УДК
ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
О.Е. Никонец
Работа посвящена проблемам формирования и развития инновационной банковской системы. Автор, используя современные источники определил роль и место инноваций в банковской сфере.
Ключевые слова: банк, инновация, новаторы, виртуальный банк.
Новые технологии банковского обслуживания представляются инновациями, составляющими часть более мощного процесса, охватившего всю мировую экономику. На сегодняшний день можно констатировать, что в целом экономика развитых стран перешла к инновационному типу развития. Этот процесс существенным образом затронул банковский сектор и как область приложения (объект) инноваций и как фактор, способствующий их внедрению в экономику в целом.
Известный экономист П. Друкер отмечает: «В настоящее время знание систематически и целенаправленно применяется для того, чтобы определить, какие новые знания требуются, является ли получение таких знаний целесообразным и что следует предпринять, чтобы обеспечить эффективность их использования. Иными словами, знание применяется для систематических нововведений и новаторства» [3].
В экономической литературе инновации понимаются и в более широком смысле. В этом случае инновации - синоним успешного развития социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер на базе разнообразных нововведений. Например, В.С. Викулов понятие «инновации» (нововведения) трактует как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам».
B.С. Викулов отмечает, что «среди непременных свойств, присущих инновации, можно выделить следующие характеристики: новизна; удовлетворение рыночного спроса; коммерческая реализуемость».
Применительно к банку имеется в виду создание банковского продукта, обладающего более привлекательными потребительскими свойствами по сравнению с предлагаемым ранее, либо качественно нового продукта, способного удовлетворить неохваченные ранее потребности его потенциального покупателя, либо использование более совершенной технологии создания того же банковского продукта [1].
Инновационный процесс - это процесс, связанный с созданием, освоением и распространением инноваций, охватывает все стороны деятельности банка: от разработки
концепции или идеи до ее практической реализации.
С учетом того, что банковская система России только развивается, то под определение банковской инновации подпадают:
- новый российский банковский продукт, впервые появившийся на финансовом рынке (может быть сначала и в одном банке);
-новый для России зарубежный банковский продукт.
Следует учитывать и жизненный цикл инновации, поскольку она действует только в рамках времени, которые установлены начальной и конечной точками данного жизненного цикла.
Инновационный процесс можно определить как динамическую конкуренцию, в которой фирмы стремятся к инновациям, но различными путями. Одни сами занимаются инновациями (разработкой и внедрением), то есть сознательно выступают как лидеры в этой области, беря на себя риски, а другие берут на себя роль имитаторов, пытаясь догнать лидеров. Таким образом, для лидеров инновации выступают как внутренний импульс к изменениям, а для имитаторов как внешний. Постепенно то или иное нововведение охватывает отрасль в целом. Те компании, которые не смогли приспособиться к новым условиям конкуренции, разоряются.
C.Д. Ильенкова все существующие в банке инновационные процессы подразделяет на три группы:
1. Простой внутриорганизационный инновационный процесс, т.е. процесс, предполагающий создание и использование инновации в рамках одного и того же банка. В этом случае новшество не принимает формы нового банковского продукта, а лишь совершенствует технологию производства уже существующих продуктов либо какую-либо сервисную технологию.
2. Простой межорганизационный процесс, предусматривающий формирование нового банковского продукта, предназначенного для продвижения на рынке в качестве предмета купли-продажи.
3. Расширенный инновационный процесс, в основном связанный с формированием комплексного банковского продукта, когда при его создании банк сотрудничает со своими партнерами, тем самым, перераспределяя инновационный процесс между несколькими участниками. В качестве примера можно привести системы дистанционного управления счетом [2].
И.П. Хоминич применительно к банкам выделяет и классифицирует возможные инновации, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Классификация банковских инноваций [4]
Критерий Вид инноваций
Причина появления Реактивные (реакция на нововведения в деятельности конкурентов) Стратегические (носят упреждающий характер)
Цели Оперативные (текущие, краткосрочные) Перспективные (долгосрочные)
Функциональное содержание Производственные Интеллектуальные Управленческие Финансовые
Предмет (сущность) Продуктовые (новый продукт, услуги) Процессы (технологии, схемы управления и обслуживания клиентов, модели поведения)
В настоящее время существует два принципиально различных варианта организации банковской деятельности:
- классический банк, который имеет свои офисы и операционные залы и предоставляет клиентам возможность управлять своими счетами посредством Интернет;
- виртуальный банк, который осуществляет свою деятельность только во всемирной компьютерной сети.
Интернет создает совершенно необычную для традиционной экономики ситуацию, которую называют по-разному: рыночное киберпространство или глобальный рынок (global market place). Суть ее заключается в том, что Интернет создает единое виртуальное киберпространство с типичными для экономической среды (рынка) взаимодействиями и интеракциями участников.
Новаторы как особый фактор производства
Технологические инновации
В банках Во внешней макроэкономической н глобальной среде
Технологии дистанционного банковского обслуживания Интернет, новейшие средства связи
Телебанкинг, интернет-банкинг с (онлайн-банкинг) Глобализация мирового финансово-д банковского сектора; консолидация и конвергенция в международной банковской среде; новые платежные системы
Всемирное распространение иннованионных банковских продуктов на основе информационных технологий
Рис. 1 - Место инноваций в современной экономике
Виртуальный банк (virtual bank) - это банк, работающий с клиентами исключительно через
Интернет, и в отличие от традиционных банков не располагающий филиальной сетью. В случае виртуального банка клиент полностью лишен возможности контакта с его фронт-офисом. Банк привлекает и обслуживает клиентов исключительно через Сеть. Как правило, банки предпочитают сочетание виртуальных и классических технологий.
Дальнейшее развитие микроэкономических инноваций проявляются и на макроуровне, сказывается на свойствах международной экономики в целом. Информационные технологии внесли качественные изменения во внутрифирменное пространство, а затем в среду национальных экономик и дальше - в международную экономическую среду.
В реальной жизни классификация банковских инноваций не является теоретической задачей, так как напрямую связана с целесообразностью их внедрения. Таким образом, распространение инноваций в банковской среде тесно связано с инновациями в глобальном и мировом финансовом секторе, что делает этот процесс неизбежным для всех банков в различных странах.
Work is devoted to the problems of formation and development of innovative banking system. The author, using a modern sources defined the role and place of innovation in banking The key words: Bank, innovation and innovators, virtual bank.
Список литературы
1Викулов В.С. Инновационная деятельность кредитных организаций // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №1; http://www.dis.ru/manag.
2 Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити, 1999. - С. 52.
3 Друкер П. Post - Capitalist Society. N.Y., 1993 // Цит. по: Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 95.
4.Хоминич И.П. Инновационный менеджмент банковской деятельности // Банковские услуги. 1998. № 3. С. 11.
Об авторе
Никонец О.Е.- кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, 241000, г. Брянск, ул.Пролетарская, д.1, кв. 7, [email protected]
AN INNOVATIVE TYPE OF BANKING SYSTEM DEVELOPMENT