
социальной стратификации (Л.А. Гордон, З.Т. Голенкова, Т.И. Заславская, М.Н. Руткевич); социологии труда (Д.Ж. Маркович, Г.В. Осипов, В.А. Ядов); экономической социологии (В.И. Добреньков, Е.В. Зорина, С.Д. Мартынов, В.Г. Подмарков, Н.И. Римашевская, И.М. Слепенков, О.И. Шкаратан), профессионализма как социального феномена (Р.Н. Абрамов, И. А. Бутенко и др.).
В последние десятилетия отечественные и зарубежные ученые активизировали изучение профессии в рамках проблемы социальной мобильности и стратификации общества. Социологи различной идеологической ориентации на практике применяют один и тот же набор эмпирических признаков, описывающих социальное положение людей, их принадлежность к общественному классу и (или) слою: профессия, образование, доход, участие в управлении (власть), стиль жизни, престиж. Различие наступает, когда совершается переход от описания к объяснению, от эмпирии к теории, включая такие фазы исследования, как измерение.
Начиная с 60-х годов, при описании и анализе социальной стратификации в основном используют объективные материальные критерии (профессия, доход, образование). Особое внимание социологов, занимающихся стратификацией и мобильностью, привлекла профессиональная дифференциация. Социологическая традиция связана с рассмотрением институционального признания профессии и ее статуса.
В социологии изучаются проблемы выбора профессий, профессиональной социализации и идентификации, профессиональной карьеры, вертикальной и горизонтальной мобильности, стиля жизни и т.д. При этом обычно отмечается, что профессия является социальной ролью, которая определяется общим разделением труда в обществе. Поскольку рынок труда структурирован в соответствии с движением внутри него, смена профессий рассматривается как хаотический процесс [7. с. 239].
Социологи, изучая проблемы стратификации общества, как правило, обращаются к статусу профессии. На основе эмпирических исследований строятся обобщенные индексы профессий, которые предполагают различение, градацию профессий и их статусов как «лучших» или «худших» в соответствии с доходом и престижем, характерными для их представителей. Наиболее яркими вариациями исследований в данном направления являются работы Л. Уорнера, Э.М. Эдвардса, Р.У. Ходжа и П. Росси, П. Блау и О.Д. Данкен, Г. Ленски. Методология построения индексов наиболее полно представлена в исследованиях Элба М. Эдвардса. Э.М. Эдвардс разработал «объективную» социоэкономическую модель классификации профессий, которая базировалась на статистических данных переписи населения. Шкала Э.М. Эдвардса помогла выявить типичные отличия в уровнях образования и дохода различных категорий работников. Позже на ее основе были разработаны сложные индексы уровней образования и дохода представителей разных профессий, которые активно использовались в переписях населения США, Канады, Великобритании и других стран. Данный подход демонстрировал функциональную и статусную определенность, целесообразность и непротиворечивость каждого из социальных классов - категорий занятых.
Публикация Д. Гласса (1954 г.), использовавшего исследовательскую методологию Э. Эдвардса, стимулировала учреждение специального исследовательского комитета по со-
циальной стратификации и мобильности в рамках Международной социологической ассоциации. Исследование проблемы профессионального неравенства было проведено группой социологов во главе с Р. Ходжем. В ней исследователи предложили измерять профессиональные неравенства через рейтинги социального положения и престижа конкретных профессий. Высокая степень стабильности и надежности данных рейтингов позволила использовать их для измерения социальных дистанций между классами профессий. Измерение социальных дистанций и престижа дало исследователям возможность выйти на проблемы функциональных изменений в социальном пространстве.
Во второй половине 60-х годов П. Блау и О. Данкен на основе идеи интегрального социоэкономического индекса профессионального статуса ^Е1 шкалы), рассчитали рейтинг профессий. Использование данного индекса позволило рассчитывать рейтинг престижа профессий, основываясь на данных статистики переписи населения о процентном распределении работающих мужчин по уровню образования и дохода. В основу составления списка профессий были положены критерии доступности и широкой распространенности конкретных профессий в обществе [8]. Индекс рассчитывался на принципах уравнения регрессии. Сам Данкен и его последователи интерпретируют величину индекса как косвенную оценку престижа профессий, но более надежную, чем его прямое измерение. В том же направлении вели исследования Д. Фитерман и Р. Хаузер, чьи работы имеют высокую репутацию у специалистов. На основании полученных ими данных рассчитывалась множественная регрессия процентного распределения «очень высокого» и «высокого» рейтингов престижа по образованию и доходу. Главным достижением работы этих исследователей стало открытие того, что распределение профессий в большей или меньшей степени совпадает с соответствующим распределением уровней дохода, образования, расходов на потребление, измеренных способностей, политических ориентаций, места жительства. Идеи и методики П. Блау и О. Данкен стали теоретической основой для проведения сравнительных межстрановых исследований данной проблемы и получили развитие в работах многих социологов.
Особый вклад в понимание престижа профессий был сделан одним из ведущих современных социологов в сфере соци-
альной стратификации Дональдом Дж. Трейманом. На основании анализа многочисленных эмпирических исследований, проведенных в 55 странах с использованием указанного метода, Д. Трейман пришел к важному выводу о том, что образованные и необразованные, богатые и бедные, городские и сельские, старые и молодые имеют подобное восприятие иерархии престижа.
Начиная с 70-х годов, в мире проводилось большое количество сравнительных исследований социальных статусов и классов по шкале профессионального престижа. Одним из результатов этих исследований становится разработка стандартных международных шкал престижа профессий (ISCO), которые позволяют довольно точно измерять престиж профессий в сравнительных исследованиях. Полученные в ходе этих исследований эмпирические данные свидетельствовали о кросснациональном подобии профессиональных рядов для индустриальных стран.
В результате социологических исследований в ХХ веке формируется «концепция профессии», которая определяется исходя из специфических черт: а) апеллирование к представлениям о престиже и респектабельности; б) полная оплачиваемая занятость (full-time); в) выполнение задач, требующих специальных навыков и мастерства.
В отечественной литературе принято отделять понятия «профессия» и «специальность». Профессия - понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками, помимо профессиональной компетентности, являются социально-профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Специальность - это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы, специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.
При создании систем профессионального образования понятие «профессии» и «специальность» являлись основополагающими.
Библиографический список
1. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / авт.-сост.: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбо-вич А.Н., Новиков П.Н. - М., 2010. - Вып. 1.
2. Международный симпозиум "Историческое профессиоведение: профессии и труд в российской истории" 16 октября 2006 года МГУ им. М.В. Ломоносова. http://occupations.asu.ru/prof_in_hist.php (дата обращения январь 2007).
3. Александрова, Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социологические исследования. - 2000. - № 8.
4. Историческое профессиоведение / В.Н. Владимирова. - Барнаул, 2004.
5. Российская социологическая энциклопедия. / Г.В. Осипова. - М., 2003.
6. Коулз, М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда / М. Коулз, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева. - М., 2009.
7. Радаев, В.В. Социальная стратификация / В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. - М., 1995.
8. Изменение социально-классовой структуры общества в условиях его трансформации / Е.А. Якуба, О.Д. Куценко, Л.М. Хижняк, М.А. Безносов, И.А. Евдокимова. - Харьков, 2006.
Статья поступила в редакцию 10.11.10