УДК 336.02
инновационный вектор модернизации налоговой системы россии
Н. В. КЛИМОВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономического анализа и налогов E-mail: [email protected] Академия маркетинга
и социально-информационных технологий, г. Краснодар
В статье раскрывается значимость налоговой системы как инструмента государственной политики повышения инновационной активности, перечислены льготы и преференции для налогоплательщиков, осуществляющих инновационную деятельность, показаны примеры налогового регулирования инновационной деятельности в зарубежных странах, изложены меры совершенствования налоговой политики по стимулированию внедрения нововведений.
Ключевые слова: налоговая политика, инновационная деятельность, преференции, налоговые инструменты, инвестиционная налоговая скидка.
В эпоху модернизации российской экономики налоговой системе уделяется особо пристальное внимание в связи с тем, что это не только фискальный механизм, но и инструмент государственной политики. В этом аспекте следует выделить два важных момента:
во-первых, формируя бюджет, консолидированные средства от уплаты налогов целенаправленно распределяются по видам экономической деятельности в зависимости от приоритетности их развития, решаются производственные и социальные народнохозяйственные задачи, финансируются крупные межотраслевые программы, осуществляется техническое перевооружение и внедрение инноваций;
во-вторых, изменяя условия налогообложения, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного
развития определенных отраслей и производств, стимулирует технический прогресс.
Из сказанного четко просматривается, что налоговая система — это эффективный стимулятор инновационного развития, несмотря на принадлежность его к косвенному методу регулирования. При этом инновационная деятельность в нормах налогового законодательства, как правило, не выделяется.
В настоящее время в Налоговом кодексе РФ имеется ряд положений, направленных на установление некоторых льгот и преференций для налогоплательщиков, осуществляющих инновационную деятельность, а также льготы по отдельным налогам, способствующих активизации внедрения инноваций. Перечислим наиболее значимые:
1) уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль за счет включения расходов на НИОКР в затраты на производство;
2) включение в состав средств целевого финансирования, не учитываемых при определении базы налога на прибыль, средств, получаемых из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;
3) расширение перечня НИОКР, при выполнении которых можно применять льготу по НДС;
4) создание резерва предстоящих расходов на НИОКР;
5) использование амортизационной премии (до 30 %) при начислении амортизации;
6) применение ускоренного метода начисления амортизации на объекты основных средств.
- 9
Приоритеты России
14 (107) - 2011
Ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов широко используется за рубежом, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации — от 10 до 50 %; 7) предоставление инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочки налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели.
Налоговое регулирование инновационной деятельности используется практически во всех экономически развитых зарубежных странах, где меры регулирования значительно шире, а соответственно и выше степень их воздействия и результативность.
Приведем некоторые примеры. Так, для налогоплательщиков возможно: уменьшение налога на прирост инновационных затрат; предоставление не только инвестиционного налогового кредита, но и исследовательского; освобождение в течение нескольких лет от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации инвестиционных проектов; льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных предприятий, и др.
За рубежом льготы на НИОКР предоставляются чаще в виде скидок с расходов компаний на эти цели. Существуют два вида налоговых скидок: объемные и приростные. Объемная скидка предоставляет льготу пропорционально размерам затрат. Например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии 100 % расходов на НИОКР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В Австралии (частные компании) эта цифра доходит до 150 %. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия, Австрия, Малайзия, предприятия энергетических отраслей полностью исключают расходы на НИОКР из прибыли до налогообложения.
Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего уровня за какой-то период (с учетом действия определенных ограничений). Эта скидка действует после того, как указанные расходы были произведены. Максимальная скидка размером
10 -
в 50 % существует во Франции. В Канаде, США, Японии и Тайване она составляет 20 %.
Налоговые льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в виде «инвестиционного налогового кредита». Инвестиционная налоговая скидка предоставляется лишь после ввода новой техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически (в отличие от отечественной практики его не надо доказывать и обосновывать, так как оно закреплено законодательством). Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3 % в Японии (для электронных техники и оборудования), 50 % в Великобритании (для 1 -го года эксплуатации новой техники, оборудования и т. п.), 10—15 % в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании), 100 % в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.
В странах ОЭСР используются налоговые инструменты, стимулирующие создание малых инновационных компаний:
— ускоренное списание затрат на покупку оборудования;
— освобождение от налогов капитала, предоставляемого малым организациям;
— специальные налоговые льготы или кредиты (для компаний, находящихся на стадии запуска или действующих в течение первых нескольких лет). Для них предусмотрено полное освобождение от налогов (налоговые каникулы). Например, во Франции эта мера распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно-исследовательские) со снижением на 50 % уплачиваемого ими подоходного налога в течение первых 5 лет их деятельности. В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20 до 1 %. Также снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и отменен налог при реинвестировании в такие компании.
В целях активизации инновационной активности за рубежом государство нередко стимулирует и подготовку кадров. Так, во Франции 25 % прироста расходов на подготовку кадров освобождаются от налогов (там, где существует большой уровень безработицы, эти затраты не облагаются налогами).
В настоящее время в России существует достаточно много альтернативных проектов рационализации налогообложения, выдвигаемых учеными, государственными структурами, представителями бизнеса. Они отличаются как по степени «разности»
рассматриваемых аспектов модернизации, уровню радикализма, так и по степени проработанности.
В 2011 г. и в плановом периоде на 2012 и 2013 г. в области налоговой политики по стимулированию инновационной деятельности планируются к реализации следующие основные меры:
— снижение до 2015 г., а для отдельных категорий плательщиков и до 2020 г., совокупной ставки страховых взносов до 14 % в пределах страхуемого годового заработка (уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета). При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину (34 %) в 2015 г.;
— изменение подходов к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп;
— уточнение порядка учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (закрепление единого по всем видам работ порядка ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясностей и противоречий);
— создание резервов предстоящих расходов организаций на НИОКР;
— сокращение перечня документов, необходимых для подтверждения правомерности нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспортных операциях;
— освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;
— создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включая создание специальных налоговых инспекций и снижение периодичности и сроков проведения проверок;
— передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам Российской Федерации и увеличение его размера;
— совершенствование налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в социально значимых областях;
— введение специального налогового режима для организаций-участников технопарка Сколково.
Важно отметить, что перечисленные планируемые мероприятия не предусматривают повышение налогов, как, например, в скандинавской модели. На взгляд автора, политика «высоких налогов» в российской практике даст положительный эффект нововведений при условии, если средства будут направлены по мультиплицирующим цепочкам, стимулируя возникновение инновационных производств. В то же время это увеличит налоговое бремя организаций и с большей долей вероятности возникнут диспропорции в развитии отдельных сфер деятельности.
Несмотря на постоянные изменения Налогового кодекса РФ, все же остаются трудности, которые препятствуют расширению инновационной деятельности и финансированию НИОКР. Например, не решены вопросы прав собственности на созданную научно-техническую продукцию, долевого участия в пользовании дорогостоящего научного оборудования, ускоренной амортизации научно-технического оборудования, освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров для научной деятельности, налоговых льгот по затратам на приобретение зарубежных технологий и на научно-исследовательские затраты, минимизации налогообложения доходов от продажи акций (средства от которых будут иметь целевое направление на нововведения), налоговых преференций по региональным налогам и пр.
Инновационный вектор в совершенствовании налоговой политики должен одновременно обеспечивать устойчивую динамику инновационных процессов, экономический рост, повышение конкурентоспособности бизнеса и благосостояния населения.
Список литературы
1. Леонтьев Л. О формах и методах стимулирования инновационной деятельности. М.: РНЦ НСПИ РАН. 2001. 48 с.
2. Шелюбская Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3. С. 34—37
3. URL: http://www.ng.ru/economics/2010-03-11/4_nalogi.html.