УДК: 331.101 DOI: 10.12737/ 21194
ИНСЕНТИВ-ТУРИЗМ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Агальцова Ирина Анатольевна, преподаватель кафедры управления сервисными технологиями, 5006@mail.ru
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Институт сервисных технологий, г. Подольск, Российская Федерация
Статья посвящена исследованию инсентив-туризма как одного из эффективных способов немонетарного стимулирования персонала. Автором дается определение инсентив-туризма как одной из составляющих делового туризма и рассматриваются основные особенности организации инсентив-тура. В статье приводятся положения известных теорий мотивации и на их основании анализируется инсентив-туризм как один из способов мотивации. Показано, что инсентив-программы позволяют удовлетворить определенные потребности сотрудника и тем самым стимулировать его на более качественный, продуктивный труд, а также отмечается высокая валентность инсентив-туризма и объясняется, почему данный вид туризма ещё не развит в России по сравнению с США и Европейскими странами. Автором делается вывод о том, что использование компаниями программ инсентив-туризма может не только благоприятно отразиться на внутреннем климате в коллективе, но и положительно повлиять на усиление приверженности компании, улучшение качества работы, рост профессионального уровня, и это, в свою очередь, обязательно скажется на благоприятном развитии и процветании организации. Таким образом, использование организациями инсентив-программ рассматривается как эффективное вложение средств, приносящее положительные результаты в долгосрочном периоде.
Ключевые слова: мотивация, стимулирование, инсентив-туризм
Инсентив-туризм - одна из составляющих частей MICE (meetings, incentives, conferences, events) туризма, он появился ещё в середине прошлого века в США. «Понятие «incentive» (англ.) трактуется как побудительный, поощряющий. Под данным видом туризма подразумевают поездки, которыми коммерческие фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе или мотивируют их к более производительному труду в будущем, а также проведение выездных семинаров, совещаний, конференций» [10, с. 62]. Причём это могут быть как однодневные поездки по программам тимбилдинга, так и поездки на зарубежные курорты, где можно совмещать отличный отдых и обучение.
Инсентив-туризм является глобальным и мультикультурным инструментом управления, грамотное использование которого помогает повысить эффективность бизнеса предприятия. Инсентив-туризм успешно используется многими компаниями
для формирования приверженного организации сплоченного коллектива, повышения мотивации сотрудников, а соответственно, и повышения производительности и качества работы.
Программы инсентив-туризма создаются специально в соответствии с требованиями организаций и чаще всего предполагают высококлассное обслуживание по системе «все включено». Организацией инсентив-туров и составлением программ занимаются специализированные компании, появившиеся на рынке с ростом популярности данного вида туризма, поскольку инсентив-тур, т.е. мотивационная программа и поощрительная поездка, финансируемые предприятием и предлагаемые сотрудникам в качестве награды за успехи в трудовой деятельности, носят структурированный и эксклюзивный характер и разрабатываются индивидуально под конкретного корпоративного заказчика. Инсентив-туры - более креативный продукт по сравнению с массовыми туристическими поездками, они в большей степени отличаются фантазией, инновационными оригинальными идеями и по-своему уникальны. Такие поездки предполагают создание для их участников необычной, запоминающейся атмосферы, коллективного праздника, что доказывает истину: ничто не сплачивает работников одного предприятия так, как проведение совместных мероприятий вне офиса и вне рабочей обстановки.
Как уже было отмечено, инсентив-туризм появился в США и стал использоваться также компаниями из Европы и Азии. Руководители многих фирм и компаний в Соединенных Штатах начали делать акцент на удовлетворении социальных потребностей своих работников, а не только на их материальном вознаграждении.
В настоящее время США занимают лидирующие позиции по количеству инсентив-туристов. Об их популярности в США говорит опережающий рост расходов американских компаний на поощрительный туризм по сравнению с затратами на материальное стимулирование труда работников [12, с. 6]. Если говорить о странах Европы, то чаще всего инсентив-программы для поощрения своих сотрудников используют компании Германии, Франции и Великобритании.
Также стоит отметить и то, что инсентив-туризм не так подвержен такому фактору, как сезонность. Дело в том, что программы поощрения, обучения, проведения различных выездных мероприятий не зависит от времени года и проводятся организациями в различные периоды времени.
К сожалению, в России этот способ поощрения персонала не пользуется большой популярностью и встречается в большинстве случаев в межконтинентальных
корпорациях. Между тем проведение инсентив-мероприятий может очень благотворно сказаться на моральном климате в коллективе, удовлетворенности и приверженности сотрудников, а значит и на финансовых результатах деятельности компании. Давайте разберемся, почему же инсентив-туризм оказывает такое влияние на коллектив и способствует повышению производительности труда и качества работы. Почему компании прибегают к замещению монетарной части поощрения сотрудников предоставлением им возможности путешествовать? И почему данный способ поощрения редко используется российскими компаниями?
Прежде всего, давайте вспомним, что же такое мотивация и как работодатель может на неё повлиять, обеспечивая стремление сотрудника добиваться поставленных перед организацией целей.
Рассматривая огромное количество определений понятия «мотивация», существующих в отечественной и зарубежной литературе, можно прийти к выводу, что это процесс, основанный на потребностях человека, которые заставляют его предпринимать усилия и/или действия, направленные на достижение определенных целей [3, с. 8].
Соответственно, в основе всего процесса мотивации лежат потребности человека [4, с. 11]. Немаловажное, а иногда и ключевое значение в процессе мотивации занимает стимул - внешнее побуждение к действию, толчок, побудительная причина. Из данного определения понятно, что стимул - это определенное воздействие на человека, имеющее цель направить его деятельность, скорректировать поведение в организации, стимул задается человеку кем-то извне [2, с. 24]. Таким образом, инициатором деятельности индивида является мотив, который может возникнуть в результате влияния стимула. Для того чтобы стимул оказал необходимое воздействие на человека, он должен соответствовать его потребностям.
Как показывают исследования, у работодателей и соискателей очевидны разные представления о том, что мотивирует последних при выборе места работы. Стоит обратить внимание на тот факт, что работодатели гораздо больше значения придают заработной плате, нежели сотрудники компаний5, хотя «в последнее время в нашей стране наметилась тенденция к сдвигу структуры общего вознаграждения персонала в сторону увеличения его немонетарной части. Однако управление соцпакетом представлено в основном на уровне крупных компаний, а подход к нему остается
5 иКЬ: https://superjob.ru (дата обращения: 10.02.2016)
достаточно формальным. В то же время за рубежом социальные программы рассматриваются как основной элемент трудовой мотивации, способствующий более эффективному использованию трудовых ресурсов» [6, с. 42]. Анализ мотивирующих факторов показал, что различные немонетарные стимулы, к которым относится и путешествие, зачастую являются более эффективным толчком к труду, чем денежные средства. Проанализируем основные теории мотивации, для того чтобы понять, почему так происходит.
Ранние работы по мотивации были основаны на теории потребностей, которые гласят, что, когда человек имеет несбывшуюся потребность, его поведение направлено на удовлетворение данной потребности. И пока данная потребность не будет удовлетворена, у него не будет возникать более сложных потребностей высшего уровня. Создателями данных торий являются А. Маслоу, Д. Мак Келланд, Ф. Герцберг [5, с. 29]. Если анализировать статистические данные в свете упомянутых теорий, можно сделать вывод, что в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, удовлетворены. Именно на удовлетворение потребностей высшего порядка и ориентировано применение средств инсентив-программ. Этим же можно и объяснить тот факт, что программы инсентив-туризма наиболее широко применяются в США и странах Европы, где уровень благосостояния населения выше, чем в среднем по России. Ведь лишь при удовлетворении потребностей низшего порядка человек задумывается и начинает стремиться к удовлетворению более высших потребностей. Статистические данные говорят также о том, что в России программы инсентив-туризма применяются в большинстве случаев компаниями, расположенными в Москве и Санкт-Петербурге, что также отражает ситуацию территориального распределения доходов в нашей стране. При невысоких заработках люди, не удовлетворив в полной мере потребности низших уровней, не будут задумываться о более высоких потребностях, а значит, и программе интенсив-тура предпочтут монетарное вознаграждение за свою работу [11, с. 6].
Позже теоретики добавили роль ожиданий в теории мотивации, заявив, что люди должны верить в то, что элемент, который удовлетворит их потребность, достижим. К работе людей мотивируют не только ожидания того, что усилия принесут необходимые результаты и что результаты повлекут ожидаемое вознаграждение, но и то, что, в конце концов, данное вознаграждение будет обладать большой валентностью, т.е. степенью удовлетворения вознаграждением. Ведь даже если сотрудники уверены в
собственных силах и получат желаемый бонус, у них все равно возникнет вопрос: «Будет ли вознаграждение представлять для меня ценность, поможет ли оно мне удовлетворить потребности?». Основным и наиболее важным понятием теории ожиданий является понятие ценности вознаграждения. Однако, к сожалению, его принимают во внимание далеко не все руководители. Чаще всего возникающее затруднение, связанное с процессом определения ценности поощрения [7, с. 208], объясняется тем, что, поскольку финансовые средства действительно позволяют приобрести множество благ, руководители, да и сами подчиненные, часто находятся в заблуждении, будучи уверенными, что деньги на самом деле являются лучшей наградой. Впоследствии такие убеждения не приносят ничего, кроме разочарования и неудовлетворённости. Люди, пытающиеся получить удовлетворение от своего труда только в виде денег, часто испытывают недостаток самоуважения и чувствуют невостребованность интеллекта, способностей и навыков. Таким образом, если результаты, которых можно добиться хорошей работой и значительными усилиями, не представляют для человека интереса, его мотивация находится на низком уровне [9, с. 57].
Инсентив-туризм как раз и направлен на мотивацию персонала посредством предоставления более высокого уровня валентности, чем другие методы стимулирования, включая и оплату труда. Путешествие в большинстве случаев -событие неповторимое, которое трудно в том же самом виде осуществить сотруднику самому. Путешествия дарят незабываемые впечатления, и поэтому зачастую воспринимаются как более дорогие, чем большинство других стимулов.
Высокая валентность приводит к сильным положительным эмоциям персонала, что сказывается на увеличении усилий и повышении производительности [8, с. 27].
Именно с высокой степенью валентности связано и то, что инсентив-мероприятия являются одними из лучших способов увеличения долгосрочной продуктивности работы путём усиления взаимосвязи между работником и работодателем. Поощрения в виде инсентив-туров помогают сотрудникам почувствовать, что их ценят в организации, и, таким образом, приводят к глубокой привязанности к компании.
Наконец, уникальность путешествий повышает мотивацию с помощью таких дополнительных механизмов, как приверженность и ощущение более высокого социального положения. Поскольку поездки, организуемые компаниями, как правило, не дешёвые, они часто воспринимаются как роскошь. К тому же часть персонала не
может себе позволить самостоятельно расходовать собственные средства на дорогие путешествия, роскошные отели и т.д. Таким образом, компания, предоставляя подобный отдых сотруднику бесплатно, многократно усиливает его привязанность к фирме и позволяет ему почувствовать своё более высокое положение. Происходит это опять-таки за счёт высокой валентности интенсив-мероприятий.
Понятие валентности также позволяет объяснить убывающую предельную полезность монетарного вознаграждения [1, с. 142], ведь если говорить о материальном стимулировании, то оно часто рассматривается как «увеличенная зарплата», и чем дольше компания использует лишь этот способ мотивации, тем ниже степень его валентности для персонала.
Помимо этого, инсентив-туризм успешно сочетается с проведением различных деловых мероприятий, таких как семинары, тренинги, что позволяет добиться сразу же нескольких целей:
-усиление приверженности компании; -повышение мотивации к труду; -рост профессионального уровня; -улучшение качества работы; -сплочение коллектива.
Таким образом, использование инсентив-программ на предприятиях благотворно отражается на развитии и процветании компании, позволяя решить сразу же множество задач. Это уже доказал опыт иностранных организаций, которые даже в условиях экономического кризиса не спешат отказываться от инсентив-мероприятий, ведь при грамотной организации затраты на поездку обеспечивают многократный возврат средств в будущем. Поэтому инсентив-тур - это не только мощнейший катализатор укрепления команды, мотивации, идеальный инструмент нематериального поощрения, но и рациональное вложение средств.
Литература
1. Балашов А.И, Тертышный С.А. Экономика: учебник. М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
2. Боковня А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании): монография: М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
3. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: инструменты, методики, практика. 5-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2014.
4. Грушенко В.И. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: учеб. пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
5. Егоршин А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
6. Железнова И.А. Соцпакет - объект государственной политики или средство управления персоналом? // Управление персоналом. 2008. №13(191).
7. Организационное поведение: учебник / Л.Г. Зайцев и др. М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013.
8. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / Т.В. Зайцева, Г.В. Черняева, Е.В. Батоврина; под ред. проф. В.П. Пугачева. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
9. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Мотивация персонала». 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
10. Трухачев А.В. Туризм. Введение в туризм: учебник. Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013.
11. Kimberly Swinson Severt, Ph.D, Rutkowski Tom, Ed.D. Channel Incentive Travel: A Case Study, Incentive Research Foundation, 2011.
12. Sandro Formica Ph.D., Joseph Goldblatt Ph.D. Survey of Insentive Travel ProgrammBusiness Strategies: The National La boratory for Tourizm and e-Commerce, School of Tourism and Hospitality Management, Temple University, Philadelphia, Pennsylvania, 2005.
INCENTIVE TOURISM AS A WAY OF PERSONNEL MOTIVATION
Agal'cova Irina, lecturer, e-mail: 5006@mail.ru
Service Technology Institute Russian State University of Tourism and Service Podolsk, Russian Federation
The article investigates the incentive tourism as one of the effective ways of non-monetary encouragement of staff. The author defines the incentive tourism as one of the components of business tourism and the considers the basic features of the organization of incentive tour. The article presents the statements of well-known motivation theories and
based on them analyzes incentive tourism as a way of motivation. The author proves that incentive programs can meet the specific needs of an employee, encouraging to a more qualitative and productive work. The article also notes the high valence of incentive tourism, and explains why this type of tourism is not well developed in Russia in comparison with the US and European countries. The author concludes that the using by companies incentive tourism programs not only can positively affect the indoor climate in the team, but also have a positive impact on strengthening the company's commitment, improving the quality of work, professional-level rise, and this, in turn, necessarily affect on the favorable development and prosperity of the organization. Thus, the use by organizations of incentive programs is regarded as an effective investment, bringing positive results over the long term.
Keywords: motivation, encouragement, incentive tourism
References
1. Balashov A.I., Tertyshniy S.A. Economics. Moscow: Masters: SIC INFRA-M, 2015. (In Russ.).
2. Bokovnya A.E. Motivation - the basis of HR management (theory and practice of formation of organizational motivating environment and creation of a unified system of company's motivation): monograph: Moscow: SIC INFRA-M, 2013. (In Russ.).
3. Vetluzhskyh E. Motivation and remuneration of labor: tools, methods, practice. Moscow: Alpina Publisher, 2014. (In Russ.).
4. Grushenko V.I. Company management strategies. From theory to practical design and implementation. Moscow: SIC INFRA-M, 2014. (In Russ.).
5. Egorshin A.P. Motivation and stimulation of labor activity. Moscow: SIC INFRA-M, 2013. (In Russ.).
6. Zheleznova I.A. Social package - the object of state policy or a human resources management tool? // Upravlenie personalom [Personnel Management]. 2008. №13(191). (In Russ.).
7. Организационное поведение: учебник / Л.Г. Зайцев и др. М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. (In Russ.).
8. Motivation of labor activity / T.V. Zaitseva, G.V. Chernova, E.V. Batovrina; ed. by prof. V.P. Pugachev. Moscow: Masters: SIC INFRA-M, 2014. (In Russ.).
9. Solomanidina T.O., Solomanidin V.G. Motivation of personnel labor activity. Moscow: UNITY-DANA, 2012. (In Russ.).
10. Trukhachev A.V. Tourism. Introduction to tourism. Stavropol: AGRUS Stavropol State Agricultural Univ., 2013. (In Russ.).
11. Sewert K.S., Rutkowski T. Channel Incentive Travel: A Case Study, Incentive Research Foundation, 2011.
12. Formica S., Goldblatt J. Survey of Incentive Travel Program Business Strategies: The National Laboratory for Tourism and e-Commerce, School of Tourism and Hospitality Management. Philadelphia: Temple University, 2005.