ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В МОНГОЛИИ
(к 800-летию Монголии)
Лувсанцэрэнгийн ДуГАРжАВ, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора филиала РЭА им. Г. В. Плеханова в г. улан-Батор
С.А. ФИЛИн,
кандидат технических наук, вице-президент национального фонда развития
малого и среднего предпринимательства
Интеграция Монголии в мировую экономику проходила в условиях сложной и драматической трансформации монгольского общества после 1990 г. Смягчению кризиса в Монголии способствовала финансовая помощь США, Турции, Канады, Японии, Китая, Республики Кореи и ряда международных валютно-кредитных организаций.
За последнее десятилетие Монголия изменилась, она превращается в динамично развивающуюся страну с прагматичной внешнеэкономической стратегией, нацеленной на активное вхождение в мировую экономику. В ней постепенно забывается русский язык, который заменяется английским.
Страна молода, по темпам прироста населения Монголия входит в лидирующую группу стран мира. По демографическим прогнозам, к 2025 г. в Монголии будут проживать 4 млн чел. Страна обладает колоссальными природными ресурсами и обширной территорией.
Уникальные и разнообразные природные и исторические памятники привлекают туристов со всего мира. Не тронутая цивилизацией природа, сохранившийся кочевой уклад сельской жизни, традиции и обычаи этого древнего народа производят неизгладимое впечатление.
В последние годы активизируется интерес зарубежных инвесторов к Монголии, что в немалой степени связано с благоприятной правовой средой.
Монголия с 1996 г. присоединилась к Вашингтонской конференции «О разрешении инвестиционных споров» и к Сеульской конференции «О создании многостороннего агентства инвестиционной страховки», с 1997 г. является членом ВТО. С 1999 г. Монголия является членом многостороннего страхового агентства по инвестиции MIGA при Мировом банке, и инвесторы имеют возможность осуществлять страховку рисков в MIGA.
Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в списке 140 стран мира при оценке благоприятствования принятия иностранных инвестиций включила Монголию в круг стран, имеющих относительно высокий показатель, по способности эффективно использовать капиталы Монголия вошла в первую тридцатку стран мира.
В 2005 г. ВТО при проверке политики Монгольского правительства в сфере торговли сделало заключение, признающее, что в Монголии экономический рост является стабильным, а уровень инфляции нормальным.
В 2005 г. Правительством Монголии утверждена жилищная программа «40 тысяч квартир». В связи с этим специальным постановлением Правительства утвержден список стройматериалов, оборудования, машин и механизмов и др., которые освобождаются от НДС на таможне. Эти программы и решения являются важными условиями для привлечения иностранных инвестиций в отрасль строительного производства.
С 1 января 2007 г. в Монголии начал действовать пакет законов о налогах в новой редакции, в частности снижение налогообложения предприятий с иностранным капиталом на 5 %. Предполагается, что утвержденный в 2006 г. новый «Закон о полезных ископаемых» будет формировать более надежную правовую среду для ведения стабильного бизнеса.
Начиная с 1990 г. капиталовложения в экономику Монголии составили 1,4 млрд долл. США, из которых около 80 % были размещены за последние
5 лет. В 2005 г. этот показатель составил 311 млн долл. США, что на 31 % больше, чем в 2004 г. По данным на 19.12.2006, в Монголии были зарегистрированы
6 066 компаний с инвестициями из 96 стран. Как отметил премьер-министр М. Энхболд, выступая в парламенте, в последнее время ряд российских, гер-
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
63
манских и японских компаний выразили готовность инвестировать от 10 до 40 млрд долл. в экономику Монголии, поэтому новые капиталовложения в ближайшей перспективе могут увеличиться в несколько раз. Инвесторы, работающие в Монголии, вносят новые инвестиции, что свидетельствует о весьма благоприятном инвестиционном климате страны для бизнеса и иностранных инвесторов.
Однако фракция демократической партии в парламенте не разделяет столь оптимистической точки зрения премьера, отметив, что объемы иностранных инвестиций в Монголии в 10 — 20 раз ниже мирового уровня, при этом отсутствуют инвестиции со стороны крупных и известных мировых компаний.
Кроме того, рост денежных средств в стране примерно до размеров сделанных иностранных вложений создает возможность поддержать отечественных бизнесменов, увеличивать размер первоначального вклада зарубежных инвесторов и повышать требования к конкурентоспособности производства и услуг.
Распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики приведено в табл. 1
Таблица 1
распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики
Отрасль Всего, тыс. долл. сшА %
Горно-рудная разведывательная и добывающая 686 820 47,7
Торговля и общественное питание 221 282 15,4
Легкая промышленность 86 846 6,0
Финансово-бюджетная деятельность 76 807 5,3
Строительство, стройматериалы 56 118 3,8
Обрабатывающее животное сырье 54 673 3,8
Коммуникации и технологии 25 928 1,8
Транспорт 21 425 1,5
Производство 15 614 1,1
продовольственного товара
Туризм 14 738 1,0
Прочее 180 724 12,5
Итого 1 440 975 100
Геологическая, горнорудная и нефтяная отрасли по-прежнему считаются самыми привлекательными для иностранных инвесторов. По данным за 2005 г., в эти отрасли вложены 191 млн 430 тыс. долл. США.
В период с 1990 г. объемы капиталовложений в этот сектор превысили 680 млн долл. По данным за первые месяцы 2007 г., этот показатель составил 1 815 тыс. долл. Если инвестиции в этой отрасли разделить по странам, то 53 % приходится на КНР, 25 % - Канаду, 4,5 % - Болгарию, 3,1 % - США,
3,1 — Багамские острова и 2,5 % — Российскую Федерацию (табл. 2).
Таблица 2
распределение иностранных инвестиций по странам
страна Всего, тыс. долл. сшА %
КНР 682 766 47,4
Канада 175 736 2,2
Республика Корея 104 588 7,3
Япония 71 346 5,0
Виргинские острова (иК) 51 915 3,6
США 51 217 3,2
Российская Федерация 45 944 3,2
Великобритания 32 429 2,3
Болгария 30 778 2,1
Гонконг 25 818 1,8
Другие 168439 11,7
Всего 1 440 995 100
Вместе с тем за последнее время для иностранцев весьма заманчивой сферой для вложения своих капиталов становится общественное питание. За последние 15 лет в этом секторе созданы 1 627 предприятий со 100 %-ными иностранными и совместными капиталовложениями. Общая сумма инвестиций, внесенных за этот период, составила 227,9 тыс. долл. США.
В 2006 г. в этой отрасли зарегистрированы 522 новых предприятия. КНР занимает первое место по объему инвестиций и по числу компаний с иностранным капиталом. Наибольшая доля китайских инвестиций направлена в сферу геолого-разведывательной и горнодобывающей (360 млн долл.) промышленности; торговли и общепита (151 млн долл.); инженерно-строительных сооружений, производства стройматериалов (29 млн долл.) и легкой промышленности (23 млн долл.).
Канада по объему инвестиций находится на втором месте. С 1996 г. Канадой в экономику Монголии было внесено в общей сложности 175,7 млн долл., в то время как монголо-канадская торговля только в 2005 г. составила около 140 млн долл., и сегодня Канада в товарообороте Монголии занимает 6, 3 %.
Большая часть канадских инвестиций в экономику Монголии вкладывается в горнорудную отрасль. Большую часть товаров, экспортируемых в Канаду, до 2005 г. занимали швейные и трикотажные изделия; в 2005 г. 99,5 % занимало только золото. В связи с тем, что Канада начиная с июля 2003 г. включила Монголию в систему льготных тарифов для таких экспортных товаров, поставляемых в Канаду, как кожа, кожаные изделия и ковры, важнейшей задачей Монголии в настоящее время является увеличение экспорта в Канаду этих видов товаров.
Между Монголией и Канадой партнерские отношения развиваются и расширяются также в сферах туризма, культуры и образовании, обороны, строительства, включая строительство дорог: В частности, в строительстве внедряются канадские строительные нормы и стандарты, в отрасли сельского хозяйства Монголии осваивается передовая канадская технология, в вузах Канады обучаются монгольские студенты. Только в 2007 г. более 30 монгольских учителей английского языка повысили в Канаде свою квалификацию.
Согласно регистрации, в Канаде находятся более 250 монголов (90 % из них в официальном порядке работают и учатся в этой стране), большинство из которых проживает в таких крупных городах, как Ванкувер, Торонто, Калгари, Монреаль.
республика корея. Прошло не более 10 лет, как были установлены дипломатические отношения с Республикой Корея. За это период Корея смогла стать крупным партнером Монголии. По неофициальным данным, в Корее живут и работают 17 тыс. монгольских граждан, в Монголии зарегистрировано более 200 компаний с корейским капиталом. Корея находится на втором месте среди инвесторов Монголии и на пятом месте среди внешнеторговых партнеров. Инвесторы Кореи интересуются в основном отраслями производства и услуг: горнорудная промышленность (15 млн долл.); легкая промышленность (6,7 млн долл.); транспорт (5,7 млн долл.); строительство и производство стройматериалов (4,6 млн долл.).
Лпония. В 1991г. Премьер-министр Японии Г. Кайфу впервые посетил Монголию. Это был первый визит лидера крупнейшей капиталистической страны. В настоящее время Япония является страной, с которой Монголия развивает партнерские отношения, охватывающие широкий комплекс направлений взаимодействия. Так, по инициативе Японии Монголия совместно с Всемирным банком десять раз организовывала встречи зарубежных партнеров. По размерам предоставляемых кредитов и помощи Япония является на сегодня самым крупным донором — 56 % всей помощи и кредитов, предоставляемых Монголии. В настоящее время в Монголии действуют 225 компаний с Японским капиталом на сумму 71 млн долл. 40 % этих инвестиций (28,1 млн долл.) приходится на легкую промышленность, что является самыми крупными капиталовложениями (32,4 %) в эту отрасль. В отрасли связи доля Японских инвестиций составляет 33 % и находится на первом месте (8,6 млн долл. на создание корпорации «Мобиком»).
Комитет государственной собственности в августе 2006 г. объявил открытый международный тен-
дер на приватизацию кашемирового предприятия «Гобь», который на 73,48 % находился в государственной собственности. Консорциум «Тошисоокен инвестбанк» и «Эйч Эс Секьюритис», предложив 13 млн 850 тыс. долл., одержал победу в тендере. В бизнес-плане победитель указал, что в течение 3 ближайших лет они вложат 12 млн долл., причем первые 2 млн они инвестируют в течение 2007 г.
Сегодня обе страны вышли на полномасштабное партнерство. Идет разработка долгосрочной программы двустороннего сотрудничества, рассчитанной на 10 лет. В ней особое внимание уделяется активизации экономического взаимодействия между представителями частной собственности. Иными словами, речь идет о мерах по увеличению торговли и инвестиций, о создании совместного комитета, в котором тесно взаимодействовали бы правительственные органы и частный сектор. В течение 2005 г. Япония непосредственно инвестировала в монгольскую экономику около 9 млн долл. В последнее время активизируется участие в этом процессе малого и среднего бизнеса Японии, увеличиваются также прямые японские инвестиции.
сшА инвестируют в основном в сферу горнорудной и нефтяной промышленности (21 млн долл.); переработки животноводческого сырья (7 млн долл.); легкой промышленности (4,6 млн долл.); банковской деятельности (4,6 млн долл.); инженерно-строительных сооружений и производства стройматериалов (2,6 млн долл.). К 2006 г. в Монголии зарегистрированы 130 компаний с американским капиталом.
российская Федерация находится на 6-м месте по объему инвестиций (45 млн долл.), на 3-м — по количеству компаний. РФ инвестирует в основном в сферу горнорудной отрасли (17 млн долл.); инженерно-строительных сооружений и производство стройматериалов (5,3 млн долл.); банковско-финан-совую деятельность (4,1 млн долл.); производство продовольственных товаров (4,1 млн долл.). Российские инвестиции в производство продовольственных товаров составляют 26,4 % инвестиций отрасли. В 2006 г. российские инвесторы приватизировали Сберегательный банк Монголии за 12 млн долл.
Россия как сосед и традиционный партнер имеет определенные преимущества перед другими зарубежными инвесторами. Российские компании хотят инвестировать в крупные месторождения, энергетику, строительство автомобильных и железных дорог, жилья, в нефтеперерабатывающие предприятия. Все эти направления очень перспективны. Имеются также инвестиции в животноводство, в частности в области вакцинации скота и создания
условий для выхода монгольского мяса и мясопродуктов на российский рынок.
Во время официального визита Президента Монголии Н. Энхбаяра в декабре 2006 г. Президент РФ В. Путин отметил, что при создании необходимых условий для развития инвестиционной деятельности российские инвестиции в Монголию могут достичь в самые ближайшие годы 5 млрд долл.
В ноябре 2006 г. был приватизирован за 23 млрд 417 млн 665 тыс. тугриков1 последний банк, находившийся в собственности государства. Победителем приватизации стал консорциум в составе российского банка Чингис хаан, Братского народного банка и компании Монгол даатгал.
инвестиции других стран. За 2005 г. увеличились инвестиции таких стран, как Великобритания и Италия, объем их инвестиций составил 6,6 млн и 5,2 млн долл. соответственно. За 2006 г. инвестиции Чехии увеличились в 2 раза.
В настоящее время ассортимент экспортных продуктов Монголии относительно мал, поэтому для более эффективного использования сформированного благоприятного климата для иностранных инвестиций необходимо постоянно увеличивать количество и ассортимент экспортных продуктов. Необходимо организовать производство и экспорт продуктов, входящих в число 7 200 наименований товаров, разрешаемых Европейским Союзом для беспошлинного экспорта из Монголии в соответствии с условиями GSP на рынок Евросоюза.
Иностранные инвестиции в человеческий капитал
Большя часть иностранных инвестиций поступает в сферу образования Монголии, поскольку развитие сотрудничества именно в области образования позволяет заложить основы будущего через воспитание и обучение будущего поколения. Доля иностранных инвестиций на систему образования занимает 30 % в бюджете Монголии.
Проекты Азиатского банка развития. Министерство образования, культуры и науки Монголии развивает связи с 30 странами в рамках 30 межправительственных соглашений, 15 программ и планов, 10 протоколов, меморандумов и нот, а также в рамках заключенных контрактов, протоколов и меморандумов с 11 международными организациями.
Правительство Монголии успешно внедряет программу развития образовательного сектора с помощью финансирования Азиатского банка развития.
1 Около 200 млн долл. США.
Первый такой проект был утвержден в 1996 г. и был направлен на проведение основной политики реформы. Внедрение второго проекта в области образования — с декабря 2002 до 2007 г Данная программа осуществляется с помощью финансирования различных организаций на сумму 67,8 млн долл: Азиатский банк (14 млн долл.); Правительство Японии (45 млн долл.; Фонд развития Nordic (5,3 млн долл.); Правительство Монголии (3,5 млн долл.). Цели данной программы:
• создание доступных условий для получения образования среди бедных слоев населения (в том числе и для детей-инвалидов);
• улучшение качества образования, повышение компетентности руководителей образовательных учреждений;
• улучшение материально-технической базы. Данная программа осуществляется по следующим трем направлениям.
1. развитие школ, детских садов, школ-интернатов. Данное направление стало приоритетным в данной программе. Правительство Японии финансирует строительство новых учебных корпусов 16 школ в Улан Баторе, 4 школы в Орхонском аймаке. По крайней мере, 60 сельских школ будут переоборудованы, меблированы при содействии данной программы. Также в этих школах будут перестроены энергетические системы. Будет построено 6 детских садов и начальных школ в городах, в которых ощущается нехватка в образовательных учреждениях. Эти учебные заведения будут построены с учетом обучения в них детей-инвалидов.
2. улучшение качества обучения. Будет продолжена деятельность, направленная на повышение квалификации учителей, особое внимание будет уделено сельским школам. Обучение будет направлено на подготовку и обучение учителей сельских школ, а также на подготовку их для работы с детьми-инвалидами в общем потоке обучающихся. Также деятельность будет направлена на обеспечение учебными материалами. Программа будет поддерживать политику развития более разнообразной и либерализованной системы образовательной печати, включая открытие рынка коммерческой продажи учебников, повышение качества образования. Программа предусматривает повышение уровня информационных технологий в образовательных учреждениях, обеспечение компьютерами школ, пересмотр программ по информатике.
3. Повышение качества управления образованием. Для повышения уровня управления образованием составлен план повышения компетентности
руководителей образовательных учреждений.
В декабре 2006 г. подписан договор по предоставлению льготных кредитов Монголии от Азиатского банка развития на третью программу в области образования Монголии в размере 13 млн долл. США для повышения качества образования в соответствии со спросом и предложением рынка.
В рамках третьей программы планируется провести ремонт в 45 школах, улучшить материальную базу и учебную среду, подготовить 21 400 педагогов, в 30 школах модернизировать оборудование центров профессионально-производственного обучения. В ходе осуществления третьей программы будет предоставлена безвозмездная техническая помощь на 150 тыс. долл., в основном на улучшение материально-технической базы Министерства образования, культуры и науки.
мировой банк за период 2007 — 2009 гг. внесет 22,7 млрд долл. безвозмездной помощи в развитие системы образования Монголии.
Лпония на образовательном рынке монголии. Доля японских инвестиций составляет 50 % всех иностранных инвестиций на рынке образования в Монголии.
Япония осуществляет инвестиции в систему образования Монголии по следующим направлениям.
Во-первых, большое внимание уделяется помощи ведущим вузам Монголии, особенно в плане обеспечения их современным техническим оборудованием. С помощью Японии центр иностранных языков МонГУ полностью оборудован современными техническими средствами. На инвестиции Японии в техническом университете разрабатываются проекты по использованию энергии солнца, ветра и воды.
Япония полностью обеспечила стоматологический институт Медицинского университета современным оборудованием и техникой. Созданы два стоматологических кабинета, каждый стоимостью 27 тыс. долл., типография, аудиовизуальный центр на 500 тыс. долл. США.
С помощью Японии полностью оборудована Центральная клиника современным техническим оборудованием на 13 млн долл. США.
В Сельскохозяйственном университете в 1997 — 2002 г. в рамках реализации проекта по вопросам совершенствования диагноза инфекционных болезней скота на сумму 2 млн долл. создан иммуноисследова-тельский центр скота. Стоимость японского оборудования в центре составила 2 млн долл. США.
Во-вторых, на территории Монголии созданы учебные заведения, построенные на японские инвестиции.
1. Японский институт «Соёл Эрдэм» был открыт в 1996 г. в результате привлечения частных инвестиций. В настоящее время здесь обучаются около 500 студентов по специальностям: преподаватель японского языка, переводчик, журналист и экономист. Обучение ведут более десяти японских преподавателей и несколько монгольских преподавателей, ведущих занятия на монгольском языке. Институт имеет свой учебный корпус в центре г. Улан Батор с лингафонным кабинетом с аудио- и видеооборудованием и компьютерным кабинетом. Студенты летом проходят практику на собственной туристической базе института. После второго курса студенты проходят практику в Японии, многие из которых после прохождения практики привлекаются к преподавательской работе в Японии. Повышенные требования к обучению японского языка являются определяющими в успеваемости студента. Студенты, кроме японского языка, изучают японские обычаи и психологические особенности японцев.
2. В 2006 г. в Улан Баторе было открыто музыкальное училище «Вай Эн Эс Мюзик академи, Монголия» со 100 %-ным японским капиталом для обучения монгольских детей и детей из других стран. Учредитель училища — известная пианистка Японии Юмако Хаяаша. В училище занятия организованы по программе международной школы. Выпускники получают кроме музыкальной специальности также и общесреднее образование.
3. В «японском городке» в Улан Баторе идет строительство зданий для комплексной международной школы «Япония». Инвестирует строительство японская компания «Суруга Монгол». В 2007 г. будут построены двухэтажный учебный корпус, спортивные корпус и бассейн. Здесь будут работать преподаватели из более чем 10 стран мира. Появление такой школы направлено на создание условий для продолжительного проживания иностранных инвесторов в Монголии.
В-третьих, Япония организует многочисленные проекты для строительства, реконструкции старых зданий средних школ Монголии. С 1999 г. в рамках таких проектов осуществлены работы на сумму 7 млрд иен (6 млн долл.). В 2006 г. подписан новый договор по осуществлению проектов (это уже третий этап) строительства школьных зданий на сумму 9 млрд тугриков (8 млн долл.).
В-четвертых, на гранды японского правительства в вузах и научных учреждениях Японии получили дипломы более 700 монгольских студентов. В настоящее время на средства правительства и частных структур Японии учатся почти 1 000
ФИНАНСЫ и кредит
67
монгольских студентов в различных учебных заведениях Японии. То есть, на каждые 10 000 жителей Монголии приходится 3 студента, обучающихся в Японии. По этому показателю Монголия находится на втором месте после Кореи.
Во время визита президента Монголии Н. Энх-баяра в Японию в феврале 2007 г. премьер-министр Японии Шинзо Абэ заявил, что в рамках большой программы японского правительства «По обмену детьми и молодежью стран Восточной Азии в XXI веке» в течение пяти лет в Японию будут приезжать по приглашению около 100 монгольских детей, большую часть которых составят ученики старших классов общеобразовательных школ.
Япония в 2007 г. также намерена сотрудничать с Монголией в области реализации программы по подготовке кадров, проектов по менеджменту твердых отходов Улан Батора и строительству пристроек к зданиям общеобразовательных школ в рамках безвозмездной помощи Монголии. Япония выразила готовность увеличить вдвое число обучающихся в Японии монгольских студентов по техническим специальностям.
сшА и канада на образовательном рынке монголии. Последние годы во внешней политике США уделяется все большее внимание Монголии: США отводит Монголии важную роль в распространении экономических и политических реформ в регионе. Со стороны США через различные каналы поддерживается процесс демократизации политической системы и переход к рыночным отношениям в экономике Монголии. За последние 7 лет США выделила Монголии более 100 млн долл. в виде технической помощи и подготовки кадров для программы реформ в стране. Ежегодно США в виде гуманитарной помощи Монголии оказывает помощь на сумму 12 млн долл. Наконец, визит президента США Дж. Буша в ноябре 2005 г. в Монголию означает, что Монголия, возможно, в дальнейшем будет представлять определенный интерес именно для укрепления позиции США в этом регионе.
По некоторым данным, в США обучается более 800 монголов, кроме студентов, обучающихся в вузах США, также обучаются школьники, которые выезжают, используя самые разные каналы.
Неправительственная организация «Будущее лидерство» заключила договор с университетом Калифорнии в США на обучение монгольских студентов. Оплата за год обучения здесь составляет для студента 18 тыс. долл. Монгольские студенты будут обучаться за 6 000 долл., а половину оставшейся суммы покроют как стипендию. Университет Калифор-
нии пригласил 100 студентов. Данная организация намерена также обучить монгольских студентов в университете с общим обучением в Сан-Диего и в международных вузах штата Вирджиния.
Как известно, Монголия включена в число 16 развивающихся стран, которым будет предоставлена финансовая помощь Фонда тысячелетия, учрежденного президентом США. Чтобы ее получить, каждой стране необходимо предоставить хорошо разработанную, обоснованную программу, куда и на что будут направлены эти деньги. Проект, подготовленный монгольской стороной, охватывает в основном 4 отрасли: развитие бизнеса, здравоохранения, инфраструктуры, образования. Монголия намерена получить из Фонда тысячелетия 250 млн долл. США.
Фонд «Глобальный лидер» совместно с некоторыми американскими вузами объявили «поход» интеллектуальных инвестиций в развитие Монголии. Преследуется цель через образование внести реальный вклад в интеллектуальное будущее Монголии. В контексте «похода» планируется обучить 1 000 монгольских студентов в развитых странах на стипендии, обеспечить 1 000 компьютерами и книгами образовательные учреждения Монголии. Намечается осуществить программу «Ребенок каждой семьи в американском вузе», призванную предоставлять талантливым студентам возможность учиться в США. Главная цель программы — подготовить высокообразованные и конкурентоспособные кадры.
В 2006 г. в Улан Баторе была открыта American school. Это частная школа, расположенная в специально построенном трехэтажном здании площадью около 6 000 м2. Школа рассчитана на 912 детей, имеются 38 классных кабинетов, 8 лабораторий, 4 компьютерных кабинета, 2 актовых зала по 300 мест, столовую на 150 мест, спортивный зал, бассейн и автостоянку на 100 машин.
Школу возглавляют директор Фрэнк Куллисон и советник международной школы Гари Даймонд, который является экспертом по вопросам образования в международном центре в Канаде (Education Consultants Ltd — Ontario), много лет проработавший во многих странах Азии и Тихого океана советником по созданию международных школ. Школа имеет лицензию Министерства образования, науки и культуры Монголии. Выпускники будут получать аттестат образца канадских школ. Для этого данная школа должна пройти аккредитацию международной школы.
Школа создана по Канадскому проекту как международная средняя школа, при этом средства в ее создание инвестировали монгольские юридические лица, канадская сторона предоставляет интеллекту-
альные инвестиции, т. е. осуществляет непосредственно проект, а также приобретает на льготной основе все необходимое для учебной деятельности.
В 2006 — 2007 уч. году в школе функционировали с 1-го по 8-й классы, в которых обучалось около 170 чел. монгольских детей и детей иностранцев, работающих в Монголии. Количество учащихся в классах не превышало 24 чел.
С 1-го по 12-й классы обучение ведется на английском языке по программам канадской школы. Кроме этого монгольские учащиеся изучают монгольский язык, литературу и историю Монголии в том же объеме, как и в монгольских школах. В данное учебное заведение принимают 4 летних детей в детский сад, 5 летних — в подготовительный класс, начиная с 6 лет — в первый класс.
Обучение платное, в школе и в подготовительном классе плата в год составляет 4 500 долл., в детском саду — 2 500 долл. Как утверждают, оплата за обучение в этой школе в Улан Баторе установлена в 2 раза меньше, чем в международных школах других стран. Если из одной семьи учатся двое детей, то на одного ребенка предоставляется скидка в размере 5 %. Учебники выдает школа, за комплект которых учащиеся до 5-го класса оставляют залог в размере 300 долл., с 6-го по 12-й класс — 800 долл. ежегодно. Оплата за пользование услугами школьного автобуса составляет 30 долл. в мес. Питание в столовой учащиеся оплачивают сами.
В школе в основном преподают канадские преподаватели, несколько американцев и 1 австралиец. В каждом классе, кроме преподавателей-иностранцев, работают по одному монгольскому преподавателю, которые помогают, в частности, делать переводы.
В январе 2005 г. в Монголии открылся филиал Хартфордского университета2. На сегодняшний
2 Университет Хартфорд основан в мае 1999 г. Ведет образовательную деятельность по специальности «бизнес и менеджмент». Зарегистрирован на фондовой бирже Сингапура. С апреля 2004 г. Хартфорд стал филиалом Корпорации Раффлес (известна под названием Раффлес Ла Сале), осуществляющей деятельность по дизайну в Азии. Хартфорд имеет филиалы в Китае, Малайзии, Хонгонге, Сингапуре и в Монголии. Хартфорд награжден престижной наградой «Качественное образование Сингапур» от правительства Сингапура; преподавание осуществляется по учебным планам и образовательным программам на международном уровне; образовательная программа соответствует международным образовательным стандартам; Хартфордская дипломная программа дает возможность прохождения дальнейшего образования в 15 престижных университетах США, Новой Зеландии, Австралии, Великобритании. Университет Хартфорд специализируется по следующим направлениям: 1) бакалавр бизнеса; 2) управление бизнесом (маркетинг); 3) мультимедиа; 4) график дизайн; 5) менеджмент гостиницы и туризма.
день действуют два направления: 1) бакалавр бизнеса и 2) управление бизнесом (маркетинг). Срок обучения — 3 года, по окончании обучения присваивается степень бакалавра.
Программа обучения предполагает ознакомление студентов с разными спорными, проблемными вопросами изменения международной рыночной экономики, приобретения знаний и навыков решения этих вопросов. Программа специализируется на основных знаниях, методах и умениях решения разных вопросов на практике. Данная деятельность направлена на подготовку студентов для ведения бизнеса на международном уровне.
Стоимость одного года обучения составляет 6 000 долл. Обучение в филиале полностью осуществляется на английском языке. Преподавательский состав — из Сингапура, Франции, и других стран.
Для внедрения западной системы образования на монгольском рынке ведется активная работа c Информационным центром канадского образования, действующим в Улан Баторе с июля 2006 г.
Задачей Центра является развитие связей между Монголией и Канадой посредством бесплатного предоставления информации в Монголии об образовательной системе Канады, рекомендаций и советов образовательным учреждениям Монголии и поддержания дальнейшего сотрудничества с ними.
Деятельность информационного центра включает: 1) организацию лекций и семинаров об университетах Канады; 2) организацию встреч и семинаров по вопросам образовательной системы двух стран; 3) помощь в приглашении из Канады профессоров и высококвалифицированных преподавателей английского языка в образовательные организации Монголии и помощь в установлении сотрудничества между организациями; 4) предоставление советов лицам, желающим учиться в университетах Канады (/pre-departure orientations); 5) реализация проектов по обмену студентами и преподавателями между двумя странами.
Уделяется большое внимание повышению заинтересованности населения Монголии в изучении английского языка. В августе 2005 г. создана академия английского языка при частной компании «Доктор Гана», основной целью которой является организация интерактивного обучения английскому языку на высоком профессиональном уровне для повышения знания английского языка у всего населения Монголии.
республика корея на образовательном рынке монголии. Корея очень активно работает на образовательном рынке Монголии.
Монголо-корейский техникум осуществляет свою деятельность как совместное учебное заведение на базе ПТУ и техникума. Техникум осуществляет трехступенчатое обучение в ПТУ, техникуме и вузе (бакалавриат). В техникуме обучаются 1 200 учащихся, из них 800 чел. — в ПТУ, 200 — в техникуме и 200 — в вузе. Оплата за обучение: учащиеся ПТУ учатся по государственной дотации (бесплатное обучение); обучение в техникуме — 180 000 тугриков; в вузе — 250 000 тугриков.
В техникуме осуществляется подготовка специалистов для предприятий, обрабатывающих шерсть и пух; швейных предприятий; предприятий по ремонту оборудования легкой промышленности, предприятий по ремонту автомашин из Кореи3, а также специалистов по дизайну одежды.
В 2003 г. во время визита президента Республики Кореи в Монголию корейская сторона оказала Монголии безвозмездную помощь в размере 3 млн 100 тыс. долл. на развитие сферы образования и медицины. Было разработано 4 проекта, два из которых — в сфере образования: 1) создание национального центра дистанционного обучения и 2) развитие Монголо-корейского техникума (700 тыс. долл.), включая ремонт учебных помещений (240 тыс. долл.); оборудование учебных кабинетов, лабораторий, швейного и сварочного цехов, цеха ремонта корейских автомашин и оборудования легкой промышленности, типографии, компьютерного класса (360 тыс. долл.); приглашение преподавателей из Кореи и поездка монгольских преподавателей в Корею (100 тыс. долл.).
В настоящее время в техникуме работают 4 корейских преподавателя от представительства Кореи в Монголии и организации международного сотрудничества Кореи с зарубежными странами «Коюо».
Монгольский интернациональный университет открылся в 2001 г. на инвестиции Кореи. Для этого в Корее был создан фонд МЦ, из которого поступило на настоящий момент 1 млрд тугриков на развитие университета. Предполагается, что Фонд МЦ будет финансировать университет в течение 15 — 20 лет, затем, достигнув определенного уровня, когда университет будет самостоятельным, его передадут монгольской стороне.
Университет рассчитан на обучение студентов из стран Центральной Азии. В настоящее время в университете обучаются 170 студентов из Монголии, России (29 студентов из Якутии, Тувы и Бурятии), Китая, Кореи.
В университете обучение проходит по трем специальностям: 1) информационные технологии;
3 40 % машин, эксплуатируемых в Монголии, — из Кореи.
2) биотехнологии; 3) бизнес, менеджмент. После 4 лет обучения и получения диплома бакалавра студенты могут выбирать обучение в магистратуре в Монголии, США, Корее.
В университете преподавание ведется на английском языке, все преподаватели приезжают из зарубежных стран, таких как США, Австралия, Корея, Китай. В программе обучения предусмотрено обучение в Корее. В 2006 — 2007 уч. году на обучение в Корею в течение зимних каникул было направлено 60 студентов. Летом приезжают студенты из Кореи в целях обмена опытом.
В распоряжении университета находится четырехэтажный корпус и двухэтажное здание общежития, оборудованы 2 компьютерных класса по 40 компьютеров, кабинет биотехнологий. В ближайшие три года планируется строительство городка: 12-этажного учебного корпуса, общежития, жилого дома для преподавателей, для семейных студентов, учебного корпуса для средней школы, торгового и культурного центров, центра профессионального обучения, спортивного комплекса. Иностранные студенты платят за общежитие 100 тыс. тугриков.
Такие страны, как Корея, Индия, Япония, Германия, Китай, США, в течение последних 10 лет оказывают постоянную помощь и поддержку в деле развития сферы образования, делают инвестиции как на частном, так и на правительственном уровне, создают конкуренцию на рынке образовательных услуг Монголии. Политика этих стран основана, прежде всего, на том, что развитие взаимосвязей разных стран во многом зависит от политики в сфере образования и воспитания будущего поколения, от знания языка.
При финансовой помощи зарубежных стран все ведущие учебные заведения Монголии оборудованы современными техническими средствами обучения. Часть финансовой помощи направляется на переподготовку и повышение квалификации преподавательского состава.
Монгольские родители, выпускники советских учебных заведений пока по-прежнему придают большое значение российскому образованию, считают необходимым знание русского языка для своих детей. Однако для того, чтобы российское образование занимало определенное место, нужна поддержка со стороны Правительства России на государственном уровне. Без финансовой поддержки, без определенных инвестиций в сферу образования сегодня невозможно конкурировать на рынке образовательных услуг Монголии в условиях рыночных отношений, когда многие страны на правительственном уровне ведут активную работу в этом направлении.