УДК 330
С. И. Межов, Д.А. Дмитриев
Инновационный процесс на промышленных предприятиях:
развитие и устойчивость
Современные инвестиционно-инновационные процессы в экономике России отличаются комплексным характером организационных решений и требуют адекватного подхода к их анализу и оценке эффективности. От этого зависят обоснование стратегического направления развития предприятия, обеспечение его конкурентоспособности и решение других важных задач управления, которые невозможно реализовать без разработки и применения эффективных инструментов и процедур анализа инноваций в промышленных компаниях.
Сегодня во многих отраслях логика, работающая на поддержку внутренней их ориентации и централизованный подход к НИОКР, устарела. Полезные знания широко распространены во многих отраслях, и возникающие идеи должны использоваться предельно оперативно, если фирма не хочет, чтобы они были потеряны. Эти факторы породили новую логику - логику открытых инноваций, которая охватывает внешние идеи и знания и стыкует их с внутренними НИОКР. Для решения этой задачи требуются различные виды деятельности внутри самой фирмы, связанные с НИОКР.
Сегодня очень сильными рычагами инновационного процесса становятся такие механизмы, как корпоративный венчурный капитал, лицензирование, отпочкование, внешние исследовательские проекты и интеллектуальная собственность [6]. Разработка таких механизмов и процедур - весьма актуальная задача для современной российской промышленности.
Опыт крупнейших инновационных корпораций, например Intel, говорит о том, что большинству отечественных корпораций необходимо радикально сменить отношение к собственным НИОКР. Вместо создания формальной исследовательской организации целесообразно структурировать организацию корпорации вокруг производства и интенсивно использовать производственные предприятия, оборудование и процессы
для проведения исследовании в целях усовершенствования их продуктов [6].
Вследствие этого подхода промышленные предприятия смогут получать инновации, воспользовавшись результатами тщательного анализа при передаче технологии производственникам, а не масштабных и строгих научных исследовании, проводимых в чисто научных целях.
С учетом зарубежного опыта инновационной деятельности необходимо создавать вместо централизованных лабораторий децентрализованную распределенную модель исследований в виде нескольких лабораторий, каждая из которых должна заниматься конкретным направлением или продуктом. Такие лаборатории с точки зрения организации должны быть созданы в соответствии с цепью ценности фирмы, применяемой для построения ее бизнес-модели по производству конкретной группы товаров.
Таким образом, комбинация сфокусированных внутренних лабораторий плюс совокупность внутренних и внешних исследований позволят промышленной компании реализовать свою инновационную стратегию. Основная роль таких внутренних лабораторий - связь предприятия с внешним исследовательским миром. Для более тесной связи можно открывать внешние исследовательские лаборатории или научно -исследовательские центры, но уже поблизости с ведущими университетскими центрами, а не рядом с собственным производством, а также финансировать отдельные программы университетских исследований. В этом случае компании смогут выиграть за счет раннего доступа к перспективным новым технологиям.
Следующим шагом к внешним инновациям будет корпоративный венчурный капитал - для создания и наращивания цепи ценности поставщиков, на которых может положиться промышленная корпорация, а также для изучения новых потенциальных технологий и рынков. Именно сочетание внешних сфокусированных научных
^НаучнО-Технические^^ведомости^СПбГПу
исследований и корпоративного венчурного капитала позволит разобраться в будущих технологических возможностях. Таким образом, вместо прямой интеграции компании со всеми поставщиками и потребителями (если речь идет о фирме - поставщике комплектующих для производителя-потребителя ее продукции) в эпоху, открытую для инноваций, оптимальным выходом на новые продукты и технологии является инвестирование компаний, которые производят продукты всей цепочки ценности промышленной корпорации. Вышеописанная модель инновационного процесса строится на двух принципах:
- если новая идея - результат прямых открытий, то фирме следует инвестировать в сфокусированные внутренние исследования, чтобы повысить шансы на отыскание таких открытий;
- если следующая крупная идея, что скорее всего, придет из большого числа направлений, то лучше структурировать организацию так, чтобы своевременно отслеживать различные исследовательские источники и быстро реагировать на открытия, связанные с исследованиями, и в тот момент, когда они только что сделаны.
В работах Клейнера [2] сформулированы основы системно-интеграционной теории предприятия, где в частности вводится понятие «событие» - как промежуточное звено между рутинными, относительно стабильными действиями на предприятии и инновациями. В связи с этим в развитии корпораций можно выделить две стадии: эволюционного, или стабильного, развития; возникновения событий, или революционного развития. Такое выделение стадий также важно с точки зрения моделирования инновационных процессов в корпорации.
Корпорация, имеющая оптимальную величину мощности, соответствующую ее доле на рынке с учетом перспектив его расширения, у которой сформирована рациональная организационно-производственная структура с профессиональным менеджментом, находится в стадии стабильного развития. Она характеризуется относительной стабильностью номенклатуры изделий и цикличностью в решении стратегических задач.
Стадия перехода к выпуску принципиально новых изделий, или перехода на принципиально новую технологию изготовления изделий, или
резкого увеличения выпуска продукции (рост мощности в несколько раз), или совершенствования организационно-производственной структуры корпорации, носит название стадии возникновения событий или переходных моментов.
В практике бизнеса на смену парадигме «сначала сохранение, затем развитие» приходит новая - «сохранение через развитие».
Современный менеджмент промышленной корпорации ориентирован на создание и поддержание конкурентных преимуществ, позволяющих фирме достигать стратегические цели, получать прибыль и увеличивать долю рынка. Конкурентные преимущества могут быть обеспечены за счет уникальных активов, экономии на масштабах производства, более эффективного управления по сравнению с конкурентами. Сегодня, в условиях технологизации экономики, по мнению многих экономистов, ученых, политиков устойчивое конкурентное преимущество основывается на непрерывной инновационной деятельности. Степень влияния технологического развития на долгосрочную конкурентоспособность в компаниях различна и зависит как от отраслевой специфики, так и от культуры, ценностей и стратегии конкретной фирмы [4]. Следовательно, организация и планирование стратегии инноваций должны занять ведущее место в общей стратегии промышленного предприятия.
Фирмы в условиях конкуренции добиваются успеха, когда они предлагают продукты новые, лучшие или сравнительно более дешевые, что удовлетворяет потребности потребителей более эффективно по сравнению с конкурентами. Другими словами, конкурентное преимущество промышленного предприятия вытекает из способности своевременно производить новые товары, т. е. фактически создавать новые рынки или производить товары с меньшими издержками, чем конкуренты. Здесь технологические инновации играют важнейшую роль в увеличении производительности труда, улучшении и создании новых продуктов и услуг. Новые продукты, помогая завоевывать рынок, увеличивают рентабельность производства, а их успешный вывод на рынок может потребовать изменения технологического процесса. В случае более зрелых продуктов рост продаж зависит от успешной продуктовой дифференциации, основанной на инновационной деятельности.
»
Как показал глобальный финансовый кризис, проблема рисков и обоснования инновационных решений становится все острее. Особенно она актуальна для отечественных инновационно-ориентированных предприятий, не обладающих достаточным опытом в области инвестиционного сопровождения инноваций и капиталом. В процессе развития компании происходит замена устаревших видов продукции новыми образцами, что, как правило, связано с перестройкой всего производства, совершенствованием технологии и рационализацией системы управления производством.
Инновационные решения влияют на такие подсистемы, как производство, финансы, инвестиции, планирование, а также на ключевые характеристики предприятия - финансовую устойчивость, инвестиционную привлекательность, дивидендную политику, стоимость бизнеса. Они разнонаправленно определяют рентабельность и ликвидность производства, политику формирования источников финансирования, механизм расходования инвестиционных ресурсов.
Планирование стратегических инноваций должно быть ориентировано на решение следующих вопросов:
- когда выходить компании на рынок с новым продуктом;
- сколько ресурсов может выделить промышленная компания на инвестирование инноваций, в частности на НИОКР, коммерциализацию нового продукта;
- какие источники финансирования инноваций может использовать компания без ущерба для своего финансового состояния;
- как распределить капитал на инновационный процесс и операционную деятельность с учетом непрерывности и системности их в жизнедеятельности предприятия.
Проблемы формирования сбалансированной операционно-инновационной программы промышленного предприятия сложны, необходим системный анализ множества аспектов и критериев, определяющих развитие предприятия и в то же время его финансовую устойчивость. По сути, речь идет о механизме разработки и осуществления продуктовых инноваций, обеспечивающих устойчивый экономический рост промышленного предприятия. При этом под операционно-инновационной программой подра-
зумеваются единый или сбалансированный на выделенном участке времени (год или более) план производства и реализации товарной продукции и план инновационных работ по подготовке к запуску перспективных изделий, приходящих на замену исключаемых из производства.
Формирование такой программы, на наш взгляд, должно осуществляться на следующих принципах:
- объем продаж или доля рынка должны устойчиво возрастать или, как минимум, не сокращаться;
- объем общих инвестиций в производство и инновации не должен снижать уровня стратегической финансовой устойчивости и платежеспособности;
- рентабельность продаж не должна снижаться ниже допустимого нормативного уровня, принятого менеджментом предприятия;
- объем и использование инвестиций в инновационные продукты должны быть достаточными с точки зрения сроков реализации нововведений, в противном случае это снизит рентабельность продаж в стратегической перспективе.
Общая задача формирования сбалансированной операционно-инновационной программы предприятия может быть поставлена следующим образом: необходимо формировать такую программу деятельности (номенклатуру текущего производства и инноваций), которая бы позволяла наращивать или, как минимум, не терять конкурентоспособности в стратегической перспективе.
В этом случае производственный процесс целесообразно рассматривать в единстве двух главных подпроцессов: операционного и инновационного. Операционный - это решение текущих задач производства и продажи изделий, а инновационный - всех перспективных задач для будущего производства. Операционный процесс является источником финансовых ресурсов для всех форм инвестиций, в том числе и инновационных. Устойчивость операционной деятельности обеспечивает инвестиционную привлекательность предприятия, инвестиции же, в свою очередь, обеспечивают текущую и стратегическую конкурентоспособность.
Одной из основных задач стратегического управления в данном случае является трансформация инновационных процессов в операцион-
ные в соответствующие будущие моменты времени. Без текущей деятельности, обеспечивающей ресурсы существования, не может быть предприятия сегодня, а без инновационной деятельности не может быть будущей операционной деятельности, т. е. не будет предприятия завтра.
Как часто бывает на практике, динамика жизненных циклов различных изделий не совпадает. Одни изделия пользуются повышенным спросом, спрос на другие падает и постепенно прекращается. Поэтому формирование производственной программы превращается в достаточно сложную задачу - балансирования факторов спроса, финансовых ресурсов, производственной мощности, рентабельности, финансовой устойчивости, инноваций.
Производственная программа формируется из изделий, из которых одни производятся фактически, другие, находящиеся в стадии разработки, - условно. Для этих изделий осуществляются текущее инвестирование, затраты на материальные и трудовые ресурсы, формирование технологии (т. е. ведется подготовка будущего производства). Эти затраты до момента внедрения осуществляются за счет накладных расходов на постоянной основе.
В результате операционной деятельности фирма аккумулирует доход, часть которого идет на формирование инвестируемого капитала, предназначенного для финансирования операционной деятельности (ИКо - инвестируемый операционный капитал) и на финансирование инновационных процессов (ИКи - капитал инвестирования инновационной деятельности). В случае если собственных источников финансирования не хватает, предприятие привлекает заемный капитал с рынка. При этом чем более эффективно протекают операционные процессы, чем выше доход, прибыль и качество менеджмента, тем легче предприятию привлекать заемные источники финансирования своих бизнес-процессов. Таким образом, общий инвестируемый капитал
ИК = ИКо + ИКи . (1)
Промышленное предприятие тратит инвестиционные средства в размере ИК, а добавленную стоимость генерирует только ИКо. При этом для инновационно ориентированных предприятий инвестиции на разработку новых продуктов существенно больше нуля, т. е. ИКи > 0.
Влияние затрат на текущие исследования и разработки покажем на модели «затраты-продажи». Предположим, что некая фирма производит изделие Х1 и осуществляет разработку второго, Х2. Цена изделия: Х1 - Р1. Переменные издержки - уе1, постоянные затраты - /е. При этом постоянные затраты содержат две составляющие: непосредственно производственные издержки (/еп) и издержки текущего инвестирования инноваций /еи). В этом случае можно записать:
/е = /еп + /еи . (2)
Искомая модель выглядит следующим образом:
V = Р1 (3)
S = уе1Х1 + /е
(4)
Точка безубыточности для этой фирмы по изделию Х1
Й1б = /еп /(Р1 - у*1)+/еи /(Р1 - 1*1). (5)
Как видим из выражения (5), при инновационных затратах точка безубыточности состоит из двух составляющих: операционной -/еп /(Р1 - уе1) и инновационной - /еи /(Р1 - уе1). Естественно, компенсация затрат на инновации ложится на производственный процесс, отсюда и увеличение точки безубыточности на величину /еи/(Р1 - уе1).
Рассмотрим, как в этом случае изменяется рентабельность. Используя соотношения (3) и (4), определим рентабельность продаж по валовой прибыли Е) без учета налогов и НДС:
Ег = (Р1 - уе 1) Ql - /еп -/еи.
(6)
Обозначим валовую прибыль от производственной деятельности как
Еп = (Р1 - уе{) Ql -/еп.
Тогда правую часть выражения (6) можно записать в следующем виде:
Е% = Еп /еи .
(7)
Рентабельность (Яп) получим поделив Е9 на объем продаж:
Я = Ее / V = (Еп -/еи) / V = Еп / V -/еи / V, (8)
где Еп / V - рентабельность от операционной деятельности; /еи / V - доля непроизводительных
затрат в объеме продаж. Требование эффективности деятельности фирмы накладывает на соотношение (8) ограничение
0 < Еп / V-/Си / V > Я„ ,
где - нормативная рентабельность продаж.
После преобразований получим основное ограничение на объем инновационных затрат по рентабельности:
Еп / V - Я„ > /Си / V.
Это ограничение говорит о том, что разность между фактической и нормативной рентабельностью продаж от операционной деятельности должна быть больше или равна доле непроизводительных затрат на инновации.
Необходимость постоянных инвестиций в развитие, инновации зачастую сопряжена с потерей ликвидности и устойчивости. В процессе формирования сбалансированной операционно-иннова-ционной программы предприятия необходим анализ множества аспектов и критериев, определяющих долгосрочное развитие предприятия и в то же время его финансовую устойчивость в краткосрочной перспективе. Следовательно, перед менеджментом предприятия всегда стоит задача недопущения потери ликвидности и устойчивости. Обеспечение финансового равновесия в процессе развития предприятия представляет собой систему мер, направленных на поддержание механизма сбалансированного роста по базовым экономическим показателям в длительном периоде. Этот механизм базируется на использовании модели устойчивого роста предприятия, обеспечиваемого основными параметрами его финансовой стратегии:
=
Pm (1 + dр)(1 + L) ts - Pm (1 - dp)(1 + L)'
где - темп прироста объема реализации продукции без нарушения финансового равновесия предприятия (в долях единицы); Рт - коэффициент рентабельности реализации продукции; ^ -распределение прибыли (коэффициент рефинансирования чистой прибыли); Ь - формирование структуры капитала через коэффициент финансового левериджа и политику финансирования активов; ^ - формирование состава активов через коэффициент оборачиваемости активов.
Модель устойчивого роста раскрывает глубокую системную связь показателей рентабельности и устойчивости, является регулятором оптимальных темпов изменения объема операционной деятельности и может также служить конструктивной моделью для определения новых параметров финансового развития предприятия.
Таким образом, устойчивое развитие предприятия в условиях инноваций кроме прочего обеспечивается следующими основными финансовыми параметрами:
- коэффициентом рентабельности реализации продукции;
- политикой распределения прибыли (коэффициентом рефинансирования чистой прибыли);
- политикой формирования структуры капитала, отражаемой коэффициентом финансового левериджа или, соответственно, политикой финансирования активов;
- политикой формирования состава активов, отражаемой коэффициентом оборачиваемости активов.
Как видим, проблемы инвестиций, инноваций, источников финансирования оказываются взаимосвязанными. Использование таких моделей, а также системных методов, включая имитационное и оптимизационное моделирование, позволит выявить количественную взаимосвязь этих сфер деятельности, что в свою очередь обеспечит принятие обоснованных стратегических решений.
список литературы
1. Данилин, В.И. Операционное и финансовое планирование в корпорации (методы и модели) [Текст] / В.И. Данилин. - М.: Наука, 2006. - 334 с.
2. Клейнер, Г.Б. Стратегия предприятия [Текст] / Г.Б. Клейнер. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008. - 568 с.
3. Комплексный экономический анализ предприятия [Текст] / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
4. Кузнецова, С.А. Инновационная стратегия как часть стратегии бизнеса [Текст] / С.А. Кузнецова //
Экономическое управление корпорацией / под. ред. В.В. Титова, В.Д. Марковой. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004. - 308 с.
5. Титов, В.В. Производственный менеджмент: основные принципы и инструменты организационного развития [Текст] / В.В. Титов, И.С. Межов, А.А. Соло-дилов. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. - 276 с.
6. Чесбро, Г. Открытые инновации [Текст] / Генри Чесбро; пер. с англ. В.Н. Егорова. - М.: Поколение, 2007. - 336 с.