УДК 39: 394
ИНОСТРАНЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ
Ахметзянова А., студент 4 курса
Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Россия
Аннотация: предметом исследования являются иностранцы в Кореи, тенденция превращения корейского общества из мононациональной в многонациональную и миграционная политика корейского правительства. Изменение национального состава корейского общества и феминизация способствуют стремительному увеличению количества иностранцев в Корее. Из-за большой разницы, в культурах Запада и Востока, нередко возникают конфликты между иностранцами и местным населением. Но нельзя не отметить и то, что правительство Республики Кореи делает все возможное для урегулирования этих конфликтов и созданию комфортных условий для адаптации иностранных граждан.
Ключевые слова: Корея, иностранцы в Кореи, иммигранты, брачная миграция, миграционная политика.
Благодарности. Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (АКБ-2016-1ЫС-2230003).
Корея в течение очень долго периода времени была мононациональной страной, где абсолютное большинство населения - корейцы. Этому способствовали политика самоизоляции и долгое пребывание под властью других государств. Но в последние 50 лет ситуация резко изменилась в обратную сторону. С каждым годом все большее количество иностранных граждан приезжают в Корею, работают и живут в закрытой до этого стране. По данным марта 2015 года, в стране проживает 1,8 млн лиц иностранного происхождения, в том числе студенты, мелкие чиновники, низкоквалифицированные работники и т.д. В связи с этим появилась тенденция к образованию полиэтничности. Однако, сейчас еще очень рано говорить о превращении Кореи в многонациональную страну, в целом она все еще сохраняет черты моноэтнического государства.
Сегодня мигранты составляют около 3-4% от всего населения Республики Корея. Хотя еще в 1990-е годы иностранцев было всего менее 50 тыс. человек - 0,1%. Специалисты, прослеживая данную статистику, сделали выводы, что к 2020 году число мигрантов на территории страны увеличится до 5%, а к 2030 году - до 10%.
Южная Корея - это удивительная страна со своими традициями, порядками и устоями. И зачастую, иностранцы, так или иначе соприкасающиеся с культурой страны «утренней свежести», не могут понять и принять этих традиций.
Общество Южной Кореи очень сильно отличается от западного. Одной из самых заметных особенностей корейского народа является коллективизм. Коллектив в Корее превыше индивидуализма. Если в корейском обществе что -то делается, то это делается сообща, и не важно, кто сделал больше или лучше. В западном обществе человек всеми силами пытается вырваться из толпы, стать личностью, стать самым заметным, а в корейском обществе, наоборот, общество поднимает человека за его заслуги и поступки, сделанные для этого общества. Поэтому, в западном обществе лидер - это сильная личность, добившаяся всего сама, а в Корее лидер - этот человек, за которым стоит определенная группа людей. В Корее коллектив решает все. Очень ярко эта особенность прослеживается на примере недавнего импичмента президента
Южной Кореи Пак Кын Хе. Не оправдав надежд, возложенных на нее народом, она обрекла себя на снятие с поста президента.
Основное отличие западного общество от восточного состоит в том, что для западного на первом месте стоит понятие «Я», а для восточного - «Мы». Принадлежность любого корейца к какому-либо коллективу является неотъемлемый частью статуса и соответственно становится обязательным условием существования в корейском обществе. Причем сам коллектив очень строго следит за вовлеченностью каждого человека в дела группы и соблюдением правил этой группы. Этому существует множество примеров. Например, офисная культура Кореи предполагает полное сплочение со служивцев и коллег. Корейцы засиживаются допоздна на работе, так как считается невежливым уходить домой раньше других, и особенно, раньше начальника. Также они не могут отказываться от корпоративов и должны проводить время вместе с коллективом не только на работе, но и за его пределами.
Еще одной отличительной чертой корейского общества является иерархичность и жесткая градация во всем. Статус и принадлежность к определенной группе решают очень многое. Если общество поймет, что вы каким-то образом не подходите под их рамки, оно может исключить вас из своих рядов, или же, наоборот, поощрять и продвигать выше.
Иностранцы, приезжающие в Корею, очень быстро замечают разницу в поведении между людьми разного статуса и возраста. Если в европейской фирме все стараются вести себя более или менее на равных, то в корейской, все с точностью до наоборот.
Следуя конфуцианской традиции, общество, государство и фирма имеют такую же структуру и такие же правила, как и патриархальная семья. То есть, ни о каком равенстве и речи быть не может. Всегда будет человек, который старше по возрасту либо занимает более высокое положение в обществе, и отношение к нему, соответственно, будет особенным. По мнению знаменитого эссеиста Ли Кю Тхэ (0|^ЕН), одного из ведущих авторитетов в вопросах национального характера в Корее, «иерархичность - способ существования корейца, а выход из иерархической структуры равно силен выходу из корейского общества».
К сожалению, человеку с западными ценностями, довольно сложно понять все тонкости восточного мышления. Поэтому очень часто возникают различные служебные конфликты, вызванные стремлением иностранца, работающего в корейской фирме, « уровнять отношения» с начальством или старшими коллегами.
Влияние иерархичности имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, именно это во многом способствовало корейскому «экономическому чуду» в середине прошлого века. Благодаря трудолюбию корейцев и их беспрекословному подчинению и дисциплинированности, стране удалось добиться такого успеха. Но с другой стороны, жесткая градация мешает творческому мышлению. Люди бояться придумывать что-то новое или просто высказывать свое мнение.
Такая иерархичность, так или иначе, затрагивает практически все аспекты жизни южнокорейского общества, в том числе, и язык. Корейцы имеют огромное количество степеней вежливости. Существует множество разнообразных окончаний и вариаций одного и того же слова, меняющиеся в зависимости от того, с кем вы разговариваете и где. Например, в кругу друзей ровесники будут разговаривать, использую одни окончания, а в офисе - начальник и подчиненный совершенно другие. Причем, ошибка может стоить работы или хороших отношений, так как будет являться показателем неуважения к собеседнику.
Осознавая, как сильно южнокорейское общество отличается от западного, и насколько трудно иностранцам привыкнуть ко всем его тонкостям, корейское правительство старается создать все подходящие условия для комфортной жизни приезжих. Начиная с пропаганды СМИ о важности толерантного отношения к людям с другим
цветом кожи и национальности, и заканчивая созданием специальных рабочих мест для иностранцев.
Большую часть иммигрантов, приезжающих в Южную Корею, можно разделить на три группы:
1) с целью создания семьи;
2) работающие по контракту;
3) с целью получению образования.
Причем самой молодой категорией являются иностранные студенты, стремящиеся получить образование в Корее. За последнее время резко возросла популярность корейских вузов и системы образования в целом. Тысячи студентов со всего мира выбирают Корею для получения учёной степени.
С каждым годом все больше иностранцев, особенно женщин, приезжают в Республику Корею с целью создания семьи. И причин такому явлению несколько. Первая причина состоит в том, что в силу особенностей структуры корейского общества, мужчинам после развода или с небольшим уровнем дохода, довольно трудно найти жену среди своих соотечественниц. Именно поэтому они начинают искать будущую супругу среди иностранок, в особенности граждан Китая, Вьетнама, Филиппин, Монголии, Таиланда, Узбекистана, Казахстана и даже некоторых стран Восточной Европы, в том числе России. 40% новых браков, заключенных в сельской местности приходится именно на такие пары.
Результатом такого брака является создание смешанной семьи, требующей к себе особого внимания со стороны корейского правительства. Государство выделяет большие средства на социализацию иностранных женщин и детей, рожденных в смешанных браках. Статистика показывает, что 40% детей из таких семей едва знают корейский язык. А также, корейское правительство решило усилить требования к финансовому состоянию корейских женихов для того, чтобы предотвратить создание смешанных браков среди бедной части населения. Стоит отметить, что языковые требования для потенциальных жен были также ужесточены, как и контроль над брачными агентствами, занимающимися подобной деятельностью.
К сожалению, не обходится и без насилия в отношении иностранных жен. Например, жестокое обращение корейских мужчин в отношении вьетнамских гражданок стало причиной политических разбирательств между двумя странами в 2007 году.
Примечательно также, что рождаемость в таких мультинациональных семьях намного выше, чем в мононациональных. По прогнозам специалистов, к 2020 году треть всех детей (1,67 млн, или 3,3% от всего населения Южной Кореи), рожденных в тот год, будет приходиться именно на такие семьи.
В Кореи существуют разные мнения касательно необходимости «брачной миграции». Одни поддерживают политику правительства в этом направлении, другие, напротив, выступают против. По мнению Института политических исследований Асан (г. Сеул), в 2014 году 32% корейцев признали смешанные семьи как «угрозу социальной сплоченности».
В заключение можно сказать, что Корея прошла долгий путь от отсталого закрытого государства до развитой и открытой всему миру страны. Несмотря на то, что страна «утренней свежести» по-прежнему считается мононациональной, очевидна тенденция к ее превращению в многонациональное государство. Правительство Южной Кореи всеми силами поддерживает эти изменения и стремяться помочь иностранным гражданам как можно быстрее и безболезненнее влиться в южнокорейское общество.
Литература
1. Кирьянов О.В. Корея и корейцы. О чем молчат путеводители. М.: Рипол-Классик, 2014. 352 с.
2. Курбанов С.О. История Кореи. С древности до начала XXI века. СпбГУ, 2009. 680 с.
3. Ли Кю Тхэ. Структура сознания корейцев: кто такой кореец? Сеул: Синвонмунхваса, 2000. 304 с. OI^EH. EH0IS. - MS: ^^SfM, 2000. 304 с.
4. Шипаева В.И. Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства. М.: Мир, 1986. 283 с.
5. Smith Anthony D. The Ethnic Origins of Nations. Wiley-Blackwell, 1988. 329 p.
6. Leoussi Athena S. Nationalism and Ethnosymbolism: History, Culture and Ethnicity in the Formation of Nations / Athena S. Leoussi, Steven Grosby. Edinburg University Press, 2007. 353 p.
FOREIGNERS IN THE REPUBLIC OF KOREA Aysylu Akhmetzyanova, 4th year student Institute of International Relations, History and Oriental Studies, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan, Russia
Abstract: The subject of the study are foreigners in Korea, the tendency of the transformation of Korean society from mono-national into the multinational and migration policy of the Korean government. Change in the ethnic composition of Korean society and feminization contribute to a rapid increase in the number of foreigners in Korea. Because of the big difference in the cultures of the West and the East, there are often conflicts between foreigners and the local population. But it should also be noted that the Government of the Republic of Korea is doing everything possible to resolve these conflicts and create comfortable conditions for the adaptation of foreign citizens. Keywords: Korea, foreigners in Korea, immigrants, marriage migration, migration policy.
Acknowledgments: This work was supported by Seed Program for Korean Studies through the Ministry of Education of Republic of Korea and Korean Studies Promotion Service of The Academy of Korean Studies (AKS-2016-INC-2230003).
УДК 39: 394
ЭМАНСИПАЦИЯ КОРЕЙСКИХ ЖЕНЩИН ХХ ВЕКА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ
В ЛИТЕРАТУРЕ
Жуйкова Екатерина, студент 4 курса
Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Росси
Аннотация. Предметом работы статьи является корейская литература. Целью данной статьи является всестороннее рассмотрение литературы, освещающей проблему эмансипации корейских женщин, прибегая к помощи истории и статистики. Становление женской эмансипации в корейском обществе и причины ее возникновения. Анализ проблемы на примере романа Пак Ван Со «Стоящая женщина»; Ключевые слова: Корея, корейская литература, эмансипация в Корее ХХ века.
Благодарности. Данная работа осуществлялась при поддержке Программы по поддержке молодых специалистов в области корееведения через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2016-INC-2230003).
Затрагивая тему менталитета и традиций в корейском обществе первое, о чём необходимо упомянуть это то, что долгое время корейской идеологией было конфуцианство. Еще в глубокой древности проникнув в Корею из Китая, оно отлично «прижилось» на новой территории и постепенно проникло во все сферы корейского общества, начиная с политики и заканчивая социальной структурой.