Н. Ю. Журавлева
ИННОВАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Последние десятилетия ХХ в., особенно 90-е годы, окончательно утвердили научнотехнический прогресс в качестве важнейшего фактора экономического развития, основы конкурентоспособности фирм, отраслей, национальных экономик. Сегодня в мире отчетливо сформировалось понимание, что будущее процветание и даже выживание в глобальной экономике определяется центральной ролью нововведений, повышающих производительность труда и вложенного капитала.
В начале XXI в. мировая экономика активно пытается формировать новую парадигму научно-технического развития. Ее слагаемыми выступают: возрастающая взаимозависимость между рынками капитала и новыми технологиями, повышенный спрос на знания, усиление социальной ориентации эффективных технологий, глобальный характер создания и использования новых знаний, технологий, продуктов, услуг и др. Все это обусловливает повышенный интерес к теории инноваций, основоположником которой считается австрийский ученый Й. Шумпетер.
Теория инноваций постоянно обновляется, обогащается, что отражает сложный и многогранный процесс развития науки и техники, всей хозяйственной жизни. И вполне естественно, что в этой теории существует много спорных положений, целый ряд понятий, которые требуют уточнения, внесения большей ясности. Это, в частности, относится и к такому базовому понятию, как «инновация».
Латинское слово innovatio (обновление, улучшение) является основой английского слова innovation (инновация), имеющего в переводе на русский язык значения «нововведение, новшество». Следовательно, термин «инновация» ассоциируется прежде всего с внесением нового, внедрением последних достижений науки и техники в производство и все другие сферы жизни людей.
Несмотря на кажущуюся простоту, понятие «инновация» является весьма емким, многогранным. И в экономической литературе в настоящее время нет его единого толкова-
Наталья Юрьевна ЖУРАВЛЕВА — аспирантка кафедры экономической теории и экономической политики СПбГУ. Окончила экономический факультет СПбГУ в 2000 г. Автор 6 научных работ. Сфера научных интересов - инновационное развитие России, экономические отношения в сфере малого инновационного предпринимательства.
© Н. Ю. Журавлева, 2006
ния. Как сложная, объемная категория инновация исследуется в разных измерениях. В зависимости от объекта и предмета исследования инновация рассматривается:
- как результат (Н. Н. Молчанов, Э. А. Уткин, А. С. Кулагин, С. Д. Бешелев и др.)1;
- как изменение (Ю. В. Яковец, Л. С. Бляхман, Ф. Валента, А. И. Пригожин и др.)2;
- как процесс (Б. Твисс, Т. Брайан, В. Л. Макаров, В. Г. Медынский и др.)3.
Не вдаваясь в подробный анализ обширного множества существующих определений, попробуем сделать не столько терминологический, сколько методологический выбор в некоторых наиболее существенных определениях, относящихся к инновациям, и высказать свое понимание этой проблемы.
Прежде всего, следует отметить, что определение инноваций должно отвечать некоторым требованиям:
во-первых, быть однозначным, чтобы четко представлять объект исследования, и в то же время — достаточно широким, отражая сложность данной категории;
во-вторых, соответствовать (насколько это возможно) толкованию, принятому в международных документах;
в-третьих, отражать достигнутый уровень научно-технического прогресса, сущностные черты современной НТР.
В условиях рыночной экономики методология системного определения инноваций базируется на международных стандартах. В качестве такового, в частности, выступает так называемое «Руководство Фраскати»4. Инновация определяется в нем прежде всего как конечный результат инновационной деятельности, как прогрессивное новшество, которое проявляется либо в виде продукта, либо в виде технологических процессов, новых методов организации и управления производством. Соответственно можно говорить о продуктовых и процессных инновациях. В этих инновациях происходит материализация, воплощение в практику научных идей, открытий и изобретений, ноу-хау, информации, новых научно-исследовательских решений, моделей и других видов интеллектуального продукта.
В экономической литературе при рассмотрении инновации как результата используются и такие понятия, как «новые технологии», «наукоемкая продукция», «высокотехнологичная продукция». Это позволяет оценить результат инновационной деятельности с отраслевых позиций. Под наукоемкой продукцией понимается продукция отраслей, где отношение среднегодового объема затрат на исследования и разработки к среднегодовому объему продаж является повышенным. Таким считается отношение, превышающее 5-10%5.
Высокотехнологичная продукция — это технически сложная продукция, для производства которой используются сложные технологические процессы. Признаком сложности является то, что в этих высокотехнологичных отраслях продукция или технологические процессы основываются на результатах не только прикладных, но и фундаментальных научных исследований.
Наукоемкая продукция одновременно является и высокотехнологичной. Однако высокотехнологичная продукция вовсе не обязательно может быть одновременно и наукоемкой. Это, в частности, связано с тем, что если в отрасли в массовом порядке производится и реализуется технически сложная продукция, то отношение в ней годового объема НИОКР к объему продаж будет ниже нормативного.
Что касается понятия «новые технологии», то имеются в виду новые научно-технические результаты в сфере НИОКР в высокотехнологичных отраслях. По сути это научно-техническая продукция данных отраслей, которая посредством лицензионных согла-
шений может продаваться как новые технологии. Эта продукция является и высокотехнологичной, и наукоемкой.
Таким образом, можно считать, что наукоемкая и высокотехнологичная продукция, новые технологии являются разновидностями инновации, рассматриваемой как результат.
Для характеристики инновации как результата очень важным является оценка ее новизны. Такая оценка дается на основе различных критериев: уровня новизны или радикальности (эпохальные, базисные, улучшающие и другие инновации), типа или масштаба новизны. В последнем случае новизна продуктов и процессов рассматривается на разных уровнях: исходя из территориального охвата рынка — продукты и процессы, новые для мирового рынка, новые для национального, регионального и других рынков; с точки зрения различий в объектах управления — продукты и процессы, новые для отрасли, новые для фирмы.
Так, фирмы, осуществляющие активную инновационную деятельность, но использующие по ряду соображений оборонительную инновационную стратегию, создают продукты и процессы, которые являются новыми для них, но не для отрасли и конкретного рынка.
Определение инновации только как продуктового и процессного результата является еще недостаточным для раскрытия многоуровневой сущности этой категории. Необходимо учитывать и тот факт, что в рыночной экономике нововведение должно быть обеспечено платежеспособным спросом, т. е. оно выходит на рынок, принимая товарную форму, и реализуется там потребителям. Именно на рынке происходит процесс коммерциализации результатов научно-технической деятельности, который в экономике постиндустриального общества становится все более масштабным.
Коммерческий аспект позволяет определить инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Как отмечает Ф. Янсен, «инновации — это одновременное проявление двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса... Только тогда, когда к новшествам подключается бизнес, они становятся инновациями» 6, а неотъемлемой частью бизнеса, как известно, является обмен, акт купли-продажи.
В экономической науке инновации рассматриваются и как изменение. Именно так определил инновацию Й. Шумпетер. Он выделяет, как известно, пять типичных изменений, связанных с использованием новой техники и технологии, с применением нового сырья, с внедрением новых способов организации производства, с появлением новых потребительских товаров и рынков сбыта продукции7.
В результате такого рода прогрессивных изменений, связанных прежде всего с факторами производства, происходит количественное и качественное совершенствование производственной системы, перевод ее в новое, более высокое состояние.
В рыночном хозяйстве совершенствование производственной системы направлено на получение большей выгоды, максимального эффекта. Этот эффект может быть техническим, экономическим, социальным и т. д. Экономический эффект на микроуровне выражается в экономии затрат живого и овеществленного труда на производство продукции, в получении добавочной прибыли как главной цели предпринимательской деятельности. Таким образом, инновация — это обязательно рентабельное новшество, которое приносит прибыль.
Особым видом эффекта от внедрения инновации является повышение конкурентоспособности на всех уровнях: отдельный товар, фирма, регион, отрасль, национальная экономика в целом. Значение этого вида эффекта в связи с резко обостряющейся конкуренцией на мировых рынках постоянно увеличивается. Конкурентные преимущества за-
висят от многих факторов — это новые технологии, новые методы организации и управления производством, появление новых сегментов рынка, снижение стоимости производимой продукции и др.
Некоторые авторы считают, что инновации следует рассматривать и в динамическом аспекте, т. е. как процесс получения нового хозяйственного результата. Например, Б. Твисс определяет научно-технические нововведения «как процесс преобразования. как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание»8, соответственно включая в этот процесс стадии НИОКР, проектирования, распространения новшеств и т. д.
Представляется, что данный подход является неправомерным, ибо он слишком расширяет понятие «инновация». В этом случае в инновацию включаются стадии, которые собственно к ней не относятся, а относятся к инновационной деятельности как к процессу. Ведь инновационная деятельность обычно определяется (в частности, и в «Руководстве Фраскати») как комплекс работ и мероприятий по созданию, распространению (диффузии) и использованию новых или усовершенствованных продуктов и технологий, а также методов организации производства и управления. Если считать, что инновация есть процесс, связанный с получением результата, то понятия «инновация» и «инновационная деятельность» становятся тождественными, что противоречит логике.
Конечно, инновация связана со всеми стадиями инновационной деятельности, но как таковые эти стадии не входят в понятие «инновация». Правильнее считать, что в это понятие входят лишь результаты данных стадий. Поэтому инновацию следует определить как совокупность постадийных результатов, обобщающий результат всей инновационной деятельности.
Итак, инновация как экономическая категория может быть охарактеризована в следующих аспектах:
♦ во-первых, как результат стадии создания, в рамках которой происходит материализация, воплощение в практику новых идей, открытий и изобретений, новых научных решений, патентов, информации и других интеллектуальных новшеств. Этот результат обычно проявляется в виде продукта или процесса;
♦ во-вторых, как новшество, способное удовлетворять рыночный спрос, т. е. обладающее коммерческой реализуемостью. В этом случае новшество принимает товарную форму и соответственно выступает как товар на рынке инноваций, где и происходит коммерциализация новшеств. Здесь инновация выступает как результат стадии распространения (диффузии) новшеств;
♦ в-третьих, как фактор производственного процесса, постоянно возобновляемый и по сути неисчерпаемый. Это находит свое выражение во внедрении новой техники и технологии, в изменении организационных структур, методов управления и т. д. В результате использования прогрессивных новшеств производственная система переходит на новый, более высокий уровень, повышает эффективность своего функционирования;
♦ в-четвертых, как эффект вследствие использования нововведений. Эффект может быть самый различный: технический, социальный, экономический и т. д. Экономический эффект на микроуровне проявляется в добавочной прибыли, что способствует дальнейшей капитализации. Особым родом экономического эффекта являются конкурентные преимущества, получаемые в результате внедрения новшеств. На макроуровне экономический эффект выражается прежде всего в достижении основной цели общества — повышении качества жизни нации в целом.
Сущность инновации как экономической категории проявляется во всех отмеченных чертах, но наиболее глубинный сущностный признак, по нашему мнению, связан с получением эффекта, с реализацией целевой функции на всех уровнях.
1 Молчанов Н. Н. Инновационный процесс. СПб., 1995.
2 Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. М., 2004.
3 Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. М., 2004.
4 Документ был принят Организацией экономического сотрудничества и развития в 1963 г. в итальянском городе Фраскати. Положения «Руководства Фраскати» периодически уточняются, последняя редакция принята в 1993 г. (www.nv-innovations.ru).
5 Валдайцев С. В. Антикризисное управление на основе инноваций. М., 2005. С. 199.
6 Янсен Ф. Эпоха инноваций. М., 2002. С. 4.
7 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 33.
8 Твисс ^.Управление научно-техническими нововведениями. М., 1989. С. 33, 36.
Статья поступила в редакцию 28 июня 2006 г.