УДК 658.5
инновационный потенциал малых инновационных предприятий, создаваемых при высших учебных заведениях
с. а. КНЯЗЕВ,
кандидат экономических наук, ассистент кафедры менеджмента E-mail: sergey-cknyazev@mail. ru
О. П. апарина,
ассистент кафедры менеджмента E-mail: ax_ap@mail. ru
Волгоградский государственный университет
В статье рассматривается проблема повышения инновационного потенциала малых инновационных предприятий, создаваемых при вузах. Авторы рассматривают основные препятствия, мешающие таким предприятиям эффективно коммерциализировать новшества, предлагают пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: инновационный потенциал, малые инновационные предприятия, инновации, инновационные барьеры.
В условиях модернизации российской экономики особый интерес вызывают вопросы, связанные с переходом в русло устойчивого инновационного развития. Важными факторами успешности модернизации являются, с одной стороны, уровень научно-технического задела, накопленного российским научным сообществом, с другой стороны — предпринимательские способности граждан, реализуемые в сфере малого предпринимательства. Синтез этих двух важных факторов воплотился в законодательно закрепленной инициативе российской власти по созданию малых инновационных предприятий (МИП) при вузах и научно-исследовательских институтах. Повышение инновационного потенциала такого рода предприятий, как способности создавать и коммерциализировать новшества, является важной проблемой, что и обусловило актуальность данной статьи.
Инновационный потенциал предприятия — это совокупность ресурсных возможностей по достижению инновационных целей. Инновационный потенциал предприятия является составной частью общего потенциала, аккумулируемого для создания, освоения и коммерциализации новшеств. Заметим, что инновация в данном случае понимается в узком смысле — как внедрение нового или усовершенствованного продукта (товара, услуги, работы). Это позволяет не применять слишком расширенную трактовку инновации, включающую еще и различные организационно-управленческие новшества, и сузить предмет исследования.
Универсальный методологический подход в исследовании инновационного потенциала предприятий может быть основан на использовании многофакторной модели производства, предложенной профессором О. В. Иншаковым1. Продукт системы в рамках данного подхода рассматривается как функция основных (базовых) факторов производства:
Q = f (А, T, М, Ins, O, Inf), где Q — произведенный продукт (в том числе и инновационный); А — человеческий фактор;
1 Иншаков О. В. Экономическая генетика как основа эволюционной экономики // Вестник ВолГУ. Серия 3. Вып. 10. 2006. С. 6—16.
Т — технико-технологический фактор;
М — природно-ресурсный фактор;
Ins — институциональный фактор;
О — организационный фактор;
Inf — информационный фактор.
Очевидно, что факторы производства становятся таковыми только непосредственно в процессе производства. До того как быть вовлеченными в процесс производства, они являлись потенциальными ресурсами, которые, в свою очередь, образовались из условий окружающей среды. Человек, исходя из своих потребностей, выполняет определенные действия, вовлекая необходимые ресурсы в производственные процессы, в результате чего происходит создание продуктов для удовлетворения конкретной потребности. Произведенный продукт меняет существующие условия (предметы и процессы) и ресурсы окружающего мира, переводя их в новое состояние или на новый уровень эволюции.
Применительно к инновационной деятельности производственной системы соответствующие окружающие ее объекты, процессы и условия будут составлять инновационный климат, в котором функционирует данная система. Очевидно, что инновационный климат влияет на качественные и количественные характеристики ресурсов, доступных для производства инновационного продукта. Доступные ресурсы непосредственно влияют на комбинацию факторов производства, вовлеченных в производственный процесс. Величина производительности применяемых факторов во многом зависит от эффективности их использования в процессе функционирования предприятия, что в конечном счете определяет успех или неудачу в производстве инновационного продукта. Графическая интерпретация данного подхода представлена на рисунке, где схематически показывается вовлечение базовых факторов (A, T, М, Ins, O, Inf) в процесс реализации инновационного потенциала.
Применительно к инновационной деятельности предприятия окружающие его объекты, процессы и условия будут составлять инновационный климат (см. рисунок, поз. 1), в котором оно функционирует. Инновационный климат влияет на качественные и количественные характеристики ресурсов, доступных для производства инновационного продукта. Доступные предприятию ресурсы составляют общий потенциал предприятия (рисунок, поз. 2), который включает в себя несколько компонентов: человеческие, природно-ресурсные, технико-технологические, институциональные, организационные и информационные ресурсы. Часть ресурсов, входящих в состав общего потенци-
68 -
ала предприятия, интегрируется в инновационныи потенциал предприятия (рисунок, поз. 3) через постановку инновационной цели. В этоИ связи инновационный потенциал предприятия рассматривается как совокупность ресурсных возможностей, имеющихся у предприятия для достижения инновационных целей. Реализуясь в функциональных сферах деятельности предприятия (рисунок, поз. 4), компоненты инновационного потенциала становятся факторами производства инновационного продукта (рисунок, поз. 5) 2.
Управление инновационным потенциалом решает три основные задачи:
1) формирование инновационного потенциала — первичное планирование и приобретение ресурсов, необходимых для достижения инновационных целей;
2) наращивание инновационного потенциала — количественное и качественное улучшение показателей состояния инновационного потенциала на предприятии. Можно выделить экстенсивный и интенсивный подходы к наращиванию инновационного потенциала (табл. 1);
3) реализация инновационного потенциала — процесс преобразования компонентов инновационного потенциала в конечный продукт — инновацию.
Очевидно, что инновационный потенциал создаваемых в рамках Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ3 малых инновационных предприятий при вузах будет тем выше, чем больше внимания уделяется его формированию и наращиванию, особенно на начальных этапах развития. Рассмотрим цели и способы создания МИП при вузах.
Государство представляется одним из основных заинтересованных лиц в процессе коммерциализации инноваций. Именно высшая государственная власть была инициатором принятия Федерального закона № 217-ФЗ (следует отметить, что данный Федеральный закон был разработан и принят в довольно короткие сроки, что, возможно, и послужило причиной некоторых недоработок и появившейся в связи с этим критики). Одной из декларируемых целей государства, помимо создания «прослойки» МИП
2 Князев С. А., Мосейко В. О. Определение инновационного потенциала предприятия на основе факторного подхода // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2008. № 2 (13). С. 32.
3 Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
ных и научно-исследовательских учреждений научно-технического потенциала. Менее явной целью может быть предоставление возможности вузам извлекать средства на уставные цели с помощью МИП в условиях сокращения бюджетного финансирования.
Другим важным действующим лицом оказываются сами вузы. С одной стороны, им предоставляется возможность в соответствии с письмами и рекомендациями Министерства образования и науки РФ сделать переоценку объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Эта переоценка связана с определенными сложностями. Во-первых, при переоценке нематериальных активов может возникнуть обязанность по уплате налога на прибыль, что, впрочем, можно минимизировать. Во-вторых, результаты инновационной деятельности (РИД) необходимо сначала отобразить на балансе вуза, прежде чем передавать на баланс МИП. как институциональной основы дальнейшего эко- Причем передаются в основном патенты. А один номического развития, является получение отдачи из самых распространенных способов оформле-от накопленного в рамках бюджетных образователь- ния прав собственности — ноу-хау — для вузов
Таблица 1
Экстенсивный и интенсивный подходы к наращиванию инновационного потенциала предприятия
Компонент инновационного потенциала Мероприятия в рамках экстенсивного подхода Мероприятия в рамках интенсивного подхода
Человеческий (А) Увеличение количества рабочей силы, применяемой для производства инноваций Улучшение качества рабочей силы через повышение уровня знаний, навыков, умений, компетенций
Природно-ресурсный (М) Приобретение большего количества сырья, материалов, комплектующих для инновационной деятельности Снижение отходности и ресурсоемкости производства инноваций, переход на новые ресурсы
Технико-технологический (Т) Увеличение производственных мощностей в инновационной сфере Внедрение ресурсосберегающих и ресурсозаме-няющих технологий, увеличение загруженности основных производственных мощностей
Институциональный (Ins) Увеличение количества правил, норм, установлений, регулирующих внутреннюю инновационную деятельность предприятия Оптимизация правил, норм и установлений, регулирующих внутреннюю инновационную деятельность предприятия, на предмет противоречий, дублирования, «пробелов» и т. д.
Организационный (O) Увеличение количества организационных мероприятий, структурных подразделений, связанных с инновационной деятельностью Оптимизация организационной структуры, повышение качества организационных мероприятий по управлению инновационной деятельностью
Информационный (Inf) Увеличение количества единиц информации, связанной с инновационной деятельностью Улучшение показателей использования информации (например полнота, точность, своевременность, релевантность информации)
Схема реализации инновационного потенциала предприятия в процессе производства инновации
невозможен, так как академическая деятельность не связана с режимом коммерческой тайны, а, наоборот, предполагает публикацию результатов исследований. Причем юридическое оформление прав на интеллектуальную собственность не всегда доводится до конца.
С другой стороны, руководство многих вузов не всегда понимает необходимость создания дочерних МИП. Впрочем, для вузов, активно ведущих инновационную деятельность, здесь возникают следующие перспективы. Во-первых, есть возможность приватизации материальных и нематериальных активов, которые на базе вуза используются в опытном производстве продукции, пользующейся достаточным спросом. Во-вторых, так как государство намерено оказывать поддержку МИП при вузах, то появляется возможность перераспределять финансовые потоки, получаемые, например, в виде грантов, для поощрения сотрудников, укрепления материально-технической базы и т. д.
Потенциально заинтересованными лицами оказываются авторы — разработчики интеллектуальной собственности и инвесторы. Первые получают возможность адекватной рыночной, а не бюджетной оценки своих интеллектуальных усилий по созданию новшеств, хотя во многих случаях здесь появляется проблема низкой предпринимательской активности создателей ОИС, заинтересованных более в продолжении научных исследований, нежели в ведении бизнеса. Частные инвесторы проявляют небольшой коммерческий интерес к вложениям в МИП при вузах, во-первых, из-за высокой степени риска инвестиций в инновации (впрочем, категория венчурных инвесторов, и тем более бизнес-ангелов, в России пока еще в принципе малочисленна, безотносительно организационных форм инновационных предприятий). Во-вторых, из-за нежелания взаимодействовать с бюрократическими (далеко не в веберовском смысле этого слова) процедурами бюджетных организаций. В-третьих, из-за невозможности предоставления исключительных прав на ОИС в рамках МИП.
Впрочем, руководство страны, обращаясь к инвесторам, призывает МИП работать в рамках существующих технологических платформ. Тем не менее оптимистические прогнозы министра образования и науки А. А. Фурсенко о создании уже к осени 2009 г. 2,5 тыс. МИП при вузах не оправдались (за год работы Федерального закона № 217-ФЗ появилось лишь 337 предприятий). Следует отметить, что если в феврале 2011 г. А. А. Фурсенко на рабочей встрече с премьер-министром В. В. Путиным упоминал МИП в количестве более 700 предприятий, то уже 17 мая
70 -
2011 г. премьер-министр В. В. Путин на заседании Президиума Правительства РФ говорил о более чем 900 МИП при вузах и НИИ. Впрочем, многие МИП проходят процедуру формальной регистрации, после которой не ведут никакой реальной хозяйственной деятельности. Причиной этого служит как необходимость вузов отчитаться по работе в рамках Федерального закона № 217-ФЗ, так и незавершенность НИР и ОКР, которые планируется коммерциализировать в рамках МИП.
На взгляд авторов, в случае с МИП при вузах их инновационный потенциал на начальных этапах жизненного цикла в первую очередь определяется стоимостью ОИС, внесенного в уставной капитал. В этом ОИС воплощается совокупность знаний разработчика. То есть знания ключевых сотрудников образуют основу МИП при вузах.
Применение корпоративных знаний в деятельности предприятия при производстве продукции (товаров, услуг, работ) делает эти знания своеобразным активом предприятия, имеющим нематериальную форму. Представляется, что структура такого рода «знаниевых активов» неоднородна и ее можно исследовать на основе подхода профессора О. В. Иншакова (табл. 2).
Знания фирмы не возникают сами по себе или из ниоткуда. Основным носителем, распространителем, пользователем и создателем знания выступает человек со своим индивидуальным набором знаний, умений, навыков и способностей (в том числе и способности к обучению, т. е. овладевать новыми знаниями). В то же время производство, распространение и применение знаний происходят не в вакууме, а в определенной социальной среде внутри и за пределами фирмы, и коллектив, так же, как и человек, является частью знаниевых активов. То есть человеческие ресурсы, на взгляд авторов, — основной элемент знаниевых активов.
Хранение, распространение, а зачастую применение и производство знаний происходят с использованием определенных технических средств и технологических процедур, поэтому технико-технологические ресурсы также являются частью знаниевых активов.
Оптимальные, непротиворечивые, социально приемлемые и разделенные коллективно и индивидуально сотрудниками фирмы нормы и правила сбора, хранения, распространения, применения и производства знаний составляют институциональные ресурсы фирмы как часть знаниевых активов.
Используемые в фирме организационные структуры, коммуникационные сети и стили, стили управления, корпоративная культура и другие
Таблица 2
Структура знаниевых активов фирмы
Ресурсы организации Направление использования
Человеческие (А) Производство, передача и прием знаний для создания ИС. Носители явных и неявных знаний
Материальные (М) —
Технико-технологические (Т) Оборудование для хранения и передачи данных
Институциональные (Ins) Нормы и правила сбора, хранения, передачи и производства знаний
Организационные (О) Проектирование самообучающейся организации. Формирование инновационной культуры
Информационные (Inf) Массив данных, образующих систему корпоративных знаний и используемых при сборе, хранении и передаче знаний
Таблица 3 Основные функции управления знаниями
Функция менеджмента Содержание и ресурсы
Планирование и прогнозирование Определение потребности в знаниях (Inf). Составление планов, поручение заданий и делегирование полномочий по управлению знаниями (А)
Мотивация и стимулирование Система стимулирования труда по кодификации, передаче, хранению, использованию и производству знаний (А)
Организация и координация Система организационно-распорядительских мер, норм и правил, определяющих порядок работы со знаниями (Ins, O)
Учет, анализ и контроль Мониторинг состояния «знаниевого» массива и деятельности сотрудников в сфере знаний (A, О, Inf)
составляющие организационных ресурсов также являются частью знаниевых активов.
Наконец, информационный ресурс следует рассматривать как массив явных знаний фирмы, определенным образом структурированный и используемый в деятельности фирмы.
Что касается материальных ресурсов, то они не используются в производстве знаний, так как знания имеют нематериальную природу.
Управление знаниями как активами фирмы подразумевает использование основных функций управления, таких как планирование, мотивация, организация и контроль (табл. 3).
Для эффективной коммерциализации новшеств руководству как МИП, так и вуза следует работать в тесном взаимодействии и обращать внимание на следующие ключевые моменты:
• отслеживание новых перспективных разработок в целях создания новых МИП;
• мотивация предпринимательской деятельности авторов РИД путем проведения различных обучающих программ в области бизнес-планирования, основ управленческой деятельности, инновационного менеджмента и др. экономических и управленческих дисциплин (знание основ ведения бизнеса облегчает адаптацию к предпринимательской роли), а также программы материального и нематериального стимулирования;
• укрепление материально-технической базы и облегчение доступа к ней сотрудников МИП;
• оказание методической помощи;
• оказание вузом сопутствующих бухгалтерских, юридических услуг;
• использование создаваемым МИП уже наработанных вузом деловых связей с различными коммерческими предприятиями.
Таким образом, основной частью инновационного потенциала малого инновационного предприятия, создаваемого при вузе или НИИ, являются знаниевые активы. Для повышения капитализации этих активов необходимы дальнейшие инвестиции в человеческий капитал со стороны инвесторов и бюджетных организаций, а также создание и улучшение материально-технических, институциональных, организационных и информационных условий для эффективной реализации инновационного потенциала МИП при вузах.
Список литературы
1. Иншаков О. В. Экономическая генетика как основа эволюционной экономики // Вестник ВолГУ. Серия 3. Вып. 10. 2006. С. 6—16.
2. Князев С. А., Мосейко В. О. Определение инновационного потенциала предприятия на основе факторного подхода // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2008. № 2 (13). С. 27—33.